Свадьба петра и


Свадьба Петра I и Евдокии Фёдоровны (1689)

     Первый брак Петра I был подготовлен его роднёй Нарышкиными и, в первую очередь, царицей Натальей Кирилловной без согласования с 16-летним женихом. Это был исключительно брак по расчёту. По мнению родных, брак должен был подтвердить право Петра на престол, отвлечь его от Немецкой слободы и, по возможности, укрепить позиции Нарышкиных в стрелецких войсках.
     Выбор невесты
     Невестой Петра I стала 20-летняя Прасковья Илларионовна Лопухина, дочь окольничего, сменившая, по случаю свадьбы, своё имя на более благозвучное – «Евдокия», а отчество – на «Фёдоровна» (традиционное для невест царей рода Романовых).
     Став государевой невестой, т.е. царевной, Евдокия поселилась с ближайшими родственниками в селе Преображенском под Москвой, вблизи жениха, но отдельно от него, и строго охранялась. До свадьбы Пётр (по традиции того времени) смог видеть её только один раз.
     Окручивание
     Свадьба состоялась 27 января 1689 года в Преображенском, а потому её ритуал неизбежно отличался от «свадебного чина» московских царей, игравших свадьбы в Кремле. Тем не менее, в общих чертах её церемония полностью соответствовала древней (ещё великокняжеских времён) традиции.

Свадебный поезд в Москве XVII века
     Одетые в день венчания как при коронации, Пётр и Евдокия с утра находились раздельно.
     В определённый час началось движение процессии невесты в столовую палату Преображенского дворца для окручивания. Евдокию поддерживали боярыни, т.к. её костюм весил около20 килограмм, а служители «берегли» и кропили святой водой путь.
     На том месте, куда должна была сесть Евдокия, заранее были положены 40 соболей. Их тут же убрали. Рядом с Евдокией сел один из знатных князей. После этого послали к Петру.
     Узнав о прибытии невесты, Пётр отправил в палату своего наречённого отца. Тот, войдя, поклонился на 4 стороны, ударил челом невесте, а затем, посидев немного, послал к Петру боярина. Этот боярин сообщил: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (имя) велел говорить. Прося у Бога милости, время тебе идти, государю, к своему делу».
     Пётр встал, принял благословение и, поддерживаемый под руку тысяцким, со своей свитой пошёл в палату. Перед ним также «берегли» и кропили путь. Присоединившись к невесте, Пётр сел рядом с ней, на место сидевшего здесь только что князя.
     В палате, на возвышении, уже стоял накрытый стол, причём под верхней скатертью (для пира) были ещё две (в средней унесут еду в опочивальню, а нижняя пролежит до конца торжеств). На столе стояли хлеб, сыр и соль (языческие символы благополучия). Однако до застолья было ещё далеко. Начинался обряд окручивания.
     Под молитву священника молодым начинали расчёсывать волосы, что символизировало их переход в новое состояние. При этом, гребни обмакивали в вино. Во время этой церемонии стольники кормили присутствующих хлебом и сыром, одаривали подарками, а дружка жениха подносил ему подарок от невесты.
     После чесания молодых осыпали хмелем (символ плодородия), обмахнули соболями (символ царского величия), а на невесту накинули фату (символ скромности). Родители невесты символически попрощались с дочерью и передали её жениху.
     Начиналось шествие в храм.
     Венчание и пир
     Обряд венчания был совершён в деревянной церкви, стоявшей в центре Преображенского. Первой сюда прибыла процессия жениха, а за ней – невесты. Путь от дворца до храма был устлан камкой.
     Во время венчания молодые стояли на соболях, застланных камкой. После обряда они сделали по глотку вина из одного сосуда и поцеловались. Теперь из царевны Евдокия стала царицей.

Пётр и Евдокия в свадебных нарядах
     Из храма процессия вернулась во дворец, в палату, где происходло расчёсывание волос. Начинался свадебный пир. Молодые заняли места свои прежние места во главе большого стола, а гости – соответственно чину и званию – за царским столом или за П-образным, огибавшим царский. По четырём углам комнаты было воткнуто по стреле, на которых были навешаны соболиные меха.
     По старинной традиции, на пиру новобрачные ничего не ели и не пили, а, посидев немного, отправились в опочивальню. После их ухода, с пира уходили и все женщины (они перемещались в палаты царицы). Пиром оставался руководить тысяцкий.
     На пороге опочивальни жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот (символ плотской любви), второй раз за день осыпала молодых хмелем. Дружка царя, тем временем, нёс им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завёрнутые в скатерть.
     В спальне уже ожидала заправленная особым образом кровать («постеля»). Под самый низ её было положено 27 («тридевять») ржаных снопов – символов изобилия. Снопы были застланы ковром и перинами. Перины были последовательно покрыты шёлковой простынёй, меховым одеялом и покрывалом. В изголовье лежали две подушки и шапка, а в ногах – шуба и ковёр.
     Перед кроватью – из-за её высоты – была поставлена скамеечка. Вокруг были навешаны тафтяные занавески, а над изголовьем – образа и крест, задёрнутые убрусами.
     Окончание торжества
     На следующее утро новобрачные мылись в бане («мыленке»), а затем завтракали, без гостей, на царской половине.
     Свадьба длилась ещё два-три дня, во время которых продолжались обеды, поздравления и раздача царских милостей всем участникам торжества. О ней извещались все возможные храмы, дабы там молились о здравии молодых.
     Через три дня после свадьбы поэт Карион Истомин увековечил это событие в свадебном приветствии «Книга любви знак в честен брак».

 Евдокия Лопухина
     Первый брак Петра I окажется недолговечным. Воспитанная в духе «Домостроя», Евдокия не разделяла интересов мужа и после каждой очередной разлуки досаждала ему слезами, упрёками и жалобами.
     С 1692 года Пётр сблизиться с Анной Монс, а после смерти матери (1694) перестанет общаться с женой. Вернувшись из Великого посольства, он отправит жену в Суздальский монастырь и поселится у Монс.
     От брака с Евдокией Фёдоровной у Петра родилось трое сыновей, двое и которых умерли во младенчестве.
Запись опубликована в рубрике Церемониал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

petro-barocco.ru

Свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны (1712)

     Как и многое в жизни Петра, этот брак выходил за рамки тогдашних стереотипов.
     Женитьба на простолюдинке, да ещё при живой жене, не вызывали сочувствия у духовенства и царской родни. Поэтому Пётр женился на Екатерине Алексеевне не как царь, а как контр-адмирал, т.е. лицо частное.
     Свадьба состоялась в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга утром 19 февраля 1712 года.
     После венчания молодожёны отправились во дворец князя Меншикова, а затем – в недавно выстроенный Зимний дворец.

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга (1710)
     В первый день свадебный пир длился с 18.00 до 23.00. Сначала был обед, во время которого подавали венгерское вино, а затем танцы. Танцы открыла сама Екатерина в паре с князем Меншиковым. В 23.00 началась «огненная потеха» – вблизи дворца стали пускать ракеты, бросать бомбы и зажгли иллюминацию (кроме плошек, огнём было выведено латинское «Vivat»).

Схема посадочных мест на свадьбе Петра и Екатерины
     На второй день в Зимнем дворце гостей жало новое угощение – конфеты и фрукты. Затем – танцы до полуночи.
     На третий день в Адмиралтействе был заложен 60-пушечный корабль, названный в честь Екатерины. Это событие было отпраздновано в доме Меншикова застольем и танцами.
     На четвёртый день торжество завершилось во дворце царицы Прасковьи, посажённой матери новобрачных.

Свадьба Петра I (с гравюры А. Зубова)
     На гравюре А. Зубова, изображающей свадебный пир, видно, что на паникадиле закреплён венок из листьев вечнозелёного букса (самшита), считавшегося в старину символом вечности. Двумя лентами венок соединён с венчальными коронами, а над ним помещено увеличенное изображение ордена Андрея Первозванного.
Запись опубликована в рубрике Церемониал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

petro-barocco.ru

Петра и Павла 2019 - Можно ли жениться на Петра и Павла и другие приметы на Петров день

Можно ли жениться на Петра и Павла и другие приметы на Петров день / 1zoom.ru

Праздник Петра и Павла 2019 приближается. Отмечается он уже 12 июля.

Главред выяснил, какие на день Петра и Павла 2019 есть приметы: можно ли жениться на Петра и Павла, какой будет погода зимой и иные поверья.

Можно ли жениться в пост 2019

Петра и Павла 2019 – это день, когда у православных заканчивается Петров пост 2019.

Во время поста церковь не проводит обрядов венчания: можно только заключить брак в ЗАГСе, а венчаться в церкви придется потом.

Более того: по народным приметам, свадьба в Петров пост пуста. Иными словами, лада и согласия в семье не будет, а молодых неминуемо ждет развод.

Также венчания не проводятся во вторник, четверг и субботу, накануне двунадесятых праздников и ряда иных дат.

Можно ли жениться на Петра и Павла

Свадьбу в день Петра и Павла сыграть можно, но только светскую: православная церковь свадьбу на Петра и Павла не одобряет и таинство венчания в этот день не проводит.

Читайте такжеДень Петра и Павла: когда и как отмечать этот праздникДело в том, что праздник Петра и Павла принято посвящать делам духовным: молитвам, походу в церковь, мыслям о духовном самосовершенствовании и т. п. И хоть пост уже и закончился, так что застолья в этот день накрываются пышные, но устраивать громкие гуляния и злоупотреблять алкоголем церковь запрещает. Так что свадебный кутеж не вписывается в эту концепцию.

Зато Петра и Павла отлично подходит для предложения руки и сердца: мол, обручившиеся в этот день будут потом очень счастливы в браке.

Также священники рекомендуют верующим прихожанам отказаться от секса в этот день.

Петров день: приметы и поверья

Световой день с этого дня идет на убыль. В народе говорят: Петровка проходит – половина лета уходит. Есть даже поговорка: "Петр и Павел день убавил".

С другой стороны – именно с Петрова дня в наших широтах устанавливалась самая жаркая пора. Так что дни-то будут короче, но жарче. Поэтому еще поговорки утверждают: "Как придет Петро, так и будет тепло" и "Петр и Павел жару прибавил".

Из других примет:

  • жара на Петров день – к морозу на Рождество;
  • дождь на Петра и Павла – к урожаю ржи: один раз дождь идет – будет урожай неплохой, два раза идет – хороший, а три – богатый;
  • если Петровки холодные – то год потом голодный;
  • кукующая после 12 июля кукушка – к поздней зиме. Но коль птичка замолкает за неделю до Петра и Павла, то люди ждали ранних снега и морозов.

Ранее Главред выяснил, можно ли жениться после Покрова и в сам праздник. Подробнее читайте в нашем материале Свадьба на Покров: насколько удачными выходят такие браки.

glavred.info

День в истории. 6 февраля 1689 года состоялась свадьба Петра I и Евдокии Фёдоровны Лопухиной

День в истории. 6 февраля 1689 года состоялась свадьба Петра I и Евдокии Фёдоровны Лопухиной - «Новый путь» – газета Поспелихинского района«Новый путь» – газета Поспелихинского района
  • Апрель 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930  
  • Архивы Выберите месяц Апрель 2020  (56) Март 2020  (249) Февраль 2020  (217) Январь 2020  (175) Декабрь 2019  (177) Ноябрь 2019  (216) Октябрь 2019  (230) Сентябрь 2019  (184) Август 2019  (176) Июль 2019  (214) Июнь 2019  (239) Май 2019  (239) Апрель 2019  (269) Март 2019  (242) Февраль 2019  (210) Январь 2019  (220) Декабрь 2018  (247) Ноябрь 2018  (221) Октябрь 2018  (217) Сентябрь 2018  (184) Август 2018  (223) Июль 2018  (284) Июнь 2018  (305) Май 2018  (230) Апрель 2018  (377) Март 2018  (355) Февраль 2018  (271) Январь 2018  (255) Декабрь 2017  (350) Ноябрь 2017  (290) Октябрь 2017  (207) Сентябрь 2017  (172) Август 2017  (217) Июль 2017  (222) Июнь 2017  (226) Май 2017  (151) Апрель 2017  (223) Март 2017  (229) Февраль 2017  (139) Январь 2017  (151) Декабрь 2016  (209) Ноябрь 2016  (220) Октябрь 2016  (260) Сентябрь 2016  (132) Август 2016  (290) Июль 2016  (152) Июнь 2016  (169) Май 2016  (166) Апрель 2016  (201) Март 2016  (91) Февраль 2016  (84) Январь 2016  (88) Декабрь 2015  (124) Ноябрь 2015  (137) Октябрь 2015  (117) Сентябрь 2015  (148) Август 2015  (153) Июль 2015  (105) Июнь 2015  (89) Май 2015  (179) Апрель 2015  (186) Март 2015  (165) Февраль 2015  (219) Январь 2015  (70) Декабрь 2014  (88) Октябрь 2014  (29) Сентябрь 2014  (60) Август 2014  (8) Июль 2014  (4) Июнь 2014  (64) Май 2014  (128) Апрель 2014  (46) Март 2014  (137)
6 февраля 2020 |
   Первый брак Петра I был подготовлен его роднёй Нарышкиными и, в первую очередь, царицей Натальей Кирилловной без согласования с 16-летним женихом. Это был исключительно брак по расчёту. По мнению родных, брак должен был подтвердить право Петра на престол, отвлечь его от Немецкой слободы и, по возможности, укрепить позиции Нарышкиных в стрелецких войсках.

 

Выбор невесты

 

     Невестой Петра I стала 20-летняя Прасковья Илларионовна Лопухина, дочь окольничего, сменившая, по случаю свадьбы, своё имя на более благозвучное – «Евдокия», а отчество – на «Фёдоровна» (традиционное для невест царей рода Романовых).
     Став государевой невестой, т.е. царевной, Евдокия поселилась с ближайшими родственниками в селе Преображенском под Москвой, вблизи жениха, но отдельно от него, и строго охранялась. До свадьбы Пётр (по традиции того времени) смог видеть её только один раз.

 

Окручивание

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Свадьба состоялась 27 января (6 февраля) 1689 года в Преображенском, а потому её ритуал неизбежно отличался от «свадебного чина» московских царей, игравших свадьбы в Кремле. Тем не менее, в общих чертах её церемония полностью соответствовала древней (ещё великокняжеских времён) традиции.
     Одетые в день венчания как при коронации, Пётр и Евдокия с утра находились раздельно.
     В определённый час началось движение процессии невесты в столовую палату Преображенского дворца для окручивания. Евдокию поддерживали боярыни, т.к. её костюм весил около20 килограмм, а служители «берегли» и кропили святой водой путь.
     На том месте, куда должна была сесть Евдокия, заранее были положены 40 соболей. Их тут же убрали. Рядом с Евдокией сел один из знатных князей. После этого послали к Петру.
     Узнав о прибытии невесты, Пётр отправил в палату своего наречённого отца. Тот, войдя, поклонился на 4 стороны, ударил челом невесте, а затем, посидев немного, послал к Петру боярина. Этот боярин сообщил: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (имя) велел говорить. Прося у Бога милости, время тебе идти, государю, к своему делу».
     Пётр встал, принял благословение и, поддерживаемый под руку тысяцким, со своей свитой пошёл в палату. Перед ним также «берегли» и кропили путь. Присоединившись к невесте, Пётр сел рядом с ней, на место сидевшего здесь только что князя.
     В палате, на возвышении, уже стоял накрытый стол, причём под верхней скатертью (для пира) были ещё две (в средней унесут еду в опочивальню, а нижняя пролежит до конца торжеств). На столе стояли хлеб, сыр и соль (языческие символы благополучия). Однако до застолья было ещё далеко. Начинался обряд окручивания.
     Под молитву священника молодым начинали расчёсывать волосы, что символизировало их переход в новое состояние. При этом, гребни обмакивали в вино. Во время этой церемонии стольники кормили присутствующих хлебом и сыром, одаривали подарками, а дружка жениха подносил ему подарок от невесты.
     После чесания молодых осыпали хмелем (символ плодородия), обмахнули соболями (символ царского величия), а на невесту накинули фату (символ скромности). Родители невесты символически попрощались с дочерью и передали её жениху.
     Начиналось шествие в храм.

 

Венчание и пир

 

     Обряд венчания был совершён в деревянной церкви, стоявшей в центре Преображенского. Первой сюда прибыла процессия жениха, а за ней – невесты. Путь от дворца до храма был устлан камкой.
     Во время венчания молодые стояли на соболях, застланных камкой. После обряда они сделали по глотку вина из одного сосуда и поцеловались. Теперь из царевны Евдокия стала царицей.

     Из храма процессия вернулась во дворец, в палату, где происходло расчёсывание волос. Начинался свадебный пир. Молодые заняли места свои прежние места во главе большого стола, а гости – соответственно чину и званию – за царским столом или за П-образным, огибавшим царский. По четырём углам комнаты было воткнуто по стреле, на которых были навешаны соболиные меха.
     По старинной традиции, на пиру новобрачные ничего не ели и не пили, а, посидев немного, отправились в опочивальню. После их ухода, с пира уходили и все женщины (они перемещались в палаты царицы). Пиром оставался руководить тысяцкий.
     На пороге опочивальни жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот (символ плотской любви), второй раз за день осыпала молодых хмелем. Дружка царя, тем временем, нёс им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завёрнутые в скатерть.
     В спальне уже ожидала заправленная особым образом кровать («постеля»). Под самый низ её было положено 27 («тридевять») ржаных снопов – символов изобилия. Снопы были застланы ковром и перинами. Перины были последовательно покрыты шёлковой простынёй, меховым одеялом и покрывалом. В изголовье лежали две подушки и шапка, а в ногах – шуба и ковёр.
     Перед кроватью – из-за её высоты – была поставлена скамеечка. Вокруг были навешаны тафтяные занавески, а над изголовьем – образа и крест, задёрнутые убрусами.

 

Окончание торжества

 

     На следующее утро новобрачные мылись в бане («мыленке»), а затем завтракали, без гостей, на царской половине.
     Свадьба длилась ещё два-три дня, во время которых продолжались обеды, поздравления и раздача царских милостей всем участникам торжества. О ней извещались все возможные храмы, дабы там молились о здравии молодых.
     Через три дня после свадьбы поэт Карион Истомин увековечил это событие в свадебном приветствии «Книга любви знак в честен брак».

     Первый брак Петра I окажется недолговечным. Воспитанная в духе «Домостроя», Евдокия не разделяла интересов мужа и после каждой очередной разлуки досаждала ему слезами, упрёками и жалобами.
     С 1692 года Пётр сблизиться с Анной Монс, а после смерти матери (1694) перестанет общаться с женой. Вернувшись из Великого посольства, он отправит жену в Суздальский монастырь и поселится у Монс.
     От брака с Евдокией Фёдоровной у Петра родилось трое сыновей, двое и которых умерли во младенчестве.

 

 

 

 

Источник

 

 

 

comments powered by HyperComments

Просмотров: 61

pospeliha.ru

Свадьба Петра III Российского и Екатерины II

1 сентября 1745 года состоялось венчание великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III и великой княжны Екатерины Алексеевны (будущая императрица Екатерина II).

Впервые будущая Екатерина II и Петр III познакомились еще в детские годы в Эйтине, куда в 1739 году привезла Фике ее мать, любившая путешествовать.

В дальнейшем, живое участие в выборе невесты для наследника российского престола принял прусский король Фридрих II, заинтересованный в дружбе с Россией.

В конце 1743 года принцессе было прислано приглашение прибыть в Петербург. 10 января 1744 года ( даты даны по старому стилю) принцесса Фике в сопровождении своей матери Иоганны-Елизаветы отправилась в путь. Ехали они в тайне - мать Фике по дорожным документам значилась графиней Рейнбек. 
3 февраля 1744 года императорские сани прибыли в Петербург к Зимнему дворцу. После недолгого отдыха путешественницы направились в Москву, куда двумя неделями раньше въехал двор.

9 февраля, накануне дня рождения великого князя Петра Федоровича, гости прибыли в Москву. В тот же день принцесса Фике была представлена великому князю. Императрица была очарована невестой и ее матерью. В свою очередь, Фике в России все очень понравилось, включая будущего супруга.

Взаимные симпатии продолжались недолго. При более близком знакомстве оказалось, что характеры будущих супругов совершенно несовместимы. Великий князь тяготился ее обществом, предпочитая предаваться "своим обычным ребяческим забавам".

Фике не прельщала праздная жизнь. Под руководством архимандрита Симона Тодорского она с усердием усваивала основы православной веры, а с учителем Василием Ададуровым занималась русским языком. Она любила читать. Граф Гюлленберг, племянник шведского министра иностранных дел, славившийся своей образованностью, находил, что она развита не по летам, и называл ее пятнадцатилетним философом. Обходительность и внешняя доброжелательность Фике почти сразу же вызвали симпатии окружающих, и особенно императрицы.

28 июня 1744 года София Фредерика Августа приняла православие и стала именоваться Екатериной Алексеевной.

29 июня 1744 года в Успенском соборе произошло обручение. Теперь Екатерину Алексеевну стали почитать великой княгиней и титуловать императорским высочеством. Все церемонии совершались в торжественной обстановке, в присутствии Сената, Синода и высших придворных чинов.

Чем ближе подходило время, когда помолвленные должны были стать под венец, тем чаще голову нареченной невесты одолевали мрачные мысли. Уравновешенной и рассудительной Екатерине противостоял вспыльчивый и вздорный Петр Федорович. С осени 1744 года, когда императрица заболела, занятия великого князя со Штелиным прекратились, и, по свидетельству наставника, его подопечный получил "свободу к праздности и фамильярному обхождению с своими служителями". Странное впечатление производила ребяческая откровенность жениха, заявившего своей невесте, что он влюблен в фрейлину императрицы, дочь статс-дамы Лопухиной, недавно сосланной в Сибирь, "что ему хотелось бы на ней жениться, но он покоряется необходимости жениться на мне, потому что его тетка того желает".

Если бы это был брак по любви, то вряд ли он когда-либо состоялся. Он - долговязый, узкоплечий и хилый юноша; она - девушка с привлекательной внешностью.

Осенью 1744 года великий князь, ослабленный путешествиями вместе с невестой из Москвы в Киев и обратно, трижды болел - сначала расстройством желудка, потом в ноябре - корью, а в следующем месяце на пути из старой столицы в Петербург захворал оспой. Петра Федоровича удалось выходить, но оспа настолько обезобразила его лицо, что невеста, увидев его первый раз после болезни, "чуть не испугалась". Он "очень вырос, но лицом был неузнаваем; все черты лица его огрубели, лицо еще все было распухшее и несомненно было видно, что он останется с очень заметными следами оспы".

Вскоре началась подготовка к свадебным торжествам. Императрица решила отметить это событие с небывалой пышностью. Задолго до свадьбы, 16 марта 1745 года, был опубликован указ, повелевавший всем вельможам первых четырех классов, а также придворным кавалерам изготовить богатые платья и кареты, а также экипировку слугам, количество которых тоже регулировалось: например, "персонам" первых двух классов надлежало в каждой карете иметь по два гайдука, от восьми до двенадцати лакеев, по два скорохода и два егеря.

Готовился к свадьбе и великий князь - он брал уроки супружеской жизни у шведского драгуна. Выслушав наставления, наивный юноша поспешил поделиться ими с будущей супругой, и та занесла их в свои "Записки": "Жена не смеет дыхнуть при нем, ни вмешиваться в его дела, и если она только захочет открыть рот, он приказывает ей замолчать, что он хозяин в доме и что стыдно мужу позволять жене руководить собою, как дурачком"".

В пять часов утра в пятницу 21 августа 1745 года пушечные выстрелы из крепости и с кораблей, специально введенных в Неву, дали сигнал для сбора войск, построенных шпалерами от Зимнего дворца до Казанского собора, где должно было происходить венчание. Церемонии предшествовали трехдневные разъезды герольдов, сопровождаемых отрядами гвардейцев и драгун, под звуки литавр извещавших население о готовящемся обряде.

Празднества продолжались десять дней и завершились выводом на Неву знаменитого ботика Петра Великого - "дедушки русского флота".

gorlex72.livejournal.com

Мезальянсы королей. Браки, изменившие историю: Петр Великий и Екатерина I

Иногда королям все-таки удавалось жениться по любви. И к чему это приводило? Рассказываем об истории неравных браков.

История Марты Скавронской покруче сказки про Золушку. Золушка все-таки была из аристократической семьи и вышла замуж всего лишь за принца. Марта же, став женой Петра Ш, из простой служанки превратилась в самодержавную императрицу Российского государства, положив начало эпохе дворцовых переворотов и женщин на русском престоле.

Петр I и Екатерина Алексеевна (Марта Скавронская)

В 1702 году во время шведской войны город Мариенбург захватили русские. Марта, служанка в семье пастора Глюка, незадолго до этого вышедшая замуж за драгуна Краузе, попала в плен. Ее взял в свой дом граф Шереметев. Там девушку заметил всесильный князь Меншиков. А уж в его дворце Марта познакомилась с государем.

Эта женщина на долгие годы стала для Петра самым близким человеком. Император поселил ее у своей сестры — царевны Натальи Алексеевны. Там Марта выучила русский язык и обычаи, а также приняла православие под именем Екатерина Алексеевна Михайлова. 

Примечательно, что современники мужского пола описывали ее как привлекательную особу. А женщины называли Екатерину толстой, черной, страшной, безвкусной.

moya-planeta.ru

Картины про свадьбы российских императоров: shakko_kitsune — LiveJournal

Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше -- у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории -- давайте оценим детали.


Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память -- рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле. (Подробно здесь, в тексте про Петра в "русской одежде")

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).
В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.
И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.

Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.
Рекомендую смотреть при увеличении -- тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами.


Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры
«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П. Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.

Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ

Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.
Зато!
Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)

Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).

Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой.

Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это -- собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,
Течет живее в сердце кровь,
И осень, как весна, вливает
Наталье с Павлом в грудь любовь.‎
(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.
Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.
И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.

Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.

В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания Александра I.

Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

shakko-kitsune.livejournal.com

Уютный сентябрь: свадьба Петра и Гульнары

История пары

Мы были знакомы несколько лет, иногда виделись на дружеских вечеринках, но близко не общались. И вот, так случилось, что в сентябре 2014 года мне срочно нужно было найти жилье. А в это время Петя с друзьями как раз снимали вместе трехкомнатную квартиру. И он предложил мне пожить с ними. Вот так нас свел случай.

Став соседями, мы по вечерам вместе смотрели фильмы, пили чай, разговаривали, и выяснилось, что у нас очень много общего. Чем дольше мы были рядом, тем больше нравились друг другу. Параллельно Петя делал ремонт у себя в квартире, а я — у себя, и собиралась переезжать перед новым годом. И вот за пару дней до переезда, Петя решился и поцеловал меня! Так все закрутилось-завертелось, и весной 2016 мы решили пожениться.

Подготовка к свадьбе

У нас было две свадьбы. Так как мы не хотели большого торжества, то решили устроить маленькую церемонию для самых близких и вечеринку в горах с друзьями. У нас была уютная камерная свадьба с родственниками с полетом на воздушном шаре, выездной регистрацией, танцами, праздничным ужином и совместным джемом у костра на барабанах!

Организовывала я все сама, готовиться начали за пару месяцев. Нашли загородный отель и сняли там два дома на несколько дней. Кроме самой церемонии, нам еще просто хотелось провести время на природе со своими близкими, познакомить родителей. Мы сами оформили веранду — накануне торжества вместе с родственниками все украшали, было весело.

Мы с Петей готовились и даже разучили танец, тренировались пока никто не видит. Петин папа — дизайнер одежды, он придумал и сшил мне свадебное платье, получилось очень красиво! Нежные пригласительные к свадьбе нарисовала моя студенческая подруга Катя Демидова. Мама другой моей подруги Людмила Марочкина — флорист, она и сделала нам букеты, венки, бутоньерки.

И конечно, у нас был невероятный свадебный торт с маленькой фигуркой воздушного шара. Приготовила его Аня Батурина. Еще нам повезло с фотографом и видеографом — это молодые ребята Женя и Леша, талантливые и вообще классные. Мы с ними снимали love-story, потом они были с нами на первой церемонии и даже на несколько дней ездили с нами в путешествие в горы с друзьями на вторую свадьбу.

Концепция свадьбы

Концепция была смешанная: тема воздушного шара и немного рустика. Цветовая гамма: оттенки голубого и серого.

День свадьбы

Началось все с того, что мы встали в 4 утра и поехали в секретном (для родственников) направлении… И в 5 утра мы встречали рассвет на воздушном шаре! Что сказать, это было невероятное зрелище! Потом были сборы, макияж, прическа. И, наконец, регистрация — очень волнительная и радостная.

Нам повезло с погодой — это был последний теплый солнечный день, мы гуляли по территории отеля, фотографировались. Потом был ужин на веранде со свечами и фонариками, первый танец молодых. И завершил этот день еще один сюрприз: мы все пошли к организованному костровому месту, где все вместе играли на барабанах и других музыкальных инструментах. Этот день нас очень объединил и подарил незабываемые воспоминания!

Совет от пары

Все мы разные, и нравится нам разное. Я бы посоветовала парам, прежде чем начинать готовиться к такому важному событию в жизни, как свадьба, спросить себя: «Что действительно я хочу от этого дня?» И когда ты это точно знаешь, у тебя нет сомнений, и все получается легко!

weddywood.ru

Венчание на царство Петра I и Ивана V (1682)

     Коронация царей Петра и Ивана Алексеевичей происходила 25 июня 1682 года в Москве и совершалась по древнему чину всех московских царей.
     Церемонии предшествовало хождение царей «со славой» в придворный собор Спаса Нерукотворного («что на сенях»).
     Приложившись здесь к святым иконам, юные цари пошли в Грановитую палату. Путь перед ними кропил Воскресенский протопоп.
      В Грановитой палате они сели на своих царских престолах, в золотых кафтанах с кружевом и в шапках, называвшихся «заспан». Началось пожалование чинами.

Царь Пётр I в детстве
     Поскольку впервые в русской истории короновались сразу два царя, в ходе церемонии использовались не древние «Мономаховы», а специально изготовленные новые регалии.
     В их перенесении с Казённого двора во дворец, а отсюда в Успенский собор участвовали два протопопа, три боярина, два окольничих, казначей, печатник и четверо посольских дьяков. Во главе процесс шли дьяконы со свечами и кадилами.

Кафтан Петра I
     После перенсения регалий в Успенский собор, началось шествие туда и царей. Впереди процссии шли младшие чины (стольники, стряпчие и дьяки). Около царей шли окольничие, думные дьяки и комнатные ближние люди. Позади шли Боярская Дума и прочие чины.
     Ещё до прихода царей в собор патриарх Иоаким совершил коронационное молебствие.
     В соборе, после торжественного исповедания юными царями православной веры и речи патриарха, на царей поверх становых кафтанов возложили платна (одеяния из красного бархата, подбитые горностаем) и золотые цепи.
     Начался молебен, в ходе которого патриарх и оба царя сидели под царским чертогом посереди храма. После молебна, патриарх с молитвой возложил на царей бармы, шапки Мономаха и вручил им скипетры.

Скипетр Петра I
     Коронационная шапка Петра имеет название «Шапка Мономаха второго наряда» или «Таврическая шапка».

Коронационная шапка Петра I
     Обряд коронования закончился миропомазанием и причащением. Перед причащением цари держали в руках полотенца.
     При вывходе над ними в последний раз было совершено троекратное осыпание золотом и серебром (как и при выходе из Архангельского и Благовещенского соборов).
     Коронационный стол в Грановитой палате происходил не в первый, а в третий день после коронации.
Запись опубликована в рубрике Церемониал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

petro-barocco.ru

Свадьба в Петров пост: можно ли жениться

Лето идеально подходит для свадьбы. Но у многих появляется вопрос, можно ли жениться в Петров Пост, и что делать, если свадьба уже назначена на это время. Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Когда начинается Петров Пост

Петров Пост — это память о том, как апостолы Петр и Павел воздерживались от пищи, прежде чем начать нести людям христианские проповеди. В 2016 году он продлится с 27 июня по 12 июля. Дата начала пост всегда отсчитывается как неделя после Троицы. А конец его всегда приходится на 12 число, потому что с этим днем связан праздник: день Петра и Павла. То есть, в разные года пост может быть более или менее продолжительным. Как и любой пост, он связан с воздержанием от определенной пищи.

Что такое заключение брака в понимании церкви

Для того, чтобы понять, можно ли создавать семью во время поста, сначала необходимо прояснить, что же в принципе церковь понимает под заключением брака. Наверняка вы сейчас думаете именно о ЗАГСе и росписи при свидетелях. Тем не менее, для церкви это событие, столь важное для вас, не имеет совершенно никакого значения. Дело в том, что являющийся сейчас официальным способ заключения брака не имеет отношения к таинству венчания, которое и является точкой отсчета жизни новой семьи.

Церковь считает семьей ту пару, которая пришла в церковь и перед Богом заключила свой союз. Поэтому, если речь идет о росписи в ЗАГСе, то вы не нарушаете абсолютно никаких запретов. Тем не менее, здесь уже многое зависит от того, насколько вы верующий человек и соблюдаете ли пост сами. Не забудьте, что перед венчанием жениху и невесте необходимо причаститься и исповедоваться.

Если вы все-таки достаточно глубоко верующий человек и хотите венчаться, то для церковного таинства вам предложат дату после 12 июля. Возможно, вам это в определенной степени даже выгодно, поскольку можно провести не пышную формальную регистрацию в ЗАГСе, а по завершении поста уже венчаться и устроить настоящую свадьбу. Дело в том, что церковь, как правило, не венчает без официальной регистрации. Для этого есть очень простое объяснение: сегодня у церковнослужителей нет полноценных сведений о том, кто состоит в браке, а кто — нет. Они все находятся у сотрудников ЗАГСа. Без регистрации не венчают для того, чтобы не соединить брачными узами людей, у которых уже есть другая официальная семья.

Почему церковь не венчает в пост

Не только в пост, но и во вторник, четверг и субботу церковь не проводит венчаний. Также это таинство не совершается накануне двунадесятых праздников и вовремя некоторых других дат. Пост подразумевает духовное очищение, к которому должны стремиться все верующие люди. Свадьба же предполагает веселые гулянья и близость между супругами. Согласитесь, что это — две совершенно несовместимые вещи. Ведь считается, что усмирение плоти — это этап на пути к просветлению. Да и не стоит такое важное событие в жизни, как свадьба, ограничений. Поэтому для верующих людей ее желательнее всего перенести на более ранний или поздний период, а во время поста — поститься и заботиться о свое душе.

О свадьбе в пост

Как уже говорилось, фактически ничто и никто вам не запрещает официально оформить отношения. Но вне церкви. Если вы согласны на это, то можете вполне счастливо готовиться и отмечать один из самых счастливых дней в своей жизни. Если вы достаточно глубоко верующие люди, можете обойтись скромным семейным ужином без широких гуляний. Чуть менее верующие люди могут устроить и полноценную свадьбу. Еще один момент, который лучше заранее узнать — есть ли среди приглашенных те, кто соблюдает Петров пост, и задуматься над тем, чтобы было хотя бы несколько постных блюд для них.

Астрологи заметили, что есть определенная закономерность между днем свадьбы и счастливой совместной жизнью молодых. Вы можете узнать, насколько благополучным будет ваш брак по лунному календарю свадеб на июнь. Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Свадебные палаты. Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий

Свадебные палаты

Наименование объекта. Второй Зимний дворец Петра I.

Маршрут следования. По набережной Зимней канавки пройти в сторону Невы.

Остановка у объекта. Остановиться посередине набережной.

Элементы показа. Показать боковой фасад дома № 33 со стороны Зимней канавки.

Из «Портфеля экскурсовода» показать вид второго Зимнего дворца по гравюре А. Зубова 1716 года «Зимний дворец Петра I», изображение парного портрета Петра I и Екатерины работы С. Мусикийского за 1715 год, фрагмент гравюры А. Зубова за 1712 год «Свадьба Петра I и Екатерины», портрет Анны и Елизаветы работы художника Л. Каравака за 1717 год.

Второй Зимний дворец, возведённый Домеником Трезини в 1711–1712 годах, был назван Свадебными палатами Петра I.

Ни здание, ни модель, ни чертежи, выполненные Трезини, не сохранились до наших дней.

Но уцелели документы о его постройке и сохранилась гравюра «Зимний дворец Петра Первого», созданная крупнейшим русским гравёром петровского времени Алексеем Фёдоровичем Зубовым.

Гравюра была своеобразным видом искусства, которая тогда служила средством массовой информации. Гравюры А. Зубова более других тогда отвечали веяниям времени, так как наиболее талантливо передавали смысл петровской эпохи. Показанная гравюра дает нам представление о царских свадебных палатах Петра I.

Вид второго Зимнего дворца. Гравюра А. Зубова «Зимний дворец Петра I». 1716

Он изобразил трехэтажное здание на 13 окон по фасаду, длиной около 40 метров, шириной — 20 и высотой — 19 метров.

Новый дворец Пётр построил после Полтавского сражения, так как старый дом уже не был достоин победителя шведов и правителя могущественного государства. Да и гости, прибывавшие из стран Западной Европы, должны были чувствовать силу и богатство России, глядя на царский дом.

Для таких замыслов деревянный дом, срубленный ещё корабельному мастеру Петру Михайлову, был негоден. Кроме того, семейные дела требовали нового, более вместительного и добротного жилья.

Подрастали две дочери Анна и Елизавета, будущие невесты иноземных европейских государей.

Правда, для этого надо было узаконить детей, родившихся от невенчанной жены, и освятить брак с лютеранкой.

Церковь категорически отказывалась это делать, тем более при живой жене, хотя и постриженной в монахини.

Тогда нашёлся другой выход из положения.

Оказывается, жениться мог не царь, а контрадмирал русского флота Пётр Михайлов.

И в конце 1710 года царь приказывает губернатору Петербурга А. Д. Меншикову и первому архитектору Доменико Трезини строить для него новый Зимний дворец с главным выходом на Неву.

В начале марта 1711 года в доме Меншикова состоялось скромное торжество по случаю помолвки Петра Алексеевича с Екатериной.

Новый дом для царя должен был быть готов к его возвращению из Прутского похода, куда Пётр отправился с ещё невенчанной супругой.

В феврале 1711 года начали бить сваи на участке Маленьких хором, но ближе к Неве (примерно в середине двора нынешнего Эрмитажного театра).

Дворец возвели в 1712 году.

Одновременно вырыли и Зимнедомный канал, который доходил только до дворцовой усадьбы.

Таким образом, второй Зимний дворец с двух сторон омывался водой, где стояли царские яхты.

Сам вид дворца напоминал образцовые дома «для именитых», которые спроектировал архитектор Трезини. Его построили из добротного красного кирпича — продолговатого, плоского и крепкого.

По желанию царя здание окрасили в белый цвет, позолотив оконные рамы и архитектурные детали.

Царь был доволен, что дворец построили вовремя.

По гравюре А. Зубова можно рассмотреть архитектуру северного фасада Свадебных палат.

В нём бросаются в глаза три выступа-ризалита, с выделенным центром в три окна на третьем этаже, с парадной дверью и двухсторонней широкой лестницей, ведущей внутрь здания.

Подходы к лестнице осветили шестью фонарями, что было тогда новшеством для всего Петербурга.

Два верхних этажа занимала царская семья, где 19 февраля 1712 года в большом зале был устроен торжественный пир по случаю бракосочетания.

Сочетаться браком с безвестной пленницей и пренебречь невестами боярского рода, принцессами западноевропейских дворов было тогда вызовом обычаям, отказом от освященных веками традиций.

Но, объявляя Екатерину супругой, Пётр I думал о будущем внебрачных дочерей Анны и Елизаветы.

Да и сама Екатерина была для него необычайно дорога, которая легко и непринуждённо справлялась с ролью супруги царя.

До нас дошло единственное на 1715 год описание внешности Екатерины, данное одним иностранным дипломатом. Он писал:

«…Она имеет приятную полноту; цвет лица её весьма бел с примесью природного, несколько яркого румянца, глаза у неё чёрные, маленькие, волосы такого же цвета длинные и густые, шея и руки красивые, выражение лица кроткое и весьма приятное».

Это описание вполне совпадает с её портретным изображением.

А вот описание портрета царя Петра, оставленное нам в 1717 году его современником французским государственным деятелем герцогом Сен-Симоном.

Парный портрет Петра I и Екатерины работы С.Мусикийского. 1715

«Пётр был мужчина очень высокого роста, весьма строен, довольно худощав; лицо имел круглое, большой лоб, красивые брови, нос довольно короткий, но не слишком, и на конце кругловатый; губы толстоватые; цвет лица красноватый и смуглый; прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные и хорошо очерченные; взор величественный и приятный, когда остерегался, в противном случае — строгий и суровый…»

Гравюра А. Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце» даёт нам возможность взглянуть со стороны на это праздничное застолье, состоявшееся в Петербурге 19 февраля 1712 года.

Здесь собрались в основном иноземцы и адмиралтейцы, так как свадьбу праздновал не царь, а морской начальник.

Среди приглашённых был архитектор Д. Трезини, а, возможно, и сам А. Зубов, ведь иначе как бы он создал всю эту панораму торжества.

На картине видно, как в просторном зале в три окна на первом этаже слева от парадного входа установлен большим кольцом стол, за которым расселись гости.

Чётко выписаны фигуры Петра и Екатерины. Новобрачного здесь изобразили в верхней части гравюры, спиной к среднему окну, а новобрачную — в нижней части картины, оглядывающуюся на зрителя.

Свадьба Петра I и Екатерины. Фрагмент гравюры А. Зубова. 1712

Художник тщательно передал убранство зала: роспись потолка, рисунок шпалер, два огромных венецианских зеркала, снующих с угощением слуг, чем подчёркивал исключительную торжественность момента.

По всей видимости, между Петром и Екатериной вспыхнула настоящая любовь. Об этом говорят и письма царя к ней, красноречиво отражающие взлёт его привязанности к ней.

В этом дворце рождались и умирали маленькие дети Петра и Екатерины, здесь воспитывались дочери Анна и Елизавета.

Когда Пётр с Екатериной находились в походах, то главный надзор за девочками во дворце осуществляла сестра Петра Наталья Алексеевна.

После её смерти в 1716 году их воспитание было поручено состоявшей при императоре княгине Марии Фёдоровне Вяземской.

Штат прислуги при девочках был обширный. Например, при старшей дочери Анне Петровне состояло семь девушек, а при младшей Елизавете — пять. Кроме того, у каждой цесаревны было по мамке, по две кормилицы. У обеих вместе было ещё четверо дворян, два лакея и шесть калмыков.

Когда же девочки подросли, в их штат вошли ещё докторша Пеликала, учитель немецкого языка господин Глюк, три гайдука, кухмейстер с поварами и четыре конюха. В 1722 году была определена француженка Латур-Лануа, обучавшая их французскому языку. Девочки обучались даже испанским танцам.

Пётр I воспитывал цесаревен в полном довольстве, как богатых невест, чтобы на них обратили внимание иностранные принцы-женихи.

Портрет Анны и Елизаветы работы Л. Каравака. 1717

Художнику Людвигу Караваку было поручено написать масляными красками портреты девочек, где они должны были быть изображены в виде гениев, с развевающимися драпировками и эфирными крылышками мотыльков за плечами.

Цесаревны отличались красотой, и иностранцы не знали, кому из них отдать предпочтение. Анна была брюнеткой и похожа на отца, а Елизавета — блондинкой.

Родители заботились и о нарядах дочерей, которые появлялись на гуляниях то в испанских платьях, то в различных костюмах, сделанных из дорогих материй, отделанных золотыми и серебряными вышивками.

Волосы царевен причесывались лучшими тогдашними парикмахерами и обильно украшались драгоценными камнями — бриллиантами и жемчугом.

Пётр рано задумался о судьбе дочерей, которую он обязательно связывал с судьбой государства.

Анну обучали немецкому языку, так как за неё сватали одного из немецких принцев.

Елизавету учили французскому языку, так как ей в женихи уже с десятилетнего возраста намечался французский королевич Людовик XV.

Заботы о раннем браке побуждали приучать детей к обществу и торжественным выходам.

Пётр требовал, чтобы семья наравне со всеми остальными подчинялась новым порядкам.

Дочери Петра принимали участие и в любимых их отцом катаниях по Неве. На эти морские прогулки они являлись в костюмах жен саардамских плотников, то есть в кофточках и юбках из грубой красной материи и в небольших шляпках.

Их учили непринужденно кланяться, делать реверансы, знать церемониальные и характерные танцы. Им были знакомы немецкий, итальянский, французский и шведский, а также русский и церковнославянский языки.

Каждый день Петра протекал в напряженном труде, направленном на осуществление задуманных преобразований в области административного устройства страны, развитие армии и флота, создание новых городов.

Например, в 1714–1715 годах им было составлено 16 указов, среди которых был указ для Канцелярии от строений с подробнейшим перечнем первоочередных работ по благоустройству столицы.

Именно в этом дворце Пётр Великий обдумывал планы развития Петербурга и всей России.

Н. И. Кашин, собиравший сведения о царе, оставил нам некоторые подробности его частной жизни во дворце. Он писал: «Кушал его величество очень мало и жаловал, чтоб было горячее, и кухня была во дворце об стену его столовой, и в стене было окошко, из которого подавали кушать…»

Он «после обеда отъезжал на яхту, поставленную у дворца на Неве, почивать, и караул стоял около яхты, чтоб никто не ездил».

«У Зимнего дворца всегда стояли коляски и у пристаней верейки и шлюпки, и все дожидаются до самого вечера, а куда изволит ехать — неизвестно, и особливо редкий день который не бывает в Сенате».

Пётр постоянно был в разъездах, однако жизнь в Зимнем дворце всегда была насыщена встречами и праздниками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

history.wikireading.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов