Кыз балы на свадьбе это


Кыз балы на свадьбе что говорить — Женское счастье

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX — начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины — большая — түшәк и чуть меньшего размера — ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег — баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов — меда, масла, муки, чая, мяса — для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор — по-молвку — аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты.


авными среди приглашенных были родители жениха — төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов — калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә — род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство — чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук — аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе — аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле — особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен — присоединившиеся, канат — крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение — аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр — условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты.


обо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу — «поддержка свадьбы».

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком — кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом. Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период — кияүләп йөрү — по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители — кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский &

aaexhibits.com

Традиции татарской свадьбы | Национальный свадебный портал

HappySvadba: Эльмира, расскажите, пожалуйста, нам о татарской свадьбе: как проходит, каковы ее отличия от традиционной русской свадьбы.

ЭК: Как и у любого народа, свадьба у татар имеет некоторые особенности. Конечно, в разных регионах традиции могут отличаться некоторыми деталями, но общие черты сохраняются. Бракосочетание у татар – это, в первую очередь, «никах».

Никах – церемония религиозного закрепления союза мужчины и женщины, однако, в отличие от других конфессий, «никах» может быть прочитан как в мечети, так и дома у невесты. Поэтому когда браком сочетаются татарские парень с девушкой, то сначала, за некоторое время до официальной церемонии в ЗАГСе, проводится этот красивый обряд.

Для того чтобы религиозная церемония никах состоялось, должно быть выполнено несколько условий. Во-первых, жених должен согласовать с невестой и подготовить ей свадебный подарок, так называемый, «махр». Важное условие, что нельзя подарить все, что захочется жениху, свадебный подарок должен быть девушке по душе, и об этом ее обязательно спросят на церемонии. Во-вторых, на церемонии должно быть не менее двух официальных свидетелей – совершеннолетних мужчин мусульман.

Сама церемония заключается в том, что у жениха и невесты после прочтения определенных сур из Корана спрашивают в присутствии свидетелей и гостей, согласны ли они быть мужем и женой друг друга. Если оба дают положительных ответ, то они объявляются мужем и женой перед людьми и Всевышним.

По сути, никах аналогичен с венчанием у христиан. Небольшая разница лишь в том, что венчаются, насколько я знаю, только в церкви, а никах может быть прочитан и в мечети, и в доме невесты, и в зале, где будет свадебное торжество.

Хотя это, наверное, связано с тем, что раньше религиозные обряды не приветствовались, поэтому проведение никаха жених с невестой не афишировали. Теперь же, все чаще, никах читают именно в мечети, это и красивее и намного торжественнее. Ну и важный момент, про который я писала выше – это свадебный подарок «махр».

То, какой подарок жених будет дарить своей будущей жене, всегда заранее согласовывается. На церемонии у нее спросят, нравится ли ей такой подарок и согласна ли она его принять, а сам подарок записывают в свидетельстве – документе, который в мечети выдают после никаха.

После этого можно провести свадебное застолье. Тут важно, чтобы среди угощений не было того, что считается недопустимым для мусульманина, в первую очередь не должно быть алкоголя и свинины. Как правило, на никах приглашают родственников и ближайших друзей.

Свадьбе обязательно предшествует сватовство или «кыз сорау». Когда семья жениха приходит в гости в дом невесты, и глава семьи официально просит руки девушки для своего сына. Обычно здесь же договариваются о дате церемонии, месте ее проведения и оговаривают свадебный подарок. Поэтому в сам день свадьбы не бывает церемонии выкупа. Хотя в разных местах могут проводить свадьбы по-разному.

Кроме этих, чисто религиозных правил, есть некоторые другие традиции. И жених, и невеста к свадьбе готовят подарки для родителей и близких родственников друг друга. От жениха на свадебное застолье должны быть подготовлены два больших чак-чака и два специальных образом вяленых гуся (по-татарски «татлаган каз») – это очень вкусные угощения, можете мне поверить на слово. Один чак-чак и гусь ставятся на стол в качестве угощения, а вторые жених с невестой забирают с собой. Невеста же, кроме подарков, готовит приданное – это подушки, постельное белье и полотенца для всех, кто будет жить с ней в новом доме.

Еще один красивый обряд – «кыз тошеру» или «встреча невесты». Обычно он проводится в доме родителей жениха или там, где молодые будут жить. Девушку у порога дома ставят на подушку и дают отведать свежего хлеба, масла и мёда, чтобы жизнь ее в новом доме была приятной.

HappySvadba: татарская невеста: как готовится невеста?

ЭК: Особенно приятная часть предсвадебных хлопот – это выбор платья. Сейчас очень много дизайнеров, отшивающих красивые и женственные наряды, которые при этом соответствуют нормам ислама. Платье невесты на «никах» может быть практически любого цвета, не обязательно белым. Отдельным украшением невесты является и головной убор, это может быть специальным образом повязанный платок или же традиционный татарский «калфак» (женский головной убор).

HappySvadba: какие особенности национального костюма?

ЭК: Традиционный татарский мужской костюм включает обычно рубашку, брюки, жилетку с традиционным орнаментом, в начале прошлого века татарская интеллигенция носила казакин, и сейчас эту моду пытаются возродить, но чаще всего сегодня мужчины татары надевают на никах и свадьбу обычные официальные костюмы, главное отличие - это головной убор - тюбетейка.

Так как никах и свадьба проводятся в разные дни, то и платья у невесты разные. И если платье на никах строго соответствует нормам ислама, то на свадьбу покупают платье на свой вкус, хотя сейчас дизайнеры шьют очень много свадебных платьев, которые и красивы и при этом полностью соответствуют религиозным правилам.

Эльмира Калимуллина - Заслуженная артистка Республики Татарстан, финалистка национального вокального проекта «Голос» на Первом канале (2012). В 2013 году стала послом Универсиады в г. Казани. С 2014 года – актриса театра Константина Хабенского, исполняет роль Багиры в мюзикле «Поколение Маугли». В 2015 году получила почетное звание посла Чемпионата Мира по водным видам спорта в Казани. В 2016 году в составе шоу Ильи Авербуха «Ледовая симфония» открывала Чемпионат Мира по хоккею с мячом в Ульяновске. Также в 2016 году стала послом второго по счёту Казанского марафона вместе с Верой Брежневой, Бастой и Стасом Пьехой. Активно занимается социальными проектами Республики Татарстан, учредитель независимого вокального конкурса «Караолька».

happysvadba.ru

Никах (мусульманская свадьба) : Невеста.info : 33 комментариев

Всем привет)

Меня зовут Галия. Живу в Москве. Мне 27 лет. И я по национальности татарка ☺ Поэтому здесь буду рассказывать не только о классической свадьбе)

Так вот, до традиционной свадьбы у татар проводится мусульманская свадьба. Называется "Никах". У нас он будет 21 августа 2019 года, а классическая свадьба (с росписью, банкетом и тд) запланирована на 20.06.2020 г.

Расскажу про Никах. Он проводится, в основном, с самыми ближайшими родственниками. Друзей, чаще всего, не приглашают.

Никах обычно проводят в доме невесты, и его полностью организовывает сторона невесты. Накрывают стол, Мулла читает молитвы (Мулла - это как священник в церкви), гости поздравляют молодых, дарят подарки, сторона невесты тоже дарит подарки всем гостям, все кушают, фотографируются и тд.

Сейчас всё так осовременилось у татар, что часто начали устраивать Никахи в ресторанах, кафе или просто в мечети. Это, на самом деле, удобно с той точки зрения, что не нужно готовить еду на большое количество человек, не нужно потом убирать дом еще несколько дней. Подготовки и до самого Никаха хватает не мало. А в ресторане или кафе, к счастью, нет таких забот. И все гости придут нарядные, посидят, пообщаются, покушают и будут чувствовать себя, действительно, как гости. А не как кухарки ютятся на одной маленькой кухне например.

Кстати, для мусульман Никах считается важнее обычной свадьбы, потому что он совершается для Бога. Не знаю, как правильно объяснить. Надеюсь, вы меня поймете.

Есть определенные традиции, которые обязательно необходимо соблюдать на Никахе. Невеста должна быть одета в длинное платье, которое закрывает полностью ноги, длинные рукава у платья, не прозрачное, любого цвета. К счастью, сейчас очень много красивых мусульманских платьев. Раньше такого многообразия не было. На голове у девушки платок должен быть и чтобы волосы вообще не торчали. Фотографии (правда не свои) постараюсь прикрепить, чтобы было примерное представление.

Жених должен на Никахе при всех гостях и Мулле подарить невесте Махр (это подарок, чаще всего, золотое украшение). Считается, что Махр нужно подарить за такую цену, чтобы жена в случае развода смогла прожить 3 месяца на те деньги, полученные от продажи Махра. Но сейчас уже мало обращают внимания на цену этого подарка, а дарят то, что понравится невесте. В свою очередь, говорят, что невеста тоже должна сделать подарок жениху (например, тоже золотое украшение), но я пока не поняла, точно ли нужно. А так, я бы с радостью подарила любимому)))))) Еще сторона невесты дарит подарки все гостям (часто, это полотенца/платочки и деньги). Чтобы вы знали, весь Никах проводит сторона невесты. Также, родители жениха и невесты вроде как должны обмениваться подарками, но не все так делают. И родители невесты должны что-то подарить молодым. Мама жениха должна на Никах прийти с медом и любым пирогом. Вроде, все основные традиции учла. Ааа, еще жених с невестой должны первые 3 ночи после Никаха переночевать в доме невесты и сходить в баню. Но в наше время не все это соблюдают. Лично мы переночуем 1 ночь после Никаха, а уж в баню точно не будем топить и не пойдем. Москва все-таки 😂

Ох, я так много написала. Надеюсь, хоть кто-то прочитал. Расскажу теперь быстренько, как у нас всё будет проходить.

Утром я еду в банкетный зал на территории Соборной мечети на проспекте мира.

Я заранее договорилась со стилистом-визажистом, она будет делать мне макияж и оформлять платок на голову, потому что его не так просто повязать, как многим кажется. После этого, у нас с женихом 1-1,5 часа будет фотосессия в самой мечети и возле неё. И стилиста, и фотографа мы выбрали самых лучших из всех. Они прям крутые профессионалы, поэтому у меня нет ни капли тревоги. После фотосессии все собираемся в банкетом зале (ресторан возле мечети), там Мулла будет читать молитвы, все будут кушать и поздравлять молодых. Кстати, алкоголя на Никахах не бывает - нельзя. Гостей будет всего человек 30.

Вот и всё вам рассказала. Как вам татарские, мусульманские обычаи и традиции? 😉

www.nevesta.info

Традиционные этапы, которым следуют во всех регионах

Традиции совершенствуются вместе с народом, которому они принадлежат, поэтому сегодня пред- и постсвадебные процессы проходят по упрощенному сценарию. Vox Populi подготовил краткую инструкцию: в ней — главные традиции, а также описание базовых настроек уклада среднестатистической казахской семьи.

Редакция Vox Populi относится к традициям любого народа с уважением и не преследует цели оскорбить чьи-то чувства.


«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым

«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.

Отдельно стоит отметить, что в некоторых регионах перед куда тусу может зайти речь о калыме. Самые щедрые выплаты — в Шымкенте, Таразе и Кызылорде, а в северных, западных и восточных регионах страны традицию могут и вовсе проигнорировать. Сумма калыма начинается от $1000 и доходит до нескольких миллионов тенге. Приданое невесты в таком случае должно соответствовать сумме калыма. Чем более образованная невеста попалась жениху, тем выше ставка.


Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!


«Қыз ұзату»: Проводить невесту достойно

«Қыз — қонақ», — гласит крылатое казахское выражение. Действительно, родители невесты буквально с самого рождения девочки должны понимать, что однажды им придется провожать ее в другую семью.

«Қыз ұзату тойы» (далее – кыз узату) — проводы невесты. Событие проходит перед свадьбой, и гостей со стороны жениха здесь меньшинство. Под конец кыз узату должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, а в некоторых случаях спеть может и сама невеста. В это время главная героиня, надев саукеле, бредет по белой дорожке («ақ жол») — символу безмятежной супружеской жизни. Главное — не оборачиваться, иначе ненароком можно оказаться в мрачном царстве безбрачия.

На следующий день в дом жениха, куда после кыз узату отправляется невеста, прибывает приданое. Разумеется, вместе с родственниками невесты. Обряд «қыз жасауын көрсету» — это демонстрация имущества невесты. В некоторых регионах традиция может и не соблюдаться, но случается и такое, что приданое невесты проходит доскональную проверку. Приданое, как правило, включает в себя спальный гарнитур, постельное белье, различную бытовую технику. В особенности ценным считается наличие хрустальной люстры, «элитной» посуды. За каждый предмет утвари полагается денежное вознаграждение – «көрiмдiк» (далее – коримдик), которое отдается снохам. Иногда в процессе «дележки» не избежать драки, но этому до сих пор нет задокументированных свидетельств (из свадебного видео такие эпизоды вырезаются на монтаже).


«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.


К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья. 

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

www.voxpopuli.kz

Казахская Свадьба | Блогер Miss F на сайте SPLETNIK.RU 20 декабря 2016

Уважаемые сплетницы, мне было ОЧЕНЬ приятно, что мой первый пост  про свадьбу в Корее  вам понравился! В комментариях многие интересовались казахскими свадьбами, и я пообещала написать еще один пост. Это заняло бы у меня очень много времени, но к счастью в 2014г. на просторах казнета гулял пост Асем Кенжебек, который на мой взгляд, полностью описывает свадьбы казахов в Алматы, поэтому я решила его отредактировать, дополнить, это не совсем мой авторский пост, и в источнике я указала автора. Еще раз повторюсь, данный пост описывает свадьбы в Алматы, в других регионах Казахстана обычно все по-другому, и как проходят свадьбы там я не в курсе, так как ни разу на тамошних свадьбах не была. Часть 1. Начало. И вот настал тот момент когда казахский парень нашел себе невесту и решил жениться. Мама, узнав о новости, сразу начинает допрос «Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает? Из какого она рода-племени?». Любой казах обязательно знает из какого он рода. Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть, знать генеалогию и родословную своих предков, чтобы не допустить кровосмешания если у него и невесты есть общие родственники. Даже есть такой прикол, если к тебе клеится неприятный парень, спроси с какого он рода, а потом, скажи, что ты с такого же, его тут же ветром сдует.

Часть 2. Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий.
Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть крутой ресторан, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят, надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи. Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте серьги и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие. Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату». Надо отметить, что «жениха-невесту» практически не допускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды (невесту иногда настоятельно просят искать платье без глубокого декольте и с рукавами, так что и тут могут не разрешить своеволия), кольца, лимузины и свадебный торт. А все потому, что свадьбы делаются не для молодых, а для родственников, молодые чаще всего просто воспринимаются атрибутом мероприятия, а не его зачинщиками.
Часть 2.Сырга тагу (Помолвка)
Мама жениха с ближайшими родственницами проводит поиск сережек для невесты. Желательно, чтобы серьги были в комплекте с кольцом и содержали хоть какой-то намек на наличие бриллианта. Пусть это будет крошка, главное чтобы был намек на углерод, комплект преподнесут так, как будто это каратники от Тиффани! И вот, делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь.
Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, речь начинается с презентации своего рода и происхождения. Пафосным тоном необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.
Далее, произносится стандартная речь примерно следующего содержания — Вот жених, с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Мы пришли просить у вас ее руки.
Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Приводят будущую келин-невесту. Мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.
Часть 3. Кудалык. (Сватовство).
«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.
К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Обычно приданное- это спальный гарнитур, одеяла, постельное белье, подушки, бытовая техника на кухню, посуда, одежда невесты на 4 сезона вплоть до нижнего белья. В максимальных случаях это может быть мебель и техника на весь дом если квартиру покупает жених, и если по минимуму то хотя бы гарнитур с постельными принадлежностями, все зависит от достатка семьи.

Самое главное в сватовстве это вовремя получить списки делегатов на церемонию. В этом списке имеется статус, регалии, а также размер одежды и размер пальцев женской части для покупки колец. И именно с этим списком теперь сваты рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит» и подготовка крутой казахской свадебной сумки — Коржын.

Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками. Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Часто вместо/вместе сумки даются деньги. Помимо этой сумки и/или денег, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Также за невесту платят Калым, раньше его выплачивали родителям невесты скотом, сейчас платят деньгами, сумма зависит от благосостояния жениха, но обычно составляет от 1 000 долларов США и до бесконечности. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей.

Часть 4. Узату той (проводы невесты) Узату той, это по факту та же свадьба, но без регистрации и торта. Обычно на Узату невеста надевает свадебное платье в национальном стиле, а на саму свадьбу в европейском, но бывает и наоборот. Узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые заберут невесту после тоя.
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата-пожелания, некоторые родственники рыдают и жених быстренько забирает невесту.
Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Увидела этот коллажик, не сдержалась, решила добавить :)
Часть 5. Келин шай.
И вот наступает первое утро келин в новой семье, после того, как она встает  какие-то татешки заводят ее в гостиную. В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается…
«Келин, не надо лить через край, наливай нормально», «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление», «Келин, налей без молока», «Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по-алматински (т.е. полную пиалушку без уважения)»- говорит апашка посердобольней. (Тут нужна ремарка - чай гостям всегда наливают, заполняя пиалу на 40-50%, полная пиала намекает, что человеку не рады, торопят быстрее выпить чай, или не хотят постоянно наливать горячего чая и хотят от него побыстрее избавиться, и считается признаком неуважения). Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая!».

Свадьба.

На составление списков гостей на свадьбу уходит много времени. У любого казаха есть три категории самых близких родственников. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар» (главные сваты). Сюда относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау»(сделать ответку) или «бизди оздеринин тойларына шакырган» (они звали нас на свой той). Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. Если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 60% людей из этого списка, он просто не знает. Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами.

Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамады, который должен добиться что сказали только два человека из толпы. (Ремарка- тосты у нас любят все, особенно бабушки и дедушки. Они могут произносить их самозабвенно, начать со своей жизни, рассказать о своей семье, 10 минут ходить вокруг да около, потом уже 10 минут вести долгие хитросплетения пожеланий. Во время произнесения тостов Молодожены и  дружки стоят. Я была дружкой на одной свадьбе и мерзкий Тамада давал слово всем гостям. Нам пришлось стоять в общей сложности не менее 2,5 часов. Это был тихий АД!)

И вот настал день свадьбы!!! Подъехали лимузины, операторы, фотографы. Все собрались и поехали в ЗАГС. После регистрации молодые уехали кататься и делать фотосессию на фоне всех достопримечательностей города. Близится кульминация. Гости начинают потихоньку собираться. Стоит особо отметить пунктуальность многих казахов. Точнее полное ее отсутствие. Если той назначен на 17,00, то по самым оптимистичным расчетам он начнется в 18,30. На практике обычно свадьба начинается через 2-3 часа позже времени, указанном на пригласительном. Хотя в последнее время люди вроде как стали пунктуальнее. (Вот ролик на эту тему, качество видео не очень четкое, зато почти правда)

Гости собрались. Вроде усадили всех, даже тех, кого не приглашали. ( Да, такое тоже бывает. Вот банальный пример- приглашают, например тетку на свадьбу, а она по простоте душевной берет свою дочку 25 лет от роду, а дочка подружку. И неважно, что ни они ни их никто не знает, их это как-то мало волнует)

Начинается Беташар (Бет -лицо, ашар-открытие).
Беташар это ритуал, когда новая келин стоит с закрытым лицом. Выходит тамада, и, играя на домбре, в виде песни перечисляет всех родственников жениха. Под звуки домбры невеста делает поклон каждому родственнику, а они в свою очередь кладут перед ней деньги в благодарность (деньги тамада потом забирает почему-то себе). При этом невесту с двух сторон берут за руки женгешки (старшие снохи) жениха. Чем красивее и глубже кланяется невеста, тем больше она показывает уважение своей новой семье и тем больше положительных возгласов звучит от толпы родственников. После всех поклонов, поющий беташар тамада, открывает домброй лицо девушки. Не сдержалась, добавила нижнее фото, очень уж оно смешное :))). Кстати, тете подруги на беташаре уже слегка пьяненький тамада, открывая лицо, домброй двинул по носу, сломав его. Вроде брак удался, а свадьба нет...


Родственники жениха с предыханием ждут, когда можно увидеть лицо новой келин, а самые прозорливые сразу на месте делают выводы о характере, интеллекте и богатом внутреннем мире девушки.
Гости расселись по своим местам. Наступает время первого Бата (Благословения). Тамада подносит микрофон самому старшему и уважаемому аксакалу, который даёт своё Бата. 
Ну вот, гости сели за стол. Здесь вы увидите различные салаты, закуски, но любой гость моментально определяет богатство казахского дастархана не за счет количества и ассортимента салатов, закусок и спиртного, а за счет наличия на столе мясного ассорти из казы, карта и жая (деликатесы из конины).

Заедая казы в виде закуски, гости инстинктивно чувствуют «недогон». Все тихонечко принюхиваются в ожидании Бешбармака. Бешбармак- это тонкие куски теста, сваренные в  крепком мясном бульоне, обычно их подают в широких блюдах, сверху раскладывают мясо, обычно говядину, баранину и конину или только конину, обязательно деликатесы из конины,  приправляют жирным бульоном с луком, некоторые также добавляют картофель. На самом деле очень вкусное блюдо, не очень жирное, но достаточно тяжелое, пока писала, слюнки потекли. К бешбармаку подают бульон в пиалах, кымыз или шубат (специально приготовленное лошадиное или верблюжье молоко). Обычно, после беша подают еще порционное горячее, рыбу, курицу, итп. Представьте себе масштабы и количество подаваемой еды!


И вот, наступает удачный момент для показа «love story». Сценарий этих краткометражных актерских проб молодоженов практически одинаков. Вот они за ручки гуляют в парке, вот они сидят в кафе, вот они заглядывают друг другу в глаза. Декорации могут быть разными, но сценарий и актерская работа не меняются. Свадьба в разгаре. Разгоряченные и довольные гости выбегают танцевать после каждого тоста. 
Тамада вспотевший и красный тщетно пытается уложиться в отведенное время. Молодожены и их свидетели находятся в режиме «встали-сели» из-за обилия тостов, во время которых принято стоять. 
В середине второго стола, начинают ставить десерты и подавать чай. Наступает время подачи «тойбастара». Тойбастар это тоже важный ритуал, когда на каждый стол подаются большие блюда или специальные сумки, загруженные различными подарками, конфетами, печеньками и спиртным, чтобы каждый гость смог с собой забрать частичку этого тоя, и чтобы в его семье тоже наступило  радостное событие.
К разгару чаепития, согласно "древнейшей" казахской традиции, выкатывают многоэтажное кондитерское произведение, именуемое «свадебный торт». Счастливые молодожены разрезают его и пытаются скормить своих родителей, желательно всех из одной ложки.
Далее, также по еще одной "древней" казахской традиции, невеста кидает свой свадебный букет. Согласно казахским поверьям, поймавшая букет незамужняя девушка, выходит замуж следующей. 
И вот, столы опустошены, можно потихоньку собираться домой. Уставшие и довольные хозяева мероприятия прощаются с гостями и выпроваживают со словами «Тагыда тойда кездесейк»- Давайте встречаться только на тоях». 
Ну все, остатки свадебной суматохи подобраны, все едут домой.
Конец!!!!

Пост получился очень длинным, дорогие сплетницы, я его сократила по максимуму, но вот такие у нас сложные по процессу планирования, и проведения свадьбы. Перечитывая пост, у меня самой закипал мозг, ибо все уж слишком сложно, и я лишний раз была рада, что у меня не было и десятой части всего процесса. Надеюсь вы не слишком утомитесь от чтения!

Для тех, кто не осилил текст предлагаю видео с примером свадьбы, правда видео сделано по заказу государства, поэтому в нем фигурируют звезды, и посыл патриотичный слишком

 

Всем спасибо за внимание!

www.spletnik.ru

Татарская свадьба - традиции и не только

Предложе́ние руки́ и се́рдца — событие, когда один человек в сокровенном разговоре просит другого о заключении между ними брачного союза и создании семьи. Если предложение принято, это знаменует собой начало обручения. Часто предложение руки и сердца сопровождается особым ритуалом, иногда с вручением обручального кольца и формализованной просьбой ответа на вопрос: «Ты выйдешь за меня?». В западной культуре предложение традиционно делает мужчина своей подруге, а не наоборот. Он делает это стоя на коленях перед ней, кольцо надевает ей на палец, а не просто отдаёт его. Часто предложение является сюрпризом.
Предложению руки и сердца обычно предшествует период ухаживания, продолжительность которого по всему мир ... Читать дальше »

Татарские свадьбы

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преоб ... Читать дальше »


Современные татарские свадьбы также перетерпели изменение, свадьбы не проводятся с соблюдением абсолютно всех обычаев, которые проводились раньше, но все же некоторые остались, а некоторые изменились.

В основном, свадьба татар справляется в ноябре, что символ ... Читать дальше »


День Свадьбы является ответственным днем не только для молодоженов и их родителей, но и для тех, кто на эту свадьбу был приглашен. У жениха с невестой хлопоты по подготовке к свадьбе, а у приглашенных одна главная цель: придумать, какой сделать подарок молодоженам на свадьбу?

Конечно, можно поступить просто: положить в конвертик n-ую сумму денег и вручить их молодоженам под поздравительную речь. Подарок х ... Читать дальше »



Татар халкы гореф-гадәтләргә һәм йолаларга бик тә бай. Онытыла барганнары да бүгенге көндә яңадан кайта башлады.

Туй үткәрү йоласы татарларда ни рәвешле үткәрелә? Әйдәгез шул хакта гапләшеп алыйк...

Ниһаять синең тормышыңда шундый зур шатлыклы вакыйга. Синең мәхәббәтең сиңа кияүгә чыгарга тәкъдим ясады... Бер карасаң шундый шатлыклы көн, ә икенче уйласаң... алда күпме мәшәкатьләр, борчулар. Әлбәтта болар барысы да куанычлы, шулай да нәрсәдән башларга соң?! Беренче чиратта никах тантанасын үткәрү турында уйларга кирәк. Никах Ислам шаригате кануннары буенча язылышу дигәнне аңлата. Бүгенге көн замана яшьләре гадәттә, никахны мәчеттә үткәрүне кулай күрә. Моның әлбәттә уңайлы яклары күп. Иң беренче егет ягы әти-әниләре кызның әти ... Читать дальше »


Татарский народ богат своими обычаями и традициями. Радует, что обычаи возвращаются, и все чаще свадьбы в Татарстане и Башкортостане начинаются с никаха.


Вот настал твой долгожданный день. Твой любимый человек сделал тебе предложение стать его женой. Впереди - свадьба! Такой счастливый день! А если подумать — столько хлопот… но эти хлопоты - радостные хлопоты. С чего лучше начать подготовку к свадьбе?! Для татарской свадьбы — с подготовки к никаху.

Никах — это мусульманский брак, заключаемый в соответствии с шариатом. Никах предусматривает, что оба будущих супруга приняли ислам, что они достигли брачного возраста и не состоят в родственных связях. Никах читается духовным лицом. Если не в мечети то, чаще ... Читать дальше »



Татарские поздравления с днем свадьбы! Поздравления на татарском языке.

Поздравление дочери со свадьбой на татарском

Газиз балам, һич ышанмый күңелем,

Әле генә нәни кыз идең...

Кай арада үсеп буйга җиттең,

Күбәләктәй ак күлмәк кидең.

Бүген, кызым, туең! Насыйп парын

Сайлап алды синең йөрәгең.

Ак кар кебек туй күлмәген кию –

Һәрбер кызның ихлас теләге.

Беләсеңдер, кызым, ак күлмәкнең

Нинди җаваплылык йөкләвен.

Туй күлмәге һәм кулдагы балдак

... Читать дальше »


Форма входа
Категории раздела
Плеер с музыкой
Спонсоры сайта
6
Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


tatartye.my1.ru

кыз бала - это... Что такое кыз бала?

  • кыз — 1. Хатын кыз җенесеннән булган бала. с. Хатын кыз җенесеннән булган (кыз кардәше) 2. Хатын кыз җенесеннән булган һәм җенси яктан өлгергән, кияүгә чыкмаган кеше; җиткән кыз 3. Кияүгә чыгучы кыз 4. сөйл. Фахишә, бозык хатын. Сөяркә …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • бала — 1. Яңарак туган яки әле үсеп җитмәгән һәрбер җан иясе. Бәби. Үсмерлек чорына кадәр булган малай яки кыз 2. Атага яки анага карата: аннан туган зат (кеше яки хайван). Нин. б. хайваннан, токымнан туган зат аю баласы. күч. Халык яки чорның, социаль… …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • кызчык — Кыз бала, кече яшьтәге кыз …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • чәти — Сүзгә бик оста һәм үткен; җитез, өлгер, чәчрәп торган кеше (гадәттә кыз бала тур.) …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • чәтнәби — Сүзгә бик оста һәм үткен; җитез, өлгер, чәчрәп торган кеше (гадәттә кыз бала тур.) …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • яшүсмер — 12 16 яшьлек ир яки кыз бала; Үсмер …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • балитәк — Хатын кыз күлмәгенең итәге тирәли матурлык өчен тотылган өстәмә итәк. БАЛА ЙОН – 1) Кеше тәнендәге вак вак төкләр 2) БАЛА МАМЫК – Йомыркадан яңа чыккан кош тәнендәге бик йомшак йончалар. БАЛА КОРТ (БАЛА УМАРТА) – Яңарак аерылып чыккан яшь умарта… …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • Аманова, Роза — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Курмангалиев, Гарифулла — Курмангалиев Гарифулла Почтовая марка Казахстана, посвящённая Гарифолле Курмангалиеву …   Википедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Казахфильм — Координаты: 43°11′50″ с. ш. 76°54′07″ в. д. / 43.197222° с. ш. 76.901944° в. д.  …   Википедия

  • tatar_russian.academic.ru

    Бәби туу белән котлау / Поздравления с рождением ребенка на татарском

    ӘЛЕГЕ ТЕМАГА БАШКА ЯЗМАЛАР:

    Балага исем кушу тэртибе, бәби туе уздыру
    Бала тугач гакыйка корбаны чалу
    Балаларга телэклэр, котлаулар

    Ниһаять энҗе бөртегедәй кызыгыз туу белән котлыйбыз сезне.
    Җимешсез агач — утын, яңгырсыз болыт — төтен генә, кызсыз йортның яме дә аз. Бүгенге көннән, өегезнең яме тагын да артты. Җан җимешегез шәфкатьле, тәүфыйклы, гүзәл һәм бәхетле бала булып үссен.
    Кызыгызның сабый чагын, гүзәл чәчәк булып җитешкән көннәрен, аның да әни булган көннәрен һәм оныкларыгызның үскәнен күреп сөенергә язсын үзегезгә.

    Өегезгә нур өстәп шатлыклы зур бәхет килгән, сөенечегез белән котлыйбыз!
    Ата-ана бердәм булса бала күркәм туа, күркәм үсә. Нәсел агачын дәвам итүче улыгыз нык бәдәнле, зирәк акыллы, үзегез кебек тәмле сүзле булсын!
    Улы барның үзе бар, кызы барның эзе бар, эзле булырга да язсын үзегезгә!

    Хөрмәтле … ханым!
    Сине бөек исем, зур бәхет иясе — Ана булуың белән тәбриклибез. Әни булудан да олы бәхет, куаныч, шатлык, горурлык юктыр дөньяда.

    Нәниеңнең якты дөньяга килүе изге көнгә, изге вакытка, изге минутка туры килеп, аның дөньяда да, ахирәттә дә бәхетле вә сәгадәтле булуын телибез.

    Кадерле нәниеңә күкрәк сөтең белән Аллаһы тәгалә холык, тәүфыйк, акыл һәм сихәт бирсен. Үзеңә тагын матур-сәламәт бәбиләр табып, аларның чыркылдашып көлүләреннән, уйнауларыннан, «Әни» дип кочуларыннан ямь, тәм, шатлык табып яшәргә насыйп итсен.

    Якыныгызның, танышыгызның телефонына Путин үзе шалтыратып котлавын телисезме? Яисә башка кызыклы яки матур котлау сүзләре заказать итәсегез килсә түбәндәге виджет сезнең өчен. Ниләр сөйләячәген алдан тыңлап карый аласыз.

    Елмаю ул — кешенең җанындагы, тәнендәге бөтен күзәнәкләрен уятучы сихри көч. Елмаюга сусаган күзләр, бу көч тәэсирендә кая карарга белмичә камашалар. Чынлап та, бу төссез тормышта елмаю, дөньяны төрле төсләргә күмә алырга сәләле. Ә сабыең — үз сабыең елмаюы, эчкерсез, саф, гади, якын, яктылык, җылылык бөркетә торганы,  уеңдагы барлык борчу-хәсрәтләрне оныттыра, сөйдерә, яраттыра торганы…..

    Кадерле, … ! Котлыйм! Сезнең гаиләдә бүген үзегезнең елмаючан  кояшыгыз барлыкка килде. Сез чиксез бәхетле, сезнең шушы бәхетегезгә карап без дә куанабыз.  Сабыйның бу дөньяга бәхетле булыр өчен, кешеләргә үрнәк булырдай, акыллы-тәүфыйклы, чын кеше булыр өчен туганлыгына ышанабыз.  Аның сәламәт, акыллы, максатчан, рәхимле, иманлы бала булып үсүен телибез.

    Ата-ана өчен баланың кадере хакында әйтеп тору урынсыз дип уйлыйм. Чөнки бу хисләрне кеше сүзләре белән генә әйтеп булмый. Ул хис — нәкъ шул елмаюдан башланган һәм гомерлеккә үзенә чорнап алган акыл белән генә аңлатып булмаслык хис. Сезгә шул хисне бөтен барлыгыгыз белән кичереп шул туган нарасыегыз өчен җаваплылыкны истән чыгармыйча, берни белән дә алмаштырып булмаслык ата-ана назын кызганмыйча гел куанышып яшәргә дигән теләктә калабыз!

    Кадерлеләрем, бүгеннән сез Җир йөзендәге иң бөек исем –әти белән әни исеменә лаек булдыгыз.Моны сезгә нәни мәхәббәт җимешегез бүләк итте. Сезне сабыегыз тууы белән чын күңелдән тәбрик итәбез.Нәниегез тормышыгызның иң нәфис ,иң кадерле чәчкәсе булып ,тормышыгызга ямь,мәхәббәтегезгә — көч,сафлык өстәп,сау-сәламәт,зирәк акыллы булып үссен! Сезгә сабыегызны тәрбияләүдә түземлелек ,чын әти-әниләр акылы телибез.  Үзегезгә һәм сабыегызга тыныч,аяз күк йөзе гомерлек юлдаш булсын!

    Хөрмәтле…..!
    Өегезгә нур өстәп, шатлыклы зур бәхет алып килгән сөенечегез белән котлыйбыз!
    Ата-ана бердәм булса, бала күркәм туа, күркәм үсә. Нәсел агачын дәвам итүче улыгыз нык билле, дәү, таза, аталы-аналы, үзегез кебек тәмле сүзле, шат йөзле, үткен күзле, бәхетле, «менә терәк нишләтә, әтисенең малае!”-диярлек акыллы, нәзакәтле үссен. Улыгыз шук та булсын, ут та булсын.

    Үзегезнең җаныгызга тынычлык, тәнегезгә сихәтлек телибез. Улы барның үзе бар, кызы барның эзе бар. Мул ризыклары белән тагын бер чибәр кыз да алып кайтырга насыйп итсен Аллаһы Тәгалә үзегезгә.

    Кадерле….!
    «Ак кәгазь, кызыл бизәк, кызыгам бизәгенә, хатын һаман бер кыз тапмый, тиядер үзәгемә”,- дип йөри идегез, теләгегез кабул булган. Колактан шатлыкка чумгансыз.

    Ювелир эшенә дә мачтыр икәнсез. Ниһаять, энҗе бөртегедәй кыз алып кайтуыгыз белән котлыйбыз! Җимешсез агач – утын, яңгырсыз болыт – төтен дигәндәй, җан җимешегез шәфкатьле, тәүфиклы, сылу вә ягымлы, мәхәббәтле вә бәхетле үссен. Нишләтәсең, бәйләм итеп өзәр өчен үстерелә чәчәкләр. Йөзек кашыдай кызыгыз бер вакыт үсеп җитәр, мин яшь дип тормас, бик тиз кияүгә китәр. Бирсен ходай. Икегез дә пар килгәнсез, тагын бәбиләр алып кайтыгыз, һәрвакыт бер-берегезнең җан сулышын тоеп яшәргә язсын.

    Бәхетле, тәүфыйклы итеп
    Үстерегез нәнине.
    Тәүфыйк булса, бәхет була,
    Онытмагыз шул сүзне.
    Итагатьле, нәзәкатьле,
    Сәламәт булып үссен!
    Йортыгызга шушы сабый
    Чиксез бәхет китерсең.

    Хөрмәтле ….. !
    Сине бөек исем, зур бәхет, Ана булуың белән тәбриклибез. Әни булудан да олы бәхет, куаныч, шатлык, горурлык юктыр дөньяда. Нәнинең якты дөньга килүе изге көнгә, изге вакытка, изге минутка туры килеп, аның дөньяда да, ахирәттә дә бәхетле вә сәгадәтле булуын телибез. Кадерле нәниеңә күкрәк сөтең белән Аллаһы Тәгалә холык, тәүфикъ, ягымлылык, тапкырлык бирсен.

    Үзеңә тагын матур — матур бәбиләр табып, аларның чыркылдашып көлүләреннән, уйларыннан, «Әни» дип кочуларыннан ямь, тәм, шатлык табырга насыйп ит.

    Җимешсез агач — утын, яңгырсыз болыт — төтен дигәндәй, җан җимешегез шәфкатьле, тәүфиклы, сылу вә ягымлы, мәхәббәтле вә бәхетле үссен.

    Нишләтәсең, бәйләм итеп өзәр өчен үстерелә чәчәкләр. Йөзек кашыдай кызыгыз бер вакыт үсеп җитәр, мин яшь диеп тормас, бик тиз китә. Бирсен Ходай.

    Икегез дә пар килгәнсез, тагын бәбиләр алып кайтыгыз, һәрвакыт бер -берегезнең җан сулышын тоеп яшәргә булсын.

    Бала туу хөрмәтенә дога кылу

    Йә, Раббым! Ошбу балага хәерле гомер, хәерле сәламәтлек, хәерле гыйлем, хәерле һөнәр, хәерле кәсеп биреп, динебезгә, илебезгә, милләтебезгә файдалы, әти-әнисенә миһербанлы, шәфкатьле бала булып үсеп җитүен насыйп ит.

    Ошбу баланы Ислам динен күәтләүче һәм Пәйгамбәребезнең өммәте кыл.

    Әти-әнисенә бу баланы шатлык-сөенеч, тигезлек белән үстереп, шатлык-сөенечләрен генә күрергә насыйп кыл.

    Үсеп җиткәч, хәерле бәндәләреңне насыйп итеп, матур гаилә коруларын да насыйп кыл. Әмин.

    ihlastan.ru

    Дневник невесты, или Как организовать казахскую свадьбу за 3 месяца. Пост №2 – Подготовка к Қыз ұзату. Как провести казахскую свадьбу?

    Я – девушка западная, а именно из Мангистауской области. В нашем регионе полагается проводить свадьбы по всем правилам казахского национального этикета. Сразу же было решено, что мои родители будут делать Қыз ұзату – проводы девушки.

    Многие мои алматинские и астанинские друзья по-современному проводят одну общую свадьбу. Я сама не раз была гостьей на таких совместных свадьбах для родных и друзей жениха и невесты. Про себя я всегда знала, что у меня будет свадьба по-казахски.

    По казахским традициям женитьба осуществляется только после сватовства – құда түсу. Родные и близкие жениха, возглавляемые уважаемым представителем рода, приезжают в дом отца невесты с подарками. Получив согласие отца невесты, стороны обсуждают калым – қалың мал – и приданое девушки – қыз жасауы. Во время құда түсу подается құйрық бауыр (курдюк с печенью), символизирующий взаимный обет сватьев.

    После совершения обряда құда түсу родные жениха приезжают в дом невесты, чтобы надеть на нее золотые сережки – сырға салу. Совершение этого обряда означало, что девушка засватана, и никто другой уже не может претендовать на ее руку и сердце.  Оставляя золотые серьги в ушах девушки, родные жениха имели право вернуться в дом девушки со словами: "Осы елде біздің алтынымыз бар еді, соған келдік", что в переводе означает: "В этом ауле есть наше золото, мы приехали за ним".

    Я всегда хотела, чтобы у меня была традиционная казахская свадьба, с құда түсу, сырға салу и қыз ұзату. Мои ажешка и аташка воспитали во мне народный дух. Я очень уважаю наши традиции, обычаи и обряды. Как поется в песне:

    Шілдехана, бесік той, тұсау кесер, сүндет той. Ай шіркін-ай!

    Құда түсу, сырға салу, беташарым-ай!

    Алтыбақан аясында сұлу бойжеткен.

    Қыз, бозбала кең даланы әніменен тербеткен.

    Казахские свадебные традиции очень хорошо показаны в кинофильме "Қыз Жібек". Очень рекомендую посмотреть всем парам, кто хочет провести традиционную казахскую свадьбу. В детстве у меня была очень красивая книга «Қыз Жібек». Я читала народный эпос, рассматривала красочные иллюстрации и представляла, что я главная героиня красивейшей истории любви.

    Часто городские проводы невесты проводят в какой-то тематике, на современный лад. Мне же хотелось, чтобы на моем Қыз ұзату мы именно показали исконные казахские традиции и обычаи, связанные с проводами невесты: қыз көру, құда түсу, қыз танысу, сыңсу и др. Мне хотелось, чтобы все было оформлено в народной тематике, начиная от пригласительных и заканчивая нарядом невесты.

    Поэтому после выбора свадебного платья я приехала в Актау, чтобы заказать традиционное казахское платье на Кыз узату. Я знала, что актауский Дом моды «Нұр Шах» Нуржамал Нурпейсовой знаменит своими казахскими национальными платьями. Невесты из Атырау, Актобе, Уральска и других городов приезжают в Актау специально, чтобы сшить традиционное казахское платье на свадьбу или Қыз ұзату. Есть национальные ателье в Алматы, можно заказать эксклюзивные платья от казахстанских дизайнеров. Все зависит от вашего бюджета.

    Мне повезло, что одни из самых красивых национальных казахских платьев шьют именно в моем родном крае. Поэтому в начале июля я поехала в Актау, чтобы заказать платье и помочь родителям с подготовкой к Қыз ұзату. Мама договорилась заранее с администратором Дома моды "Нұр Шах", и в назначенное время мы были уже там.

    Салон находится по адресу: 17 микрорайон, ЖК "Дукат". Контактные телефоны: 8 7292 31 61 61, 8 7292 42 30 62. Email: [email protected] Есть у них свой вебсайт www.nur-shah.kz, а также страничка в контакте: VK.com/nurshah. Надеюсь, что в скором времени у Дома моды появятся филиалы в Астане и Алматы.

    В Мангистауской области девушки на свои проводы – Қыз ұзату – обычно надевают платье розового или красного цвета. Это традиционный цвет платья казахской невесты, молодой девушки. Сейчас платье на Қыз ұзату может быть современного кроя или традиционного казахского с камзолом и национальными украшениями. Все зависит от традиций семьи невесты и ее личных предпочтений. Платье на Қыз ұзату может быть кремового, персикового, сиреневого, голубого и даже зеленого цвета.

    Свой выбор платья на Қыз ұзату я начала с просмотра многочисленных каталогов готовых моделей от "Нұр Шах". Платье из гипюра с вышитым камзолом, платье из бархата или велюра, полностью расшитое национальными орнаментами. Были и платья, сшитые по-современному, но с национальными казахскими элементами. Самыми популярными цветами были красный, бордовый, темно-синий и изумрудно-зеленый.

    В Доме моды есть много готовых платьев и камзолов, которые можно померить и представить себя в образе казахской невесты. Сначала я померила несколько камзолов: из серебряной парчи с баской и вышитым орнаментом зеленого цвета, из зеленого велюра на замке с крупным воротом:

    вышитый пиджак алого цвета с рукавом 3/4:

    Затем я выбрала несколько платьев, чтобы понять, какая модель мне нравится. Белое струящееся платье и камзол из велюра алого цвета, расшитый золотым орнаментом:

    Зеленое платье с многоуровневым подолом и камзолом из серебряной парчи, расшитым зелеными камнями и орнаментом. Второй фасон платья мне понравился больше, именно таким я представляла себе платье казахской девушки.

    По традиции девушки на свадьбу – Үйлену той – надевают сәукеле. Сәукеле – это головной убор невесты, который надевается, когда она приезжает в дом жениха. Молодая невеста в сәукеле невольно должна была наклонить голову, входя в юрту своей новой семьи. Тем самым она давала поклон своему новому дому.

    В старину молодые девушки сами готовили свои свадебные наряды, вышивали свадебные камзолы и украшали драгоценными камнями и перьями свои сәукеле. Сейчас, конечно, все стало гораздо проще. Можно купить готовое платье в магазине, заказать в ателье или взять напрокат на один вечер.

    Как бы то ни было, я уверена, что каждая невеста красива и особенна. Главное, быть собой и следовать своему сердцу в выборе наряда.

    Мен қазақ қыздарына қайран қалам.

    Жанары жаны жаздай жайраңдаған.

    Қыз өссе, елдің көркі деген сөзді

    Қапысыз қалай айтқан қайран бабам.

    Я особенно люблю казахские песни, многие из которых знаю наизусть с детства, благодаря старым песенникам моей ажешки. Будучи ребенком, многие слова я просто заучивала наизусть, но не знала их смысла. Сейчас я слушаю и понимаю, сколько мудрости в наших песнях. Что-то я увлеклась народным фольклором. Пора уже заканчивать свой пост.

    Итак, до свадьбы осталось девять недель. На сегодня мы с родителями составили примерный сценарий Қыз ұзату, договорились с фотографом и видео-оператором, почти договорились с местными казахо- и русскоговорящим ведущими. Мы с мамой заказали традиционное казахское платье на Қыз ұзату. Сестренка – начинающий дизайнер – заканчивает макеты пригласительных на Қыз ұзату и Свадьбу. О пригласительных и другой печатной продукции к свадьбе я расскажу в своей следующей записи Дневника невесты.

    yvision.kz

    кояш кызы. Аны миңа күкләр җибәргән!"

    Танылган алып баручы, Башкортстанның атказанган артисты Земфира Байбулдинаны яңа гына "Йөрәк сүзе" конкурсында зур җиңүе белән котладык. Бәйгенең икенче турында Земфира үзенең тормышына бәйле шигырь укыган иде.
    - Бу шигырьне минем кебек балалар тәрбияләгән әниләргә көч-куәт бирү өчен махсус заказ белән Әнүзә Нигъмәтуллина-Гыйззәтуллинадан сорап яздырдым, - ди Земфира. - Без бирешмибез!
    Балага булган зур мәхәббәт турындагы шигырьне бар әниләргә дә, шулай ук, әтиләргә дә җиткерәсе килә. Земфираның кызы ышанычлы кулларда. Ул - бәхетле!

    Таң яктысы... Күзләремне ачам.Серле тынлык тирә-ягымда.
    Иң бәхетле иртәм бүген минем -
    Әни булдым әле тагын да...

    Әни булдым янә. Кызым туды!
    Котлый мине, гүя, бар галәм!
    Әйтерсең дә хәзер бар Җир шары
    Кызым тирәсендә әйләнә...

    Кызым диеп, алсу таңым атты.
    Кызым диеп кояш чыгадыр.
    Аның өчен янды бар йолдызлар,
    Бәйрәм итте барлык җиһаным.

    Сызлануларымны онытып,
    Татлы уйларыма чумамын...
    Кайчан гына алып килерләр дә,
    Сабыемны назга чорнармын...

    Дежур табибларга эндәшәмен
    (Озак кебек булды түзәргә):
    "Ачыккандыр инде колынчагым,
    Мөмкинме әле аны күрергә?"

    Әй, ашкына йөрәк. Менә хәзер
    Кулларыма аны алырмын...
    Әни сөтен тәүгә тәмләтергә
    Күкрәгемә ипләп салырмын.

    Карашлары белән иркәләнеп,
    Мыш-мыш килеп имәр сабыем.
    Әй, сихри мәл... Аны аңлатырга
    Нинди генә сүзләр табармын.

    Тукта, әнә, ишек ачылды...
    Сабыемны алып киләләр!
    Әй юк, күренми ул... Өлкән табиб,
    Шәфкать туташлары керәләр...

    Сәер тынлык. Шул тынлыкны бозып,
    Эндәшәмен өлкән табибка:
    "Балам ачыккандыр, мөмкинме
    Биш минутка аны яныма?"

    Янә тынлык... Аннан авыр сулыш...
    Өлкән табиб күзгә карамый,
    Сүзен башлый: "Ханым, беләсезме,
    Аны күрергә әле ярамый...

    Төрле хәлләр була бу тормышта.
    Тик Сез моңа тыныч карагыз...
    Яман диагноз әле ачыкланды -
    Кояш кызы - сезнең балагыз..."

    "Яман диагноз әле ачыкланды -
    Кояш кызы - сезнең балагыз..."
    Мең ярчыкка йөрәк теленде...
    Бер минутка телсез каламын...

    Ничек инде?.. Ышанмыйм һич тә,
    Ачыныплар сөрән саламын:
    "Ышанмыйм мин, бу өнемдә түгел!
    Китерегез миңа баламны!!!"

    Табибларны этеп, караваттан
    Төшмәк булдым үзем, бичара...
    "Ханым, баш тартыгыз, бәлки, сабыйдан?
    Диагноз яман... башка юк чара".

    Үксеп елап, кире егылдым...
    Ишетмимен башка беркемне.
    Әй, Ходаем, нишләп безнең белән?
    Ни гаебем өчен бирелде?!

    Шомлык сөргән кара бүлмәне
    Шулчак кинәт якты нур басты.
    Карашларым күчә тәрәзгә -
    Әнә, офыкта яңа кояш калыкты...

    Ә бер нуры, тәрәз аша үтеп
    Туры миңа таба үрелде:
    "Әй, хатынкай, бу сабыең сиңа
    Күктән бүләк итеп бирелде.

    Кояш кызы бит ул... Табибларның,
    Кешеләрнең сүзен тыңлама.
    Изгелек һәм сөю илчесе дип,
    Яратылды бит ул дөньяга.
    Тик көчле бул, зинһар, елама...

    Беләм, кыен булыр... Тик һәрвакыт
    Яратып бак аның күзенә.
    Һәм шул чакта гына төшенерсең
    Яшәү мәгънәсе серенә..."

    Ишеттегезме, кояш кызы - балам!
    Аны миңа күкләр җибәргән!
    Минем каным, минем җаным бит ул,
    Яннарымнан аны җибәрмәм!
    Мең газаплар булыр. Булсын әйдә!
    Аны кояш үзе җибәргән!..

    Шул рәвешле булды ул иртә...
    Еллар үтте инде ул хәлдән.
    Яшәвебез яме булып, әнә
    Кояш кызым йөри эргәмдә...

    Киң күкләрдә кояш бизәгәндә,
    Безнең өйнең яме - син, балам.
    Нәни йөрәгеңдә күпме нур бар,
    Наз бар, моң бар - уйлап, таң калам.

    Нинди генә авыр минутта да
    Сөю белән багам үзеңә.
    Тик кешеләр... Менә тик кешеләр...
    Текәлепләр карый йөзеңә.

    Берәүләре кызыксынып карый!
    Кайсы берсе карый кызганып!
    Килештереп, хәтта кайсылары
    Читкә китә, әллә, чирканып?!

    Балаларын якын җибәрмиләр.
    Йогып куяр әллә, дисеңме?!
    Син бит шул ук әни, минем кебек?!
    Шартлый язам! Йөрәк түз инде...

    Ул да шул ук бала... Һич ким түгел.
    Ник аерып аңа карарга...
    Аерым мохит, имеш, кирәк дигән
    Тозсыз уйлар килә кайлардан?

    Әй, кешеләр... Аңласагыз иде,
    Бер гаепсез бала күңелен.
    Саф күңелле кояш балалары
    Ялгыш кына җирдә түгелен.

    Алар килгән безнең арабызга
    Аңлатырга тормыш асылын.
    Иман, сөю һәм ышаныч булса
    Бәхет капкалары ачылыр...

    Пычранып та беткән күңелләрне
    Яктырталар алар, елмаеп.
    Елмай, балам, шаяр, уйна, көл,
    Күпме шаярсаң да тыймамын!

    Мин бит иңгә авыр чирне түгел,
    Кояшның үзен салып барамын.
    Елмай, кызым, кояш кызым минем!
    Яшәү ямен синдә табамын!

    Ишетегез, кояш кызы - балам!
    Аны миңа күкләр җибәргән!
    Минем каным, минем җаным бит ул,
    Яннарымнан аны җибәрмәм!
    Мең газаплар булыр. Булсын әйдә!
    Кояш аны үзе җибәргән...

    kiziltan.rbsmi.ru


    Смотрите также

    © 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
    Карта сайта, XML.
    Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов