Свадьба что означает


Что означают слова свадьба, брак и супружество?

Слова, которые обозначают события, самые долгожданные для некоторых, появились в нашей речи так давно, что мы и не можем даже предположить, как они возникли, и какой смысл был в них заложен первоначально.

Но если разобрать слова на слоги, узнать историю каждой части слова, то становится понятным, почему свадьбу называют свадьбой, брак браком и т.д.

Мы уже писали о том, от каких слов было образовано слово "невеста": неведомая, неизвестная, невесть кто, невесть откуда… Юноша приводит в семью девушку, которую никто не знает - неизвестную. Приводит невесть откуда.

Со словом "жених" тоже понятно. Приводит женщину, значит - ЖЕНих.

И вот наконец "невесть кто" и "приводящий жен" совершают ритуал, означающий, что они будут вместе - женятся, становятся из "невесть кого" и "ЖЕНиха" супругами – играют свадьбу.

Есть несколько версий происхождения слова "свадьба". Согласно первой версии, "свадьба" происходит от имени древней римской богини Свады (Svada). Богиня Свада у римлян была покровительницей веселий и празднеств. Свада - веселие - вяселле - свадьба.

Согласно другой версии, слово "свадьба" происходит от глагола "сводить", "соединять".

Если верить третьей версии, то "свадьба" происходит от слова "святой". Ведь славяне считали брак священным союзом, то есть святым.

Еще одна версия гласит, что в основу слова "свадьба" легло слово "сват". Сват - свидетель сговора между семьями жениха и невесты.

Свадьба - это ритуал, в результате которого получается брак.

Слово "брак", которое обозначает союз двух людей, не имеет ничего общего со словом "брак" - недостаток, изъян. Происхождение этих слов разное.

Слово "брак", как семейный союз, произошло от глагола "брать" И в существительное глагол "брать" превращает суффикс -к. Брать + -к = брак. Брать замуж. А браться, следовательно, означает жениться. На украинском языке, например, слово "поженились" так и будет - "побралися".

А еще слово "брать" у наших предков означало "похищать", "воровать". А ведь с невестами в старину именно так и поступали: за косу, в мешок и на коня. Вот так брали невест, то есть заключали брак.

Когда-то слово "брак" обозначало и свадьбу, и пир. Но сегодня браком мы называем супружеский союз - супружество.

Словарь Даля поясняет, что слово "супружество" происходит от слова "сопрягать". А супруг (супруга) - сопряженный, сопряженный браком. Также в словаре пояснено, что слово "супружество" происходит от "спряжка", "пара", "ярмо".

Ярмо… Не самое лучшее определение для брака. Однако многоуважаемый господин Даль именно это слово поставил рядом со словом "супружество".

Кстати, еще одним "предком" слова "супружество" является слово "супряга". Супряга - пара, запрягаемая вместе.

И вот что получается: свели, посватали (свадьба) - побрались (брак) - и пошли в одной упряжке (супружество).

news.tut.by

Происхождение слов "свадьба", "брак", "жених" и "невеста" из рубрики Самое читаемое, Свадебный Журнал

Происхождение слов, относящихся к теме брака и семьи, уходит корнями в первобытную эпоху. После того, как славяне перестали умыкать девиц у воды, а организация свадьбы превратилась в сложную последовательность действий и обрядов, каждый из которых считается залогом будущего семейного благополучия, свадебная терминология не претерпела значительных изменений.
Большинство брачных терминов в русском языке – исконнославянские. Само слово “брак” имеет омоним – германское заимствование со значением “изъян”, что сделало возможным появление современных поговорок типа “хорошую вещь браком не назовут”. Однако слово “брак” в значении “свадьба, семейная жизнь” легко этимологизируется на славянской почве, как производное от глагола “брать” (ср. “брать замуж”, “брать в жены”).
Слово “брак” представлено в ряде славянских языков, но ни в одном из них оно не является народным, в отличие от таких слов, как “свадьба” и “женитьба”.
Этимология слов “женитьба” и “жених” вполне прозрачна – они восходят к тому же корню, что и слово “жена”. Слово это – общеиндоевропейское, оно имеет соответствия в древнеиндийском, авестийском, армянском, ирландском, готском и тохарских языках.
Различение значений “жена” и “женщина” характерно лишь для меньшей части индоевропейских и славянских языков. Среди славянских такое различение характерно для русского, белорусского и польского, в то время как в других языках обоим значениям соответствует одно слово (например, чешское žena).
То же самое можно сказать и о словах “муж”, “мужчина”. Даже в близкородственном русскому украинском слово “жiнка” обозначает одновременно жену и женщину, а слово “чоловiк” – мужа и мужчину.
Менее очевидна этимология слова “свадьба” – в частности, из-за того, что в его написании не соблюден этимологический принцип. В соответствии с этим принципом правильнее было бы “сватьба” – ведь это слово возводится к корню “сват”.
Впрочем, приравнивать друг к другу слова “свадьба” и “сватовство” не совсем правомерно. Скорее, это две линии развития более древнего значения – “породнение”.
Дело в том, что происхождение слова “сват” связано с общеиндоевропейским местоимением *sva- / *svo-, от которого происходит славянское “свой”. Недаром людей, породнившихся через брак, называют “свояками”, а “свекровь” – это буквально “своя кровь”.
Более того, с тем же местоимением связан славянский корень *сђтъ со значением “гость”, сохранившийся, например, в русском слове “посетить”. В этом смысле слово “посетить” можно трактовать, как “стать своим”.
В противоположность этому слово “друг” (которое лишь в последние десятилетия сменилось в брачном обряде словом “свидетель” – тоже, впрочем, исконнославянским) родственно слову “другой”. Однако не следует забывать, то “другой” в своем первоначальном значении – это не столько “иной”, сколько “второй”.
Заимствованные слова в русской свадебной терминологии довольно редки и относятся в основном к сравнительно поздним элементам обряда. Даже специфические термины церковного обряда по большей части славянские (“венец”, “венчание”).
Среди несомненных заимствований можно отметить слово “фата“, имеющее тюркское происхождение. В двадцатом веке свадебную тройку на большей части территории России сменил лимузин (слово французского происхождения), причем так называют порой даже машину, которая формально не относится к классу лимузинов. Фактически, лимузин для свадьбы в современном русском языке – это любая машина, украшенная шарами и куклами и предназначенная для жениха и невесты.
В целом же свадебный обряд, до сей поры сохраняющий многочисленные элементы, восходящие к глубокой древности, описывается преимущественно столь же древними исконнославянскими словами.

В баталиях о происхождения этого, безусловно, главного, слова свадебной тематики до сих пор ломают копья полчища ученых: лингвисты, культурологи, этнологи, историки. Но, поскольку перед нами не стоит задача разводить здесь научные дискуссии, мы выберем самое красивое и самое расхожее определение.

Итак, к более-менее единому выводу ученые пришли относительно корня слова «Свадьба». Сва – это производное от древнеиндийского «Свас», что значит «свой». Отсюда произошло слово «Сват» и, следовательно, сама свадьба, в значении «присваивание», «освоение». Кстати, таким же путем образовались и слова «свекровь», «свекор» (в значении своя кровь). Как утверждает наш неуловимый Купидон, в Древней Руси свадьба называлась «Свиятьбой», а уже несколько позже стали произносить «сватьба». Именно в такой форме это слово и должно было, по идее, существовать до наших дней, но в результате, как выражаются ученые мужи, «языковой ассимиляции» «сватьба» превратилась в привычную «свадьбу».

Но свадьба не была бы свадьбой, если бы даже в определении происхождения этого слова не было красивых вариантов. Так, если разложить слово «свадьба» на составляющие, получится следующая картина:

Сва – небеса, свет, или просветление

Дь – добродетель, добро, делать добро, творящий добро

Ба – уважение, почтение

В итоге, получится «Светлое благословление на добродетельную жизнь во взаимном уважении». Если честно, нам этот вариант очень понравился, и даже добавить к нему нечего. А вам?

Невеста

Не совсем добрые языки злорадно утверждают, что слово «невеста» произошло от выражения «неизвестно кто», «невесть кто». Мол, в древности о свадьбе договаривались родители, и порой до самого обряда жених не знал, кого же увидит рядом с собой под венцом. Может, оно так и было, не нам судить – правда, тогда в арабских странах жениха называли бы «невест», поскольку там-то точно до сих пор существует традиция, когда девушка может до последнего момента не знать, за кого выходит замуж. Но мы, всем коллективом портала, утверждаем, что в древнем мире, безусловно, было место для любви и любящие пары соединяли свои сердца по взаимному согласию, невзирая на волю родителей, старейшин, князей и падишахов, вместе взятых!

Другое толкование слова «невеста» утверждает, что неизвестность, неизведанность, которые явно читаются в слове, означают девушку, «не изведавшую», «не ведающую». В этом значении «не-веста» – милое чистое создание, к которому не прикасалась мужская рука (губы и другие части тела, кстати, тоже), неопытная и незнающая. После свадьбы ей предстоит изведать, вкусить запретный плод. А ведь что-то в таком определении есть, согласитесь!

Жених

В случае с «женихом» трудностей не предвидится. Невооруженным (неначитанным и необученным) глазом видно, что корень слова – жена, или женщина. В древности говорили, что жених – это мужчина, сговоривший себе невесту. Слово «жених» происходит из тех же истоков и используется в том же значении, что и его производные: «женитьба», «жениться», «женихаться» и т.п. В любом случае, самые разные толкования на этот счет все равно сводятся к определению «жениха» через его женщину (невесту) – тот, кто намерен получить (не совсем красивое слово, нам больше нравится «завоевать», «покорить», но из песни слов не выкинешь) свою женщину. Причем, она об этом уже знает и совсем непротив. Поскольку без согласия невесты жених и не жених вовсе, а так – банальный ухажер! То-то, женихи, запомните: женихами вы становитесь, получив согласие невесты. И точка!

svadbalist.ru

свадьба — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сва́дьба сва́дьбы
Р. сва́дьбы сва́деб
Д. сва́дьбе сва́дьбам
В. сва́дьбу сва́дьбы
Тв. сва́дьбой
сва́дьбою
сва́дьбами
Пр. сва́дьбе сва́дьбах

сва́дь-ба

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -свадь-; суффикс: ; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈsvadʲbə]  мн. ч. [ˈsvadʲbɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. обряд бракосочетания, а также торжество по случаю вступления в брак ◆ Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. И. С. Тургенев, «Отцы и дети», 1861 г.
  2. разг. участники брачного обряда, брачного торжества ◆ Пошёл, а едет свадьба… Едет свадьба, а он кричит: — Прости да благослови, прости да благослови! О.В Востриков, В.В Балкова, «Русские сказки Урала», ‎1997 г.
Синонимы[править]
  1. бракосочетание, женитьба
Антонимы[править]
  1. развод, разрыв
Гиперонимы[править]
  1. обряд
  2. люди
Гипонимы[править]
  1. замужество
  2. жених, невеста, шафер, подружка, свидетель

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от праслав. *svatьba, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. сватьба, русск. свадьба, болг. сватба, макед. свадба, чешск. svatba; производн. от *svat (см. русск. сват). Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

  • свадьба // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Свадьба что это? Значение слова Свадьба

Значение слова Свадьба по Ефремовой:

Свадьба — 1. Брачный обряд, а также торжество по случаю вступления в брак.
2. разг. Участники брачного обряда, брачного торжества.

Значение слова Свадьба по Ожегову:

Свадьба — Брачный обряд

Свадьба в Энциклопедическом словаре:

Свадьба — обряды, сопровождающие заключение брака. У многих народовсвадьба включает ритуализованный переезд невесты из дома родителей в домжениха, обмен подарками, пир и т. д.

Значение слова Свадьба по словарю Ушакова:

СВАДЬБА
свадьбы, р. мн. свадеб, ж. Брачный обряд.|| Празднество по случаю вступления в брак. Со свадьбы под вечер он шел немного пьяный. Пушкин. Справлять свадьбу. Играть свадьбу (обл.). || собир. Люди, присутствующие на празднестве заключения брака (обл.). Свадьба едет. До свадьбы заживет (разг.) — шутливое утешение тому, кто ушибся, порезался. На Маланьину свадьбу (напечь, нажарить, настряпать и т. п.. простореч.) — очень много, так много, что всего не съесть.

Значение слова Свадьба по словарю Брокгауза и Ефрона:

Свадьба (этногр.) — у всех так назыв. арийских народов представляет цикл знаменательных обрядов и песен, большей частью сходных или прямо тождественных. Основная причина сходства — психологическая и культурно-историческая: общие в древности культурно-бытовые основы и общее миросозерцание. Свадебная драма у древнеклассических народов, преимущественно у римлян, и у народов славянских, преимущественно у русских, развивается в такой последовательности: 1) Соеmptiо = обрядовая покупка невесты женихом или его родителями. 2) Mancipatio imaginaria venditio = Рукобитье, заручины. 3) Auspicii = Гадание в начале свадьбы в доме невесты. 4) Sex crines. has ta chelihans. = Обрядовое расчесыв. косы. 5) Nuhere flammeum = Очепины, обрядное покрывание головы невесты. 6) Pellis lanata. = Обрядовое сажание молодых на овечий мех. 7) Verti drcum aras = Обхождение вокруг стола, круговращательный танец вокруг дежи или коровая. 8) Lihum farreum, mustacea = Коровай, кормление молодых хлебом и медом. 9) Соеnа Duptialis = Cвaдeбный обед, пиршество. 10) Dextrarum junctio = Обрядовое соединение рук молодых. 11) Domum deductio = Встреча и прием молодых в доме родителей жениха. 12) Aqua accipi = Обрызгивание и обливание молодых матерью жениха. купание их в реке или мытье рук у колодца. 13) Igni accipi = Встреча молодых матерью жениха со свечой в руках, переведение их через зажженный костер. 14) Puer felicissimus, Camillus. = Обрядовое присутствие детей при печении коровая или во время приезда молодого в дом невесты. 15) Certa et solemnia verba = Песнопения, вроде "Мисяц дориженьку освитыв" (Чуб. т. IV, стр.406). 16) Nuces pueris = Бросание детям орехов и сластей, осыпание молодых хлебным зерном. 17) Lecti geniales, qui sternuntur puellis nubentibus (в атриуме) = Помещение молодых в коморе. брачная постель на снопах жита. 18) Посвящение брачного покрывала Гере = "Скрывание" молодой в церкви. 19) Repotia = Пирушка в доме родителей жениха, несколько дней спустя после свадьбы. К С. у всех культурных народов приурочено много поверий, примет, песен и обрядов, выражающих не только общую народную психологию, свойственную всем народам на известной ступени культуры, но и психологию данного народа, в зависимости от культурно-исторической и бытовой обстановки. Малорусская С. отличается торжественностью. песня и обряды распределены довольно равномерно. соблюдено строгое различение между отдельными актами свадебной драмы. Любопытной особенностью малорусской С. представляется обилие хлебных обрядов и песен. Обрядовое употребление хлеба на малорусской С. не представляется сухой и бессмысленной формальностью: оно оживлено и объяснено песнями. Великорусской С., как цельного и своеобразного проявления великорусского быта, нет. Следует отличать С. среднерусскую от северно- и восточно-русской. между ними мало сходства. Среднерусская С. имеет общеславянский характер, походит на белорусскую, малорусскую, сербскую, болгарскую, как по песням, так и по обрядам. Россия северная и северо-восточная относительно свадебного ритуала представляет нечто исключительное в славянском мире: обряды немногочисленны и однообразны, песни чрезвычайно длинны и тоскливы. "Вытье" невесты и ее подруг наполняет брачный пир. На С. первую роль играет колдун. Все его боятся, угощают и ублажают. Колдун чванится, ломается, задает тон всей свадьбе и подчас деспотически командует молодыми и поезжанами. Обрядовый хлеб на великорусских С. представляется явлением второстепенным. Важную роль здесь играет, между прочим, баня. Вообще, во всем строе и тoне северно-русской С. проглядывает что-то суровое, жесткое и тоскливое. Характерной особенностью болгарской С. представляется кишкек, или каша пшеничная, приготовленная торжественным образом. это — древнейшаа форма жертвоприношения хлеба. Рядом с кишкеком стоит кравай. Замечательна еще болгарская бучка, как остаток жертвоприношения волос. В сербской и хорватской С. сохранились многие черты древнего поклонения домашнему очагу. В чешской С. характерную роль играет петух, как остаток древнего жертвоприношения. Польская С. потеряла почти все древнее, архаическое: она состоит из двух или трех более или менее роскошных угощений родных и знакомых новобрачных. В свадебных обрядах сохранились, в виде культурных переживаний, обломки древнего быта и все пережитые стадии истории брака, сохранилась древняя религиозно-мифическая и этическая символика. Остатками "умыкания" (т. е. похищения) девиц служат: 1) обычай сватов являться в дом отца невесты в виде путешественников, поздно вечером или ночью, 2) аллегорический рассказ о преследовании куницы, 3) искусственная преграда у ворот невесты, 4) стрельба из ружей (первонач. из луков), 5) употребление знамени (застава, корогва, хоругвь — соб. знамя, откуда сл. хорунжий), 6) многочисленность поезжан жениха, 7) джигитовка, 8) высылка вместо невесты копья (у сибирских крестьян), 9) стук в двери, 10) пускание стрелы в окно дома невесты (в малор. и белор. песнях), 11) борьба перед воротами невесты, 12) пугание лошади жениха, 13) прятание невесты (в Пермской губ., в Буковине и др.), 14) просьбы родных невесты о пощаде (у сербов- лужацких), 15) жених и его поезжане садятся за стол в шапках, 16) вооружение брата невесты саблей, 17) обычай дружка бить плетью по стенам и столу, 1 8) песенная перебранка поезжан жениха и невесты, 19) венчание поздно вечером, 20) внесение молодой на руках в дом молодого, 21) снимание с ее лица покрывала кнутовищем, 22) освещение ее лица, 23) притворное бегство молодой (во Владим. губ., в Германии), 24) притворные побои и рвание косы, 25) оберегание опочивальни молодых вооруженными. Многие обряды и песни напоминают о старинной продаже-купле невесты, замененной у культурных народов взаимным согласием молодых. К купле относятся все формы куничного выкупа, хотя бы в виде современного германского Biergeld, "der Braut zu Ehren". К С.-купле относятся: 1) торг и пропои невесты, 2) продажа косы, 3) рукобитье, 4) прикладывание ко лбу невесты монеты, 5) выкуп сундука, 6) обрядовой подмен невесты, 7) соединение рук молодых, в смысле передачи девушки в собственность жениха. Особую группу свадебных обрядов и песен составляют символизирующие подчинение женщины мужчине: удар невесты плеткой, разувание молодого (упом. уже в Лаврентьевской летописи под 980 г.) и др. В свадебных песнях и обрядах (преимущ. коровайных) сохранилось воспоминание о древнем культе Солнца: важную роль на С. играют древние символы Солнца — венок, свеча, круглый хлеб. В древнем быту, с целью задобрить богов-покровителей брака и расположить их в пользу новобрачных, им предлагали угощение. Предметы и приемы кормления богов изменялись с развитием культуры, сообразно с местными условиями домашнего быта и со степенью зажиточности вступавших в брак. При господстве пастушеского быта, жертвоприношение богам состояло в заклании животных, преимущественно коровы, и в возлиянии молока. С развитием земледельческого быта стало преобладать жертвоприношение хлеба. В пустынных и лесистых местах грубые формы жертвоприношения удерживались долее, чем в странах более богатых от природы или расположенных по бойкому водному торговому пути. Богатые люди и в период земледельческой культуры предпочитали принесение в жертву животных, в особенности крупных, в торжественных случаях — в большом даже числе (гекатомбы). Бедные люди поневоле ограничивались жертвоприношением мелких животных, чаще всего петуха. но так как жертвоприношение коровы в некоторых случаях считалось необходимым по религиозно-мифическим представлениям, связанным с этим животным, то возникло обыкновение приносить в жертву изображение коровы из теста. Само жертвоприношение хлеба прошло несколько ступеней развития, согласно со способами приготовления хлебной пищи. На низшей ступени земледельческой культуры в пищу, а, следовательно, и для жертвоприношения употреблялись или хлебные зерна, более или менее поджаренные, или хлебная кашица, т. е. те же поджаренные хлебные зерна, только в размельченном и смоченном водой виде. В жертву приносились и опьяняющие напитки — сома у индусов, гаома у иранцев, виноградное вино у греко-италийцев, пиво и мед у германцев и славян. В число важных предметов жертвоприношения входили также волосы ребенка или новобрачных. Волосы были приносимы в смысле pars pro toto (часть вместо целого). по внутреннему своему значению, это — прямая замена жертвоприношения человека, непосредственно следующая за эпохой каннибализма. Остатком этого обычая служит обрезывание или подрезывание косы невесты перед венчанием. В свадебных песнях и обрядах есть прямые указания, что жертвоприношение сопровождалось следующими торжественными действиями: поднимались и опускались, клали на молодых правую руку, обращались в правую сторону, соблюдали круговращательное движение или танец, приводивший, при усиленном темпе, в вакхический религиозный экстаз. Приношение яств и напитков богам сопровождалось молитвами и гимнами. Языческая молитва по содержанию близко подходила к заговору: она имела стихотворную форму и пелась одним лицом или целым собранием молящихся. В древнее время многие свадебные песни представляли собой молитвы, обращенные к богам-покровителям брака и заключавшие в себе просьбу новобрачных и всего их рода о ниспослании им богатства и чадородия. Были особого рода религиозные песни (certa et solemnia verba римлян), свободные от узких утилитарных целей. В них воспевался брак Солнца и Земли, или Солнца и Луны, месяца и вечерней звезды, как священный прототип брака человеческого. Между молитвами и религиозными песнями не было резкой разграничительной черты. религиозная песня в честь и славу богов легко переходила в молитвенную просьбу о ниспослании благ земных, как это, между прочим, можно и ныне видеть в колядках, где прославление Солнца и месяца последовательно переходит в прославление домохозяина и его жены. Музыка при свад. обрядах в древности не имела самостоятельного значения и служила аккомпанементом пению. Кроме культа Солнца, свадебный ритуал славянских народов сохранил культ домашнего очага, черты древесного анимизма и почитания водных источников. Выдающееся положение Солнца в свадебных обрядах славянских народов обусловлено было их преданностью земледелию. Религиозно-мифические элементы С. у одних славянских народов сохранились лучше, у других слабее. Юго-восточные славяне в этом отношения оказались более консервативными, чем славяне западные. См. монографии г. Ящуржинского (в "Рус. Фил. Вестн." 1880 г. и отдельно). Сумцова, "О свад. обрядах, преимущ. русских" (диссерт., 1881), "О религ.-мифич. значении малор. С." ("Киев., Старина", 1885), "О влиянии греко-римск. свадебного ритуала" (ib., 1886). Ф. Волков, "Rites et usages nuptiaux en Ukraine" (в "Antropologie", II и отд. — большое и ценное исследование). Довнар-Запольский, "О белор. С." (в "Этногр. Обозр." — также обширное и ценное исслед.). Охримович, "Об отражения в малорос. С. древнего патриархата" (там же. исследование большое, но одностороннее и с преувеличениями). Для изучения великорусских и белор. С. более всего дают сборники Шейна, Терещенка ("Быт русск. нар."), "Этногр. Сборники" изд. географ. общ., сборники Добровольского и Романова. Весьма подроб. и ценный библиограф. указатель многочисленных сборников свад. песен см. в "Обычном праве" Якушкина (I—II). О малорус. С. обширные материалы в сб. Чубинского ("Труды Этн. Стат. Эксп.", IV т.), Головацкого ("Галиц. песни"), Иванова ("Жизнь и творч. крест. Харьк. губ." 1898), Гринченка в Ш т. "Этногр. Материал.", в "Основе" 1862, IV, "Киев. Стар." 1883, II, 1896, XI. Библиография малор. свад. пес. и обрядов в III т. "Этногр. Матер." Гринченка и отчасти в "Киев. Стар.", 1896, XI (в примеч. ред. к статье Ящуржинского о малор. С.). О болгарск. С. в "Сборн. за нар. умотв." (I — XV) и в сборниках Верковича, Качановского, Чолакова, Каравелова, Княжеского, бр. Миладиновых. О Сербской С. в "Гласник" (1867, V). Kanitz, "Serbien". Rajajaczich, "Das Leben d. S &uuml. dslawen". — Польская С. во мн. томах "Lud" Кольберга, в журн. "Wisla", Wojcicki, "Piesni" Сиди, в новейшем сб. Федоровского. Чешская С. в разн. книжках журн. "&#268.esky Lid" (см. в погодных указателях), "Kulda", "Swadba", "&#268. asop. &#269. esk. Musea" (1859, I), Gumlork — "Staro &#269.. obyc." (I), Erben — "Prost. &#269.es pis.". Из других материалов весьма ценны собрание древних индийских свадебных гимнов Винтерница, исследование Росбаха о древнеримской С., матер, о свад. обыч. и пес. кавказских народов в XXV томах "Сборн. матер. для изуч. Кавказа". При специальном изучении свадебных песен и обрядов важное значение имеют и общие научные труды по истории семьи — Моргана, Баховена, М. Ковалевского, Энгеля, Загоровского ("О разводе") и др. Н. Сумцов.


Свадьба (юрид.) — окончательный акт заключения брака, придающий последнему полную юридическую силу. В современном праве С. в этом юридическом смысле совпадает с понятием венчания (см.). свадебные обряды в настоящее время являются не юридическими, а бытовыми актами. До установления церковных форм брака — в Западной Европе и России, а в настоящее время — у народов, стоящих на низшей степени культуры, и отчасти в русском обычном праве, С. распадалась на несколько самостоятельных актов. Важнейшими из них были похищение девушки (позднее — договор о браке с ее родителями или опекунами. см. Обручение) и плотское совокупление, а после образования договорной формы — еще промежуточный между договором и совокуплением акт торжественной передачи невесты жениху. Юридическая сила этих трех актов в разное время, по-видимому, не была одинакова. Лишь на очень древней ступени похищение и совокупление, а затем договор, передача и совокупление совпадали в один юридический акт, непосредственно следуя друг за другом. Когда брак сделался куплей невесты или договором выкупа ее у родителей, а цена за девушек еще была высока, она не могла быть выплачена сразу. при договоре она лишь обещалась в торжественной форме (старый формальный контракт). согласно с этим отсрочивалась и передача девушки, до уплаты цены. С., таким образом, отделилась от обручения (см.), юридическая сила которого долго еще охранялась законом предпочтительно перед моментом С. В последней продолжали совмещаться два акта: передача жениху девушки и плотское совокупление. позднее и эти акты разделились, и средневековые юристы много спорили, какому из них следует придать решающую юридическую силу. Новейшие исследования указывают на связь между значением различных юридических моментов С. и имущественными отношениями супругов. Когда невеста стала наделяться приданым и особенно недвижимостями, передача последних совершалась, естественно, в момент окончательной передачи невесты. в связи с этим ко второму моменту С. (передача девушки) перешла и преимущественная юридическая сила. В тех местностях, где вступление в брак создавало полную общность имуществ, права жены окончательно устанавливались вместе с установлением полной плотской близости, вследствие чего и наибольшую силу в бракозаключительном праве получило плотское совокупление. Во многих местностях окончательные права общности устанавливались — а в некоторых местах (остз. право) устанавливаются и теперь — удачным результатом сожития, т. е. рождением ребенка. И после образования церковной формы брака указанные три момента бракозаключения и два момента С. еще различались по своей юридической силе. Теперь момент венчания при церковном браке и совершение официальных торжественных форм при гражданском браке поглотили все остальные моменты. Юридическая история С. лучше всего разработана по памятникам германского права, на основании которого восстановлена и указанная эволюция С. См. Schr &ouml. der, "Deutsche Rechtsgeschichte" (3 изд.). Heusler, "Institutionen des deutschen Privatrecht" (II). Lehmann, "Verlobung und Hochzett nach den nordgermanischen Rechten", а также литературу под сл. Обручение. В. Н.

Определение слова «Свадьба» по БСЭ:

Свадьба — обряды, сопровождающие заключение Брака. На ранних стадиях общественного развития — в период материнско-родового строя оно представляло собой несложную церемонию. С. как обрядовое оформление брака получила особое развитие в период Патриархата, когда прочно утвердились единобрачие (см. Моногамия) и поселение супругов в доме мужа (Патрилокальный брак). Основной момент цикла свадебных обрядов у всех народов — переход (чаще всего — переезд) невесты из дома родителей в дом жениха, т. е. драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род.
Этот акт, как правило, сопровождается обменом подарками, праздничным пиром, увеселениями и т. д. В С. участвуют родственники жениха и невесты и особые обрядовые лица (например, сваты, дружки). Содержание этих обрядов различно. Часто инсценируются насильственный увоз невесты женихом и его друзьями, сопротивление невесты и её родни и т. д., что отражает тот период в истории брака, когда утверждался новый (по сравнению с предшествующим временем) порядок патрилокального поселения и подчинения женщины власти мужа и его родни. В период распада патриархального строя, когда за женщину, которую рассматривали как рабочую силу, требовали платы (Вено у некоторых европейских народов, Калым у монгольских и тюркских народов и пр.), в свадебных обрядах появились инсценировки
«продажи» невесты, а вместе с тем возникли «смотрины» — обряд осмотра «покупаемой» женщины. Многие свадебные обряды связаны с религиозными представлениями, имеют магический смысл, призваны защищать молодых от «злых духов»,
«порчи» и т. д. У многих народов, например, Кавказа, горного Таджикистана, Горно-Бадахшанской АО и других мест, где в дореволюционное время существовало религиозное почитание огня и очага (покровителя дома), переход женщины из одной семьи в другую сопровождался прощанием невесты с очагом родительского дома и посвящением её домашнему очагу мужа. Зерно, мука, хмель, орехи и т. п., которыми на С. славянских, кавказских и многих других народов осыпают молодых, символизируют изобилие, благополучие и т. д. Вместе с развитым обрядовым циклом возникли и обрядовые костюмы невесты, жениха и других участников С.
Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства (театрализованные действия, музыка, пение, танцы, игры). Развитые религиозные культы обычно включают в свадебный комплекс религиозный обряд венчания, не вытесняющий при этом народной обрядности, первоначальный смысл которой зачастую забывается, переходит в традицию.
В социалистическом обществе заключение брака освобождается как от церковных, так и в значительной мере от отживших старинных обрядов, связанных с религией и суеверием, и становится праздником, отмечающим возникновение новой социалистической семьи. В СССР в 1960-70-е гг. особое развитие получила традиция торжественной регистрации брака во Дворцах бракосочетаний или в Залах торжественной регистрации браков.
Лит.: Кагаров Е., Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 8, Л., 1929. Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР, Л., 1926. Никольский Н. М., Происхождение и история белорусской свадебной обрядности, Минск, 1956.



xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Значение слова «свадьба» в 10 словарях

(Хатуна)

О древней свадебной церемонии можно почерпнуть из Библии лишь самые скудные сведения. С. совершалась в семейном кругу. Согласно повествованию о свадьбе Яакова (Быт. XXIX, 27), празднество длилось семь дней, и в книге Судей (XIV, 12 и 17) определенно говорится о семи днях свадебного пиршества. Окруженный друзьями и увенчанный венцом, направлялся жених к дому родителей невесты. В праздничной процессии, с песнями и танцами, жених с друзьями вел невесту из ее дома в свой. Невесту сопровождали ее подруги. Провожающие несли зажженные свечи и факелы. В доме жениха устраивалась семейная праздничная трапеза. Если невеста жила в другом городе, она выходила с подругами навстречу шествию жениха, а если жених жил в отдаленном городе, свадьба устраивалась в доме невесты.

В эпоху Талмуда* существовал еще обычай увенчивать венцом жениха и невесту. Богатые делали венцы из золота, а бедные - из ветвей дерева и из роз. Свадебная церемония в эпоху Талмуда состояла из церемонии освящения или обручения и церемонии женитьбы. С точки зрения закона, обручение было важнее женитьбы, так как именно оно связывало жениха и невесту узами брака. С эпохи Талмуда и до наших дней принято, что жених освящает невесту посредством серебряной монеты или предмета, равного ей по ценности. Насколько известно, в VII или VIII веках начали в Эрец Исраэль освящать кольцом. Некоторые видят в освящении кольцом символическое уведомление невесты женихом, что отныне она будет хозяйкой его дома, подобно тому, как перстень, который царь давал своему наместнику, делал его, тем самым, правителем царских владений. Старой формулой освящения было: "Будь мне женой по закону Моисея и евреев!" В более позднее время введена была формула: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". Обручение сопровождалось особым благословением.

Публичная церемония и большое празднество устраивались во время бракосочетания* или хулы. В день свадьбы оформляли и оглашали текст ктубы (брачного договора)*. Невеста переходила под хупу (балдахин), оттуда - в дом родителей жениха, после чего произносились семь благословений - "шева брахот" -брачного благословения. Но самыми торжественными были церемониальные проводы новобрачных, целью которых было веселить жениха, невесту и собравшихся и обратить веселье в необыкновенное событие в жизни молодой пары. Существует сказание о царе Агриппе, который шел перед невестой, чтобы веселить ее, и удостоился похвалы мудрецов. И спросили его: "Почему ты это сделал?". Отвечал он так: "Я надеваю корону каждый день, а эта надевает корону на один час".

Участие в веселье жениха и невесты считалось большой мицвой* - танцевать перед ними и славить их. В этой связи представляет интерес разногласие между школами Гилеля* и Шамая*: Как танцевать перед невестой? (то есть, что провозглашать). Ученики Шамая говорят: невеста - такая, какова она в действительности, без преувеличения. Ученики Гилеля говорят: Невеста красива и миловидна. Ученики Шамая возражают: даже если невеста слепая и хромая, говорят ей невеста красива и миловидна? - Ведь сказано в Торе: удаляйся от неправды. Отвечают ученики Гилеля: а по-вашему, если человек прогадал в торговле, следует его утешить или поносить? - Следует утешить. Поэтому и сказали мудрецы: Человек должен быть общительным в среде, окружающей его (Кт. 1.).

Свадебные подарки жениху и невесте считаются почти долгом гостей. Обычай, согласно которому жених разбивает стакан под хупой, очень древний и соблюдается по сей день.

Свадебные обычаи евреев Центральной и Восточной Европы в Средневековье отличались от свадебных обычаев евреев Испании и Италии, где они были схожи с обычаями окружающих народов. Сохранились подробные описания свадебных празднеств евреев Восточной Европы. Сватовство было важной заботой каждого еврея и считалось мицвой. Поэтому занимались им раввины и весьма почтенные члены общины. Однако были профессионалы этого дела - "шадханы", для которых сватовство было ремеслом. Переговоры велись обычно между родителями жениха и невесты, и только перед хупой жениху показывали невесту, ибо по закону "нельзя мужчине освящать жену, если он ее не видел".

В наши дни, по ашкеназскому (принятому в Восточной Европе) обычаю жених приходит в Субботу перед свадьбой в синагогу и восходит к Торе. Хупу ставят перед домом, во дворе синагоги или в синагоге. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". После посвящения раввин или кантор свадьбы читает ктубу и семь благословений, которые принято повторить после трапезы* в каждый из семи дней после свадьбы.

znachenie-slova.ru

свадьба - это... Что такое свадьба?

  • СВАДЬБА — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, жен. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… …   Толковый словарь Ожегова

  • свадьба — См. брак до свадьбы заживет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. свадьба (ситцевая (1 год), деревянная (5 лет), оловянная, розовая (10 лет), хрустальная (15 лет), фарфоровая …   Словарь синонимов

  • СВАДЬБА — обряды, сопровождающие заключение брака. У многих народов свадьба включает ритуализованный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • СВАДЬБА — СВАДЬБА, свадьбы, род. мн. свадеб, жен. Брачный обряд. || Празднество по случаю вступления в брак. «Со свадьбы под вечер он шел немного пьяный.» Пушкин. Справлять свадьбу. Играть свадьбу (обл.). || собир. Люди, присутствующие на празднестве… …   Толковый словарь Ушакова

  • СВАДЬБА — Продажа женщин разрешена только перед алтарем. Хенрик Каден Свадьба это конец начала и начало конца. Юзеф Булатович В свадебной церемонии участвуют два кольца: одно надевают на палец невесты, другое продевают в нос жениха. Роберт Орбен Нет слухов …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Свадьба — обряды, сопровождающие заключение брака; связаны с религиозными представлениями, имели магический смысл – защитить молодоженов от злых духов, порчи и т.д. У многих народов свадьба включала драматизированный переезд невесты в дом жениха, обмен… …   Энциклопедия культурологии

  • Свадьба — см. Брак …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • свадьба — свадьба, род. мн. свадеб (неправильно свадьб) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Свадьба — У этого термина существуют и другие значения, см. Свадьба (значения). Свадьба на Тайване …   Википедия

  • СВАДЬБА — Алмазная (бриллиантовая) свадьба. Разг. Семидесятилетний юбилей бракосочетания. ФСС, 410. Бабичья свадьба. Одесск. 1. Угощение после венчанья. 2. Второй день свадьбы. КСРГО. Золотая свадьба. Разг. Пятидесятилетний юбилей бракосочетания. ФСРЯ,… …   Большой словарь русских поговорок

  • свадьба — ы; мн. род. деб, дат. дьбам; ж. см. тж. свадебка, свадебный, по свадебному а) Брачный обряд; празднество по случаю вступления в брак. Справить свадьбу. б) отт., собир.; разг. сниж. Присутств …   Словарь многих выражений

  • dic.academic.ru

    Свадьба что такое svadba значение слова, Исторический словарь

    1. Свадьба – — обряды, сопровождающие заключение брака. У многих народов включают ритуализованный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и др.

    2. Свадьба – торжественный обряд , совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX - н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода , в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей. Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл ) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети ), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица "Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. - Т. Л.) до основания разрушает" явно повторяет текст из православного чина венчания: "Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов" ( Требник ). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: "Спаси, Христос , мово родимого Батюшка в Словаре Ожегова'>батюшку на Божьем благословеньице" (лишь детям отвечала "Спаси, Христос, на добром словечке") (Калужская губ.). Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., "благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом". Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить "Бог благословит". По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи ("заручины", "рукобитье", "запоины", "образованье") отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно. Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: "Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? - Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого" (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: "Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения". На что родители отвечали: "Бог благословит Божее творить"; "Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью". Освященное Церковью , родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье. Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая "подстерегала" жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты , которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были "закреплены" именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н.П. Гринковой, крестная мать невесты- сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому "венчальные батька и матка". Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего "рода" в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом. По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище , с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней ("поклониться праху предков") входило в свадьбу как обязательный элемент . Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам - "родителям". Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее. Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам , а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых "смотрельщиков", "глядельщиков", которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба , становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали "как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых". Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни. Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в русских фамилий'>Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. - Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот "изображал собой Ангела, посланного с небес". Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: " Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать". На это следовал ответ: "Бог благословит". Обращение "мир крещеный", "мир православный" - характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения. На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. "Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица ! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко"; "Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам". В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: "Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди", при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее. Обращалась и к любимому святому русских - Николаю Угоднику . Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан - так называемые Кузьма- Демьян . Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их "неразрывной цепью". В обращении к "святым кузнецам" звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака. Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы " Достойно есть "). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному Момент в Энциклопедическом словаре'>моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва "Да воскреснет Бог". Ее читал от "лихова глаза" дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал "сторож" над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь "совершению удачной свадьбы". Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты - порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу - иконой. Девушку благословляли "женской" иконой, обычно образом Богоматери, жениха - "мужской", обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., "обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях ". Благословение иконой - не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения - в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый "свешник"; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал "иконник" с образом. Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями "сгонною Богородицей": "Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке"; "Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке". В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная. После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции - религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство . Во 2-й пол. XIX - н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX - н. XX в., мы не можем разделять "народные", то есть родившиеся в разное время в народной среде, и "христианские", то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре. При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых - постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус , венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы - прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными Волос в Словаре Ожегова'>волосами. Необычность этой прически - ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе , в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос "по-бабьи" и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались "молодыми". В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару "вечно-навечно". Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному. Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, - боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно - с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом. Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем "честно-похвальном девичестве". Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю "дивью красоту" - ленту к иконе Божьей Матери: "Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена". Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех - осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы - "дивью красоту" в Евангелие , что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи "недостойной", все-таки положит ленту в Евангелие ("от людей неловко"), то наверняка будет несчастлива.

    znachenieslova.ru

    Этимология слова свадьба

    Свадьба, Wedding (английский), Hochzeit (немецкий), Mariage (французский), Boda (испанский) – сегодня это слово звучит каждый день по всему миру и на разных языках. Однако мало кто задумывался о его происхождении, значении или различных толкованиях, хоть для каждого из нас оно понятно и вызывает определенные радостные ассоциации.

    Некоторые делят свою жизнь на периоды до и после свадьбы, другие вспоминают о ней как о самом волшебном дне в своей жизни, третьи очень ярко запомнили процесс приготовления к этому торжеству, ну а четвертые только надеятся пережить этот самый волнительный момент в жизни каждого. Давайте окунемся в историю слова «свадьба» и разберемся в этимологии этого понятия.

    Согласно древнерусским образам слов СваДьБа истолковывалась как Небесное (Сва) Деяние/Данное Добро (Дь) Богов (Ба), а «веста» — подготовленной и обученной к замужеству девицей.
    Ей в противоположность была и «невеста», которая была готова, но еще не обучена этому ремеслу, поэтому мало кто брал ее в жены, а такой союз считался браком. Хотя сегодня свадебная церемония для каждого из нас скорее регистрация того самого брака.

    Некоторые все-таки склоняются к тому, что слово «свадьба» пришло к нам из древнеримских веселий, в которых богиня Свада (латинское значение Svada) соединяла мужчину и женщину для продолжения рода, а с годами происходили трансформации словосочетаний и до нас уже дошло современное понятие этого действия в виде свадебного мероприятия.

    Наиболее распространенным толкованием слова «свадьба» можно считать и производную от древнеславянского священного действия — сватовства, в котором главную роль играли сваты со стороны жениха, свидетели свадебного таинства. Происходил сговор или соглашение между ними и родителями девушки, на которую падал выбор родственников будущего мужа. Дальнейшие мероприятия и игры во время веселья, посвященного священному соединению мужчины и женщины, в наше время уже преобразовались в выражение – «играть свадьбу».

    Современные толковые словари и известные этимологи до сих пор предлагают нам свои точки зрения и взгляды на появление такого волнующего для всех нас слова «свадьба». По данным этимологического словаря русского языка Макса Фасмера оно произрастает от древнеиндийского местоимения «свас», что означает «свой». Это означало, что мужчина и женщина после определенного обряда становились «своим человеком» друг для друга. Такую точку зрения поддерживает и Черных П.Я., известный всем историк-этимолог, который развивая историческую цепочку этого понятия, определил роль сватов, свекрови и свекра в кругу образования новой семейной ячейки современного общества.

    В любом случае, за прошедшие тысячелетия слово «свадьба» многократно видоизменялось, дополнялось, обрастало обычаями и традициями, наполнялось новым смыслом и различным культурными особенностями. Например, ассоциирующийся у каждого со свадьбой Марш Мендельсона был заимствован нами из английских традиций уже в конце 19 века. А более древняя славянская традиция кричать «горько!» на свадебном мероприятии корнями уходит еще в начало второго тысячелетия. Языческие обряды, посвященные этому торжеству сегодня уже практически утрачены, на их смену пришло христианство, с традицией венчания в церкви, перед ликом Божьим.

    Времена неравных браков или церемоний, в которых выдавали замуж и женили по согласию родителей, уже канули в лету, и их место заняли официальные законы, кодексы и современное понятие таинства брака. Конечно, наиболее почитаемые и любимые обряды или традиции все-таки остались, но они скорее носят символический характер.

    Сегодня вы можете провести свадьбу по старорусскому сценарию или в духе американских традиций, с большим размахом на 500 человек или инкогнито, только для двоих. Главное помнить, что это праздник для двоих влюбленных, который не должен быть в тягость или для галочки, чтобы не обидеть родственников и знакомых. Особую популярность все больше приобретает оригинальная свадьба, которая должна запомниться своими чувствами, впечатлениями и незабываемыми сюжетами вокруг.

    Медовый месяц после свадьбы неразделимые понятия и трудно представить даже сегодня одно без другого. Предложите кому-нибудь отметить свадьбу и забыть про медовый месяц. Вас просто не поймут, а некоторые даже не простят!

    Ведь еще во времена правления царей на Руси молодоженов связывало медовое наслаждение, ведь именно мед считается самым полезным продуктом для организма. И его дарили новоиспеченным супругам целый бочонок, чтобы им хватило запасов на долгий месяц уединенной любви. Считалось, что жизнь их должна быть еще слаще подаренного медового лакомства, а укрепленный его силами организм должен наградить семью здоровыми и крепкими малышами. А для успешного продолжения рода мужа с женой старались оставить в уединении на целый месяц, чтобы они поскорее обзавелись потомством. Небогатым супругам выделялась отдельная изба, а зажиточные родители могли позволить себе отправить поженившихся детей в небольшое свадебное путешествие к родственникам в другое село или станицу. Вот так и первоначальные замыслы медового месяца уже обросли пожеланиями и способами на современный лад.

    Интересно, но каждый народ и национальность приписывает именно себе авторство названия такого увлекательного и желанного времяпровождения с любимыми после свадьбы. Однако тут уже и не доказать, кто прав, а кто нет, но пусть оно звучит на разных языках и континентах – смысл этого понятия известен и любим всеми!

    В настоящее время возможности проведения медового месяца просто неограниченны, ни вашей фантазией, ни имеющимися возможностями. Иногда некоторые даже пол жизни копят финансы, только ради того, чтобы их послесвадебный период был самым впечатляющим, необыкновенным и желанным. И тут уже все зависит только от вашего выбора. Сочетание первозданной красоты, необъятных водных просторов и утонченной роскоши, которую вам сможет предложить Доминиканская республика всегда будут самым ярким вашим воспоминанием. Медовый месяц в Доминикане, на острове Крит, на Елисейских полях в Париже, на пляже Ибицы или Гоа, в неподражаемой Венеции или древнем Риме разве кто-нибудь откажет себе в таком удовольствии?

    Пусть это будет один раз в жизни, но с такими впечатлениями можно остаться в своих мечтах и грезах на всю оставшуюся жизнь! А возможно вы еще не раз окунетесь в мир путешествий, по разным странам и городам, природным ландшафтам и водным просторам, однако свадебное путешествие, особенно если это будет место вашей мечты, останется в вашем сердце как первый и самый единственный незабываемый момент.

    Свадьба и медовый месяц — это волнующий период для каждой влюбленной пары, ведь именно с этого момента начинается их совместная и долголетняя связь, которая должна начаться с самого лучшего, самого красивого, самого чувственного и незабываемого. Теперь это уже не мужчина и женщина, а семья, которая вступает в новую жизнь, начиная ее с роскошного и впечатлительного начала, а какое оно будет у вас – будет уже вашей заслугой. Ведь недаром говорят: «Как корабль назовешь – так он и поплывет!»

    Александра Быкова


    caribbean-wedding.ru

    Значение слова «свадьба»

    Свадьба

    (Хатуна)

       О древней свадебной церемонии можно почерпнуть из Библии лишь самые скудные сведения. С. совершалась в семейном кругу. Согласно повествованию о свадьбе Яакова (Быт. XXIX, 27), празднество длилось семь дней, и в книге Судей (XIV, 12 и 17) определенно говорится о семи днях свадебного пиршества. Окруженный друзьями и увенчанный венцом, направлялся жених к дому родителей невесты. В праздничной процессии, с песнями и танцами, жених с друзьями вел невесту из ее дома в свой. Невесту сопровождали ее подруги. Провожающие несли зажженные свечи и факелы. В доме жениха устраивалась семейная праздничная трапеза. Если невеста жила в другом городе, она выходила с подругами навстречу шествию жениха, а если жених жил в отдаленном городе, свадьба устраивалась в доме невесты.

       В эпоху Талмуда* существовал еще обычай увенчивать венцом жениха и невесту. Богатые делали венцы из золота, а бедные - из ветвей дерева и из роз. Свадебная церемония в эпоху Талмуда состояла из церемонии освящения или обручения и церемонии женитьбы. С точки зрения закона, обручение было важнее женитьбы, так как именно оно связывало жениха и невесту узами брака. С эпохи Талмуда и до наших дней принято, что жених освящает невесту посредством серебряной монеты или предмета, равного ей по ценности. Насколько известно, в VII или VIII веках начали в Эрец Исраэль освящать кольцом. Некоторые видят в освящении кольцом символическое уведомление невесты женихом, что отныне она будет хозяйкой его дома, подобно тому, как перстень, который царь давал своему наместнику, делал его, тем самым, правителем царских владений. Старой формулой освящения было: "Будь мне женой по закону Моисея и евреев!" В более позднее время введена была формула: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". Обручение сопровождалось особым благословением.

       Публичная церемония и большое празднество устраивались во время бракосочетания* или хулы. В день свадьбы оформляли и оглашали текст ктубы (брачного договора)*. Невеста переходила под хупу (балдахин), оттуда - в дом родителей жениха, после чего произносились семь благословений - "шева брахот" -брачного благословения. Но самыми торжественными были церемониальные проводы новобрачных, целью которых было веселить жениха, невесту и собравшихся и обратить веселье в необыкновенное событие в жизни молодой пары. Существует сказание о царе Агриппе, который шел перед невестой, чтобы веселить ее, и удостоился похвалы мудрецов. И спросили его: "Почему ты это сделал?". Отвечал он так: "Я надеваю корону каждый день, а эта надевает корону на один час".

       Участие в веселье жениха и невесты считалось большой мицвой* - танцевать перед ними и славить их. В этой связи представляет интерес разногласие между школами Гилеля* и Шамая*: Как танцевать перед невестой? (то есть, что провозглашать). Ученики Шамая говорят: невеста - такая, какова она в действительности, без преувеличения. Ученики Гилеля говорят: Невеста красива и миловидна. Ученики Шамая возражают: даже если невеста слепая и хромая, говорят ей невеста красива и миловидна? - Ведь сказано в Торе: удаляйся от неправды. Отвечают ученики Гилеля: а по-вашему, если человек прогадал в торговле, следует его утешить или поносить? - Следует утешить. Поэтому и сказали мудрецы: Человек должен быть общительным в среде, окружающей его (Кт. 1.).

       Свадебные подарки жениху и невесте считаются почти долгом гостей. Обычай, согласно которому жених разбивает стакан под хупой, очень древний и соблюдается по сей день.

       Свадебные обычаи евреев Центральной и Восточной Европы в Средневековье отличались от свадебных обычаев евреев Испании и Италии, где они были схожи с обычаями окружающих народов. Сохранились подробные описания свадебных празднеств евреев Восточной Европы. Сватовство было важной заботой каждого еврея и считалось мицвой. Поэтому занимались им раввины и весьма почтенные члены общины. Однако были профессионалы этого дела - "шадханы", для которых сватовство было ремеслом. Переговоры велись обычно между родителями жениха и невесты, и только перед хупой жениху показывали невесту, ибо по закону "нельзя мужчине освящать жену, если он ее не видел".

       В наши дни, по ашкеназскому (принятому в Восточной Европе) обычаю жених приходит в Субботу перед свадьбой в синагогу и восходит к Торе. Хупу ставят перед домом, во дворе синагоги или в синагоге. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". После посвящения раввин или кантор свадьбы читает ктубу и семь благословений, которые принято повторить после трапезы* в каждый из семи дней после свадьбы.

    how-to-all.com

    Что такое свадьба!?

    Для меня очень важно подробно рассказать вам о том, каким я вижу этот день, что для меня важно и как я фотографирую свадьбы.

     

    Итак, что такое свадьба и в чем основная задача свадебного фотографа? Свадьба - это ритуал объединения семей! Это большой праздник! Поэтому очень важно праздновать, а именно отдыхать и веселиться, наслаждаться общением с близкими вам людьми! Основное, что я хочу вам сказать, свадьба - это не фотосессия! Свадьба - это история! История вашего празднования! 


    Теперь не сложно ответить на второй вопрос, в чем основная задача свадебного фотографа. Ответ простой - он обязан отразить на своих снимках всю эту историю! В деталях, в эмоциях, и в портретах конечно! Я хочу, чтобы просматривая свадебный альбом, вы заново проживали этот день! 

     

     Теперь давайте подумаем, что именно заставит вас прожить этот день заново!? Какие снимки вам будет интересно и захватывающе пересматривать? Прежде всего - это ваши неподдельные - живые эмоции! Это пойманные моменты радости и переживаний, уверен, вам интересно будет увидеть, как на вас смотрели ваши родители, пока вы их не видели, как подружки сражались за букет!) Конечно и детали очень важны, они не менее информативны. И несомненно это ваши семейные групповые фотографии! Это то, что потом ставится в рамочку. Вот что самое важное! 

     

     На свадьбе я всегда опрятно и празднично одет, для меня очень важно быть частью праздника и максимально хорошо мимикрировать с гостями. Когда это необходимо, я использую мантию невидимки) Я всегда стараюсь быть вашим отражением в плане настроения и желаний. В постановочной части фотосъемки, я никогда не буду просить вас делать что-то вам не свойственное. Честно - не знаю до конца точно, что я люблю больше - звенящую тишину или безудержное веселье! Где то в глубине души у каждого есть свой темный подвальчик, но и потанцевать на крыше я тоже очень люблю!:) 

     

    Помимо фотографирования, очень большое значение имеет наше с вами общение! Я провожу с вами больше половины праздника! Отчасти, я тоже создаю ваше настроение и немного направляю вас. И то, насколько мы перед друг другом откроемся, от этого сильно зависит живость на фотографиях! Поэтому я всегда стараюсь максимально подружиться с вами, как минимум на один день я буду вашим другом и помощником. 

     

    Я всегда рад помочь вам в организации - правильно составить географию перемещений и комфортный тайминг.

     

    Ну и напоследок, вот несколько очень конкретных и полезных советов: 

    • не экономьте на стилисте(ваша внешность залог вашего настроения)
    • самое удобное время для регистрации это 15 -17 часов!
    • старайтесь как можно меньше перемещаться в день вашей свадьбы
    • особенно серьезно отнеситесь к групповому фото вашей новой семьи - это всегда самая важная карточка на свадьбе!
    • хороший и долгий фуршет на свадьбе - залог веселых и общительных гостей!
    • совет женихам - синие и голубые костюмы залог плохого цвета на снимках, самый праздничный мужской цвет - черный.
    • я люблю ретро машинки)) 

    tserevitinov.com


    Смотрите также

    © 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
    Карта сайта, XML.
    Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов