До свадьбы заживет происхождение фразеологизма


Откуда пошло выражение "до свадьбы заживет"?

Это выражение и сегодня часто можно услышать. «До свадьбы заживет» — так говорят, когда хотят успокоить человека, получившего травму. Мол, не волнуйся, скоро заживет, и следа не останется.

Откуда же такое выражение? Есть два варианта, две версии. Одна более научная, другая более похожая на правду. Какую выбрать — решать вам.

Итак, версия номер раз. Свадьба в древней, да, в общем, и не столь древней Руси, дело крайне ответственное. Невесту выбирали тщательно и осторожно, и выбирал её, в подавляющем большинстве случаев, не жених, а родители. Огромный пласт культуры, множество обрядов и традиций, сватовство в несколько ступеней и т.д.

Так вот, одним из важнейших параметров невесты являлось её здоровье, которое должно быть безукоризненным. Причем и внешнее и внутренне. То есть, например, даже такие мелочи, как синяки, прыщи, царапины могли стать поводом для увеличения требуемого приданного. А уж более серьёзные вещи — такие как худоба, уродства, болезни и всякое такое и вовсе свадьбу отменяли. Так что невесту за несколько недель до смотрин, проводимых будущей свекровью в бане, помещали в тепличный режим, освобождая от всех работ, чтобы всякие каки зажили.

Вот отсюда и пошло выражение — «Не боись, до свадьбы заживет!»

Версия номер два. С приходом христианства на Русь огромное значение приобрела девственность невесты, что совсем не было свойственно язычеству. Соответственно, невеста должна быть девственной, иначе позор и часто даже смерть. Ну а любви, большой и чистой, да на сеновале, какому гарному хлопцу не хочется? Вот и уговаривали чертяки языкастые девушек, не обременённых знанием анатомии и физиологии, пойдем мол, того-наэтого, а до свадьбы заживет! Ловеласы херовы. А то, что потом девке позор и незавидная участь — пофиг. Но, кстати, я думаю, большая часть и сами были уверенны, что заживет. Всё же заживает, почему бы и там не зажить.

В общем, вот так вот. Такие вот версии. Ну а мы сегодня, конечно, не подразумевает в этом выражении ни того, не другого. Просто, до свадьбы заживёт!

www.gvorn.ru

что это значит на самом деле

Устойчивое выражение «до свадьбы заживет» знает каждый русский человек. Ее произносят, чтобы успокоить ребенка, когда он упал. С целью ободрения и поднятия духа приболевшему человеку, также произносят эту фразу. Взрослые люди так и не понимают, как может прийти выздоровление до события, которое у некоторых давно осталось в прошлом. На самом деле, это шутливое «пророчество» имеет вполне реальное происхождение.

Значение брака на Руси

Наиболее точно охарактеризовал женитьбу герой одноименной пьесы Александра Островского Миша Бальзаминов: «Брак – это великое дело». С этим утверждением были согласны женихи и невесты многих поколений, поскольку от данного действа зависела их дальнейшая жизнь (особое значение имело рождение здорового потомства). Сама церемония венчания не являлась столь значимой, ее могли приурочить к любому знаменательному событию. Главным и самым сложным периодом являлась подготовка к браку, данный отрезок времени становился тяжелым для невесты и в моральном, и в физическом плане.

Сватовство

Первым этапом многоступенчатого действа по вступлению в брак являлось сватовство. Родители жениха и невесты договаривались о свадьбе, и вопрос становился окончательно решенным. С этой минуты девушка переставала себе принадлежать, поскольку возникала целая вереница запретов и ограничений. Невеста не могла без сопровождения выйти за пределы своей усадьбы, также нельзя было общаться с чужими людьми (даже с соседями). Единственным положительным моментом было то, что девушка освобождалась от тяжелых полевых работ.

Осмотр приданого

Через две недели после сватовства наступал второй этап подготовки к свадьбе – это осмотр приданого. После того, как родители решали материальные вопросы (данный ритуал длился не более одного дня), для невесты наступал практически период тюремного заключения. Она не имела право выйти за порог дома (исключением были лишь походы в церковь в сопровождении родственников), не подходила к печи, не пряла, не вышивала, - практически ничего не делала. Все иголки, прялки, веретена и коклюшки прятались, чтобы девушка случайно не получила травму.

Омовение в бане

Еще через две недели невесту водили в баню, где присутствовала ее будущая свекровь, сваха и повивальная бабка. Женщин абсолютно не интересовало, девственна ли невеста, поскольку даже наличие ребенка не становилось препятствием для заключения будущего брака. Если девушка уже стала матерью – значит, она способна рожать здоровых детей, а это главное.

Смотрины в бане были придуманы для того, чтобы внимательно разглядеть состояние здоровья девушки, чтобы она в дальнейшем смогла выносить и родить здоровых детей. Речь шла не о серьезных заболеваниям, при которых у будущей невесты не было никаких шансов выйти замуж. Принимались во внимание легкие недомогания, незначительные ушибы, царапины, даже самый маленький прыщик рассматривался под микроскопом. Если свахам удавалось обнаружить повреждения, родители девушки должны были увеличить размеры приданного (в зависимости от травм, размеры могли быть увеличены в несколько раз). В худшем случае, свадьба и вовсе отменялась. Именно поэтому родственники невесты так тщательно оберегали ее здоровье и старались, чтобы все ранки до свадьбы успели зажить.

Исторические примеры

Существуют примеры отмены женитьбы и в истории. Михаил Федорович Романов решил жениться на бедной коломенской дворянке Марии Хлопковой, когда ему было двадцать лет. Незадолго до свадьбы девушка заболела. Описание состояния здоровья гласило, что невесту «рвало и ломало, а наутро возникла опухлость и блевота». Это стало причиной ее ссылки в Тобольск вместе с родственниками. Позже выяснилось, что девушку попросту отравили испорченной сметаной, именно она входила в состав кондитерских изделий, которыми накануне угощалась Мария. Об этом позаботилась мать молодого жениха, поскольку ей не хотелось женить сына в столь раннем возрасте, да и кандидатура невесты была не слишком перспективной, по ее мнению.

Алексей Михайлович Романов решил жениться на прекрасной девушке Ефросинии Всеволожской. Когда новобрачная входила в царскую палату, внезапно упала в обморок. Ее с отцом немедленно сослали в Тюмень. Позже выяснилось, что девушка была абсолютно здорова. Ее недоброжелатели специально туго сплели ей косу. Невесту вернули, но царь был уже женат.

Позже, овдовевший Алексей Михайлович снова решил жениться на любимой девушке, послушнице монастыря Авдотье Беляевой. Но продажный лекарь сделал заключение о ее непригодности, поскольку палец на ноге был слишком оттопырен (детская травма). Царю суждено было жениться на Наталье Нарышкиной, которая произвела на свет Петра Первого.

Психологическо-бытовая версия

Культурологи настаивают, что выражение «до свадьбы заживет» является своеобразным заклинанием против злых духов. Нельзя чрезмерно акцентировать внимание на травмах, поскольку это может спровоцировать осложнения болезни. По научной версии, у ипохондриков, которые склонны утрировать свои недомогания, серьезные проблемы со здоровьем возникают намного чаще, чем у позитивно настроенных людей.

Мужская версия

Существует также версия, что данную фразу специально произносили молодые парни, чтобы склонить девушку к интимной близости еще до свадьбы. Наивные барышни верили, что все повреждения, которые могут случиться после ночи любви, обязательно заживут. Именно поэтому до сегодняшнего дня люди преклонного возраста, проживающие в смоленской области, предпочитают игнорировать фразу «до свадьбы заживет».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

что означает эта фраза на самом деле — Рамблер/новости

Фото: Кириллица

Устойчивую фразу «до свадьбы заживёт!» слышал, наверное, каждый. Ею ободряют упавшего ребёнка родители. Приятели, желая поддержать, говорят так приболевшему товарищу. Но что именно должно зажить и почему именно до свадьбы остаётся загадкой.

Ритуально-бытовая версия

Культурологи видят в утверждении «до свадьбы заживёт» символическое пожелание заклинательного типа. Это роднит фразу с выражением «будь здоров», которое использовали как заговор против злых духов. Считалось, что акцентировать много внимания на ушибы и ссадины нельзя, потому что это могло усугубить состояние пострадавшего. Современные научные данные подтверждают народную мудрость: у ипохондриков (людей, которые склонны из-за невроза искать у себя разные болезни и преувеличивать собственные страдания) хронические и психосоматические заболевания проявляются чаще, чем у других.

Историческо-гендерная версия

Историки склонны полагать, что фраза «до свадьбы заживёт» была первоначально обращена к девушкам. Связано это с трудоёмким процессом смотрин невесты на Руси. Смотрины — один из древнейших традиционных обрядов, проистекающий из языческих славянских представлений о годности девушки к деторождению. Нельзя сбрасывать со счетов и социально-экономические факторы. Смотрины были решающим событием в жизни девушки — от удачного брака зависела её жизнь и благополучие будущих детей. Осматривали будущую невесту сваха, свекровь и повитуха. Главная цель смотрин — определить, способна ли девушка выносить детей. Но препятствием к свадьбе могла быть даже царапина, поэтому невесту до смотрин освобождали от всех видов работ. Даже насморк невесты мог увеличить количество приданного (девка-то больная, такую брать можно только с имуществом), поэтому родственники запрещали девушке выходить за околицу дома. Среди знати была распространена так называемая «порча невесты» — когда люди, не желающие брака государя с той или иной дворянкой, отравляли или калечили девушку. В истории есть случаи, когда будущую царицу «портили» и свадьба отменялась. Мария Хлопкова была отравлена «доброжелателями» и не смогла выйти замуж за Михаила Фёдоровича Романова. Позже была сослана в Тобольск вместе семьёй. Применялись самые грязные методы: подкуп врачей, отравленная пища, туго завязанные волосы — всё для того, чтобы расстроить будущий брак.

Народно-эротическая теория

Удивительно, но в деревнях Восточной России (Смоленская область) фразу «до свадьбы заживёт» старшее поколение не произносит и считает чем-то неприличным. Есть мнение, что подобную фразу произносили молодые парни деревенским девушкам, склоняя их к плотским утехам. Девушки, по наивности верили, что всё, что повреждено после ночи на сеновале, до свадьбы заживёт. Этнографических и лингвистических исследований, подтверждающих эту версию немного, однако именно она является наиболее популярной.

Видео дня. Унижения и оскорбления: как выживают матери-подростки

Читайте также

news.rambler.ru

Что означала на Руси фраза «До свадьбы заживёт» / Малютка

Шуточное пророчество «до свадьбы заживёт», которое сегодня многие родители говорят своим детям, когда-то имело вполне практический смысл.

«Под венец». К.Е. Маковский
Стремиться, чтобы всё зажило до свадьбы, действительно стоило – на кону стояло слишком многое.

Смотрины в три ступени

В реальности это выражение имеет самое прямое отношение к здравоохранению. Но к узкоспециальному – сохранению здоровья невесты.
«Дядюшка, брак – дело великое», – говорил Миша Бальзаминов, герой известной пьесы Александра Островского. Под его словами подписались бы многие поколения русских людей. Правда, ещё добавили бы, что подготовка к нему – дело ещё более великое и серьёзное. Часто собственно брак, то есть венчание в церкви, уходил на задний план. Поход в церковь под венец спокойно могли перенести и приурочить хоть к освящению новой избы, хоть к рождению ребёнка. В понимании односельчан брак всё равно считался законным. Главное, чтобы были соблюдены все старинные, прадедовские языческие обряды. И прежде всего – смотрины невесты.
Смотрины невесты. Н. П. Петров, 1861 год, репродукция
Это было многоступенчатое и опасное действо. Первый этап – сватовство. Если по приезде сватов и первого выхода девушки всё-таки заключался предварительный сговор о свадьбе, для наречённой невесты наступали напряжённые дни. Несколько облегчало её положение лишь то, что её освобождали от тяжёлых полевых работ. Во всём остальном – целая серия запретов и ограничений. В частности, ограничивались передвижения. По своему двору – да, по родным – можно, а вот за околицу – ни-ни.
Недели через две – второй этап. Смотр приданого. В принципе ничего особенного, он проходил за один день. Но после него девушка практически переходила на тюремное положение. Да, её освобождали вообще от всех работ – даже по дому. Веретено, прялка, пяльцы, иголки и коклюшки убирались далеко. К печи она тоже не подходила. А о том, чтобы выйти со двора, не могло быть и речи. Не разрешалось даже выходить из дома. Исключение только одно – в церковь. Да и то в сопровождении родителей и по возможности всех родственников.
А всё потому, что ещё через две недели обычно назначалось самое ответственное действо. Невесту отводили в баню – и там уже будущая свекровь в сопровождении свахи или повивальной бабки осматривали её тайно.

Смотрины невесты, Г.Г. Мясоедов, репродукция
Девственность или её отсутствие в общем-то волновали мало. Более того, даже наличие ребёнка иногда считалось плюсом, своего рода печатью «годен», поскольку подтверждало, что с основной функцией жены – рожать детей – невеста уж точно справится.
Зато малейшая болячка, царапинка, шрам и даже банальный насморк, не говоря уж о перенесённых переломах, становились серьёзным препятствием. В лёгких случаях семейство невесты могло отделаться увеличением приданого – дескать, если уж девка не вполне здорова, то извольте раскошелиться. В более серьёзных свадьба отменялась – невесту объявляли «бракованной».
Именно поэтому невесту буквально держали под колпаком, а ушибы и царапинки старались залечить именно до свадьбы.

Царское дело

Может показаться, что иногда перегибали палку. Но в сбережении здоровья девушек до свадьбы был ещё и другой смысл. Всегда найдутся люди, которых данный брак почему-то не устраивает. И они запросто могли организовать «порчу невесты». В ход шло всё – от колдовства и заговоров до отравлений и чисто женских хитростей.
Свидетельством тому – целая серия скандалов, которые сопровождали браки первых царей из династии Романовых.

Мария Хлопова на рисунке Николая Неврева, репродукция
Царь Михаил Фёдорович изъявил желание жениться, когда ему было 20 лет. В суженые бояре рекомендовали дочь бедных коломенских дворян Марию Хлопову. Девушка ему очень понравилась, и дело шло к венцу. Но внезапно она заболела. Конкретно – «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота».
Причину установили быстро: банальное и неопасное пищевое отравление. Пирожные и сладости из взбитых сливок и сметаны. Но было поздно. «Порченую» невесту и всю её родню сослали в Тобольск. И только потом выяснилось, что негодную, просроченную сметану девушке подсунули с подачи матери жениха. Её не устраивала кандидатура – на сына у мамы были свои виды.
Нечто подобное произошло и с царём Алексеем Михайловичем. Первая попытка жениться окончилась конфузом. А ведь дело зашло уже далеко – невеста, Евфимия Всеволожская, получила от царя платок и кольцо. Именно так выглядело обручение на Руси XVII века. Но внезапно, уже когда её вводили в царскую палату, чтобы официально наречь царицей, она упала в обморок. Вердикт: «Девица некрепкая, для царёвой радости не годна, подсунули её воровским умыслом». Невесте и отцу – ссылка в Тюмень. А причина снова была проста: девушку «испортили». На этот раз не сметаной. Просто слишком туго заплели косу и сильно затянули шейное ожерелье. То, что она здорова, всё-таки выяснилось. Её даже вернули из ссылки. Но было поздно – царь уже женился.

То же самое произошло и в тот раз, когда Алексей Михайлович, овдовев, собрался жениться вторично. Теперь уже монарх выбирал невесту сам. Ею стала послушница Вознесенского женского монастыря Авдотья Беляева. И всё бы было ничего. Но голландского доктора, который осматривал невесту, подкупили. И он вынес вердикт, что девушка не может быть царицей, поскольку имеет серьёзный физический изъян. Какой именно, не уточнялось. Нет, он и впрямь был: «неправильный» большой палец на ноге – слишком отставленный в сторону, следствие детской травмы.
В результате Авдотье Беляевой была дана полная отставка, и царицей сталаНаталья Нарышкина, которая родила мужу мальчика, будущего Петра I. А предыдущую невесту снова сослали в Сибирь. У неё, увы, «до свадьбы не зажило».

malyutka.net

Происхождение известных русских выражений: kot_begemott — LiveJournal

Конь педальный

Это мифическое существо, незаконнорожденный кузен кентавра и тянитолкая, возникло из стремления советской промышленности дать все лучшее детям. Самые блестящие умы   были брошены на то, чтобы создать идеальный гибрид лошадки на колесиках с велосипедом. Мутант получил официальное наименование «конь педальный» и в конце 1950-х годов был запущен в массовое производство. Дети и родители были в экстазе. Ездить на конике , привычно отталкиваясь ногами, детишки не могли: мешали торчащие педали. А крутить тугие и корявые педали тоже не получалось — редкий мускулистый ребенок мог осилить дистанцию в несколько метров, после чего обычно благополучно падал, так как излишней устойчивостью конструкция тоже не страдала. Спустя несколько лет конестроители вынуждены были признать свое фиаско, и конь педальный исчез с прилавков, но навсегда остался в памяти народной.

Не в своей тарелке

Это выражение стало таким привычным и понятным, что его странноватый смысл совершенно не ощущается тем, кто его произносит. Но в свое время, примерно 150 лет назад, оно наделало немало шуму. Все просвещенное общество Москвы и Петербурга хохотало над горе-переводчиком, который, взявшись перепирать на родную речь модный французский романчик, наляпал там кучу ошибок. Даже в таком распространенном выражении, как «n'etre pas dans son assiete» («не в свойственном ему положении»), он умудрился перепутать похожие слова — «положение» и «тарелка» и, не став особо раздумывать над тем, что получилось, решил, что сойдет и так.

Лодырничать

Доктор Фердинанд Юстус Христиан Лодер, открывший в начале XIX века в Москве «заведение искусственных минеральных вод», конечно, рассчитывал на успех, но действительность превзошла самые смелые его ожидания. Кучера и лакеи, по три часа ожидавшие своих господ, лежавших под зонтиками в шезлонгах с кружками минералки, создали слово, точно описывающее вышеупомянутое занятие. «С самого полудня лодыря гоняют», — вздыхали они друг другу и удрученно почесывали взмокшие от пота кудлатые бороды.

Трагедия

Слово «трагедия» означает «песнь козлов». В Древней Греции трагедиями называли пьесы божественного содержания, которые сопровождались выступлениями хора, наряженного в маски, изображавшие головы этих божественных же парнокопытных. Кстати, печального в этих пьесах вполне могло и не быть, хотя, конечно, вмешательство богов до добра героев обычно не доводило. Так что в конце концов слово «трагедия» стало означать нечто вроде: «А сейчас прольется море крови, все сперва будут долго страдать, а потом в жутких мучениях скончаются».

Овация

Происходит от латинского слова, означающего «овца». Почему это мирное и вялое животное стало символизировать шумный успех? Потому что для успешных военачальников и других лиц, совершивших выдающиеся гражданские подвиги, у римлян было принято устраивать «триумфы» — парадные шествия с обязательными жертвоприношениями. Во время большого триумфа закалывали быков, а во время малого (за чуть меньшие достижения) под нож шли овцы.

Шаромыжник

Появилось словечко в самом начале XIX века, вскоре после наполеоновской кампании. Остатки французской армии, как тебе известно, отступали по смоленской дороге, лишенные какого бы то ни было снабжения. Снабжались сами — за счет набегов на близлежащие деревеньки. Причем с оружием нападали редко: нелегко обмороженными руками в голодном бреду отмахиваться от вил с косами. Поэтому к местным жителям обращались робко и ласково: «Мон шер ами! Дорогой друг, не найдется ли у тебя чего-нибудь пожевать, ибо все люди — братья и очень кушать хочется!» «Шер амыг» кое-как подкармливали, и те шли себе дальше, заселяя просторы нашей страны новым замечательным выражением.

Дайте две!

Фраза, которую последние годы все, кому не лень, гоняют в хвост и гриву, на самом деле конец некогда очень известного анекдота, который полностью звучит так:

— Девушка, а почем у вас эта фарфоровая кися с усами?
— Это никакая не кися, а маршал Семен Михайлович Буденный!
— Охренеть! Дайте две!

Вернемся к нашим баранам

Этой фразе 537 лет. В 1469 году впервые был поставлен ставший знаменитым средневековый фарс «Адвокат Пьер Патлен». Сюжет фарса невероятно запутанный (на то он и фарс), но центральной ее частью является сцена в зале суда. Судят человека, подозреваемого в том, что он украл стадо баранов у своего патрона, однако судебное разбирательство постоянно запутывается, из-за того что все его участники ссорятся, скандалят и обвиняют друг друга в самых разных грехах. Так что судье приходится раз десять произносить фразу: «Revenons a nos moutons!» — «Так вернемся же к нашим баранам!»

Глуп как пробка

Чем пробка глупее вилки, комода или, скажем, онтогносеологии, сможет объяснить только тот высокоэрудированный гражданин, который знает эту поговорку в полном, неусеченном варианте, звучавшем так: «Глуп как пробка, куда воткнешь — там и торчит». Конец этой очень распространенной фразы постепенно перестали произносить (зачем? И так все знают, что там дальше) и досокращались до того, что теперь почти никто и не помнит, из-за чего пробку так обидели.

Катавасия

Коты и Васи тут ни при чем, хотя от тех и других тоже порой бывает много шуму и неприятностей. Это смешное для русского слуха словечко имеет самое высокопарное древнее происхождение: оно из греческого языка, да еще и прямиком из церковной службы. Означает оно «схождение» и описывает тот момент, когда в некоторых торжественных службах два хора (клироса) спускаются со своих мест в центр храма, сливаются в один и совместно исполняют песнопение. Даже после долгих репетиций это схождение не всегда проистекало гладко, так что неудивительно, что «катавасия» стало означать путаницу, бедлам и неразбериху.

До свадьбы заживет

Что именно должно зажить до свадьбы — уже никто не помнит. А зря. Потому что до свадьбы не заживает — это медицински установленный факт. Но сей анатомический момент был неизвестен необразованным деревенским барышням, которым развратные хлопцы шептали эти слова на ушко, пытаясь завлечь селянок на сеновал. Кстати, «ничего, все срастется» — из той же оперы, а вовсе не про сломанные руки и ноги.

Пролететь как фанера над Парижем

В начале эры воздухоплавания во Франции состоялась акция — пролет дирижабля «Фланер» над Парижем. В те времена любые события такого плана обязательно сопровождались многочисленными газетными комментариями, так что несколько дней весь мир с интересом следил за судьбой «Фланера» и обсуждал его полет за вечерними чаепитиями. Аппарат благополучно налетался и забылся, а вот выражение осталось. Правда, так как уже никто не помнил ни про какой «Фланер», то вначале он обрусел, превратившись во «Фланеру», а потом где-то потерял букву «л». В результате и получился будоражащий воображение своей загадочностью образ — «фанера над Парижем».

Ксива

Этому жаргонному словечку, самое меньшее, три тысячи лет. Именно ксивы спрашивали иерусалимские стражники у Христа и его апостолов, потому что на арамейском это слово означает «бумаги», «документы». А в русский жаргон оно пришло с помощью образованных еврейских бандитов и мошенников, которые в начале XX века составляли немалую часть криминального мира Одессы и Киева. Еврейское происхождение (из идиша и иврита) вообще имеет около 10 процентов слов блатного словаря — например, «пацан», «шмон», «шмот», «шухер», «малина», «блат», «параша».

Голод не тетка

И опять мы имеем пример того, как, отрезав хвост, все о нем благополучно забывают. Почему «не тетка», а хотя бы не «не дядька»? А потому , что в целом виде фраза имела вполне удобопонимаемый смысл: «Голод не тетка, пирожка не подсунет». То есть в отличие от мягкосердечной женщины-родственницы, которая хоть украдкой, да подкормит, голод не знает никакого снисхождения.

Остаться с носом

Почему остаться с носом плохо? А без носа лучше, что ли? Нет, создатели этого фразеологизма вовсе не были фанатиками безносости. Просто 300 лет назад, когда он возник, слово «нос» имело еще одно значение, по важности почти не уступавшее основному. Означало оно «взятка», «подношение», то есть то, без чего в тогдашней России (да и не только в тогдашней) шагу ступить было нельзя. Если человек, понесший взятку, не сумел довориться с чиновником, он, соответственно, оставался со своим носом и чувствовал себя по этому поводу неважнецки.

По гамбургскому счету

В конце XIX — начале XX века мир охватила лихорадка французской борьбы. Во всех цирках второе отделение отводилось усатым силачам в полосатых трико, которые к восторгу публики смачно возили друг друга мордой по опилкам, выполняя все эти восхитительные приемы: суплес, рулада, тур-де-бра, нельсон, партер. Чемпионы были популярнее певцов, актеров и князей; имена Поддубного, Буля и Ван Риля знал каждый уважающий себя ребенок старше трех лет. А вот о том, что вся эта борьба была сплошной фикцией наподобие современного рестлинга, знали очень немногие. Сценарии боев расписывались заранее, и зрелищность была куда важнее спорта. Импресарио борцов продавали турнирные результаты своих подопечных, на псевдототализаторах делались состояния. И лишь раз в году лучшие борцы съезжались в Гамбург, где арендовали себе арену и тайно, почти под покровом ночи, в честных поединках выясняли, кто из них на самом деле лучший, а кто — просто раскрашенная в полоску усатая кукла.

(Нашёл в Сети)

kot-begemott.livejournal.com

До свадьбы заживёт. Почему на Руси так трудно было выйти замуж | История | Общество

Стремиться, чтобы всё зажило до свадьбы, действительно стоило – на кону стояло слишком многое.

Смотрины в три ступени

В реальности это выражение имеет самое прямое отношение к здравоохранению. Но к узкоспециальному – сохранению здоровья невесты.

«Дядюшка, брак – дело великое», – говорил Миша Бальзаминов, герой известной пьесы Александра Островского. Под его словами подписались бы многие поколения русских людей. Правда, ещё добавили бы, что подготовка к нему – дело ещё более великое и серьёзное. Часто собственно брак, то есть венчание в церкви, уходил на задний план. Поход в церковь под венец спокойно могли перенести и приурочить хоть к освящению новой избы, хоть к рождению ребёнка. В понимании односельчан брак всё равно считался законным. Главное, чтобы были соблюдены все старинные, прадедовские языческие обряды. И прежде всего – смотрины невесты.

Смотрины невесты. Н. П. Петров, 1861 год, репродукция

Это было многоступенчатое и опасное действо. Первый этап – сватовство. Если по приезде сватов и первого выхода девушки всё-таки заключался предварительный сговор о свадьбе, для наречённой невесты наступали напряжённые дни. Несколько облегчало её положение лишь то, что её освобождали от тяжёлых полевых работ. Во всём остальном – целая серия запретов и ограничений. В частности, ограничивались передвижения. По своему двору – да, по родным – можно, а вот за околицу – ни-ни.

Недели через две – второй этап. Смотр приданого. В принципе ничего особенного, он проходил за один день. Но после него девушка практически переходила на тюремное положение. Да, её освобождали вообще от всех работ – даже по дому. Веретено, прялка, пяльцы, иголки и коклюшки убирались далеко. К печи она тоже не подходила. А о том, чтобы выйти со двора, не могло быть и речи. Не разрешалось даже выходить из дома. Исключение только одно – в церковь. Да и то в сопровождении родителей и по возможности всех родственников.

А всё потому, что ещё через две недели обычно назначалось самое ответственное действо. Невесту отводили в баню – и там уже будущая свекровь в сопровождении свахи или повивальной бабки осматривали её тайно.

Смотрины невесты, Г.Г. Мясоедов, репродукция

Девственность или её отсутствие в общем-то волновали мало. Более того, даже наличие ребёнка иногда считалось плюсом, своего рода печатью «годен», поскольку подтверждало, что с основной функцией жены – рожать детей – невеста уж точно справится.

Зато малейшая болячка, царапинка, шрам и даже банальный насморк, не говоря уж о перенесённых переломах, становились серьёзным препятствием. В лёгких случаях семейство невесты могло отделаться увеличением приданого – дескать, если уж девка не вполне здорова, то извольте раскошелиться. В более серьёзных свадьба отменялась – невесту объявляли «бракованной». 

Именно поэтому невесту буквально держали под колпаком, а ушибы и царапинки старались залечить именно до свадьбы.

Царское дело

Может показаться, что иногда перегибали палку. Но в сбережении здоровья девушек до свадьбы был ещё и другой смысл. Всегда найдутся люди, которых данный брак почему-то не устраивает. И они запросто могли организовать «порчу невесты». В ход шло всё – от колдовства и заговоров до отравлений и чисто женских хитростей.

Свидетельством тому – целая серия скандалов, которые сопровождали браки первых царей из династии Романовых.

Мария Хлопова на рисунке Николая Неврева, репродукция

Царь Михаил Фёдорович изъявил желание жениться, когда ему было 20 лет. В суженые бояре рекомендовали дочь бедных коломенских дворян Марию Хлопову. Девушка ему очень понравилась, и дело шло к венцу. Но внезапно она заболела. Конкретно – «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота». Причину установили быстро: банальное и неопасное пищевое отравление. Пирожные и сладости из взбитых сливок и сметаны. Но было поздно. «Порченую» невесту и всю её родню сослали в Тобольск. И только потом выяснилось, что негодную, просроченную сметану девушке подсунули с подачи матери жениха. Её не устраивала кандидатура – на сына у мамы были свои виды.

Нечто подобное произошло и с царём Алексеем Михайловичем. Первая попытка жениться окончилась конфузом. А ведь дело зашло уже далеко – невеста, Евфимия Всеволожская, получила от царя платок и кольцо. Именно так выглядело обручение на Руси XVII века. Но внезапно, уже когда её вводили в царскую палату, чтобы официально наречь царицей, она упала в обморок. Вердикт: «Девица некрепкая, для царёвой радости не годна, подсунули её воровским умыслом». Невесте и отцу – ссылка в Тюмень. А причина снова была проста: девушку «испортили». На этот раз не сметаной. Просто слишком туго заплели косу и сильно затянули шейное ожерелье. То, что она здорова, всё-таки выяснилось. Её даже вернули из ссылки. Но было поздно – царь уже женился.

То же самое произошло и в тот раз, когда Алексей Михайлович, овдовев, собрался жениться вторично. Теперь уже монарх выбирал невесту сам. Ею стала послушница Вознесенского женского монастыря Авдотья Беляева. И всё бы было ничего. Но голландского доктора, который осматривал невесту, подкупили. И он вынес вердикт, что девушка не может быть царицей, поскольку имеет серьёзный физический изъян. Какой именно, не уточнялось. Нет, он и впрямь был: «неправильный» большой палец на ноге – слишком отставленный в сторону, следствие детской травмы.

В результате Авдотье Беляевой была дана полная отставка, и царицей стала Наталья Нарышкина, которая родила мужу мальчика, будущего Петра I. А предыдущую невесту снова сослали в Сибирь. У неё, увы, «до свадьбы не зажило».

aif.ru

Откуда пошло выражение "до свадьбы заживет"

Родители при каждой болячке или ранке у ребенка обычно приговаривают: "до свадьбы заживет". Сегодня это глупо звучит, а на Руси свадьбу могли отменить за излишнюю худобу, шрамы или бледность невесты. Поэтому к моменту свадьбы все болячки и любая хворь должны быть залечены. А ребенок малолетний пусть хоть ноги поломает: "не переживай - главное, до свадьбы заживет!"

Особое внимание уделялось здоровью невесты, так как в средние века женщина практически непрерывно ходила беременной, рожала и вскармливала многочисленное потомство. Данные обстоятельства в совокупности с антисанитарией и отсутствием медицины неизбежно сокращали продолжительность жизни женщин, которая в средневековье была короче, чем у мужчин.

Приготовление к свадьбе шло в три этапа - сватовство, смотрины и рукобитье. Загодя девушку освобождали от тяжелой и травмоопасной работы, чтобы к смотринам она была в безупречной форме. В ходе смотрин родственницы жениха могли потребовать осмотра невесты без платья, а, чтобы это меньше смущало молодую девушку, проводили осмотр обычно под предлогом банных процедур.

В обычных крестьянских семьях девственность невесты мало кого волновала. Более того, наличие у невесты своего ребенка скорее было плюсом, так как гарантировало способность к деторождению. Наиболее важным дефектом считалась худоба. Ведь если при хорошем хозяйстве родня не смогла откормить девку, то худоба могло являться косвенным признаком болезни. За шрамы, синяки или прыщавость родня жениха могла потребовать увеличения приданого.

Чем выше был статус семьи жениха относительно социального уровня невесты, тем выше требования и к здоровью последней. Способность цариц к деторождению была принципиальной, так как отсутствие престолоприемника увеличивало вероятность смут. По этой причине здоровье царских невест часто оказывалось жертвой интриг.

Когда царю Михаилу Федоровичу исполнилось 20 лет, его мать царица-Марфа устроила смотрины невест, но сама уже выбрала для сына девушку из богатого рода Салтыковых. Однако Михаилу Федоровичу понравилась девушка из небогатой семьи Хлопова Мария. Незадолго до свадьбы Мария заболела - «рвало и ломало нутро и опухла была, а после была блевота».

Сославшись на подосланных врачей, Салтыковы убедили царя, что болезнь неизлечима, уговорили отменить свадьбу и сослать Марию в Тобольск. Ссылка была обоснована необходимостью скрыть Марию от глаз простого народа, которому она уже была представлена в статусе царской невесты.

Вторая попытка женитьбы для Михаила Федоровича также закончилась неудачей - Долгорукова Мария заболела на следующий день после свадьбы и через несколько недель умерла. Летописцы не исключают, что оба случая - следствие отравления с целью срыва неугодной для Салтыковых и матери царя свадьбы.

В итоге Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой - дочери мелкого помещика, что вновь не устраивало мать. Учитывая опыт предыдущих неудач, на этот раз невесту поселили в царские палаты и объявили царицей всего за 3 дня до венчания. Лишь на следующий день царь приказал пустить гостей, но даров и угощений не принимал.

Евдокия родила царю сына Алексея - второго царя династии Романовых. Но и собственная свадьба Алексея Михайловича также была расстроена по состоянию здоровья невесты. Из 200 претенденток для смотрин 18-летнему царю было отобрано 6 девушек.

Алексею понравилась Евфимия Всеволожская, которой настолько сильно перетянули головной убор, что во время официального представления перед царем та упала в обморок. Воспитатель царя боярин Борис Морозов поспешил распространить слух, якобы невеста больна падучей болезнью (эпилепсия). В результате Евфимию с родителями сослали в Тюмень.

Затем воспитатель позаботился о знакомстве царя с дочерью придворного Ильи Милославского, который принадлежал к сторонникам Морозова. В итоге Алексей Михайлович женился на Марие Милославской.

Более того, через десять дней после царской свадьбы, Морозов сам женился на второй дочери Милославского, таким образом связав себя с царем родственными узами. Учитывая данные обстоятельства, летописцы справедливо подозревают Морозова в организации срыва свадьбы царя с Всеволожской.

Нарожав царю 13 детей Мария Милославская умерла после 13-х родов от родильной лихорадки - послеродовое заражение крови в средние века являлось основной причиной смерти у женщин репродуктивного возраста. Вновь были организованы смотрины невест, на которых царю понравилась Авдотья Беляева. Морозов к тому времени умер, но Милославские не упускали возможность расстроить женитьбу царя для сохранения своего влияния при дворе. Ведь у царя еще оставались дети от Марии Милославской, которые могли претендовать на престол. Специально вызванный голландский врач во время осмотра невесты обнаружил оттопыренный палец на ноге, что послужило основанием для отмены свадьбы и ссылки Авдотьи в Сибирь. А Алексей Михайлович вскоре женился на Наталье Нарышкиной - будущей матери Петра I.

"До свадьбы заживет" - говорила мне в детстве бабушка и я представлял себе долгие годы, которых с лихвой хватит для заживления любых болячек. Однако есть такие болячки, которые не проходят ни к свадьбе ни много позже ее. Сейчас готовлю статью про угревую сыпь, которая у некоторых людей сохраняется после завершения полового созревания и трудно поддается лечению. Чтобы не пропустить обновления - подписывайтесь на самый популярный блог о медицине! А если у вас нет аккаунта в ЖЖ, подписывайтесь на обновления в Фэйсбук, Вконтакте, Телеграм и Твиттер.

Поделитесь интересной информацией с друзьями:

glagolas.livejournal.com

Откуда пошло выражение "до свадьбы заживет"

В обычных крестьянских семьях девственность невесты мало кого волновала. Более того, наличие у невесты своего ребенка скорее было плюсом, так как гарантировало способность к деторождению. Наиболее важным дефектом считалась худоба. Ведь если при хорошем хозяйстве родня не смогла откормить девку, то худоба могло являться косвенным признаком болезни. За шрамы, синяки или прыщавость родня жениха могла потребовать увеличения приданого.

Чем выше был статус семьи жениха относительно социального уровня невесты, тем выше требования и к здоровью последней. Способность цариц к деторождению была принципиальной, так как отсутствие престолоприемника увеличивало вероятность смут. По этой причине здоровье царских невест часто оказывалось жертвой интриг.

Когда царю Михаилу Федоровичу исполнилось 20 лет, его мать царица-Марфа устроила смотрины невест, но сама уже выбрала для сына девушку из богатого рода Салтыковых. Однако Михаилу Федоровичу понравилась девушка из небогатой семьи Хлопова Мария. Незадолго до свадьбы Мария заболела - «рвало и ломало нутро и опухла была, а после была блевота».

Сославшись на подосланных врачей, Салтыковы убедили царя, что болезнь неизлечима, уговорили отменить свадьбу и сослать Марию в Тобольск. Ссылка была обоснована необходимостью скрыть Марию от глаз простого народа, которому она уже была представлена в статусе царской невесты.

Вторая попытка женитьбы для Михаила Федоровича также закончилась неудачей - Долгорукова Мария заболела на следующий день после свадьбы и через несколько недель умерла. Летописцы не исключают, что оба случая - следствие отравления с целью срыва неугодной для Салтыковых и матери царя свадьбы.

В итоге Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой - дочери мелкого помещика, что вновь не устраивало мать. Учитывая опыт предыдущих неудач, на этот раз невесту поселили в царские палаты и объявили царицей всего за 3 дня до венчания. Лишь на следующий день царь приказал пустить гостей, но даров и угощений не принимал.

Евдокия родила царю сына Алексея - второго царя династии Романовых. Но и собственная свадьба Алексея Михайловича также была расстроена по состоянию здоровья невесты. Из 200 претенденток для смотрин 18-летнему царю было отобрано 6 девушек.

Алексею понравилась Евфимия Всеволожская, которой настолько сильно перетянули головной убор, что во время официального представления перед царем та упала в обморок. Воспитатель царя боярин Борис Морозов поспешил распространить слух, якобы невеста больна падучей болезнью (эпилепсия). В результате Евфимию с родителями сослали в Тюмень.

Затем воспитатель позаботился о знакомстве царя с дочерью придворного Ильи Милославского, который принадлежал к сторонникам Морозова. В итоге Алексей Михайлович женился на Марие Милославской.

Более того, через десять дней после царской свадьбы, Морозов сам женился на второй дочери Милославского, таким образом связав себя с царем родственными узами. Учитывая данные обстоятельства, летописцы справедливо подозревают Морозова в организации срыва свадьбы царя с Всеволожской.

Нарожав царю 13 детей Мария Милославская умерла после 13-х родов от родильной лихорадки - послеродовое заражение крови в средние века являлось основной причиной смерти у женщин репродуктивного возраста. Вновь были организованы смотрины невест, на которых царю понравилась Авдотья Беляева. Морозов к тому времени умер, но Милославские не упускали возможность расстроить женитьбу царя для сохранения своего влияния при дворе. Ведь у царя еще оставались дети от Марии Милославской, которые могли претендовать на престол. Специально вызванный голландский врач во время осмотра невесты обнаружил оттопыренный палец на ноге, что послужило основанием для отмены свадьбы и ссылки Авдотьи в Сибирь. А Алексей Михайлович вскоре женился на Наталье Нарышкиной - будущей матери Петра I.

"До свадьбы заживет" - говорила мне в детстве бабушка и я представлял себе долгие годы, которых с лихвой хватит для заживления любых болячек. Однако есть такие болячки, которые не проходят ни к свадьбе ни много позже ее. Сейчас готовлю статью про угревую сыпь, которая у некоторых людей сохраняется после завершения полового созревания и трудно поддается лечению.    https://glagolas.livejournal.com/168433.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

hist-etnol.livejournal.com

Кириллица | Что заживёт до свадьбы

Устойчивую фразу «до свадьбы заживёт!» слышал, наверное, каждый. Ею ободряют упавшего ребёнка родители. Приятели, желая поддержать, говорят так приболевшему товарищу. Но что именно должно зажить и почему именно до свадьбы остаётся загадкой.

Ритуально-бытовая версия

Культурологи видят в утверждении «до свадьбы заживёт» символическое пожелание заклинательного типа. Это роднит фразу с выражением «будь здоров», которое использовали как заговор против злых духов.

Считалось, что акцентировать много внимания на ушибы и ссадины нельзя, потому что это могло усугубить состояние пострадавшего.

Современные научные данные подтверждают народную мудрость: у ипохондриков (людей, которые склонны из-за невроза искать у себя разные болезни и преувеличивать собственные страдания) хронические и психосоматические заболевания проявляются чаще, чем у других.

Историческо-гендерная версия

Историки склонны полагать, что фраза «до свадьбы заживёт» была первоначально обращена к девушкам. Связано это с трудоёмким процессом смотрин невесты на Руси. Смотрины – один из древнейших традиционных обрядов, проистекающий из языческих славянских представлений о годности девушки к деторождению.

Нельзя сбрасывать со счетов и социально-экономические факторы. Смотрины были решающим событием в жизни девушки – от удачного брака зависела её жизнь и благополучие будущих детей.

Осматривали будущую невесту сваха, свекровь и повитуха. Главная цель смотрин – определить, способна ли девушка выносить детей. Но препятствием к свадьбе могла быть даже царапина, поэтому невесту до смотрин освобождали от всех видов работ.

Даже насморк невесты мог увеличить количество приданного (девка-то больная, такую брать можно только с имуществом), поэтому родственники запрещали девушке выходить за околицу дома.

Среди знати была распространена так называемая «порча невесты» - когда люди, не желающие брака государя с той или иной дворянкой, отравляли или калечили девушку. В истории есть случаи, когда будущую царицу «портили» и свадьба отменялась.

Мария Хлопкова была отравлена «доброжелателями» и не смогла выйти замуж за Михаила Фёдоровича Романова. Позже была сослана в Тобольск вместе семьёй. Применялись самые грязные методы: подкуп врачей, отравленная пища, туго завязанные волосы – всё для того, чтобы расстроить будущий брак.

Народно-эротическая теория

Удивительно, но в деревнях Восточной России (Смоленская область) фразу «до свадьбы заживёт» старшее поколение не произносит и считает чем-то неприличным.

Есть мнение, что подобную фразу произносили молодые парни деревенским девушкам, склоняя их к плотским утехам. Девушки, по наивности верили, что всё, что повреждено после ночи на сеновале, до свадьбы заживёт.

Этнографических и лингвистических исследований, подтверждающих эту версию немного, однако именно она является наиболее популярной.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

«До свадьбы заживёт!»: что означает эта фраза на самом деле

Устойчивую фразу «до свадьбы заживёт!» слышал, наверное, каждый. Ею ободряют упавшего ребёнка родители. Приятели, желая поддержать, говорят так приболевшему товарищу. Но что именно должно зажить и почему именно до свадьбы остаётся загадкой.

Ритуально-бытовая версия

Культурологи видят в утверждении «до свадьбы заживёт» символическое пожелание заклинательного типа. Это роднит фразу с выражением «будь здоров», которое использовали как заговор против злых духов.

Считалось, что акцентировать много внимания на ушибы и ссадины нельзя, потому что это могло усугубить состояние пострадавшего.

Современные научные данные подтверждают народную мудрость: у ипохондриков (людей, которые склонны из-за невроза искать у себя разные болезни и преувеличивать собственные страдания) хронические и психосоматические заболевания проявляются чаще, чем у других.

Историческо-гендерная версия

Историки склонны полагать, что фраза «до свадьбы заживёт» была первоначально обращена к девушкам. Связано это с трудоёмким процессом смотрин невесты на Руси. Смотрины – один из древнейших традиционных обрядов, проистекающий из языческих славянских представлений о годности девушки к деторождению.

Нельзя сбрасывать со счетов и социально-экономические факторы. Смотрины были решающим событием в жизни девушки – от удачного брака зависела её жизнь и благополучие будущих детей.

Осматривали будущую невесту сваха, свекровь и повитуха. Главная цель смотрин – определить, способна ли девушка выносить детей. Но препятствием к свадьбе могла быть даже царапина, поэтому невесту до смотрин освобождали от всех видов работ.

Даже насморк невесты мог увеличить количество приданного (девка-то больная, такую брать можно только с имуществом), поэтому родственники запрещали девушке выходить за околицу дома.

Среди знати была распространена так называемая «порча невесты» - когда люди, не желающие брака государя с той или иной дворянкой, отравляли или калечили девушку. В истории есть случаи, когда будущую царицу «портили» и свадьба отменялась.

Мария Хлопкова была отравлена «доброжелателями» и не смогла выйти замуж за Михаила Фёдоровича Романова. Позже была сослана в Тобольск вместе семьёй. Применялись самые грязные методы: подкуп врачей, отравленная пища, туго завязанные волосы – всё для того, чтобы расстроить будущий брак.

Народно-эротическая теория

Удивительно, но в деревнях Восточной России (Смоленская область) фразу «до свадьбы заживёт» старшее поколение не произносит и считает чем-то неприличным.

Есть мнение, что подобную фразу произносили молодые парни деревенским девушкам, склоняя их к плотским утехам. Девушки, по наивности верили, что всё, что повреждено после ночи на сеновале, до свадьбы заживёт.

Этнографических и лингвистических исследований, подтверждающих эту версию немного, однако именно она является наиболее популярной.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

До свадьбы заживёт - это... Что такое До свадьбы заживёт?


До свадьбы заживёт
Разг. Шутл. Нет оснований для расстройства, огорчений; всё пройдёт, всё наладится. [Иван:] Не зашиб ли я вас, сударь? [Тянислов:] Вы мне обоими коленами в лоб попали; ну, до свадьбы заживёт (Крылов. Проказники).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

  • Зажить чужой век
  • Зажимать в клещи

Смотреть что такое "До свадьбы заживёт" в других словарях:

  • до свадьбы заживёт — шутл. Говорится в утешение тому, кто ушибся, порезался и т.п …   Словарь многих выражений

  • до свадьбы заживет — См …   Словарь синонимов

  • До свадьбы далеко (заживёт) — Прост. Шутл. Слова утешения человеку, получившему ушиб, повреждение. ФСРЯ, 410; ФСС, 53; ЗС 1996, 487; Глухов 1988, 48; СНФП, 109 …   Большой словарь русских поговорок

  • свадьба — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? свадьбы, чему? свадьбе, (вижу) что? свадьбу, чем? свадьбой, о чём? о свадьбе; мн. что? свадьбы, (нет) чего? свадеб, чему? свадьбам, (вижу) что? свадьбы, чем? свадьбами, о чём? о свадьбах 1. Свадьбой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Бриллиантовая свадьба — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, ж. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… …   Толковый словарь Ожегова

  • заживать — ЗАЖИТЬ 2 ( иву, ивёшь, 1 и 2 л. не употр.), ивёт; зажил и зажил, зажила, зажило и зажило; сов. О ране, больном месте: затянуться кожей, закрыться. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАЖИТЬ 2 — ( иву, ивёшь, 1 и 2 л. не употр.), ивёт; зажил и зажил, зажила, зажило и зажило; сов. О ране, больном месте: затянуться кожей, закрыться. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

  • свадебка — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, ж. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… …   Толковый словарь Ожегова

  • свадебный — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, ж. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… …   Толковый словарь Ожегова

  • СВАДЬБА — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, жен. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… …   Толковый словарь Ожегова

phraseology.academic.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов