Башкирская свадьба традиции


Челябинск | В Башкортостане к браку относятся очень серьезно, поэтому башкирская свадьба – большой праздник - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский край

chelyabinsk.bezformata.com

Башкирские народные обычаи — Википедия

Башкирские народные обычаи — закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир.

Башкирские женщины

Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, для этого были выработаны и развивались определённые социальные нормы поведения. Башкиры на протяжении своей истории прошли через доклассовое общество, социалистический этап развития, дважды через капитализм при наличии ряда религиозных верований. Все это наложило свои особенности на народные обычаи.

На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю — она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой, ею же хозяин подаёт гостю посуду с едой и напитками и принимает её обратно с объедками. Левой рукой сморкались.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику), не рекомендовали посещать мечети (молиться дома), посещать кладбища.

Посещая мечеть, башкир, как и всякий мусульманин, должен был следить за тем, чтобы переступить её порог правой ногой, а выходя из мечети — переступить порог левой ногой[1]. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.

Запреты в принятии пищи: запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали, хлеб нельзя резать ножом — только ломать на ломтики, еду нельзя брать двумя пальцами — минимум тремя. Во время поста весь день запрещалось пить и есть, можно только глотать слюну. Кто не мог (исключая больных и детей), вовремя выдержать пост — могли это сделать в другое время.

Большим грехом считалась измена жены мужу. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, её выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен был отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых между женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определённом месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалось оплачен или нет калым.

При смерти родителей у башкир действовал миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получала старшая дочь или сын.[2].

См. также: Свадебные обычаи башкир

Почитание старших[править | править код]

Башкирские всадники

Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

Согласно мусульманским обычаям, потомки обязаны с почестями предать земле тело своих предков как можно быстрее — в день смерти или на следующий день (обязательно до захода Солнца), справлять поминки, посвящая им молитвы .

Похороны включали в себя большое количество правил: трехкратное омывание, окутывание в саван, молитвы, особое рытье и обустройство могил (лахад, ярма). Хоронят мусульман без гроба.

У башкир существует обычай «Аят уҡытыу» (чтение Аята), являющийся составной частью поминальных и погребальных обрядов. Аят также читаются при въезде в новый дом или перед отправкой в дальний путь.

Запрещается наем профессиональных плакальщиц.

Любовь к детям, стремление иметь большую семью традиционно для башкир. Само рождение ребёнка сопровождалось множеством обрядов. Беременные женщины могли не выполнять тяжелую работу, исполнялись все их прихоти. Женщины должны были смотреть только на красивое и не в коем случае не на безобразное.

Во время родов обращали внимание на обряд кувады — симуляции отцом родов. Отец должен был произнести слова — «Жена моя, разродись поскорее». Перед роженицей трясли пустым мешком, ударяли её пустым кожаным сосудом. Человек, сообщивший первым отцу сообщение о рождении у него ребёнка, получал подарок. В семье начинали праздновать праздник бишектуй — один из основных обрядовых праздников колыбели.

Детям башкиры передавали свои обычаи.

К башкирским обычаям относятся наречение родственников временными и специальными именами: Йейан, Кинзя, Кинйа и др.

Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», — гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Чтобы корова у башкира не стала яловой, нельзя было хозяину подавать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.

При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ — гусь, өмә — помочь)[3]. Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога») — дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером — праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов. К столу подавали мед, бузу, баурсак, чак-чак, блины, пекли балеш с гусиными потрохами.

До начала проведения посевных работ устраивались праздники Каргатуй, Майдан, после проведения полевых работ — праздник Сабантуй.

После проведения народных собраний, связанных с решением важных для башкирского народа вопросов, проводился праздник йыйын.

Кроме упомянутых праздников в РБ празднуются все государственные, религиозные, городские, детские и т. д. праздники.

  • Никольский Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. — СПб., 1899. — С. 141.
  • Никольский Д.П Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. — 1895. Кн. 4. — С. 10.
  • Назаров П. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. — 1890. — № 1. — 1990
  • Асфандияров А. З. Башкирская семья в прошлом (ХVШ — первая половина XIX в.). — Уфа, 1997. — С. 70.
  • Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX—XX вв. — М., 1991. — С. 28.
  • Баязитова Розалия Рафкатовна ТРАДИЦИОННЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ БАШКИР Уфа 2007
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. — Уфа: Китап, 1997. -
  • Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979
  • Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч.I. (родоплеменные организации башкир в XVII—XVIII вв.). — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957. — 184 с.
  • Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. — М.: Наука, 1974. — 571 с.
  • Культ слова и речевой этикет башкир // История и культура Башкортостана. Хрестоматия / под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. — М.: АО МДС,
  • Мурзабулатов М. В., Мурзаков Р. М., Западный, северо-восточный, юго-восточный регионы Башкортостана: учебное пособие. — Уфа: Редакционно-издательский отдел Республиканского учебно-научного методического центра Госкомнауки РБ, 1999. — 94 с.
  • Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — М.- Л.: Издательство академии наук СССР. 1955. — 394 с.
  • Руденко С. И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. П. Быт башкир. — Л., 1925. — 330 с.
  • Флоринский В. Башкирия и башкиры. Путевые заметки // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. — СПб., 1874. — Т.

ru.wikipedia.org

Какие бывают традиции чеченской свадьбы.

Особенности свадебных традиций чеченского народа

К будущей невесте и жениху, согласно свадебным обычаям в Чечне, предъявляются определенные требования. Чтобы не произошло кровосмешения, отцовская и материнская родословные линии должны быть внимательно проверены. Девушка оценивается всесторонне: узнается мнение знакомых, друзей и соседей о потенциальной невесте и ее родне. Достаточно весомым фактором считается финансовое положение её семьи. Жених же, в свою очередь, должен позаботиться о бюджете торжества, ведь именно ему предстоит принять у себя всю родню и обеспечить их разнообразными угощениями. К тому же финансы понадобятся для сватовства и выкупа новобрачной.

Весьма своеобразен у чеченского народа процесс сватовства. В случае, если молодому человеку приглянулась девушка, он должен передать ей конфету. Таким жестом жених выражает свой интерес и расположение. Если чувства молодой взаимны, то она по обычаю передает парню два носовых платка. Так они обмениваются подарками еще два раза, после чего барышня должна дать парню ответ. Но что бы не сказала ему девушка, окончательное решение о том, возможен ли брак между молодыми, все равно принимает её отец.

Выкуп невесты и калым

Неверно считать, что в Чечне женихи покупают себе невест. Разумеется, калым — это денежный выкуп. Однако, такой обряд имеет больше символическое значение. Это показатель щедрости и обеспеченности жениха и его семьи. Таким жестом и, конечно, суммой выкупа они демонстрируют, как высоко ценят невесту и ее родных, насколько она дорога будущему мужу.

Сколько средств понадобится для калыма, определяет мулла. Но семья новобрачного в большинстве случаев дает сумму, намного превосходящую установленную. Так жених еще раз показывает свои благие намерения по отношению к будущим родственникам.

Обряд «Чокхи»

Согласно чеченским свадебным традициям, перед тем как облачить невесту в наряд, проводится символический ритуал — купание. Ванна наполняется ароматными благовониями и настоями целебных растений, на теле девушки рисуют линии. Далее совершается обряд под названием «Чокхи».

Тети будущей новобрачной, а также ее подружки закрепляют к подолу свадебной юбки новую иголку, которая должна огородить молодую от дурного глаза и порчи. Желая ей здорового потомства, женщины прячут в ее приданое семена фасоли, кукурузный початок и абрикосовые косточки.В руки девушки передается носовой платок с завернутой внутри лентой и серебряным рублем. Этот дар, а также иголку с подола платья невеста должна сохранить до конца своей жизни, как реликвию.

Затем наступает время для выкупа. К дому невесты прибывает жених с друзьями и родственниками. Обычно возникает шуточный спор о том, кому принадлежит будущая новобрачная. Все это сопровождается смехом и весельем. Далее невеста с собранным приданым отправляется в дом своего суженого, где остается с немногочисленными его родственниками.

Приезд муллы для заключения брака

Мулла, представляющий мусульманское духовенство, проводит бракосочетание в двух местах: в доме девушки и её будущего мужа. В комнате, при совершении церемонии, не должно быть посторонних, присутствует только невеста, две замужние родственницы и шафер. Помещение обязательно должно быть обустроено очагом, вокруг которого шафер трижды проводит невесту. Затем он разрывает цепь или веревку в знак того, что связь между девушкой и ее семьей с этих пор оборвалась.

Далее церемония заключения брака муллой проводится в покоях новобрачного. Здесь могут находиться двое друзей или женатых родственников, в данном случае это не так неважно. Самое главное — совершить обряд до того момента, пока в дом жениха не приедет невеста. Когда же свадебный кортеж прибывает в обитель молодого, считается, что брак уже заключен.

Свадебный поезд

По традициям чеченской свадьбы торжественный поезд формирует жених. Обычно такой кортеж состоит из многих автомобилей, самый красивый из которых предназначается невесте. Свита новобрачного состоит из мудрейших старцев, сестер, друзей и муллы. Вся эта процессия направляется к дому невесты, где её встречают с угощеньями. Затем по традиции проводится выкуп и веселые свадебные танцы. А непродолжительное время спустя кортеж отправляется в дом сватов к жениху.

Традиция «Коврик с веником»

Как только невеста прибывает к дому своего суженого, для нее здесь готовится очередное испытание. Перед самым входом стелют коврик, а рядом кладут веник. Задача будущей жены — не пройти мимо такого «подарка», вовремя заметить коврик с веником и принять их. Девушки со стороны новоиспеченного мужа в это время поздравляют молодую, дарят ей деньги и сладости. Затем они преподносят матери жениха ложку с медом и маслом и дают то же самое невесте.

Обычай «Мотт бастар» — «Развязывание языка»

Во время празднования чеченской свадьбы начинается обряд, который называется «Развязывание языка». Он проходит в присутствии свекрови и взрослых мужчин. Невеста берет в руки чашу с водой и подает ее старейшему на торжестве. Затем она произносит: «Пейте» и дальше не говорит ни слова. Задача мужчин заключается в том, чтобы разговорить молодую всевозможными способами. Муж также пытается заставить избранницу произнести хоть слово. Но невеста не должна на это поддаваться, заговорить она может лишь после того, как муж даст ей определенную денежную сумму. Однако деньги она потом отдает своей «второй» матери.

Традиция отведения невестки к воде

Прежде чем войти в новую семью, невеста должна пройти еще один обряд. Обряды чеченских свадеб предполагают ритуал отведения молодой к водоему. Раньше после празднества новобрачная вместе с подружками отправлялась к ближайшей реке с кувшином. В водоем бросался приготовленный накануне пирог, а иногда в него даже стреляли. Разумеется, все это сопровождалось весельем и смехом. В конце обряда невеста должна была наполнить кувшин водой и принести его в дом.

Традиция и правила застолья чеченской свадьбы

Свадебные торжества в Чечне продолжаются 2-3 дня. Гулянья и застолье проходит во дворе, несмотря на погодные условия. Во время праздника молодой супруг проводит в ожидании суженой в доме одного из своих друзей. Новобрачной же отводится специальное место в уголке двора, где она должна простоять все три дня гуляний. При желании рядом с девушкой может находиться ее подружка, однако садиться ей запрещено.

Интересно, что рассадка на празднике происходит по возрастным категориям. В центре садятся старейшины и родители молодых, затем с одной стороны рассаживают представительниц слабого пола, а напротив них — мужчин. Присутствующие дети, как правило, не садятся, а стоят возле стола с угощениями.

После того как большая часть поздравлений уже произнесена, начинаются танцы. Вокруг царит атмосфера праздника и веселья. Руководит торжеством инал-тамада. В конце застолья свекровь снимает с лица своей невестки фату, ей дарят подарки, после чего отправляют к своему суженому.

fotkay-msk.ru

Традиции башкирского народа кратко. Башкирская свадьба: традиции

В произведениях устного народного творчества веками собирались и оттачивались лучшие образцы человеческой мудрости, облаченные в удивительно сжатую форму изречения в виде пословиц и поговорок. С большой силой, кратко, четко и ясно в них отражалось все многообразие народной жизни: добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, правда и ложь, трудолюбие и лень, мужество и трусость, радость и огорчение...

Первые письменные сведения о бытовании легенд, различных поверий и рассказов о башкирах относятся к X веку. В путевых записях Ибн-Фадлана содержатся примечательные высказывания относительно поверий башкир, а также пересказ одного из вариантов древней легенды о журавлях.

Путешественники, исследователи края, литераторы справедливо отмечают, что у башкир почти о каждом заметном месте имелось свое предание, и, пожалуй, не найти такой речки, горы, про которую не существовало бы легенды или песни. Но как и легенды других народов, башкирские, в том числе о возникновении племен, родов, построены на вымысле, фантастике, рассказах религиозного толка. Бытовые и нравоучительные сказки обычно обличали несправедливость и насилие. Их герои отличались высокими моральными качествами: беззаветной преданностью родине, смелостью и отвагой.

Устное народное творчество башкир отличалось богатством и разнообразием содержания. Оно представлено разными жанрами, среди которых имелись героический эпос, сказки, песни. Сказки различались определенными циклами - богатырские, бытовые, нравоучительные, сказки-легенды.

Однако с годами эпические поэмы «богатырского» содержания утрачивали свой стиль и стихотворную форму. Героический сюжет у башкир стал облачаться в присущую сказке прозаическую форму. Волшебные сказки и рассказы наполнялись борьбой человека с враждебными силами природы. Героям сказок в этой борьбе помогали волшебные вещи и предметы: шапка-невидимка, меч-самосек, оживлявшая вода, из которой текла кровь, когда герой попадал в беду, и молоко, когда к нему приходила удача. Как обычно, герои сказок выходили победителями.

Южный Урал являлся ареной, где происходили сложные этнические процессы, исторические события, оставившие глубокий след в сознании башкирского народа. Места этих событий хранились в народной памяти, обрастали легендами и преданиями, как, например, о горе Магнитной, Учалах (2, с.283).

Своими легендами, сказаниями, песнями, другими произведениями фольклора издавна известен Абзелиловский район. Любопытно сказание об истории названия района. В стародавние времена братья Абзелил и Аскар в поиске лучших земель для основания новой деревни вышли и остановили свой выбор на месте теперешнего райцентра. Их владения стали называться Абзелилом, а деревня - Аскаром.

В легендах отражалась вера людей в существование духов -«хозяев» природы. Сами природные объекты одушевлялись. Согласно легендам и преданиям, реки «разговаривают», «спорят», «сердятся», «ревнуют», о чем можно прочитать в некоторых из них - «Агидель и Яик», «Агидель и Караидель», «Калым» и др.

В легендах «Поющий журавль» и «Вороненок» птицы выступают как чудесные покровители человека. Журавли своими плясками и курлыканьем некогда предупредили башкир о надвигавшейся опасности, а ворона вскормила оставленного на поле брани новорожденного ребенка, не дала ему погибнуть. В этом ключе обращает на себя внимание довольно широко распространенный среди башкир культ вороны.

Танцы. Своими специфическими признаками отличались пляски башкир. По содержанию они подразделялись на обрядовые и игровые. К первым относились девичьи хороводы на празднестве «Воронья каша», что проводилось в Белорецком, Абзелиловском, Баймакс-ком, Ишимбайском и других башкирских районах и городах.

Различные танцевальные элементы, ритмические движения, жестикуляции использовались в обрядах изгнания болезни из тела человека, называемых «Изгнание албасты», «Лечение поясницы», «Лечение от испуга» и другие. Все эти обряды воедино связывались с импровизированными танцами курязи, сопровождались театрализованными действиями, ударной музыкой. Пляски «Кукушка», «Голубь», «Черная курица» отражали древние обряды поклонения родовым тотемам.

У башкир зафиксирован целый ряд плясовых девичьих игр, похоже, связанных в прошлом с магическими плясками, в их числе «Лебеди», «Мать-гусыня», «Возьму птенца».

bitvasalonov.ru

Свадьба по-башкирски — Портал «Свадебный вальс»

Колоритом и множеством обрядов, некоторые из которых сохранились и по сей день, обладают башкирские свадьбы.

Ни для кого не секрет, что узнать и лучше понять любой народ можно познакомившись с его традициями. Многие ритуалы уходят корнями далеко в прошлое, и целые поколения чтят и берегут их. Брак – один из древнейших социальных институтов, свадебные церемонии пестрят разнообразием и сегодня можно наблюдать как насыщенные, так и предельно упрощенные варианты проведения торжества.

Семейное благополучие – главное для башкирского народа, состоявшейся личность считается именно после вступления в брак. Разумеется, главной целью союза остается продолжение рода, с этим, кстати, связаны многие свадебные обряды башкир, в том числе и подготовительные.

Весной пожилые женщины раньше выводили девушек в лес или поле, последние раздевались, а бабушки оценивали физическое здоровье будущих невест. Те, у которых замечали признаки хвори, отправляли к знахаркам и не разрешали показываться на гуляниях и игрищах.   Здоровым девушкам предлагалось поднять коромысло, эта способность также являлась одним из показателей того, что  она готова стать женой. Мальчишки, в свою очередь, вскакивали на коней, чтобы доказать свою готовность к созданию семьи.

 

 

Будущего мужа родители выбирали девочке еще в детстве, зачастую молодые виделись уже перед свадьбой. Конечно, сейчас эта традиция не сохранилась, но мнение родителей по отношению к союзу детей до сих пор имеет очень серьезное значение. При согласии отца невесты на свадьбу начинались переговоры о калыме, его величина зависела от благосостояния семей. Подарки везли всем гостям, при этом тестю преподносили двух лошадей, одну из которых закалывали, чтобы накормить всех присутствующих,  теще вручали лисью шубу.

Башкирская свадьба – грандиозное событие, которое длилось до трех дней. Невеста одевала поверх платья расшитое нагрудное украшение, которое считалось оберегом от злых духов. Жених - праздничную расшитую тюбетейку и камзол.

В первый день гости и родственники собирались в доме невесты. Жениху устраивали различные испытания, высказывали ему иронические шутки и проверяли его выдержку и стойкость. Для проведения самой церемонии («никах») приглашали муллу, который читал часть Корана. Брачующиеся,  закрытые занавеской, лежали на постели,  под которую жених клал  золото и различные украшения. Первая брачная ночь проходила после пиршества в доме невесты, для того, чтобы зачать сына девушка брала в рот серебряную монету.

На следующий день невесту увозили в дом жениха, у ворот молодых встречали родители. Свекровь под ноги невесте давала подушку, чтобы земля казалась ей родной и теплой, а из чашки вкушали мед и масло. Девичьи две косы переплетали в одну, на голову одевали кашмау. Пока гости пировали, молодая жена танцевала на железном подносе, зрители осыпали ее монетами. Приобщение к  исполнению женских обязанностей невеста проходила через путь на родник с коромыслом.  В воду девушка бросала монету и просила для себя здоровья. Прежде чем набрать воды, омывала  себе руки и лицо. По поверью, если из ведер выплескивалась вода, то судьба у женщины будет неудачной. Данный обряд также знакомил невесту с окрестностями. Продолжались гуляния ритуальным чаепитием («чаем снохи»). Молодая жена примеряла на себе новую роль – хранительницы домашнего очага и хозяйки.

Брак накладывал на молодых ряд обязательств по отношению друг другу, к близким и родственникам. Первый год совместной жизни был своего рода испытанием, когда советы и помощь старшего поколения были жизненно необходимы. Лишь с появлением на свет первенца статус семьи полноценно закреплялся за молодыми.   

Сохранение семейных ценностей и воспитание потомства всегда были для башкир главными ориентирами человеческого счастья, такое отношение к жизни остается у них и по сей день.

Фото предоставлены свадебным агентством «КапылТуй»

Похожие статьи:
Традиции народов → Башкирская свадьба

svadba-vals.ru

Каких традиций придерживаются в башкирских семьях

Каких традиций придерживаются в башкирских семьях

Празднование Ураза-байрам и Курбан-байрам

 

Башкиры особо ценят два этих праздника. Отмечать их принято широко. На Ураза-байрам и Курбан-байрам башкирские семьи собираются вместе, посещают мечеть, зазывают гостей и сами ходят в гости к родителям и родственникам, поздравляя и угощая друг друга. В эти дни люди дают милостыню, раздают подарки и помогают нуждающимся: многодетным семьям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В современное время актуальна давняя традиция – посещение пятничной праздничной молитвы в мечети. Многие приходят со своими семьями.

 

Башкирский стол

 

Как и много лет назад, праздничный башкирский стол не обходится без вкусных национальных блюд. В основном это сытные, мясные и мучные блюда и деликатесы. На семейном празднике гостей угощают бешбармаком, бауырсаками, конской колбасой. Также хозяйки готовят учпочмак, пирог зур-беляш и тукмас – бульон с домашней лапшой.

 

 Омэ

 

Важная традиция, которая всегда была в башкирском обществе и дошла до наших дней. Омэ — это когда близкие люди, не обязательно родственники, собираются вместе и помогают друг другу. Родственники, соседи, односельчане помогают в строительстве дома, заготовке кормов для домашнего скота на зиму. В тяжелые 90-е годы традиция начала теряться. Сейчас в башкирских семьях вновь наблюдается ее возрождение.

 

 Обряд Никах

 

К созданию семьи башкиры относятся серьезно. Причем официальная роспись в загсе – это формальное мероприятие. Основным аспектом бракосочетания считается Никах, когда имам «венчает» жениха и невесту. По башкирским традициям, с этого момента молодые становятся семьей. На Никах принято дарить подарки со стороны жениха в адрес невесты. Самое интересное – невеста имеет право сама запросить подарок. Он называется махр – выкуп. Можно просить все, что угодно, например, хороший автомобиль. Жениху остается решать, соглашаться или нет с условием невесты. Если невеста будет настырной, брак может и не состояться. Потому что последнее слово остается за ней.

Наречение имени

 

В башкирских семьях особый подход к выбору имени ребенка. Когда рождается малыш, то отец, если умеет читать молитвы и знает правила наречения имени, проводит особый обряд и дает ребенку имя. Если нет, для этих целей приглашают имама.

 

Корбан

 

Когда рождается ребенок, делается обряд Корбан. Если дочка – режут одного барана, если мальчик – двух.

 

Уважение предков

 

Башкиры с особым почетом и уважением относятся к предкам. Также в семьях принято следить за могилами родных: коллективно убираться, чинить ограждения.

 

А. Ахмедьянов, имам Новобелокатайской мечети

Подготовила: Елена Усольцева 

bk-agidel.rbsmi.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов