Лунгин павел свадьба


Свадьба — MiningWiki — шахтёрская энциклопедия

«Свадьба» — художественный фильм.

  • Страна: Россия
  • Режиссер: Павел Лунгин
  • В ролях: Марат Башаров, Мария Миронова, Андрей Панин, Александр Семчев, Владимир Симонов, Мария Голубкина, Наталья Коляканова, Елена Новикова, Владимир Кашпур, Павел Поймалов
  • Год выпуска: 2000

Таня возвращается из Москвы в родной город Липки. Все вокруг ей знакомо с детства: дома и их жители, подруги и простой парень, шахтер Миша Крапивин, любящий ее еще со школы. На танцах, хлебнув водки для храбрости, Таня пообещала Мише подбросить монетку и, если выпадет орел, она выйдет за него замуж…
А тут на шахте впервые за несколько месяцев выдали зарплату. Но деньги, которые были нужны на свадьбу, разлетелись в миг, причём не без помощи закадычного дружка-пьяницы Гаркуши, который, пытаясь компенсировать уже растраченное, впутал жениха в криминальное дело, так что на свадьбе за ним вынужден неотступно следовать майор милиции Борзов. И вдобавок из Москвы приехал Танин спонсор Бородин, уговаривая ее вернуться к нему. Но раз начали гулять, да ещё летом, то ведь нескоро остановятся! И, в конечном счёте, всё обязано каким-то образом счастливо разрешиться.

Мнение критика[править]

Некоторые сцены в первоначальном сценарии, написанном Александром Галиным, отличались от того, что было снято Лунгиным. А дело все в том, что Лунгин для работы над фильмом специально привлек довольно большое количество непрофессиональных актеров — обычных жителей тех самых Липок, — которые, как признался сам Лунгин, настолько повлияли на ход съемок, что Лунгину пришлось даже несколько изменить сценарий. Причем эти обычные жители захиревшего шахтерского городка играли настолько ярко, что не всегда можно было различить, где профессиональные актеры, а где просто статисты, что, вероятно, и побудило жюри Каннского фестиваля дать фильму приз «За лучший актерский ансамбль».

Ансамбль там действительно отличный, хотя актеры выглядят достаточно по-разному. Главные герои — Марат Башаров и Мария Миронова — мне, если честно, не сильно понравились и ничем таким особенным не запомнились. Но в фильме есть несколько актеров второго плана (впрочем, «второго плана» они по сюжету, а по сложности ролей и по частоте появления на экране они вполне могут претендовать на «первый план»), которые сыграли просто блестяще.

Пожалуй, самый запоминающийся — это Гаркуша в исполнении Андрея Панина. Гаркуша, как вы помните, главный алкаш и главный бузотер. По сюжету ему отведена довольно важная роль: он выступает невольным виновником больших неприятностей, которые случаются с женихом, но он же делает все, чтобы жених этих неприятностей избежал. Панин играет просто отлично, и его Гаркуша — одна из самых интересных ролей в фильме.

Вторая по значимости и яркости роль — это милиционер Борзов, которого играет Александр Семчев (помните толстяка, рекламирующего пиво в телерекламе?). Семчев доказал, что его актерские возможности вовсе не исчерпываются рекламными роликами. В «Свадьбе» у него роль крайне сложная: милиционер Борзов — настоящий негодяй, облеченный властью, который ради своей паршивой карьеры готов пойти на должностное преступление и загубить жизнь Мише, «скроив» против него уголовное дело, за которое Миша спокойно может сесть лет на пять. Причем Семчев настолько точно рисует типаж этого мерзавца, что перед глазами сразу встают очень похожие персонажи, которых я неоднократно наблюдал в реальной жизни: милиционер в маленьком городке, знающий по имени почти каждого жителя, бывающий на всех семейных праздниках, который пьет с этими людьми водку, поет песни, танцует с ними, но за грош может продать любого, если это поможет его продвижению по службе.

Некоторые критики упрекали Лунгина за то, что Борзов в конце фильма, вроде как, исправился. Невнимательно смотрели кино, товарищи критики, Борзов вовсе не исправился. Он как был — сволочь, облеченная властью, так и остался. Просто его довели до истерики, вот он и сорвался: не смог довести свое негодяйство до конца. К тому же — свадьба, песни, водка, да и начальник напился… Вот Борзов временно и получшел. Но вы не волнуйтесь! Эти людишки вот так вот враз свои беспринципия на принципы не меняют. Он проспится — и все пройдет.

И третья роль, которая очень запоминается, — это знатный шахтер, отец Миши. Роль эпизодическая, но каждое появление Сальникова — это просто блеск. Очень интересный характер: с одной стороны — довольно мягкий (Мишу он называет «сыночек», что не очень-то типично для суровой среды шахтеров), но с другой — папа настолько переживает за сына и настолько болеет за то, чтобы свадьба прошла нормально и все было «как у людей», что на пути у папы лучше не вставать — затопчет.

Еще отлично играет «тетя из Харькова», которая выделывает нечто невообразимое в сценах с Гаркушей… впрочем, хватит перечислять, ведь там столько интересных ролей, что о них можно говорить сутки.

Короче говоря, мне фильм понравился. В нем есть определенные недочеты, которые несколько смазывают впечатление, но мне не хочется о них говорить, потому что в общем и целом — фильм хороший. Актерский состав действительно великолепный, и приз в Канне картина получила совершенно заслуженно.

Лунгин снял правдивое и жизненное кино. Причем складывается такое впечатление, что правдивым оно получилось даже не благодаря, а вопреки сценарию, в котором, на мой взгляд, много чего навертели «не по делу». Но Лунгин сам говорил, что именно жители Липок в определенной степени повлияли на то, каким в конце концов получился фильм, а это значит, что сама жизнь внесла свои коррективы в картину.

Нужно ли посмотреть? Конечно, нужно. Это не шедевр, но очень добротное кино, в котором присутствует действительно отличный актерский ансамбль и есть несколько блестящих актерских работ. Вопреки мнению некоторых критиков, это вовсе не «клюква а-ля рюсс», снятая Лунгиным для Запада. Поэтому в России фильм будет смотреться ничуть не хуже, чем в Каннах. А уж если учесть то, что в России сейчас хорошие фильмы появляются чуть ли не раз в год (новых «мэтров» почти нет, а старые на порядок чаще разочаровывают, чем радуют), — «Свадьба» Лунгина должна стать настоящим событием.[1]

Мнение обывателя[править]

Общероссийский бардак, пьянки, мордобои, разбой, нищие… Когда смотришь фильм, тебя не покидает вопрос: неужели это наш народ, неужели это мы с вами? Да, сомнений нет. Но… герой Марата Башарова один из нас, который поступает бесшабашно, ибо любит. И его друг, непутевый пьянчуга Гаркуша с чистым сердцем занимается разбоем, кражей оружия, насилует тетю и что? Ему за это дали срок? Или он возбуждает в нас ненависть? Нет, мы восхищаемся всеми героями и героинями, даже продажным ментом, и новым русским, и гулящим батюшкой — потому что это наш, исконно наш народ, со всеми пятнами, но в душе чистые. Спасибо Лунгину, что смог снять такой фильм. Еще раз продемонстрировал западу загадочную русскую душу.

miningwiki.ru

Павел Лунгин / Свадьба. Х/ф / Russia.tv

Биография

Режиссер, сценарист, продюсер, народный артист России Павел Лунгин родился в семье кинодраматурга Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной, автора русского перевода книги "Малыш и Карлсон" Астрид Линдгрен.

У Павла есть младший брат Евгений. Семья жила в квартире на Старом Арбате, в доме, который построил дед режиссера еще в 1926 году.

Павел с теплотой вспоминает о своем детстве. У них в доме всегда было много гостей – интересных творческих людей: часто они гостили по неделе и больше. Лунгины-старшие жили легко и весело, хотя особого достатка в семье поначалу не было. Воспитанием детей занималась няня.

После школы Павел поступил на филологический факультет МГУ, в 1971 году окончил его и некоторое время работал социологом. Затем перешел в отдел науки "Литературной газеты", но работа показалась ему скучной. Тогда Лунгин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а в 1980 году стал дипломированным режиссером.

Сценарист

В 1976 году дебютировал как автор сценария к фильму "Все дело в брате" (режиссер Валентин Горлов). До 1989 года Лунгин работал сценаристом на ведущих студиях страны. За эти годы по его работам поставлено в общей сложности 10 фильмов, в том числе приключенческие картины "Конец императора тайги" (1978, режиссер Владимир Саруханов) и "Непобедимый" (1983, режиссер Юрий Борецкий) с Андреем Ростоцким в главной роли. Картины имели широкий зрительский успех, стали лидерами проката.

В 2008 году в издательстве "Сеанс/Амфора" (СПб) вышла книга - сборник сценариев Павла Лунгина, в который вошли сценарии, написанные им или при его участии с 1983 по 2007 год, как для собственных фильмов ("Такси-блюз", "Луна-парк", "Свадьба", "Олигарх"), так и для фильмов других режиссеров ("Непобедимый", "Попутчик").

Режиссер

В 1990 году Лунгин дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм "Такси-блюз" с Петром Мамоновым в главной роли. Картина получила приз за режиссуру на Каннском кинофестивале. Фильм принес автору известность в России и на Западе.

В 1990-е годы Павел Лунгин переехал в Париж (Франция). В этот период у него выходит несколько документальных картин: "ГУЛАГ - секрет счастья" (1991), "Подпольный пионер" (1993), "Ницца: маленькая Россия" (1993), "Эскимосы: ненужный народ" (1994), "Владимир Маяковский" (1998) - все они были показаны по французским и немецким телеканалам, а также художественные фильмы "Луна-парк" (1992) и "Линия жизни" (1996), который получил Гран-при кинофестиваля Mystfest (Турин, Италия).

В 2000 году вышел в свет фильм "Свадьба" с Марией Мироновой и Маратом Башаровым в главных ролях. Лента была удостоена специального приза жюри на Международном кинофестивале в Каннах "За лучший актерский ансамбль".

Интерес зрителей и критики вызвали такие ленты Лунгина, как "Олигарх" (один из лидеров проката 2001 года) и "Бедные родственники" (главный приз фестиваля "Кинотавр-2005").

"Остров"

В 2006 году большой резонанс вызвал фильм Павла Лунгина "Остров" . Главную роль сыграл Петр Мамонов. Лента стала официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля "Кинотавр 2006".

Режиссер говорит, что картина "Остров" - "это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно - быть человеком. И как необходимо им быть". Лунгин также отмечал, что "Остров" в чем-то продолжает "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Цареубийцу" Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

"Остров" снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма -  "это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин".

"Царь"

В ноябре 2009 года вышел в прокат фильм "Царь" об Иване Грозном, где главную роль снова исполнил Петр Мамонов. Лунгин говорит, что Мамонов - какое-то особое явление в этой жизни.  "Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым".

Стоит отметить, что фильм стал последней работой актера Олега Янковского (он сыграл митрополита Филиппа).

Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма - духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа - единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.

В интервью "Российской газете" Павел Лунгин предупреждает, что его "Царь" - "это не кинцо, над ним надо думать". По словам режиссера, его картина - "о том, что власть в России пытается быть Богом". "А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему", - сказал он "Ведомостям".

Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой "не решены проблемы власти - ни сверху, ни снизу". А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный - "своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью".

"…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он в интервью изданию "Ваш досуг". - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы "опечатала" собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла".

В марте 2012 года вышла в прокат новая картина Павла Лунгина "Дирижер". Фильм рассказывает о том, как рядовые гастроли приводят музыкантов и руководителя оркестра к неожиданным откровениям. Накануне отъезда деспотичный и жесткий дирижер узнает о гибели сына, с которым давно не виделся и чей образ жизни так и не сумел принять. Эта новость не заставляет дрогнуть ни один мускул на его каменном лице. Однако следующие три дня в Иерусалиме, где оркестр исполняет ораторию "Страсти по Матфею", заставляют его и других героев скинуть маски, переосмыслить свою жизнь и найти путь к Богу.

Главная роль в фильме отведена музыке. Отправной его точкой стала оратория "Страсти по Матфею", написанная митрополитом Илларионом, на основе которой и была создана картина.

"Дирижер" был отмечен премией за лучшую мужскую роль на фестивале в Шанхае (Китай).

"Родина"

В марте 2015 года телезрители увидели сериал "Родина", снятый Павлом Лунгиным в жанре психологического триллера. Сериал создан на основе оригинального израильского формата "Военнопленные" (Hatufim), который вышел в эфир в марте 2010 года на израильском канале "Channel 2" и стал самой высокорейтинговой драмой в стране. В 2011 году компанией "Fox 21" была снята американская версия формата под названием "Homeland". Сериал получил множество профессиональных наград, включая "Эмми" и "Золотой глобус".

Российская версия рассказывает о трагедии офицера Алексея Брагина, освобожденного из многолетнего заточения в лагере террористов. Офицер что-то скрывает: возможно, он был завербован противником. Роль Брагина блестяще сыграл Владимир Машков. "На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю" - сказал Машков в сюжете программы "Вести", посвященном выходу сериала.

Кстати "Родина" - это первый телесериал, снятый Павлом Лунгиным. "Если хочешь снимать роман, показывать душу людей, их противоречия, их сложности и борения, надо идти на телевидение. Потому что в современном фильме, ставшем аттракционом, уже нет места глубокой психологии", - считает Лунгин.

"Выдающийся режиссер, сильная и глубокая история, очень близкая и понятная нашему зрителю, натурные съемки, когда горы снимаются в горах, а восточный город - в Израиле, известные и всенародно любимые актеры - все это делает сериал масштабным событием. "Родина"  - один из самых ярких сериалов нашего времени", - уверен генеральный продюсер проекта Тимур Вайнштейн.

"Дама пик"

В 2016 году Павел Лунгин представил фильм "Дама пик", основанный на повести Александра Пушкина "Пиковая дама" и одноименной опере Чайковского. Правда, сюжет фильма перенесен в современное время. Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить "Пиковую даму" Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми.

О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и "Пиковая дама" для него - шанс достичь желаемого. По словам режиссера, "это история в истории, попытка нового прочтения повести Пушкина и оперы Чайковского. Главный герой - молодой певец, который хочет петь партию Германна и который готов, как Германн, на все. А вообще – огромная современная реальная жизнь и страсти".

Роль тенора исполнил актер Иван Янковский, оперную диву - Ксения Раппопорт.

В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова.

Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением Софии Майер. В качестве реквизита было выпущено более 200 пластинок и дисков Софии Майер, напечатано свыше 100 плакатов и постеров с ее изображением, также были сделаны специальные афиши и программы с именем вымышленной певицы. В итоге, бюджет  картины составил внушительную сумму - 11 миллионов долларов.

Продюсер

В 2004 году Павел Лунгин создал в России собственную продюсерскую кинокомпанию - "Студию Павла Лунгина", которая успешно занимается производством полнометражных художественных, телевизионных и документальных фильмов.

Общественная деятельность

С декабря 2009 года Павел Лунгин - президент Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало", который ежегодно проходит в Ивановской области.

В 2011 году Павел Лунгин и французская актриса Кароль Буке возглавили российско-французскую академию кино.

Лунгин - почетный член Российской академии художеств.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

С 2016 года - член Совета политической Партии Роста.

Личная жизнь

Павел Лунгин был женат дважды. С первой супругой он познакомился в институте. В 1971 году у них родился сын Александр. Он пошел по стопам отца: сначала работал сценаристом, затем начал снимать и продюсировать фильмы.

Со второй супругой, Еленой, Лунгин познакомился, когда ему было 26 лет. Елене в то время было всего 17. Вскоре у них родился сын Иван.

Елена говорит, что во Франции им поначалу жилось сложно, но к этой стране она и сын привыкли быстрее, чем Павел. Когда Ваня в 12 лет пришел в школу, он не знал ни слова по-французски, одноклассники смотрели на него с недоумением. Когда Елена и Павел вернулись в Москву, Иван был уже взрослым, но он тоже решил переехать в Россию. Иван - художник, выставки его работ с успехом проходят и дома, и в Париже.

У Лунгиных есть квартира в Москве и дом с видом на море в Черногории.

Звания и награды

  • Народный артист России (2008)
  • Командор французского Ордена Искусств и литературы (2010)
  • Кавалер Орден Дружбы (2010)
  • Офицер Ордена Почетного легиона (Франция, 2012)
  • Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Специальный приз за режиссуру" за 1990 год
  • Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Специальный приз за лучший подбор актеров" за 2000 год
  • Лауреат премии "Человек года" Федерации еврейских общин России (2005)
  • Лауреат "Золотого орла" в номинации "Лучший режиссер" за фильм "Остров" (2007)
  • Лауреат НИКИ в номинации "Лучший режиссер" за фильм "Остров" (2007)
  • Лауреат национальной премии "Россиянин года" (2007)

По материалам сайтов: wikipedia.org, kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Режиссер

  • Дама пик (2016)
  • Родина (2014), сериал
  • Дирижер (2012)
  • Царь (2009)
  • Ветка сирени (2007)
  • Остров (2006)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005), сериал
  • Олигарх (2002)
  • Свадьба (2000)
  • Линия жизни (1996)
  • Луна-парк (1992)
  • Такси-блюз (1990)

Фильмография: Сценарист

  • Родина (2014), сериал
  • Дирижер (2012)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005)
  • Олигарх (2002)
  • Лиса Алиса (2001)
  • Свадьба (2000)
  • Линия жизни (1996)
  • Восточный роман (1992)
  • Луна-парк (1992)
  • Такси-блюз (1990)
  • Христиане (1987)
  • Попутчик (1986)
  • Непобедимый (1983)
  • Все наоборот (1981)
  • Конец императора тайги (1978)
  • Все дело в брате (1976)
  • Тайфун, фас (1976)

Фильмография: Продюсер

  • Конвой (2012)
  • Дирижер (2012)
  • Волки (2009)
  • Царь (2009)
  • Розыгрыш (2008)
  • Жестокость (2007)
  • Остров (2006)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005)

russia.tv

Свадьба

Маленький шахтерский городок Липки, что под Тулой. Девушка Таня (Мария Миронова), уезжавшая на несколько лет в Москву, чтобы, понятное дело, стать фотомоделью, возвращается в город своего детства. Ведь в городе детства все знакомо: дом, знакомый с детства, подруги, знакомые с детства, жители городка, знакомые с детства, а также мальчик Миша (Марат Башаров), любящий ее с детства. Собственно, Таня и вернулась в Липки, чтобы выйти за него замуж, несмотря на то, что Миша - простой шахтерский паренек из знаменитой, но бедной семьи, а Таня и в столице много чего повидала, да и по миру поездила, посмотрев на парижи и лондоны.>

Вернувшись в Липки, Таня на танцах хлебнула водки для храбрости, да и сказала Мише: "Вот брошу сейчас монетку, и если выпадет орел - завтра же вечером выйду за тебя замуж"... Миша аж онемел от счастья и тоже хлебнул водки, а Таня шваркнула монетку, подняла, а там - в чем никто не сомневался - орел. Значит Мише надо готовиться к свадьбе. А тут - вот радость-то! - в городок зарплату привезли, которую не платили уже месяцев пять, а это значит, что свадьбу можно сделать с полным на то размахом.

Родители Миши не одобряют решение сына. Ведь Таня на несколько лет ездила в Москву, а в Москве, как известно, порядочным девушкам делать нечего. Особенно в области фотомоделирования. Кто их, девушек, знает, чем они там в Москве занимались... Москва - она город нехороший и полный соблазнов.

Впрочем, перечить сыну родители не стали, потому что сын уже взрослый и сам может решить, чем там Таня занималась в Москве. Поэтому у родителей теперь одна задача: ЧТОБЫ УСЕ БЫЛО ПО-ЛЮДСКИ! Папа Миши (Сальников) - прославленный шахтер, уважаемый всем городом, - к делу подошел со всей серьезностью... Составил в столовке меню праздничного стола: сто котлет, азу по-татарски, соленья, варенья и печенья, затем быстренько смотался к шахтерской кассе и успел перехватить у Миши всю зарплату, чтобы было чем заплатить за стол.

Но у Миши свои проблемы. Зарплату папец всю отобрал, а ему ведь надо невесте подарок купить. Ну хотя бы - цветы! Впрочем, рядом с Мишей находится задушевный друг-приятель Гаркуша (Андрей Панин), который хотя и нагваздался по случаю получения зарплаты до синих крокодилов, но остатков сознания не потерял, поэтому еще в состоянии придумать различные варианты изобретения подарка как бы из ничего...

И тут грянула свадьба! Грянула так, как обычно играются настоящие русские свадьбы: со скандалами, песнями, выпивкой, застольем, пожеланиями, проклятиями, милицией, начальством, драками, выстрелами, погонями и всеми остальными радостями жизни, без которых свадьба - не свадьба. Все происходит так, как должно происходить...

На пути молодых встают непреодолимые препятствия. Миша за один день узнает о жизни столько, сколько не узнал за предыдущие пару десятков лет. Таня приоткрывает завесы своей предыдущей жизни, и выясняется что там вполне есть чего завешивать.

Местный милиционер Борзов (Александр Семчев) борзеет на глазах, потому что на свадьбе присутствует высокое начальство - господин Бородин, который может помочь Борзову из захолустных Липок перебраться в Москву, а там глядишь - Борзов, может быть, выбьется в гаишники, и его карьера станет безоблачной.

Разгульный Гаркуша всего за сутки успевает раз пять напиться, раза три протрезветь, совершить ограбление, затем изнасилование, а после всего этого - покушение на представителя власти, причем в первом случае жертва не особо-то сопротивлялась, а во втором даже и получила большое удовольствие.

Некоторые участники событий воруют из детского дома собственного ребенка, кое-кто достает пистолет, который, разумеется, в нужный момент обязательно стреляет, власти сначала находятся очень далеко от народа, но затем с народом сливаются в дружном пьяном объятии и даже поют песенку про Чебурашку, который "ой, мороз, мороз", а затем и вовсе даже пытаются стать до отвращения благородными, но у них, к счастью, не получается... Короче говоря, свадьба идет в свое удовольствие, причем даже не очень понятно, кончится она когда-нибудь вообще, или события так и будут круговертью носиться то туда, то сюда...

***

Очень интересно было читать критику на этот фильм. Все-таки, действительно большое событие - российский фильм, поставленный известным режиссером, который был показан в Канне и даже получил приз, что с нашими фильмами случается крайне редко. Вероятно, в связи с этим критики решили разгуляться кто во что горазд.

Кто кинулся в дикую патетику и стал исходить реками слюней и соплей на тему "загадочной русской души", которая, дескать, одна единственная во всем мире умеет в трудную минуту накваситься назло врагам, после чего все становится тип-топ и даже, может быть, удовлетворительно.

Другие - наоборот стали упрекать Лунгина в том, что он снял лубок якобы о русской жизни, который не имеет ничего общего с действительностью, и задавали при этом вопрос: что именно Лунгин может понимать в русской душе, когда он уже лет восемь живет в Париже и даже водку не пьет.

Третьи прямо заявили, что Лунгин снял откровенную "чернуху", и что в жизни так не бывает, а на русских свадьбах на самом деле народ аккуратно пьет шампанское, отставив мизинчик, и вовсе даже не дерется, а совсем наоборот - аккуратно танцует польку-бабочку пополам с "Яблочком".

Четвертые четко расставили все точки над "е", открыв жуткий секрет: Лунгин, безусловно, снял непатриотичную и политически вредную картину, причем снял специально для загнивающего Запада, который в лице своих масонских банкиров дал на эту мерзость бабульки.

Впрочем, я не буду дальше перечислять всю ту чушь, которую пишут об этом фильме, потому что вы и так наверняка прочитаете эти статьи. Поэтому сейчас мы поговорим о том, что на самом деле представляет собой этот фильм...

Что интересно, некоторые сцены в первоначальном сценарии, написанном Александром Галиным, отличались от того, что было снято Лунгиным. А дело все в том, что Лунгин для работы над фильмом специально привлек довольно большое количество непрофессиональных актеров - обычных жителей тех самых Липок, - которые, как признался сам Лунгин, настолько повлияли на ход съемок, что Лунгину пришлось даже несколько изменить сценарий. Причем эти обычные жители захиревшего шахтерского городка играли настолько ярко, что не всегда можно было различить, где профессиональные актеры, а где просто статисты, что, вероятно, и побудило жюри Каннского фестиваля дать фильму приз "За лучший актерский ансамбль".

Ансамбль там действительно отличный, хотя актеры выглядят достаточно по-разному. Главные герои - Марат Башаров и Мария Миронова - мне, если честно, не сильно понравились и ничем таким особенным не запомнились. Но в фильме есть несколько актеров второго плана (впрочем, "второго плана" они по сюжету, а по сложности ролей и по частоте появления на экране они вполне могут претендовать на "первый план"), которые сыграли просто блестяще.

Пожалуй, самый запоминающийся - это Гаркуша в исполнении Андрея Панина. Гаркуша, как вы помните, главный алкаш и главный бузотер. По сюжету ему отведена довольно важная роль: он выступает невольным виновником больших неприятностей, которые случаются с женихом, но он же делает все, чтобы жених этих неприятностей избежал. Панин играет просто отлично, и его Гаркуша - одна из самых интересных ролей в фильме.

Вторая по значимости и яркости роль - это милиционер Борзов, которого играет Александр Семчев (помните толстяка, рекламирующего пиво в телерекламе?). Семчев доказал, что его актерские возможности вовсе не исчерпываются рекламными роликами. В "Свадьбе" у него роль крайне сложная: милиционер Борзов - настоящий негодяй, облеченный властью, который ради своей паршивой карьеры готов пойти на должностное преступление и загубить жизнь Мише, "скроив" против него уголовное дело, за которое Миша спокойно может сесть лет на пять. Причем Семчев настолько точно рисует типаж этого мерзавца, что перед глазами сразу встают очень похожие персонажи, которых я неоднократно наблюдал в реальной жизни: милиционер в маленьком городке, знающий по имени почти каждого жителя, бывающий на всех семейных праздниках, который пьет с этими людьми водку, поет песни, танцует с ними, но за грош может продать любого, если это поможет его продвижению по службе.

Некоторые критики упрекали Лунгина за то, что Борзов в конце фильма, вроде как, исправился. Невнимательно смотрели кино, товарищи критики, - сурово скажем мы с котом Бубликом, потому что мы, в отличие от критиков, кино смотрели очень внимательно. Борзов вовсе не исправился. Он как был - сволочь, облеченная властью, так и остался. Просто его довели до истерики, вот он и сорвался: не смог довести свое негодяйство до конца. К тому же - свадьба, песни, водка, да и начальник напился... Вот Борзов временно и получшел. Но вы не волнуйтесь! Эти людишки вот так вот враз свои беспринципия на принципы не меняют. Он проспится - и все пройдет.

И третья роль, которая очень запоминается, - это знатный шахтер, отец Миши. Роль эпизодическая, но каждое появление Сальникова - это просто блеск. Очень интересный характер: с одной стороны - довольно мягкий (Мишу он называет "сыночек", что не очень-то типично для суровой среды шахтеров), но с другой - папа настолько переживает за сына и настолько болеет за то, чтобы свадьба прошла нормально и все было "как у людей", что на пути у папы лучше не вставать - затопчет.

Еще отлично играет "тетя из Харькова", которая выделывает нечто невообразимое в сценах с Гаркушей... впрочем, хватит перечислять, ведь там столько интересных ролей, что о них можно говорить сутки.

Короче говоря, мне фильм понравился. В нем есть определенные недочеты, которые несколько смазывают впечатление, но мне не хочется о них говорить, потому что в общем и целом - фильм хороший. Актерский состав действительно великолепный, и приз в Канне картина получила совершенно заслуженно.

Лунгин снял правдивое и жизненное кино. Причем складывается такое впечатление, что правдивым оно получилось даже не благодаря, а вопреки сценарию, в котором, на мой взгляд, много чего навертели "не по делу". Но Лунгин сам говорил, что именно жители Липок в определенной степени повлияли на то, каким в конце концов получился фильм, а это значит, что сама жизнь внесла свои коррективы в картину.

Нужно ли посмотреть? Конечно, нужно. Это не шедевр, но очень добротное кино, в котором присутствует действительно отличный актерский ансамбль и есть несколько блестящих актерских работ. Вопреки мнению некоторых критиков, это вовсе не "клюква а-ля рюсс", снятая Лунгиным для Запада. Поэтому в России фильм будет смотреться ничуть не хуже, чем в Каннах. А уж если учесть то, что в России сейчас хорошие фильмы появляются чуть ли не раз в год (новых "мэтров" почти нет, а старые на порядок чаще разочаровывают, чем радуют), - "Свадьба" Лунгина должна стать настоящим событием.

www.exler.ru

Свадьба (фильм, 1944) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Сва́дьба» — комедийный художественный фильм, поставленный в 1944 году режиссёром Исидором Анненским на Тбилисской киностудии (Грузинская ССР), но снимавшийся в Москве, в Лиховом переулке.

Фильм, созданный по одноимённому водевилю А. П. Чехова, рассказам «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», роману в 2-х частях «Брак по расчёту», сценке «Жених и папенька», является сатирой на нравы среднего класса дореволюционной России.

В 2007 году об истории создания картины был снят документальный телефильм «История одной „Свадьбы“»[1].

Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов (Эраст Гарин), ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала.

И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — генерал. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Свадьба расстроилась.

Благодаря замечательной режиссуре и великолепной игре блистательных актёров в несложном сюжете картины подчас начинают звучать поистине трагические нотки.

  • Алексей Грибов — Евдоким Захарович Жигалов, отец невесты
  • Фаина Раневская — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
  • Эраст Гарин — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених
  • Зоя Фёдорова — Дашенька, невеста
  • Николай Коновалов — Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов, капитан 2-го ранга в отставке
  • Михаил Яншин — Андрей Андреевич Нюнин, агент страхового общества
  • Сергей Мартинсон — Иван Михайлович Ять, телеграфист
  • Вера Марецкая — Анна Мартыновна Змеюкина, акушерка
  • Осип Абдулов — Харлампий Спиридонович Дымба, грек, кондитер
  • Николай Плотников — шафер
  • Сергей Блинников — Дмитрий Степанович Мозговой, матрос
  • Владимир Владиславский — доктор Кондрашкин
  • Лев Свердлин — шарманщик
  • Александр Костомолоцкий — дирижёр
  • Валентина Кузнецова — эпизод
  • Софья Левитина — гостья
  • Ирина Мурзаева — гостья
  • Михаил Пуговкин — гость
  • Елена Понсова — гостья
  • Антоний Ходурский — Осип Лукич Баб-ель-Мандебский
  • Александр Щагин — лакей
  • Александра Данилова — прачка, выглядывающая из окна (нет в титрах)
  • Иван Клюквин — Василий (нет в титрах)
  • Татьяна Пельтцер — жена доктора (нет в титрах)
  • Павел Шпрингфельд — гость (нет в титрах)

Съёмки картины проходили в Москве, в Лиховом переулке в доме 3, строение 2, в двухэтажном старинном желтоватом здании, находящемся в углублении (в настоящее время там располагаются офисные помещения) и принадлежавшем в те годы документалистам. Съёмки проходили по ночам на верхнем этаже (днём документалисты готовили выпуски «Хроники»). В уличных кадрах можно видеть приметы военной Москвы — заклеенные крест-накрест окна.

Картину было приказано выпустить на экраны к 40-летию смерти А. П. Чехова. По выражению Раневской: «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник».

ru.wikipedia.org

Русская «Догма». «Свадьба», режиссер Павел Лунгин

«Свадьба»

(La Noce)
Авторы сценария А.Галин, П.Лунгин
Режиссер П.Лунгин
Оператор А.Буров
Художник И.Амурский
Композитор В.Чекасин
Звукооператор Ален Кюрвелье
В ролях: М.Башаров, М.Миронова, А.Панин,
А.Семчев В.Симонов, М.Голубкина, Н.Коляканова, В.Кашпур, В.Сальников, М.Голуб и другие

CDP
Франция — Россия
2000

А. «Свадьба»? Фи! Астрахан для богатых. И за что таким фильмам дают призы на Каннском фестивале?

Б. Как это за что? «Свадьба» — отличное кино. Почти уникальный случай внятного перевода нынешних российских реалий на язык качественного европейского кинематографа. Радоваться надо, а не возмущаться! Во Франции по отношению к нынешней постсоветской культуре Лунгин играет ту же роль, которую в XIX веке играл Тургенев по отношению к культуре русской. Он выполняет функции полпреда, дипломатического представителя, что требует толерантности, склонности к поиску точек соприкосновения, к наведению мостов между диаметрально различными реальностями и абсолютно несхожими ментальностями. И подобное амплуа для Лунгина в высшей степени органично. Мотив упразднения перегородок — национальных, социальных, бытовых, эстетических — переходит у него из фильма в фильм. Его неизменно занимает коллизия парадоксального единства, возникающего в силу обстоятельств между абсолютно несхожими людьми. Брутальный таксист и богемный музыкант в «Такси-блюзе», фашиствующий качок и поэт-песенник еврейской национальности, оказывающийся отцом юного фашиста в «Луна-парке». В «Свадьбе» столичная фотомодель выходит замуж за нищего парня из провинциального шахтерского городка, и в дружном угаре свадебного веселья сливаются воедино бедные и богатые, старые и новые, русские и инородцы, верующие и атеисты, менты и правонарушители, интеллигенция и народ… Перед нами целая коллекция социальных предрассудков, раздирающих постсоветское общество и подвергающихся игровому снятию по мере развития сюжета. Все чудовищные перегородки, разделяющие людей, рушатся, и образ врага, ненавидимого «чужого» (кто бы он ни был), тает и испаряется прямо на глазах у изумленного зрителя. Для нас это непривычно. В европейском кино, озабоченном поисками согласия в условиях мультикультурной реальности, — более чем нормально. Вспомните хотя бы английский фильм «Славные люди», где дочь лорда выходит замуж за югославского беженца, а перевоспитавшиеся лондонские скинхеды читают книжки раненым детям из Косова. На этом фоне свадебная утопия Лунгина не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Готовность примирить всех и вся — нормальный, целенаправленный, сознательный жест человека европейской культуры, стремящегося противопоставить хоть что-то всевозрастающей российской ксенофобии. И у нас, где бешеным успехом пользуется балабановский «Брат-2», с его радостным пафосом национального шапкозакидательства, подобный европейский жест должен был бы, по идее, восприниматься вполне сочувственно. По крайней мере в кругах либеральных интеллектуалов, мнящих себя европейцами. Но это не так. От кино мы ждем не социальной терапии, а «всей правды» о нашей ужасной жизни и, не находя ее, готовы отнестись к фильму Лунгина со сдержанным скепсисом, переходящим в открытое негодование.

А. Возмущает не миротворческий пафос сам по себе, а некая фальшь, возникающая от несовпадения идеологии, квазидокументальной эстетики и материала. Лунгин пытается перенести на русскую почву модный ныне в Европе визуальный стиль датской «Догмы». «Свадьба» целиком снята дрожащей ручной камерой в реальных интерьерах, без спецэффектов, почти без закадровой музыки, с участием большого количества непрофессионалов… Но взгляните, что происходит с датской эстетикой под сенью родимых осин!

Помимо эффекта квазидокументальности (вполне достигнутого в «Свадьбе» Лунгиным и Буровым — оператором документальных фильмов Сокурова), визуальный стиль «Догмы» обслуживает (по крайней мере в картинах придумавшего его Ларса фон Триера) базовую философскую оппозицию подлинного и неподлинного, культурно детерминированного, закованного в броню привычных стереотипов и живой субъективности, выламывающейся из рамок слишком стабильной цивилизации. Понятие «подлинное» как объект изображения в картинах датчан неизменно связывается с психофизикой частного, конкретного человека. Подвижная камера ловит неконтролируемый жест, искоса брошенный взгляд, оттенки переживаний, в стремительном движении соотносит моментальные реакции персонажей на развитие ситуации и словно бы вылущивает из привычной стихии обыденного восприятия незамечаемые нами подробности индивидуальных психических процессов. Не случайно героини трех последних фильмов фон Триера — женщины, отличающиеся повышенной, открытой эмоциональностью, и это пульсирующее, трепещущее «я» на фоне социальных условностей и порождаемых ими неврозов, собственно, и составляет основной предмет кинематографической рефлексии.

Ничего подобного в фильме Лунгина нет. Сравните: в свадебном эпизоде фильма «Рассекая волны» камера, панорамируя на общих планах, неизменно утыкается в ликующую Бесс — Эмили Уотсон в подвенечном наряде; у Лунгина, мельком захватив молодых, камера столь же настойчиво уходит в сторону — к разнообразным и колоритным фигурам фона. Даже в сцене венчания лицо жениха, ведущего невесту вокруг аналоя, то и дело перерезается кромкой кадра. Круговое движение камеры фиксирует само движение, внешнее событие, а не внутренний процесс психической жизни. А музыкальные номера?! Романс «Останься» исполняет для невесты совершенно уникальная реальная старуха (Г.Деньга), обладающая поистине муратовской, гротескной фактурой, но и это диво Лунгин умудряется снабдить неким зеркальным отражением — в момент исполнения бывший невестин спонсор, приобняв певицу за плечи, стоит рядом с ней щека к щеке, и их лица обнаруживают поразительное сходство; старуха тут уже не самостоятельный персонаж, а маска — знак беззубой, мертвенной и бессильной любви.

Кажется, индивидуальное начало в фильме принципиально вынесено за скобки. Перед нами единое, нерасчлененное пространство коллективного бытия, где все одинаково давятся за зарплатой, все пьют, азартно поют и пляшут, все умиляются неожиданно появившемуся на свадьбе младенцу, все, не раздумывая, лезут в драку… Не случайно камера наиболее подвижна и раскованна в тех сценах, где человек предстает частью толпы. В лирических эпизодах она нейтральна, сдержанна, почти неподвижна. Решающее выяснение отношений между молодыми происходит в полутьме, на общем плане. И это естественно: подробности переживаний здесь не важны, все, что происходит между героями, подчинено логике универсального сказочного сюжета, где Иванушка-дурачок, чтобы получить в жены царевну, должен пройти через «огонь, воду и медные трубы». Жених Миша (М.Башаров) последовательно проходит через осознание собственной никчемности и бессилия, через неправедное заключение в кпз, через подвиг усыновления чужого ребенка и, только выдержав испытание, показав себя наконец мужчиной, получает право заключить невесту (М.Миронова) в объятия. А до этого — ни-ни. Даже диван ломается под новобрачными в самый ненадлежащий момент. И если уж неодушевленные предметы играют такую роль в развитии фабулы, о свободе и спонтанности индивидуальных душевных движений говорить не приходится.

Герой «Свадьбы» — коллективное тело, захваченное стихией праздника. Свадьба в ритуальном сознании — событие обновления жизни, поэтому здесь все добрые и прекрасные, все любят друг друга… Но общинная жизнь подчиняется циклическим ритмам. За праздником наступают будни, и, очухавшись от хмельного угара, коллективное тело вернется к исходной беспросветности своего бытия, к все той же пещерной ксенофобии, к разрушительной стихии тотального воровства, к отупляющей нищете и мещанской скаредности, к неисцелимому чувству обиды на всех и вся… Лишая своих персонажей каких-либо проблесков индивидуального сознания, индивидуальной душевной жизни, Лунгин обрекает их на вечное блуждание по замкнутом кругу. Поэтому мажорный пафос радостного финала вызывает скорее оторопь, нежели душевный подъем.

Б. Реальность этой жизни, по-видимому, не так уж страшна. Лунгин утверждает, что сценарий, написанный им и А.Галиным, до начала съемок был гораздо более мрачным. Он подвергся коренной переделке под влиянием знакомства с обитателями города Липки (там снимался фильм), поразившими режиссера своим оптимизмом и жизнелюбием; больше того, многие эпизоды импровизировались на месте…

А. Охотно верю. Это ничуть не противоречит общему ощущению заданности и предсказуемости всех поворотов сюжета. Предсказуемость фабулы в сочетании с импровизацией — принцип комедии дель арте. Лунгин, в сущности, и выстраивает свою «Свадьбу» как комедию масок, где есть пара влюбленных, комические наперсники, отвергнутый богатый жених, сварливая жена, злодей капитан, ворчливые старики, клоунесса — тетка из Харькова… Здесь есть перипетии и узнавания, поворот от счастья к несчастью и прочая драматургическая машинерия. Нанизывая на железную проволоку фабулы ворох концертных номеров, откровенно буффонных или душещипательных сцен, Лунгин строит свой фильм по законам шоу, руководствуясь лишь жестким профессиональным принцпом: show must go on — представление должно двигаться вперед любой ценой, несмотря ни на что…

Б. И ведь движется! Да еще как! Главным его мотором являются (если воспользоваться вашей метафорой) блистательный «Арлекин» — Гаркуша (А.Панин) и толстый «капитан» — следователь Борзов (А.Семчев). Когда перемазанное известкой лицо нашкодившего Гаркуши (именно он спьяну подвел жениха под

арест) появляется между балясин классицистической террасы Дома культуры, где происходит свадьба, действие сразу срывается с места, как корабль с надутыми парусами. Поединок Гаркуши с Борзовым, у которого он похищает удостоверение и пистолет, их совместное небескорыстное ухаживание за харьковской теткой, ревнивые оплеухи Гаркушиной жены, его издевательские куплеты: «А, девочка Надя, чего тебе надо?» — перед тем как подручные Борзова расквасят ему морду о фонарный столб, — все это разыграно так, что не оторваться! А финальная сцена — где Гаркуша, приставив пистолет к уху Борзова, принуждает его отпустить молодых, после чего этот вразумившийся злодей в милицейских погонах бросается в объятия народа с криком: «Я — ваш! Я остаюсь с вами!» — полна истинного напряжения, классически разрешающегося самозабвенным взрывом веселья. Игра этих двух актеров — толстого и тонкого, один из которых налит до краев страстью захапать все что плохо лежит, а другой исполнен столь же неуемной страсти карнавального разрушения, — заряжена таким электричеством, что, кажется, искры летят с экрана.

Надо сказать, что и Лунгин работает в высшей степени профессионально. Он умело связывает параллельное развитие нескольких фабульных линий, не теряет из виду ни одного из второстепенных персонажей, крепкой рукой разводит в кадре профессиональных и непрофессиональных исполнителей, выстраивает замечательные мизансцены. Вспомните демонстративный проход невесты с сигаретой в зубах или эпизод, где Гаркуша с Борзовым обсуждают женские достоинства тетки из Харькова (Н.Коляканова), в то время как предмет их беседы маячит на заднем плане, жеманно отклячив обтянутый мини-юбкой зад и заплетя длинные ноги веревочкой… В общем, по части шоу тут все сделано исключительно грамотно, начиная от кастинга (чего стоит хотя бы дальновидное приглашение в картину двух раскрученных ныне телеперсонажей — М.Голуб, ведущей программы «Эх, Семеновна!», и А.Семчева из рекламы пива «Толстяк», что сразу повышает зрительский рейтинг картины на несколько пунктов, а ведь тут есть еще и красавица Маша Миронова, дочка народного артиста, и Марат Башаров, запомнившийся юнкер из «Сибирского цирюльника», и многие другие) и кончая внятной раскадровкой, делающей фильм понятным каждому школьнику, несмотря на сложность и непривычность визуального языка.

Да, модный «догматический» стиль здесь, как, впрочем, и в других, не собственно триеровских фильмах «Догмы», служит средством визуального обновления готовых, давно существующих драматургических схем. Ну и что же в этом плохого? В мире вообще около тридцати сюжетов, а основные законы драматургии сформулированы еще две с половиной тысячи лет назад Аристотелем. Всякий художник из набора имеющихся в наличии конструктивных принципов выбирает то, что считает необходимым. «Торжество» Томаса Винтенберга восходит к традиции скандинавской драмы с ее запутанными семейными отношениями и скелетами в шкафу. «Последняя песня Мифунэ» — к расхожей голливудской схеме перевоспитания яппи в процессе ухода за психически неполноценным родственником. Лунгин избрал в качестве драматургической основы схему народной комедии с элементами мелодрамы и россыпью музыкальных номеров. Вероятно, он осознавал, что подобная демократическая жанровая структура едва ли не единственное, что позволяет превратить реалии нашей жизни в полноценное шоу — доступное, коммерческое кино, способное доставить удовольствие зрителю. Еще В.Шкловский писал, что «произведение искусства — не окно, а картина, висящая на стене».

А. Да, а Хичкок говорил, что «фильм — это не кусок жизни, а кусок торта». Насколько корректно превращать в «кусок торта» нынешнюю российскую смуту — вопрос, конечно, дискуссионный. Европейцы полагают, что, в принципе, можно все. Роберто Бениньи умудрился превратить в шоу даже Холокост — и ничего, приз получил в Канне и даже «Оскар». Лунгин тоже получит причитающиеся ему дивиденды. И слава Богу! Однако мечта о том, чтобы невнятная, тяжелая, мучительная наша реальность обрела наконец язык и получила адекватное выражение на экране, не оставляет. Правда, с подобными пожеланиями следует, видимо, обращаться к какому-нибудь другому режиссеру.

old.kinoart.ru

«Свадьба» (1944) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

«Свадьба» - экранизация одноимённого водевиля Антона Чехова. Написана эта пьеса была в 1889 году. Кроме того, аналогичный сюжет писатель использовал в своих рассказах «Свадьба с генералом» и «Брак по расчёту».
Это пятый фильм режиссёра Исидора Анненского, и он уже не в первый раз обращался к творчеству Чехова. В режиссуре он дебютировал в 1938 году прелестным фильмом «Медведь» взяв за основу остроумную зарисовку Антона Павловича (это была его дипломная работа во ВГИКе). Затем он экранизировал «Человека в футляре». А уже после «Свадьбы» снял ещё знаменитую «Анну на шее».

«Свадьба» - это в первую очередь просто бенефис выдающихся советских актёров. В одной картине были собраны одни из лучших артистов того времени – Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов и другие. В этой картине, кстати, дебютировала в кино Татьяна Пельтцер. Они не играют, они живут, зримо воплощая на экране страницы чеховского текста. А текст, конечно же, как всегда у Чехова остроумен, изящен, мудр, и невероятно актуален. Причём, актуален всегда – и при жизни писателя, и в 40-е годы XX века, и сейчас, в наши дни. Просто Антон Павлович что-то такое знал о жизни и о людях, что задевало и задевает тонкие струны человеческой души, бьёт наотмашь, порой, не даёт опомниться, заставляет то улыбаться, то грустить. А режиссёру Исидору Анненскому удавалось довольно точно переводить на язык экрана гениальную чеховскую интонацию. В чём ему всегда помогали блистательные артисты. Тем более, что практически все они в первую очередь были актёрами театральными и превосходно умели работать со словом.

Зрителям эта интонация была близка, они приняли картину. Чего нельзя сказать о некоторых критиках того времени, и о коллегах режиссёра. Как пишет киновед Пётр Багров: «На творческой конференции «Итоги работы советской художественной кинематографии за 1944 г.» режиссёр Игорь Савченко возмущался тем, что замечательные артисты «приняли участие в этом страшном происшествии» и сетовал на то, что классика «молча гибнет в безнадёжных руках Анненского». (П. Багров «Кино России: Режиссёрская энциклопедия», 2009). Время всё расставило по своим местам, теперь фильмы Исидора Анненского сами стали классикой, которую хочется пересматривать, и на которой следует учиться.

Сюжет «Свадьбы» - это смешной анекдот с глубоким подтекстом. Чиновник Апломбов (Эраст Гарин) ежедневно обедает в гостях у семейства Жигаловых, считается женихом барышни Даши (Зоя Фёдорова), однако жениться не торопится. А когда его всё-таки удаётся уговорить, непременным условием он ставит присутствие на собственной свадьбе генерала. Условие строптивого жениха выполняется, но в самый разгар свадьбы выясняется, что это вовсе не генерал, а подполковник.

Многие цитаты из фильма «пошли в народ» - «махайте на меня, махайте», «в Греции всё есть», «приданое пустяшное». Отсюда же и знаменитое выражение «свадебный генерал», обозначающее присутствие на том или ином событии человека, по сути, бесполезного, но придающего мероприятию важность.

Картина «Свадьба» снималась в тяжёлое военное время, в непростых условиях, и в прокат вышла в феврале 1944 года. Но на экране – искромётный чеховский текст и настоящее созвездие потрясающих актёров. И в этом очень нуждались тогда, измученные страшными годами, люди.

www.culture.ru

Павел Лунгин / Биография и фильмография

Биография

Режиссер, сценарист, продюсер, народный артист России Павел Лунгин родился в семье кинодраматурга Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной, автора русского перевода книги "Малыш и Карлсон" Астрид Линдгрен.

У Павла есть младший брат Евгений. Семья жила в квартире на Старом Арбате, в доме, который построил дед режиссера еще в 1926 году.

Павел с теплотой вспоминает о своем детстве. У них в доме всегда было много гостей – интересных творческих людей: часто они гостили по неделе и больше. Лунгины-старшие жили легко и весело, хотя особого достатка в семье поначалу не было. Воспитанием детей занималась няня.

После школы Павел поступил на филологический факультет МГУ, в 1971 году окончил его и некоторое время работал социологом. Затем перешел в отдел науки "Литературной газеты", но работа показалась ему скучной. Тогда Лунгин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а в 1980 году стал дипломированным режиссером.

Сценарист

В 1976 году дебютировал как автор сценария к фильму "Все дело в брате" (режиссер Валентин Горлов). До 1989 года Лунгин работал сценаристом на ведущих студиях страны. За эти годы по его работам поставлено в общей сложности 10 фильмов, в том числе приключенческие картины "Конец императора тайги" (1978, режиссер Владимир Саруханов) и "Непобедимый" (1983, режиссер Юрий Борецкий) с Андреем Ростоцким в главной роли. Картины имели широкий зрительский успех, стали лидерами проката.

В 2008 году в издательстве "Сеанс/Амфора" (СПб) вышла книга - сборник сценариев Павла Лунгина, в который вошли сценарии, написанные им или при его участии с 1983 по 2007 год, как для собственных фильмов ("Такси-блюз", "Луна-парк", "Свадьба", "Олигарх"), так и для фильмов других режиссеров ("Непобедимый", "Попутчик").

Режиссер

В 1990 году Лунгин дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм "Такси-блюз" с Петром Мамоновым в главной роли. Картина получила приз за режиссуру на Каннском кинофестивале. Фильм принес автору известность в России и на Западе.

В 1990-е годы Павел Лунгин переехал в Париж (Франция). В этот период у него выходит несколько документальных картин: "ГУЛАГ - секрет счастья" (1991), "Подпольный пионер" (1993), "Ницца: маленькая Россия" (1993), "Эскимосы: ненужный народ" (1994), "Владимир Маяковский" (1998) - все они были показаны по французским и немецким телеканалам, а также художественные фильмы "Луна-парк" (1992) и "Линия жизни" (1996), который получил Гран-при кинофестиваля Mystfest (Турин, Италия).

В 2000 году вышел в свет фильм "Свадьба" с Марией Мироновой и Маратом Башаровым в главных ролях. Лента была удостоена специального приза жюри на Международном кинофестивале в Каннах "За лучший актерский ансамбль".

Интерес зрителей и критики вызвали такие ленты Лунгина, как "Олигарх" (один из лидеров проката 2001 года) и "Бедные родственники" (главный приз фестиваля "Кинотавр-2005").

"Остров"

В 2006 году большой резонанс вызвал фильм Павла Лунгина "Остров" . Главную роль сыграл Петр Мамонов. Лента стала официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля "Кинотавр 2006".

Режиссер говорит, что картина "Остров" - "это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно - быть человеком. И как необходимо им быть". Лунгин также отмечал, что "Остров" в чем-то продолжает "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Цареубийцу" Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

"Остров" снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма -  "это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин".

"Царь"

В ноябре 2009 года вышел в прокат фильм "Царь" об Иване Грозном, где главную роль снова исполнил Петр Мамонов. Лунгин говорит, что Мамонов - какое-то особое явление в этой жизни.  "Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым".

Стоит отметить, что фильм стал последней работой актера Олега Янковского (он сыграл митрополита Филиппа).

Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма - духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа - единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.

В интервью "Российской газете" Павел Лунгин предупреждает, что его "Царь" - "это не кинцо, над ним надо думать". По словам режиссера, его картина - "о том, что власть в России пытается быть Богом". "А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему", - сказал он "Ведомостям".

Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой "не решены проблемы власти - ни сверху, ни снизу". А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный - "своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью".

"…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он в интервью изданию "Ваш досуг". - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы "опечатала" собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла".

В марте 2012 года вышла в прокат новая картина Павла Лунгина "Дирижер". Фильм рассказывает о том, как рядовые гастроли приводят музыкантов и руководителя оркестра к неожиданным откровениям. Накануне отъезда деспотичный и жесткий дирижер узнает о гибели сына, с которым давно не виделся и чей образ жизни так и не сумел принять. Эта новость не заставляет дрогнуть ни один мускул на его каменном лице. Однако следующие три дня в Иерусалиме, где оркестр исполняет ораторию "Страсти по Матфею", заставляют его и других героев скинуть маски, переосмыслить свою жизнь и найти путь к Богу.

Главная роль в фильме отведена музыке. Отправной его точкой стала оратория "Страсти по Матфею", написанная митрополитом Илларионом, на основе которой и была создана картина.

"Дирижер" был отмечен премией за лучшую мужскую роль на фестивале в Шанхае (Китай).

"Родина"

В марте 2015 года телезрители увидели сериал "Родина", снятый Павлом Лунгиным в жанре психологического триллера. Сериал создан на основе оригинального израильского формата "Военнопленные" (Hatufim), который вышел в эфир в марте 2010 года на израильском канале "Channel 2" и стал самой высокорейтинговой драмой в стране. В 2011 году компанией "Fox 21" была снята американская версия формата под названием "Homeland". Сериал получил множество профессиональных наград, включая "Эмми" и "Золотой глобус".

Российская версия рассказывает о трагедии офицера Алексея Брагина, освобожденного из многолетнего заточения в лагере террористов. Офицер что-то скрывает: возможно, он был завербован противником. Роль Брагина блестяще сыграл Владимир Машков. "На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю" - сказал Машков в сюжете программы "Вести", посвященном выходу сериала.

Кстати "Родина" - это первый телесериал, снятый Павлом Лунгиным. "Если хочешь снимать роман, показывать душу людей, их противоречия, их сложности и борения, надо идти на телевидение. Потому что в современном фильме, ставшем аттракционом, уже нет места глубокой психологии", - считает Лунгин.

"Выдающийся режиссер, сильная и глубокая история, очень близкая и понятная нашему зрителю, натурные съемки, когда горы снимаются в горах, а восточный город - в Израиле, известные и всенародно любимые актеры - все это делает сериал масштабным событием. "Родина"  - один из самых ярких сериалов нашего времени", - уверен генеральный продюсер проекта Тимур Вайнштейн.

"Дама пик"

В 2016 году Павел Лунгин представил фильм "Дама пик", основанный на повести Александра Пушкина "Пиковая дама" и одноименной опере Чайковского. Правда, сюжет фильма перенесен в современное время. Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить "Пиковую даму" Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми.

О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и "Пиковая дама" для него - шанс достичь желаемого. По словам режиссера, "это история в истории, попытка нового прочтения повести Пушкина и оперы Чайковского. Главный герой - молодой певец, который хочет петь партию Германна и который готов, как Германн, на все. А вообще – огромная современная реальная жизнь и страсти".

Роль тенора исполнил актер Иван Янковский, оперную диву - Ксения Раппопорт.

В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова.

Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением Софии Майер. В качестве реквизита было выпущено более 200 пластинок и дисков Софии Майер, напечатано свыше 100 плакатов и постеров с ее изображением, также были сделаны специальные афиши и программы с именем вымышленной певицы. В итоге, бюджет  картины составил внушительную сумму - 11 миллионов долларов.

Продюсер

В 2004 году Павел Лунгин создал в России собственную продюсерскую кинокомпанию - "Студию Павла Лунгина", которая успешно занимается производством полнометражных художественных, телевизионных и документальных фильмов.

Общественная деятельность

С декабря 2009 года Павел Лунгин - президент Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало", который ежегодно проходит в Ивановской области.

В 2011 году Павел Лунгин и французская актриса Кароль Буке возглавили российско-французскую академию кино.

Лунгин - почетный член Российской академии художеств.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

С 2016 года - член Совета политической Партии Роста.

Личная жизнь

Павел Лунгин был женат дважды. С первой супругой он познакомился в институте. В 1971 году у них родился сын Александр. Он пошел по стопам отца: сначала работал сценаристом, затем начал снимать и продюсировать фильмы.

Со второй супругой, Еленой, Лунгин познакомился, когда ему было 26 лет. Елене в то время было всего 17. Вскоре у них родился сын Иван.

Елена говорит, что во Франции им поначалу жилось сложно, но к этой стране она и сын привыкли быстрее, чем Павел. Когда Ваня в 12 лет пришел в школу, он не знал ни слова по-французски, одноклассники смотрели на него с недоумением. Когда Елена и Павел вернулись в Москву, Иван был уже взрослым, но он тоже решил переехать в Россию. Иван - художник, выставки его работ с успехом проходят и дома, и в Париже.

У Лунгиных есть квартира в Москве и дом с видом на море в Черногории.

Звания и награды

  • Народный артист России (2008)
  • Командор французского Ордена Искусств и литературы (2010)
  • Кавалер Орден Дружбы (2010)
  • Офицер Ордена Почетного легиона (Франция, 2012)
  • Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Специальный приз за режиссуру" за 1990 год
  • Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Специальный приз за лучший подбор актеров" за 2000 год
  • Лауреат премии "Человек года" Федерации еврейских общин России (2005)
  • Лауреат "Золотого орла" в номинации "Лучший режиссер" за фильм "Остров" (2007)
  • Лауреат НИКИ в номинации "Лучший режиссер" за фильм "Остров" (2007)
  • Лауреат национальной премии "Россиянин года" (2007)

По материалам сайтов: wikipedia.org, kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Режиссер

  • Дама пик (2016)
  • Родина (2014), сериал
  • Дирижер (2012)
  • Царь (2009)
  • Ветка сирени (2007)
  • Остров (2006)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005), сериал
  • Олигарх (2002)
  • Свадьба (2000)
  • Линия жизни (1996)
  • Луна-парк (1992)
  • Такси-блюз (1990)

Фильмография: Сценарист

  • Родина (2014), сериал
  • Дирижер (2012)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005)
  • Олигарх (2002)
  • Лиса Алиса (2001)
  • Свадьба (2000)
  • Линия жизни (1996)
  • Восточный роман (1992)
  • Луна-парк (1992)
  • Такси-блюз (1990)
  • Христиане (1987)
  • Попутчик (1986)
  • Непобедимый (1983)
  • Все наоборот (1981)
  • Конец императора тайги (1978)
  • Все дело в брате (1976)
  • Тайфун, фас (1976)

Фильмография: Продюсер

  • Конвой (2012)
  • Дирижер (2012)
  • Волки (2009)
  • Царь (2009)
  • Розыгрыш (2008)
  • Жестокость (2007)
  • Остров (2006)
  • Бедные родственники (2005)
  • Дело о "Мертвых душах" (2005)

russia.tv


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов