Свадьба в азербайджане традиции


сватовство, обручение и праздничное торжество. Помолвка и обручение

В Азербайджане к браку относятся очень серьезно, поэтому азербайджанская свадьба – большой праздник, которому предшествует множество подготовительных мероприятий. Все этапы начала отношений – выбор невесты, сватовство, помолвка по-азербайджански, обручение – имеют свои интересные особенности. Свадьба в этой стране неповторима.

Девушки в Азербайджане должны вести себя скромно, то есть – избегать компании парней. В настоящее время нравы в этой стране стали более свободными, однако выбор чаще всего делает мужчина. Когда потенциальный жених выбрал для себя невесту, он спрашивает разрешения у своих родителей, можно ли ему связать с ней судьбу. Парни прислушиваются к мнению родителей и редко им противоречат.

После этого мужчина обращается к одной из своих близких родственниц с тем, чтобы она узнала об избраннице как можно больше. Требуется выяснить, каково материальное положение и статус семьи будущей невесты. Таким образом, определяется, сможет ли жених содержать ее. Необходимо также узнать, насколько девушка хозяйственна и образована, здорова ли она. А вот о возрасте почти никогда не спрашивают. Помолвка в Азербайджане возможна даже в том случае, если невесте всего четырнадцать лет.

Два этапа сватовства

Когда жених выбрал невесту, его родители посылают кого-то из родни в дом к родителям избранницы. Если те соглашаются, то вскоре состоится сватовство. Проходит азербайджанское сватовство в два этапа. Первый называется малым, второй – большим. Малое сватовство азербайджанской невесты начинается с беседы отца жениха с семейством. Мнение каждого имеет значение. Затем в дом невесты посылают сватов. Обычно на малое сватовство по-азербайджански приходят мать жениха и еще кто-то из его родственниц.

После встречаются отцы. Отец парня приходит в компании с тремя мужчинами. Это либо родственники, либо другие уважаемые люди. Он говорит о том, что его сын хочет взять замуж их дочь. Принято, чтобы отец девушки отказал ему и сказал, что нужно узнать мнение самой девушки. Дочь должна молчать – тогда этого будет значить, что она согласилась стать невестой. После этого сваты уходят.

Большое сватовство азербайджанской невесты начинается с того, что глава семьи жениха со своими родственниками обсуждает предстоящую свадьбу. Женщины этой семьи, в свою очередь, идет к невесте и узнает ее мнение. Далее женщины назначают день, когда приедут сваты. В день сватовства приезжают посланники, им выделяют почетное место во главе стола. Сама невеста на мероприятии отсутствует, прогуливаясь с матерью. Родственники и сваты тем временем беседуют. Если родня соглашается на брак, то они берут время на размышления. В этом случае сваты приедут еще раз.

Второй приезд сватов выглядит более празднично – зовут гостей, накрывают столы. Мать девушки остается дома, но при этом она должна молчать. Девушка же в это время сидит у подруги. При втором посещении сватов отец невесты благословляет пару. Пока гости пьют чай, сестра невесты бежит к ней, чтобы поздравить. Девушка возвращается от подруги, когда гости уже уехали. Хорошей приметой считается, если невеста в этот вечер плачет.

Как проходит обручение

Обряды азербайджанская современная помолвка и обручения до сих пор остаются весьма самобытными. Обручение, как и сватовство, тоже имеет два этапа. Маленькое обручение азербайджанских новобрачных проводится после того, как родители невесты дали свое согласие на брак. Как правило, это происходит в течение месяца. Родные жениха приезжают в дом к невесте. Сама же девушка в этот день окружена двумя или даже тремя десятками подруг. Один из посланников надевает кольцо на палец невесты и накрывает ее голову платком. После он должен съесть половинку какой-то сладости. Вторую половинку «десерта» относят жениху.

Когда посланники покидают дом, хозяйки накрывают «сладкий стол», символизирующий достаток и счастье в семье. Далее следует своеобразный девичник: невеста касается головы своих незамужних подружек, а те меряют е

bitvasalonov.ru

Современные свадебные традиции Азербайджана - Е-генератор: идеи, концепции, реклама, креатив

Современные свадебные традиции и обряды в Азербайджане имеют глубокие и древние корни. В них неразрывно переплелись прошлое и настоящее народа, для которого и по сей день одной из основных ценностей является семья.

Веками эти традиции бережно хранили и развивали, передавая из поколения в поколение. Одни традиции умирали, другие - возрождались и обогащались, наполняясь новым содержанием и смыслом. У молодежи они пользуются большой популярностью. Старшее поколение строго следит за выполнением некоторых основных обрядов и снисходительно относится к рационализации многих традиций.

Рассказать обо всех традициях в узком формате трудно, поэтому затрону лишь некоторые.

Если молодые решили быть вместе, значит, в дом к девушке пора засылать эльчи - сватов. По традиции все начинается с женской дипломатии. Сначала мать парня «случайно» встретится с девушкой, затем сходит в гости к ней в дом, познакомится, заверит в серьезности  намерений. Это будет стартом для  сбора информации о женихе. Если выбор молодых будет одобрен, встретятся мужчины - отцы парня и девушки или их представители, пользующиеся их доверием. Когда сватают девушку и ее родители согласны, старейшина со стороны девушки просит подать сладкий чай или сам демонстративно кладет сахар  в стакан с чаем. В ответ представитель  жениха кладет на стол кольцо, которое одна из родственниц, с успешной судьбой, наденет невесте на палец, затем набросит ей на плечи нарядный шелковый шарф или косынку. Так было в старину, так происходит и теперь. И думаю, что этот обычай будет в почете и в будущем, потому что в нем есть гармония, взаимное уважение,  забота и бережное отношение  друг к другу, вне возраста.

Обручальными кольцами жених и невеста обменяются на нишане – обручении.  В этот день невесте дарят подарки, конфеты, сладости, фрукты, упакованные в виде хончи - корзинок или подносов, красиво украшенных лентами, цветами, бусами. Как и в старину, должна быть и  головка сахара, которую будут хранить после свадьбы, а разобьют ее тогда, когда в семье появится первенец. Большой торт, с именами жениха и невесты, по традиции делят пополам. Часть торта,  с именем девушки, сторона жениха забирает для угощения своих близких. Вторая часть остается для присутствующих и родных  невесты. Конфеты обычно раздают.

Время между нишаном и свадьбой необходимо, чтобы  молодые удостоверились в своих чувствах. Невесте в этот период готовят  приданое, а жених собирает для невесты базарлыг  – дорогие украшения, одежду, косметику, приводит в порядок квартиру или отдельную комнату,  если они будут жить вместе с родителями. Перед свадьбой приданое привезут в дом жениха и молодые девушки с девичьей стороны украсят комнату новобрачных, за что получат от будущей свекрови подарки и угощение. 

На праздники сторона жениха по традиции поздравляет новую родню, принося  байрамлыг (байрам – праздник). Особенно много хлопот на Новруз, когда  невесте дарят блюдо с украшенной красной лентой пророщенной пшеницей - «семенем», из которого издавна делали халву. Также посылают подносы со свежеиспеченной пахлавой, шекербурой и гогалами - ритуальной печеностью Новруза. Возвращают подносы вместе с подарками для всех членов семьи жениха. На Гурбанлыг в дом невесты посылают мясо свежезарезанного барана или живого барашка, голова которого окрашена хной, а на шее или ножке - красная ленточка.

Если парень и девушка не сошлись характерами, то нишан возвращают. Возвращать принято все - кольцо и все подарки. Но могут и навредничать, например, нацарапать иголкой на нераспечатанной коробке с духами что-нибудь, чтобы их нельзя было подарить кому-то другому.

Свадебные обряды нельзя проводить на мехеремлик - месяц траура в исламе, так как это очень плохая примета, и на оруджлуг - период великого поста. Выбирая для свадьбы ресторан или дом торжеств, учитывают  качество блюд в предлагаемом меню, цены, наличие фото и видео услуг, музыкантов, певцов, танцевальных групп. Можно дополнительно заказать оформление зала шарами, фейерверк, салют, ангелочков, встречающих молодых, голубей, которых они отпустят в небо перед свадьбой, но это необязательно. Всем приглашенным заблаговременно рассылают именные красиво декорированные приглашения – деветнамя.

К свадьбе многие пары готовят свой свадебный танец - современный или народный - на свой выбор,  а теперь еще и фотосессию в исторических местах города, на набережной, а также предсвадебную морскую прогулку на катере.

Современная невеста, как и в старину, перед свадьбой собирает своих подруг и молодых девушек с обеих сторон на  хна–яхты ( хна - растительная краска,  яхты – намазывание). Девушке приносят хончу, в которой лежат традиционные сладости  и все для ухода за собой. Но самое главное – это иранская хна, для  окрашивания  волос и нанесения рисунков на кожу рук и ног, что-то вроде татуажа.  Раньше девушки красили хной волосы, теперь это делают символически,  предпочтение отдается  узорам  на руках. Всем гостям дарят декоративный мешочек с хной, конфеты, сладости. Есть примета, что  девушка, съев такую сладость, не засидится в девках, а хна -  это символ радости. На хна-яхты стало модным быть в национальной одежде,  а на голову повязывать келагаи - тончайшую косынку из натурального шелка.

К хна-яхты разучивают поучительные и веселые четверостишья об отношениях невесты со свекровью и золовками, с мужем, которые называются  акышта, а точнее – hahıshta. Девушки по очереди декламируют эти стихи, поглядывая на тех, кого они касаются. Самые бойкие в долгу не остаются, в ответ могут выдать такое четверостишье, что мало не покажется. Этот веселый древний обряд пользуется большой популярностью.

Раньше перед свадьбой женщины собирались на «палтар бичти» – раскрой и шитье одежды, но теперь одежду покупают или  шьют  на заказ, и обряд тихо уходит в прошлое.

За день до свадьбы жениху и его друзьям предстоит свадебный банный ритуал - той хамамы. В тот же день  в мечети заключают кебин - брачный контракт перед Богом. Регистрация  брака в загсе обязательна. Брак можно зарегистрировать до или во время свадьбы, но после свадьбы - это скорее исключение, нежели правило. Поэтому заявление в загс молодые подают заранее, чтобы потом не было проблем. 

Если Вы обратили внимание, я не говорю о количестве приглашенных, профессионализме и числе музыкантов, певцов и танцоров или о том, какое место будет выбрано для проведения свадебного торжества. Потому что эти свадебные характеристики зависят от материального положения устроителей свадьбы. Во всем остальном  соблюдение традиций на обычной среднестатистической свадьбе не является чем-то навязанным или необычным - все именно так и бывает. Хотя понятно, что каждая свадьба индивидуальна и зависит  не только от материальных возможностей, но и от вкуса, пристрастий жениха, невесты, их близких и еще, как ни странно это покажется со стороны, от того, из какой части Азербайджана их корни. В разных уголках страны - свои нюансы  в соблюдении свадебных традиций и обрядов. И если за пределами столицы свадебные обряды более самобытны и близки к истокам, то в  Баку они смешались с европейскими канонами, создав неповторимый колорит, о котором обычно говорят: «Восток - дело тонкое». 

В день свадьбы жених и его родственники едут за невестой с цветами и музыкантами. Невесту украшают драгоценностями. Молодых благословляют, обводят их вокруг зажженной керосиновой лампы - символа домашнего очага. Брат жениха, с ритуальным пожеланием иметь 7 сыновей и 1 дочку, перевязывает талию невесты красной лентой, и они под  «Вагзалы» - музыку для провода невест из отцовского дома - выходят из дома. Впереди несут зеркало - символ чистоты, а по бокам  2 девочки, родственницы жениха и невесты, несут свадебные зажженные свечи: в древнем Азербайджане  поклонялись огню. На свадьбу жених и невеста приезжают в красиво украшенной машине. Это, конечно, не фаэтон, но тоже красиво: свадебный кортеж украшен красными лентами и цветами.

 Свадьба вся пронизана традициями и обрядами. Их так много, что даже коротко остановиться на всех не представляется возможным, поэтому расскажу об этом совсем немного.

Дети - это радость в семье и, чтобы увидеть внуков, мать жениха  обязательно посадит на колени  невесте малыша.

По обычаю "беин охурланмасы"- кража жениха - молодые парни могут запросто украсть жениха со свадьбы, но потом за выкуп или за исполнение желания возвращают его.

Очень красив танец яллы, когда гости, в основном молодежь, держа друг друга за руки, ритмично и синхронно поднимающиеся и опускающиеся, цепочкой обходят весь зал, по пути вбирая новых участников этой цепи. Ведущий и замыкающий эту цепь, помахивает платком или салфеткой. Затем круг замыкается, и в середине круга начинаются ритмичные парные танцы.

Чтобы жениха и невесту, а заодно и присутствующих гостей, не коснулся дурной глаз, под конец торжества, кто-нибудь обязательно пронесет между столами тарелочку с дымящейся травой - узерлик, дым которой традиционно считается  у азербайджанцев оберегом.

 Говорить о свадебном застолье – значит, ничего не сказать: это надо видеть и …пробовать. Традиционно плов является завершающим блюдом свадьбы, и к столу жениха и невесты его выносит в медленном танце танцовщица, одетая в национальные одежды.

 Да, еще надо заметить, что подарки на свадьбу делают в денежном эквиваленте. Обычно, надписанный конверт с деньгами гости опускают в специально  предназначенный ящик с прорезью.

Под звуки «Вагзалы» жених и невеста покидают свадьбу. Невеста, не глядя,  бросает свой букет своим подругам, но чаще всего его ловят парни и дарят какой-нибудь девушке.

В  дом к жениху невесту сопровождает енге - опытная  зрелая женщина, которая в эту ночь в ответе за молодых перед их родителями. Она провожает молодых до дверей дома, а  утром принесет на завтрак гуймаг – первая еда, которую дают новобрачным.

Вот и позади свадьба… Но впереди еще много традиционных  обрядов, оберегающих новобрачных в первые сорок дней совместной жизни. Они помогают молодым создать крепкую здоровую семью, а в будущем - стать опорой для своих детей и внуков.

  

Это головка сахара -  келле генд

 

  Это корзинки с конфетами, одеждой и печеностью  хонча – подарки невесте на нишан

 

А это торт с именами жениха и невесты и корзинка с конфетами, подготовленными для раздачи подругам, родственникам ,соседям.

 

 

Хонча  с шекербурой - это такие сдобные пирожки со сладкой  ореховой начинкой, край которых заворачивается особым винтовым способом, а поверхность украшена специальным узором

 

Хонча для невесты, где есть « семя», и восточные сладости

  

Красиво украшенная машина, в которой жених и невеста едут на  свадьбу

news.e-generator.ru

Свадьба в Азербайджане: «От истоков до современности»

Все, что касается традиций — тема довольно тонкая и скользкая. Постоянно думаешь «как бы кого не обидеть» и не разжечь межнациональной войны в интернет-пространстве. Поэтому сразу предупреждаю: все, описанное ниже и в следующих постах — сугубо личное мнение, взгляд на происходящее глазами русского человека, который не привык считаться со мнением окружающих. Кроме того, не стоит забывать, что впечатления составлены на основе одной-единственной свадьбы и рассказов местных, а место действия — Ханлар (окрестности города Гянджа) — находится в пяти часах езды от столицы. Тем не менее, буду рада любым поправкам и дополнениям. Так что, если вам есть что сказать (цензурно и по факту) - добро пожаловать в комментарии.

Итак, разобравшись с формальностями, приступим к повествованию. Сразу хочется сказать, что половина обычаев вызывает споры даже у местных (это при таком количестве проведенных свадеб-то!): постоянно что-то менялось в последний момент, допускались поправки и изменения. Нашла на сайте azerbaijans.com описания традиций, буду рассказывать, отталкиваясь от «как должно быть»

Смотрины или знакомство с девушкой

В народе принято спрашивать мнение родителей (иногда, собственно, именно родители и решают «поженить» молодых). Сначала выясняется согласие родителей юноши, затем оповещаются близкие девушки. Иногда семья девушки не дает согласие на сватовство, либо просит определенную сумму: этого обычая многие избегают, поскольку он выглядит как «покупка» девушки. В конце переговоров невеста обычно заваривает сладкий чай, что косвенно означает согласие.

Обручение

Процесс, который в нашей культуре совершается максимум единожды за одну свадьбу, тут происходит в несколько этапов. Сначала - малое обручение, где присутствуют только близкие родственники. За ним, спустя значительный промежуток времени, следует еще одно: уже с гостями в количестве от 50 до 80 человек. Часто между малым обручением и свадьбой проходит ни один год: в это время обычно собираются деньги на торжество. У 80% населения Азербайджана есть кредиты, большую часть которых брали именно на свадьбу.

На обручение девушке преподносятся подарки «хончи»: вещи, уложенные в украшенные корзины. Обычно в таких корзинах лежат платья, домашняя одежда, парфюмерия, косметика и т.д. Оформление зависит от вкуса и чувства стиля, как и сами подарки. В нашем конкретном случае невеста все выбирала сама, купленные вещи потом просто принесли в день обручения. Вот одна из самых интересных корзин:

Кроме того, гости приносят с собой сладости: как традиционные вроде пахлавы и печенья с орехами, так и испеченные собственноручно или купленные торты с пирожными. На мероприятие принято приходить нарядными, девушки надевают вечерние платья и делают прическу в салоне.

Хна

В нашем случае обручение и хна проходили в один день. Вообще «хна» — это своеобразный девичник, на котором пьют чай со сладостями и рисуют узоры хной (стираются ДОЛГО). Праздник Обручения сопровождается танцами под национальную музыку, а также несколькими ритуалами, о которых подробнее расскажу в следующий раз.

«Женская» и «мужская» свадьба

Празднование проходит в несколько дней. На женской свадьбе присутствуют гости преимущественно со стороны невесты, на мужской - соотвественно, со стороны жениха. Количество гостей зависит от многих факторов: благосостояния семьи, наличия родственников и друзей в этом городе и так далее. У нас на женской было всего человек 150, на мужской - 400-500. Про свадьбы будет отдельный пост, а пока - едем дальше.

Переезд в дом жениха

За несколько дней до переезда вещи невесты перевозят в дом жениха (этим обычно занимаются родственники). Саму же невесту либо забирают в отдельный день с песнями и плясками, либо молодые просто едут домой после мужской свадьбы. По приезду в дом жениха зарезают барана, кровью которого слегонца обмазывают бедную девушку. И жениха тоже. Новиспеченная жена бьет на счастье (или в истерике) тарелку, собирает хлеб.

Визит к невесте

Неколько дней после свадьбы молодая жена не должна видеть никого, кроме жениха. В наши дни этим правилом часто пренебрегают. На третий день в доме невесты собираются родственники (за искллючением отца невесты) - снова пьют чай со сладостями, едят национальные кушанья и поздравляют молодую жену. В нашем случае отца и правда оставили дома, мать привезли - поздравить и подарить подарки. Впрочем, отца потом тоже «доставили» под едкое замечание кого-то из гостей «21 век на дворе!»

На это правзднование по случаю свадьбы обычно заканчивается. Через некоторое время после свадьбы жена навещает родительский дом в назначенный день, может остаться ночевать. После этого начинаются визиты к родственникам, которых можно посещать в любое время. В деревне посещение родственников - едва ли не единственное развлечение, так что подобные визиты происходят довольно часто.

На этом, пожалуй, завершу сумбурный обзор свадебных традиций в Азербайджане. В следующих постах - подробности о том, как проходила хна с обручением, женская и мужская свадьба, а также немного об обычаях и национальной кухне.

fridamania.ru

современные традиции и обычаи. Азербайджанская свадьба

В любой стране вступление в брак считается значимым событием в жизни двух влюбленных людей. Не стал исключением и солнечный Азербайджан, где к свадебной церемонии относятся очень серьезно. Азербайджанская свадьба − это масштабное мероприятие, как по важности события, так и по количеству приглашенных на праздничное торжество гостей. Соблюдаются все традиции и обычаи, которые имеют неповторимые и интересные особенности. Приготовления к праздничному дню начинаются задолго до намеченной церемонии, в нем принимают участие близкие родные, соседи и друзья.

Выбор суженой по азербайджанским традициям − мероприятие ответственное. В Азербайджане по праву главы будущей семьи выбор делает мужчина. Для него важна не только красота потенциальной жены, но и статус «молодой», ее положение, ее семьи в обществе. Возраст любимой не особенно влияет на выбор. Здесь допускаются церемонии даже с 15 летними девушками.

Азербайджанские девушки должны быть скромными, избегать компаний парней, а свободное время проводить в обществе подруг. Несмотря на то, что сегодня нравы в стране стали более свободными, скромность и целомудренность новобрачной играют первостепенную роль.

После того, как мужчина сделал выбор, он спрашивает разрешения на брак у своих родителей. В народе очень дорожат мнением старших членов семьи, обычно не перечат родителям и не идут против их воли. Если родители дали благословение на брак, жених просит одну из ближайших родственниц навести справки о его суженой. Она должна будет в короткий срок узнать о материальном положении семьи избранницы, о ее статусе. Родственница узнает о состоянии здоровья избранницы, о ее нравственном воспитании, а также образовании. Немаловажным факт это насколько хозяйственной является избранница, умеет ли она вести домашние дела.

Традиционный азербайджанское торжество состоится только в том случае, если родители дадут согласие на брак. Однако, если материальное состояние молодого человека недостаточное, родители откажут сватам и церемонии не будет. Азербайджанские церемонии − это всегда пышные мероприятия, состоявшиеся по согласованию семей молодоженов. Сегодня в стране пышно празднуют не только саму свадьбу, но и предшествующие ей церемонии, много денег тратится на украшения для суженой.

Свадебные обряды

Церемония бракосочетания азербайджансов имеет традиции, среди которых обязательны малое и большое сватовство. Малая помолвка включает в себя общение отца жениха с семьей невесты, после чего в избу к потенциальным родственникам отправляют сватов. Сначала на малое сватовство приходят мать «молодого» и одна из близких родственниц. Это связано с тем, что только матери по силам узнать о том, что таит женское сердечко. После того, как женщины приходят к согласию, в избу отправляются мужчины.

Отец молодого человека с кем-то из ближайших мужчин родственников отправляется в избу к девушке на малое обручение. В качестве сватов могут быть задействованы уважаемые люди города или поселка. Отец избранницы говорит сватам, что он в обязательном порядке должен прислушаться к мнению своей дочери и спрашивает у нее, согласна ли та выйти замуж. Молчание дочери означает ее согласие на предстоящий брак.

Народная церемония бракосочетания, соблюдающая традиции и обычаи, не обходится без большого сватовства. Глава семьи со стороны жениха приглашает к себе родню, чтобы обсудить предстоящее торжество и все, что с ним связано. Женщины же со стороны жениха едут в дом к невесте, чтобы получить ее добро на бракосочетание. После того, как девушка дает согласие, назначается день сватовства. В оговоренный день приезжают сваты, их встречают, как самых дорогих гостей, усаживают во главе стола.

Помолвка и обручение

Во время помолвки невеста вместе со своей матерью уходят из дома, они посвящают прогулке. Согласие родни со стороны суженой на предстоящую церемонию предполагает то, что сваты приедут в этот дом еще раз. Второе обручение происходит уже более празднично, устраивается чаепитие за богато накрытым столом. На чаепитии присутствует мать молодой девушки, однако она хранит молчание во время всего сватовства. Невеста уходит к подруге и возвращается домой только после того, как сваты уезжают.

Свадебным обычаям придают очень большое значение. И сегодня очень самобытны помолвка и обручение. Обручение, как и сватовство, происходит в два этапа. Первый наступает сразу же после согласия семьи девушки на брак. В дом к невесте приезжают посланники со стороны жениха, один из них надевает на палец девушки кольцо и съедает половину сладкого пирога. Вторую часть лакомства отвозят жениху, который с нетерпением ждет возвращения посланников.

Второе обручение происходит, как и второе сватовство, подразумевая предварительную подготовку. На обручение собирается огромное количество людей, включающих как родственников, так и коллег, соседей и друзей. Родня будущей супруги организуют праздничный стол, однако много продуктов привозит родня со стороны жениха. В этот день родня молодого человека дарит многочисленные подарки, которые в будущем могут понадобиться молодоженам. Обычаи народа исключают среди подарков обувь, ее будущей невестке впоследствии дарит свекровь.

Традиции и обычаи

Все традиции народа связаны с после свадебным периодом. Бракосочетание в азербайджане, видео которого можно посмотреть на сайте, богато на различные обряды. Например, существует красивый обычай обвязывать ладошки девушки платочками, под которые в течение церемонии подкладываются деньги. Развязывают эти платочки только после того, как свадьба завершится, а молодожены перед брачной ночью отправятся в свою комнату.

После того, как отшумит свадьба (она длится обычно двое суток), в течение месяца молодая жена не должна выходить из дома своего мужа. Этот обычай должен оградить невесту от злых языков и косых взглядов. В старину молодая жена после свадьбы в течение недели даже не выходила из своей комнаты, таким образом привыкая к новому дому и его правилам.

Кроме того, в течение двух недель неве

theanticafe.ru

Свадебные традиции азербайджанцев в Азербайджане

Предварительное оповещение (послание).

Родственники жениха, заранее наведя справки, отправляют в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает такое, что в доме девушки не дают на это согласия. В этом случае самый почитаемый и уважаемый из рода жениха делает все, чтобы получить согласие у родителей девушки.

Малое сватовство.

Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Женщины могут понять сердце девушки. Когда женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы.
Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих серьезных и искренних намерениях.

"На сватовство ночью не идут"

"Чай, которым угощают сватов, не выпивается"

Сватая, говорят: "Дерево девушки - ореховое дерево, каждый может кинуть камень,

"Девичья поклажа - поклажа соли"

Сразу отец девушки не дает согласия. "Дверь невесты - дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, и затем дать вам окончательный ответ", - говорит он.
Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание - знак согласия. Но окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве, потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Сватовство.

Отец жениха приглашает в дом близких людей - своих братьев, братьев жены и других родственников.
Советуется с ними и принимается общее решение о сватовстве.
Сестра или невестка жениха встречаются с девушкой и узнают ее мнение. Затем, они приходят к матери девушки и говорят: "Мы придем к вам такого-то числа на сватовство". Мать невесты передает эту новость всем домашним. Родители девушки зовут домой своих близких родственников. Они советуются, затем, придя к согласию, интересуются мнением девушки. Мнение девушки спрашивает близкий ей человек: сестра, невестки, мать или близкая подруга. Обычно девушка выражает свое согласие фразой: "Как вы скажите".

В назначенный день сваты приходят в дом девушки. После общих разговоров они называют цель своего визита.
Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если родственники девушки согласны, они говорят: "Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости".

Через некоторое время родственники жениха снова, уже во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: "Мы собираемся к вам".
В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей.
Сватов сажают во главе стола. За столом присутствуют как мужчины, так и женщины, кроме матери невесты. Мать невесты заходит в комнату, но не садится.

Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: "Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?".

Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: "Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.", он говорит: "Пусть будут счастливы" или "Пусть благословит их Аллах".

Сидящие за столом говорят: "Аминь". Новые родственники поздравляют друг друга.
Сестра или невестка девушки приносит чай. Все пьют "сладкий чай". Иногда подают обед. После ухода сватов, сестра или невестка жениха идут к подруге девушки, потому, что во время сватовства девушка не должна находиться дома. Они поздравляют девушку и провожают ее домой. Дома, когда ее поздравляют братья, родители, обычно она плачет.

Маленькое обручение.

После сватовства и получения согласия в течение месяца родственники жениха приходят в дом невесты для маленького обручения.
Как обычно, заранее оповещают об этом родителей невесты. На маленькое обручение собирается 25-30 человек: в основном это подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты.

Родственники жениха приносят с собой кольцо, платок и сладости.
Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дают надкусить что-то из сладостей невесте, а вторую половину относит жениху.

Затем начинается праздничное застолье, веселье. Сладкий стол.

После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек и дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто первая из них примерит кольцо, та первой замуж и выйдет.

Затем подружки расходятся и берут с собой сладости. Есть поверие, что ложась спать, положив себе под подушку две одинаковые сладости можно увидеть суженого во сне.

great.az

Азербайджанский свадебный обряд - это... Что такое Азербайджанский свадебный обряд?

Азим Азимзаде. «Женская свадьба». 1930

Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.

Структура обряда

После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты («сез кясди»)[5].

Гыз гёрме

Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, ее родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].

Сватовство

После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.

В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].

При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки[3].

Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке[1].

Выплата башлыга

В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха ее родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему ее замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].

Обручения

За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так[6]:

Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.

Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].

Кебин

Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].

Свадьба

Азим Азимзаде. «Свадьба у бедняков». 1931

За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданном основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода[5].

Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь «хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].

Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].

Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].

После свадьбы

Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги[5]

Изменения в свадебном обряде

Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Оригинальный текст  (рус.)  

    Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.

    Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата "башлыга", которую вносиля сторона жениха ее родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему ее замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы"), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.

  2. 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.

    Оригинальный текст  (рус.)  

    Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)

    Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)

  3. 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.

    Оригинальный текст  (рус.)  

    АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, ее родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.

  4. П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.

    Оригинальный текст  (рус.)  

    Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит ее с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.

  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
  6. Отдельный гвардейский корпус. Штаб Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
  7. Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
  8. 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».

  9. 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
  10. 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.

Ссылки

 

dic.academic.ru

Особенности азербайджанской свадьбы. Азербайджанская свадьба. Традиции и обычаи. Подготовка к свадебному торжеству

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не

bitvasalonov.ru

МИР ТВ | По всем традициям: что такое настоящая азербайджанская свадьба

Передача: Новости

Шыхлы, 16 апреля. Если на Руси издавна было принято играть свадьбу на Красную горку, то в Азербайджане есть свои особые традиции. Чтобы увидеть древний обряд и стать почетным гостем на настоящей азербайджанской свадьбе, корреспондент «МИР 24» Эльшан Алиев отправился в горное селение.

Газахский район Азербайджана – это Родина великих ашугов. Так называют влюбленных поэтов, которые слагают стихи в сопровождении музыкального инструмента – саза.

В этом районе ни одно веселье не обходится без саза. Так, на свадьбе под его звуки едет длинный кортеж жениха. Впереди скачут всадники, лошади которых украшены красными бантами.

В деревне все свадьбы проходят под палаточным шатром. Накрываются длинные столы с вкусными яствами. И, по давней традиции, прежде чем выйти к гостям, жених должен зайти за невестой в ее дом. После того как он вручит ей букет роз, молодые вместе появляются на людях. В это время звучит «Вокзалы» – свадебная мелодия, под которую девушка прощается с отчим домом. В такой момент родители часто не сдерживают слез.

Почетный гость на свадьбе старшего сына в семье Казымовых в деревне Шыхлы живая легенда – Ашуг Эйуб. Такое очень редко бывает, когда сам устад, то есть «выдающийся мастер слова и саза», благословляет молодоженов.

Кроме того, на деревенских свадьбах обязательно должен присутствовать аксакал. В деревне Шыхлы один из них именно Ашуг Эйуб. Старец одевается классически: на нем всегда китель времен Великой Отечественной Войны, солдатские сапоги, кожаный ремень с бляхой со звездой, брюки-галифе и национальная папаха из каракуля. Его же сазу с именем владельца на корпусе более полувека.

Свадьба празднуется широко. Под веселые ритмы саза подружки невесты выносят подарки, которые обычно оформляют в цветные корзины, обвязывая их также красными бантами. Таким образом демонстрируют танец «хонча».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Китайские военные коллективно сыграли свадьбы

Кроме того, по азербайджанским традициям принято при всех надевать на невесту дорогой подарок от жениха. Это, конечно же, золотые украшения с драгоценными камнями. Такой комплект из сережек, ожерелья, колец и браслета с камнями всегда вызывает зависть у многих женщин.

«В нашем селении есть свои обычаи и традиции. И все наши жители стараются придерживаться их, чтобы донести до нового поколения. Все наши мероприятия проходят под звуки саза и пения ашугов», – рассказывает Мубариз Абдуллаев, житель села Шыхлы.

Так, например, свадьбы в деревнях по традиции отмечают два раза. Первую свадьбу называют «гыз тойу» – то есть свадьба в доме невесты. А вторую - «оглан тойу» - «свадьба в доме жениха». И лишь после второй молодая супруга переезжает в дом мужа.

Передает mir24.tv.

mirtv.ru

Туркменская свадьба - обряды и традиции народа

Туркменская свадьба – это одно из самых важных и ярких событий в жизни любой здешней семьи. Есть те, которые готовятся к данному событию с рождения детей, а некоторые оттягивают момент приготовления за несколько недель до знакового дня. В тоже время, есть семьи, празднующие день с большим размахом, а есть и иная сторона, не отмечающая свадебных торжеств из принципа экономии. Однако, свадьба для туркменской девушки – это всегда долгожданное и радостное событие, которое имеет свои национальные особенности.

Исторические туркменские традиции

В давние времена свадьба у народа по традициям несколько отличалась от современного уровня. К примеру, допускалось заключение брака при малолетнем возрасте жениха и невесты. Выбор пары делали родители, потому мнение молодых не играло особой роли, и необходимости в сватовстве не было, все было предрешено старшим поколением. На Генеш Той или совете родни решались основные нюансы торжества, а также оговаривалась дата его проведения.

Наиболее популярным днем для проведения свадьбы считался понедельник. Приглашались глашатаи, задачей которых было оповещение окрестности о свадьбе. После оповещения самая уважаемая дама в селе приходила к невесте для того, чтобы начать шить свадебное платье девушки. Также оказывалась помощь в сборе необходимых предметов домашнего хозяйства для молодой пары.

Стоит уточнить, что для пошива платья выбирался особенный, знаковый день. Материалы для пошива доставлялись из дома молодого. Раскрой ложился на плечи уважаемой женщины, которая должна была быть еще и многодетной матерью своего семейства. Если ткань после пошива оставалась, ее разбирали более молодые невесты на личное и семейное счастье.

Подготовка к проведению праздника

Традиции свадьбы в Туркмении предполагали торжество по любви молодых. Ведь подготовка и проведение свадьбы требовало определенных моральных и финансовых затрат со стороны семей. Редкие случаи давали возможность жениться на очень дальней родственнице, но такое в народе не поощрялось.

Современные традиции предполагают, что важную роль в выборе пары играет мнение самих молодоженов. Раньше его не спрашивали, теперь часто устраивают семейные советы и только после них объявляется сватовство при обоюдном согласии. Сейчас молодые имеют возможность видеться до торжества и самостоятельно обговаривать детали. Перед свадьбой приглашали муллу, то есть священника. Он регистрировал помолвку, после которой пара отправлялась в ЗАГС для регистрации брака на более официальном уровне.

Затраты на свадьбу

По традициям свадьбы в Туркмении, все материальные средства, необходимые для торжества, предоставляются стороной мужчины. Традиции выкупа невесты существуют и в современном народе. Калым также не изжил себя и в ряде случаев он может достигать до десятков долларов.

Туркменская свадьба обходится недешево даже в самых малых деревнях. Считается неприличным приглашать менее 300 гостей даже в самых скромных поселках.

Если кого-то забыть позвать, обида может затаиться на семью, на всю жизнь. Количество приглашенных в современных больших городах может достигать отметки в 1000 и более человек. В затраты включаются приглашения эстрадных артистов, а также тамада, который обязательно должен помогать в проведении свадьбы при таком большом количестве гостей.

Сбор приданного невесты

Чаще всего в приданное включаются украшения из золота. Также в приданное невесты включаются различные ткани хорошего качества и различных расцветок, которые пригодятся в хозяйстве. В прошлом туда включали ковры, паласы и прочую утварь для оформления интерьера квартиры молодоженов. Сегодня их нередко заменяет техника, а богатые семьи могут позволить себе недвижимость, машины и прочие важные и дорогостоящие составляющие.

Платье невесты: роскошь и дань традициям

Платье для туркменской невесты традиционно украшалось огромным количеством ювелирных украшений. Особенно уделялось внимание при декоре зоне груди. Поскольку она считалась наиболее энергетически уязвимым местом, туда вешали украшения в качестве защиты от злых сил.

Считалось, что звон украшений на платье отпугивает злых духов. Которые пленялись красотой молодой невесты. Также амулетами от злых потусторонних сил служили такие дополнения, как шерсть верблюда, свиные зубы, а также браслеты с особым смыслом, которые молодая надевала на руки. По самым скромным подсчетам, с учетом количества украшений, платье невесты весом могло достигать до 40 килограммов. Поэтому невеста должна была обладать определенными качествами, чтобы выдержать его ношение в течение свадебного дня.

Традиции свадебных караванов

Караван отправлялся из дома мужчины. В его состав входили наряженные женщины, которые сидели в особых будках. Они установлены на верблюдах, которые были украшены особым образом и к которым были привязаны колокольчики для отпугивания нечистых сил.

Если учесть, что караваны наполнены ценными вещами и подарками, то логично предположить наличие охраны, причем, вооруженной. Для невесты приготавливалось в караване особое место, к верблюду которого привязан колокольчик с защитной функцией. Останавливается процессия неподалеку от села невесты, а  в дом девушки отправляются особые снохи.

Старт свадебной церемонии в доме девушки

С раннего утра в семье девушки забивается скот для торжества. Свадьба в Туркмении предполагает, что количество забитого скота в доме невесты должна равняться ее числу в доме жениха. В то же раннее утро к невесте приходят ее подруги и сопровождают день пением и игрой на национальных инструментах.

В это время неожиданно врывается в комнату будущая сноха и пытается накинуть на невесту халат-накидку. Задача подружек – помешать, ей это сделать. Если уловки снохи не помогают, то она прибегает к помощи женщин, приехавших с караваном. По традиции победу в противостоянии должна одержать сноха и все-таки накинуть накидку на молодую девушку.

Свадебные традиции в Туркмении

В доме жениха царит практически сущий хаос. Гости принимают обыкновенно активное участие в подготовке к торжеству. В процессе переполоха готовятся национальные блюда: плов, челпек и прочие, без которых торжество не будет считаться национальным праздником Туркмении.

В это самое время жених переодевается в национальный костюм для проведения торжества. В него входят сапоги, туркменская папаха, подпоясывание при помощи кушака. После обряда переодевания он направляется с друзьями в дом невесты в шикарно оформленном кортеже из дорогих машин.

Девушка уже переодевается в это время в богато украшенное платье. Затем приходит время обмена калымом, а также поездки в ЗАГС. После регистрации молодые обычно катаются по городу, навещая местные памятники и достопримечательности. Обязательным пунктом программы считается посещение местного Вечного Огня. Тут молодые запускают голубей и возлагают цветы, отдавая дань предкам и чтя их память. У европейского народа такая традиция тоже считается символом семейного счастья. и считается общепринятой.

Наиболее интересной частью свадебного обряда считается традиция атгулак, традиция рассмотрения подарков невесты и калыма гостями. Во время торжества расставлены по помещению различные сладости, разбросаны игрушки с монетами различного номинала. Также есть подарки для приглашенной родни и гостей. Как говорилось выше, наряд девушки очень тяжелый и может достигать весом нескольких десятков килограммов. Такие традиции популярны потому, что после свадьбы девушка меняет статус на замужнюю женщину.

Во время проведения торжества молодые сидят с гостями, при этом лицо девушки обыкновенно закрыто. Гости при этом имеют право приподнять покрывало и рассмотреть ее поближе при желании. о время встречи с невестой лицом к лицу произносятся традиционные пожелания счастливой семейной жизни. После насыщения гостей они удаляются, а молодые отправляются в ресторан для дальнейшего празднования счастливого дня.

В вечернее время суток пара переодевается из национальных костюмов в более привычные современному человеку наряды. Традиционно костюмы представляют собой белое платье невесты и привычный черный костюм жениха. После торжества обыкновенно разрезается торт, это делает пара лично. Первые кусочки торта предназначены для родителей, а остальные уже идут гостям. Как можно увидеть, молодое поколение чтит старших даже при зарождении собственной ячейки общества, что показывается традициями удивительного народа.

Роль платка в свадебных традициях Туркмении

В Туркменской свадьбе важную роль на свадьбе играл платок. На свадьбу молодой жители села несли гостинцы к дому невесты. Кстати, свадьба невесты называлась Гелин Той. Гостинцы несли в особых узлах их платков. Платок большого размера служил особого вида подарком. Проводились особые состязания среди мужчин, платок считался самым ценным призом за победу. При помощи платка до сих пор украшаются свадебные кортежи.

Девушки и женщины также, по традиции, приходят на свадьбу в ярких платках. В прошлом караван одаривал прохожих платками. Это делалось с целью запутать злые силы, целью которой было нанесение вреда молодым. В современном Туркменистане во время проведения торжества гостям раздаривают платки, шарфы, носовые платки с теми же целями.

Значение оберегов в Туркменской свадьбе

Вся женская одежда имела не только декоративные свойства. В свадебных церемониях женская одежда служила еще и довольно сильным оберегом. Наряд девушки состоял не только из украшений, но и амулетов с защитной функцией. Считалось, что традиционное красное платье могло привлечь зависть и излишнее внимание к невесте. Потому ее старались защитить всеми доступными способами. Для защиты от дурного постороннего глаза лицо и тело невесты закрывали при помощи фаты или покрывала. Ее помимо украшений увешивали и амулетами с защитной функцией.

Все виды свадебных одежд имели вшитые в себя зубы свиньи, шерсть верблюда и прочие части животных, которые обладали сильной магической силой. К накидке пришивался мешочек треугольной формы с углем и солью. Стоит отметить, что соль по вере многих народов имеет магическое значение и способна защитить человека от влияния злых сил любого уровня сложности.

Поверья советуют невесте обходить стороной места, где было убийство животных, золы, а также ходить под определенными деревьями.

В первые дни после свадьбы не полагалось брать с собой невесту на поминки, похороны и прочие мероприятия, связанные со смертью.

Современные традиции и поверья

Туркменская свадьба претерпевает изменения, и современные веяния делают ее еще более уникальной и неповторимой. К примеру, свадьбу играют не в определенный день недели или сезон, а исходя из удобства семей. Ранее мнение невесты не учитывалось, теперь же спрашивают и ее согласия на брак. Сегодня свадьбу играют до 5 дней. Можно сказать, что под влиянием современной культуры Туркменистан стал страной с мульти культурой и современными традициями.

psvadba.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов