Особенности армянской свадьбы


Армянская свадьба: платья, традиции, обряды

Армянская свадьба богата изобилием традиций, а большинство из них сохранились по сей день. Она отличается таинственностью ритуалов, радушием и веселыми гуляниями.

Как все начиналось

В Армении отношения будущих мужа и жены всегда начинались со сватовства. Сватовство у армян отличалось от других стран, так как всегда проходило таинственным образом. Сваты приходили в дом к невесте в темное время суток, чтобы никто не узнал об этом событии, если вдруг случится отказ. Считалось зазорным сразу же согласиться на предложение замужества. Тогда о невесте думали плохо, предполагая, что у нее есть существенные недостатки и отец хочет поскорее от нее избавиться.

Армянские обычаи сватовства в первый визит строились на псевдо отказе и полном отказе. К примеру, если родители невесты ссылались на решение дальнего родственника, который пребывал в отъезде, это означало, что в следующий визит можно будет получить согласие на свадьбу. Когда же родители указывали на чрезмерную молодость пары, положительного ответа не было смысла ждать.

Очень интересно у армян проходило деление невесты, если на ее руку было несколько претендентов. Все они собирались в условленный вечер в доме девушки, садились за стол и на середину выкладывали свои подарки. Будущая невеста не имела права голоса, ей разрешалось только лишь изъясняться жестами. От девушки требовалось выбрать понравившийся подарок, после чего даритель становился ее женихом. Но чаще всего девушки заблаговременно договаривались о предмете подарка и знали, что подарит их настоящий любимый.

Армянское сватовство включало в себя разделение хлеба между отцами жениха и невесты. Для этого пекли лаваш, а потом скручивали его в виде свитка. Родителям предстояло разорвать этот хлеб на части, что означало единение семей и начало их родства. Во время этой церемонии всегда присутствовал священник, который стоял между отцами и благословлял их на дружбу и приязнь.

Сватовство по армянским традициям предполагало и третий визит сватов. Это был день назначения помолвки. По-армянски ее называют «хоскап», то есть скрепление словом. Она представляла собой мини свадьбу, которую проводили в узком кругу в доме невесты. Армянская помолвка состояла из небольшого застолья и обряда подношения подарков, которые предназначались невесте и ее матери. Среди них были и ювелирные изделия, но традиция подносить обручальное кольцо с бриллиантом появилась лишь в середине прошлого столетия.

Помолвка у армян считалась отправной точкой для свадебного приготовления. С этого момента молодых разлучали и не разрешали видеться до наступления свадьбы. Но молодежь была хитрой и находчивой, так как обручение армянских новобрачных могло затянуться не на одну неделю. Жених зачастую пробирался к невесте через окно или балкон, и с разрешения ее матери, мог находиться в комнате молодой. Они могли разговаривать и видеть друг друга, но дотрагиваться жениху к невесте было запрещено.

Подготовка к венчанию

За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.

В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.

Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.

На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.

Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.

Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.

Свадебная церемония

Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.

Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.

Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.

Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.

Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.

Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.

За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.

Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.

story-wedding.ru

Как армяне праздновали свадьбу в XIX веке

Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически и девичьего головного убора женскими — глоха капел (букв.: повязать голову): на место девичьего платка приходил традиционный сложный убор замужней женщины. Лицо невесты закрывали вуалью. Пояс повязывал ей кавор и, слегка ударяя по спине, выражал пожелания здоровья, счастливого материнства.

После того как невеста была одета, жених и невеста отправлялись в церковь венчаться. По дороге в церковь впереди свадебной процессии шли музыканты, за ними тойбаши с высоко поднятым «знаменем» — цветным платком, привязанным к концу длинного шеста, за ними шли жених и невеста, которых называли тагавор («царь», «венценосец») и тагуи («царица», «венценосица»). Они держались рядом, он — с левой, она — с правой стороны. Рядом с женихом шел кавор, рядом с невестой — hарснакуйр. Их плотным кольцом окружали макары со свечами или факелами в руках. Позади процессии шли гости. Шествие сопровождалось песнями и плясками. Весь этот шум должен был отгонять злых духов. У церкви стража из макаров внимательно следила, чтобы никто не посмел бросить камень на крышу церкви и тем самым навлечь на молодую бесплодие. С той же целью подружки невесты, тесно обступив ее в церкви, оберегали от некой злой женщины, которая вознамерилась бы вшить ей нитку в подол. Тойбаши передавал священнику четки сельского старосты в знак того, что с его стороны имеется согласие на венчание этой молодой пары.

В церкви священник повязывал жениху на шею, а невесте на правую руку выше кисти нарот — шнур, свитый из зеленой и красной нитей, и скреплял концы его воском от своей свечи. До снятия нарота (а это мог сделать только священник с чтением молитвы на следующий день вечером) они не имели права взойти на брачное ложе.

Из церкви новобрачные либо шли рядом, либо чаще молодая немного отставала от мужа, держась за конец платка, привязанного к его поясу. Рядом с ними с одной стороны шел кавор, с другой — hарснакуйр. Так свадебная процессия направляется к дому родителей невесты. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, полагалось возвращаться другой дорогой. Шествие вновь сопровождалось громкими песнями и плясками. По пути родственники молодых, а также кавора выносили из своих домов подносы со сладостями, фруктами, курами, пловом, яичницей, угощали всех вином и водкой, жениха и невесту одаривали платками. После непродолжительных пиршеств, сопровождаемых плясками и шутками, свадебная процессия возвращалась в дом невесты, где ее родители (они не присутствовали в церкви во время венчания) ждали всех с «тронным обедом».

Молодая опят уходила за занавес, где ее окружали дети (в знак пожелания ей детей). По обычаю, за стол сначала садились мужчины, потом женщины. Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пиршество сопровождалось песнями, плясками в доме и во дворе и длилось несколько часов. Затем обычно устраивали канч (букв.: клич, зов), то есть сбор денег. В доме молодой в нем участвовали только женщины. Собранная сумма передавалась ее матери.

Когда гости расходились и оставались только молодой, кавор, песахпер, макары, а также близкие родственники новобрачной, начиналась демонстрация ее приданого, которое затем отправляли в дом жениха.

В воскресенье наступал кульминационный момент свадьбы, когда невесту провожали в дом жениха. В этот день в обоих домах вновь собирались гости. После небольшого угощения в доме жениха он, его отец и близкие родственники шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал ее отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро, пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь ее как «свет своих очей». Обряд прощания невесты с родительским домом сопровождался особой грустной мелодией. Прощаясь с домом, молодая целовала руку отцу и матери, молодой — всем ее родным. Особым ритуалом сопровождалось прощание с домашним очагом. Трижды обойдя вокруг него, молодожены целовали его края.

www.armmuseum.ru

Свадьба по-армянски: традиции и современность

Человек, хотя бы раз побывавший на армянской свадьбе, не забудет это уникальное действо никогда

ЕРЕВАН, 17 авг – Sputnik. Одним из наиболее радостных и важных событий в жизни практически всех народов мира является свадьба, которую армяне любят отмечать с особым размахом и пышностью. Армянская свадьба – это яркий и красочный праздник, полный песен, танцев, традиционных обрядов и красноречивых тостов.

Однозначно можно сказать, что человек, хотя бы раз побывавший на армянской свадьбе, не забудет это уникальное действо никогда.

Чтобы узнать, насколько западные веяния повлияли на старые армянские свадебные традиции, и как современные пары предпочитают праздновать лучший день в своей жизни, мы решили побеседовать с этнологом Гаяне Шагоян.

“В целом, армянские свадебные традиции можно разделить на три этапа: традиционная свадьба в 19 веке (так как у нас нет конкретных сведений о свадьбах, организуемых до этого времени), свадьба советского периода и свадебное торжество периода независимости Армении”, — сказала Шагоян.

Она отметила, что, в целом, сегодня элементы традиционных свадебных обрядов сохраняются и воспроизводятся.

“Понятие «белой свадьбы», которое мы сегодня наблюдаем, и которое сформировалось в 19 веке в Европе, пришло в Армению из России в советский период после Второй мировой войны. Основным компонентом такой свадьбы является белый свадебный наряд”, — добавила Шагоян.

По словам этнолога, именно тогда поменялась система распределения свадебного пира и его организации.

“Например, согласно традиционным обычаям армянской свадьбы мужчины и женщины должны сидеть раздельно, а невеста не допускается к свадебному столу, для нее выделяется отдельная комната. Невеста получила “право” участвовать в пиршестве лишь в советский период”,  — отметила она.

Из сохранившихся до наших дней анахроничных свадебных ритуалов этнолог отметила встречу невесты с матерью жениха у порога его дома, где на плечи молодоженам кладутся лаваши, а самих супругов кормят медом.

“Вообще весь этот комплекс обрядов, совершаемых у порога дома жениха – разбивание тарелок, кормление медом, является наиболее древними армянскими свадебными ритуалами”, — сказала Шагоян.

“Другой достаточно архаичный ритуал  — это приношение в жертву вола, который сейчас очень редко встречается. Сегодня этот обряд можно наблюдать лишь в некоторых армянских селах”, — добавила этнолог.

Возвращаясь к теме современной армянской свадьбы, Шагоян отметила, что на церемониальные традиции, в первую очередь, повлияла коммерциализация, в частности, празднование свадьбы в ресторане. Это, по ее мнению, серьезно изменило всю организацию и ритуальный процесс свадебного торжества.

В этой связи она пояснила, что некоторые коммерческие структуры берут на себя все заботы по организации свадьбы и обслуживанию торжественного застолья.

“Иногда они предлагают практически полный пакет услуг: ресторан обеспечивает не только свадебное меню, но и музыку и услуги ведущего, который на армянской свадьбе считался важной фигурой», — подчеркнула этнолог.

По словам этнолога, свадьба сегодня остается традиционной ровно настолько, насколько конкретная семья продолжает соблюдать патриархальные устои.

“Однако все сильно меняется, если молодожены самостоятельно определяют все финансовые и организационные вопросы”, — добавила Шагоян.

Она отметила, что чем дальше, тем рамки свадебных традиций в Армении становятся все более размытыми.

«Однако можно сказать, что армянская свадьба продолжает оставаться достаточно консервативной», — добавила Шагоян.

ru.armeniasputnik.am

что нам пора узнать о настоящей армянской свадьбе

Каждая девушка мечтает о красивой свадьбе. А какова она в представлении большинства современных армянок? Перечислим несколько критериев этой "идеальной" свадьбы: огромный светлый зал, весь украшенный цветами, громкая, подчас буквально оглушительная музыка почти постоянно в стиле рабис, ведущий с неизменной "свадебной" программой, в которой только имена меняются, ну и, конечно же, торт в несколько этажей, большая часть которого — бутафория.

Даже при наличии всех этих атрибутов нельзя утверждать наверняка, что жених с невестой действительно наслаждаются торжеством, как, впрочем, и гости. Может поэтому многие молодые пары сегодня ищут альтернативу, а некоторые кидают взор в сторону национальных традиций.

Свадьба как народная сказка

Востоковед Айк Ераносян и экономист Сирарпи Леране Ходжабагян рискнули… Рискнули справить свадьбу не как все, а по традициям Сюникской области Армении, откуда родом они оба.

"Мы хотели понять, что представляет собой традиционная армянская свадьба, и каким образом можно ее организовать", — говорит в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Айк.

Задача оказалась не из легких, а точнее – весьма сложной, ведь в осуществлении задумки паре не могла оказать помощь ни одна организация. Словом, для молодых людей это был настоящий челендж, однако они решили не отступать. Около двух лет потребовалось для того, чтобы изучить все необходимые материалы и воплотить эту весьма амбициозную идею в жизнь. Однако, как говорится, игра стоила свеч.

"Предпочитал брюнеток, полюбил блондинку" — откровения армянского борца>>

"После многие из наших гостей признавались, что теперь с трудом принимают участие в других свадебных торжествах", — с улыбкой замечает Сирарпи.

А как же все было? Свадебному салону с невыносимо громкой музыкой молодожены предпочли живописную деревушку, затерянную в горах Сюника – празднество проходило под открытым небом. Вместо одного дня веселье длилось целых три с соблюдением всех важных обрядов национальной армянской свадьбы.

Жених с невестой, как и все гости (почти 300 человек), были одеты в национальные костюмы – таразы. Словом, свадьба была без пятиэтажного торта (его заменила большая пахлава с медом), без фейверков и салютов, но превратилась в настоящее народное гуляние, о котором мы знали только из книг.

Нетривиальная альтернатива

Имея такой опыт за плечами, Айк и Сирарпи решили сами заняться организацией оригинальных свадебных торжеств, основав компанию TonirWeddingVillage.

Идея в том, чтобы предоставить молодым возможность сыграть трехдневную свадьбу по древним армянским традициям в живописной деревне Вагатин (недалеко от известного монастыря Воротнаванк) в Сюникской области.

"Разумеется, не все старинные обычаи приемлемы сегодня. К примеру, среди большинства западных армян, которые жили бок о бок с турками, принято было давать выкуп за невесту (в переводе с армянского – "глхагин" — ред.). Обычно за девушку платили золотом, а в некоторых местах – домашними животными. Причем для того, чтобы определить размер выкупа, невесту сначала взвешивали – чем полнее, тем дороже. А кое-что из старинных обычаев мы адаптировали к современным реалиям, но есть правила, которые следует строго соблюдать, в том числе и религиозные обряды. Кстати, выполняются они все три дня, а не 30-40 минут, как это происходит сейчас", — рассказывает Айк.

Московский шеф об армяно-азербайджанских баттлах и самой странной кухне в мире>>

В свою очередь Сирарпи добавляет, что в стремлении адаптировать традиции очень важно не исказить их.

"Мы хотим восстановить армянские свадебные традиции, но ни в коем случае не коверкать их, у нас нет на это права. Мы работаем с этнографами, искусствоведами музыковедами, ведь запутаться в данном деле очень легко. Кстати, это еще одна задача TonirWeddingVillage – обеспечить работой людей, специальность которых не очень востребована в современном мире", — говорит она.

  • Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

  • Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян и Сирарпи Леране Ходжабагян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

  • Армянская традиционная свадьба. Сирарпи Леране Ходжабагян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

1 / 3

Из личного архива С.Л.Ходжабагян

Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян

Сирарпи также отмечает, что нынче, в силу недостатка информации и поверхностного отношения к делу, истинные обычаи нередко искажаются.

"Необходимо уделять огромное внимание именно деталям. К примеру, на нашей свадьбе мы говорили, что незамужние девушки не могут завязывать пояс или фартук, или же, сейчас часто шьют таразы и путают при этом их узоры и орнаменты. В итоге на платье невесты появляется узор, характерный для надгробного камня. Это неправильно, есть правила, которые нельзя нарушать, поэтому следует быть очень осторожными", — говорит девушка.

В этом деле молодые люди выступают лишь организаторами, которые координируют процесс, остальными же вопросами занимаются именно специалисты сферы. Прежде чем начать работать с той или иной парой, Айк и Сирарпи сначала изучают обычаи именно той местности, откуда родом жених и невеста.

"Несмотря на то, что сегодня наши свадьбы довольно однообразны, армянские венчальные традиции очень богаты и разнообразны, и каждый регион имеет свои особенности. К примеру, к нам обратилась пара: молодой человек был родом из Сасуна (ныне находится на территории Турции – ред.). И он был сильно удивлен, узнав о том, что костюм жениха в этой области белого цвета. То есть там принято было демонстрировать нравственную чистоту жениха. Платье невесты же было ярким и разноцветным. Дело в том, что невесте не нужно было облачаться в белое, чтобы показывать свою нравственную чистоту, поскольку это само собой подразумевалось", — говорит Айк.

Армянские невестки: топ-5 иностранок, укравших сердца известных армян>>

В целом, добавляет Сирарпи, самые популярные свадебные цвета – красный, зеленый и белый. Во многих областях невеста наряжалась в красное. Во-первых, этот цвет был очень популярен в связи с вордан кармир (краска, получаемая из араратской кошенили – ред.). Красный также символизировал плодородие. Кроме того, люди верили, что он защищает от сглаза.

В заключение добавим лишь, что армянская традиционная свадьба, безусловно, является достойной альтернативой современной ее версии. И если кому-то наскучило однообразие, всегда можно устроить интересный и красочный праздник по народным обрядам и преданиям.

ru.armeniasputnik.am

Брак и обряды свадебного цикла — Армянский музей Москвы и культуры наций

При вступлении в брак действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и предписаниями церкви. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а иногда и до седьмого колена.

Строгим препятствием к браку было искусственное родство. Усыновленный гердастаном (патриархальные семейные общины, объединявшие до пятидесяти и более родственников нескольких поколений) не права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства и посестризма.

Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн). Кумовство нередко считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи запрещались не только с представителями семьи кума, но и между потомками кумовьев.

Брачный круг, как правило, был ограничен и территориально. Соблюдение локальной эндогамии было обусловлено социально-экономическими причинами. Не поощрялись также браки меду городскими и сельскими жителями, а также неравные в социальном отношении браки.

Традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв.: цена невесты, цена головы). Первоначально выкуп включал определенный набор продуктов, а также различные подарки невесте и ее близким родственникам. Позднее, с развитием денежных отношений, род жениха стал выплачивать за невесту также и определенную денежную сумму.

Переговоры родителей жениха и невесты об условиях выкупа за невесту обычно происходили за несколько дней до свадьбы в доме отца невесты в присутствии близких родственников с обеих сторон, сельского старшины, священника и крестного отца. Зачастую эти переговоры принимали характер откровенного торга, что нашло отражение даже в их названиях, например: тур ев ар («дай и возьми»), галан ктрел («определить выкуп»), джанапар днелу («установить дорогу»), ктрвацк («условие»).

В переговоры также входило составление списка предметов, которые отец должен был дать дочери в приданое. В состав традиционного приданого армянской невесты входили постель, ковер, сумка хурджин, посуда, одежда, украшения (в основном серебряные), предметы туалета, сундук и мафраш (ковровый сундук) для хранения приданого. В приданое также входили свадебные подарки, в частности, со стороны родственников жениха.

Другим, гораздо менее распространенным был способ заключения брака путем похищения невесты, главным образом в форме увода, то есть согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. К похищению прибегали в основном из-за невозможности заплатить выкуп за невесту, из-за разницы социального положения семей юноши и девушки, из-за отказа со стороны родителей девушки.

В прошлом браки обычно заключались очень рано. Хотя Армянская церковь в XIX веке руководствовалась российским законодательством, установившим для жителей Кавказского края возраст для жениха 15 лет, а для невесты — 13 лет, в крестьянском быту, по свидетельствам очевидцев, нередко встречались браки, заключенные и в более раннем возрасте, например, между 13–14-летним юношей и 11–13-летней девушкой.

www.armmuseum.ru

Особенности армянской свадьбы, или Что удивило российского блогера в Армении 

«Культурица» — это первый международный квест, в котором блогеры из Болгарии, Казахстана, Беларуси, Армении и Азербайджана знакомятся с Тюменью. Местные же блогеры, в свою очередь, отправляются в страны гостей-иностранцев.

Шоумен, радиоведущий, промоутер, трэвел-блогер Иван Крылов, который побывал уже в 25 странах, провел в Армении четыре дня. О том, что восхитило его больше всего в нашей стране, Иван рассказал в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лилит Арутюнян.

— Иван, это ваш первый визит в Армению?

— Да, первый, но точно не последний!

— В блоге вы писали о том, чтобы подписчики голосовали за Армению. Что вы знали о стране до приезда сюда?

— У меня много друзей-армян в Тюмени. Они очень душевные, и когда ты смотришь на них, то понимаешь, какие традиции у этого народа, какая культура. Естественно, тебе хочется соприкоснуться ко этому всему.

Я занимаюсь проведением мероприятий, и мне довелось побывать на армянских свадьбах в Тюмени… У меня, по большому счету, было две мечты — увидеть озеро Севан, а также попробовать севанскую форель и побывать на свадьбе в Армении. За эти четыре дня у меня осуществились обе мечты.

Я знал, что здесь тепло, поэтому просил читателей проголосовать за Армению, чтобы выбраться их холодной Тюмени.

— Как вам армянская свадьба?

— Один наш знакомый сказал фразу, которую я надолго запомню (улыбается). Она отражает все мое представление об этом торжестве. «Армянская свадьба — это победа еды над разумом. А армянский Новый год — победа еды над страной» (смеется). Сначала один слой еды, потом второй, потом третий, и когда ты уже абсолютно сыт, тебе говорят: «Мой друг! Танцуй!».

А если серьезно, меня особо восхищает в южных, кавказских свадьбах именно веселье, которое начинается с первой же минуты. Люди приходят повеселиться. Что бы ни было на столе, какой бы дорогущий коньяк ни лился, какой бы вкусной ни была баранина, гости пришли, в первую очередь, повеселиться. И они будут петь, танцевать, много разговаривать…

— А про Севан тоже друзья рассказали?

— Да, сказали, что обязательно нужно посетить древний храм, съездить на озеро Севан, попробовать форель. Кстати, еще я попробовал севанский сиг — от него просто не оторваться! Ну, очень вкусный…

— Какими были представления до приезда сюда, и какие у вас сейчас впечатления?

— Впечатления и представления полностью сошлись. По правде, в некоторых моментах страна даже превзошла мои ожидания. Армянское гостеприимство, действительно, выше всяких похвал, я не ожидал такого. То есть, я знал, что в Кавказском регионе очень гостеприимные люди, но не знал, что настолько.

— Где успели побывать?

— Согласно правилам проекта, я должен был гулять в пределах одного города, то есть, Еревана, но мы немножко схитрили: поехали также на Севан и в Гюмри — культурную столицу Армении. Это соответствует тематике проекта.

Гюмри. Культурная столица, Второй по величине город Армении и как это часто бывает — «отдельное государство». Как Петербург в России, как Одесса на Украине, как Барселона в Испании) здесь свой диалект и у каждого известного человека или здания есть прозвище которое ещё нужно заслужить. Даже моё имя во всей Армении звучит как Ованес (Овик), но в Гюмри — «Оно», с ударением на первую «О». Город армянского юмора и город чемпионов. Именно здесь родился Фрунзик Мкртчян (Армянин из Мимино) и два из трёх олимпийских чемпионов Армении. Именно здесь находится 102-я Российская военная база и именно здесь варят лучшее армянское пиво Alexandropol. (последние два пункта никак не связаны между собой 😉) Несколько правил для тех кто соберётся в Гюмри: 1. Пробуй всё, что поставили на стол. (Особенно Севанский Сиг) 2. Не спрашивай какая здесь главная достопримечательность, потому что начнется спор который может перерасти в гражданскую войну 🤷🏼‍♂️. И 3 пункт (самый важный) — никогда и ни при каких обстоятельствах не хвали Ереван 😂. Потому что в Гюмри всё лучше, чем в Ереване. И даже статуя «Мать Армения», копия Ереванской, всё равно лучше, потому что в Гюмри. Ты поймёшь эту суть, когда тебя отправят домой на Мерседесе, а не на Приоре в которой ты приехал, потому что даже такси в Гюмри должно быть лучше, чем в Ереване 😉 #Гюмри #Армения #моятерритория72 #Культурица

A post shared by Иван Крылов (@krilovtmn) on Sep 27, 2017 at 12:26am PDT В Ереване посетили завод-музей ковроткачества Megerian Carpet, центр креативных технологий «ТУМО», офис компании PicsArt. То есть, знакомство происходит не только с историческим наследием страны, но также его настоящим и даже будущим.

Кроме того, я неплохо познакомился также с армянской кухней. Узнал, что традиционная толма готовится не из фарша, а из измельченных кусочков мяса.

— Я знаю, что здесь вас называют Ованес Тевян. Это специальный ход?

— Нет, это произошло совершенно случайно (смеется). Я представился — Иван, и мне сказали: «То есть, Овик, Ованес». Спрашиваю, а как фамилия будет: «Ну, раз Крылов, значит, Тевян, поскольку „крыло“ на армянском звучит как „тев“, — отвечают мои новые приятели из Еревана.

— Опишите самый запоминающийся момент вашей поездки.

— Он связан с гостеприимством… Из Севана мы ехали обратно автостопом. Остановили машину. Как-то очень горячо разговорились с водителем. Оказалось, что он работает в сфере туризма, потом выяснилось, что он также преподает в Российско-армянском университете. Очень грамотный человек. Он довез нас прямо до отеля, чего я совсем не ожидал… Затем попросил бумагу и от руки выписал нам сертификат: всех нас троих (меня и двух моих спутников в Армении) приглашает на два дня в загородный туристический дом в Дилижане, совладельцем которого он является.

»Приезжайте на пару дней погостить у нас, будете моими гостями", — сказал преподаватель.

Знаете, люди, они всегда «создают» страну. Ты всегда судишь о стране именно по людям, по их отношению к тебе. Настолько открытых людей, как здесь, я, конечно, не встречал.

— Назовите несколько пунктов, почему стоит посетить Армению?

— Здесь тепло (улыбается). Для человека из Сибири это очень важно! Очень недорого: чек в ресторане в разы меньше, чем в России. Доступный транспорт. Много интересных мест, ну и, конечно же, прозрачная вода Севана, обязательно нужно хоть раз окунуться в нее. В действительности, мы мало знаем об Армении. Если меня спросят: «Стоит ли посетить эту страну?», я отвечу: «Однозначно, стоит. Это будет очень интересно и весьма недорого».

news.rambler.ru

Танец-шабаш и мытье головы. Особенности национальных свадеб | ОБЩЕСТВО: Событие | ОБЩЕСТВО

В Волгоградской области проживает 130 национальностей. Их самобытная культура делает наш регион богаче. Прежде всего это видно по обрядам бракосочетания. И радует, что сейчас многие молодые пары «черпают идеи из прошлого» и играют свадьбы в старинных народных традициях. «АиФ-НП» рассказывает о нескольких популярных в области обрядах.

Казачья свадьба 

Волгоградская область носит звание колыбели российского казачества. На берегах Дона представители этого сословия являли пример беззаветного служения Родине. И сегодня мы видим активное возрождение их самобытной культуры. Подвижники, люди творческие, талантливые, по воспоминаниям долгожителей, архивным сведениям по крупицам восстановили донскую свадьбу - самый красочный обряд казаков.

«Казачья свадьба - понятие многогранное. Свадебная драматургия создавалась в течение многих столетий, - рассказывает заслуженный работник культуры РФ Ольга Никитенко, профессор, зав. кафедрой традиционной культуры ВГИИК. - Практически в каждой станице имелись свои интересные обычаи и традиции. Но в общих чертах казачья свадьба - это отражение русского обряда, включающая сватовство, девичник у невесты и прощальный вечер у жениха, сборы и подготовка к венчанию… В то же время казачьи свадьбы имеют свою изюминку. Только у казаков после обряда венчания на выходе из церкви  молодожёнов встречают «воротами» из шашек, которые казаки держат под углом, и молодые супруги должны под ними пройти. Свадебная казачья игра изобилует уличными комическими представлениями. Например, на второй день свадьбы сваху катали в корыте, ей привязывали к юбке длинную ленту из разных тряпок. Под музыку она бегала по двору, и в определённый момент новоиспечённый зять наступал на «хвост» и отрывал его. Это символизировало, что девушка оторвалась от мамкиной юбки. Казаки не просто пекли для встречи молодых традиционный пышный каравай, но и втыкали в него хворостинки с различными пожеланиями, и предназначались эти шутливые записочки не только для виновников торжества, но и для всех гостей. Но самая главная особенность донской казачьей свадьбы - это поэтичность и песенность. Все этапы, все ритуалы свадебного действия проходят под  песни, соответствующие именно этому моменту». 

Потомственная казачка, заслуженный работник культуры РФ, заведующая Алексеевским краеведческим музеем, руководитель фольклорного ансамбля «Горница» Валентина Кубракова много лет собирала по хуторам и станицам Кумылженского и Алексеевского районов старинные казачьи песни, записывала воспоминания  местных долгожителей о том, как и под какие песни в старину играли казачьи свадьбы. Собранный материал лёг в основу сценария казачьего свадебного обряда. 

«С ансамблем «Горница» мы показываем, как молодые знакомились, сватались, венчались… Свой рассказ о свадебном обряде я начинаю с того, что подчёркиваю, как юноши и девушки с рождения готовились к семейной жизни. Мальчишки учились у отцов и дедов военному мастерству, а девочки должны были уметь рукодельничать, готовить, за порядком в доме смотреть, с младшенькими нянчиться и в лекарственных травах знать толк. И в чужую семью девушка входила подготовленной хозяйкой, воспитанной в лучших казачьих традициях и с иконой, которую ей в день венчания дарила её мать», - рассказывает Кубракова.

На казачьей свадьбе было много песен, шуток и танцев. Фото: Из личного архива/ Мария Доронина

Молодую казачку под старинные обрядовые песни готовили к венчанию. Крёстная мать читала «Отче наш», завязывала на суровой нитке 40 узелков, а затем повязывала этот поясок-оберег на талии невесты. Подружки невесты под лирические песни причёсывали девушку, плели ей косы. 

«Под каждый этап обряда есть своя песня. Все они грустные. «Опевание невесты» (не путайте с отпеванием) по-казачьи происходит лирично. Когда девушка одета, причёсана, на голову ей надевали веночек с восковыми цветами как символ скоротечности детства и отрочества. Готовую к обряду венчания невесту благословляли родители, и мать вручала ей икону, с которой она должна была войти в новый дом, в чужую семью. А затем приезжал жених, с которого родственники и гости со стороны невесты требовали выкуп, потом свадебный кортеж направлялся в церковь», - продолжает Кубракова.

Музейные уроки свадебных обрядов вызывают большой интерес у молодёжи. Да и сам ансамбль «Горница» часто приглашают на свадьбы, просят провести обряд опевания, хотят, чтобы звучала не попса, а душевная народная музыка.

Последнее время интерес к Волгоградской области, где подвижники возрождают старинные казачьи традиции, растёт.

«Мы один из немногих регионов в стране, где проводятся этнографические экспедиции, собран колоссальный культурный материал, который сейчас мы начинаем анализировать и систематизировать. К нам  едут изучать историю донского казачества люди со всей страны. Я 35 лет занимаюсь песенным казачьим наследием, и такого интереса, как в последние годы, не наблюдала, - говорит Ольга Никитенко. - Нам нужно, чтобы эта искра народного интереса не угасла. Мы мечтаем о создании в нашей области центра казачьей культуры, который бы объединил всех энтузиастов. У каждого из нас огромный багаж фольклорного наследия наших  предков. И наша главная задача - донести это богатство до наших потомков, чтобы помнили, знали, гордились своей культурой». 

Национальные особенности

  • Пирог с пожеланиями
  • Ворота из шашек
  • Катание свахи в корыте 
  • В день венчания мать дарила невесте икону
  • На невесту надевали веночек
  • Выкуп с жениха

Армянская свадьба

Летом прошлого года Арусяк Акопян, выпускница ВолГУ, заместитель президента организации Волгоградской ассоциации армянской молодёжи, вышла замуж за помощника бурильщика одного из волгоградских предприятий Гургена Мкртчяна. Онирешили организовать свадьбу по старинным традициям.

«За многовековую историю армянского народа сложились традиции празднования свадеб. Сотни лет, как бы ни менялись обстоятельства, как бы далеко от исторической родины ни жила армянская семья, она старается сохранять обычаи», - говорит Арусяк.

Армянская свадьба - это красивый обряд, который делится на несколько этапов. 

Первый этап - это сватовство. Второй этап - обручение. Родители жениха вместе с кавором (крёстный свадьбы - мужчина, выбранный со стороны жениха) с дарами, золотым кольцом и коньяком приходят в дом невесты. Родственники и родители девушки встречают гостей, садятся за стол, и тогда мужчина (либо отец, либо кавор) начинает разговор об обручении, при этом ставит на стол коньяк. И отец невесты тоже должен поставить на стол коньяк. Пока мужчины обговаривают детали обручения, невеста сидит в одной из комнат. И только после того как все вопросы решены, отец невесты либо её брат выводят девушку к гостям. А далее следует сама церемония обручения - в присутствии родственников жених надевает кольцо невесте, вручает дары. 

Третий этап - свадьба. Праздник может длиться и два, и три дня, и даже неделю - в зависимости от материальных возможностей молодожёнов и их родственников. Одним из самых важных и символичных обрядов является очищение: и жених, и невеста должны искупаться перед торжеством.

Во время танца невесте дарят деньги - это называется шабаш. Фото: Из личного архива/ Арусяк Акопян

В день свадьбы жених вместе с родителями, родственниками едет в дом кавора. Оттуда с собранными для невесты сини (корзинами с подарками) они направляются в дом невесты. Их встречают сёстры и подруги невесты, держа в руках гату - выпечку со сладкой начинкой. Танцуя, они передают гату будущим родственникам и забирают сини. Затем гости и жених с невестой едут в дом к жениху, где молодожёнов встречает свекровь. Чтобы у молодых был достаток в доме, свекровь перекидывает через их плечи по лавашу, сыплет им на голову изюм, конфеты, орехи. Затем угощает мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой. На пороге жених и невеста разбивают ногой по тарелке и переступают через осколки. По поверью исполнение этого ритуала сулит длинную жизнь без ссор.

«В наше время невеста находится рядом с женихом среди гостей, а в старину всё торжество она стояла в углу комнаты среди амулетов от сглаза и порчи. На собственной свадьбе ей не позволялось ни говорить, ни есть, ни пить. И только в разгар торжества невеста выходила в центр зала, чтобы показать традиционный танец. В этот момент вокруг неё танцуют гости и кладут ей в руки деньги - это называется шабаш», - рассказала Арусяк.

Четвёртый этап - послесвадебный ритуал. После первой брачной ночи родственницы мужа приходят удостовериться в невинности невесты. Дарят молодой супруге яблоко, в которое вставлены серебряные монеты, а её матери отправляли курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяк. По древней традиции после свадьбы мать могла увидеться с дочерью лишь в первую субботу после торжества. Она приносила замужней дочери повседневную одежду и обязательно расчёску и мыло для ритуала мытья головы новобрачной. 

Кроме того, новобрачные совершали ещё один ритуал - взявшись за руки, перепрыгивали через костёр. Сейчас этот обычай празднуется армянами как день всех влюблённых в феврале и называется трендез.

Национальные особенности

  • Обряд очищения перед свадьбой 
  • Посыпание новобрачных изюмом, конфетами, орехами на счастье 
  • Угощение новобрачных мёдом 
  • Танец-шабаш 
  • Обряд мытья головы невесты 
  • Прыжок молодых через костёр

Корейская свадьба 

Свадьбы с национальным колоритом в корейской диаспоре региона не редкость. Но Волгоградский корейский центр «Миринэ» расширил круг приглашённых до масштабов региона. Участники центра «Миринэ» сделали постановку корейской свадьбы и продемонстрировали ритуал на одном из фестивалей.

«В старину брак между молодыми людьми устраивался родителями. «Чунмэ», или «женитьба по сговору», начиналась с переговоров. Вначале семьи занимались исследованием «четырёх столпов» молодой пары - это год, месяц, день и час рождения. Если эти столпы положительны, значит, брак будет удачным», - пояснил руководитель центра «Миринэ» Игорь Ким.

Невеста должна была доказать, что она хорошая хозяйка. Ей приносили живую курицу и рис для того, чтобы за два часа она приготовила прозрачный бульон и сварила рис.

Церемония помолвки проводилась в доме невесты. Сначала шел обмен подарками. Семье девушки вручался лист белой рисовой бумаги, на котором были записаны четыре столпа юноши. Затем, согласно особому календарю, с учётом четырёх столпов для новобрачных назначался день свадьбы.

В день свадьбы гости собирались в доме невесты. Во дворе устанавливался церемониальный стол, на который ставились курица и петух, в их клювы вкладывали красный горький перец. В корейской культуре петух - символ рождения новой семьи. Кроме того, его крик на рассвете отгоняет злых духов, а значит, новая семья будет защищена от нечистой силы. В Корее курица является также символом семейного плодородия. А красный перец в клювах означал залог богатства и благополучия будущей семьи и пожелание рождения наследника. Птиц заворачивали в красную и синюю ткань, что символизировало женское и мужское начала.

Церемония бракосочетания начинается с того, что выходит жених с другом, который держит двух диких гусей, они направляются к матери невесты. Жених берёт гусей у друга и преподносит их тёще. Так он обещает, что будет верен супруге вечно. Также жених показывает, что, как и гуси, летящие в косяке, будет чётко соблюдать своё место в обществе, будет почитать старших, благосклонно относиться к младшим и что никогда не покажет гордыни. После того как преподнесены гуси, мама невесты кладёт их на свадебный стол и уходит. В это время к церемониальному столу выходит сама невеста. На протяжении всего пути её глаза опущены в пол, а подруги помогают ей преодолеть путь. На лице невесты рисовались красные круги - символ маски, отгоняющей злых духов.

«Национальный корейский костюм ханбок - это не просто одежда. Огромное значение придавалось её цветам, по которым можно было определить простолюдина и представителя знати. Ханбок красного или синего цвета мог носить только король Кореи. Одежда простых людей часто была белого цвета. И лишь раз в жизни простому человеку разрешалось облачаться в ханбок королевских цветов ...в день собственной свадьбы», - пояснил Ким.

Красные щёчки рисовали, чтобы отогнать злых духов. Фото: Из личного архива

Вначале молодым предлагают омыть руки, так как свадебный обряд необходимо начинать с чистой душой и телом. Затем невеста делает два глубоких поклона, а жених - один. После этого новобрачные присаживаются за маленькие столики. В качестве посуды используют плошки, сделанные из половинок тыквы. Жених с невестой выпивают из сакрального сосуда вино, а затем обмениваются вновь наполненными чашами, это означает, что они стали мужем и женой. На этом церемония бракосочетания заканчивается. 

«Мы дважды играли корейскую свадьбу, и интерес проявляли не только корейцы, но и люди разных национальностей, - говорит Ким. - Если мы будем больше знать о традициях и обычаях разных народов, проживающих в нашем регионе, то будем лучше понимать друг друга».

Национальные особенности

  • Составление гороскопа молодожёнов 
  • Приготовление бульона и риса невестой
  • Одежда красных и синих тонов 
  • Омовение рук перед свадьбой
  • Ритуал поклонов

А что у других народностей?

Также в Волгоградской области проживают и представители других национальностей, у которых тоже есть свои красивые свадебные обряды. Вот лишь некоторые из них.

Азербайджанцы. Перед тем как свадебный кортеж приезжал к дому жениха, с невесты снимали одну туфельку, которую показывали будущим свёкрам как символ приближения невесты. Жених сыпал на голову невесты смесь из риса, сахара, монет, конфет и заранее приготовленных сладких лепёшек - фтиров.

Грузины. После того как невеста входила в дом жениха, происходил очень романтичный и торжественный обряд обмена кольцами. Жених отпивал из свадебного бокала вино и кидал туда обручальное кольцо, потом бокал передавался невесте. Она отпивала глоток и передавала бокал обратно жениху, он снова отпивал и доставал кольцо, вручая его невесте.

Осетины. Перед входом в дом невесте давали подержать мальчика, чтобы первенец у неё был сын. Порог жилища молодая должна была переступить правой ногой, а потом три раза поклониться всем присутствующим в комнате. После церемонии снятия фаты невеста угощала всех женщин в доме мёдом из специальной чаши, которую потом отдавали детям.

Белорусы. Свадьба начиналась с выпечки каравая. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты. Пекли его замужние женщины, считалось хорошей приметой, если среди них была беременная. Печь каравай никогда не приглашали вдов и бездетных женщин. После выпечки молодые девушки украшали каравай. Обрезки от украшений выносились во двор для девушек и парней, которым уже пора было создавать семьи. Считалось, что это приносит удачу.

Калмыки. В день прибытия свадебного кортежа поздно вечером замужние женщины расплетали девичью косу молодой, делили волосы на две половины, заплетали их в две женские косы и укладывали в шиверлиги (чехлы для кос). Молодую одевали в полный костюм замужней женщины.

Башкиры. Утром на следующий день после свадьбы по традиции новобрачную отправляли с коромыслом и вёдрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали её в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Узбеки. К крыльцу дома прокладывали белую дорожку, по которой новая родственница входила в дом под праздничные песни. Переступая порог дома, невеста кланялась новому жилищу, а её осыпали деньгами и сладостями с пожеланиями счастливой жизни.

Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи».

vlg.aif.ru

особенности традиционной свадьбы — Rusarminfo

Традиционная армянская свадьба включает в себя множество обрядов, корни которых уходят в такое далекое прошлое, что многие молодожены исполняют их, не имея полноценного представления о сущности обряда.

Приготовления к армянской свадьбе начинаются задолго до проведения торжества и включают в себя два предшествующих ей этапа: хоскап (сватовство) и ншандрек (помолвка).

Современные армянки как и все невесты очень трепетно относятся к выбору свадебного платья. В процессе шитья платья соблюдается обряд — всем, кто участвовал в нем, полагалось заниматься раздачей маленьких кусочков ткани молодым незамужним девушкам. По преданию, таким образом, им передавалось пожелание счастливой супружеской жизни в будущем. Именно этот древний обряд лег в основу современной традиции раздачи во время торжества «таросиков» (бонбоньерок).

Подготовка жениха на армянских свадьбах тоже проходит по старинному ритуалу: к его костюму прикрепляют красную нить (после того, как жених забирает из дома невесту к красной нити прибавляется вторая-зеленая). Когда молодой человек готов, к нему приходит кавор (крестный), в сопровождении которого жених выходит из дома и вместе с родственниками отправляется к дому невесты. Во двор ее дома они входят в сопровождении музыкантов и с танцами, во время которых женщины показывают подносы с подарками для невесты.

Фату на голову невесты по традиции надевает Крестная. Во время этого голову девушки полагается осыпать сладостями.  Прежде чем влюбленные выйдут из дома  — жениха и его родственников ждет несколько традиционных обрядов – выкупов.

Особое место в традиционной армянской свадьбе играет венчание в церкви. Скрепив союз на небесах, при выходе из церкви молодожены выпускают в небо голубей, символизирующих любовь и мир.

После обряда венчания новобрачные отправляются в дом к жениху, на пороге которого их встречает мать жениха. Она кладет на плечи молодоженов лаваш и дает невесте и жениху по ложке меда. Затем к ногам молодых людей кладутся тарелки, которые они, по традиции, должны разбить одним ударом.

rusarminfo.ru

Традиции и обычаи армянской свадьбы

Раньше невесту выбирали родители, точнее, мать жениха. Родители старались сделать так, чтобы жених мог увидеть невесту до свадьбы. Выбрав подходящую девушку, родители искали посредницу – родственницу, которая была вхожа в семью девушки.

В обязанности посредницы входили переговоры с семьей девушки, чтобы получить согласие на свадьбу. Сейчас нравы изменились, и жених сам вправе выбирать себе невесту. В свою очередь, девушка сама решает, быть или не быть свадьбе.

Традиция присылать сватов не изменила своего значения и сегодня. Если переговоры посредницы завершались согласием, то через несколько дней в семью девушки отправлялись сваты. Раньше жених не мог присутствовать в делегации. В состав сватов входили мужчины по отцовской линии и нередко мать жениха.

Сваты начинали разговор издалека. Сначала обсуждались темы, не касающиеся свадьбы. Потом в иносказательной форме сваты сообщали цель своего прихода: пришли взять цветок из вашего дома или золу. Вариантов существует много.

Считалось дурным тоном, если родители невесты сразу соглашались на свадьбу. Обычно отец невесты, если был согласен, просил время для размышлений. Объявление согласия также происходило в иносказательной форме. После этого по традиции накрывался стол, и стороны молодых выпивали коньяку или водки.

Сейчас дата обручения и все его условности согласовываются еще на сватовстве. В оговоренный день в доме жениха собираются все близкие родственники. Все гости приносят подарки невесте. Отец жениха в этот день убивает теленка или барана.

В доме невесты накрывается стол. Гости с обеих сторон садятся за стол. Жених дарит невесте кольцо. Гости произносят тосты с пожеланиями счастья молодым. Жених обещает, что сделает все, чтобы сбылись все пожелания. Невеста, молча, благодарит и передает свой вина бокал отцу. После начинается вручение подарков невесте. Обычно ближе к концу застолья родители жениха и невесты оговаривают день свадьбы.

Благоприятным временем, как и раньше, считается осень. Но сегодня в моду вошли летние свадьбы.

Накануне праздника происходит украшение дома невесты, куда должна вести ковровая дорожка. По ней молодые пройдут к машине, которая отвезет их на церемонию.

Современные армянские свадьбы не утратили свою пышность со временем. Продолжительность гуляний может быть и два, и семь дней. Жениху и невесте разрешается станцевать только один танец, в течение которого многочисленные гости осыпают их деньгами.

Есть в армянских свадебных традициях и схожие с русскими обычаи. К ним можно отнести каравай. У армян он заменен лавашем, но смысл этого обряда остается тем же. Единственным отличием является то, что у армян не принято соревноваться, кто будет хозяином в доме – главенство мужчины неоспоримо.

В конце церемонии происходит вручении подарков молодым. В основном дарят деньги и ювелирные украшения.

Армянская свадьба до сих пор сопровождается огромным количеством традиций и обрядов, перечислить которые просто не представляется возможным. Некоторые обычаи, такие как купание жениха и невесты, ушли в прошлое, некоторые живы и по сей день.

www.kakprosto.ru

Особенности национальной свадьбы, или Что удивило российского блогера в Армении

"Культурица" – это первый международный квест, в котором блогеры из Болгарии, Казахстана, Беларуси, Армении и Азербайджана знакомятся с Тюменью. Местные же блогеры, в свою очередь, отправляются в страны гостей-иностранцев.

Шоумен, радиоведущий, промоутер, трэвел-блогер Иван Крылов, который побывал уже в 25 странах, провел в Армении четыре дня. О том, что восхитило его больше всего в нашей стране, Иван рассказал в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лилит Арутюнян.

— Иван, это ваш первый визит в Армению?

— Да, первый, но точно не последний!

— В блоге вы писали о том, чтобы подписчики голосовали за Армению. Что вы знали о стране до приезда сюда?

— У меня много друзей-армян в Тюмени. Они очень душевные, и когда ты смотришь на них, то понимаешь, какие традиции у этого народа, какая культура. Естественно, тебе хочется соприкоснуться ко этому всему.

Я занимаюсь проведением мероприятий, и мне довелось побывать на армянских свадьбах в Тюмени… У меня, по большому счету, было две мечты – увидеть озеро Севан, а также попробовать севанскую форель и побывать на свадьбе в Армении. За эти четыре дня у меня осуществились обе мечты.

Я знал, что здесь тепло, поэтому просил читателей проголосовать за Армению, чтобы выбраться их холодной Тюмени.

—  Как вам армянская свадьба?

— Один наш знакомый сказал фразу, которую я надолго запомню (улыбается). Она отражает все мое представление об этом торжестве. "Армянская свадьба – это победа еды над разумом. А армянский Новый год – победа еды над страной" (смеется). Сначала один слой еды, потом второй, потом третий, и когда ты уже абсолютно сыт, тебе говорят: "Мой друг! Танцуй!".

А если серьезно, меня особо восхищает в южных, кавказских свадьбах именно веселье, которое начинается с первой же минуты. Люди приходят повеселиться. Что бы ни было на столе, какой бы дорогущий коньяк ни лился, какой бы вкусной ни была баранина, гости пришли, в первую очередь, повеселиться. И они будут петь, танцевать, много разговаривать…

— А про Севан тоже друзья рассказали?

— Да, сказали, что обязательно нужно посетить древний храм, съездить на озеро Севан, попробовать форель. Кстати, еще я попробовал севанский сиг – от него просто не оторваться! Ну, очень вкусный…

— Какими были представления до приезда сюда, и какие у вас сейчас впечатления?

— Впечатления и представления полностью сошлись. По правде, в некоторых моментах страна даже превзошла мои ожидания. Армянское гостеприимство, действительно, выше всяких похвал, я не ожидал такого. То есть, я знал, что в кавказском регионе очень гостеприимные люди, но не знал, что настолько.

— Где успели побывать?

— Согласно правилам проекта, я должен был гулять в пределах одного города, то есть, Еревана, но мы немножко схитрили: поехали также на Севан и в Гюмри — культурную столицу Армении. Это соответствует тематике проекта.

Гюмри. Культурная столица, Второй по величине город Армении и как это часто бывает — "отдельное государство". Как Петербург в России, как Одесса на Украине, как Барселона в Испании) здесь свой диалект и у каждого известного человека или здания есть прозвище которое ещё нужно заслужить. Даже моё имя во всей Армении звучит как Ованес (Овик), но в Гюмри — "Оно", с ударением на первую "О". Город армянского юмора и город чемпионов. Именно здесь родился Фрунзик Мкртчян (Армянин из Мимино) и два из трёх олимпийских чемпионов Армении. Именно здесь находится 102-я Российская военная база и именно здесь варят лучшее армянское пиво Alexandropol.(последние два пункта никак не связаны между собой 😉) Несколько правил для тех кто соберётся в Гюмри: 1. Пробуй всё, что поставили на стол. (Особенно Севанский Сиг) 2. Не спрашивай какая здесь главная достопримечательность, потому что начнется спор который может перерасти в гражданскую войну 🤷🏼‍♂️. И 3 пункт (самый важный) — никогда и ни при каких обстоятельствах не хвали Ереван 😂. Потому что в Гюмри всё лучше, чем в Ереване. И даже статуя "Мать Армения", копия Ереванской, всё равно лучше, потому что в Гюмри. Ты поймёшь эту суть, когда тебя отправят домой на Мерседесе, а не на Приоре в которой ты приехал, потому что даже такси в Гюмри должно быть лучше, чем в Ереване 😉 #Гюмри #Армения #моятерритория72 #Культурица

A post shared by Иван Крылов (@krilovtmn) on Sep 27, 2017 at 12:26am PDT

 

В Ереване посетили завод-музей ковроткачества Megerian Carpet, центр креативных технологий "ТУМО", офис компании PicsArt. То есть, знакомство происходит не только с историческим наследием страны, но также его настоящим и даже будущим.

Кроме того, я неплохо познакомился также с армянской кухней. Узнал, что традиционная толма готовится не из фарша, а из измельченных кусочков мяса.

— Я знаю, что здесь вас называют Ованес Тевян. Это специальный ход?

— Нет, это произошло совершенно случайно (смеется). Я представился — Иван, и мне сказали: "То есть, Овик, Ованес". Спрашиваю, а как фамилия будет: "Ну, раз Крылов, значит, Тевян, поскольку "крыло" на армянском звучит как "тев", — отвечают мои новые приятели из Еревана.

— Опишите самый запоминающийся момент вашей поездки.

— Он связан с гостеприимством… Из Севана мы ехали обратно автостопом. Остановили машину. Как-то очень горячо разговорились с водителем. Оказалось, что он работает в сфере туризма, потом выяснилось, что он также преподает в Российско-армянском университете. Очень грамотный человек. Он довез нас прямо до отеля, чего я совсем не ожидал… Затем попросил бумагу и от руки выписал нам сертификат: всех нас троих (меня и двух моих спутников в Армении) приглашает на два дня в загородный туристический дом в Дилижане, совладельцем которого он является.

"Приезжайте на пару дней погостить у нас, будете моими гостями", — сказал преподаватель.

Знаете, люди, они всегда "создают" страну. Ты всегда судишь о стране именно по людям, по их отношению к тебе. Настолько открытых людей, как здесь, я, конечно, не встречал.

— Назовите несколько пунктов, почему стоит посетить Армению?

— Здесь тепло (улыбается). Для человека из Сибири это очень важно! Очень недорого: чек в ресторане в разы меньше, чем в России. Доступный транспорт. Много интересных мест, ну и, конечно же, прозрачная вода Севана, обязательно нужно хоть раз окунуться в нее. В действительности, мы мало знаем об Армении. Если меня спросят: "Стоит ли посетить эту страну?", я отвечу: "Однозначно, стоит. Это будет очень интересно и весьма недорого".

ru.armeniasputnik.am

Современная армянская свадьба

Сегодня армянская свадьба не менее колоритна, интересна и зажигательна, чем это было раньше. Более того к давним традициям добавились новые веяния, которые делают торжество только еще более веселым и запоминающимся.

Еще в конце 20-го века будущую жену для сына выбирала мать, а не сам молодой человек. В наши дни молодые имеют возможность сами выбирать свою судьбу, полагаясь только на свои желания и чувства.

У армянского народа свадьба – это щедрое и в прямом смысле народное гулянье. На таких свадьбах всегда очень много гостей, веселые танцы, песни, удивительно красивые тосты. Так что если Вы, хоть раз поприсутствуете на армянском бракосочетании, Вы этот праздник запомните на всю жизнь!

Как проходит обручение молодых?

У армян, как у русских начинается всё со сватовства. Происходит это следующим образом. Сначала девушку и ее родственников знакомят с родными жениха. Девушка должна быть порядочной и иметь хорошие корни, т.е. достойную семью. Только так молодые смогут получить от родителей жениха благословение на брак. Особенно внимательно родители жениха относятся к тому, как охарактеризуют свою родственницу (невесту) ее близкие люди.

Если девушка понравилась, то родители жениха дарят ей в знак благословения и обручения кольцо или какую-нибудь другую драгоценность. Данный подарок делается только после того, как родители невесты, по традиции, отказали несколько раз сватам в согласии на брак. Т.ч. драгоценность девушка получает только когда согласие получено от обеих сторон. Венчание и сама свадьба, как правило, проходят через месяц после того, как состоялось обручение.

Как проходит современная армянская свадьба?

С давних времен свадьбы у армян праздновались осенью или зимой. Гулянье проводилось в обоих домах (домах родителей жениха и невесты). Праздник начинался возле дома жениха. Там под песни и пляски приносили в жертву настоящего быка. Именно жених должен был сделать надрез на шее этого животного, а его кровью посаженный отец обмазывал лоб жениха. Дело в том, что армяне свято верили, что такое жертвоприношение дарит новобрачным надежду на много совместных детей и приносит достаток в семью.
По традиции в церковь новобрачные отправляются вместе, а их руки связывались друг с другом специально подготовленным платком. Вместе с ними в церковь шли самые близкие для них люди, они громко пели песни, а в руках несли зажженные свечи или факелы. Было время, когда во время венчания друзья и родные держали над головами новобрачных меч и ножны. В процессе священной церемонии служитель церкви повязывал вокруг жениха и невесты свитый из нитей зеленого цвета шнур. Развязать его мог только сам священник. Так он давал молодым разрешение на их первую брачную ночь.

Свадебный стол и подарки

Армянская свадьба во все времена праздновалась три дня. Мясо принесенного в жертву быка использовалось для приготовления вкуснейших блюд. Столы всегда ломились от зелени, фруктов, шашлыка и т.п.

Что касается подарков, то у армян в основном принято дарить деньги и золото. Деньги, подаренные молодым, обязательно передавались в руки мамы невесты, а все остальные подарки было принято раздаривать новоявленным родственникам по линии жениха. Молодежь гуляла на свадьбе на второй день праздника. Ну а на третий день невеста, точнее уже жена, шла в дом своего мужа.

Возможно, сегодня часть этих традиций больше не пропитана суевериями, как это было раньше, но все же все они по сей день делают армянскую свадьбу поистине трогательными, красивым и насыщенным действом! Удачи!

Похожие статьи

youmarriage.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов