Помещичья свадьба в 18 начале 19 веков отличалась от дворянской


Вариант 10 Русский ЕГЭ 2018

Вариант 10

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 (1)Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, которая произошла в XVI–XVII веках в Западной Европе, несоответствующими строгим критериям научности. (2) достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира мы можем найти уже в античные времена, например в работах Аристотеля, а основы естественно-научной методологии были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом и Аль-Бируни. (3)Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще включают период Античности и Средневековья в сферу своих исследований.

1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.

2) Несмотря на то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.

3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.

4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.

5) Научной революции XVI–XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.

2.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому

Так что

Между тем

В частности,

Кроме того,

3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а, м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов.

2) Совокупность каких-н. явлений, следующих или расположенных в определённой последовательности. Р. поколений.

3) Некоторое, немалое количество чего-н. Р. случаев.

4) Состав, среда. В рядах армии.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей

оптОвый

зАгнутый

черпАть

диспансЕр

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Мебель в комнате была затейливая, из ЦЕЛОСТНОГО дерева.

Небо, река, ЛЕСИСТЫЙ берег, сливаясь, обволакивали её одиночество, и утренний туман, как упаковочная вата, защищал от всякого человека.

Человек любознательный и ПРАКТИЧНЫЙ, Шишкин с энтузиазмом изучал технические новинки своего времени, особо интересовался различными способами получения изображения.

ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

Посылка была запакована в ЖЁСТКИЙ картон.

6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на кушетку

БОЛЕЕ НАДЁЖНЫЙ

не ЛОЖИ локти на стол

ПЯТИСТАМ абонентам

две пары ДЖИНСОВ

7.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сумасшедшая, загадочная история Есенина и Айседоры Дункан никогда не перестанет интересовать тех, кто стремится познать невероятные тайны любви.

2) По временам в подвале Лизель, забывшись, вслушивалась в голос аккордеона, звучавший в ушах.

3) Петербургский период в творчестве А.С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.

4) Сверкавшие звёзды на небе искрились и переливались всеми цветами радуги.

5) Согласно постановления комитета, необходимо поощрять особо отличившихся сотрудников.

6) «Вот наш новый претендент на получение премии!» – сказал декан, указывая на студента-третьекурсника.

7) Айседора Дункан отказалась от прав на наследство погибшего Есенина, сказав, что «отвезите деньги его матери и сёстрам».

8) Сам Блок в «Скифах» не печатался ни разу, хотя поддерживал в то время тёплые отношения со многими участниками альманаха.

9) Не успеет грянуть гром, как мы с Лизой побежали со двора в дом.

 8.  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рничать

усм..рить

зан..мать (деньги)

п..лисадник

неж..лательный

9.  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подлобья, и..чез

пере..дал, ни..верг

пр..обрёл, пр..подал

по..чистить, о..бил

под..грать, вз..мать

10.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пальт..цо

запасл..вый

просвеч..вать

(умелый) садовн..к

юрод..вый

11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

медл..щий (с решением)

(они) раскле..т (афиши)

кол..щийся (кустарник)

завис..щий (от родителей)

(они) завер..т (подпись)

12.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Собрание проходило в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но роскошной квартире Любови Марковны.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась (НЕ)РЕЗУЛЬТАТОМ естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным

экспериментом.

Конверт с сургучной печатью до сих пор (НЕ)РАСПЕЧАТАН.

Мужчина глубоко вздохнул, надвинул шапку и ушёл в никому (НЕ)ИЗВЕСТНОМ направлении.

Все мысли, (НЕ)ВЫСКАЗАННЫЕ вслух, я по вечерам кропотливо записывал в толстую тетрадь.

13.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Организм становится невосприимчив к инфекции (В)СЛЕДСТВИЕ иммунизации, ТАК(ЖЕ) известной как вакцинация.

Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на Раскольникова влияние, (КАК)БУДТО действительно было тут КАКОЕ(ТО) предопределение, указание.

(ПО)ТОМУ, что и как говорил мой спутник, я (С)РАЗУ понял: человек он бывалый, крепкий.

Ночью полил такой сильный дождь, что мы все промокли (НА)СКВОЗЬ, но пробраться в деревню (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было никакой возможности.

Сашка подумал, что передвигаться лучше (ПО)ОДИНОЧКЕ, Борька предложил ТО(ЖЕ) самое.

14.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Свобода для Пушкина – полнота жизни, её насыще(1)ость, разнообразие. Болдинское творчество поэта поражает этой самой свободой, которая выраже(2)а в нескова(3)ом разнообразии замыслов, тем, образов, в стремлении постигнуть внутре(4)ий смысл происходящего.

15.  Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Помещичья свадьба в XVIII – начале XIX веков отличалась от дворянской не только богатством но и заметной «европеизацией».

2) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.

3) Роман «Мастер и Маргарита» бросает вызов рационализму и мещанству пошлости и подлости.

4) Как хороши были на старом пруду эти лилии и полевые ромашки и придорожные васильки!

5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.

16.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Женщина (1) подойдя к изгороди (2) застыла на месте, и (3) только по выходившему из ноздрей (4) пару можно было понять, что это не каменное изваяние, а живой человек.

17.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Онегин (1) добрый мой приятель (2)

Родился на брегах Невы (3)

Где (4) может быть (5) родились вы (6)

Или блистали (7) мой читатель...

18.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Искусство и внехудожественную реальность можно рассматривать как области (1) разница между (2) которыми (3) столь велика (4) что даже сопоставление их исключается.

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев (1) и (2) хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно (3) в произведении на первое место выходит материнская

любовь (4) которая не поддаётся никаким писаным законам (5) и неистребимая вера в человека.

20.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

 

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

21.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Сказка подсказывает человеку, как поступить в трудных жизненных обстоятельствах.

2) В сказках за некрасивой внешностью непременно скрывается прекрасная душа, а за внешней красотой – внутреннее уродство.

3) Современные люди, верящие в сказки, вызывают у окружающих чувство удивления.

4) Сказка способна дать ответы на самые разные вопросы, которые встают перед человеком на его жизненном пути.

5) Все люди, и взрослые и дети, встречались в жизни со сказкой, но в процессе взросления умение слушать и слышать сказку пропадает.

22.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8–12 представлено описание.

3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.

4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 26–27 представлено повествование.

23.  Из предложения 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24.  Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексических повторов.

 

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

25.  «В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному, но вместе с тем серьёзному размышлению. Тематика текста определяет форму: рассуждения Ильина очень просты и пафосны одновременно, высокая степень эмоциональности сохраняется на протяжении всего фрагмента. Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15). Всё вместе это даёт ощущение живого текста, заставляющего задуматься о многом».

 Список терминов:

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) неполные предложения

4) метафора

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) анафора

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

26.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 24|42

2. Ответ: междутем

3. Ответ: 3

4. Ответ: черпать

5. Ответ: цельного

6. Ответ: клади|неклади

7.  Ответ: 54973

8. Ответ: занимать

9. Ответ: исподлобьяисчез|исчезисподлобья

10. Ответ: пальтецо

11. Ответ: колющийся

12. Ответ: небольшой

13. Ответ: вследствиетакже|такжевследствие

14. Ответ: 134

15. Ответ: 13|31

16. Ответ: 12|21

17. Ответ: 123457

18. Ответ: 14|41

19. Ответ: 12345

20. Ответ: насмерть

21. Ответ: 14

22. Ответ: 134

23. Ответ: беданесчастье|беденесчастье|несчастьебеде

24. Ответ: 25

25. Ответ: 3514

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли сказки в жизни человека. (Какую роль играет сказка в жизни человека?)

1. Сказка — это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские.

2. Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека. (Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?)

2. Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит — с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов.

3. Проблема осмысления понятия «сказка», проблема взаимосвязи сказки и национального сознания. (Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?)

3. 3. Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка

неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.

 

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

5


multiurok.ru

Дворянская свадьба - Архивы Санкт-Петербурга

 

Дворянская свадьба

Свадебные обряды в дворянском обществе XVIII - начале XIX веках сохранили в себе традиционные русские обычаи, но вместе с тем, нельзя не отметить европейское влияние на культуру и быт дворянства.

В XVIII веке еще доминировали традиционные формы вступления в брак: жених добивался согласия родителей, и только после этого происходило объяснение с невестой. Романтические отношения между молодыми до брака считались нежелательными. Молодежь, на мировоззрение которой отчасти оказал влияние европейский роман, осуждала строгость этих требований, считая это следствием необразованности старшего поколения. В этот период дворянские свадьбы сохраняли связь с русскими народными традициями.

В начале XIX века происходит смешение «русских» и «европейских» традиций. Обычно сразу после венчания молодожены уезжали в путешествие, либо в деревню. Но в 20-е годы XIX века в празднование свадьбы возвращаются национальные русские традиции. Свадебный пир продолжался три дня, а иногда и дольше.

Дворянская свадьба и все ритуалы, с ней связанные, подробно описаны в русской классической литературе, например, в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», романе «Идиот» Ф.М. Достоевского. «Сговор» в дворянской среде часто отличался относительной демократичностью. Знакомство молодых людей происходило на балах, во время визитов, на службе в церкви. Нередко объяснение между молодыми могло происходить раньше, чем жених просил руки невесты у ее родителей. При этом регулярные визиты холостого мужчины в дом, где жили невесты на выданье, были сигналом для общества и родителей о намерениях гостя. При этом знатность рода, материальное положение жениха, приданное невесты, наличие связей продолжали играть большую роль в выборе супругов.

В середине XIX века, особенно после крестьянской реформы 1861 года, начинается размывание границ дворянского сословия. Многие разорившиеся дворяне были вынуждены идти на брак с богатыми представителями низших сословий, чаще всего купечества. Такие мезальянсы были выгодны обоим супругам, но считались постыдными в дворянской среде.

spbarchives.ru

Свадебные традиции и обычаи XIX века

Как правильно обустраивать квартиру, нанимать прислугу и заботиться о своей репутации, к концу XIX века знали все, а тем, кто подзабыл, на помощь приходила книга Юрьева и Владимирского «Правила светской жизни и этикета». Отдельное место в ней отводится браку. Ставим себя на место молодой пары, которая живет в прекрасную русскую эпоху, и узнаем старинные свадебные обычаи.

Алексей Корзухин. Девичник. 1889. Государственный Русский музей

Иван Куликов. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Как выбрать жену

Кротости и благородству отдавайте предпочтение перед богатством, знатным происхождением, приятной наружностью и телесными прелестями. Не женитесь ради одной красоты: ведь внешность обманчива. Другое дело — красота духовная:

«Доброта, даже при самых обыкновенных чертах лица, остается навсегда неизменною и приятною. Мало того, эта красота увеличивается с годами, и время совершенствует ее, вместо того, чтобы расстроить. Никто так не достоин сожаления, как муж общепризнанной красоты».

Не женитесь на ограниченной женщине. Умственная ограниченность встречается, когда в человеке нет ни одного просвета — лишь черствость души, склонность к сплетням и лени и другие отрицательные качества.

«Тяжело быть женатым на дурной женщине, но человеку, женатому на глупой женщине, не остается никакой надежды».

Не женитесь на злой женщине. Не знаете, какого нрава ваша возлюбленная, — познакомьтесь поближе с ее семьей. Посмотрите на характер матери, а также на то, как ваша избранница общается с родителями, братьями и сестрами.

«Сын Сираха говорит, что он лучше бы жил со львом и драконом, чем решился бы иметь в доме злую женщину. Громко кричащая и сварливая жена хороша, чтобы прогнать воров».

Как выбрать мужа

Клавдий Лебедев. Боярская свадьба. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Шибанов. Свадебный сговор. 1777. Государственная Третьяковская галерея

Выбирая себе мужа, не будьте поспешны и трезво оценивайте свои чувства. Не отдавайтесь любви слепо.

«Девушки в школьные годы неосторожно поступают, если дозволяют любви вкрадываться в их сердца. В ранней молодости любовь в особенности слепа».

Определитесь с тем, что для вас важнее — выйти замуж за достойного человека или просто выйти замуж. Но помните: брак не решает все проблемы.

«Женщины выходят замуж часто только затем, чтобы иметь дом; вследствие того, что их девичья жизнь так печальна и недеятельна, они воображают, будто с выходом замуж произойдет в их жизни перемена к лучшему».

«Но разве выходить замуж составляет крайнюю необходимость? Гораздо лучше оставаться без мужа, чем быть женою скверного человека».

Обратите внимание на то, как ведет себя ваш избранник в разных ситуациях. Любовь любовью, но не упускайте из виду и то, каким отцом и другом будет ваш муж.

«Без взаимной любви брак будет не что иное, как злополучная сделка, вечный источник горестей, бедствий, раздоров и скандалов; не нужно закрывать глаза на правила, вкусы и поведение того лица, которого мы намереваемся сделать отцом наших детей».

Читайте также:

Как сделать предложение

Константин Маковский. Под венец. 1884. Серпуховский историко-художественный музей

Владимир Маковский. К венцу. 1894. Самарский областной художественный музей

Прежде чем предложить девушке руку и сердце, потенциальный жених должен совершить визит к ее родителям. Девушка при этом может и не присутствовать.

«Когда предложение принято и обе стороны уговорились между собой, то есть помолвились, то пара с этих пор считается помолвленной, но звание жениха и невесты окончательно устанавливается за ними лишь со дня обручения».

Жених должен позаботиться о кольцах. Конечно, об особенных, учитывая торжественность и романтичность случая.

«Обручальные кольца делаются из червонного золота 92-й пробы. На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения; кольца жениха — начальные буквы имени и фамилии невесты, а кольца невесты — начальные буквы имени и фамилии жениха».

После помолвки жених может подарить невесте кольцо с камнем. Верность, постоянство, счастье символизируют бирюза или опал. Подарить неподходящий камень — большая неловкость.

«..Никогда не дарят изумруда или смарагда, потому что их зовут камнем девственниц. Аквамарин… также не подходит в этом случае, потому что его считают приносящим несчастие».

Как вести себя на венчании

Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея

Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея

В назначении времени венчания отдавайте предпочтение вечеру.

Невесте следует надеть белое. Особо модные ткани — дамас, муар антик, репс и атлас; люди с меньшим достатком могут выбрать кашемир, альпака или кисею.

«Фата из шелкового тюля, и чем она длиннее и шире, тем красивее. Венок у девиц из померанцевых цветов и мирт, у вновь выходящих замуж вдов, которым не полагается вуали, венок должен быть из белых лилий или ландышей».

Букет невесты должен приобрести и доставить старший дружка жениха, он же шафер.

«Перед отправлением невесты в церковь шафер жениха должен известить ее о прибытии в церковь жениха и при этом вручить от его имени букет: для невесты-девицы — из померанцевых цветов и мирты, а для вдов — из белых роз и ландышей».

После венчания отправляйтесь домой и получите благословение родителей образами Христа Спасителя и Девы Марии. Конечно же, с хлебом-солью.

«Коренной русский обычай требует, чтобы молодые принимали благословение родителей с благоговением, став перед ними на колени, а затем они должны, приложившись сначала к образу, поцеловать руку отца и матери».

Как провести свадебное застолье

Константин Маковский. Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Андрей Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880. Государственная Третьяковская галерея

Откажитесь от утомительных свадебных застолий, это сейчас не модно.

«В наше время уже считается неприличным давать свадебные пиры; теперь это называется «купеческим разгулом». Теперь после венчания, как говорится, гости съезжаются на одну чашку чая и разъезжаются».

После свадьбы у вас есть 15 дней на то, чтобы обойти родственников и друзей с визитами. Но лучше отправляйтесь в имение — практиковаться в устройстве совместного быта — или в поездку.

«..Принято, что молодые люди тотчас после свадьбы уезжают в кратковременное путешествие, например на Иматру, как это делают теперь многие из петербуржцев».

В некоторых случаях допускаются свадебный бал или пир . Устраивают их обыкновенно за счет родителей молодой жены. И новоиспеченному мужу лучше приготовиться к тому, что первый танец жена исполнит не с ним:

«Во время бала танцы открывает молодая с самой почетной личностью из присутствующих мужчин».

Завершается свадебный пир тостом за новобрачных, который провозглашают шаферы.

Автор: Людмила Котлярова

www.culture.ru

От свах до «подставных невест». Как женились в России в XVIII-XIX веках | Люди | ОБЩЕСТВО

В настоящее время для того, чтобы пожениться, влюбленным достаточно лишь подать заявление в ЗАГС и в назначенный день прийти на церемонию регистрации брака с паспортами. В XVIII и XIX столетии жениху и невесте предстояло пройти долгий путь перед тем, как стать мужем и женой: получить ряд разрешительных документов, составить опись приданого, организовать помолвку и выдержать трехдневный свадебный пир. 

SPB.AIF.RU узнал, как проходила подготовка обручения и какими были свадебные традиции у петербуржцев несколько веков назад. 

А невеста-то подставная!

До начала XVIII столетия главным руководством для проведения свадебных торжеств был «Домострой», написанный еще в XVI веке. Согласно этому документу, договариваться о брачном союзе молодых должна была приглашенная сваха. Если ей удавалось получить согласие от отца и матери невесты, родители жениха приходили на смотрины. Они оговаривали день свадьбы и составляли подробное приданое, записывая в документ не только драгоценности или мебель, но и то, что в настоящее время может показаться мелочью: матрацы, зонты и корзины. Список приданого считался официальным документом и назывался «рядной записью».

Зачастую сам жених не видел невесту до свадьбы. Иногда ее невесты, опасаясь, что их дочь не понравится родителям жениха, на смотринах показывали им более красивую родственницу или подругу семьи. Каково же было удивление жениха, когда он, прослышав от родителей о красоте или уме будущей жены, на свадьбе обнаруживал, что его спутница жизни дурна собой или вовсе глупа! От подобного риска молодых людей избавил царь Петр I. Согласно его указу 1702 года, сделки между родителями утрачивали юридическую силу, и жених даже после обручения мог отказаться от невесты, узнав, что она «безобразна, скорбна и нездорова».

Именно Петр ввел метрические книги, куда вносилась информация о вступающих в брак. В эти книги записывались имена жениха и невесты, их вероисповедание и сведения о том, каким по счету для молодых является брак. Такая система записи с некоторыми изменениями сохраняется по сей день.

Так выглядели свадебные платья в конце XIX и середине XX веков. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Одурманила – и под венец

С течением времени права самих брачующихся постепенно увеличивались. Уже в XVIII веке женщины могли разводиться с мужьями по собственной инициативе: причинами для развода были жестокое обращение с женой и детьми, душевное расстройство или болезни, опасные для других членов семьи.

В 1724 году Синод издал указ, согласно которому родители не могли принуждать своих детей к вступлению в брак, а с XIX столетия молодые люди знакомились друг с другом самостоятельно, без участия свах и родственников. Состоятельные дворяне знакомились на балах, а менее знатные горожане посещали специальные молодежные вечеринки. Такие встречи проводились под обязательным присмотром кого-то из взрослых.

Еще больше прав для влюбленных предоставил Николай I, который утвердил «Положение о союзе брачном». С 1836 года в Петербурге стали заключаться браки между людьми разных вероисповеданий – до этого подобные союзы строго запрещались. Как и прежде, гражданский брак без венчания не имел юридической силы, но вот канонический брачный возраст, 13 и 15 лет для невесты и жениха соответственно, был отменен: теперь юноши могли вступать в брак с 18 лет, а девушки – с 17.

Свадьбу праздновали от 3 до 7 дней. Фото: ЦГАКФФД СПб

Несмотря на смягчение свадебных законов, зачастую для вступления в брак влюбленным приходилось получить множество разрешений и документов: прошение о вступлении в брак, свидетельство о рождении, свидетельство об исповеди и причастии, разрешение начальства на свадьбу и документ об оглашении – признании будущего брака в приходской церкви. В случае, если люди женились во второй или же брачующимся было больше 60 лет, необходимо было благословение Синода, а если жених и невеста принадлежали в разным конфессиям или даже приходам, требовалось разрешение от священнослужителей. Мещане и купеческие дети должны были предоставить разрешение, выданное управой.

Правда, иногда невесты ухитрялись сократить себе путь к венцу. Так, в 1805 году одна девушка «одурманила» своего возлюбленного, князя Голенищева-Кутузова, неизвестным напитком, и наутро тот проснулся женатым человеком. Новоиспеченный муж был в ярости. После череды судебных разбирательств он все-таки смог получить развод.

Многие свадебные традиции XIX века не отличались от современных. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Трехдневный пир

Когда все необходимые документы были получены, начиналась подготовка к самой свадьбе. Дворяне отправляли гостям приглашения и составляли подробное меню свадебного банкета. Крестьянские семьи праздновали свадьбу всей деревней. Жениться было принято осенью, между «бабьим летом» и постом, или же зимой – между Крещением и Масленицей.

Между дворянскими и деревенскими свадьбами было много общих черт, но были и особенности присущие каждому из сословий. Так, главным отличием крестьянских свадеб было проведение обряда ритуального плача невесты: перед девичником невеста громко рыдала на всю улицу, что символизировало ее прощание с подругами и родными.

Свадебное платье у невесты было скромным и закрытым. Крестьянки редко выходили замуж в белом – чаще они шили себе новое нарядное платье из материи, которая была в доме.

Крестьянские свадьбы праздновали всей деревней. Фото: ЦГАКФФД СПб

На венчание в церковь дворяне ехали раздельно друг от друга, а крестьяне – вместе. Из церкви молодожены обоих сословий возвращались на «свадебном поезде» - украшенной процессии жениха.

Все петербургские свадьбы в независимости от происхождения и рода молодоженов объединял шумный свадебный пир. Праздновать было принято дома у новобрачных. Веселое застолье продолжалось от трех дней до целой недели: сначала на свадьбе гуляли все приглашенные гости, а потом оставались самые близкие родственники.

Узнать об этих и других свадебных традициях XVIII-XX веков, а также увидеть старинные брачные реликвии и документы можно на выставке «Совет да любовь» в Архивном комитете Петербурга. 

spb.aif.ru

Родство – священная вещь. Московские дворянские семьи XVIII – начала XIX в. Как это было?

В XVIII веке существовали вполне определенные критерии, по которым определяли предполагаемых жениха и невесту в дворянском обществе. Жених должен был быть родовит, имущественно состоятелен, нравственно добродетелен, образован и занят на службе.  Жена должна была быть внешне привлекательной, с хорошими манерами, сердечной добротой и состоянием.

Русская дворянская семья начиналась со свадьбы. Современные исследователи отмечают двойственность свадебного обряда XVIII века, который не мог оторваться от традиционных, принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде: «Свадьба в нашем культурном обществе XVIII века отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью "французского с нижегородским”. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, "толстотрапезные”, иногда зело хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир».

Досвадебный цикл начинался с выбора брачных партнеров. В известном смысле, «от результатов оценки претендентов на роль мужа и жены в каждом конкретном случае должно было зависеть нормативное воспроизводство дворянской сословной культуры в целом. В первую очередь имеется в виду сохранение родовой организации российского дворянства».

Важен был и «принцип имущественного и сословного баланса породняющихся фамилий, который к тому же облегчал адаптацию невесты в семье и уменьшал возможности внутрисемейных конфликтов». В выборе жениха и невесты активное участие принимали родители претендентов, так как в то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Благословение, сговор и обручение по старой традиции были приурочены в XVIII веке к великим праздникам церковного года.

Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила: «Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».

В XVIII столетии заметно снизился брачный возраст. В 1714 году он был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали для девушки 18–22 года, а для мужчины – 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как перестарок. Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными. Примерами таких браков были женитьбы Б.П. Шереметева в 61 год на 25-летней А.П. Нарышкиной, 52-летнего Г.Р. Державина на молоденькой Д.А. Дьяковой, пожилого Ю.Ю. Трубецкого на 20-летней барышне. 

В XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных.

Сама процедура выбора была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения их согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

Тогда же началось введение подписей на брачном договоре и нового порядка обручения новобрачных. Обручение в какой-то степени сглаживало противоречие между традицией приоритета родителей и новыми нравами, поэтому существовало с 1702 по 1775 год как юридический акт, а затем уже просто стало традицией и ритуалом. За шесть недель, от обручения до венчания, молодые вполне могли присмотреться друг к другу и в случае чего отказаться от брака. В то же время в России не прижилась французская традиция заключать браки, совсем не спрашивая молодых людей. Так же и английская манера давать девушке полную свободу в выборе партнера была не по вкусу столичному дворянству, так как в этом случае выбор мог быть совсем не подходящим по родовитости и состоянию.

Обручение в XVIII веке проходило в присутствии близких родственников. В этот день служили молебен, в заключительной части которого совершалось объявление венчающему священнику решения о вступлении в брак. Затем подавали прошение о браке в Синодальную контору. После уплаты пошлины будущие супруги получали венечные памяти, с которыми священник проводил «обыск», то есть выяснение возможных причин, что могли бы препятствовать заключению брака. Таким образом, Церковь имела сведения о лицах, вступавших в брак и об их поручителях, подтверждающих отсутствие препятствий к созданию семьи. И только потом проводили чин оглашения три раза по воскресеньям. Оглашение в век Просвещения проводили в приходской церкви невесты, а венчание – в храме жениха.

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции каждый последующий брак дворянина или дворянки был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. В своих мемуарах Е. Янькова отметила общее удивление, когда жених вместо иконы привез крест с мощами: это было нарушение традиции. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости – свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. В дворянском кругу было принято заранее объявлять о свадьбе и рассылать приглашения. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. Его составляли усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом уже своих собственных дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества. 

shabdua.livejournal.com

Какими были свадьбы в 18-19 веках?

Свататься ходили, конечно, не с пустыми руками, жених являлся в дом к невесте в сопровождении родственников с дарами и угощениями: пивом, вином и рыбным пирогом. Отец невесты по традиции должен был отнекиваться и не давать согласия на свадьбу, а сваты и родственники невесты его уговаривать и напоминать о данном на сговоре слове. Затем обычно накрывали стол, посуду под вино ставили для всех кроме невесты. Невеста потчевала гостей хлебом-солью, зажигала свечу под иконою, и все гости молились прежде, чем приступить к праздничному обеду, состоящему по обыкновению из рыбного пирога (рыбника) , студней, щей да двух-трех жарких. Невеста обносила гостей водкою, привезенной сватами "на нужды".Рассказывают про такой свадебный обычай: курник разламывали над головой у молодых за свадебным обедом и, чем больше пшеничных зерен из него высыпалось, тем больше денег сулили молодой семье. Современным хозяйкам курник обычно описывают как слоеный пирог, с чем, в прочем, можно и поспорить, однако историю изменений курника проследить сложно, в источни-ках XVII-XVIII вв. . курник упоминается мало, но с завидной частотой встречается упоминание рыбника на праздничном столе. Хотелось бы поведать о еще одном обычае, предшествующем свадьбе, - мальчишнике. Проводился он накануне свадьбы доме жениха, гости приглашались не самим женихом, а братом, отцом или дядей жениха, называющихся по этому случаю "зватыми". Зватый приезжал в дом к приглашаемому и привозил ему в подарок калач и кусок говядины, но чаще сырую баранью лопатку. В тоже время похожие приготовления происходили и в доме невесты. На девичнике невесту готовили к свадьбе: причесывали, мыли, заговаривали злых духов. А на следующий день будущие супруги отправлялись под венец. В церковь возили с собой посудину с хлебным вином, из которого священник давал пить жениху и невесте три раза. На третий раз жених бросал рюмку с вином на пол и топтал ее ногами. После церкви в доме невесты молодых и гостей ждал свадебный обед, именно обед, а не застолье с огромным количеством водки, продолжающееся несколько дней, как принято нынче. Второй день свадьбы отмечали в доме жениха. Конечно, свадебное торжество - это вовсе не обильная трапеза. Во время свадьбы было много шума и веселья, игр, танцев и песнопений а свадебный обед не был основным действием. На третий день свадьбы бывал "пирожный стол", когда молодая потчевала гостей пирогами своего изготовления, чтобы продемонстрировать свое кулинарное искусство. Молодая показывала так же свое гостеприимство перед новой родней, накрывая целый стол, состоящий из разных блюд, а молодой муж помогал ей в этом. С утра он ходил за дровами и водой, а молодая жена в это время убиралась в доме. К обеду прибывали гости - родные, знакомые, соседи. Всех приглашали за стол, в то время как молодые не садились, так как обязаны были подавать гостям кушанья, а молодой угощать разного рода напитками. Блюда приготовлялись почти те же, что и накануне: студень, щи, одно или два жарких, сыр с караваем и пироги, из напитков: брага, пиво, иногда вино. При первой чарке вина гости поздравляли молодого с молодой, доброй хозяйкой, пирожной мастерицей, а отца и мать с невесткой - верной заменой.

touch.otvet.mail.ru

Крестьянский блуд и помещичьи гаремы. Интимные традиции на Руси

Кто будет спорить с тем, что нужно знать свою историю? Сегодня Anews хочет углубиться в этот предмет под углом, который освещается нечасто.

Что известно о сексе в языческую эпоху? Насколько пуританским было русское село? И до чего могла довести вседозволенность помещиков?

Дефлорация от волхвов и свальный грех

О сексуальных традициях древних славян известно немного. Считается, что нравы в языческий период были свободнее, чем в христианский. Это отражалось и в религиозных символах - например, довольно распространенным был фаллический культ, связанный с Ярилой, богом Солнца.

Ярила (или Ярило), современная скульптура. Фото - Википедия

Нашим предкам приписываются довольно экстравагантные обычаи. Одним из таких является ритуал с целью добиться хорошего урожая. Раздеваясь догола, молодые девушки ходили по полю, чтобы поделиться с землей своей детородной силой. Мужчины раздевались при засевании. Порой все это раздевание перерастало в секс и перекатывание по полю туда-сюда.

Также считается, что для славян совершенно не была критичной девственность невесты - наоборот, обширный сексуальный опыт считался в глазах жениха достоинством. Отчасти это подтверждается существовавшим тогда обычаем, согласно которому невеста не должна была лишаться девственности в первую брачную ночь - в случае необходимости эту «процедуру» организовывали за день до свадьбы волхвы.

Виктор Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником (волхвом)»

Одной из самых ярких традиций, соединивших языческие времена и христианские, стал праздник Ивана Купалы. С этой волшебной ночью, в которую по поверью цветет папоротник, связаны многие интимные традиции. Здесь и прыжки через костер, когда у девушек задирались юбки и оголялись укромные места. Здесь и волнующие путешествия по ночному лесу, когда люди находили себе пару и предавались любви без обязательств - дети же, рожденные от таких связей, считались посланными высшими силами.

Парный прыжок мужчины и женщины через костер во время современного праздника Ивана Купалы. Фото - Википедия

Некоторые версии склонны предавать этим гуляниям большой размах - будто бы праздничная ночь превращалась в настоящие оргии с беспорядочной сменой партнеров. Называлось такое действо «свальный грех», дав начало довольно известному выражению.

Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:

«В известное время собираются вместе соседские мужчины и женщины и, поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берет ту женщину, которая случилась к нему ближе, и совершает с ней половой акт; затем лучина снова зажигается, и снова начинаются пляски, пока не рассветет и все отправятся по домам. В этот вечер лучину уже тушили два раза, и два раза совершен акт с теми, на кого случай наткнул в темноте».

Снохачество и другой крестьянский блуд

Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят...»

Сергей Максимов. Фото - Википедия

Архангельская губерния вообще отличалась вполне свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.» говорится:

«В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки совершенно не ценилась. Более того, девица, родившая ребенка, имела больше шансов выйти замуж, чем сохранившая целомудрие. Не требовалась «чистота нравов» от девушек и в других местах этой же губернии. Это нашло отражение в пословице "девушка не травка, вырастет не без славки".

В фундаментальном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, утверждается, что "в большей части деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения. Есть местности, где девка, имевшая ребенка, скорее выйдет замуж, чем целомудренная, так как она, знают, не будет неплодна". Как сообщали местные информаторы, "редкая из наших девок не гуляет до замужества". Что же касается парней, то они начинают "баловаться" едва минет 15 лет и к моменту вступления в брак каждый из них "знает не одну девку"».

Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:

«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.

Тяжелыми были последствия для "нечестной" невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».

Непростыми были отношения и после брака. Безгин указывает:

«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было "распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками".

По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».

Но один вариант подобных отношений стал по-настоящему известен. «Нигде, кажется, кроме России, – писал журналист и политик Владимир Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название».

Снохачество заключалось в том, что переехавшая в дом мужа молодая девушка становилась объектом домогательств со стороны еще не старого и полного сил свекра - «снохача», согласно традиционному выражению.

Владимир Маковский «Свекор»

Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.

Склоняя невестку к сожительству, снохач сполна пользовался ее зависимым положением. В ход шли и подарки, и поблажки по домашней работе, а порой и физическая угроза. Подобные случаи родили на селе поговорку: "Смалчивай, невестка - сарафан куплю".

Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на "шахты", сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал "лабуниться" к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.

Младшая невестка, заметив "амуры" свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:

«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».

Михаил Зощенко «Волостной суд»

Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:

«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему".

<...>По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: "Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело"».

Всемогущий разврат помещиков

Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право. Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек.

Предположительно, портрет Абрама (Ибрагима) Ганнибала

Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:

«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».

Василий Тимм «Декабристы на Сенатской площади»

Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.

«Девушки все были очень развиты: они были прекрасно одеты и получали — как и мужская прислуга — ежемесячное жалованье и денежные подарки к праздничным дням. Одевались же все, конечно, не в национальное, но в общеевропейское платье» - писал один из гостей Кошкарева.

Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:

«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».

Александр I на портрете Степана Щукина

Однако благодаря деньгам и связям расследование тянулось десятилетиями - подробности дела открылись лишь в 1828 году. Биограф Измайлова так описывал преступления помещика, создавшего себе гарем из 30 девушек:

«Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.

Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.

Генерал Измайлов был тоже гостеприимен по-своему: к гостям его всегда водили на ночь девушек, а для гостей значительных или же в первый еще раз приехавших выбирались невинные, хоть бы они были только лет двенадцати от роду...»

Упоминается также, что Измайлов однажды взял в гарем… свою дочь от предыдущей наложницы.

Несмотря на такие злодеяния, помещика в итоге лишь отстранили от управления имением, позволив «по уважению к тяжкой его болезни» проживать в фамильном доме.

Еще одной зловещей фигурой стал помещик из Киевской губернии Виктор Страшинский. От первых обвинений в его адрес до решения суда в 1857 году также прошло порядка 25 лет, но в итоге было выяснено, что Страшинский изнасиловал более 500 девушек, причем в его собственном имении следователи не нашли ни одной неизнасилованной крестьянки - в поисках разнообразия помещик наведывался в имения родственников. Среди жертв преступника оказались также две его дочери от изнасилованной ранее крепостной. Еще две девушки не пережили надругательств.

Наказание, вынесенное 72-летнему Страшинскому, практически повторяло наказание Измайлова - считается, что накануне реформы крепостного права император Александр II не захотел ссориться с дворянами.

www.anews.com

как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr

Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr

В отличие от рационалистов, которые в первую очередь думали об эстетике и природе восприятия, архитекторы-конструктивисты считали, что определять внешний вид здания должна функция. Честная, обнажённая конструкция, которая не скрывается за украшательством, — новый идеал красоты.

Конструктивизм был первым международным течением. В этом стиле строили похожие здания по всему миру, но проекты советских зодчих признавали самыми романтическими и передовыми. Ле Корбюзье, легендарный французский архитектор, писал в одном из писем С. Горному: «...Ваша молодёжь полна таланта, но поверьте, что она в десять раз более романтична, чем я».

Конструктивисты искали новые типы зданий, которые отвечают социальному заказу рабочего класса: дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы, универмаги и заводы. Каждое здание проектировалось с учётом возможностей стандартизации и быстрого строительства.

Дом-коммуна представлял собой здание, построенное по принципу «машины для жилья». Архитекторы пробовали избавить жильцов от тягот быта — общие столовые, библиотеки, банно-прачечные комплексы почти не оставляли пространства для частной и семейной жизни. Зато в домах-коммунах предполагалось полное бытовое обслуживание, как в гостинице. Идеальный дом-коммуна не был предназначен для семей: здесь должны были формироваться новые коллективистские отношения. Из домов-коммун выросли совсем не такие удобные советские коммуналки, а об окончательном провале идей коллективного проживания заявил Хрущёв.

Фабрики-кухни были похожи на заводы по производству дешёвого питания. Здесь совмещался комбинат, где в промышленном масштабе готовили еду сотни сотрудников, и общественная столовая. Фабрика-кухня должна была изменить общественные отношения. Вместо «мещанских» обедов, когда за одним столом собиралась вся семья, фабрика-кухня предлагала совместное принятие пищи сотнями людей и освобождала женщин от бытовых хлопот. Постепенно стало понятно, что бесплатное питание в таких масштабах — слишком накладно, и фабрики-кухни остались только при промышленных предприятиях.

Дома-коммуны и фабрики-кухни почти не строились после 1930-х годов и стали символом утопических проектов раннего коммунизма.

lifehacker.ru

Дворяне 19 века и дворяне 20 века

В этой статье поговорим о теме “дворяне 19 века и дворяне 20 века”. Какие изменения произошли в жизни дворян, какую роль сыграло восстание на Сенатской площади, что принесла революция.

Дворянский дом 19 века

Дворянство в первой половине XIX века

19 век стал по сути началом конца дворянского сословия. Полученные в прошлом веке привилегии сыграли с дворянами злую шутку. Превращение дворян в праздношатающийся класс шло очень быстрыми темпами.

Сильное потрясение для дворян произвел заграничный поход русской армии против Наполеона. Русский офицерский состав во многом состоявший из дворян смог сполна посмотреть чем и как живет Европа. Это заставило их по другому посмотреть на события происходящие внутри России.

В 1816-1818 году возникают первые тайные общества, Союз Спасения, Орден русских рыцарей и другие. Закончилось все на Сенатской площади восстанием декабристов. В своем манифесте они требовали объявить ряд свобод, отменить крепостное право, подушную подать. А после этого передать власть временной диктатуре. Восстание было подавлено, организаторы частью казнены, частью репрессированы. От заточения и ссылок в Сибирь до полного разжалования в солдаты и отправки на Кавказский театр боевых действий.

Однако ничего не менять в данной ситуации означало появление подобных сценариев в будущем.
На самом верху 6 декабря 1826 г. пришли к выводу, что оппозиционность дворянства проистекала из обесценивания статуса дворянина в общества, его обмельчания и размывания за счет выходцев из других сословий.

Изменения в составе дворянства

Состав российского дворянства активно пополнялся в 19 веке за счет дворян присоединяемых территорий: остзейское дворянство, польская шляхта, казачьи старшины, грузинские князья и другие.

В 1832 году вышел манифест, ознаменовавший появление нового сословия- почетных граждан, куда вливались дети личных дворян, церковнослужители, художники, ученые, купцы состоявшие в течении 20 лет в 1 гильдии, дети лютеранских и конформистских проповедников и другие. Целью появление этого класса было как раз ограничение доступа к указанных сословий к возможному получению дворянства и к еще большему его разбуханию.

В конце XVIII века количество дворян составляло 362 тыс, а дворяне 19 века в середине столетия уже 464 тыс. Активный приток шел за счет новых представителей вливавшихся в дворянство по служебной лестнице, как военной так и гражданской. Результатом этого стали ограничения на получение потомственного дворянства. Если до 1845 года достаточно было достигнуть XIV чина по военной лестнице или VIII чина по гражданской лестнице (уровень прапорщика и губернского секретаря), то с 1845 года планка поднялась до VIII чина по военной и V по гражданской службе ( майор и статский советник соответственно)

Землевладение дворян в 19 веке

Землевладение всегда было экономической основой дворянства. К середине 19 века подавляющее большинство дворян (88%) являлось помещиками. Но дробление имений все равно привело к тому, что подавляющее большинство дворян (76%) было либо мелкопоместными (до 20 душ) , либо среднепоместными (до 1000 душ).

Правительство как могло поддерживало дворян . Прежде всего
предоставляя им льготный кредит из казенных банков под залог имений и передавая ему казенные земли. Обедневшие дворяне при Николе I наделялись государственными землями. Их дети принимались бесплатно в гражданские и военные учебные заведения. Сокращались сроки получения следующего чина. Для сохранения дворянского землевладения специально был создан закон о майорате в 1845 году.
Согласно ему крупным помещикам разрешалось объявлять свои имения заповедными. В этом случае помещик не мог разделить его между детьми. Все имение он обязан был передать в наследство старшему сыну. По сути это стало развитием Петровского закона о “единонаследии”. Этот закон был отменен через несколько десятков после его принятия. Заповедное имение не могло быть продано или заложено, оно навсегда оставалось собственностью данной дворянской семьи. Однако этот указ не слишком сильно заинтересовал дворян. До отмены крепостного права в 1861 г. на майоратное право были переведены только 20 крупных дворянских имений.

Дворяне и помещики 19 века после отмены крепостного права

В начале XIX века решение многих социальных вопросов тормозилось из-за наличия крепостного права. При этом монополия дворян на владение крепостными начала снижаться. По указу 1841 года крепостных позволялось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. В первой половине XIX века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. 1808 год- запрещение продавать крепостных на ярмарках. В 1833 году — разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803 г.) и временно-обязанных крестьянах (1842 г.). Крепостное право было отменено в ходе крестьянской реформы 1861 года. Однако пережитки крепостничества сохранились в России вплоть до революции 1917 года.

После отмены крепостного права помещики сохранили большую (и лучшую) часть своих земель.

Производственно-техническая база у большинства помещичьих хозяйств была крайне низкого уровня, либо просто отсутствовала. Навыка хозяйствования в новых рыночных условиях не было.

До отмены крепостного права подавляющее большинство помещиков вели хозяйство по старинке, на основе крепостного труда. Крепостничество почти полностью исключало возможность эффективной организации производства и повышения доходности имений.

Часть помещиков пыталась использовать инновационные приемы агрокультуры и агротехники. Но таких по подсчетам Вольного экономического общества, было не более 3,0 % от числа всех владельцев поместий.

Перемены в дворянском обществе

В основном дворянство болезненно пыталось приспособиться к наступившим переменам. Достаточно большой процент помещиков стал продавать землю крестьянам и купцам. Значительная часть помещиков сдавала землю в аренду. Небольшая часть сделала попытку организовать поместья на новой капиталистической основе. Однако с учетом приближавшегося аграрного кризиса мало кому это удалось. Численность помещиков среди дворян неуклонно сокращалась, постепенно вытесняясь крестьянством. Если в 1861 году численность дворян – помещиков составляла 88%, то к 1905 году % дворян помещиков упал до 30%. К   1915   при   реализации столыпинской  аграрной  реформы  мелкопоместное  дворянское   земледелие.

Дворяне 19 века и дворяне 20 века в сложившейся обстановке вынуждены было переориентироваться. Получив деньги от продажи земли крестьянам часть дворян пробовала заняться коммерческой и предпринимательской деятельностью. Дворяне 20 века владели около 2тыс. предприятий по всей стране.
Помимо этого стало набирать популярность получение профессии- юристов , писателей, врачей , артистов и т.д.

Дворянами по происхождению была большая часть русских поэтов и писателей 19-начала 20 века. Так Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Лермонтов, Ахматова, Гумилев и другие были дворянами.

Приход к власти большевиков навсегда разграничил жизнь дворянства на “до” и “после”. Согласно “Декрету о Земле” дворяне 20 века лишились права собственности на землю,а согласно декрету “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” сословного статуса. Часть дворян была репрессирована, часть эмигрировала из страны, и лишь незначительно количество осталось в стране и было нетронуто.
Так , матерью Константина Симонова была княгиня Оболенская. Потомками дворян являются известные советские и российские актеры и другие публичные люди: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Егор Бероев, Никита Михалков, Светлана Немоляева, Тина Канделаки, Артемий Лебедев, Петр Толстой и другие.

Больше статей о дворянстве можно почитать здесь

Почитать о родословных дворян в том числе по 19 веку можно на сайте по истории моей семьи

Если вы являетесь потомком дворянских родов или потомком однодворцев и хотите больше узнать о своих предках, об их быте и службе, семейных делах, в каких военных походах они принимали участие, выяснить новые фамилии в вашей родне, а также красиво оформить полученные данные, как в виде схемы, так и виде полноценного сайта, пишите, буду рад сотрудничеству 🙂 Ниже весь перечень оказываемых услуг

dompredkov.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов