Гильце на свадьбу


КАК НА КУБАНИ КРУТИЛИ И ЛОМАЛИ ГИЛЬЦÉ

О.С. Финько

КАК НА КУБАНИ КРУТИЛИ И ЛОМАЛИ ГИЛЬЦÉ

(о семантике кубанской свадебной реалии на материале «Электронного корпуса диалектной культуры Кубани»)*

Финько Ольга Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Abstract: The article demonstrates the possibilities of “Electronic corpus of the dialect culture of Kuban” for ethno-linguistic study of wedding trees in Kuban tradition.

Key words: corpus, discourse, text, ethno-linguistic analysis.

  В настоящее время для лингвистических исследований все большую ценность приобретают программно обеспеченные текстовые корпуса. Учеными разрабатываются электронные корпуса как отдельных языков («Национальный корпус русского языка», «British National Corpus», «Deutsches Referenscorpus»), так и диалектов или дискурсов («Саратовский диалектный корпус: новый научный и образовательный ресурс», «Электронный корпус диалектной культуры Кубани»). Машинообрабатываемые текстовые базы значительно ускоряют процесс отбора языкового эмпирического материала и дают принципиально новые возможности для его изучения.

В рамках современных тенденций лингвистических исследований сотрудниками лаборатории региональной и компьютерной лексикографии (филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани) под руководством доцента кафедры русского языка Е. Н. Трегубовой  ведется разработка «Электронного корпуса диалектной культуры Кубани», информационно-справочной системы на основе диалектных текстов. Материалы для текстового фонда получены в ходе диалектологического обследования ряда станиц и хуторов западной части Краснодарского края, культура и говоры которых в наибольшей степени близки украинской традиции. 

Создатели корпуса диалектной культуры Кубани убеждены, что оптимальной единицей лексикографического описания лингвокультуры является не лексема, а текст: «Идея создания электронного корпуса лингвокультурологической направленности исходит из представления, что бытие культуры претворяется в языке, следовательно, модель культуры может быть описана группой текстов, порожденных носителями культуры, а также они могут стать базой для научных поисков в области этнолингвокультурологии» [5, с. 66]. Лингвокультурологический диалектный корпус может использоваться исследователями в качестве источника изучения народной аксиологии, для реконструкции модели традиционной культуры. 

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ , проект 14-14-23007 «а (p)»

 

Материалы корпуса позволяют также проводить лингвокультурологические  исследования в синхронном и диахронном аспектах, сопоставлять одну культуру на фоне других или культурные срезы одной лингвокультуры в диахронии [5, с. 67].

В настоящей статье продемонстрируем возможности корпуса для этнолингвистического изучения обрядовой реалии гильце в кубанской свадьбе. Необходимые для этнолингвистического анализа сведения систематизированы в подкорпусе «Обрядовая культура». Отметим, что для наполнения данного подкорпуса ведется разработка следующих дискурсов,  репрезентирующих разные стороны традиционной обрядовой культуры: «Свадебный обряд», «Родинный обряд», «Крестинный обряд», «Похоронный обряд», «Календарные обряды», «Рекрутский обряд». 

Свадебное деревце является традиционным символом восточнославянской свадьбы. Как правило, его изготавливали в доме девушки, готовившейся к вступлению в брак, или у ее подруг, и оно было олицетворением невесты и девичества. В народной культуре ветви – одно из наиболее распространенных воплощений девушки и девичества (молодости). Как отмечает А. А. Потебня, «… причина, по коей стебель, ветка, дерево служат символами девицы – их тонкость и гибкость, принимаемые в смысле красоты…» [2, 69]. В русской свадьбе одним из наиболее частых наименований деревца является кра'сота, лес, роща, сад, калинка [4, 83]. В украинской традиции свадебное деревце называли гi'льце', йôлка, вi'льце, ве'нце, ши'шки', квi'тка [3, 35]. В кубанской свадьбе деревце является, несомненно, исконным элементом украинской традиции, из которой и заимствовано название гильце. 

Сегментация материала в корпусе позволяет нам произвести запрос микротемы *гильце* и построить ее конкорданс, т.е. перечень контекстов, описывающих рассматриваемую реалию. При необходимости эмпирический материал можно отсортировать также по таким характеристикам, как диалектоноситель, возраст, населенный пункт, что будет способствовать выявлению особенностей обрядовой реалии в отдельной станице или – при описании всего конкорданса – составлению общей картины из отдельных «пазлов» (вариантов обрядовой традиции).

Рассмотрим контексты, позволяющие определить, что представляет собой обрядовая реалия гильце в кубанской свадебной традиции, и какова его символическая нагрузка.

<ст. Петровская, Славянский район Краснодарского края, Газетова Дина Павловна 1940 г.р.> <Свадьба> *гильце* Гыльцэ када делалося, цэ означалося, шо нивеста хароша, чесна  тоди называлося. И оно оставалося до конца свадьбы.

<х. Верхний, Славянский район Краснодарского края, Мороз  Анастасия  Ивановна, 1938 г.р.> <Свадьба> *гильце*   Гильце свадебнэ. У нэвесты оно делаиця, тожэ символ свадьбы, нивесты. Пэрэд нивестой з жыныхом ставыця. Делають из теста, мисыли и обкручювалы веточкы и в пичь совалы, выпикалы, особино веточкы.

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Слабая Александра Михайловна, 1933 г.р.> <Свадьба> *гильце* Гильцэ и в жыныха е, и в нивесты е. Цэ оны готовлять раншэ за цилу ныдилю.

<ст. Марьянская Красноармейского района> <Свадьба> *гильце* Значить, со стороны невесты гильцэ делаица, у невесты только пэчэца. 

Таким образом, в кубанской традиции гильце – это свадебное деревце, одна из обрядовых реалий свадьбы, символизирующих целомудренную невесту. Информанты отмечают, что гильце изготавливали в доме невесты, его ставили на свадебный стол перед молодыми. Диалектоноситель станицы Черноерковской говорит о том, что деревце делали и в доме жениха, и в доме невесты. Учитывая символику свадебного деревца, полагаем, что в данном случае оно использовалось лишь для украшения свадебного стола и не имело обрядовой нагрузки.

В повествованиях информантов много внимания уделяется процессу изготовления гильца. Причем в соответствующих контекстах наблюдается много сходных элементов в описаниях обрядовой традиции, частности, дополняющие целостную картину, а также отмечено немало противоречивых сведений.

<х. Верхний, Славянский район Краснодарского края, Мороз  Анастасия  Ивановна, 1938 г.р. > <Свадьба> *гильце*   Делають из теста, мисыли и обкручювалы веточкы и в пичь совалы, выпикалы, особино веточкы. Потом делалы кострюлю, обматовалы, и цвитамы, калыной, ёлочкой, голубчикы маленьки пэклы, оришкы циплякы, канхвэты, украшение було такае. Раньшэ пэклы большынство, сичас-то з бумагы, пэклы, с теста обматовалы.

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Слабая Александра Михайловна, 1933 г.р.> <Свадьба> *гильце* Есь такэ гильцэ роблять, по достатку, становлять на стил по сэрэдыны ёго, и вона аж до потолка, украшають ёго и канхветамы,… всым-усым, чим можуть, и воно красивэ, харошэ. Гильцэ роблють – обэкновэну бэруть дэрэвыну, кучеряву, обчищають ейи добела. А тоди кистом облипляють ейи. И в пичь садовлять. Если оно у пичь ны влизэ, значить розризають гилочкамы, а тоди ёго собырають до ствола, а туди на цэ гильце надивають канхвэты, украшають, яблуко могуть поцэпыть там, як ёлку. 

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Стежко Матрена Семеновна, 1923 г.р.> <Свадьба> *гильце*¬ Гильцэ можно зараншэ робыть. Ну, мы було дружкы, мы сходылыся до нивесты. Гильцэ – цэ на дружка'х… Як нивеста хароша, так всяки прызнакы. И на гильце даже чиплялы калыну. Хочь там чиплялы краснэ и цвиты.

<ст. Марьянская, Красноармейский район Краснодарского края> <Свадьба> *гильце*¬ А гильцэ – это, значить, делаица так: вырезаица ветка только с фруктового дерева, шоб обизательно было фруктовое дерево. Фрукты и фруктовое дерево – это жызь, потому шо фрукты мы едим, они нам придають, ну, як сказать, мы питаемся ными. Это жызнено  дерево.

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Березина Антонина Григорьевна, 1922 г.р.> <Свадьба> *гильце*¬ Ломають лозу. Цвиткамы вкрашають. Робылы коровай с шишок. Гильцэ' раньшэ було манэ'нькэ. Шишо'к сковори'д пьять – одна на одной – тоди встромляють.

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Слабая Екатерина Гавриловна 1941 г.р.> <Свадьба> *гильце*¬ Гильцэ делайиця… Раньшэ пыклы ёго с тиста, усэ. Туди пичкы булы здорови, кругли. Складають из веточок и квитчають, як и сейчас квитчають. А сичас ёго з бумагы делають. Цвиточкы, оришки, бублычки малиньки ципляють. Цвиточкы бумажни и живи вишають, и калыну вишають, шоб украсыть, шоб оно красивэ було.

По сведениям диалектоносителей, в качестве исходного материала для свадебного деревца использовали ветви. Большинство информантов не заостряют внимания на том, какие деревья можно использовать для изготовления гильца, лишь информант ст. Марьянской утверждает, что в качестве основы для гильца срезают ветку плодового дерева, и объясняет это тем, что фруктовое дерево – это «жызнено  дерево». Полагаем, в этом населенном пункте сохранился более архаичный элемент обряда, поскольку плодовое дерево издревле является символом плодородия.

Особенностью кубанского свадебного деревца является то, что его изготавливали из теста: ветки дерева обвивали узкими полосками теста, нарезанного с одной стороны в виде бахромы, и выпекали в печи. Однако Мороз А.И. и Слабая Е.Г., сообщают, что более поздней стала традиция использовать вместо теста бумагу. Как правило, гильце делали подруги невесты, что также свидетельствует о символике девичества этой реалии.

По одним сведениям, гильце на Кубани делали маленьким (Березина А. Г.), по другим, наоборот, большим (Слабая А. М.). Для украшения гильца использовали веточки ели, орехи, бумажные цветы, калину, сделанные из теста голуби и бочоночки. Свадебное деревце обвязывали красной лентой. Ссылаясь на А. К. Байбурина, отметим, что в свадебной обрядности ленты и другие предметы украшения деревца, имеющие «…связь с головой, точнее волосами, косой…» символизируют “девичью красоту” [1, 69]. 

Информанты повествуют и об обрядовом употреблении гильца. 

<ст. Черноерковская, Славянский район Краснодарского края, Слабая Екатерина Гавриловна 1941 г.р.> <Второй день> *гильце*¬ Мамка ужэ вэчиром, када люды уходять, она каждому веточку ломае, кому с цвиточком, кому з бублычком –  цэ мамка нас оддиляе, ужэ мы погулялы, напылысь, найилысь.

<х. Верхний, Славянский район Краснодарского края, Панасенко Александра Ивановна, 1924 г.р.> <Второй день> *гильце* *каравай* *жених* *невеста* *голубки*    Гыльцэ розламують, коровай отдають… Коровай нивеста бэрэ…, нет, жэныхови… Там голубчикы на ёму, постромляли, у короваю… Не, нивести остаеця коровай. Жэных и невеста забырають коровай, ны разламуйиця вин. А гильцэ розламують, рижуть на веточкы и дають усым-усым-усым, хто гуляв на свадьби.

<ст. Марьянская, Красноармейский район Краснодарского края> <Второй день> *гильце* *шишка* *каравай* И от кода на фторой день ужэ отгулялы свадьбу, начинають эти сваты, которые сваталы невесту ходылы, начинають разрезать по кусочку фсым каравая, по кусочку секатором разрезають это гильцэ, по кусочку гильца ложыца и по шышке- и это як бы ещё дополнительно одарюють гостей, в знак благодарности, шо оны, ну, пришли, подарылы, погулялы- от им ищё до дому подарок даёца. Вот это такой набор: шышка, кусочек каравая, кусочек гильца.

<ст. Петровская Славянского района Краснодарского края, Газетова Дина Павловна. 1940 г.р.> <Второй день> *гильце* На фторый дэнь прыходыла нивеста от жыныха и начинала развязувать цэ гильцэ и начинала раздавать своим як родствиныкам, родитилям, кресным и сибе оставалася ветка.

Как видно из контекстов, для традиции Кубани свойственно обрядовое уничтожение гильца, что передается глаголами ломать (розламувать), ризать (разрезать), развязувать, давать, роздовать. Разделение свадебного деревца может означать расставание с девичеством и переход в новый статус, нарушение целостности (девственности), а также наделение «долей».

Библиографический список

1. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре  / А. К. Байбурин. – СПб. : Наука, 1993. – 223 с.

2. Потебня, А. А. Символ и миф в народной культуре / А. А. Потебня. – М. : Лабиринт, 2000. – 480 с.

3. Романюк, П. Ф. Лексика некалендарных обрядов правобережного Полесья (на материале свадебного обряда) : дис. … канд. филол. наук : 10.02.02 / П. Ф. Романюк; Киевский гос. пед. институт им. А.М. Горького. – Киев, 1984. – 293 с.

4. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Т. 4 / Под ред. Н. И. Толстого. – М. : Международные отношения: , 2009. 

5. Трегубова, Е. Н. Региональный лингвокультурологический корпус как электронный ресурс изучения народной аксиологии // Е. Н. Трегубова, М. В. Емельянова  / Слово и словарь. Vocabulum et vocabularium : сб. науч. трудов по лексикографии. Вып. 12 / под ред. В. В. Дубичинского и Т. Ройтера. – Харьков : Видавництво «Підручник НТУ “ХПІ”», 2011. – С. 66 – 71. 

ethnolex.ru

Свадебное деревце. Традиции русской народной свадьбы

Свадебное деревце

Итак, мы увидели, что наиболее распространённым видом деревца на русской свадьбе была ёлочка, которую часто делали из верхушки ели и наряжали свечками, лентами, гирляндами и т. п. У современного человека возникает вопрос: почему вышеописанная свадебная ёлочка так напоминает новогоднюю ёлку? Причём, если обратиться к истории возникновения новогодней ёлки, а появилась она в средневековой Германии, обнаруживается ещё большее внешнее сходство с нашей свадебной ёлочкой, чем кажется на первый взгляд. Старинные немецкие ёлки были настольными и сделанными из верхушки ели, их украшали свечами. Точно так же зачастую выглядела и русская свадебная ёлочка. Рождественские ели раньше сжигали – то же часто делали и с нашей ёлочкой.

Видимо, независимо друг от друга один и тот же предмет разные народы применили к разным событиям: немцы – к рождению молодого солнца взамен старого (солнцестоянию) и рождению Христа, а славяне – к рождению каждой новой супружеской пары. На вопрос, почему на Рождество или на свадьбу выбрана именно макушка ели, а не другой предмет, историки отвечают, что это вечнозелёное дерево – символ бессмертия и образ Мирового древа в культуре многих народов. Действительно, разные народы всегда вспоминали о Мировом древе во время ключевых праздников.

Свадебное деревце – важный атрибут не только русской, но и славянской свадьбы вообще. Согласно данным лингвистики, изначальным общеславянским свадебным деревцем была именно ёлочка (во многих славянских странах, даже в тех, где в пору женитьбы используются плодовые деревца или букет цветов, они называются каким-либо словом, происходящим от общеславянского корня *jedl- [БССК]).

В большинстве русских регионов деревце воспринимали как символ разрыва с девичеством, в то время как в контексте общеславянского наследия, в дополнении к этому образу просматриваются и обряды с Мировым древом. Память о том, что ёлочка изначально была чем-то большим, нежели просто атрибутом невесты, ярко видна и в русской культуре. Об этом говорят следующие явления.

Во многих русских регионах делали сразу две красоты – и атрибут причёски, и ёлочку. Это указывает на то, что ёлочка должна была нести в себе другие функции, кроме красоты – но какие, в XIX веке в этих краях народ уже не помнил – да и не подозревал, что она должна значить что-то ещё. В орловской свадьбе деревце, называемое «ёлочка» или «яблонька», представляло собой воткнутую в обрядовый хлеб еловую ветку (также деревце укрепляют в основном свадебном каравае у некоторых славян). Пример не вполне осознанного использования образа ёлочки у русских – это узор из теста на свадебном каравае под названием «ельцы» или фигурки ёлок на пироге.

Перевозка приданого. 1902 г. Российский этнографический музей. Свадебное деревце прикреплено к дуге.

В Ярославской области ель наряжали в доме жениха, а в доме невесты – берёзку; в Нижегородской области еловые ветки втыкали в курник – пирог, предназначенный обоим новобрачным. Сравним с традициями других славянских народов. У поляков перед свадьбой ставили ели как у дома жениха, так и у невесты (р-н Зап. Бескид). В украинских свадьбах завивали гильце жениху и невесте. У белорусов «ёлку» вили для жениха, а для невесты – «венок». У южных славян деревце (ёлка с яблоками у болгар, с ватрушками – в Моравии, с цветами или лентами – в Словакии) или древко, увитое разной зеленью, изготавливали девушки или парни со стороны жениха. Оно считалось свадебным знаменем, в сопровождении него двигалась свадебная процессия, его ставили возле молодожёнов на пиру.

Видимо, изначально ёлочка символизировала Мировое древо, а ленты и другие украшения – девичество невесты. Из этого следует, что красотой были украшения, а не само деревце. В некоторых регионах эта схема чётко прослеживается в обычае, а именно: в Вологодской, Псковской, Ярославской областях на ветку ёлочки сажали куклу. Здесь кукла – это девичество невесты, ёлочка – Мировое древо. В песнях, кстати, поётся, что когда красота уходит от невесты, она «прилепляется» к дереву и остаётся там навсегда.

Следовательно, свадебное деревце – многозначный символ, исходное значение которого связано с Мировым древом. Популярность в этой роли ели связана с её пушистой колючей кроной, которую ассоциировали с потусторонним миром. Те же магические свойства народ видел и у пушистых мехов, на которых сидели молодожёны на протяжении всей свадьбы. В свете этого нас не должно удивлять, что в песне (приведённой ниже в теме про инициацию) Мировое древо вместо листвы обросло соболиными мехами.

В свадебных песнях поётся, что суженые встречаются у Мирового древа, поэтому ёлочку размещали рядом с местом новобрачных за столом.

После объявления новобрачных супругами деревце «переправляли» в другой мир одним из двух способов: уничтожали, часто сжигали (т. е. посылали на «тот свет»), либо оставляли родителям (жилое пространство родителей для женившихся детей всё равно, что другой мир). Наверное, от деревца старались избавиться по той же причине, по которой избавлялись от всех остальных атрибутов, участвующих в скреплении брачного союза, – таким способом делали свадьбу нерушимой. Забегая вперёд, приведу аналогичные примеры: чарки, из которых пили новобрачные, разбивали; рушник, которым связывали их руки, дарили тому, кто провёл обряд; каравай разделяли; свадебный замок оставляли в специальных местах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Украинские свадебные обряды — Википедия

Украинская свадьба (укр. українське весілля) — традиционный обрядовый элемент культуры украинского народа.

Украинский свадебный обряд формировался прежде всего в недрах весенне-летней обрядности[1]. Свадьба в обрядности и песнях представлялась экзогамическим (внеплеменным) браком, нередко оставаясь эндогамическим (внутреплеменным) по обоюдному согласию сторон, отчего инсценировались, обыгрывались темы похищения невесты[2].

Традиционный украинский свадебный обряд условно можно разделить на три цикла: предсвадебный, свадебный и послесвадебный, каждый из которых распадается на ряд сцен.

Первым этапом украинской свадьбы является сватовство (укр. сватання, зговорини, змовини, змовши, запошы)[3]. Решивший оженить сына отец приглашает двух своих хороших приятелей быть старостами. Вместе они совещаются о кандидатке в невесты, если сын сам никого не имеет на примете. Родители приглашают ещё двух соседей и благословляют сына иконой. Мать занимает ржаной хлеб у соседей, с которым, согласно поверью, сватам не откажут. В дом предполагаемой невесты входят только старосты, жених остаётся под окнами. Старосты обращаются к хозяину дома иносказательно — спрашивают не забегала ли в дом лиса, и можно ли её поискать. Затем переходят к деловому разговору, спрашивают о роде жениха, не приходятся ли молодые друг другу родственниками, что строго возбранялось для вступления в брак. Когда отец вызывает дочь сказать своё слово, она становится у печи и «колупает камин», отвечает уклончиво, проявляя послушание воли родителя. Он же просит день-два на раздумье. Старосты оставляют хлеб и уходят[4].

Не редко отец девушки просит пригласить в хату жениха, чтобы поглядеть, каков он из себя. Если девушка на его поклон подаст руку — это указывает на её благосклонность, а если она лишь поклонится и выйдет — это значит отказ. Если молодые согласны на брак, то получают благословение от родителей, кладут три земных поклона, целуют руки родителей и принесённый хлеб. Невеста перевязывает руку жениха и старост через плечо, кладёт на деревянную тарелку рушник, куда жених и гости должны бросить монеты в благодарность за подарок[4]. Отрицательным знаком также было поднесение сватам тыквы (гарбуза), отказ девушки поднести жениху чарку, возвращение ею лично хлеба в дом жениха. В преданиях, свадебных песнях украинцев сохранились отголоски обычая сватовства девушки к парню, встречавшиеся также у южных славян[3].

Второй этап сватовства — обручение (укр. заручины, полюбини, хмовини, большие запоины), куда жених с невестой приглашают ближайших родственников. Отказ невесты после данного этапа считался грубым оскорблением, который следовало оплатить. По завершении сватовства молодых называли женихом (укр. молодий, молодець, князь) и невестой (укр. молода, молодая, княгiня)[3].

На рубеже XIX—XX веков имел место розглядыни (печоглядини), когда на следующий день родители невесты с родственниками несли хлеб в дом жениха, чтобы посмотреть материальное хозяйство его дома. В 1920—1930-е годы этот элемент свадебного обряда выпал из общего склада предсвадебных действий[3]. За праздничным столом договариваются о времени венчания и свадьбы. Праздник по приглашению отца невесты переходит в его дом, где оканчивается сватовство[4].

На «дивичь-вечир» невеста и девушки поют песни-причеты («жалибны», «молодячи», а также «сиротские») о закончившемся девичестве, о жизни «на чужой сторонке». Дня за три до свадьбы невеста приглашает дружек и молодых женщин печь каравай, шишки, лежни и калачи[4]. Прощальные встречи невесты с подружками, которые коллективно помогали приготовить приданое, называется «хадзiць на вэнкi»[3]. Процесс готовки сопровождается песнями. Затем невесту сажают на кожух, расплетают косу и надевают цветочный венок на голову[4]. Наряжали конфетами, орехами и пряниками обрядовое деревце гильце (также вільце́, вильце́)[5][6].

Перед днём венчания жених ищет себе боярина, а невеста — дружку. После венчания отмечают в доме жениха, где со стороны невесты присутствует только дружка. Вечером жених провожает невесту домой и до свадьбы остаётся ночевать[4].

Свадьба (укр. весілля) начинается со свадебным поездом жениха в дом невесты. Путь ему у ворот преграждают дружки, требующие выкуп за невесту. Когда все испытания женихом пройдены, молодых сажают рядом и проводят обряд "покрывания".

На стол ставится каравай - символ земли, поля, хлебопашества, в который втыкают сосновую ветку, и кладётся сабля - символ обороны земли[7].

  1. Светлана Константиновна Лащенко. Заклятие смехом. — М.: Ладомир, 2006. — С. 260. — 328 с.
  2. ↑ Украинская литература / А. В. Луначарский. — Литературная энциклопедия. — Художественная литература, 1939. — Т. 11. — С. [517—518] (стб. 2). — 428 с.
  3. 1 2 3 4 5 Ольга Изотова, Галина Касперович, Александра Гурко, Александр Бондарчик. Украинцы. — Кто живёт в Беларуси. — Минск: Беларуская навука, 2012. — С. 317—329. — 800 с.
  4. 1 2 3 4 5 6 Гавриил Сорокин. Свадьба у малороссов / Издание редакции журнала "Киевская старина". — Свадьбы и свадебные песни у малороссов и великороссов. — Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1891. — 57 с. — ISBN 9785458019835.
  5. ↑ Вільце. Вильце. — Словарь украинского языка (в 11 томах). — Киев: Наукова думка, 1970—1980.
  6. ↑ Этимологический словарь украинского языка: в 7 т. / сост.: Г. В. Болдырев. — Ин-т языкознания им. А. А. Потебни АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1982. — Т. 1. — 632 с.
  7. Э. Абросим. Переводы. — Абросим, 1986. — С. 219. — 304 с.

ru.wikipedia.org

Украинская свадьба в живописи

Существует народная поговорка: «Пятница – начинательница, суббота – каравайница, воскресенье – венчальница, в понедельник – есть и пить, в среду – опохмеляться, а в четверг после обеда и домой собираться». Не зря же говорят «сыграли свадьбу», потому что это были не просто застолье и гулянка, а целый комплекс ритуалов. На Украине в свадебных обрядах до сих пор в сельской местности преобладают народные традиции.

Виктория Процив Остап и Одарка.

Исторические источники свидетельствуют, что в среде украинского крестьянства церковный брак долгое время был для украинцев лишь юридической необходимостью, именно свадьба, а не венчание считалась юридической гарантией семейного союза. После венчания молодые могли еще долгое время жить отдельно, пока не сыграют свадьбу. Священный Синод требовал наказывать таких супругов, якобы за супружескую неверность. Только в XIX веке, когда церковь разрешила венчаться в день свадьбы, церковный и народный брак были объединены.
Свадьбы украинцы справляли по-разному. Даже в обрядах соседних сел могли быть различия в обрядах и традициях. У одних каравай был круглый, у других - квадратный, у одних на стол ставилась ветка ели, у других — сосны. Но везде было весело, сытно и «горько».

Сватанье

Свадебное действо начиналось со сватанья. Этот процесс состоял из нескольких значимых этапов и целого комплекса ритуалов. Узнав о намерении сына обзавестись семьей, родители долго и серьезно обсуждали его выбор, пытались собрать о невесте информацию.
В день сватовства все участники этого обряда одевались в лучшие одежды, а сваты приезжали на новых телегах и даже одалживали лошадей, если не могли себе позволить держать собственных. Этим сваты пытались показать благосостояние и обеспеченность семьи жениха.
Жених сватал невесту не один, а со своими родственниками, выступавшими в роли сватов. Сватами выступали, в основном, уважаемые пожилые люди с "хорошо подвешенными" языками, ведь от их красноречия зависело, уйдет жених с "гарбузом" или с рушниками. Существовал обычай: отправляющихся на сватанье людей для успеха дела хлестали прутьями или забрасывали женскими головными уборами, чтобы поскорей засватать девушку. Позже сватовство стало ремеслом - свахи за вознаграждение искали невесту для жениха, договаривались о приданом. Хорошая сваха пользовалась популярностью и была нарасхват.

Амвросий Ждаха Сватанье 1900-е гг.

Последний день, когда разрешалось засылать сватов, был праздник святого Дмитрия - 8 ноября.
Существовала поговорка: «До Димитра дiвка хитра, а пiсля Димитра нею хоч лавку витри» (До Дмитрия девушка хитрая, а после – хоть скамью ею вытирай»).
Свататься, кстати, можно было не в любой день и только после захода солнца, нельзя было засылать сватов в среду или пятницу. Не принято было разговаривать по дороге к дому невесты. Если жених не был уверен в согласии невесты, то время выезда не разглашалось, ехали, стараясь оставаться незамеченными, «огородами», хоронясь от дурного глаза.
Для ритуала сватовства необходим был целый список предметов. Кроме рушника и каравая, сваты должны были иметь с собой: деньги мелочью, спиртное и закуски, мед (стакан или баночка), подарок невесте (часы, кольцо, серьги), подарок теще (плитка шоколада), подарок тестю (молоток), посох - палка, украшенная лентами, саженец плодового дерева. Если желают первую девочку, то дарят дерево по названию женского рода, а если мальчика, то - мужского. Дерево украшено цветами, бантами. Высотой деревце должно быть небольшое, чтобы удобно было в комнату внести. Деревце лучше выбирать с мощной корневой системой, чтобы наверняка прижилось при пересадке.

Николай Пимоненко Сваты. 1882 г.

Переступив порог, сваты садились напротив «матки» (или матицы – балки, которой делился потолок), она символизировала идею опоры будущей семьи. В некоторых селах садиться сватам не предлагали – «чтоб невеста в девках не засиделась». Иногда сваха, войдя в дом, ударяла пяткой об порог - «чтобы невеста не попятилась». Хорошей приметой было дотронуться до дверного косяка или деревянной мебели в доме невесты. Обязательно обращались к семейному очагу, сваха непременно грела руки (даже в теплое время года) около печи.

Николай Пимоненко Засватали. 1896 г.

Разговор начинался с шуток-прибауток, типа: "Ехал охотник, увидел лисицу - красную девицу, она забежала в этот двор. Мы представляем интересы жениха, хотим заполучить эту лисицу".
Невеста обычно стояла у печки, опустив глаза, и ковыряла (на украинском языке это слово звучит смешно – колупала) глину печки пальцем, показывая, какая она скромная. Иногда невеста ждала в соседней комнате. Этот процесс назывался «сговор».
Если девушке жених был мил и родители ее были согласны, тогда она перевязывала сватов рушниками. В знак согласия она разрезала принесенный сватами хлеб со словами: “Режу эту буханку, а вы меня примите как своего ребенка”. Будущему мужу невеста передавала в подарок собственноручно вышитый платок.
В случае отказа девушка преподносила гостям тыкву (по-украински – гарбуз). А хозяева следили, чтобы сваты, уходя, не закрыли дверь спиной, потому что считалось, что в этом случае девица вообще замуж не выйдет. Часто сваты засылались к невесте в позднее время, чтобы в случае отказа, односельчане не смеялись над отвергнутым юношей.


Константин Трутовский Отказ жениху. 1882 г.

Иван Львов Отказ в сватовстве. Подношение гарбуза.

Интересный факт, но часто с первого раза отдавать дочь было не принято, принято было раза два отказать, а потом уже «сговориться» со сватами.
«Женихались», как правило, к односельчанкам. Когда жениху отказывали все девушки – невесты в родном селе, сваты отправлялись "на охоту" в соседние села. Поэтому хаты, где жили девушки на выданье, ярко раскрашивались - для заезжих сватов это был прекрасный ориентир.

Константин Трутовский Пропивают невесту.

Этнографы утверждают, что сватались не только парни, но и девушки могли сделать предложение руки и сердца юношам. Случалось это, когда парень ее обесчестил или обманул. Для девушки этот обычай был спасением, она просто приходила с вещами в дом неверного возлюбленного, и считалось большим грехом и позором для семьи юноши выгнать девушку из хаты, то есть «преподнести ей гарбуза».
По народной традиции, брак мог также спасти приговоренного к смерти казака. Таких девушек уважали, ведь стоило им произнести: «Он женится на мне — отпустите его», «жениху» даровалась жизнь. Но бывали случаи, когда казак на эшафоте, увидев свою спасительницу, жаждал скорейшей смерти: "Як вести таку до шлюбу, краще на шибениці дать дуба!" (Как вести такую под венец, лучше на виселице умереть!).

Смотрины

После положительного «сговора» сваты договаривались о смотринах (по – украински - оглядинах), то есть знакомстве с родителями юноши, и помолвке. На смотрины приезжали родители жениха к родителям невесты.
Семья невесты тщательно готовилась к этому обряду – проводила генеральную уборку в доме и во дворе, чтобы показать, какая невеста чистюля, в хате развешивались вышитые рушники и стелились вышитые скатерти, чтобы показать, какая невеста рукодельница.
Во время смотрин обсуждались вопросы приданого невесты, родители невесты демонстрировали «сундук с добром». Невеста должна была обязательно иметь золотые украшения – хотя бы серёжки. Показателем благополучия являлся также «дукач» - золотая пятирублёвая монета, которую носили на шее. Хотя бытует народная присказка: «Не потрiбен i клад, якщо у чоловiка з дружиною лад» (Не нужен и клад, если у мужа с женою лад).
В свою очередь, родителей будущей жены волновало материальное положение жениха и его семьи, их возможность не только оплатить свадьбу, но и обеспечить безбедное существование молодоженов. После смотрин проводился обряд помолвки - связывание рук молодой пары рушником над зерном или хлебом. Родители благословляли молодых, они три раза кланялись перед образами, а невеста дарила всем платки, тканое полотно или сорочки.

Обручение

Следующим этапом помолвленных (засватанных) молодых являлось обручение, когда жених и невеста обменивались кольцами. До него молодожёны ещё имели возможность изменить своё решение по поводу грядущей свадьбы, а после обручения они уже не имели права отказаться от свадьбы. Попытка расстаться считалась бесчестием, за которое возмещали материальные затраты и платили за обиду.
Ритуал обручения часто имел юридическую силу, а в некоторых районах Украины обручение называли «малой свадьбой». Этнографы утверждают, что после обручения жених мог ночевать в доме невесты.
Правда, бытует мнение, что частенько уже на вечерницах «девчата подночевывали» с парнями, и что в то время на Украине существовали даже гражданские браки, которые в народе назывались «пробными». И, тем не менее, девственность девушки была необходимым условием для свадебного обряда (о чем ниже).

Константин Трутовский На сеновале. 1872 г.

За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить их на свадьбу. Они кланялись в пояс приглашенным и говорили: "Казали батько и мати, и мы кажем – приходьте до нас на свадьбу».
Накануне свадьбы жених и невеста традиционно собирали своих друзей и подруг и проводили мальчишник и девичник. Последний на Украине называли "девич-вечор".

Владимир Маковский Девичник.

Венки и букеты

Считается, что украинская свадьба всегда начиналась с обряда собирания цветов, плетения венков и свадебных букетов отдельно для жениха и невесты.
При этом, букет для невесты, по традиции, начинал собирать жених или его друг. Срезая цветы, принято было приговаривать: «Этот цветок для невесты, а этот - жениху», а на месте, где их срезали, клали кусочки хлеба, что символизировало плодородие и процветание.
Непосредственно в день свадьбы, на головы молодым надевали венки из барвинков.

Елена Кульчицкая Одевают венок. 1940 г.

Выкуп

Свадебные торжества начинались в доме каждого из молодых.
Утром свадебного дня невеста ходила в баню, когда она как следует попарится, знахарка собирала носовым платком невестин пот и выжимала его в пузырек, чтобы молодая жена потом незаметно влила его в пиво жениху. Это должно было связать молодых нерасторжимыми узами.
Затем невеста наряжалась в свадебное платье: сначала надевалась специальная сорочка, затем вышитая разноцветными нитями юбка, на шею бусы (по-украински – намисто), а на голову - венок с лентами.

Василий Васильев Одевание невесты на Украине.

Федор Кричевский Невеста. 1910 г.


Жених наряжался в сорочку, которую должна была вышить молодая, и ехал за ней, чтобы везти на венчание в церковь. По дороге к молодой жениха могли остановить, требуя выкуп за невесту.

Николай Пимоненко Выкуп невесты. 1908 г.

Таких «свадебных заслонов» могло быть несколько: на въезде в село, на улице, перед воротами дома и при входе в сам дом. Выкуп требовали родственники, дети, соседи и подруги невесты. Жениху приходилось откупаться символической суммой или угощеньем.

Константин Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства

Елена Кульчицкая Брат защищает сестру. 1940 г.

Даже ученые-этнографы точно не могут сказать, какой смысл закладывали наши предки, когда просили выкуп за невесту. Скорее всего, это была проверка жениха на выносливость, находчивость, щедрость и смелость.

Иван Ижакевич Идут! 1896 г.

После того, как все выкупы были заплачены, жених выводил невесту и свадебная процессия отправлялась в церковь.

Иван Ижакевич К венцу 1893 г.

Проезд свадебного кортежа к церкви, а потом обратно к месту свадебного застолья - это отдельный театрализованный момент, в котором принимали участие местные "музики" - музыканты и практически все гости. Направлен он был на то, чтобы заявить "всему миру" о счастье молодых, и чтобы "мир" этот полюбовался красотой молодоженов.

Tadeusz Rybkowski Hochzeitszug der Huzulen (Гуцульская свадьба). 1897 г.

Tadeusz Rybkowski Huculskie Wesele. 1909 г.

Войцех Грабовский Свадьба на Подолье 1885 г.

Вероника Черниенко Гуцульская свадьба. 2004 г.

Мария Приймаченко Свадьба.1972 г.

Эрнест Контратович Свадьба на Верховине. 1972 г.

Рушник и каравай

Ни одна свадьба не обходилась без символических атрибутов. Одним из главных является ритуальный свадебный хлеб – каравай. Каравай – это высокий пшеничный корж, украшенный вылепленными из теста цветочками барвинка – символа вечной любви, и листьями калины, символизирующей способность женщины к деторождению, а также колосками, птичками, звездочками и месяцем. Они символизировали прочность будущей супружеской жизни, счастье, благосостояние и согласие. Вдовам и вдовцам, которые вступали во второй брак, караваи не выпекали.
Каравай выпекали специальные женщины-каравайщицы, обязательно замужние, легкие на руку и счастливые в своем браке. Выпекали хлеб традиционно в пятницу. Процесс выпечки не обходился без песнопений и шуток. Существовало поверье: если каравай доставали из печи гладким и ровным - то и семейная жизнь у молодых будет такой же благополучной, если каравай имел трещины, то брак был обречен на неудачу, а если каравай получался недопеченным – кто-то из молодых будет с крутым нравом.

Юлиуш Коссак Каравай. 1864 г.

Вторым непременным атрибутом всех народных праздников и обрядов являлся рушник - украшенное вышивкой полотенце. Он в прямом смысле сопровождал человека от колыбели до могилы, шились и вышивались рушники к Рождеству, Троице, Пасхе. На свадьбе, по старинному народному обычаю, невеста должна была одарить каждого гостя рушником, вышитым собственноручно. И родители встречали молодоженов свадебным караваем, преподнося его на рушнике. Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считалось, что, кто откусит больший кусок, тот и будет главой семьи.

Войцех Грабовский Молодожены с околицы Городенки. 1884 г.

Гильце и шишки

Почетное место на столе возле молодых рядом с караваем занимало свадебное дерево «гильце» (от украинского гiлка – ветка), которое символизировало девичью красоту и девственность. Оно стояло на столе молодых в течение всей свадьбы.

Амвросий Ждаха Установка гильца на столе. 1900-е гг.

Существуют разные название этого дерева – «вильце», «ризка», «тройчатка» и «хвойка».
Для изготовления «гильца» брали густую ветку дерева и во время девичника украшали ее бумажными цветами и лентами.

Елена Кульчицкая Плетут гирлянды. 1940 г.

На Западной Украине немного другая традиция использования «гильца». На воротах дома, где проходила свадьба, вешалась большая ветка ели, и приходящие гости, должны были ее чем-то украсить: обязательно повесить шишку, подвязать ленточку или игрушку. Когда все гости собирались, гильце снимали и шли с ним процессией по селу. Чем богаче было украшено деревце, тем больше самодовольства это вызывало у родителей жениха и зависти у соседей. Когда же гости расходились, каждый должен был забрать с собой одну из шишек - чем меньше шишек оставалось на елке, тем дольше должны были прожить вместе молодожены.
Со временем, этот обряд переродился в раздачу специально испеченных «шишек» - специально выпеченного фигурного хлебца или булочки, всем гостям, уходящим с праздника, а в некоторых районах шишки вручали всем гостям, когда приглашали их на свадьбу. Еще в некоторых районах есть обычай - всем гостям на прощание отрезать кусок свадебного каравая.

Митрофан Зиновьев Раздача каравая. 1881 г.

Обряд "Хлеб-соль"

При выходе из церкви молодоженов обсыпали зерном и хмелем, после чего процессия приезжала во двор невесты, где зятя встречала теща. Молодая жена приглашала гостей отведать "чем Бог послал", прежде чем отправиться в дом жениха.

Иван Ижакевич Встреча зятя тещей 1898 г.

Перед двором молодого мужа свадебный поезд переводили через ритуальный огонь или переливали водой - для очищения. На пороге дома родители встречали молодых хлебом-солью и обсыпали житом.

Лариса Зоряна Свадьба.

Елена Ревуцкая Жених и невеста 2007 г.

В Украине, как и на Руси, издревле повелось встречать желанных гостей хлебом и солью. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Молодые должны отломать по кусочку от каравая и, макнув в соль, съесть свои кусочки или накормить друг друга.

Амвросий Ждаха Встреча молодых. 1890-е гг.

После этого родители приглашали всех гостей к столу. На пороге дома обычно ставили тарелку: кто первым встанет, тот и будет в семье главным. После чего начиналось самое настоящее буйство веселья.

Николай Пимоненко Украинская свадьба. 1897 г.

Елена Ревуцкая Счастливая свадьба (Осень). 2007 г.

Анна Хомчик Веселая свадьба. 2011 г.

Расплетение косы

После праздничного обеда молодой жене расплетали косу, и это являлось волнующим и торжественным обрядом на любой украинской свадьбе. Он обозначал переход в разряд замужней женщины - жены.
Невесту усаживали на противень для выпекания, и «расплетение косы» обычно совершал брат невесты, а если его не было, то члены семьи девушки по очереди.

Амвросий Ждаха Покрывают невесту. 1900-е гг.

Но на Гуцульщине, например, косу не расплетали, а отрубали топором, а в Волынской области - отрезали ножом, и делал это молодой муж. С этого момента молодая жена (на Украине их называли молодица) должна была прятать голову под платком или чепцом (очипком). Ведь если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком. После проведения обряда, к невесте никто не имел права притрагиваться.

Кража невесты и туфельки

Обычай похищения невесты существует у многих народов, а у украинцев и русских он прижился, благодаря крепостному праву. И направлен он был не против жениха, а в помощь ему. Поскольку баре, помещики и иже с ними с радостью переняли шотландские традиции, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену. Малороссийские женихи, если они были также крепостными, противились этому обычаю, но барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния и привозили ее в спальню хозяина. С отменой крепостного права такое «воровство» стало веселой традицией, и выкуп стали требовать с жениха.
А вот туфельку невесты раньше не воровали. Её незамужние подружки просили прилюдно у невесты померить туфельку, а та девушка, которой туфелька была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Туфельку обязательно возвращали невесте, но момент очередного выкупа был очень важен для жениха, поскольку прилюдно проверялось, насколько он богат, щедр и находчив. Иногда подружек невесты просто обсыпали конфетами, иногда платили деньги или дарили подарки (хорошим подарком считались ленты, потому что в косах и в венках их носили только незамужние девушки).

Венок

Считается, что бросание свадебного букета - это американский обычай, который был «подсмотрен» на еврейских свадьбах. Но на Украине существовала подобная традиция. Правда, невеста не бросала венок в толпу девчат (этот обычай появился позже), а передавала свой свадебный венок (фата появилась тоже позже) дружке (свидетельнице), которая, по идее, должна была следующей выходить замуж.

Елена Ревуцкая Тост за молодую семью 2009 г.

Татьяна Яблонская Свадьба. 1963 г.

Первая брачная ночь

Это сейчас тема первой брачной ночи считается темой анекдотов, но в старые времена эта тема была важна, и являлась целым обрядом. Утром постель молодых подвергали тщательной проверке. Если на простыне не были найдены «следы девичьей невинности», то семья молодой жены была опозорена. Причем, парни деревни в знак девичьего бесчестия на самом высоком дереве возле дома родителей жены вывешивали белое полотнище и следили, чтобы его никто не снял. Но, если всё было в порядке, то с красным "знаменем" процессия проходила по всему селу, после чего свадебные гулянья продолжались еще несколько дней.

Иван Соколов Свадьба. 1860 г.

Иван Соколов Утро после свадьбы на Украине 1857 г.

Николай Пимоненко Свадьба в Киевской губернии.

Например, в понедельник гостей, которые приходили "поправляться", встречала молодая жена, которая умывала всех возле колодца, ритуально очищая водой. В последующие дни устраивались шествия с переодетыми женихом и невестой, цыганами и ряженными, сватов катали по селу в корыте, запряженном свиньей, устраивали игрища, много пели и плясали. Но в этом «свадебных забавах» дети и молодежь участия не принимали.

Амвросий Ждаха Последние свадебные танцы. 1900-е гг.

Георгий Белащенко Последний день свадьбы. 1889 г.

Иван Ижакевич Норовистого соседа везут на свадьбу. 1891 г.

 

http://what.in.ua/page/ukrainskaja-svadba-i-ne-tolko-na-osennih-vystavkah-kievskogo-muzeja

subscribe.ru

Какое застолье без шишки? Как кубанцы на свадьбах гуляли | КУЛЬТУРА: События | КУЛЬТУРА

Старинная пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». На Кубани, чтобы семья была крепкая и богатая, при подготовке к свадьбе придерживались заведенного ритуала.

Каравай, шишка и гильце

К числу основных ритуальных символов казачьей свадьбы относятся и «гастрономические». Важно было приготовить «правильный» каравай.

- Пекли его женщины, но поставить в печь обязательно должен был кудрявый парень, - рассказывает Игорь Васильев, кандидат исторических наук. - Так программировалась «кучерявая», то есть обеспеченная жизнь молодоженов. К процессу закваски теста не допускались женщины «нечистые» (в критические дни), а также вдовы (считалось, что такие приманивают болезни и смерть). По внешнему виду каравая судили о моральном облике невесты. Если он треснул, получился кривой - значит, она не девственница, свадьба могла и расстроиться.

Украшали каравай фигурками из теста (в виде птичек), конфетами, ягодами и веточками калины.

Исконным элементом свадебной традиции было «гильце» - вишневая веточка. Своей тонкостью, гибкостью и красотой веточка служила символом девственности. Ветви обвивали узкими полосками пресного (несдобного) теста, нарезанного с одной стороны в виде бахромы, и выпекали в печи. Изготовление гильца входило в обязанности подруг невесты.

Гость, который приходил на свадьбу, получал кусок каравая и шишку. Шишки, внешним видом напоминающие плоды хвойного дерева, делали из дрожжевого, но не сдобного теста. Шишек пекли как можно больше - до нескольких сот. Символизировали они изобилие и плодородие. В некоторых станицах, например в Черноерковской, шишку также использовали для оповещения о «честности» невесты. После брачной ночи родители молодой отправляли к жениху «послов» с шишкой. Если невеста достойна, жених перевязывал шишку красной лентой. Если не уберегла невинность - черной.

Лучший подарок - зеленый козленок

Станичные старожилы к исконным свадебным традициям относят и обычай ставить на праздничный стол «быки». Так называют связанные лентами бутылки вина, которые стоят всю свадебную церемонию. Высший шик, развлечение для гостей - незаметно их «украсть», а потом требовать с молодоженов «выкуп». Открывают «быков» в двух случаях: первую бутылку на год совместной жизни, вторую на рождение первенца. На самом деле это более позднее «изобретение». Долгое время казаки вина в заводских бутылках совсем не знали. Выпивали редко, и поводы всегда были значительные, собирающие массу народа. На винокурнях спиртное отпускали в бочках.

Отдыхать и веселиться наши предки умели, не злоупотребляя спиртным. Головы не теряли и подарки дарили с умом. Самый хороший, дорогой подарок, который можно было представить, - зеленый теленок, козленок или жеребенок.

- Животных не красили, - поясняет наш эксперт. - «Зелеными» называли телят и козлят еще не родившихся, находящихся в материнской утробе. Любопытно, что гости о своих подарках объявляли, оставляя о них записи на свежепобеленной печи.

Печи через время приводили в порядок, и чем больше у хозяйки было хлопот с побелкой, тем считалось почетнее.

Смотрите также:

kuban.aif.ru

Квинтет «Гильцэ» - Краснодарская филармония имени Г.Ф. Пономаренко

«Гильце» —  ансамбль Краснодарской филармонии. Все его вокалисты: Алина Даренская, Валентина Тришина, Анастасия Колчевская, Наталья Шарыпская, Галина Часовская и Инна Мачулина — выпускницы Краснодарской консерватории при Краснодарском государственном институте культуры и искусств, имеют опыт работы в государственном ансамбле танца и песни «Кубанская казачья вольница» под руководством Народного артиста России Н.Кубаря.

Этот молодой творческий коллектив тепло встречала не только кубанская публика, им аплодировали в Москве и в Берлине.

Испокон веков на Кубани свадебный обряд держался на песне, а символом создания семьи было гильцэ — деревце, украшенное цветами, лентами, конфетами. Визитной карточкой коллектива стала песня Григория Пономаренко «Невеста», в которой есть такие слова: «...смейся, пой, да пляши, гильцэ крепче держи...», отсюда, собственно, и родилось его название.

Девушки квинтета «Гильце» — универсальные певицы народно-эстрадного репертуара. В их творчестве органично переплелись прекрасные сильные голоса, умение держаться на публике, безупречное чувство стиля и внешняя красота. Они получают удовольствие и наслаждение от того, что делают на сцене и это, несомненно, передается зрителю, который слушает песни, поданные виртуозно, непринужденно, безусловно профессионально! В репертуаре коллектива музыкальные произведения отечественной и зарубежной эстрады, которые исполняются на русском, английском и итальянском языках.

Состав ансамбля:

  • Заслуженная артистка Кубани Алина Даренская, 
  • Заслуженная артистка Кубани Анастасия Колчевская,
  • Заслуженная артистка Кубани Наталья Шарыпская,
  • Валентина Тришина,
  • Галина Часовская,
  • Инна Мачулина

www.kubanfilarmoniya.ru

традиции, обычаи и что учесть при организации праздника

Украинская свадьба в Бутик-Отеле MONA будет проникнута исключительным народным духом и традициями. Самобытное оформление, национальные ритуалы, этнические наряды – рассказываем, что учесть при организации украинской свадьбы.

Традиции украинской свадьбы

Сегодняшние украинские свадьбы отличаются от исконных. В них проникли западные церемонии, а некоторые древние обряды стали неактуальны. Но есть ритуалы, которые вписываются в светское торжество и привносят национальные нотки.

Хлеб-соль

Этот обряд свойственен украинским, русским и белорусским свадьбам. По плану: родители жениха встречают новобрачных у дверей ресторана с караваем на рушнике и солью. Раньше обряд проводился исключительно у дома жениха, его семья таким образом приветствовала нового жильца дома, так как невеста после свадьбы переезжала к ним. Сейчас ритуал символизирует новый этап в жизни молодых. Часто ведущие проводят с караваем небольшой конкурс: жених и невеста откусывают по кусочку, у кого кусок больше, тот хозяин в семье.

Бокалы

Ритуал разбивания бокалов есть у многих славянских народов. На украинской свадьбе молодожены должны разбить бокалы, наполненные красным вином. Это символизирует подношение Богу Солнца для счастья и богатства молодой семьи.

Косынка

Покрывание – красивый и трогательный момент посвящения невесты в жены. Мама девушки должна снять с нее фату или венок и покрыть голову косынкой. Это символ того, что она стала замужней.

Танец с незамужними девушками

После предыдущего ритуала невеста должна исполнить танец со своими незамужними подружками. В процессе него она отдаст свой венок или фату другой девушке в знак того, что та скоро тоже выйдет замуж. Этот обряд – национальная альтернатива западному бросанию букета невесты.

Образы молодоженов на украинской свадьбе

Невеста

Есть 2 способа создания образа невесты для украинской свадьбы: этнический и классический с традиционными элементами.
  • Для этнического образа рекомендуем невесте подобрать платье из легких натуральных тканей: белое или бежевое, с обережной славянской вышивкой. Что это такое? Это яркая аппликация на ткани ручной работы, в которой каждый элемент имеет свое значение. Раньше девушки сами долго готовили и расшивали свое платье, сейчас его можно купить. Завершают классический образ красный пояс на талии и красные сапоги. Фату заменяют венком из разноцветных лент и ярких цветов: барвинок, мини-подсолнух, мак.
  • Если вам ближе образ современной невесты, то рекомендуем добавить в него несколько национальных ноток. Например, тот же красный пояс, венок, яркие бусы, расшитый клатч, цветные ленты в прическе. Это придаст наряду индивидуальности и колорита.

Жених

Образ жениха должен гармонировать с невестой, поэтому здесь тоже нужно определиться: национальный колорит или классика с яркими деталями.
  • В качестве национального наряда используйте шаровары, вышиванку, широкий пояс, сапоги – смотрится такой образ экспрессивно и самобытно.
  • Разбавить классический наряд можно ярким галстуком или бабочкой, подтяжками, платком с узором, торчащим из кармана пиджака и др.

Оформление украинской свадьбы

Декор украинской свадьбы – это красочность, многоцветие, рукоделие и натуральные материалы. С помощью чего можно воссоздать национальный колорит?
  • Яркие половики ручной работы,
  • расшитые скатерти и салфетки,
  • деревянная посуда,
  • куклы-мотанки – их можно подарить гостям в качестве оберегов или устроить мастер-класс, где каждый сам сделает такой сувенир,
  • гильце – это веточка-символ красоты и целомудренности невесты, девушка сама украшает ее цветами и лентами,
  • мешочки с крупами – символ богатства и плодородия,
  • деревянные стулья/столы.

Решили праздновать украинскую свадьбу с народным размахом? Бронируйте зал в Бутик-Отеле MONA. Здесь с внимание к деталям и традициям вам помогут создать национальную атмосферу.

wedding.monahotel.ru

традиции, обычаи и что учесть при организации праздника

Украинская свадьба в Бутик-Отеле MONA будет проникнута исключительным народным духом и традициями. Самобытное оформление, национальные ритуалы, этнические наряды – рассказываем, что учесть при организации украинской свадьбы.

Традиции украинской свадьбы

Сегодняшние украинские свадьбы отличаются от исконных. В них проникли западные церемонии, а некоторые древние обряды стали неактуальны. Но есть ритуалы, которые вписываются в светское торжество и привносят национальные нотки.

Хлеб-соль

Этот обряд свойственен украинским, русским и белорусским свадьбам. По плану: родители жениха встречают новобрачных у дверей ресторана с караваем на рушнике и солью. Раньше обряд проводился исключительно у дома жениха, его семья таким образом приветствовала нового жильца дома, так как невеста после свадьбы переезжала к ним. Сейчас ритуал символизирует новый этап в жизни молодых. Часто ведущие проводят с караваем небольшой конкурс: жених и невеста откусывают по кусочку, у кого кусок больше, тот хозяин в семье.

Бокалы

Ритуал разбивания бокалов есть у многих славянских народов. На украинской свадьбе молодожены должны разбить бокалы, наполненные красным вином. Это символизирует подношение Богу Солнца для счастья и богатства молодой семьи.

Косынка

Покрывание – красивый и трогательный момент посвящения невесты в жены. Мама девушки должна снять с нее фату или венок и покрыть голову косынкой. Это символ того, что она стала замужней.

Танец с незамужними девушками

После предыдущего ритуала невеста должна исполнить танец со своими незамужними подружками. В процессе него она отдаст свой венок или фату другой девушке в знак того, что та скоро тоже выйдет замуж. Этот обряд – национальная альтернатива западному бросанию букета невесты.

Образы молодоженов на украинской свадьбе

Невеста

Есть 2 способа создания образа невесты для украинской свадьбы: этнический и классический с традиционными элементами.
  • Для этнического образа рекомендуем невесте подобрать платье из легких натуральных тканей: белое или бежевое, с обережной славянской вышивкой. Что это такое? Это яркая аппликация на ткани ручной работы, в которой каждый элемент имеет свое значение. Раньше девушки сами долго готовили и расшивали свое платье, сейчас его можно купить. Завершают классический образ красный пояс на талии и красные сапоги. Фату заменяют венком из разноцветных лент и ярких цветов: барвинок, мини-подсолнух, мак.
  • Если вам ближе образ современной невесты, то рекомендуем добавить в него несколько национальных ноток. Например, тот же красный пояс, венок, яркие бусы, расшитый клатч, цветные ленты в прическе. Это придаст наряду индивидуальности и колорита.

Жених

Образ жениха должен гармонировать с невестой, поэтому здесь тоже нужно определиться: национальный колорит или классика с яркими деталями.
  • В качестве национального наряда используйте шаровары, вышиванку, широкий пояс, сапоги – смотрится такой образ экспрессивно и самобытно.
  • Разбавить классический наряд можно ярким галстуком или бабочкой, подтяжками, платком с узором, торчащим из кармана пиджака и др.

Оформление украинской свадьбы

Декор украинской свадьбы – это красочность, многоцветие, рукоделие и натуральные материалы. С помощью чего можно воссоздать национальный колорит?
  • Яркие половики ручной работы,
  • расшитые скатерти и салфетки,
  • деревянная посуда,
  • куклы-мотанки – их можно подарить гостям в качестве оберегов или устроить мастер-класс, где каждый сам сделает такой сувенир,
  • гильце – это веточка-символ красоты и целомудренности невесты, девушка сама украшает ее цветами и лентами,
  • мешочки с крупами – символ богатства и плодородия,
  • деревянные стулья/столы.

Решили праздновать украинскую свадьбу с народным размахом? Бронируйте зал в Бутик-Отеле MONA. Здесь с внимание к деталям и традициям вам помогут создать национальную атмосферу.

wedding.monahotel.ru

Максим Галкин отчитал Ксению Собчак за критику россиян

Ксения Собчак резко высказалась в адрес россиян на самоизоляции во время пандемии коронавируса. Телеведущая раскритиковала многочисленные челленджи, которые запускают пользователи соцсетей. В ответ Максим Галкин отчитал супругу режиссера Константина Богомолова, припомнив ее свадьбу в катафалке и скандальный танец невесты.

Ксения Собчак опубликовала в блоге сообщение, которое вызвало нешуточные баталии в соцсетях. "Я прям иногда развидеть хочу то, что происходит с некоторыми гражданами на карантине. Взрослые люди обливают себя какой-то гадостью, наряжаются, чтобы вынести мусор, едят горчицу ложками, отрезают клоки волос и купаются в макаронах", - начала пост телеведущая.

Она сообщила, что в последнее время с опаской открывает соцсети. "Такими темпами через неделю-другую дойдет до эпиляции бикини клеем в прямом эфире. Взрослые женщины ругаются из-за того, кто первый придумал обмазаться каким-нибудь г...., кто за кем повторил. Непонятно уже , что хуже, - сам вирус или его последствия для неокрепшей людской психики", - поделилась мнением жена Константина Богомолова.

Ее тут же поддержала продюсер Светланы Лободы. Она решила озвучить имена героев. "Вопрос к Егору Криду, Ольге Бузовой и Насте Ивлеевой, вы реально считаете, что это смешно? Ксюнь, ты имена не называешь, я сделаю это за тебя! Чтоб все по чесноку было! Страна ж должна героев знать в лицо!", - прокомментировала Нателла Крапивина публикацию Собчак.

Я прям иногда развидеть хочу то, что происходит с некоторыми гражданами на карантине...

Не прошел мимо поста и Максим Галкин. Он вступился за россиян и отчитал Ксению. Юморист припомнил Собчак ее свадебный катафалк и скандальный танец невесты, после которого родители Богомолова покинули торжество.

"Да, ладно тебе! Живут люди, легко, с иронией, других веселят. Вон вся страна пережила твой катафалк и танцы на свадьбе, даже на это иронии у людей хватило, а тут кто-то у себя на страничке в лапше искупался - подумаешь", - обратился к телеведущий супруг Аллы Пугачевой.

Он посоветовал ей показать пример и сделать что-нибудь интеллектуальное. "У тебя режиссер под боком, пусть подскажет. Я, к примеру, с Настей Ивлеевой в прямом эфире литературный баттл шуточный про карантин сделал. Короче, легче. Серьезное лицо - это еще не признак ума", - резюмировал Галкин.

Поклонники поддержали Максима. Они оставляют под его сообщением десятки комментариев. "Класс, сказал, так сказал. Насчет катафалка - не в бровь, а в глаз", "Прям с языка сняли", "Золотые слова", "В точку", "Какой вы, Максим, молодец!", "Ого, вот это да! Сказать в лицо Собчак", "Бревно в своем глазу Ксюша не видит".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ксения Собчак — о свадьбе с Константином Богомоловым и катафалке: «Это постирония над смертью, обрядностью»

В инстаграме Максим Галкин вступился за Настю Ивлееву — и тут началось (подробности)

www.kp.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов