Абхазская свадьба традиции


Как играют свадьбу в Абхазии

Как играют свадьбу в Абхазии. Свадебные традиции в Абхазии.

Практически в самом центре Кавказа расположилась небольшая, но очень красивая и уютная страна - Абхазия. Как и в других странах Кавказа, здесь живут гордые, независимые, иногда суровые люди, которые чтут свадебные традиции своих предков и очень гостеприимно встречают гостей. Как и у любых других национальностей у абхазов есть устоявшиеся веками ритуалы и традиции. Одними из таких традиций является свадьба.  Издавна у абхазов запрещалось кровосмешение. У них строго запрещено жениться на представителях своего рода и носителях одинаковых фамилий. Так же раньше было запрещено брать свадьбу между людьми, принадлежащими к разным классам. Сейчас эта традиция устарела, но иногда имеет место быть. Но самым страшным нарушением традиций было и есть кровосмешение. За такое нарушение устоев могут даже выгнать из дома, отречься. Для родни нарушивший человек просто перестает существовать.

Как и во многих восточных странах, брак в Абхазии заключается с согласия старших родственников и жениха, мнение невесты не особо учитывается в этом вопросе. Она своего жениха зачастую видит только в день свадьбы. Так же в этой стране все еще распространен обычай кражи невесты. Обычно крадут самых красивых и богатых девушек из-за того что боятся отказа в свадьбе от старших родственников. Родственники могут потребовать вернуть девушку, но обычно этого не происходит. Причина этому то, что выдать замуж девушку, которая была выкрадена очень сложно. Именно поэтому женщины в Абхазии редко счастливы в браке с любимым человеком. Свадьба в этой стране играется только через 2 года, после того как девушку привели в дом. Свадебная церемония у абхазов очень пышное и многолюдное мероприятие и начинается оно со сватовства или с кражи  невесты.

Сватовство происходит практически так же как во многих других странах востока и перекликается с традициями других народов. Во время сватовства в дом невесты приезжает родня жениха с подарками, среди которых украшения, ценные вещи, лошадь, деньги, и затем уже сватают невесту. После чего сваты уезжают, домой давая родственникам невесты время на обдумывание предложения. Если родственники невесты согласны на свадьбу, то в ответ отсылается какая либо личная вещь девушки.

Продолжение церемонии свадьбы в Абхазии тоже очень интересное. Свадьба начинается в доме невесты, но за невестой едет совсем немного народа. Для невесты ее подруги и сверстниц накрывается стол в отдельной комнате, зайти к ней могут только ее родственники, молодые люди и женская половина родственников жениха. Невеста раньше была одета в длинное платье с рукавами, высоким воротником, на голове был повязан платок, сейчас же облик абхазской невесты европеизирован. Невеста в Абхазии одевает привычное для нас свадебное платье, фату и туфли. Но конечно, платье невесты минимально открытое и достойное.

Когда наступает время отъезда невесты из дома, гостеприимные родственники всеми силами пытаются удержать гостей за столом. По пути следования гостей и невесты из дома постоянно произносятся тосты, а так же поется "песня проводов невесты".

Встреча невесты в доме жениха один из самых ярких событий вечера. Когда невеста приезжает в дом жениха, еще до порога мать жениха трижды обходит невесту. Когда невеста начинает подниматься в дом по ступенькам, ее обсыпают конфетами и серебряными монетами - это символизирует безбедное существование молодой семье, сладкую жизнь. Когда невеста переступает порог, над ее головой перекрещиваются кинжалы, это символизирует защиту молодых от происков злых духов. Во дворе дома жениха специально устанавливается стол, на котором выставляется на всеобщее обозрение приданое невесты. Раньше оно включало в себя предметы первой необходимости, ткани, и даже животных. Сейчас эта традиция отошла в прошлое, а приданое невесты чаще всего денежное. После просмотра приданого родственники невесты подносят подарки родным жениха. В это время в самом доме женщины и самые близкие родственники жениха проводят смотрины невесты.

Дальше начинается свадебное пиршество. Гостей со стороны невесты  усаживают на самые лучшие места за свадебным столом. После этого слово берет хозяин дома. Ему подносят кубок с вином, а так же жаренные, надетые на шампур, сердце и печень жертвенного бычка. Хозяин произносит молитву и тост за молодых, после чего выпивает и закусывает. Оставшееся сердце и печень хозяин разрезает на кусочки и преподносит молодым и самым уважаемым гостям. Это и служит началом свадебного пиршества. Свадьба в Абхазии празднуется с большим размахом, иногда на таком торжестве присутствует около тысячи человек. Еще одно отличие свадебного торжества это отдельный стол для молодых, он может быть накрыт даже в другой комнате. Первый тост произносят за народ Абхазии, второй тост за погибших во время Великой отечественной войны в стране и только третий тост произносят за молодых новобрачных. Именно после него молодые приходят в общий зал и обходят все столы с гостями, чтобы каждый гость мог их увидеть.

В Абхазии очень много традиций связанных со свадьбой и если вам нравится эта удивительная красивая страна и гостеприимный народ, который в ней проживает, то вам придется по душе тур с символической свадебной церемонией. Такой тур в данный момент предлагает множество агентств. Он поможет любой семейной паре освежить свои отношения, добавить романтики.

Читайте так же: Самые необычные праздники народов мира

xn----ctbhcuudi8a0b1d.xn--p1ai

абхазские привычки и традиции, удивляющие туристов

Каждый турист, отправляясь в путешествие, что-то знает о стране, которую планирует посетить. На месте теория дополняется практикой, когда погружаешься в национальные особенности и обычаи. Абхазия - туристическая  страна, здесь рады гостям, но многое, что туристы могут встретить здесь, может, на первый взгляд, несколько удивить, а кого-то даже шокировать. Это не изменишь, к этому надо быть готовым.

Культ гостя

Если вам посчастливилось попасть в абхазский дом, то будьте уверены, что как минимум вы никогда не уйдете голодным и ,скорее всего, трезвым - хозяева выставят на стол все запасы, даже если они будут последними.

Приветствие

Приветствовать человека принято всегда и везде, не имеет значения знакомы или незнакомы. А вот не поздороваться или не ответить на приветствие считается верхом невоспитанности и даже оскорблением.

Запрет на имена 

Абхазские муж и жена не обращаются друг к другу по имени прилюдно. Абхазская невестка не имеет права произносить также имена близких родственников своего супруга. 

Большая свадьба 

Для Абхазии свадьба в пару сотен гостей считается скромной и маленькой. Все стремятся приблизиться в крайнем случае к тысяче. Здесь действует принцип "снежного кома", и на свадьбу приходят все имеющиеся близкие и дальние родственники, друзья и знакомые. Если вы получили приглашение на абхазскую свадьбу, надо обязательно идти, иначе отказ будет воспринят как оскорбление. 

Вилки прочь! 

Абхазы пользуются столовыми приборами, но есть блюда, к которым можно прикасаться только руками – прежде всего абыста (мамалыга из кукурузы), вареная говядина, акуд (соус из фасоли). Правило действует  не только дома, но и в ресторанах и кафе. 

Всем встать!

Кто бы ни пришел, все сидящие должны встать. В противном случае это воспринимается как неуважение и даже оскорбление. Хозяин и гости при каждом появлении человека встают, даже если он вышел на минутку и потом снова вернулся.

Безмолвная невестка

Одной из самых удивительных традиций в семейном кодексе абхазов остается запрет на разговоры абхазской невестки с родственниками своего супруга и в первую очередь со своим свекром, при котором она даже не имеет права садиться или же вообще смотреть в глаза. 

Черный дресс-код

Есть несколько причин почему в солнечной республике местные жители даже в знойную жару выбирают черную одежду. Местные женщины могут носить траур по умершим родственникам, как правило, до года. После Отечественной войны народа Абхазии многие надевали черное, потому что одежда  из темных тканей была более доступна, но это военное наследие постепенно уходит в прошлое, абхазы стали смелее отдавать предпочтение ярким цветам, но какой-то элемент обязательно будет темным.

Самолечение

В Абхазии очень популярны народные средства лечения, заболевшие очень часто обращаются к услугам знахарей и травников и настоятельно рекомендуют другим.

Много золота не бывает

У абхазов в традиции одаривать золотом невестку. Это должны сделать все родственники жениха. И не приведи господь, если кто-то попытается уклониться.

Под одной крышей

Не в обычаях абхазов поскорее выпорхнуть из родительского гнезда. Проживание с родителями - показатель почитания и заботы о них. Абхазские семьи большие и живут все вместе - родители с детьми, которые и сами уже родители. Оставить своих родителей одних является позором для сына, и часто к такому человеку очень предвзятое отношение в обществе. 

Не снимайте

В Абхазии, посещая дом, можно не снимать обувь. Если вы попытаетесь разуться, то вас попытаются отговорить всеми способами. Сделать замечание гостю – значит обидеть его. 

Сплошные поцелуи

Не удивляйтесь, если увидите в Абхазии мужчин и женщин, целующихся или обнимающихся при встрече. Так принято. 

Девичья фамилия

В Абхазии любая девушка, выходя замуж, оставляет свою фамилию и не берет фамилию своего супруга, но дети, рожденные в браке, берут фамилию отца. 

Выделяйся

Абхазское общество очень маленькое, и все друг друга знают, но каждый будет стараться как-то выделиться, заявить о себе. Покупка на последние деньги предмета роскоши, которым можно публично гордиться – дело нормальное. Накрыть богатый стол из последних сбережений – дело чести. Главное - не ударить в грязь лицом и показать свой достаток и гостеприимство, а какой ценой - это уже мало кого интересует. 

Пишем в тетрадь

Абхазы постоянно собирают деньги с гостей – будь то свадьбы или похороны. Насильно никто ничего не требует, но вот в специальную тетрадку запишут. За это на мероприятии отвечает отдельный человек. Этот "гроссбух" будут хранить в семье вечно. А когда у вас что-то будет намечаться, то откроют заветную тетрадку и посмотрят, сколько вы "записали", и здесь уже не обессудьте, если вам отплатят тем же. Вся эта система абхазского "кешбэка"  чем-то смахивает на кассу взаимопомощи, и к ней относятся очень серьезно.

Кража невесты

В Абхазии не часто, но происходит обычай, когда жених накануне свадьбы крадет свою возлюбленную. Никого это не удивляет, ведь большинство таких краж происходит с согласия родственников и, разумеется, избранницы.

Много домов во дворе 

Абхазский двор всегда большой, ухоженный, а самое интересное может в нем стоять и три дома. В абхазской усадьбе есть двухэтажный дом - его называют "асасааирта" - гостевой. Он самый большой и красивый, зал служит не только местом встречи и размещения гостя, но также и парадным помещением дома.

Второй дом - хозяйственная часть, здесь плита и столовая, семья проводит в ней весь день. И обязательно в каждом дворе стоит плетенная "апацха" с открытым очагом, над которым коптят сыр и мясо. 

Тост как молитва

Абхазы к застолью относятся очень строго и трепетно. Надо подчиниться всему церемониалу. Никто не имеет права выпить вина, если не произнесен тост всеми людьми, которые участвуют в застолье. Абхазский тoсты - это настоящие шедевры народного ораторского искусства и творчества. Порой они очень долгие, плавно переходящие в притчи и сказания - надо не просто сказать что-то доброе, а обязательно  глубокомысленное. 

Тосты имеют свою обязательную очередность, которую необходимо соблюдать. 

Абхазы почитают свои традиции и остаются им верны, несмотря на эпоху глобализации. Здесь можно не только увидеть уникальные древние памятники, но и окунуться в, возможно, странный, непривычный, но такой чарующий своей открытостью мир радушия и гостеприимства Абхазии.

sputnik-abkhazia.ru

Абхазская свадьба традиции | in.stream.com.ru

             У абхазов, как и у других кавказских народов, есть свои свадебные обычаи и правила.

Прежде всего, смотрят на возраст партнеров желающих вступить в брак. Обычно, средний возраст для женитьбы составляет от 25 до 32 лет, а для замужества от 18 до 25 лет. Девушка считается засидевшийся, если ей более 25 лет и её неохотно берут в жены.

У мужчин всё проще (в плане возраста). Как только абхазский мужчина заслужил уважение окружающих и добился какого-либо успеха, он может просить понравившуюся ему девушку в жены. Это своего рода рейтинг для близкого окружения и для безотказного сватовства.

Если сторона невесты настаивает против будущего брака, то очень часто совершалось похищение возлюбленной. Чаще всего после похищения родители невесты соглашались и давали благословение. Но бывало, что после хищения дочери, родители были разгневаны ещё больше и не давали согласия на брак.

Обычно в таких случаях жених мстил семье своей возлюбленной разными способами, например поджог, а на крайний случай даже убийство. Но сейчас в наше время это постепенно уходит в прошлое.

Особое внимание обращено на род и фамилию, так как кровные браки у абхазов строго запрещены.

Также сохранился обычай «бросания пули», но уже в обновленной форме. Сейчас это просто обмен подарков, иногда стреляют из револьвера и произносят «пулю бросил».

А раньше жених брал кого-то из знакомых, но ни в коем случае не родственников.

Шел с этим знакомым в семью девушки, чтобы познакомиться поближе, с предлогом, например, купить коня или ещё что-то. После посещения знакомый спрашивал, понравилась ли жениху девушка и понравился ли девушке парень.

Если обе стороны дали согласие, то отец жениха бросал пулю перед отцом невесты и наоборот. Так заключался акт взаимного сватовства и молодожены считались помолвленными.

У абхазов при обручении жених и невеста отсутствуют. Только через 3 недели после помолвки делают вывод молодоженов и назначают срок взятия невесты и приданного.

При взятии невесты устраивается пир и в конце перечисляют приданное и подарки. Из родительского дома невесту сопровождает 3 дружки и товарищ. Они остаются в доме жениха ещё на две недели.

После взятия невесты начинается важнейшая часть свадьбы – принятие невесты в дом жениха. Эта процессия основана на магических действиях как положительных, так и отрицательных (если кто-то на стороне не желает этого брака).

При входе в дом жениха над головой молодоженов держат кинжал и шашку, во избежание действий нечистой силы и других злых чар.

Когда молодые входят в брачный домик их осыпают мелкими серебряными монетами, зернами, орехами и иногда мукой. Войдя невесте дают блюдце с зернами и она рассеивает их по комнате (есть определенная траектория рассеивания).

Делается это и с токи зрения магии для защиты очага. После начинается празднества, но жених при этом не присутствует, его отправляют к соседям.

На следующий день начинается «Большая свадьба» с застольями и дарением подарков, длиться она от 7 до 14 дней. Всё это время невеста сидит в углу накрытая покрывалом.

Затем невесту вводят в «Большой дом» (там где будет жить) и она может приступать к своим обязанностям жены.

Существует ещё целый перечень разных обрядов и обычаев, но сейчас, к сожалению, все они ушли в прошлое. К сожалению, потому что именно обычаи, обряды и правила выделяют национальную абхазскую свадьбу.

Похожие записи

in.stream.com.ru

Некоторые особенности семейной обрядности у абхазов

Морально-этический кодекс абхазов «Апсуара» играет весьма значимую роль в жизни абхазского этноса, являя собой единство морального и религиозного долга, возведенное в абсолютную ценность, не допускающее безнравственных поступков человека. Понятие «Апсуара» включает в себя элементы, касающиеся практически каждого этапа жизни абхаза, и любое значимое событие связано с соблюдением определенных условностей, выполнением ряда действий, последовательность которых строго регламентирована и общеизвестна. В традиционной обрядности абхазов отсутствуют случайные элементы, каждое действие имеет свое значение, особый смысл, который носит явный или скрытый характер.

Разумеется, некоторые, в частности, свадебные обряды в Абхазии с прежних времен совершенно потеряли свою актуальность. К примеру, обряд называемый «амащъра» состоял в том, что жених после обручения периодически приезжал в дом невесты для свидания с нею и в честь этого каждый раз устраивали небольшой пир.

Считается, что молодые люди готовы к созданию семьи к 25-30 годам, девушки вступают в семейную жизнь в 20-25 лет. Поздние браки мужчин в прошлом у абхазов встречались довольно часто. В прежние времена мужчина женился тогда, когда приобретал некоторую славу и известность своими подвигами, потому что никакая уважающая себя фамилия не отдаст свою девушку, да и сама девушка не пойдет за человека, ничем себя не прославившего.

У абхазов, запрещаются браки между членами одной родовой группы, и позор тому, кто нарушит это основное положение. Согласно традициям, следует выбирать жену из чужого рода. Если не состоится мирное соглашение относительно брака между родами, то устраивается похищение невесты. В настоящее время, такое «похищение» носит очень формальный характер. Если брак заключается мирным путем, то молодые обмениваются подарками – обручаются. После этого объявляется, что девушка засватана за представителя такого-то рода, обязательно указываются имена родителей. С этого времени жених и невеста скрываются от своих родных.

Через несколько недель, а порой и месяцев, отец жениха отправляется к отцу невесты в сопровождении восьми-двадцати почетных лиц. После застолья с обоюдного согласия устанавливается день увода невесты в дом жениха.

Вступление невесты в дом жениха сопровождалось рядом обычаев -одариванием подруги невесты, встречей свекровью, обсыпанием мелкими монетами и сладостями, разбиванием тарелки, проходом под скрещенными клинками. По тому, какой ногой невеста вступит в дом, правой или левой, загадывали, будет ли брак счастливым (поверье «хорошей» или «плохой» ноги).

Ряд магических действий, связанных с продлением рода, составлял существенную и необходимую часть свадебного обряда. К нему относится: усаживание невесты на баранью шкуру, усаживание на колени невесты ребенка-мальчика и др.

Свадебный пир устраивается обыкновенно на дворе, в саду – весною или летом, часто ранней осенью. Свои неизбежные многолюдные пиры абхазы стараются проводить в это время потому, что никто не может предугадать, сколько гостей будет на его празднике: здесь могут быть гости званые и незваные, односельчане и жители соседних сел. Свадебные торжества у состоятельного и знатного лица продолжаются 2-3 дня, и на них иногда бывает до тысячи гостей.

В торжестве свадебное застолье имеет особое значение, потому что отмечено принесением жертвы покровителю домашнего очага Ажахара и молением о даровании ему молодой чете здоровья и потомства.
На пиру за столом выбирают одного красноречивого тамаду, который провозглашает тосты и строго следит за тем, как выпивают стакан за стаканом вина. Во время праздника гости пьют, поют и танцуют. Из свадебных застольных песен особенно любима «Ачараша», вторая половина которой представляет собой плясовую мелодию.

Обязательным элементом абхазской свадьбы являются танцы, которые сопровождаются частыми выстрелами из разного вида оружия. Отличие абхазского танца заключается, главным образом, в умении кавалера строго согласовывать свои движения с теми, что совершает его партнерша, создавать единую гармонию танца.

Нужно заметить, что в Абхазии девушка после замужества не танцует, а потому весьма торжественно обставляется исключение из этого обычая, когда, по настойчивой просьбе почетных гостей, на свадьбе танцуют вместе отец и мать жениха. Свадебный пир заканчивается обыкновенно на второй или на третий день вечером, и гости, распростившись с хозяином, разъезжаются.

Но после торжества начинается самая ответственная часть в соблюдении свадебной обрядности. После вступления в семью своего мужа, новобрачную заводят в большой дом, куда она не имела права до сих пор заходить (расположение построек в абхазском дворе также строго регламентировано и с каждым из нескольких домов связаны определенные условности). Однако и после свадьбы в продолжение одного-двух месяцев она должна скрываться от родителей мужа, от брата и сестры мужа, а в продолжение шести и более месяцев не являться с мужем перед свекром и свекровью.

В абхазском языке обращение «вы» не используется при общении с одним человеком, даже если речь идет о старшем и уважаемом человеке. В этом правиле исключение делается для невестки, которая с этим словом должна всегда обращаться к свекру, свекрови, старшему брату и старшей сестре мужа, жене старшего брата мужа и ко всем пожилым поселка, куда она выдана замуж, а также к кормильцу и кормилице мужа.

По обычаю в Абхазии жена не имеет права называть своего мужа по имени. Обращаясь к нему лично, она говорит ему «ты», а при разговоре с кем бы то ни было, о муже она говорит «он» или «этот», хотя бы мужа тут и не было. Муж обращается к тестю со словами «дад» - папа, а к теще «нан» - мама. По обычаю замужняя женщина в Абхазии в течение всей своей жизни не имеет права сидеть на одной скамье, как бы последняя ни была длинна, рядом с теми лицами, к которым она обращается на «вы», она и не сядет рядом со своим мужем.

Несмотря на то, что в современной абхазской свадьбе центральным обрядовым действием становится свадебное застолье и многие обряды, в прошлом имевшие магический смысл, сегодня в большей части стали элементом антуража, обрели функции своеобразной игры, основная часть ритуалов и обрядов, все же, соблюдается, причем в последнее время наблюдается тенденция к возрождению многих элементов и стремлению молодых людей организовать традиционную абхазскую свадьбу, нежели следовать веяниям европейской свадебной моды. Это касается как свадебных костюмов, так и самой формы проведения торжества. Стоит добавить, что сегодня подвержена изменениям обрядность не только абхазов, но и большинства других народов, что обусловлено многими факторами. Насколько подобное «растворение» в мультикультурном мире безопасно для сохранения самобытности этноса – еще предстоит подвергнуть глубокому анализу.


yugsn.ru

Этнолог Элисо Сангулия рассказала о традициях и современности абхазских свадеб

Аналитика

Получить короткую ссылку

1410131

Младший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказала о традициях и современности абхазских свадеб.

Элисо Сангулия рассказала корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о том, насколько изменились традиции проведения абхазских свадеб.

– Элисо, вы пишете кандидатскую диссертацию по теме традиционного обряда абхазских свадеб. В сравнении с современностью, значительно ли изменились абхазские свадьбы?

– По структуре нельзя сказать, что абхазская свадьба претерпела значительные изменения, но по своему содержанию, безусловно, она стала другой. Конечно, это можно связать с течением времени, которое привносит в обряд свои дополнения. К примеру, в старину невесту приводили в дом жениха на коне, подобный обряд сегодня вряд ли можно использовать, однако привносить в абхазскую свадьбу наш национальный колорит, конечно, возможно. Я считаю, что даже необходимо.

– Расскажите немного о традиционной свадьбе абхазов, какие особенности были, чего сегодня уже нигде не встретить?

Аудиоверсию интервью с Элисо Сангулия слушайте здесь >>

– В старину в дом невесту приводили ночью. Если говорить об "аргама аҭаца лгара" (выход невесты из дома с согласия родителей — ред.), когда семья невесты отпускала ее из дома, то выбирали людей, которые отправятся за невестой. Они брали с собой коня, предназначенного для нее. В доме невесты для них накрывали стол, звали соседей. Потом невесту забирали из специального дома, предназначенного только для свадьбы – "амхара"(дом для новобрачных — ред.). Молодежь с песнями и танцами выводила ее из дома. Сегодня, при обряде "аргама аҭаца лгара" семья невесты нередко нарушает абхазские традиции. В старину выводить невесту из отчего дома, танцевать и петь имели право только те, кто ее забирал, то есть сторона жениха. Считалось стыдным, если кто-либо со стороны невесты споет или станцует. Братья, сестры и все родственники невесты стояли в стороне и наблюдали.

На одной из свадеб я лично наблюдала, как брат невесты танцевал на свадьбе сестры, но по традициям, это недопустимо. После того как невесту забирали из отчего дома, все с песнями и со стрельбой в воздух направлялась в дом жениха. По прибытии в дом жениха, они останавливались у калитки. Их встречала молодежь, затем старшее поколение начинало исполнять свадебную песню "Радеда". Затем невесту заводили во двор, свекровь или старшие женщины в роду встречали ее и мазали ее губы медом, чтобы у нее всегда был "сладкий" язык.

– Кто со стороны невесты имел право присутствовать на свадьбе?

– Совсем немногие, не так как сейчас, когда на свадьбу идут до сорока или пятидесяти человек. Их сажали рядом с тамадой, к ним было особое внимание, так как они были самыми главными гостями на свадьбе. Из присутствующих на свадьбе со стороны невесты тосты произносил один, старший. Невеста стояла в "амхара", люди пели и веселились до самого утра. Посмотреть на невесту они приходили утром. Сейчас свадьбы длятся всего несколько часов, после никого не увидеть на свадьбе.

– В последнее время наблюдается, что на свадьбах молодые одеваются в национальные наряды, что, конечно, вызывает положительные эмоции. Как вы считаете, какие еще национальные черты можно придать нашим свадьбам?

– Это, конечно, радует, что молодежь стремится придать свадьбам национальную черту, но из-за того, что некому подсказать, чем еще можно приукрасить свадьбу, в большинстве случаев останавливаются на одежде. Конечно, этого недостаточно. Нельзя сказать в полной мере, что это абхазская свадьба, если жених и невеста стоят вместе, пусть даже и в национальной одежде. 

sputnik-abkhazia.ru

Традиции и современность абхазской свадьбы | Абхазия 24


22.10.2015 14:21

Фольклорист, этнолог Арда Ашуба рассказал в интервью Sputnik об особенностях традиционного празднования абхазских свадеб.

Наала Авидзба, Sputnik  

Абхазские свадьбы славятся далеко за пределами республики. Они известны во многом своей пышностью, большим числом гостей и традиционным празднованием. О некоторых исчезающих традициях абхазской свадьбы рассказал в интервью Sputnik заместитель директора Абхазского института гуманитарных исследований (АБИГИ) фольклорист, этнолог Арда Ашуба.

Накануне свадьбы

Для обручения, начал свой рассказ этнолог, молодые не обязательно должны были обмениваться кольцами. Они могли обменяться какими-то незначительными вещами. Это могло быть что-то из того, что девушка сшила своими руками, полотенца или платки с национальным орнаментом. А парень мог подарить семье невесты рог или живую лань. Это означало, что он охотник,который сможет кормить семью.
Перед свадьбой в семью жениха отправляли делегацию со стороны невесты. Ее возглавлял старший, уважаемый человек, возможно сосед, при этом равный по положению в обществе с родными жениха. Участники делегации должны были убедиться в том, что к девушке в новой семье будут относиться с уважением и заботой.  
Гости
Родители невесты ни в коем случае не появлялись на свадьбе, подчеркнул Арда Ашуба. Ни мать, ни отец. С ее стороны на торжество могли отправить человек 7-8, и это считалось очень много. Гостям невесты полагалось тогда, как и сегодня, вести себя скромно.
Количество гостей на свадьбах в давние времена и сейчас сравнить невозможно. Раньше на свадьбах собиралось 200-300 гостей, сообщил Арда Ашуба.
Свадебное меню
Современные свадебные столы изобилуют самыми разными блюдами. При этом многие с сожалением признают, что количество еды на свадьбах, как правило, излишне. После торжеств остаются горы нетронутых сладостей, закусок, выпечки, мясных и овощных блюд и многого другого.
"Раньше такого не было. В то время помогали друг другу: кто что мог. Заранее готовили несколько мясных блюд. Абысҭа и ачашә, как правило, подавали в горячем виде. Готовили подливу из ореха, алычи", — рассказал Арда Ашуба.
Жених и невеста на свадьбе
Сегодня на абхазской свадьбе жених и невеста или же только невеста выходят к гостям. Это появилось совершенно недавно, считает этнолог.
"Для них даже выделено место. Раньше считалось позором, чтобы они вместе вышли – дескать, это я женился, знайте меня. Это я и моя жена. Это считалось позором. Даже год-два они вместе не появлялись перед родителями. Как бы они не хотели увидеть дочь, но ее не приглашали. Одну ее не отправляли, а вместе с ним считалось постыдным", — сказал Арда Ашуба.
Невесту могли завести на свадьбу тогда, когда тамада произносил тост за жениха и невесту, продолжил ученый. Но жених все же не появлялся.  
Застолье, пение и мудрые слова
В наше время на свадьбы приглашают певцов, танцоров из разных групп. В то время не это было главное, рассказывает Арда Ашуба.
"В то время старшие пели. Особенно, когда застолье уже подходило к концу, когда уже было сложно пить. Пели, чтобы не торопить гостя, не торопить застолье. Там молодые могли услышать наставнические советы. Старшие рассказывали притчи о деяниях мудрецов", — добавил Ашуба.
Если свадьба игралась зимой, то вечерами, чтобы гости не покинули стол из-за холода, им приносили горящие угли, чтобы они могли греться, обратил внимание этнолог.
Тамадой на свадьбе выбирали уважаемого человека, который не нарушал традиций чередования тостов.
"Речи не было о том, сколько стаканов выпить. Главное было – уважение. Надо было насколько возможно уважительно относиться друг к другу. Если гость ушел пьяным – это минус хозяевам. Время тянули насколько могли, — мудрые слова, притчи, рассказы об истории села, рода. Для молодых это было как урок. Они могли слушать и слушать. Это было очень поучительно. А сейчас главное – за два часа такое-то количество тостов и быстренько ушли. Речь не шла о еде или напитке. Речь – о слове", — рассказал Ашуба.
Молодые люди на свадьбе вообще не употребляли алкоголь, пока старшие сидели за столом, подчеркивает этнолог.  Если бы они заметили, что молодые пьяны,  это считалось бы позором даже не для них, а для их родителей.
Танцы
Сегодня на абхазских свадьбах звучат современные песни и национальная музыка. Исполняя традиционные танцы, молодые сегодня зачастую не дают друг другу станцевать хоть сколько-нибудь продолжительное время. Как правило, желающий станцевать выходить на замену уже танцующему, не глядя на то, как долго пара танцует. Автору статьи не раз приходилось наблюдать, как одного из танцующих в паре заменяли в течение полминуты.  
"То, что было, никак нельзя сравнивать с современными танцами. Сейчас если под магнитофон и прочее, тогда могли сами аккомпанировать себе хлопками, могли великолепно петь. Если, скажем, старик вышел танцевать, наблюдали. Если он устал –  его мог заменить кто-нибудь моложе. Но не так как сейчас – вот я хочу танцевать и все, я не дам никому танцевать. Это считалось невоспитанным –  я хочу, я танцую. Там был распределитель. Парня и девушку просили выйти станцевать. В очереди стояла девчонка, которая должна была заменить свою подружку. Так же и парень – и таким образом сменялась пара танцующих".
Тамада выбирал время для песен, для танцев молодых. На второй день, поскольку свадьбу  раньше играли ночью, молодые могли устроить скачки, рассказывает Арда Ашуба. Интересно, что в этом могли принимать  участие и девушки.

Источник:apsny.ru

abkhazia24.org

Свадьба в Абхазии: ladariy — LiveJournal

Свадьба в Абхазии глобальное мероприятие. Сначала выбор невесты. Надо что бы девушка нравилась, что бы не носила такую же фамилию как и жених,  что бы не пересекались в браках их семьи нигде. Я знаю парня, которому запретили жениться на девушке, потому что из этой фамилии была сводная сестра прабабушки (!) Так же был скандал когда два брата женились на сестрах. Так же не заключаются браки между соседями.  Девушка выбрана. О своем желании жениться молодой человек доводит до сведения родителей не напрямую, а через младших родственников. Напрямую не говорят, считается непристойно.

Дальше идет обряд  кражи невесты.  Невеста чаще всего в курсе что ее должны свистнуть. Хотя у меня есть знакомая, которая жила в Москве.  Пошла в магазин за хлебом. Около подъезда стоял знакомый. Предложил подвезти. Ага...до Сухума ))) Но там сразу поставили в известность сестру. Москва не Абхазия. Человек пропал, начинают морги обзванивать.

Бывает, что родители невесты не в курсе и могут быть удивлены и недовольны. В таких случаях жених обращается к самому авторитетному родственнику в роду и тот  утрясает конфликт. Это может сопровождаться даже стрельбой, но не особенно активно.

Дальше родственники жениха оповещают всех, что их мальчик женился и собирают компанию. Небольшое торжество. В нашем случае всего-навсего на 170 человек. При этом накрывается 200 мест.  На торжество пошел один бык, 30 кур, 20 кг кукурузной муки и 10 манной, 40 кг свежих фруктов, 30 кг. сыра. Количество остального не помню.  Это конфеты, вино, чача, баклажаны, торты, газировка, минералка  и т.д.  Могу сказать, что после компании все соседи недели доедали мясо и все остальное )))

Во время компании вводят невесту в дом. При этом жених отсиживается у друзей и дома появляется только когда все гости разойдутся. Мероприятие происходит во дворе дома, где будут жить молодожены.  Невеста с момента захода в дом и до окончания торжества, стоит у накрытого стола в комнате. Подруги ее морально поддерживают, находясь там. Каждый гость считает своим   долгом зайти и посмотреть на невестку.

На компании решается, когда будет свадьба. Кстати, родители невесты, на компании не присутствуют. Но есть представители от ее рода. После компании еще в течении недели подтягивается народ поглазеть на невестку и поднять чарочку.

И вот наступает день свадьбы.  Невеста может быть к этому времени глубоко беременной, а в некоторых случаях и обзавестись потомством, но стараются на столько резину не растягивать. В основном свадьбы играют осенью, когда почти в каждом дворе есть бочка вина литров на 250, а то и больше.

Во первых интересна система по которой приглашаются гости.  В каждой семье есть список тех людей на свадьбы которых приглашались члены семьи и они будут приглашены в первую очередь. Приглашения не рассылаются, а разносятся специально выбранными людьми.  Грубо говоря Вася Пупкин берет все приглашения и развозит или по главам родов, или по каким то представителям определенной местности. Те развозят дальше. То есть каждого приглашают лично. Не знаю, как это внятно описать.

Свадьба оплачивается семьей жениха. Но после свадьбы молодожены не остаются с кредитами и долгами. На входе, где проводится свадьба, сидит специальный человек, чаще всего родственник, который записывает все подарки. Большинство подарков - деньги.  Суммы в этом году начинаются с 3-х тысяч. Бывают в подарок и машины, и дома. Но чаще всего от родственников.  Грубо говоря, если вы на свадьбу товарища Н принесли поросенка, то товарищ Н на вашу свадьбу принесет такого же. Чем то смахивает на кассу взаимопомощи. После свадьбы молодожены могут себе позволить покупку  квартиры, а при хорошем раскладе и машину.
Это маленький зал на 1000 человек.
Приезжает невеста. В основной массе платья прокатные. Тут нет такого трепетного отношения к фате и платью.  Даже если свое,  то отдают.
Невесту вводит в зал кто-нибудь из родственников, но не жених! Жених присутствующий на собственной свадьбе - это моветон. Он  появляется только под ее окончание. Невесту ставят у специально украшенного стола, где она проведет весь вечер, не присаживаясь, опустив глаза в пол. Скрашивать ее прибывание будет подружка невесты. Так же выстаивая у  свадебного стола. К невесте периодически подходят гости, поздравляют и дарят золотые  украшения. К концу свадьбы невеста часто напоминает елку всю увешанную цацками с бирками.

Произносятся тосты, вино льется рекой, но что поражает русских гостей - это отсутствие "упитых"  гостей.

Невеста может станцевать  один танец. Но не с женихом, который появляется в конце вечеринки, а с кем то из своих родственников. Дядей, братом.  В отличии от всех остальных гостей, которые отрываются на танцплощадке. А какое раздолье для детей. При том с удовольствием танцуют и мальчики, и девочки. Танцы входят в обязательную программу образования. Даже у нас в детском саду три раза в неделю приходят профессиональные танцоры и по часу муштруют детей.

Хорошая примета. Получить кусочек торта из рук невесты. Все не замужние в очереди

Так же свадьба играет роль смотровой площадки для незамужних девиц. Дает возможность неженатым парням присмотреть себе невесту.

Кто урвал розочку с торта невесты?

И вот праздник заканчивается. Соседи остаются помочь убрать еду. Нетронутое мясо, фрукты и конфеты раздаются по соседям и родственникам.

Начинаются будни.

ladariy.livejournal.com

Адыгская свадьба - традиции и последовательность действий на ней

Современная адыгская свадьба — это лишь отголоски традиций, которые были приняты в народе в давние времена. Исполнение обрядов сегодня является частью, разве что, жизни деревень. В крупных современных районах народ предпочитает вариант празднования торжества в банкетных залах по упрощенной схеме. В ранних традициях адыгской свадьбы было принято 2 основных этапа:

  • сватовство;
  • договор родни между собой и назначение дня торжества.

Каждый этап сопровождался традиционными народными приметами и суевериями, а также дополнениями, придающими адыгскому торжеству уникальности и своей изюминки.

Путешествие за суженной

В день торжества родственники жениха должны были приехать в дом к невесте и провести этап знакомства с ее родней. Сама девушка с подругами должна в это время не выходить из особой комнаты. По мусульманским обычаям, мулла имеет право зарегистрировать брак в доме невесты.

Приезд невесты

В общество невесту выводили под сопровождение песен и народных танцев. Родня девушки оставалась дома, на церемонии с ней присутствовали только ближайшие подруги и узкий круг доверенных лиц. Этап регистрации брака происходит в банкетном зале, куда молодожены приезжают отдельно друг от друга.

Этап вхождения невесты в домашний круг

После этого девушку должны были посвятить в род жениха, принять в семью. Старшая в роду женщина должна осыпать невесту следующими предметами:

  • монетами, которые символизируют достаток молодой семьи;
  • для изобилия молодых осыпают пшеном;
  • сладостями, чтобы привлечь многодетность и сладкую жизнь.

Далее она должна ногой наступить на овечью шкуру, что символизировало вход невесты в род мужчины. Далее ей обмазывают губы топленым маслом и медом для красноречия. После чего наступает этап поздравлений и дарения даров. Современные торжества предусматривают его проведение в банкетных залах.

Этап возвращения жениха

Далее традиции свадьбы подразумевают встречу жениха с песнями и танцами. Он должен себя представить, далее назвать по именам родню до 3 колена. Это нужно для того, чтобы все поняли, что это действительно жених, а не кто-то другой. А подмены женихов в давние времена случались очень часто.

Этап приезда родни невесты на свадебную церемонию

Родня невесты приезжает в банкетный зал или к месту торжества чуть позже, привозя с собой приданое девушки. Однако данный этап — лишь один из шагов к законному браку Ему предшествует ряд традиций и наследия.

Этап сватовства или лъыхъу

Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.

Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.

При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.

Этап привоза невесты или нысашэ

Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.

Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.

В более ранние времена невеста, по традиции, должна была сама себе сшить свадебное платье.
У местных девушек не было принято играть свадьбу в платье белого цвета. При этом колорит мог быть любым, но чаще всего дамы выбирали бордовые оттенки.

В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.

После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.

После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.

С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.

Этап нэчыхьытх или регистрация брака

Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:

  • эфэнда или священнослужитель;
  • доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
  • свидетели.

У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак. После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.

Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.

Ввод невесты в дом жениха или унэишэ

Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.

Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется  мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.

В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.

Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.

Этап возвращения жениха или щауэишыж

В древние времена жених совсем не присутствовал на церемонии. Во время обрядовой свадьбы он отсиживался у знакомых или дальней родни. Потому был принят обряд по возвращению молодого человека в свой дом. Старейшие мужчины рода во главе со старшим, или как его называют тхьэмадэ, должны обратиться к жениху и заключить перемирие. Далее идет процесс ожидания процессии возврата. Сопровождая процессию песней, молодое поколение останавливается неподалеку и прислушивается к словам старших с призывом вернуться домой.

После прибытия юноша должен назвать имена родни вплоть до 3 колена. В ранние периоды представляли родню до 7 колена. Это делается для того, чтобы точно было понятно, он это или подставное лицо, которого нередко в древности посылали вместо жениха. После подтверждения тхамада просит жениха принимать чашу перемирия.

После чего он принимает поднос от старшего поколения и передает его другу, стоящему слева. Тут друзья в шуточной форме должны напасть на жениха и попытаться отобрать у него шапку. Задачей жениха было не дать себя в обиду и сделать так, чтобы шапка осталась на нем и при помощи прикрытия друзей старается покинуть двор торжества.

Этап знакомства родственников друг с другом или благъэзэгъэцIыху

В вечернее время приезжает родня невесты с угощениями и приданным, дыщасэ. Их принимают и усаживают за столы, после чего начинается этап знакомства родни друг с другом.

Стоит отметить, что в ранние времена родня невесты не присутствовала на торжестве, а знакомство семей происходило в отдельный день спустя время после брака.

В современном мире близких родственников обеих сторон отводят в отдельное помещение для знакомства. Во главу стола сажают самого старшего, справа от него сидит старший мужчина со стороны жениха, а слева старший мужчина со стороны молодой девушки. Мужчина со стороны жениха представляет всех родственников по фамилии и имени. Приглашенным гостям приносят гыш, блюдо из баранины, оно состоит из блэгъу или лопатки, а также правой части головы животного, мэлыщхьэ.

Право разделки головы предоставляется самому старшему гостю. Причем, существует строгий порядок деления частей животного между гостями:

  • ухо достается щхьэгъырыту или тому, кто следит за столом;
  • нижняя часть тому, кто сидит слева;
  • половина верхней части — сидящему человеку справа.

Оставшуюся часть головы он оставляет себе. Отдельно стоит сказать про человека, который ухаживает за столом. Его обязанности не сводятся к узкому кругу действий, полномочия куда шире. В первую очередь, это — младший представитель рода. В конце торжества ставят небольшой круглый столик, который называется адыгэ Iэнэ лъакъуищ. Он имеет три ножки и ставится перед воротами двора невесты. Старшие должны тремя сказанными тостами завершить церемонию.

Этап игрища или джэгу

Джэгу-это не отдельный свадебный элемент, который заслуживает внимания. Все свадебные обряды в Адыгее сопровождаются танцами и музыкой, а в промежутке между этими действиями проводится джэгу. Игрища — это тот этап свадьбы, где гостям предоставляется возможность продемонстрировать красоту танцев. Причем, танцы у народа тоже идут по определенным правилам.

Гости свадьбы встают в круг друг напротив друга таким образом, чтобы мужчины были напротив женщин. В руках у распорядителя игр или хьэтиякIуэ находится палочка из фундука, джэгуакIуэ баш. С ее помощью он вводит в круг определенную пару. после этого пара начинает танцы под аплодисменты окружающих. Все действия происходят под живую музыку, которую исполняют приглашенные музыканты. В современной стране на свадьбы приглашают профессиональных джэгуакIуэ и танцоров. Они должны хорошо знать  этикет Адыгеи, а также уметь украшать любое торжество танцами и пением.

Послесвадебный период

На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями.  Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год. Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.

Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.

psvadba.ru

абхазская свадьба вызвала живой интерес к Абхазии

Новости

Получить короткую ссылку

223062

Московская Абхазская Диаспора (МАД) совместно с Международным Культурно-деловым Центром Республики Абхазия (МКДЦ РА) по приглашению организаторов приняла участие в IV международном фестивале свадебных традиций народов мира в самом крупном в России этнографическом парке-музее "ЭТНОМИР" 4 июля.

СУХУМ, 5 июл — Sputnik, Анжелика Бения. Абхазская свадебная церемония вызвала интерес к Абхазии и ее традициям на IV международном фестивале свадебных традиций народов мира в самом крупном в России этнографическом парке-музее "ЭТНОМИР", сообщила корреспонденту Sputnik координатор Московской Абхазской диаспоры Нара Папба.

"Постановка абхазской свадебной церемонии вызвала живой интерес к самой Абхазии и ее традициям и собрала наибольшее количество зрителей. Специально подготовленные материалы: "Памятка гостю абхазской свадьбы" и "О свадебных абхазских традициях" удачно дополняли красочное свадебное представление информационно",  — отметила Папба.

По ее словам, участие в таком фестивале для Абхазии — это уникальная возможность показать разнообразие абхазской культуры.

"Это стало уже доброй традицией для Московской Абхазской Диаспоры. Это еще одна уникальная возможность показать все богатство и разнообразие абхазской культуры. Такие мероприятия позволяют в живом диалоге взаимодействовать с культурами других народов, также представивших свои необычные и очень красочные свадебные церемонии", — сказала Папба.

"Абхазская свадьба — пир на весь мир" — так условно и тематически была названа постановка абхазской свадьбы, тем самым подчеркнув наиболее важные элементы абхазских свадебных традиций, ее размах, гостеприимство и изобилие абхазского свадебного застолья, сообщила координатор Московской абхазской диаспоры.

Как рассказала Папба, зрителям была представлена почти полная реконструкция древнего абхазского обряда, которая сопровождалась описанием свадебных традиций и яркими абхазскими национальными танцами, а также мастер-классами по танцам.

"Искрометные абхазские танцы и мастер-классы погрузили гостей в атмосферу настоящего абхазского свадебного торжества", — подчеркнула Нара Папба.

В завершение все гости были приглашены отведать абхазские блюда настоящего традиционного абхазского стола, добавила она.

"Московская абхазская диаспора и Международный Культурно-деловой центр Республики Абхазия (МКДЦ РА) благодарят всю команду организаторов и волонтеров, принявших участие в организации этого праздника", — сказала Папба.

Московская Абхазская Диаспора (МАД) совместно с Международным Культурно-деловым Центром Республики Абхазия (МКДЦ РА) по приглашению организаторов приняла участие в IV международном фестивале свадебных традиций народов мира в самом крупном в России этнографическом парке-музее "ЭТНОМИР" 4 июля.

sputnik-abkhazia.ru

Абхазская свадьба: традиции вчера и сегодня

Об абхазских свадьбах ходят самые настоящие легенды, причем даже далеко за пределами самой республики. Главное их отличие – это масштабность и пышность торжества. Количество гостей всегда удивляет, а традициям уделяется особое внимание. Некоторые обычаи медленно, но верно остаются в прошлом, без других, наоборот, не проходит ни одна свадьба. Первое, о чем стоит поговорить, это возраст молодоженов, ведь даже в этом вопросе есть определенные правила, которым приходится следовать.

А сколько вам лет?

В первую очередь, как ни странно, обращают внимание на возраст будущих супругов. Что касается мужчин, средними возрастом, в котором сильный пол вступает в брак, считается промежуток от 25 до 32 лет, для барышень эти цифры меньше – от 18 до 25. Как показывает практика, если девушке уже 25 и больше, она считается «засидевшейся» – таких дам уже неохотно берут замуж. Что касается мужчин, здесь все гораздо проще, если речь идет о возрасте. Их задача заключается в том, чтобы заслужить уважения общества, достигнуть определенных высот и уже можно просить в жены любую понравившуюся барышню.

Что делать, если семья против?

Нередко случается и такое, что родные будущей невесты категорически против брака. Раньше в таких случаях мужчины просто-напросто похищали свою избранницу. После такого хода родители чаще всего дают согласие и благословляют будущую пару. Но и у такого коварного плана случаются осечки, некоторые родители после похищения любимой дочери были разгневаны еще больше и о согласии на брак не могло идти и речи. Еще буквально 70 лет назад за такое несогласие несостоявшийся жених начинал мстить родителям своей избранницы самыми разными способами, начиная с мелких пакостей и заканчивая поджогом и даже убийством! К счастью, в современном мире такое агрессивное отношение к отказу сошло на нет и подобные случае встречаются все реже и реже. Как видно по фото, абхазская свадьба – очень веселое событие. Никакого криминала и роковых страстей!

Все тонкости, связанные с абхазской свадьбой

Если родители и барышня дали свое согласие на брак, можно приступать к обручению. Испокон веков молодым было вовсе не обязательно обмениваться кольцами, чаще всего это были какие-то не столь значительные вещицы. Обычно со стороны девушки это было что-то, что она сделала своими руками. К примеру, полотенца или платочки с национальными рисунками. Со стороны будущего мужа чаще всего преподносились такие презенты, как рог или даже живая лань. Таким образом парень показывал родным своей избранницы, что он охотник и способен прокормить семью. Традиционно перед торжеством в дом будущего супруга отправляется своеобразная «проверка» со стороны жениха. Во главе делегации всегда стоит самый старший и уважаемый человек. Это может быть даже сосед, важно лишь, чтобы по положению в обществе он был на равных с родными жениха. Задача такой «проверки» в том, чтобы убедиться, что к их дочери в новой семье будут относиться только с уважением, добротой или заботой.

Что делать с гостями?

Издревле родители новоиспеченной невесты ни в коем случае не должны были появляться на торжестве. Это правило касалось и матери, и отца. Традиционно на свадьбу отправлялось около 7 человек со стороны будущей супруги. И даже такое количество гостей со стороны невесты считалось слишком большим. И по сей день гостям со стороны молодой следует вести себя максимально скромно. Что касается количества гостей, раньше традиционно на торжестве собирались около 200-300 человек, сейчас же эти цифры гораздо меньше, да и родителям невесты уже давно дозволено присутствовать на мероприятии.

Меню на праздник

Самое главное правило – как можно больше еды. Ее изобилие на абхазских свадьбах поражает. Многие даже с сожаление отмечают, что количество блюд зачастую просто излишне. После мероприятия остается очень много нетронутой еды, которую порой просто приходится выбрасывать или раздавать всем родственникам. Но, как отмечают историки, раньше такого не было. Когда-то был дефицит в еде, и все старались помочь друг другу всем возможным. Традиционные горячие блюда – это абыста и ачашә. Готовились они сразу и всегда подавались только в горячем виде.

Жених и невеста

На современной абхазской свадьбе традиционно жених с невестой, или только невеста, выходят к гостям. Такая традиция появилась относительно недавно, ведь раньше считалось самым настоящим позором, если молодые выходили ко всем вместе, это считалось неприличным. Даже после свадьбы целый год, а то и два новоиспеченные муж с женой не появлялись перед родителями вместе. К счастью, такой обычай остался в прошлом. На свадьбе для молодых выделялось отдельное место, невесту могли привести к гостям только в том случае, если ведущий мероприятия произносил тост за новоиспеченных супругов. Жених же не появлялся в течение всего мероприятия вовсе.

Как проходит сам праздник?

На современные свадьбы в обязательном порядке приглашают самых различных артистов, певцов и танцоров. Раньше же традиционно песни пели на свадьбе только старшие, особенно это имело место, когда праздник подходил к концу. Также важным обычаем можно считать обязанность старших рассказывать различные притчи о деяниях мудрецов. Если мероприятие проходило в холодное время года, то к вечеру выносились горящие угли, чтобы гости не расходились и имели возможность греться, говорят этнологи. Сейчас, конечно, такого правила не существует. Ведущим на свадьбу всегда приглашали и приглашают только самого уважаемого человека, в котором все были уверены на 100%, что он не нарушит традиции чередования тостов, на абхазской свадьбе это чрезвычайно важно. Никто не говорил о том, сколько рюмок нужно выпить, вся суть в уважении.

Все гости обязаны относиться друг другу с максимальным почтением и уважением. Если кто-то из присутствующих покинул праздник пьяным, это считается недостатком хозяевам. Именно поэтому время тянут настолько, насколько возможно. При помощи мудрых слов, притч, рассказов из жизни, об истории рода или местности. Молодые должны внимательно прислушиваться к этим рассказам, для них это считается большим уроком. Сейчас же эта традиция немного упростилась, в первые два часа следует произнести определенное количество тостов и все. Ранее же вся суть свадьбы заключалась не в еде и напитках, а в слове старших.

Также было принято, что молодые люди должны были отказываться от алкоголя вовсе, особенно пока старшие сидели за столом. Если кто-то из взрослых, уважаемых людей заметит, что молодые нетрезвы, это будет считаться большим позором в первую очередь для их родных, а не для них самих.

Танцы

Конечно, на сегодняшний день на свадьбах звучит современная музыка, но и про национальную никто не забывает. И никуда без исполнения традиционных танцев на абхазской свадьбе! Конечно, сейчас техника дает возможность включать любую музыку в любое время, а раньше аккомпанировать приходилось самому себе хлопками и каждый, кто умел петь всегда делал это. Если выходят танцевать старшие, то им всегда отдавалось предпочтение. Правило, когда хочу, тогда и танцую не работает, это считается плохим воспитанием. На многих свадьбах был распределитель, одни пары танцующих сменялись другими. Обычно одна пара танцует, а в очереди уже стоит еще одна девушка и парень, чтобы сменить танцоров. Выбор музыки и танцев всегда ложится на плечи тамады.

Абхазская свадьба промчалась, что дальше?

Свадьба играется обычно ночью, а на второй день молодые устраивали скачки, а участие в них принимают и мужчины, и женщины. Длится празднование может от 7 до 14 дней. После чего новоиспеченную супругу приводят в «Большой дом», так называется место, где она теперь будет жить, там молодая и приступает к своим обязанностям супруги. Существует еще огромное количество обрядов и традиций, но все они потихоньку уходят в прошлое. Однако некоторые обычаи все же выделяют абхазскую свадьбу на фоне других.

Источник: fb.ru

olivin-tm.ru

Аварская свадьба - последовательность традиций и обрядов

Аварская свадьба – это пышное мероприятие, которое традиционно празднуется дагестанским народом. Он сумел сохранить традиции предков практически в неизмененном состоянии. Благодаря чему свадьбы стали местной достопримечательностью. Большую значимость для аварского народа имеют традиции и обряды свадьбы. Причем они оказывают существенное влияние не только на жениха и невесту, но и на приглашенных гостей.

Свадьба празднуется пышно, на мероприятие приглашается все население деревни. Из-за чего в свадебных обрядах и ритуалах обычно участвует большое количество народа. Что символизирует единство и готовность народа быть рядом во все времена.

Если выдастся возможность, стоит хоть раз побывать на этом шумном и ярком мероприятии. Молодоженам помогает с проведением праздника приглашенный тамада. В ряде регионов Дагестана его могут называть словом «Шах». Традиционно в роли тамады выступает близкий родственник или друг. Он руководит всем мероприятием и следит за соблюдением традиций. Его труд весьма ценен и объёмен, поскольку свадьба может длиться не один день.

Сватовство и этапы ведения переговоров

Важной традицией в Дагестане считается свадебный обряд по предварительному сговору. Суть обряда сводится к знакомству молодых родителями. Такое допускается даже в том случае, если пара не была знакома до свадьбы в принципе. Согласно статистике, большая часть семей в Дагестане была создана по такому принципу. А первая встреча пары была назначена на день свадьбы.

Для многих людей, воспитанных в европейских традициях, такие обычаи могут показаться дикими. Но по наблюдениям, именно такие обряды делают семьи в стране по-настоящему крепкими. Доверие и уважение к мнению родителей делает свое дело, в то время как многие западные культуры утратили такое понятие.

Особенной частью свадебного мероприятия нередко становится выплата калыма для невесты. Это своеобразный выкуп, размер которого устанавливается договоренностью семей. Она обговаривается сватами, но в любом случае должна быть оформлена с помощью священника. По законам Корана калым выплачивается молодой невесте, как символ гарантии крепкого брака. Но в последнее время все больше мужчин отдают его родителям девушки в качестве своеобразного выкупа.

Нюансы и традиции выбора невесты

Родители достаточно внимательно подбирают невесту своему сыну. В процессе поисков супруги принимали участие нередко родственники и друзья. Учитывались такие факторы, как трудолюбие, степень здоровья и уровень социальной адаптации в обществе.

Основная роль жены по местным традициям, сводится к грамотному ведению домашнего хозяйства. Она должна уметь достойно принять гостей, а также обладать хорошим здоровьем. Это важно не только для поддержания уюта, но и для рождения будущего здорового потомства. Также играл роль и такой фактор, как происхождение девушки. Потому ее выбирали обычно из своего сословия или приближенного к нему по статусу.

Процедура выбора свадебного платья

У аварского народа свадебные традиции предписывали сохранять свадебное платье и передавать его из поколения в поколение. Его надевали лишь раз в жизни, во время проведения свадебной церемонии. После чего убирали обратно в специальный сундук, где оно дожидалось следующей свадьбы дочери в поколении.

Традиции этапов сватовства и обручения

Свадьба в Дагестане традиционно проводится в несколько основных этапов. Первый из них проходит в доме девушки, второй в доме жениха. Но перед данным этапом непременно проводится традиционное сватовство, у которого имеются свои интересные национальные особенности. Для его проведения семья со стороны жениха приглашает к себе в дом отца девушки. После его согласия и визита отца станут угощать и всячески задабривать до тех пор, пока он не согласится отдать замуж свою дочь.

После согласия отца жених имел право посетить дом своей будущей супруги с традиционным весельем и угощениями. Играла важную роль их ценность, поскольку в день свадьбы подарки мужчины нередко выставлялись как семейное достояние на всеобщее обозрение.

Этап проведения свадебной церемонии

У той части народа, которое проживает в селах и деревнях, на свадьбу было принято звать все поселение. Это – то мероприятие, которое сопровождается весельем и обильным пиршеством.

В первый день торжественной церемонии жених празднует отдельно с молодыми людьми. В то время, как невеста находится вместе с подругами и старшими женщинами. В задачу которых входит наряд девушки и её представление родне. Также планируется посещение дома жениха отцом невесты. Там его также должны угостить и щедрым образом одарить различными дарами.

Затем жених вместе с родней и друзьями посещает дом своей суженой с подарками и обильными угощениями. Существует традиция, при которой дары жениха выставляются на всеобщее обозрение родней невесты. Это делается для общественного признания и оценки уровня благосостояния будущего супруга и главы семьи. В этот период торжества проводится особый религиозный обряд, на котором присутствие молодой невесты не обязательно.

Невеста обычно празднует свадьбу отдельно от мужа в кругу старших женщин и подруг. Прощание с родителями проходит на 3-ий день торжества.

В свой дом мужчина должен по традиции забрать суженую на второй день торжества. Этот момент считается самым грустным и кульминационным. Она должна появиться перед гостями в наряде, но укрыться при этом при помощи покрывала. На пороге нового дома девушку должны встретить женщины рода мужчины вместе со свекровью. Последняя должна намазать губы молодой невесты медом, как символ сладкой жизни в новой семье. Остальные девушки должны дать невесте подержать на руках ребенка, в идеале, мужского пола.

Древнее поверье народа гласит о том, что только после такого ритуала у пары точно родится сын. А мужчины, как известно, пользуются у народов такого типа, куда большими преимуществами.

Всем молодым людям запрещается заходить в комнату к невесте. Сам жених приходит к девушке глубокой ночью. В утренние часы ее поздравляют с первой брачной ночью женщины в доме. Ей также дарят подарки и угощают, принимая в новый род и семью супруга.

Далее наступает этап, который может быть непонятен для европейских женщин. В его процессе мужчина празднует свадьбу в кругу друзей и мужчин, в то время, как невеста дожидается его дома. При этом, традиции и обычаи не позволяют невесте даже покидать пределов своей комнаты.

Традиции и обычаи после свадьбы

На 3 день после основного торжества невеста идет в сопровождении подруг и старших женщин в роду мужа к колодцу набрать воды. Вместе с кувшином девушка должна взять с собой определенное количество сладких угощений. Ритуал заключается в том, чтобы подружки помешали невесте набрать воду. Она, в свою очередь, должна окупиться от них при помощи сладостей.

По местным традициям после свадьбы пара будет жить отдельно друг от друга, и тесный контакт происходит крайне редко. Несмотря на это, девушка нередко участвует в ведении хозяйства в новой семьи под покровительством свекрови. Многое в доме невозможно сделать без ее позволения.

Аварская свадьба — это сочетание древних традиций и современности, которые придают торжеству изюминку и национальный колорит.

psvadba.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов