Когда свадьба поль гоген


Когда свадьба? | - История искусств — LiveJournal

Оригинал взят у vladimir_dianov в Когда свадьба? |

По всей видимости, на днях установлен новый мировой рекорд самого дорогостоящего произведения живописи. Как сообщает газета The New York Times, картина французского художника Поля Гогена (Paul Gauguin) «Nafea Faa Ipoipo (When Will You Marry?)» («Когда свадьба?»), написанная в 1892 году на Таити, была продана за 300 миллионов долларов (или около того). Полотно ранее принадлежало фонду швейцарского коллекционера Рудольфа Штехелина (Rudolph Staechelin Family Foundation) и последние пятьдесят лет находилось в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств города Базеля. Надо отметить, что основную часть собрания живописи семьи Штехелина собрал еще в начале XX века дед нынешнего владельца, при этом значительная часть экспонатов никогда не хранилась в их семейном доме, по причине слишком большой ценности коллекции. Мэр Базеля Гай Морин считает, что продажа полотна Гогена — существенная потеря для города.

Таитянский период творчества Поля Гогена считается одним из самых почитаемых среди любителей искусства этапом развития постипрессионизма. Картина с двумя девушками на фоне полинезийского пейзажа была создана во время первой поездки художника на Таити. В ту пору, Гоген, жаждущий «слиться с первозданной природой», прожил в Папеэте недолго, но с 1891 по 1892 годы успел написать около восьмидесяти полотен. Размер полотна «Nafea Faa Ipoipo» не очень крупный: всего 105 на 77 см, эта работа выполнена маслом на грубовыделанном холсте, но имеет хорошую сохранность. По данным осведомленных источников, картину Гогена купила организация Qatar Museums, занимающаяся закупками произведений искусства для музеев эмирата. Правда, новые владельцы получат приобретенный шедевр только в начале 2016 года, после того как он будет выставлен в Мадриде и Вашингтоне. Ранее самой дорогой картиной в мире считалась работа Поля Сезанна «Игроки в карты», приобретенная в 2012 году также для национального музея Катара за 250 миллионов долларов. Ну что сказать? Молодцы, арабы, серьезный у них подход…

history-of-art.livejournal.com

Таитянские пасторали — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Таитянские пасторали» (фр. Pastorales Tahitiennes) — картина французского художника Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа.

На переднем плане картины изображён небольшой холм с цветущей магнолией. Слева перед деревом стоит большой расписной кувшин и лежит рыжая собака, возле собаки — небольшой сосуд для жертвоприношений, сделанный из тыквы. За деревом слева стоит девушка-таитянка с большим тазом в руках, справа на склоне холма спиной к зрителю сидит другая девушка и играет на свирели. Фоном служит красная равнина с двумя небольшими холмиками и далее вздымается склон большого холма с уходящей вверх дорогой. Справа внизу находится авторское название на французском языке, а также подпись художника и дата (в три строки): Pastorales Tahitiennes / 1893 / Paul Gauguin.

Несмотря на то что картина самим художником датируется 1893 годом, фактически она написана в конце предыдущего, 1892 года. Существует письмо Гогена своему другу Д. Монфрейду, датируемое концом декабря 1892 года, где говорится:

Только что закончил три полотна — два по 30, одно в 50. Мне кажется, что они самые лучшие, и так как через несколько дней будет 1-е января, то я датировал одно из них, самое лучшее, 1893 годом. В виде исключения я дал ему французское название «Таитянские пасторали», так как не нашел соответствующего слова на языке канаков. Не знаю почему (всё покрыто чистым зелёным веронезе и такой же киноварью), мне кажется, что это старинная голландская картина или старинный гобелен…[1].

В 1893 году картина была отправлена в Европу и находилась в галерее Поля Дюран-Рюэля. 18 февраля 1895 года картина была выставлена на распродаже картин и рисунков Гогена в парижском аукционном доме «Отель Друо»[2], деньги с которой шли на финансирование новой поездки Гогена на Таити; на этой распродаже она была приобретена за 480 франков неизвестным покупателем. Затем она выставлялась в галерее фирмы «Бернхайм-Жён», где за 7000 франков её купил князь де Ваграм и от него картина попала в галерею Амбруаза Воллара. 14 сентября 1908 года её за 10000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов[3]. После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства. В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ, картина была передана в Государственный Эрмитаж[4]. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 412[5].

По мнению А. Г. Барской, мотивы, подобные эрмитажной картине, Гоген использовал годом ранее в работах «Matamua (В прежние времена)» (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)[6] и «Arearea (Всякая всячина)» (Орсе)[7], причём картину из Орсе она прямо называет предшествующим вариантом картины из Эрмитажа[8]. Автор-составитель каталога-резоне картин Гогена Ж. Вильденштейн также отмечает сюжетное сходство и аналогичный пейзаж в картине из Мадрида[9]. А. Г. Костеневич, основываясь на том, что одна из девушек с эрмитажной картины держит таз с выстиранным бельём, считает, что красная почва на фоне является стилизованной рекой и девушка поднимается оттуда[3], однако на мадридской картине чётко видно, что это именно почва — по ней идёт один из персонажей. Аналогичный цветок лилий также встречается в работах Гогена, например в картине «Чудесный источник» из Эрмитажа[10].

А. Г. Костеневич упоминает о существовании акварельного наброска к эмитажной картине, который находится в Тильской галерее в Стокгольме. Этот набросок не подвергся ещё сильной стилизации и на нём изображены три девушки[11].

Характеризуя картину, А. Г. Костеневич писал:

Не случайно в «Таитянских пасторалях», композиции, посвящённой музыке, цвет звучит особенно открыто и автономно, более всего — в пейзаже, сконструированном наподобие средневековых перегородчатых эмалей, из отдельных цветовых плоскостей. Пейзаж не только занимает большое место в картине, но, насыщенный более яркими тонами, чем фигуры, становится живописным олицетворением маорийской музыки. <…> Завораживающему покою таитянского рая, убаюканного звуком свирели, отвечают преобладание мякго прогибающихся горизонталей и общая торжественная тональность. Вводя чистые краски, художник интуитивно избегал резких цветовых сопоставлений и не допускал соприкосновения голубого и красного, жёлтого и тёмно-вишнёвого[12].

  1. ↑ Ноа Ноа, 1972, с. 66.
  2. ↑ Wildenstein, 1964, p. 190.
  3. 1 2 Братья Морозовы, 2019, с. 142.
  4. ↑ Барская, Костеневич, 1991, с. 151.
  5. ↑ Государственный Эрмитаж. — Гоген, Поль. «Таитянские пасторали».
  6. ↑ Museo Nacional Thyssen-Bornemisza. — Paul Gauguin. Matamua
  7. ↑ Musée d’Orsay. — Paul Gauguin. Arearea
  8. ↑ Барская, Костеневич, 1991, с. 152.
  9. ↑ Wildenstein, 1964, p. 189—190.
  10. ↑ Государственный Эрмитаж. — Гоген, Поль. «Чудесный источник»
  11. ↑ Костеневич, т. 2, 2008, с. 32.
  12. ↑ Костеневич, т. 1, 2008, с. 254—255.
  • , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8.
  • Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Поль Гоген. Письма. Ноа Ноа / Пер. с франц. Н. Я. Рыковой; сост., вступ. статья, примеч и общ. Ред. А. С. Кантор-Гуковской. — Л.: Искусство, 1972. — 256 с.
  • Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.

ru.wikipedia.org

Поль Гоген – биография и картины художника в жанре Символизм, Постимпрессионизм – Art Challenge

Эжен Анри Поль Гоген (7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник был беден. В настоящее время (на 09.2015) картина Гогена "Когда свадьба" оспаривает звание самой дорогой проданной картины.

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открывает швейную мастерскую в Париже, а её сын готовится к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдерживает конкурса и в декабре 1865 года нанимается в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно будет находиться в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получает поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера.

В 1873 году Гоген женится на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. Гоген становится и отцом: в 1874 году рождается Эмиль, Алина в 1877, Кловис в 1879, Жан-Рене в 1881 и Поль в 1883. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимает все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделяется мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционирует» картины, особенно импрессионистов, и пишет сам.

С 1873—1874 года появляются его первые пейзажи, один из них будет выставлен в Салоне 1876 года. Гоген знакомится с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874, но их дружеские отношения завязываются с 1878 года. Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно воспринимают всерьёз и как художника. Он проводит лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где пишет сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега станет владельцем около 10 полотен Гогена, в том числе «Прекрасная Анжела», «Женщина с плодом манго», или «Хина тефатоу»

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле.

Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.

В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.

Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.

В честь Гогена назван кратер на Меркурии.

О последних годах жизни Гогена был снят фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). Также есть фильм с Кифером Сазерлендом — «Найденный рай» (2003).

artchallenge.ru

Описание картины Когда ты выйдешь замуж – Поль Гоген📕

“Когда свадьба?” холст, масло. Картина написана французским художником постимпрессионистом Полем Гогеном в 1892 году. В течение последних 50 лет полотно принадлежало семье Рудольфа Штехлина и выставлялось в Художественном музее Швейцарского города Базель.

В феврале 2015 года эту картину приобрел некий частный покупатель, после чего по имеющимся сведениям она отправилась в один из музеев государства Катар. Примечательно, что полотно было куплено за 300 миллионов долларов, что на сегодняшний день делает его самой дорогой картиной в истории.

Впервые Гоген посетил Таити в 1891 году. Он пребывал в поисках “эдема”, райского сада, который вдохновил бы его на создание по-настоящему чистого и примитивного искусства. Во Франции в то время появлялось очень много картин, выполненных в жанре примитивизм, но они отдавали чрезмерной искусственностью.

Приехав на остров, Гоген понял, что Таити совсем не такой, каким он себе его представлял. Острова были колонизированы в XVIII веке, после чего по меньшей мере две трети коренного населения погибли от завезенных из Европы заболеваний.

Примитивное население было практически уничтожено. Тем не менее Гоген написал много картин с изображением островитянок: обнаженных, одетых в традиционную одежду жительниц Таити и облаченных в западные миссионерские наряды, как, например, девушка на заднем плане картины “Когда свадьба?”.

Земля на переднем и среднем плане выполнена в зеленых, желтых и синих цветах. На среднем и переднем плане изображена женщина, одетая в традиционное для жительниц Таити платье. Позади нее возвышается фигура второй девушки, облаченная в миссионерское платье со строгим высоким воротником.

Наоми Маурер полагает, что жест ее руки можно характеризовать как буддийскую мудру, означающую угрозу, либо предупреждение.

Ближняя к зрителю женщина вытянулась в изогнутой позе, а черты ее лица художник изобразил простыми и незатейливыми. Женская фигура позади обрамлена желто-синим фоном. Лицо ее расположено в центре картины и выполнено художником с гораздо большей индивидуальностью.

Ее платье розового цвета определенно выделяется на картине и отличается от остальной цветовой гаммы этого полотна.

Историк Нэнси Моулл Мэтьюс писал о том, что Гоген изображал коренное население Таити так, словно они пришли в эту жизнь лишь для того, чтобы петь и любить. По его мнению, именно благодаря такому подходу художник получал деньги от своих друзей и вызывал общественный интерес к своей поездке и работам. Но, безусловно, сам Гоген знал правду, что Таити – ничем не примечательный колонизированный остров, населенный многонациональным обществом с западными приоритетами.

Картины с изображенными на них жителями Таити, в том числе полотно “Когда свадьба?”, были восприняты зрителями довольно холодно и равнодушно, когда Поль Гоген вернулся во Францию.

art.goldsoch.info

Гоген Поль


Над берегом поднималась изумрудно-зеленая гора, синее небо опрокидывалось в голубую воду лагуны, но одетые в одинаковые белые костюмы пассажиры "Австралийца" видели лишь убогий, похожий на груду разбросанных по песку фанерных ящиков городок. Они приехали сюда для того, чтобы сколотить состояние или сделать карьеру, а человек, которому была открыта эта красота, приплыл на Таити умирать. 


Летом 1895 года в Папеэте, главном порту французской колонии Таити, причаливал пароход "Австралиец", несколько месяцев назад вышедший из Марселя. Пассажиры второго класса толпились на верхней палубе. Зрелище, представшее их глазам, особой радости не вызывало - сколоченная из грубо обтесанных бревен пристань, вереница выбеленных домиков под пальмовыми крышами, деревянный собор, двухэтажный дворец губернатора, хижина с надписью "Жандармерия"... 


Полю Гогену - 47 лет, за спиной остались разрушенная жизнь и разбитые надежды, впереди не ждало ничего - осмеянный современниками художник, отец, о котором забыли собственные дети, ставший посмешищем парижских журналистов писатель. Пароход развернулся, ударился бортом о бревна пристани, матросы перебросили сходни, и толпа коммерсантов и чиновников хлынула вниз. Следом спустился высокий сутулый, раньше времени состарившийся человек в просторной блузе и широких брюках. Гоген шел не спеша - ему и в самом деле некуда было торопиться. 

 


Опекавший его семью черт взял-таки свое - а ведь было время, когда он, ныне отверженный художник, разделивший судьбу своей безумной родни, считался благополучнейшим из буржуа. 


...Во время Великой французской революции его прабабка Тереза Лене уехала в Испанию. Там она увела от семьи знатного дворянина, командира драгунского полка и кавалера ордена Святого Иакова дона Мариано де Тристан Москосо. Когда он умер, Тереза, не пожелав мелочиться и унижаться перед родней своего невенчанного мужа, заявила права на все его состояние, но не получила ни сантима и скончалась в нищете и безумии. 


...Его бабушку хорошо знали в рабочих кварталах Парижа - Флора сбежала от тихого гравера, по уши влюбленного в свою очаровательную фурию. Бедняга долго пытался вернуть неверную супругу, надоедал ей письмами, умолял о встречах. Впрочем, это не помогло, и в один прекрасный день Антуан Шазаль, дед будущего художника, заявился к ней с заряженным пистолетом. Рана Флоры оказалась неопасной, но ее красота и полное отсутствие раскаяния у мужа произвели на присяжных должное впечатление - королевский суд отправил гравера на пожизненную каторгу. А Флора отбыла в Латинскую Америку. Обосновавшийся там брат дона Мариано не дал приблудной племяннице ни гроша, и после этого Флора навсегда возненавидела богачей: она собирала деньги для политзаключенных, поражая участников подпольных сходок яростными выступлениями и строгой испанской красотой. 

 

Автопортрет Поля Гогена


...Ее дочь была тихой и разумной женщиной: Алине Гоген удалось поладить со своей испанской родней. Она и сын обосновались в Перу, во дворце престарелого дона Пио де Тристан Москосо. Восьмидесятилетний миллионер обращался с ней как с королевой, маленький Поль должен был унаследовать четверть его состояния. Но бес, завладевший этим семейством, дождался своего часа: когда дон Пио умер и его прямые наследники вместо огромного состояния предложили Алине всего лишь небольшую ренту, она отказалась и затеяла безнадежный судебный процесс. В результате оставшуюся жизнь Алина провела в страшной нищете. Дед Поля Гогена носил полосатую робу и таскал за собой цепь, к которой было приковано пушечное ядро, имя его бабки украшало полицейские отчеты, а он, к удивлению всей родни, вырос здравомыслящим, обязательным человеком - его шеф, биржевой маклер Поль Бертен, не мог на него нахвалиться. 


Коляска, запряженная парой вороных, уютный особнячок, набитый антикварной мебелью и старинным фарфором, - жена Гогена, пышная белокурая датчанка Метта, была довольна жизнью и мужем. Спокойный, хозяйственный, непьющий, работящий - вот только лишнего слова из него и клещами не вытянешь. Холодные серо-голубые глаза, чуть прикрытые тяжелыми веками, плечи молотобойца - Поль Гоген гнул лошадиные подковы. Коллегу, в шутку сбившего с него цилиндр, он чуть было не придушил прямо в зале парижской биржи. Но если его не выводили из себя, дремал на ходу. К гостям жены он, случалось, выходил в ночной рубашке. Однако бедная Метта не подозревала, что и особнячок, и выезд, и банковский счет (да и она сама) были недоразумением, случайностью, не имеющей отношения к настоящему Полю Гогену. 


В молодости он служил в торговом флоте - плавал через Атлантику на парусных кораблях, лазал по вантам, висел над штормовым океаном на огромной раскачивающейся мачте. Гоген ушел в море простым матросом и дослужился до лейтенанта. Затем был боевой корвет "Жером Наполеон", исследовательские плавания в северных морях и война с Пруссией. Через семь лет Поль Гоген был списан на берег. Он устроился на биржу, и жизнь пошла как по маслу... До тех пор, пока в нее не вмешалась живопись. 

 

Портреты Поля Гогена


...Берег, на который сошел Гоген, искрился всеми цветами радуги: ярко-зеленые листья пальм, блестящая, как расплавленная сталь, вода и разноцветные тропические плоды сливались в фантастическую ослепительную феерию. Он мотнул головой и закрыл глаза - ему показалось, что он шагнул на собственное полотно, легко, без усилий вошел в тот мир, который много лет преследовал его воображение. Вот только краски у здешнего бога были, пожалуй, поярче, чем у Поля Гогена, - стоило бы взглянуть на нежащийся под вечерним солнцем Папеэте тем, кто считал его сумасшедшим. 


Первой так назвала его жена, когда он сообщил ей, что оставляет биржу ради живописи. Она забрала детей и уехала домой, в Копенгаген. Ей вторили газетные критики и даже друзья, частенько помогавшие ему куском хлеба: было время, когда он ходил по Парижу в деревянных башмаках, без гроша в кармане, не зная, чем накормить не пожелавшего с ним расстаться сына. Ребенок часто простужался и болел, а отцу нечем было заплатить врачу и не на что купить краски - сбережения бывшего биржевого маклера разлетелись за полгода, а его картины никто не хотел покупать. 


Вечерами на парижских улицах зажигались бледно-желтые газовые фонари; кожаные крыши пролеток блестели под дождем, из театров и ресторанов выходили нарядно одетые люди; у входа в Салон, где выставлялись признанные публикой и знатоками художники, висели яркие афиши. А он, голодный и промокший, шлепал по лужам в своих огромных, скользящих на сырой брусчатке сабо. Он был беден, но ни о чем не жалел - Гоген твердо знал, что впереди его ждет слава. 

 

Молодой Поль Гоген


...Вся земля на Таити принадлежала католической миссии, и первый визит Гоген нанес ее главе, епископу Мартену. Епархия не разбрасывалась своим добром: прежде чем Гоген уломал святого отца продать ему участок под строительство хижины, художнику пришлось выстоять немало месс и не раз сходить к исповеди. Прошли годы, и постаревший, доживавший свой век в одном из прованских монастырей отец Мартен охотно делился воспоминаниями с наведывавшимися к нему поклонниками Гогена - по его мнению, главным врагом художника был бес честолюбия и гордыни:

 

"Судить о том, что Поль Гоген сделал для искусства, может только Бог, а человеком он был недобрым. Взгляните здраво, месье, он оставил без гроша жену, позволил ей увезти от себя пятерых детей, и я не слышал от него ни слова сожаления! Взрослый человек бросил дело, дававшее верный кусок хлеба, ради искусства - а ведь живописи надо учиться с младых лет! И ладно бы он довольствовался скромной участью честного служителя муз, добросовестно переносящего на полотно дивные творения Божьи. Так нет же - безумец сам захотел сравниться с Господом, Божий мир он подменил плодами своей безумной фантазии. Он восстал против Бога, подобно ангелу тьмы, и Господь низверг его, аки Сатанаила, - свои дни художник Гоген закончил в пьянстве и распутстве, страдая позорной болезнью..." 


При жизни художника отец Мартен не раз использовал этот текст для воскресных проповедей. У него имелись свои причины для недовольства заезжим мазилой: Гоген увел самую красивую из его любовниц, четырнадцатилетнюю ученицу миссионерской школы Анриетту, да еще и написал в Париж о том, как во время торжественной мессы Анриетта вцепилась в волосы мартеновской экономке. Ее слова "Епископ купил тебе шелковое платье из-за того, что ты, потаскуха, чаще с ним спишь!" благодаря Гогену докатились до самого Рима - в памяти клира отец Мартен остался только благодаря им. 

 

Эпатажный Поль Гоген


На воскресные проповеди Гоген больше не ходил, епископа ни в грош не ставил, но своих демонов тем не менее знал в лицо - к старости человек мудреет и начинает разбираться если не в людях, то в себе самом. Хижина обошлась ему в тысячу франков; еще триста франков ушли на сто пятьдесят литров абсента, сто литров рома и две бутылки виски. Через несколько месяцев парижский торговец картинами должен был выслать ему еще тысячу, но пока оставшихся денег хватало лишь на мыло, табак да платки для наведывавшихся к нему туземок. Он пил, рисовал, резал по дереву, занимался любовью и чувствовал, как улетучивается то, что владело им все последние годы - человека, считавшего себя Господом Богом, больше не существовало. 


Еще несколько лет назад он презирал тех, кто его окружал. Он был нищ и не признан, художники же, работавшие в традиционной манере, щеголяли в дорогих костюмах и выставляли свои работы на каждом Салоне. Но Гоген держался как пророк, и молодежь, искавшая себе кумиров, шла за ним - от него исходило почти мистическое ощущение силы. Шумный, решительный, грубый, отличный фехтовальщик, прекрасный боксер, он говорил окружающим прямо в лицо то, что о них думал, и при этом не стеснялся в выражениях. Искусством для него было то, во что верил он сам, ему необходимо было ощущать себя центром Вселенной - в противном случае жертва, которую он принес своему демону, выглядела бессмысленной и чудовищной. Метта, соломенная вдова Поля Гогена, рассказала об этом случайно оказавшемуся с ней в одном купе журналисту - это произошло в начале двадцатого века, через несколько лет после того, как ее бывшего мужа похоронили на Таити. 


Корреспондент "Газетт де Франс" сначала принял привольно раскинувшуюся на диванчике даму за кавалера. Полный, затянутый в дорожный мужской костюм белокурый господин пил коньяк из маленькой плоской фляжки, курил длинную гаванскую сигару и стряхивал пепел прямо на плюшевый диван. Кондуктор сделал ему замечание, "господин" возмутился и попросил своего случайного спутника заступиться за... бедную беззащитную женщину. Они познакомились, разговорились, а дома начинающий литератор записал то, что ему запомнилось из монолога вдовы загадочного, начинающего входить в моду Поля Гогена. 

 

История  жизни Поля Гогена


"Поль был большим ребенком. Да, молодой человек, ребенком - злым, эгоистичным и упрямым. Всю свою силу он выдумал - может, ему и верили таитянские шлюхи и дурни-ученики, но уж меня-то ему не удавалось провести никогда. Как вы думаете, почему он вышел за меня за... то есть почему он на мне женился? Думаете, ему нужна была женщина? Чушь - тогда он не обращал внимания на баб. Поль Гоген искал вторую мать - ему были нужны покой, тепло, защита... Дом. Я все это ему дала, а он меня бросил! Бросил с пятью детьми, без единого франка... Да, я знаю, что обо мне говорят, и плевать на это хотела. 


Да, я продала его коллекцию картин и не отправила ему ни единой монетки. И запретила детям ему писать. Да, я не подпустила его к себе, когда он приехал в Данию... Что же вы так уставились на меня, молодой человек, - я всего лишь откровенна. Ей-богу, мужчины хуже баб. И Поль, несмотря на свои кулачищи, тоже был бабой, пока черт не внушил ему, что он художник. И он, проклятый эгоист, принялся выплясывать вокруг своего таланта. А мне - женщине из хорошей семьи! - пришлось кормиться уроками. Теперь нечистый втолковал то же самое всем помешанным на живописи кретинам, и богатые дурни платят за его мазню десятки тысяч франков... Будь они все прокляты - у меня не осталось ни одной его картины, я все продала за гроши!..

 

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»


Метта Гоген, в девичестве Гад, всегда отличалась прямотой, грубоватым юмором и некоторым мужеподобием; в зрелые годы она и вовсе стала походить на драгуна. Но Гоген ее любил: на Таити он ждал ее писем и ужасно переживал, что забывшие и французский язык, и полусумасшедшего мазилу-отца дети не поздравляют его с днем рождения. Поль Гоген был человеком долга - он знал, что отец обязан заботиться о своем потомстве, то, что он бросил семью, не давало ему спокойно спать. Прежние хозяева предлагали ему вернуться, его звали на работу в страховую компанию - восьмичасовой рабочий день и очень приличное жалованье. В конце концов, он мог рисовать как все, продавать картины и жить припеваючи... Но это было абсолютно исключено: Гоген думал не о завтрашнем дне, а о будущих биографах. 


Ста пятидесяти литров абсента хватило надолго. Он пил сам, поил приходивших на огонек туземцев, опьянев, раскидывался в гамаке, закрывал глаза и всматривался в проплывавшие перед ним лица. Из темноты возникал огненно-рыжий щуплый Ван Гог - безумные глаза, сжатая в дрожащей руке бритва. Это было в Арле, в ночь на двадцать второе декабря 1888 года. Он вовремя проснулся, и сумасшедший отошел, бормоча что-то бессвязное. На следующее утро Винсента нашли в окровавленной постели без сознания, с отсеченным ухом - проститутка из соседнего борделя рассказала, что ночью он ворвался к ней в комнату, сунул в руки кусок своей окровавленной плоти и выбежал, крикнув: "Возьми это на память обо мне!..


Они жили в одном доме, вместе рисовали, ходили к одним и тем же шлюхам - Поль отличался бычьим здоровьем, и ему все было нипочем, а щуплый болезненный Ван Гог не выдержал такой жизни. Странности начались, когда Гоген сообщил, что собирается уехать на Таити - Винсент любил друга и боялся остаться один, нервный срыв вызвал помрачение рассудка. 

 

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»


Сверкал глазами его учитель, седобородый Писарро, - он не простил Гогену неистового стремления к успеху: "Настоящий художник должен быть нищ и не признан, его должно заботить искусство, а не мнение остолопов-критиков. А этот человек сам назначил себя гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью... И за каким чертом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдет натуру и в Париже - дело не в экзотической мишуре, а в том, что у тебя в душе"


Об этом Полю рассказал его лучший друг, журналист Шарль Морис. "Австралиец" отправлялся утром, они пили всю ночь, и Гоген не стал объяснять, почему в его жизни возникли Панама и Мартиника. 


...Темно-синее полотно океана, ветер, поющий в вантах, белые домики на берегу - в Панаму он приехал, надеясь найти там новые впечатления и работу, которая дала бы кусок хлеба. Но художники и коммивояжеры в Латинской Америке не требовались, и Гогену пришлось работать землекопом - лучшей вакансии не нашлось. Днем он орудовал лопатой, стирая руки до кровавых мозолей, а по ночам его изводили москиты. Затем он лишился и этой работы и перебрался за несколько тысяч километров от Панамы, на Мартинику: плоды хлебного дерева там не стоили ничего, воду можно было взять в источнике, а креолки носили лишь набедренные повязки.

 

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

 

Из ада, в который для нищего и непризнанного художника превратился Париж, он попал в земной рай, оживший на его полотнах. Он привез их во Францию на торговом бриге - денег на обратную дорогу не было, и ему пришлось наняться матросом. Выставка, которую он организовал, вернувшись домой, провалилась с оглушительным треском - потрясенная англичанка, тыкавшая в картину пальцем и гневно пищавшая "Red dog!" ("Красная собака!"), до сих пор стоит у него перед глазами. 


В первый раз он приехал на Таити жить - Франция ему опостылела. Он снова был счастлив: ему легко работалось, в хижине ждала шестнадцатилетняя Техура, девушка с продолговатым смуглым лицом и волнистыми волосами - родители взяли за нее совсем недорого. По ночам в хижине тлел ночник - Техура боялась ждущих своего часа призраков; утром он приносил воду из колодца, поливал огород и вставал к мольберту. Такая жизнь могла бы продолжаться вечно, но картины, оставленные в Париже, не продавались, галерейщики не присылали ни копейки. Прошел год, и друзьям пришлось вызволять его с Таити - нищета, от которой он бежал, настигла его и здесь. 


Во второй раз Гоген приехал сюда, чтобы умереть: денег должно было хватить на полтора года, на крайний случай приготовлен мышьяк... Доза оказалась чересчур большой: его рвало всю ночь, он три дня пролежал в постели, а поправившись, ощутил лишь холодное безразличие. Больше он не хотел ничего, даже смерти. 


Много лет спустя Шарль Морис вспоминал об их прощальном вечере. На выставке, состоявшейся накануне, Гоген продал много работ, Департамент изящных искусств выхлопотал ему тридцатипроцентную скидку на билет до Океании. Все шло хорошо, но неожиданно несгибаемый, грубый, никого не пускавший к себе в душу Гоген опустил голову на руки и разрыдался. 

 

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»


Плача, он говорил о том, что сейчас, когда ему удалось хоть что-то, он еще острее чувствует всю тяжесть жертвы, которую принес, - дети остались в Копенгагене, и он никогда их больше не увидит. Жизнь прошла, он прожил ее как бродячая собака, а цель, которой было посвящено все, по-прежнему ускользает. Художника должны ценить не только полтора десятка знатоков, но и люди с улицы; то, что он сделал, может оказаться никому не нужным - и во имя чего тогда он пожертвовал детьми и женщиной, которую любил?.. 


На Таити он к этому не возвращался: Гоген вычеркнул из сердца Метту и не думал больше о своем искусстве. Он мало писал и чувствовал, как ему понемногу изменяют художественное чутье, рука и глаз - зато сто пятьдесят литров абсента подходили к концу и туземные красотки не покидали хижины Гогена. 

Перед отъездом из Франции он подцепил сифилис: полицейский предупредил, что девица, которую он подобрал на дешевой танцульке, нездорова, но Гоген махнул на это рукой. Теперь у него отказывали ноги, и он ходил опираясь на две палки - на рукоятке одной художник вырезал гигантский фаллос, другая изображала слившуюся в любовной борьбе пару (сейчас обе трости находятся в Нью-йоркском музее). Непристойная резьба, которой Гоген покрыл балки своей хижины, впоследствии перекочевала в Бостонское собрание, японские порнографические эстампы, украшавшие его спальню, разошлись по частным коллекциям.

 

Поль Гоген с женой

 

Слава Гогена начиналась уже тогда, за десятки тысяч километров от Таити, во Франции. Его картины стали покупать, о нем писали статьи, а он ничего об этом не знал и развлекался сварами с епископом, губернатором и местным жандармским сержантом. Он подбивал туземцев не отдавать детей в миссионерские школы и не платить налоги - слова "заплатим, когда заплатит Гоген" стали чем-то вроде местной поговорки. Гоген издавал газетку тиражом 20 экземпляров (теперь каждый ценится на вес золота), в которой публиковал карикатуры на местных чиновников, судился, платил штрафы, произносил гневные и бестолковые речи: настоящая жизнь кончилась, и теперь он обманывал самого себя - склоки и свары убеждали его в том, что он все-таки существует. 


Он умер в ночь на 9 мая 1903 года. Враги говорили, что художник покончил жизнь самоубийством, друзья были уверены в том, что его убили: огромный шприц со следами морфия, лежавший в изголовье постели, говорил в пользу обеих версий. Епископ Мартен отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант Шарпийо отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело... 


Его картины, поначалу оценивавшиеся в 200 - 250 франков, теперь стоили десятки тысяч, и Метта не находила себе места - мимо ее рук проплыло целое состояние. Прошло двадцать лет, они подорожали еще в сотни раз, и тут начали горевать всю жизнь презиравшие отца дети Гогена - если бы не материнская глупость, они могли бы жить в собственных поместьях и летать на личных самолетах. Отец стал одним из самых дорогих художников мира. 


Затем пришел черед сокрушаться потомкам трактирщиков, селивших его в худшие каморки. Гоген расплачивался своими полотнами, которые шли на подстилки котам и собакам, на ремонт домашних туфель, служили вместо половиков - люди не понимали мазню чудака... 


Их внуки и правнуки из года в год роются на чердаках и в подвалах, перетряхивают старье, сваленное в заброшенных хлевах, в надежде, что там под старыми хомутами и сбруями, среди пропахшего мышами тряпья сокрыты груды золота - заветное полотно нищего бродяги художника.

tunnel.ru

биография Гогена, автопортрет, лучшие картины. Роль Поля Гогена в искусстве

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) — французский живописец, чье имя неразрывно связано с зарождением и развитием постимпрессионизма. Наряду с Полем Сезанном (Paul Cézanne), Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Анри Тулуз-Лотреком (Henri de Toulouse-Lautrec), Поль Гоген впитал уроки импрессионистов, а затем — отрекся от стиля, создав на его «обломках» собственную художественную манеру.

Биография Поля Гогена

Эжен Анри Поль Гоген появился на свет в Париже, теплым летним днем 7 июня 1848 года. И практически сразу младенец оказался вовлеченным в вихрь политических событий: после поражения революции отец семейства, обозреватель либеральной газеты «Le National», Кловис Гоген решил перевезти семью в Перу. Начать новую жизнь в Южной Америке ему не довелось — в пути он внезапно скончался от разрыва аневризмы. Овдовевшая мать нашла пристанище у богатых родственников в Лиме: там прошли ранние годы будущего художника, оставившие в душе самые яркие впечатления.

Когда для Поля Гогена подошла пора обучения, семья вернулась во Францию. В Орлеане он сменил несколько школ и закончил католическую семинарию, которую ненавидел. Юноша мечтал о мореходном училище, которое открыло бы ему возможность путешествовать по миру, знакомиться с другими странами. Однако экзамен он провалил, в 1865 году завербовался в торговый флот матросом и в этом качестве плавал в Бразилию, Чили, Европу.

После франко-прусской войны знакомства помогли ему стать биржевым маклером. Молодой человек сумел добиться благосостояния и высокой репутации в деловых кругах и в 1873 году вступил в брак с датчанкой Метте Гад. К этому же времени относятся первые опыты Поля в живописи. Он посещал класс в частной академии Коларосси, где постигал азы рисунка с натуры.

В 1876 году Гоген выставил свою первую картину на Салоне — ежегодной парижской выставке. Работу Гогена заметил патриарх импрессионизма Камиль Писсарро (Jacob Abraham Camille Pissarro), о котором Поль в конце жизни написал: «Он был одним из моих учителей, и от этого я не отрекусь».

В 1883 году, уже будучи отцом пятерых детей, Гоген потерял работу из-за кризиса на биржевом рынке и принял решение целиком посвятить себя искусству. Надежды преуспеть на новом поприще быстро развеялись как дым, жена забрала детей и уехала к родителям в Данию.

В 1891 году, после нескольких лет проживания в Бретани, где вокруг него сгруппировались молодые художники понт-авенской школы, живописец отправляется на Таити, где обретает «второе дыхание». За один только следующий год он написал более 80 произведений.

После краткого визита в Париж в 1895 году Гоген возвращается во Французскую Полинезию — на этот раз навсегда. Здесь, в сочиненном им самим тропическом раю, он нашел упокоение 8 мая 1903 года — не признанный, одинокий, покинутый близкими.

Картины Поля Гогена

Картина Поля Гогена — «Когда свадьба?» — одна из самых известных работ. Создана в 1892 году, в период наибольшего творческого подъема автора. Моделью послужила юная Техаману, возлюбленная художника. Гогену удалось выразить неспешное течение таитянской жизни, гармонично согласованное с ритмами природы.

Картина два года удерживала рекорд, считаясь самым дорогим произведением искусства в мире, после того как владелец, швейцарский коллекционер, продал ее в 2015 году королевской семье Катара за $300 млн.

Художественным завещанием мастера принято считать произведение, в название которого он вынес три извечных вопроса: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Работая над ним, творец одновременно пытался побороть желание покончить счеты с жизнью. Это был период глубокой депрессии: он получил известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его любимая дочь Алина.

Огромное, почти четырехметровое полотно создано в 1897 году в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют жизненный путь человека от рождения до смерти и настраивают зрителя на символическое прочтение. Многие образы панно являются мотивами отдельных произведений художника, а все оно в целом словно обобщает вопросы, которые звучали в прежних его картинах.

Завершив работу, Гоген все же совершил попытку суицида. Поднявшись в горы, он принял мышьяк, однако слишком большая доза яда вызвала неукротимую рвоту, что и спасло его. Оправившись, несостоявшийся самоубийца почувствовал давно забытую жажду жить и творить.

На закате жизни художник создал ряд значительных произведений:

  • «Белый конь», 1898;
  • «Сбор плодов», 1899;
  • «Великий Будда (Идол)», 1899;
  • «Золото их тел», 1901;
  • «Юная девушка с веером», 1902;
  • «Натюрморт с попугаями», 1902.

Как это часто бывает, мастер не был по достоинству оценен современниками, и лишь после его смерти у всех будто раскрылись глаза. На ретроспективной выставке работ Гогена, прошедшей через три года после его кончины, запоздалая слава догнала живописца.

Масштаб таланта и незаурядность личности Гогена впоследствии не раз вдохновляли литераторов и кинематографистов. У Сомерсета Моэма в «Луне и грош» он выведен под именем Чарльза Стрикленда, Марио Варгас Льоса посвятил ему роман «Рай — немного дальше». В биографических фильмах о художнике на главную роль приглашались такие звезды как Дональд и Кифер Сазерленды (в разных кинолентах), Венсан Кассель.

Современные художники также черпают идеи в наследии мятежного романтика. Приобрести их работы вы можете на аукционах площадки Very Important Lot или напрямую у авторов. Кто знает, быть может, в будущем они составят славу вашей коллекции.

veryimportantlot.com

Поль Гоген Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гоген (значения).
Эжен Анри Поль Гоген
Paul Gauguin
Имя при рождении фр. Eugène Henri Paul Gauguin
Дата рождения 7 июня 1848(1848-06-07)[1][2][…]
Место рождения Париж, Вторая французская республика
Дата смерти 9 мая 1903(1903-05-09)[3](54 года) или 8 мая 1903(1903-05-08)[4](54 года)
Место смерти Атуона, о. Хива-Оа, Маркизские острова, Французская Полинезия
Страна
  •  Франция[5][6]
Учёба
  • лицей Потье[d]
Стиль Постимпрессионизм
Подпись
 Медиафайлы на Викискладе

Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin [øˈʒɛn ãˈʁi ˌpol ɡoˈɡɛ̃]; 7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с

ru-wiki.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов