Посвящение в жены на свадьбе


Инициации жениха. Традиции русской народной свадьбы

Инициации жениха

«Замуж выйти иль жениться – нужно заново родиться», «Женишься – переменишься» – гласят народные пословицы.

Следы инициации жениха на свадьбе проявляются не так ярко, как невесты, но они есть. Она проходит на свадьбе несколько инициаций, а жених, как правило, одну – вступление в круг женатых людей.

Как и полагается инициируемому, поведение новобрачного на свадьбе довольно пассивно. Вот что поётся о женихе в народной песне, описывающей его приезд в дом невесты перед выкупом:

Да он-то не сам сюды залетел,

Да занесло его погодою;

Занесло его погодою,

Да завезли его добры кони;

Завезли его добры кони,

Да что-то добры кони Васильевы46.

Рассмотрим описание роли новобрачного в книге «Славянские древности»: «Жених на свадьбе – чаще всего объект ритуальных действий или пассивный субъект, от лица которого действуют его заместители: его корят или величают в песнях, сводят с невестой, ему выкупают место за столом, делают подарки, его угощает блинами тёща, за него расплачиваются с подругами невесты, от его имени угощают посторонних зрителей и т. д. Жених молчит на свадебном пиру в своём доме, не разговаривает с невестой на свадьбе в её доме, по пути к венчанию и обратно»47. Все испытания на выкупе жениху активно помогают пройти дружка, его друзья (можно даже говорить о том, что выполняют задания за него).

Некоторые полагают, что выкуп, который по сути есть испытание для жениха и его дружины, являлся этапом посвящения парня во взрослого человека. Сторона невесты, проводя выкуп, тщательно разыгрывала обстановку потустороннего мира. Подруги учиняли препятствия, загадывали загадки – как тут не вспомнить поведение стражей «того света» из сказок. После них жениха встречают мать и отец невесты (зачастую посаженные), одетые в вывернутые наизнанку шубы. Они играют роль уже знакомых нам потусторонних существ, которые либо награждают, либо уничтожают инициируемого. Доказав своё право считаться взрослым, парень теперь имеет право жениться.

Жених, как и невеста, почти ничего не говорил на свадьбе. Он не участвовал в исполнении песен – за него это делала его женская родня. Если ему нужно было поздороваться и снять шапку, в некоторых регионах это делал специально назначенный свадебный чин – шапошник.

Как и невеста, жених не должен был ни есть, ни пить, вплоть до свадебного пира. Всё это показывает ритуальную пассивность жениха.

Если посмотреть на различие тех инициаций для жениха и невесты, которые проходят в свадебный день, оказывается, что у девушки их больше, они проходят намного ярче, но заканчиваются они раньше, чем для жениха. Для новобрачной это происходит уже на свадебном пиру, после смены девичьего головного убора на женский. Вот как об этом пишет известный учёный А. К. Байбурин: «Симметрично тому, как в первой половине свадьбы невеста лишалась качеств живого человека, во второй половине она их вновь обретает. Прежде всего, возвращается способность самостоятельно передвигаться. Невесту уже не ведут, а если и ведут, то не под руки. Особый обряд посвящён „раскрыванию“ невесты. Видимо, он имеет двойной смысл: для самой невесты – возвращение зрения; для партии жениха – „узнавание“ невесты (она – новая, другая, неведомая)»48.

Однако жених после этого события всё ещё обязан вести себя сдержанно и пассивно вплоть до середины «постельного обряда». Значит, в отличие от невесты, его инициация ещё не закончена. Это ярко видно в обычаях Русского Севера. А. В. Гура пишет, жених вёл себя пассивно и соблюдал ритуальное молчание в доме невесты, во время переездов, на свадебном пиру, и «даже на брачном ложе инициатива принадлежала не столько жениху, сколько невесте»49. Надо думать, «постельным обрядом» заканчивается посвящение парня во взрослого человека.

Как мы знаем, прошедшим инициацию часто меняли наряд или причёску. На примере жениха это видно не так ярко, как на примере невесты. Во время застолья ему, так же как и невесте, ритуально причёсывают волосы. Невеста затем получает новую женскую причёску (две косы), а жених – лишь только вновь расчёсанные и уложенные волосы. В отдельных регионах перед поездкой за невестой парню крестообразно подстригали волосы. В стародавние времена на свою свадьбу парень первый раз надевал штаны (до этого ходил в длинной рубахе). В западнорусской свадьбе есть ритуал «плохонького мужичка»: во время завершения выкупа невесты и её благословения в доме её родителей (который проводился после венчания) новобрачного на время переодевают в «плохую», рваную одежду и «страшную» кепку козырьком назад. Л. Л. Ивашнёва интерпретирует наряд как характерный для посланников «антимира»50. В Архангельской области перед свадьбой жених с друзьями уходили в поход – возможно, отголосок ухода в лес для прохождения инициации.

Повсеместно у русских третий день свадьбы посвящался шуточному разыгрыванию основных ритуалов, при этом в Нижегородской области и Пензенском уезде, кроме устройства пародийной свадьбы, разыгрывали шуточные похороны с отпеванием и оплакиванием «упокойника», что может символизировать «смерть» холостячества новобрачного51.

Надо сказать, фактическая пассивность жениха имеет место быть на фоне многочисленных песен, в которых он выступает как активная сторона свадьбы: поют, что он сам принял решение покончить с «батюшкиной волей» и «матушкиной негой» и отправился в поход за суженой, самостоятельно подковал и оседлал коня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Свадьба с русским размахом — Портал «Свадебный вальс»

Что может быть грандиознее, чем традиционная русская свадьба? Все больше пар сегодня обращаются к обычаям, которые отличат русскую свадьбу от других.

В том многообразии сценариев торжества, молодожены чаще стали организовывать праздники максимально приближенные к гуляниям наших предков. Разумеется, многие традиции претерпели изменения, но пары, остановившие свой выбор на тематической русской свадьбе, обычно придерживаются основных этапов создания семьи, так как делали наши прабабушки и прадедушки.

Сватовство

В прошлом родственники жениха приходили к родителям невесты, чтобы просить ее руки. Было принято приезжать с подарками - «Ваш товар, наш купец». Сегодня в большинстве своем пары ограничиваются тем, что жених просит руки своей возлюбленной у ее родителей, а родственники знакомятся незадолго до свадьбы или на самом торжестве. Есть пары, которые ставят свои семьи уже перед фактом того, что заключен брак.

Сватовство – это не просто обычай, а дань уважения, если вы решили со своей второй половинкой узаконить свои отношения, не стоит пренебрегать данной традицией, родителям будет безумно приятно, что вы цените их мнение.

Помолвка

В старину сопровождалась веселым гуляньем, в этот день возлюбленные официально становились женихом и невестой. Сегодня мужчины тоже устраивают романтичные сюрпризы, прежде чем преподнести девушке кольцо.

Молодой человек из Татарстана разыграл настоящий спектакль для будущей жены. Пара ехала на ужин, как вдруг автомобиль остановили сотрудники ГИБДД, стражи порядка, вооруженные автоматами, стали предъявлять парню обвинения в серьезных преступлениях, на самом пике эмоций все участники процесса начали аплодировать и находчивый жених достал заветное кольцо. Главное, при подготовке подобных сюрпризов не переборщить, чтобы счастливые моменты ничто не омрачило.

 

Девичник и мальчишник

В настоящее время – это событие, на котором будущие супруги отрываются по полной и готовятся к семейной жизни. Все проходит очень весело и шумно, настолько, что накануне свадьбы такие мероприятия стараются не проводить. Наши предки прощались с холостой жизнью иначе, невеста плакала по тому, что покидает родной дом, жених слушал наставления о том, как создать крепкую семью.

Банальную тусовку можно разбавить необычным препати. Пригласи подруг на мастер-класс по приготовлению пикантного блюда, а жених с друзьями по окончанию урока все с удовольствием скушают. И весело и с пользой.

Выкуп невесты

Самая интересная часть свадебного дня. Подружки устраивают для суженого и его друзей тысячу и одно испытание, которое они должны пройти, прежде чем возлюбленные воссоединятся. За каждый промах на заданиях жених платит деньги. Выкуп традиционно проходил в отчем доме, сегодня молодые, стремятся избегать тесных лестничных клеток и ненарядных подъездов. Чаще пары стали проводить процедуру выкупа в гостиничных комплексах, для того, чтобы фотографии этого этапа были красивыми.

Можно пойти дальше и удивить себя и гостей настоящим квестом. Ведь вы оба безумно хотите пожениться, пусть поиски будут парными! Подружки невесты или свадебный организатор придумывают загадки, в которых зашифрованы определенные места в городе, на каждой точке вы с женихом будете все ближе друг к другу. На финальном адресе вас могут ожидать приглашенные гости, а долгожданную встречу сохранят на пленке фотографы и операторы.

 

Регистрация

Далее молодожены отправляются в ЗАГС регистрировать свои отношения под звуки марша Мендельсона. Традиционно после официальной части молодые запускают в небо голубей, что символизирует уход невесты из родного дома.

Сегодня все большую популярность набирают выездные регистрации. Русского колорита площадке добавит соответствующий декор свадебной арки и внешний вид ведущего церемонии. Представьте, как будут удивлены гости фотосессии с настоящим медведем сразу же после церемонии! Поистине русский размах!

Катания

Продолжали свадебный день наши предки катаниями по окрестностям с песнями и частушками, шумом и гамом, чтобы вся округа могла порадоваться за молодых. Сегодня пары отправляются по достопримечательностям, чтобы сделать красивые фотографии, погулять и тоже условно поделиться своим счастьем со всеми.

 

Застолье

Катания плавно переходили в банкет, на котором родители обязательно встречали молодых с хлебом да солью. Считалось, что кто откусит больший кусок от каравая, тот и будет хозяином в доме. В былые времена каравай пекла обязательно замужняя женщина, чей брак считался удачным, так она передавала частичку своего счастья молодым. Теперь молодые чаще обращаются за помощью к профессиональным пекарям. Каравай способен стать настоящим произведением искусства, помимо плетений и кружева, его можно сделать многоуровневым, тогда все гости смогут угоститься.

Русское застолье всегда славилось своим изобилием, множеством блюд и напитков, максимальным количеством гостей. Гуляния сопровождались танцами и песнями. Кстати, много примеров, как невесты сегодня дарят женихам на свадьбе песню собственного сочинения или молодой супруг исполняет для возлюбленной танец со своими друзьями.

Похищение

Главной особенностью русской свадьбы на банкете остается воровство невесты. Ранее этот обряд был связан с тем, что крепостные девушки обязаны были провести первую ночь с барином, поэтому его подчиненные и похищали молодую в разгар торжества. Сегодня эта традиция сохраняется ради веселья, воруют обычно подружки и просят за новоиспеченную жену у жениха выкуп. Разнообразия ради, похищение на некоторых свадьбах проходит с привлечением актеров, которые изображают бандитов, желающих заполучить красавицу.

Свадебный торт

В былые времена его заменял хлеб, люди верили, что если переломить кусочек с человеком, то вы становитесь близки как никогда. Сегодня молодые режут одним ножом красивейшие торты, а первый кусочек дарят родителям или разыгрывают между гостями с помощью аукциона.

Посвящение в жены

Заканчивался свадебный день снятием фаты у невесты. Этот обряд очень красивый, в древности фату заменял венок, родители, снимая его, расплетали невесте косу и одевали на голову платок. Этот ритуал символизировал переход невесты в роль жены. Домашний очаг новой семьи загорался на глазах у всех гостей, матери молодых, прикладывая зажженные свечи друг к другу, поджигали третью, новую, тем самым нарекая молодой жене сохранение домашнего уюта.

Русская свадьба таит в себе огромное количество обычаев и прекрасных традиций. Свадьба в русском стиле всегда проходит с большим размахом, присущим нашему народу.

 

Автор: Юля Савина

Похожие статьи:
Советы профессионалов → Свадьба в стиле ГЖЕЛЬ от Nina Ruchkina
Стиль, красота, здоровье → Тематическая свадьба: образ невесты
Реальные истории → Бал для Золушки
Новости Клуба → Охота по-русски. Сезон открыт
Свадебное застолье → Банкет: идеи для тематической свадьбы

svadba-vals.ru

Почему невеста на свадьбе закрывает лицо фатой? — вопросы раввину

Уважаемый Артур, большое спасибо за Ваш вопрос. Вы совершенно правы, на еврейской свадьбе обычно ничего не делается «просто так», вся процедура бракосочетания основана либо на установившихся обычаях, либо на предписаниях еврейского закона, алахи.

Так и с фатой. Существует, по крайней мере, три причины, по которым невеста закрывает лицо фатой:

Во-первых,по мнению некоторых ранних комментаторов (ришоним) фата (инума) служит хупой. Поясним, что имеется в виду: завершающим этапом свадебного обряда являются нисуин, или хупа. Даже после кидушин, обручения, невеста не становится женой в полном смысле слова — пока не войдёт в дом мужа и пара не начнет совместную жизнь. Символом дома мужа и, таким образом, начала семейной жизни является хупа.

Существует несколько мнений о том, что считать хупой. По одному из мнений обряд хупы совершается, когда жених покрывает лицо невесты свадебной фатой. Они считаются мужем и женой с того момента, когда невеста выходит в свадебной фате (Тосафот, Йома 13 б).

Сегодня принято учитывать и это мнение (Рамо 55:1, Хелькат Мехокек 55:9). Поэтому сначала шошвиним со стороны жениха, раввин, проводящий хупу, свидетели и гости ведут жениха к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а уже затем ведут его под свадебный балдахин, который также называется хупа. Там проходит продолжение свадебной церемонии. Поскольку, как было сказано выше, фата также считается хупой, необходимо, чтобы свидетели присутствовали при этом и видели, как жених покрывает лицо невесты фатой (Шаарей Нисуин 2:20).

Возникает вопрос: как можно устраивать хупу, которая является завершающим этапом свадебной церемонии — нисуин, раньше первого этапа, то есть посвящения невесты в жены (кидушин)? Ответ на этот вопрос содержится в одном из комментариев к Шулхан Аруху — Хелькат Мехокек (55:9). Комментатор пишет: нисуин вступают в силу не сразу, а ретроактивно, с того момента, как жених посвящает невесту в жены.

Стоит отметить: этот момент актуален только для девушки, которая выходит замуж впервые. О том, как поступать разведенной или вдове, следует проконсультироваться у раввина.

Во-вторых, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой, еще и потому, что этим она показывает: ее не волнует, каким именно кольцом жених посвящает ее в жены. Главное, чтобы оно стоило хотя бы пруту (прута — мелкая монета, ее стоимость равна стоимости сороковой части одного грамма серебра — респонс Рашба 9:210, Рамо 31:2; это минимальная стоимость предмета, с помощью которого можно посвятить невесту в жены).Это позволяет избежать возможных проблем, например, в случае, когда произошла ошибка и вместо золотого кольца жених дал невесте медное, или, например, если невеста, увидев кольцо, сочла его более дорогим, чем на самом деле (Хелькат Мехокек 31:7, Бейт Шмуэль 31:5). По этой же причине принято, что раввин, проводящий хупу, вначале показывает кольцо свидетелям и просит их удостоверить перед невестой, что кольцо стоит как минимум пруту (Рамо 31:2).

В-третьих, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой из соображений скромности. Разрешено смотреть на одежду и украшения невесты, чтобы восхвалять ее перед женихом, но запрещено всматриваться в ее лицо, поэтому принято, чтобы она покрывала лицо фатой (Шулхан Арух 65:2, Рамо 31:2, 65:2, Хатам Софер, Комментарий к Торе 95:2).

С уважением, Яков Шуб

toldot.ru

Классическая церемония бракосочетания в евангельской церкви

10 минут

×30


с пользой

Время прочтения:
10 минут
Время подготовки:
5 часов
i.Концентрация:
3000%

Данный сценарий представляет собой классику христианской церемонии бракосочетания молодой пары в семейный союз перед лицом Господа Бога в присутствии родителей, гостей и свидетелей.

Церемония зиждется на неизменных библейских принципах самодостаточности и нерушимости брачного союза мужчины и женщины, и по сей день совершается в евангельских церквах по всему миру.

Церемония включает в себя такие элементы, как обещания верности молодожёнов, обмен кольцами, молитва благословения, благодарность родителям и провозглашение брачного союза.

С уважением, Иван и Оксана Приваловы


Торжественный вход

– родители;

– пастор, жених и свидетель;

– свидетельница;

– мальчик с кольцами;

– девочка с лепестками роз;

– папа невесты подводит дочь к алтарю.

 

Вступление:

Пастор совершает молитву благодарения.

 

Дорогие молодожёны, если вы серьезно и молитвенно обдумали предстоящий Вам шаг и охотно, с благоговением желаете вступить в брачный союз, чтобы быть едиными во всем до смерти, пожалуйста, соедините Ваши правые руки.

 

Иван, в присутствии Всемогущего Бога и собранных здесь свидетелей, обещаешь ли ты любить, ценить, уважать, стоящую возле тебя Оксану, правую руку которой ты держишь?

Обещаешь ли ты заботиться о ней в болезнях и здравии, в радости и печали, в благополучии и нужде, в молодости и старости?

Обещаешь ли ты быть верным ей до смерти?

Да благословит тебя Господь в твоем твердом обещании!

 

Оксана, в присутствии Всемогущего Бога и собранных здесь свидетелей, обещаешь ли ты любить, ценить и уважать, стоящего возле тебя Ивана, правую руку, которого ты держишь?

Обещаешь ли ты заботиться о нем в болезни и в здравии, в радости и в печали, в благополучии и нужде, в молодости и старости?

Обещаешь ли ты быть верной и преданной ему женой до смерти?

Да благословит тебя Господь в твоем твердом обещании!

 

Краткое наставление

Союз, в который вы вступаете, есть самое нежное, из всех человеческих отношений.

– наставление для мужа [Ефесянам 5]

– наставление для жены [1 Петра 3]

– наставления о любви [1 Коринфянам 13]

– наставление родителям [Матфея 19:5]

 

Взаимные обещания:

Обещание жениха:

Я обещаю любить тебя, заботиться о тебе, и быть верным тебе до пришествия Господа нашего Иисуса Христа или до того дня, когда Господь смертью разлучит нас.

 

Обещание невесты:

Я обещаю любить тебя, заботиться о тебе, и быть верной тебе до пришествия Господа нашего Иисуса Христа или до того дня, когда Господь смертью разлучит нас.

 

Обмен кольцами:

С давних времен кольцо всегда использовалось в важных событиях. Обручальное кольцо является символом бракосочетания, – произведённое из драгоценного метала, кольцо является совершенным кругом, который не имеет начала и конца.

Оно обозначает Ваше желание, наше желание и Божье желание, чтобы не было конца вашему счастью и Вашей любви в супружеской жизни.

Оно обозначает Ваше совместное желание иметь бесконечную любовь друг к другу, с Божьей помощью. Поэтому, находясь вместе или в разлуке, пускай эти кольца будут постоянным напоминанием Вам об обещании, которое Вы даете сегодня.

 

Свидетель берет кольца у малыша и передаёт их пастору.

 

Жених:

Этим кольцом я запечатываю свое обещание, быть любящим и верным мужем. Бог мой Свидетель.

 

Невеста:

Этим кольцом я запечатываю свое обещание, быть любящей и верной женой. Бог мой Свидетель.

 

Пастор:

Вручая и принимая эти кольца, как символ безграничной любви, чистоты, преданности и посвящения, Вы соединяетесь в брачный союз.

Ваши торжественные обещания запечатлены сим символом и, Словом Божьим навсегда.

 

Испитие «Чаши Жизни»:

Вступая в брачный союз, Вы соглашаетесь совместно пройти и преодолеть многие житейские трудности. Как символ вашего единения и готовности совместно переносить все тягости жизни, я прошу Вас испить из одной чаши это сок виноградной лозы.

Пусть этот несложный акт станет первым актом Вашей совместной жизни.

 

Жених и невеста по очереди пьют виноградный сок.

 

Молитва:

– Жених

– Невеста

– Родители жениха

– Родители невесты

– Пастор

 

Благодарение родителей:

Начиная совместную жизнь и оставляя дом своих родителей, молодые пожелали выразить свою благодарность своим родителям, которые воспитали и вырастили их друг для друга.

 

Молодые дарят родителям ценные памятные подарки и букеты цветов.

 

Объявление мужем и женой:

Как слуга Божий, властью данной мне Богом, я объявляю Вас мужем и женой, единых в цели, намерении и счастливой жизни.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Засвидетельствуйте свой союз поцелуем…

 

Представление:

Дорогие друзья, братья и сестры, позвольте представить Вам Оксану и Ивана Фамилия, законно сочетанных мужа и жену.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа да пребудет со всеми Вами.

Аминь.

 

Приглашаю, сначала родителей, а потом и всех гостей, поздравить молодых с их прекрасным решением!

Привалов И.С. – богослов, публицист; администратор сайта Uucyc.ru [с 2000 г.]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев [2003-2011]; лидер молодёжного и подросткового движений [2005-2012]; основатель движения «Жизнь в Истине».

Свадьбы по теме «Церемония»:

Свежие идеи для свадьбы:

wedd.info

Необычные свадебные традиции

Выходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка — девку в венец убрал», «Весело Покров провести — хорошего жениха (невесту) найти».

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение — привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.


Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни — вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей — мать, потом — «боярки».

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области


Свадебный обряд: песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха — «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан


Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

В свадебном ритуале Петрищево — предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» — петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» — булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две — женихова хрёстная и яе хрёстная — и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» — ну а тая своё».

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области


Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал — вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами — рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него — небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд восточных районов Кировской области — развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» — произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области


Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза — у жениха.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов


Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника — один конфетами, лентами, второй — мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других — каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение


Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба — похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки — подручницы или дрýжки — вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа — «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы — причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области


Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадьбы теблешской традиции играли в осенне-зимний период, до масленичной недели. Поэтические сюжеты и напевы свадебных песен практически не имеют аналогов с соседними традициями. Своеобразен и певческий стиль теблешан, характеризующийся ярким зычным тембром в высокой тесситуре и особыми исполнительскими приемами.

Самобытными являются эпизоды свадебного действа, такие как ритуал «набивания» невесты, «плáты» — местный вариант девичника, «крыжнобéд» — второй день свадьбы. В обряде «набивания невесты» родственники девушки идут в дом жениха и предлагают взять ее в жены. При этом невесте полагалось давать большое приданое: 10 пудов хлеба или скот (корову, ягненка).

На крыжнобéд в избе расставляли столы, которые невеста застилала сотканной ею скатертью. Чем больше ей удавалось покрыть столов, чем длиннее была скатерть, тем лучше и рукодельнее считалась невеста. Особую ритуальную функцию выполняла приготовленная в печи курица, внутрь которой вкладывали два крашеных яйца. Молодуха украшала курицу лентами, бантиками из разноцветной бумаги и сама выносила ее на подносе. Когда курицу разламывали, то обращали внимание родителей жениха на яйца. Эти действия были направлены на появление у невестки «приплода».

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

В Новосибирской области важную роль в сохранении традиции играет певческая группа «Прямчаночка». Потомки черниговских переселенцев являются носителями живой, хотя и постепенно угасающей фольклорной традиции. В частности, до недавнего времени здесь активно бытовал традиционный свадебный обряд.

Для изготовления венка в предсвадебный период был предназначен специальный вечер — девичник, на который собирались подруги невесты во главе с подневестницей: «Собирает девочек яна [невеста]. У яе уже самая старшая — поднявесница, и тут аще девок пять. Вянки етыя делают, пришивають усё... И песни пéють». На девичнике девушки также занимались изготовлением бумажных цветов для украшения свадебного деревца — молодой елочки. «Принóшают ёлку, цвяты — бумажки делают на тýю ёлку. Теперь купляют, а тода самоделашнаи. И даже вянки на голове были самоделашнаи».

Наряженное деревце оставалось в доме невесты до приезда за нею жениха: «Ёлку нихто у нас не выкупляя — стоить у нявесты эта ёлка. Приезжая женихи и потом выкýпливають». Вероятно, молодое срубленное деревце символизировало девичью волю, которой лишалась невеста. Выкуп елочки женихом можно расценивать как знак приобщения невесты к роду будущего мужа. Все обряды девичника были связаны с прощанием невесты с девичеством, подругами, отчим домом и привычным жизненным укладом.

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

www.culture.ru

16. Муж на свадьбе жены. Исторические корни Волшебной сказки

16. Муж на свадьбе жены

Эти детали дают некоторые дополнительные штрихи для рассмотрения мотива "мужа на свадьбе жены". Однако этот случай существенно отличается от мотива "жены на свадьбе мужа". Там герой встречает суженую вне дома, возвращается, уже собирается вступить в другой брак и т. д. Здесь дело происходит иначе. Герой женат (иди женится) с начала сказки, затем уже уходит из дому, узнает, что жена собирается вступить в новый брак, "за другого хочет замуж выходить" (См. 135) и спешно возвращается, поспевая к свадьбе жены.

В этом случае мы имеем дело с браком, который был совершен до посвящения, мы имеем, далее, уход мужа "в лес", длительное отсутствие его и попытку к новому браку оставшейся дома жены.

Но не противоречит ли это предположение тому порядку вступления в брак, при котором посвящение было одним из условий вступления в брак? Мы здесь имеем не противоречие, а более позднюю форму. По мере вымирания этого обычая обряд совершался все реже и реже, иногда с перерывами в 10 и более лет. И у Шурца и у Вебстера можно найти достаточно примеров этому. Тем временем юноши подрастали, вступали в брак, не дожидаясь посвящения, а посвящению подвергались задним числом, так что бывали случаи, когда посвящению подвергались мужчины лет сорока, вместе с едва достигшими зрелости мальчиками (Schmidt 1029–1056; Codrington 71; Nevermann 18, etc).

Мотив "мужа на свадьбе жены" исследован И. И. Толстым (Толстой 1934). Проф. Толстой не ставит себе целью исследовать происхождение этого мотива. Но в его работе собран материал, который позволяет дать ответ на очень важный для нас вопрос:

где же пребывает муж в то время, как жена его ожидает? Толстой очень убедительно показывает, что "герой уходит в обитель смерти". В вятской сказке пребывание у лешего длится 12 лет, пролетающих как 12 дней, "обычный в сказке мотив быстротечности времени в стране смерти, где год проходит для сознания человека, как один день" (Толстой 1934, 66). В архангельской сказке "Ивана щука-рыба заглонула и вынесла к берегу и выблевала. Иван купеческий сын и пошел" (Онч. 35; Толстой 1934, 66) и т. д. Пребывание в животном как способ посвящения нам уже известно. Есть и другие детали, приводящие к тому же. "Муж возвращается изменившимся; ни жена, ни близкие не узнают его". Совершенно правильно замечает Толстой: "Заслуживает внимания то обстоятельство, что меняется наружность только у мужа: об изменении наружности жены за время разлуки сказка умалчивает" (66).

Наконец, если он, по наблюдениям проф. Толстого, "приходит обросшим волосами, в запущенном, грязном виде, оборванным странником" (516), то и здесь мы имеем верный признак возвращения "из леса".

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов