Марийская свадьба диссертация


Белевцова, Виктория Олеговна - Марийская свадебная обрядность традиционная структура и трансформация : середина XIX - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Традиционная марийская свадьба / 1887-1970 // Свадебный обряд луговых (се́рнурских) мари

Фотографии из фонда Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева демонстрируют обычаи и обряды национальной марийской свадьбы с конца ХIХ до 70-х годов ХХ века, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Часть фотографий сделана первым марийским этнографом Тимофеем Евсеевым.

Луговые мари — этническая общность, проживающая на территории Марий Эл компактными территориальными группами, каждая из которых имеет локальные особенности говора, традиционного костюма, календарных и семейно-обрядовых практик. Локальная группа сернурских (луговых) мари расселена в Сернурском, Новоторъяльском, Параньгинском, Мари-Турекском, Куженерском (частично) районах, Шоруньжинском и Шиньшинском сельских советах Моркинского района Республики Марий Эл; Байсинском, Уржумском и Изморском сельских советах Лебяжского района Кировской области.

В каждой этнографической группе мари были выработаны особые свадебные обычаи и обряды и собственная свадебная символика. Некоторые из них сохраняются и в наши дни. Однако в свадебной обрядности марийцев ХIХ – начала ХХ вв. сходных элементов имелось больше, чем различий. В свадебном цикле можно выделить условно три основных периода: предсвадебный, охватывающий время от смотрин до свадьбы; свадебный, представляющий собственно свадьбу; послесвадебный, этап вступления молодых в семейную и трудовую жизнь. Вопрос о женитьбе сына, как и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи, родственниками патронимической группы. Без их согласия молодежь в брак не вступала. Самовольный выбор сыном невесты рассматривался как недопустимая вольность, нарушавшая традиционные устои жизни. Когда сыну исполнялось 16–17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, при наиболее распространенном возрасте вступления в брак в 18–20 лет. Возраст невесты в начале ХХ века нередко превышал возраст жениха на 3–5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше потрудились в своем хозяйстве, в то время как сына было выгодно женить раньше, чтобы иметь в доме работницу. У марийцев запрещались браки между родственниками до седьмого колена. Чаще выбирали невест из соседних селений в пределах «брачного округа».

Во всех локальных традициях луговых мари термин «суа́н» обозначает обрядовое действие. Известно, что термин функционально и фонетически схож с удмуртским названием свадебного ритуала «сюан». Этномузыколог И.М. Нуриева, ссылаясь на исследования финского учёного Х. Паасонена, отмечает, что последний относит происхождение термина суа́н/сюа́н к тюркскому корню süjün («радоваться»), süjünči/süjüneč («радость, радостная весть; вестник, принесший радостную весть»). По числовой магии марийского алфавита слово «суа́н» соответствует цифре семь, символика которого также связана с удовольствием, радостью бытия и смысла жизни. У марийцев есть такая поговорка: «Как проведёшь свадьбу — так жить будешь». Поэтому свадьбы старались играть с большим размахом, соблюдая все обычаи и обряды. Традиционную се́рнурскую лугово-марийскую свадьбу — суа́н, играли летом — в период от календарного праздника Се́мык, который приходится на вторую неделю июня, до Петрова дня (12 июля). Под влиянием православных традиций у горных и северо-западных марийцев свадьбы во второй половине ХIХ века стала справляться и зимой.

По традиции марийские свадьбы начинали играть в пятницу. Пятница — кугарня́ (букв. «большая неделя») была священным, чистым днём. В пятницу проводились моления, не разрешалось работать. Согласно источникам, у древних марийцев неделя состояла из пяти дней. Семидневная неделя вошла в традиционный быт только после христианизации марийцев — в XVI веке.

Cама свадьба (сyан) проходит в доме жениха и в доме невесты. Утром в день свадьбы родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд, который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники, представленные соответствующими свадебными чинами — сÿанвуй, кугу веҥе, пурашвате и другими. Девушек на эту церемонию никогда не брали. Отец жениха мог также ехать за невестой, но мать обычно оставалась дома. Случалось, свадебный поезд собирался не в доме жениха, а у его крестного отца, если он из этой же деревни, или у дяди жениха. Крестный отец получал свадебный чин сÿанвуй, которому обязывалось водить участников свадебного поезда по домам и угощать их, он являлся распорядителем, главой поезда. В обязанность свадебных чинов пурашвате и пурашмарий, назначаемых родителями жениха, входило уберечь жениха и невесту.Пока свадебный поезд собирается в дорогу, двигается и останавливается в доме свата, в доме невесты идут соответствующие приготовления к встрече свадебного поезда: сбор невесты и подготовка подарков. Как только они услышат звук барабанного боя (тÿмыр йÿк) или мелодии гармони, то две подруги невесты начинают укладывать в сундук приданое. При исполнении этого обряда ни в коем случае не должны были присутствовать сестры невесты. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках. На крышке сундука оставляли ленточку, половина которой завязывается с внешней стороны в бантик. Лента предназначена для подруги невесты (ончыч шогышо) со стороны жениха.

Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья надевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ÿштö) и передник (запон). Кроме всего этого использовали набор серебряных украшений. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка, пока не принадлежащая и не зависящая от своего будущего мужа, и что еще не стала женой. Встречает свадебный поезд так называемый торышт шинчыше — специально назначенный для этого обряда родственник невесты пожилого возраста. Невеста с подругой располагались по правую руку от него. Первыми в дом невесты заходят: дружка жениха (изи веҥе), жених, пурашмарий и пурашвате. У моркинских марийцев дружку жениха называли наоборот — кугу веҥе (большой зять). Отведав хлеб с солью, жених становится между невестой и ее пожилым родственником, сидевшим вначале за столом. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, ончыч шогышо (подруга невесты) должна идти по следам невесты. После этого жениха с невестой и ончыч шогышо отводят в специально отведенное для них помещение.Затем свадебный поезд возвращается в дом невесты. Все поезжане начинают собираться в обратный путь. В это же время собирают в дорогу невесту. Но прежде чем на нее надеть свадебный кафтан (сывын), угощали молодых парней-односельчан (ÿдыр арака йÿмаш). Исполняли этот обряд двоюродный брат, а иногда родной брат невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. Затем мать и отца невесты, а также ее крестных родителей, сажали за стол и одаривали подарками; следующими усаживались за стол жених и невеста, получая благословение от матери, отца и крестных родителей. Рядом с ними присаживались посаженная мать (пурашвате), которая под мышкой держит подушку, и подруга (ончыч шогышо). Все четверо они три раза обходят вокруг стола (по солнцу) и быстро направляются к переднему тарантасу. "Когда невеста выходит из родительского дома, чтобы ехать в дом жениха, она не сразу садится в экипаж жениха, три раза заносит ногу, чтобы сесть, и три раза отступает назад, до тех пор, пока к ней не подойдет распорядитель свадебного поезда и не ударит ее трижды кнутом".

По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. Это означало, что с данного дня она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. С этим головным убором она уже больше не должна была расставаться. Далее свадебный поезд направлялся прямо к дому жениха, где уже все были готовы к встрече. У входа во двор на дорогу стелили старую овчину, а под нее клали железный предмет, через который должна была пройти эта тройка — посаженная мать и жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами. Тем временем свадебный поезд снаряжали родственники невесты. Если свадебный поезд со стороны жениха называли сÿан, то этот назывался почеш толшо. Чтобы вести этот поезд к дому жениха, специально оставляли кого-то из родственников со стороны жениха. Он же должен был выкупать приданое невесты. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш, т.е. "сесть на сундук". Садились на этот сундук младшие братья или сестры и племянники невесты, которые назначали и сумму выкупа.

После выкупа приданого участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. По их прибытии выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и т.д. и приступали к угощению гостей. Здесь же происходило одаривание родственников жениха. Одаривали мать и отца жениха, братьев, снох, крестных, младших сестер и братьев, близких родственников и музыкантов. Предметами одариваний обычно являлись рубахи и вышитые полотенца.Вручала подарки сама невеста. Поблагодарив за подарки, те дружно вставали и начинали пляс. Затем пускались в пляс родственники невесты. Они также обходили все дома, принимая угощение. Вернувшись в дом родителей жениха, участники свадьбы продолжали свадебный церемониал, исполняя песни.Завершив гулянье в деревне жениха, свадебный поезд отправлялся в обратный путь. В отдельных случаях участники его оказывали помощь молодым в устройстве их хозяйства, давая им домашнюю птицу, мелкий скот, зерно и т.п. Проводить родственников невесты выходили в первую очередь жених с невестой, а также близкие родственники жениха.

Вечером, после проводов всех гостей, саву́ш (дружка) провожал молодых в амбар и укладывали их в постель, которую стелила крёстная жениха. Под подушку она клала предметы женского или мужского обихода, в зависимости от того, кого хотели видеть в лице первенца — мальчика или девочку. Обычно это были вязальные спицы, крючки, пяльцы, нож, ножницы. Проговаривая наставления и пожелания, после слов «Ко́ктын во́зын, ку́мытын кыне́лза» [Ложась вдвоем, встаньте втроем], дружка с крёстной оставляли молодых. Иногда дружка ударял молодых свадебной плёткой со словами: «Марие́тым чот ку́чо. Вате́тым чот ку́чо» [Держи крепко мужа. Держи крепко жену].

Свадебные пиры в доме жениха и в доме невесты являлись кульминационными моментами всего ритуала, но на этом он не заканчивался. Обряды, проводившиеся после пиров, были направлены на утверждение и дальнейшее закрепление отношений между породнившимися семьями, вхождение невестки в семью мужа, включение её в трудовой процесс новой семьи.

Утром молодые мылись в бане. После этого новобрачную водили за водой, где она должна была поклониться богине воды Вÿд ава. Возвратившись из бани, молодая жена одаривала родственников подарками. Те, в свою очередь, делали ответные подарки. Утренняя церемония завершалась демонстрацией кулинарного мастерства молодушки. Она в присутствии гостей пекла блины и угощала ими присутствующих. Родственники приглашали новобрачных к себе в гости. Перед посещением дома одного из родственников проводился обряд омса лондем руымаш («разрубание порога»). Обычай позволял молодушке символически выкупать право на переход через порог избы родственников. Для этого она должна была положить на порог серебряную монету. Хозяин три раза слегка ударял топором по порогу, говоря: «разрубаю порог, пусть молодушке будет место для прохода». Усаживая молодушку за стол, хозяева передавали ей своего ребенка с пожеланиями иметь много детей. В ближайший после свадьбы праздник новобрачные направлялись в гости к родителям жены. Этим посещением зять выражал благодарность теще за целомудрие ее дочери.
Здесь угощались блинами. Родители новобрачной одаривали молодых приданым (кузык), выделяя домашний скот (жеребенка, телку или овцу). После такого посещения молодые получали разрешение участвовать на праздниках, семейных торжествах. Вместе с тем новобрачной продолжительное время следовало воздерживаться от всевозможных увеселительных мероприятий. Большинство крещеных марийцев обычно венчалось в церкви только после проведения свадьбы.

Церковь долго боролась против этого обычая, но безуспешно. По обычному праву, проведение свадьбы рассматривалось марийцами в качестве официального акта заключения брака. За годы советской власти марийская свадьба претерпела некоторые изменения, однако не потеряла своей значимости и этнического своеобразия. Сроки проведения ее ныне не ограничиваются только летним периодом; сократилась доля свадеб со сватовством, исчез обычай уплаты калыма, но сохранилась традиция одаривания подарками невестой родственников мужа и своих родителей. В современной свадьбе магические обряды совершаются зачастую в игровой форме. Значительно утратилось понимание роли традиционных участников свадьбы. Тем не менее, марийская свадьба и по сей день играет важную роль в формировании этнического самосознания, является важным институтом укрепления национального менталитета.

Читать подробнее - https://www.culture.ru/objects/2986/svadebnyi-obryad-lugovykh-se-rnurskikh-mari

https://vk.com/album-97220602_250600060

Традиционная марийская свадьба / 1887-1970 // Свадебный обряд луговых (се́рнурских) мари
В доме жениха собирались участники свадебного поезда сÿа́н — родственники и друзья жениха:
Свадебный поезд перед отправлением в путь с невестой 1910 г. Казанская губ., Царевококшайский у., д. Отня Марий

сÿанву́й (букв. «свадебная голова») — тысяцкий, главный распорядитель свадьбы;
саву́ш — дружка, распорядитель свадебного поезда жениха;
сÿанва́те и сÿанмари́й (букв. «свадебные женщины» и «свадебные мужчины») — поезжане;
карт— жрец;
тула́р — сват;
тула́че — сватья;
чучуньо —тётя жениха;
чучу —дядя жениха;
ка́чын ача́же — отец жениха;
качымари́й — жених.
На свадьбу обязательно приглашались музыканты: шÿ́вырзо — волынщик, тÿ́мырзо — барабанщик, а с 50-х годов XX столетия — гармо́ньчо — гармонист


Свадьба. Сваха разговаривает с родителями жениха. Казанская губ., Царевококшайский у. 1910 г.


Сваха 1913 г. Казанская губ., Царевококшайский у.


Молодые супруги


Тимофей Евсеев. 1895 - 1905 гг

Молодые супруги. Посещение родительского дома невесты. Казанская губ., Царевококшайский у.


Сваха


Невеста и свахи в национальных свадебных костюмах 1935 г.


Сваха 1920 г.


Фото: Тимофей Евсеев

Невеста в свадебном костюме. Казанская губ., Царевококшайский у., Моркинская вол. 1912 г.


Портрет женщины марийки в свадебном платье. Казанская губ., Царевококшайский у.


Обрядовый свадебный танец свахи 1920 г.

Звучавшим на свадьбах, был тÿ́мыр — барабан. В старину тÿ́мыр употреблялся самостоятельно в качестве ритуального звукового орудия — возвещал о начале языческих праздников, племенных сборов. В настоящее время тÿ́мыр звучит в дуэте с волынкой, гармонью. Традиционный тÿ́мыр изготавливается из куска отпиленного дуплистого дерева (липы, осины), который оттачивается и шлифуется с обеих сторон. Для достижения наиболее богатого тембра для двух мембран используется разная кожа (собачья и телячья). Поверх кожи с обоих торцов инструмента надеваются обручи (в настоящее время — металлические) и стягиваются между собой перекрестно натянутыми вокруг остова инструмента бечевками (традиционно — сыромятным ремешком). Степень необходимой затяжки фиксируется специальными палочками. Чтобы обручи не соскочили с торцов инструмента и не стянулись к середине, концы оставшейся кожи закручиваются, образуя «упор» для обручей. В середине корпуса инструмента просверливается отверстие для циркуляции воздуха, возникающего в момент ударов по мембране. Одновременно отверстие является и хорошим резонатором, а также служит местом для хранения палочек, которыми играют на тÿ́мыре. Палочки изготавливаются из подручных материалов — как правило, дерева. Концы палочек обматываются кожей или резиной.


Участники свадебного поезда 1950 г. МАССР, Моркинский р-н., дер. Фадейкино


Участники свадебного поезда 1950 г. МАССР, Моркинский р-н., дер. Фадейкино


1910 г. Свадебный поезд. Ожидание выхода невесты из дома. Казанская губ., Царевококшайский у., д. Отня Марий

У каждого из участников обряда были свои обязанности. Сÿанву́й, распорядитель свадьбы, следил за последовательностью соблюдения свадебных обрядов. Его роль выполнял кугыза́ — дядя жениха, старший брат матери жениха. Саву́ш (дружка) избирался из близких друзей, им мог быть и младший брат жениха. Саву́ш следил за порядком, соблюдением свадебных обычаев, контролировал действия свадебного поезда — сÿа́н, давал команды для музыкального сопровождения обрядовых действий. Через плечо (по диагонали) ему перевязывали белое длинное полотенце, на конце которого пришивали колокольчики. Обязательным атрибутом саву́ша была свадебная плётка — сÿ́ан лу́пш с разноцветными лентами и колокольчиками. Помахивая плеткой над своей головой во время плясок, он демонстрировал свое особое положение и отгонял злых духов. Сÿ́ан лу́пш использовали и для наказания нарушителей порядка. Савуш мог «огреть» плёткой виновных. Сÿанва́те и сÿанмари́й были главными участниками свадебного поезда. Это были старшие сестры жениха с мужьями, братья и их жены, тети, дяди. Они вместе с шÿ́вырзо, тÿ́мырзо, гармо́ньчо обеспечивали музыкальное сопровождение свадьбы. Традиционная марийская свадьба сконцентрировала в себе большое количество религиозных обрядов: кума́лтыш му́т (молитвы), молитвенные обращения к Верховному Богу — Кугу́ Ю́мо, к покровителям природных стихий: вÿ́д-ава́ (мать воды), мла́нде-ава́ (мать земли). Поэтому все обрядовые действа проводились под пристальным вниманием ка́рта — жреца. Он совершал обрядовые моленья в доме жениха, сопровождал свадебный поезд жениха. Остальные представители свадебного поезда сÿ́ан в течении всей свадьбы находились рядом с женихом, поддерживали его, выполняли распоряжения тысяцкого.


Свадьба едет по деревне 1933г.


Свадьба едет по деревне 1933г.


Свадебная повозка 1900 -1915


Свадьба 1926 г.


Свадьба. Угощение гостей в доме у родителей невесты


Свадебный костюм женщины марийки 1970 г. МАССР, Моркинский р-н.


Свадьба идет по деревне, в которой живет невеста, от соседа к соседу, после угощения


Выкуп невесты. Родственники и близкие люди жениха у невесты в час восхода солнца 1970 г.

www.perunica.ru

Марийская свадьба - последовательность традиций и обрядов

Свадьба — это самая значимая веха в жизни человека. Во все времена, любое человеческое общество придавало свадебным обрядам особое, сакральное значение. Марийская свадьба не являлась исключением. Удивительное сочетание религии, народных верований и сугубо бытовых вопросов делали брачные торжества марийцев зрелищным и наполненным смыслом событием.

Жизненный уклад народов Марий Эл

Культуре и религии марийцев уже семь тысяч лет. Это очень верующий народ, сохранивший свою самобытность, несмотря на вековые гонения, до наших дней. Духовные лидеры – карты, весьма почитаемы, именно на них держится забота о сохранении старинных традиций. В республике множество небольших этнических групп, исконные обряды, символика и обычаи которых заметно отличаются. Но сходства намного больше, нежели различий. Большинство старинных обычаев соблюдаются и по сей день, приобретя игровую форму.

Так какие же обычаи были приняты у марийцев? Период старинного свадебного ритуала можно было условно разделить на три основных этапа: перед свадьбой, свадьба и время после свадьбы.

Ухаживание и сватовство

Послушание и почитание старших — основа культуры марийцев. Главы общин имели полное право вмешиваться в семейную жизнь, чтобы сохранить мир в семье. Развод также был невозможен без их участия. Вопросами брака, выбором невесты и жениха, занимались исключительно родители или главы общества. Молодежь права голоса в данном вопросе не имела, хотя никто не запрещал им общаться, устраивать посиделки и развлечения. Возникшие чувства могли быть приняты во внимание, если партия казалась подходящей старшим родственникам с обеих сторон.

Кроме брака по сватовству, у марийцев был обычай похищения невесты, который часто проходил с полного согласия похищаемой. Такой путь позволял пренебречь мнением родственников девушки и избежать непомерных свадебных расходов.

Юношей старались женить как можно раньше, по достижении шестнадцати лет. При этом, невеста могла быть старше на 3-6 лет. Причины такой разницы сугубо практичные. Живя под кровом родителей, девочка работала по хозяйству, поэтому ее старались удерживать при семье как можно дольше. Ранняя женитьба сыновей на уже зрелых девушках преследовала ту же цель: он приводил в дом опытную помощницу.

Невест выбирали из соседних деревень, среди знакомых и друзей. При этом, тщательно высчитывалась степень родства. Браки родственников до седьмого колена были строго запрещены. При выборе претендентки учитывалась масса нюансов. Жена должна быть работящая, здоровая, не иметь ярко выраженных уродств, да и вся родня тщательно проверялась. Как только кандидатура одобрялась всеми старшими родственниками, назначались смотрины. Отец юноши и сват приезжали в дом девушки и заявляли о своих намерениях ритуальными фразами: «телка потерялась, всю округу обошли, не у вас ли она приблудилась». Если отказа не следовало, вместе с родителями будущей невесты обсуждались условия дальнейшего сватовства.

Лучшим днем для этого действа считалась ночь с четверга на пятницу. Представители юноши приходили со своим угощением. Их встречали накрытым столом и оговоренными ранее подарками. Подтверждение на свадьбу в разных деревнях обставлялось по-разному. Где-то девушка должна была выпить предложенное вино, где-то — обе стороны должны надкусить хлеб с маслом в знак согласия.

Свадьба в традициях марийцев

Важную роль в подготовке и самих брачных обычаях играли религиозные и магические ритуалы, призванные обеспечить благосостояние и согласие в новой семье. Обычно свадьбы проводились в значимые летние праздники: 12 июня, накануне или после Петрова дня, от окончания посева до начала сенокоса.

Подготовка к свадебным торжествам

После сватовства родственники с обеих сторон оговаривали дату проведения свадьбы, размеры выкупа — олын, со стороны жениха и приданое невесты, которое часто составлял скот. Близкие невесты должны были обеспечить свадебные угощения, вино, пиво. Марийская свадьба носила название суап и была довольно продолжительным действием. Доставались самые лучшие традиционные наряды, шились новые. Женщины надевали все украшения. Жених и его родственники выбирали для невесты праздничное убранство, украшения и кольцо.

Наиболее благоприятным днем для проведения свадьбы считалась пятница. Обычно свадьба была или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая праздновалась сутки. Готовился свадебный поезд из как можно большего числа запряженных лошадьми тарантасов. Мать жениха, а также молодые девушки участия в поездке не принимали. Процессию возглавлял крестный отец юноши, именно он являлся распорядителем свадьбы. Приближение поезда было слышно издалека, музыканты старались вовсю.

В доме невесты свадебный кортеж встречал наиболее уважаемый старший родственник. Невеста и ее подруга стояли по правую руку. Традиционно, первыми порог переступали дружка, затем жених и два его родственника. Молодому преподносили хлеб и соль. После этого нареченные уходили вглубь дома, пока не закончится преподнесение даров родителям девушки. Благословленные молодые усаживались за стол и начинался пир.

Из-под родительского крова молодую перевозили в дом жениха. По пути поезд останавливался в оговоренном месте, чтобы поменять девичий платок на женский головной убор.

Прежде чем войти в дом, молодые должны были пройти по овечьей шкуре, под которую клался металлический предмет, с целью прогнать злых духов.

Затем церемония продолжалась в бывшем доме молодой. Кортеж встречала посаженная мать. Молодые проходили во двор с соблюдением определенного обряда. Забрав приданое и дары от невесты новым родственникам, возвращались в дом жениха, где происходило собственно бракосочетание с веселыми плясками и песнями.

Проводив гостей, молодых готовили к первой ночи. Ложе молодых устилала крестная мать. В изголовье обязательно укладывались предметы, символизирующие желаемый пол будущего первенца. Иногда молодых ударяли плетью, приговаривая, чтобы жили в ладу и держались друг за друга.

Интересные обычаи на марийской свадьбе

Пришедшие из глубины веков традиции ревностно соблюдались.

  • Приданое невесты должны были укладывать подруги, но ни в коем случае не сестры.
  • Голова девушки покрывалась платком в знак того, что она еще невинна, а украшения были только из серебра.
  • Переезжая в дом жениха, невеста не сразу садилась в повозку. Она трижды заносила ногу и трижды опускала ее. Пока крестный жениха не ударит ее трижды плетью.
  • Девушка преподносила сделанные своими руками подарки, в ответ родственники жениха выделяли молодым скот и птицу для их хозяйства.
  • Невеста сама готовила мясную лапшу или блины, а родственники мужа оставляли в ответ в оговоренном месте подарки и монеты.
  • Выкуп приданого невесты в доме девушки проходил с веселым размахом. Усевшись на объемный сундук, младшие сестренки и братишки торговались за каждую монету.

Древней традицией было возвращение на короткий срок после свадьбы молодой жены в родительский дом, за приданым и подарками. Таким образом молодая прощалась со старой жизнью и родней.

Первый день семейной жизни

Поутру молодых отправляли омыться в баню. После чего молодая жена шла к живому роднику, для поднесения даров богине воды. Снова дарились и принимались подарки. А юную супругу ждали испытания. Она должна была продемонстрировать, насколько хороша в ведении хозяйства, испечь блины и угостить наблюдающих за процессом гостей. После этого молодые обходили всех родственников и принимали участие в празднике. Венчание происходило уже после проведения свадебных торжеств.

Марийские свадьбы в наши дни

Современные веяния затронули многие вековые традиции, подстраивая их под изменившиеся реалии жизни. Традиционная марийская свадьба не стала исключением. Предоставлено больше свободы выбора для молодых.

Сватовство превратилось в дружескую встречу будущих родственников, а приданое и калым стали чисто символическими. Свадьбы проводятся по различным сценариям, и сроками она не ограничена. А старинные костюмы и тщательное соблюдение обрядов — не более, чем веселый спектакль. Подарки от невесты будущим родственникам не настолько регламентированы, а сестры молодой допускаются до празднования. Современная марийская свадьба является красочным, ярким торжеством, бережно сохранившим многие старые обычаи.

Вот полный фильм, снятый на современной марийской свадьбе.

psvadba.ru

История, обычаи, обряды и верования народа мари

Этот финно-угорский народ верит в духов, поклоняется деревьям и остерегается Овды. История мари зародилась на другой планете, куда прилетела уточка и снесла два яйца, из которых появились два брата - добрый и злой. Так и началась жизнь на земле. В это верят марийцы. Их обряды уникальны, память о предках никогда не угасает, а быт этого народа пропитан уважением к богам природы. 


Правильно говорить марИ а не мАри – это очень важно, не то ударение – и будет история про древний разрушенный город. А наша – про древний необычной народ мари, который очень бережно относится ко всему живому, даже к растениям. Роща для них – священное место.

История народа мари

Легенды рассказывают, что история мари началась далеко от земли на другой планете. Из созвездия Гнезда на голубую планету прилетела уточка, снесла два яйца, из которых появились два брата – добрый и злой. Так и началась жизнь на земле. Марийцы до сих пор звезды и планеты называют по-своему: Большую Медведицу - созвездием Лося, Млечный путь – Звездной дорогой, по которой ходит Бог, Плеяду – созвездием Гнезда.

Священные рощи марийцев – Кусото

Осенью в большую рощу съезжаются сотни марийцев. Каждая семья приносит утку или гуся – это пурлык, жертвенное животное для проведения всемарийских молений. Для обряда отбирают только здоровых, красивых и упитанных птиц. Марийцы выстраиваются в очередь к картам – жрецам. Они проверяют, подходит ли птица на жертвоприношение, а потом просят у нее прощения и освящают с помощью дыма. Оказывается так марийцы выражают уважение к духу огня, а он сжигает плохие слова и мысли, очищая пространство для космической энергии.

- Марийцы считают себя дитем природы и у нас такова религия, что мы молимся именно в лесу, в специально отведенных местах, которые мы называем рощами, - говорит консультант Владимир Козлов. – Обращаясь к дереву, мы тем самым обращаемся к космосу и возникает связь молящихся с космосом. У нас нет ни церквей и других сооружений, где марийцы бы молились. На природе мы себя чувствуем как бы ее частью и общение с Богом проходит через дерево и через жертвоприношения.

Священные рощи специально никто не высаживал, они существуют с древних времен. Рощи для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика.

- Рощи выбирали не просто так, смотрели вначале на солнце, на звезды и кометы, - говорит карт Аркадий Федоров.

Священные рощи по-марийски называются Кусото, они бывают родовыми, общедеревенскими и всемарийскими. В одних Кусото моления могут проводиться несколько раз в году, а в других – раз в 5-7 лет. Всего в республике Марий Эл сохранилось более 300 священных рощ.

В священных рощах нельзя ругаться, петь и шуметь. Огромная сила держится в этих священных местах. Марийцы предпочитают природу, а природа и есть Бог. К природе они обращаются как к матери: вуд ава (мать воды), мланде ава (мать земли).

Самое красивое и высокое дерево в роще является главным. Оно посвящается единому верховному Богу Юмо или его божественным помощникам. Около этого дерева и проводят обряды.

Священные рощи настолько важны для марийцев, что на протяжении пяти веков они вели борьбу за их сохранение и отстаивали свое право на собственную веру. Сначала противостояли христианизации потом Советской власти. Чтобы отвлечь внимание церкви от священных рощ мари формально приняли православие. Народ ходил на церковные службы, а потом тайно совершал марийские обряды. В результате произошло смешение религий – многие христианские символы и традиции вошли и в марийскую веру.

Священная роща – пожалуй, единственное место, где женщины больше отдыхают, чем работают. Они т

newsbash.ru

Приехать на фестиваль и жениться. Как марийская культура две пары соединила

Сардаял — деревня в Мари-Турекском районе Марий Эл, где живут 500 человек. Весной сюда приехал образовательный проект "Кружок", чтобы "привнести в забытую деревню нечто новое". Никто тогда не думал, что в результате интерес к деревне появится не только у местных.

Участников "Кружка" — около десяти. Они ездят по небольшим поселениям России и обучают школьников основам программирования, созданию своих проектов, а главное — пробуждают в них интерес к родным деревням, селам, городам, учат находить в каждом что-то уникальное. За год существования участники "Кружка" посетили десять населенных пунктов.

"Сардаял — место, где мы уже были в марте. Местные жители предложили провести здесь фестиваль, и он для нас — это как некая черта, которая может подвести результаты и дать толчок размышлениям на тему того, как нам запустить тур "Кружок 2.0" и как сделать какой-то шаг более глобальный по возвращению в регионы", — рассказал ТАСС один из основателей "Кружка" и организаторов фестиваля в Сардаяле Сергей Нугаев.

Вся деревня встретила гостей

Фестиваль начался 24 августа. Вечером местные жители организовали для гостей большой стол, за которым собрались больше 100 человек из Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Казани и других городов. Каждый сардаялец приготовил что-то традиционное: пелеш (праздничный пирог с крупой и мясом), марийские блины и другие угощения.

Идут приготовления к свадьбе: подготовка свадебного стола

© Олег Павленко/ТАСС

Деревенские жители были в национальных марийских костюмах и после ужина под гармонь пели национальные песни и танцевали, при этом любой желающий мог научиться национальным танцевальным движениям. Потом рядом с палаточным городком устроили большой костер, за которым все познакомились. А в завершение вечера устроили дискотеку.

Специально построенный городок

Палаточный городок строили и обустраивали сами жители: поставили палатки, провели электричество, закрепили праздничные флажки и указатели. А основной площадкой фестиваля стала единственная в Сардаяле школа, расположенная в здании 1913 года постройки, и поле рядом с ней. Здесь построили лекционный зал на открытом воздухе, столы для мастер-классов, а сидеть гостям предлагалось на небольших стогах сена.

Школа в Сардаяле

© Олег Павленко/ТАСС

"Школьникам очень понравилось, они были самыми главными помощниками: готовили флажки, экскурсии по деревне организовали. Они знают очень хорошо интересные места деревни, у нас много родников, есть даже один родник, где домик построили по проекту ученика. Они гордятся этим и с удовольствием участвуют", — говорит директор школы Полина Сорокина.

Священная роща и радушные сардаяльцы

Следующий день для всех начался с утренней пробежки и занятий йогой, а продолжился мастер-классами. Желающие могли спроектировать и сделать скамейку, создать оберег или научиться "слушать поле" — записать коллекцию звуков деревни: крик гусей, петухов, течение речки и т. д. Но больше всего всем понравилось печь национальные марийские трехслойные блины — команмелна. "Мне было очень интересно посмотреть и самому попробовать эти блины. Они очень вкусные, я обязательно попробую их приготовить у себя дома", — поделился Александр из Казани.

Тесто для блинов: молоко (теплое) — 3 л; пшеничная мука — 2 кг; соль — 2 ст. л.; сахар — 200 г; подсолнечное масло — 200 г; яйца — 8–10 шт.; дрожжи (сухие) — 30 г. Все ингредиенты смешать, тесто вымешивать до тех пор, пока оно не будет легко отставать от мешалки. Затем поставить в теплое место, чтобы оно поднялось, после чего выпекать. Смесь для второго и третьего слоев готовится из овсяной или манной крупы. Сварить кашицу, в которую затем вмешать по желанию либо сливочное, либо топленое масло или сметану. Затем на блин равномерно выложить второй слой и выпекать. Аналогично готовится третий слой. Подавать горячими с медом, вареньем, джемом или сметаной.

Продолжение

Параллельно с мастер-классами жители деревни провели экскурсию по ее живописным местам с рассказом об истории Сардаяла. Кроме того, представители традиционной религии марийцев сводили гостей в священную рощу, рассказав о том, каким богам поклоняется народ мари, обрядах и их значении.

"Мне было очень приятно пообщаться с молодежью. И им было интересно, что такое марийская религия, откуда народ мари. Мы провели всех по священной роще, объяснили, какие боги у нас, как молимся. Вокруг семь священных рощ, здесь большая энергетика", — рассказал глава общины марийской традиционной религии "Ошмарий-Чимарий" Альберт Рукавишников.Атмосфера гостеприимства

Марийские религиозные деятели

© Олег Павленко/ТАСС

В целом казалось, что вся деревня превратилась в один большой фестиваль. Ее жители дружелюбно приветствовали всех, кто им встречался на пути, охотно рассказывали о себе и своей жизни и приглашали в гости: например, чтобы посетить баню, которая есть здесь практически в каждом доме.

"Такое приятное место здесь, я 55 лет живу в деревне, а его не видела, — отметила Зоя Ильина. — Мы все очень рады фестивалю, не ожидали, что будет так много людей".

Изба-читальня на фестивале

© Олег Павленко/ТАСС

На сардаяльцев приезд такого значительного числа гостей, а на фестиваль собралось около 200 человек, произвел большое впечатление. Многие признавались: не ожидали, что будет так интересно.

Внезапно женились по-марийски

Две пары из числа гостей решили сыграть свадьбу по марийскому обычаю, и это стало, пожалуй, самым неожиданным и самым приятным моментом фестиваля. За несколько часов до торжества пары отправились наряжаться в марийские свадебные костюмы и изучать обычаи. Правда, как выяснилось потом, одна из пар уже несколько лет жената. Александр Глумилин рассказал, что три года назад у них с Викой была свадьба, но сыграли ее так скромно, что сейчас очень захотелось жениться снова, только торжественно и красочно.

Основной участник свадебной церемонии — жених Александр Глумилин

© Олег Павленко/ТАСС

Свадьба началась с песен под гармонь, под которые невеста в сопровождении местных жителей прошла едва ли не через всю деревню, в итоге дойдя до поля, где был накрыт свадебный стол. Ее встречали жених с караваем и другие гости. После того как невеста попробовала каравай, все приступили к угощению. Приглашены были все: и участники фестиваля, и местные жители.

"Мне кажется, настоящей была эта свадьба. Нам очень понравилось. Большую часть года, пока я учусь, мы живем в Канаде, а на лето приезжаем в Россию, в Москву. Мы никуда не собирались ехать перед отъездом в Канаду, но я узнала про этот фестиваль и поняла, что мы просто обязаны сюда поехать", — рассказала жена Александра Виктория.

Вторая свадьба прошла по такому же сценарию в Доме культуры.

Почему межкультурный

Фестиваль называется "межкультурный" не зря — здесь смешались традиции и новации: лекции о современной архитектуре, образовательных технологиях, иллюстрациях и обучение созданию оберегов и сбору трав для народного чая. Кульминацией такой эклектики стал концерт в спортзале школы, на котором сначала выступил местный фольклорный ансамбль "Олык Мари", а потом популярная российская электронная группа "Самое большое простое число" (СБПЧ).

Один из обрядов марийской свадьбы

© Олег Павленко/ТАСС

"Публика приняла нас очень хорошо, все кричали, хлопали, танцевали, даже если не умеют танцевать. Я работаю в ансамбле уже 12 лет, такого приема у нас еще не было, и народу очень много", — призналась участница "Олык Мари" Валентина Чернова.

А на следующий день, в воскресенье, всех ждал мастер-класс по марийскому рэпу, который провела директор школы Полина Сорокина. Она сама зачитала под музыку несколько строчек на марийском языке. Поначалу гости стеснялись участвовать в рэп-баттле — мало кто знал язык, осмелев от веселья и дружелюбия, все выходили, с удовольствием читали рэп и даже придумывали себе псевдонимы типа "MC Рязань".

Домой — с ветерком

В финале фестиваля показали специально снятый документальный фильм про Сардаял, а затем участники собрались в центре деревни, откуда на грузовиках ГАЗ-52 всех отправили к ближайшей деревне Пешенгер, откуда отправлялся автобус до Казани. Провожали гостей тоже дружно — всей деревней, а кто не успел попрощаться, выходили на крыльцо по всему пути следования грузовиков.  

Гости фестиваля едут домой на грузовике

© Олег Павленко/ТАСС

Кто-то приехал на фестиваль своими ходом. Например, Даниил Валеев преодолел 120 км из Казани на велосипеде. "Я всегда езжу везде на велосипеде. Дорога заняла часов семь с небольшим. Узнал про этот фестиваль, мне понравилась сама концепция места, которое in the middle of nowhere ("в середине ничего", англ. — прим. ТАСС), мне это импонирует, решил приехать", — рассказал он перед обратной дорогой.

Зачем это нужно

Как рассказал один из организаторов фестиваля, общественный куратор школы Сардаяла Роберт Федоров, одной из задач проведения мероприятия было показать местным жителям, что есть нового в сфере образования, культуры, искусства. "Вторая цель — показать людям еще неиспорченную глубинку и рассказать им, как живут местные жители, которые еще чтут языческие традиции. Основное же — это организовать диалог города и села, чтобы рождались новые проекты", — объяснил он.

Сергей Нугаев согласен с коллегой, тем более, что он видит высокую востребованность такой работы. За год поездок проекта по России они получили более 80 заявок: как приглашений приехать, так и просьб поделиться опытом. "Мы хотим придумать способ в этом "Туре 2.0", как ответить на эти запросы, чтобы все их закрыть", — объяснил он.

Жители Сардаяла на основной площадке фестиваля

© Олег Павленко/ТАСС

Одобряет работу проекта и власть. Глава Мари-Турекского района Марий Эл Сергей Решетов считает, что "жители таких небольших деревень, населенных пунктов порой чувствуют себя несколько оторванными от какой-то цивилизации, крупных проектов и городов. И когда люди увидят, что к ним приезжают из Москвы, Петербурга, Омска, Казани, они могут почувствовать некую причастность к миру, к кипящей жизни", — сказал Решетов.

Олег Павленко

tass.ru

Марийская свадьба - традиции, обряды и обычаи народа Марий Эл

Интересных марийских обрядов не мало, но самым значимым и удивительным среди них является свадьба. Любая самостоятельная этнографическая группа мари владела своими, особенными церемониями и обрядами при проведении свадеб. Однако, отличительных черт было гораздо меньше. Некоторые обычаи существуют и сегодня, их соблюдают и чтят. Цикл этого таинства разделен на три этапа (разделение носит чисто условный характер): предсвадебный, свадебный и время после свадьбы. Познакомимся с данными уникальными периодами.

Вопросами создания семьи для своих детей занимались исключительно родители. Молодые люди заключить брак, не получив на то согласие, не имели право. Когда сын достигал определенного возраста, отец и мать начинали подыскивать ему возлюбленную. Это могло затянуться на некоторое время. Оптимальным моментом юноши для вступления в брак считался возраст от 18 до 20 лет. Девушка могла быть старше жениха на три, четыре, а иногда, и пять лет. Такая разница обуславливалась рядом причин. Родители девушки не торопились выдать ее замуж, так как в хозяйстве она дольше могла принести пользу. Сына старались женить пораньше по тем же умозаключениям: в дом приходила дополнительная работница.

Содержание статьи

Предсвадебные мероприятия

К понравившейся девушке засылаются сваты. Перед тем, как посетить дом невесты, в семье жениха скрупулезно рассматривались условия предстоящего сватовства. Решался вопрос о том, какие подарки должна будет преподнести невеста всем родственникам жениха. С этой точки зрения, марийская свадьба — довольно недешевое мероприятие для стороны избранницы.

Наступает день, когда сваты приходят в дом нареченной. По традиции, они приносят свое угощение. Родителями девушки также накрываются столы. Девушке преподносят бокал вина, если она выпивает предложенный напиток, значит, она дала свое согласие на замужество.

Сватами предъявляются подготовленные и обговоренные условия праздничной церемонии. Официальная часть длится недолго, после чего начинается веселье, на которое приглашены родственники девушки. Веселятся довольно долго, одновременно регулируется вопрос о продолжительности и конкретного дня самого торжества. По древнему обычаю, марийская свадьба может быть дневной (с утра и до вечера), или ночной, когда празднество длится более суток. В семье невесты подготавливают многочисленные подарки для родных будущего мужа. родители жениха вместе с ним выбирают для молодой свадебное убранство, аксессуары и, непременно, кольцо.

Такая подготовка длится до трех месяцев.

Свадебное торжество

Пятница у марийцев считалась священным днем, поэтому свадьбы начинали играть именно в этот день. Этот обычай соблюдается и сегодня. Утром родителями жениха сообщалось о наступившем торжестве. Готовился традиционный свадебный поезд с большим количеством подвод. Особенностью этого состава было отсутствие девушек, а также матери молодого. Крестный отец нареченного возглавлял весь процесс. В его обязанности входило водить участников церемонии по селению, при этом угощать всех встречающих. В доме невесты, тем временем, готовились к встрече церемонии, о приближении которой оповещали барабанный бой и звуки гармони. Подруги нареченной, но, ни в коем случае, ни сестры, укладывали приданое в сундук и приступали к ее переодеванию. Свадебным нарядом был традиционное марийское платье, украшенное ручной вышивкой, кафтан (непременно черный). Завязывали пояс и передник. Украшения на новобрачную надевали только серебренные. Голову покрывали платком – символ того, что перед нами еще не жена.

Приезд свадебного поезда в дом родителей

Эту миссию возглавлял родственник со стороны девушки, обязательно, человек в возрасте. Невеста и подруга ее стояли от него по правую руку. По обычаю, в дом первыми входили дружка жениха, затем избранник и два сопровождающих родственника. Нареченному преподносили хлеб и соль, он принимал угощение и подходил к возлюбленной. Молодые после данного обряда уходили, при этом подруга невесты шла по ее следам, чтобы уберечь новобрачных от злых духов. Прибывшие гости преподносили подарки родителям и крестным. Благословив молодых, усаживали их за стол.

Проведя необходимые обряды в доме невесты, свадебный поезд отправлялся в обратный путь. По дороге он останавливался в определенном месте, где невесте меняли платок на головной убор, означавший совершившееся замужество.

У входа во двор родителей жениха также проводилась определенная церемония прохождения молодых и посаженной матери.

В доме девушки готовились к поездке к новым родственникам, и в тоже время происходил выкуп приданого невесты. Это было веселое мероприятие – усевшись на сундук молодой, ее младшие сестренки и братишки с удовольствием торговались. Закончив торги, процессия направлялась к дому жениха и везла множество подарков, предназначаемых для новоиспеченной родни. Подарки вручала молодая жена. После обязательных церемоний начиналась собственно бракосочетание с традиционным угощением, песнями и плясками.

Возвращающийся домой свадебный поезд невесты выходили провожать новоиспеченные муж и жена. Проводив гостей, супругов готовили к брачной ночи. Постель стелила крестная мать. Обязательным ритуалом было помещение под подушку мужских или женских предметов (от желания пола первенца).

Свадебный пир заканчивался, но сам церемониал с поздравлениями продолжался. Существовало множество обрядов, которые способствовали дружбе новых семей, приема невестки и созданию влюбленной пары.

Послесвадебный день

С пробуждением молодых отправляли в баню. Затем новоиспеченную жену вели к источнику, для поклонения богине воды. После завершения данной процедуры, молодая жена вновь дарила подарки и получала ответные дары. Наступал один из главных моментов для юной жены. Она демонстрировала свои хозяйственные навыки. Она должна была испечь блины и угостить ими гостей, которые наблюдали весь рабочий процесс. Затем молодые шли в гости к родственникам мужа, и каждое посещение сопровождалось традиционными обычаями. И только обойдя всех приглашающих (со стороны и мужа, и жены), молодым разрешалось принимать участие в праздничных мероприятиях. Венчались после проведения свадьбы. Так продолжалось долгие столетия.

Современная марийская свадьба

Сегодня 21 век, жизнь претерпела множество изменений в любых сферах. Коснулись перемены и самой марийской свадьбы. Современное торжество проводится в стиле веселого спектакля. Сегодня не устанавливаются ограничения в сроках ее проведения. Сватовство выглядит как встреча будущих родственников, не более, а калым и вовсе исчез. Однако, и сегодня суженная, как и в далеком прошлом, преподносит подарки новым родственникам. Присутствуют и магические обряды, которые совершаются в чисто игровой форме.

Сегодня марийская свадьба – это слияние старых и новых обычаев.

xwedding.ru

Изобразительное искусство СССР. Свадьба - Самое интересное в интернете — LiveJournal


Женившись, люди перестают жить друг для друга


Ермолин Рем Николаевич (Россия, 1926-2004) «На Усть-Цилемской свадьбе» 1976


Готгольдт Георгий Федорович (Россия, 1915 - 1977) «Свадьба» 1950



Воробьева Ирина Николаевна (Россия, 1932–1993) «В доме свадьба» 1969


Григорьев Игорь Павлович (Украина, 1934-1977) «Свадьба в Умани» 1969


Кугач Юрий Петрович (Россия, 1917-2013) «Свадьба»


Овчинников Николай Васильевич (Россия, 1918 - 2004) «На Родине. Свадьба в Шоршелах» 1966


Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович (1922, 1925) «Свадьба при луне» 1991


Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович (1922, 1925) «Свадьба в Дуброво» первый вариант


Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович (1922, 1925) «Свадьба в Дуброво» второй вариант


Туруновская Наталия Викторовна (Россия, 1954) «Вологодская свадьба» 1984


Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весілля. Свадьба» 1964


Мушаил Ханухович Мушаилов (Россия, 1942-2007) «Свадьба в дагестанском ауле»


Гончаренко (?) «Свадьба» 1970-е


Сандомирова Венера Николаевна (Россия, 1949) «Чебоксары. Деревенская свадьба» 1972


Тимофеев Василий Кириллович (Россия, 1891-1968) «Марийская свадьба»


Рябинский Евгений Владиславович (Россия, 1925-2002) «Сельская свадьба»


Ткачевы Сергей Петрович, Алексей Петрович (1922, 1925) «Свадьба»


Никифоров Иван Михайлович (Россия, 1897-1971) «Свадьба» 1970


Абдурахманов Надир Гамбарович (Азербайджан, 1925) «Свадьба»


Ломакин Олег Леонидович (Россия, 1924) «Свадьба морского офицера» 1960-е


Ломакин Олег Леонидович (Россия, 1924) «Солдатская свадьба» 1960-е


Неизвестный художник «Деревенская свадьба» 1970


Сысоев Николай Александрович (Россия, 1918-2001) «Свадьба» 1970


Пушков Борис Сергеевич (Россия, 1931) «Свадьба» 1969

slavikap-2.livejournal.com

Как проходит марийская свадьба?

Марийская свадьба - это самый примечательный из марийских обрядов.Именно на свадьбу марийцы надевают самые красивые одежды и украшения, поют народные песни и исполняют народные танцы, используют народные инструменты, готовят марийские блюда, по-марийски и молятся.Сама свадьба (сÿан) проходит в доме жениха и в доме невесты. Утром в день свадьбы родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд, который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники, представленные соответствующими свадебными чинами — сÿанвуй, кугу веҥе, пурашвате и другими. Девушек на эту церемонию никогда не брали.

Отец жениха мог также ехать за невестой, но мать обычно оставалась дома. Случалось, свадебный поезд собирался не в доме жениха, а у его крестного отца, если он из этой же деревни, или у дяди жениха.

Крестный отец получал свадебный чин сÿанвуй, которому обязывалось водить участников свадебного поезда по домам и угощать их, он являлся распорядителем, главой поезда.

В обязанность свадебных чинов пурашвате и пурашмарий, назначаемых родителями жениха, входило уберечь жениха и невесту.Пока свадебный поезд собирается в дорогу, двигается и останавливается в доме свата, в доме невесты идут соответствующие приготовления к встрече свадебного поезда: сбор невесты и подготовка подарков. Как только они услышат звук барабанного боя (тÿмыр йÿк) или мелодии гармони, то две подруги невесты начинают укладывать в сундук приданое. При исполнении этого обряда ни в коем случае не должны были присутствовать сестры невесты. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках. На крышке сундука оставляли ленточку, половина которой завязывается с внешней стороны в бантик. Лента предназначена для подруги невесты (ончыч шогышо) со стороны жениха.

Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья надевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ÿштö) и передник (запон). Кроме всего этого использовали набор серебряных украшений. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка, пока не принадлежащая и не зависящая от своего будущего мужа, и что еще не стала женой.

Встречает свадебный поезд так называемый торышт шинчыше — специально назначенный для этого обряда родственник невесты пожилого возраста. Невеста с подругой располагались по правую руку от него.

Первыми в дом невесты заходят: дружка жениха (изи веҥе), жених, пурашмарий и пурашвате. У моркинских марийцев дружку жениха называли наоборот — кугу веҥе (большой зять).

Отведав хлеб с солью, жених становится между невестой и ее пожилым родственником, сидевшим вначале за столом. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, ончыч шогышо (подруга невесты) должна идти по следам невесты. После этого жениха с невестой и ончыч шогышо отводят в специально отведенное для них помещение.Затем свадебный поезд возвращается в дом невесты. Все поезжане начинают собираться в обратный путь. В это же время собирают в дорогу невесту. Но прежде чем на нее надеть свадебный кафтан (сывын), угощали молодых парней-односельчан (ÿдыр арака йÿмаш). Исполняли этот обряд двоюродный брат, а иногда родной брат невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. Затем мать и отца невесты, а также ее крестных родителей, сажали за стол и одаривали подарками; следующими усаживались за стол жених и невеста, получая благословение от матери, отца и крестных родителей. Рядом с ними присаживались посаженная мать (пурашвате), которая под мышкой держит подушку, и подруга (ончыч шогышо). Все четверо они три раза обходят вокруг стола (по солнцу) и быстро направляются к переднему тарантасу. "Когда невеста выходит из родительского дома, чтобы ехать в дом жениха, она не сразу садится в экипаж жениха, три раза заносит ногу, чтобы сесть, и три раза отступает назад, до тех пор, пока к ней не подойдет распорядитель свадебного поезда и не ударит ее трижды кнутом".По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. Это означало, что с данного дня она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. С этим головным убором она уже больше не должна была расставаться. Далее свадебный поезд направлялся прямо к дому жениха, где уже все были готовы к встрече. У входа во двор на дорогу стелили старую овчину, а под нее клали железный предмет, через который должна была пройти эта тройка — посаженная мать и жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами.

Тем временем свадебный поезд снаряжали родственники невесты. Если свадебный поезд со стороны жениха называли сÿан, то этот назывался почеш толшо. Чтобы вести этот поезд к дому жениха, специально оставляли кого-то из родственников со стороны жениха. Он же должен был выкупать приданое невесты. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш, т.е. "сесть на сундук". Садились на этот сундук младшие братья или сестры и племянники невесты, которые назначали и сумму выкупа.

После выкупа приданого участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. По их прибытии выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и т.д. и приступали к угощению гостей. Здесь же происходило одаривание родственников жениха. Одаривали мать и отца жениха, братьев, снох, крестных, младших сестер и братьев, близких родственников и музыкантов. Предметами одариваний обычно являлись рубахи и вышитые полотенца.

Вручала подарки сама невеста. Поблагодарив за подарки, те дружно вставали и начинали пляс. Затем пускались в пляс родственники невесты. Они также обходили все дома, принимая угощение. Вернувшись в дом родителей жениха, участники свадьбы продолжали свадебный церемониал, исполняя песни.Завершив гулянье в деревне жениха, свадебный поезд отправлялся в обратный путь. В отдельных случаях участники его оказывали помощь молодым в устройстве их хозяйства, давая им домашнюю птицу, мелкий скот, зерно и т.п. Проводить родственников невесты выходили в первую очередь жених с невестой, а также близкие родственники жениха.

www.bolshoyvopros.ru

Марийский национальный костюм: selyanka1 — LiveJournal


Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые – Волго-Вятского района;
* восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.


Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК "Вятка"

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные - широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Женский костюм

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.


В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Свадебный наряд

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.

У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.

Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.


Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом


Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************

Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала : "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".


Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".


Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече - Марийская Пасха


Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?

selyanka1.livejournal.com

Ах, эта марийская свадьба пела и плясала

Рушник вместо обручальных колец и молитвы богу Солнца – всего в 200 километрах от Екатеринбурга продолжают чтить и соблюдать традиции. Марийцы – народ финно-угорской группы – празднуют свадьбу согласно всем правилам.

Молитву Солнцу Татьяна Дмитриева читает с особым усердием – надеется, что светило принесет счастье ее сыну и невестке. В семье марийцев свадьба, и невеста Марина уже наряжается. В народный костюм девушка облачается не в первый раз – она поет в марийском ансамбле, но сегодня наряд невесты будет особым. В традиционном марийском наряде около десяти элементов: фартук, пояс, дяга – издавна считалось, что яркие цвета и звон монет отпугивает нечистых духов, но главное, что отличает наряд от повседневного – этот платок, называемый солок – экземпляру более 250 лет. Его накинут невесте на плечо – с той стороны, где сердце.

Вместе с милым Марина отправляется на церемонию – через дорогу, в сельский клуб. Именно здесь была их первая с Дмитрием встреча. Марина и Дмитрий: «Я танцевала-пела, как артистка со сцены выступала, а он зрителем был, цветы дарить вышел. Каждому по цветочечку – так красиво!»

Из поклонника Дмитрий превратился в жениха – теперь на сцене они вдвоем. Не выступают, а вступают в брак по марийской традиции. Вместо привычных обручальных колец марийским новобрачным связывают руки рушником – теперь они действительно неразлучны. «Чтоб никто не залезал в их жизнь, никого не пускали в свою жизнь, и крепко завязаны были на всю жизнь этим полотенцем».

Тесную связь молодых можно увидеть и в народном творчестве. Взять, к примеру, традиционную свадебную куклу: у тряпичного жениха и льняной невесты рука общая. Ирина: «Жених с невестой на одной длинной руке, и если они должны быть вместе – то вот они вместе. У нас сейчас на машинах куклы по отдельности стоят – вот и распадаются семьи чаще!»

Песни и пожелания – все на марийском. За 200 лет в маленькой национальной деревушке почти ничего не изменилось. Эта по-настоящему марийская свадьба здесь далеко не последняя.

www.obltv.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов