Свадьба в карачаево черкесии


Черкесская свадьба - традиции и последовательность ритуалов

Черкесская свадьба — это то мероприятие, на котором традиции соблюдаются строжайшим образом. Запреты касаются таких деталей, как создание семьи между родственниками и однофамильцами. Вступление в брак ограничивается даже потомкам молочных родственников.

Черкесский калым: особенности и традиции

Как и все народности Кавказа, черкесы соблюдают традицию выкупа или калыма. У них почти отсутствовали мезальянсы из-за немалой суммы выкупа. К примеру, крестьянин не мог по определенным причинам выплатить калым, который требовала семья невесты выше социальным рангом. Обыкновенно к калыму приписывали несколько голов крупного рогатого скота, деньги и лошадей. А также в подарок отцу девушки присовокупить несколько быков и/или лошадь. Кобыла полагалась и эфенди, который оформил свадьбу.

Внушительный калым — это одна из немногих причин соблюдения левирата. Это традиция, при которой девушка обязана выходить замуж за брата супруга в случае его смерти. Также присутствует до сих пор традиция сорората, когда вдовец, в свою очередь, женится на сестре покойной жены. После получения калыма семья помогала дочери с приданным, стоимость которого была равна половине калыма. Если невеста обеспечена, то стоимость приданного равнялась калыму и имущество обыкновенно было движимым.

Варианты регистрации брака

У черкесского народа допускалось три варианта женитьбы, а именно:

  • традиционное сватовство;
  • похищение девушки с ее согласия, но против воли родителей;
  • кража невесты против ее собственной воли.

Стоит отметить, что последний способ сегодня постепенно теряет актуальность на фоне изменяющихся условий жизни и традиций.

Нюансы этапа сватовства

Сватовство и сговор по своей схеме напоминают карачаевские торжества. Перед свадьбой молодую увозили в промежуточный дом, то есть помещение, не принадлежавшее ни одной из семей. Обычно в этой роли выступал дом друга или дальнего родственника со стороны жениха, где он навещал девушку. Но в сопровождении друга, у которого находился с момента вывоза невесты из родительского дома. Сроки были различны и определялись разными факторами, например, готовностью девушки к свадьбе и приемам.

Невесте выделялась специальная, личная комната – лэгъунэ, и в ней кроме девушек запрещалось кому-либо находиться. Традиция сохранялась не только в свадебный период, комната вообще считалась неприкосновенной частью дома. Она охранялась настолько, что запрещалось не только громко шуметь или разговаривать рядом, но и даже чужих животных, находящихся рядом, отпугивали.

Заходить в помещение имели право только дети и младшие члены семьи жениха. Бывали такие случаи, когда родители жениха до самой смерти не могли переступить порога заветной комнаты.

Этап кражи невесты

Кража невесты у черкесского народа, в отличие тот многих других, актуален и по сей день. Сценарий кражи отличается от всем известного фильма. Обычно происходит второй ранее упомянутый вариант, при котором пара уже долгое время общается и спустя период жених изъявляет желание выкрасть девушку для свадьбы. При этом, не скрывая намерения от нее. После этапа кражи невесты должна приехать делегация с ее стороны и спросить согласия на то, чтобы остаться в доме и дальше.

Если невеста ответила положительно, то делегация сообщает родне о ее решении и начинается подготовка к свадебной церемонии. Родня девушки должна не только собрать приданное, но и закупиться подарками для стороны жениха. Сторона суженого тоже празднует событие застольем и приглашением гостей на торжество. Длительность веселья может достигать от 3 до 5 дней вплоть до торжественного дня.

Свадебный день: основные традиции и обычаи

В первую очередь невесту одевали и соответствующе наряжали, находясь на женской стороне дома. В настоящее время макияж, прическа и прочие элементы подготовки делаются в салонах. Куда девушка приезжает в сопровождении родни со стороны жениха. Все это время мужчина не живет дома, а находится у друзей, поскольку обычаи не предусматривают встречи с отцом и прочими мужчинами своей семьи до знакового дня.

Впервые молодой жених показывается на свадьбе уже при входе в ЗАГС.

Поэтому, традиции черкесской свадьбы делают торжество таковым, что все внимание обращено на молодую невесту.

В условленное время в дом невесты приезжает делегация со стороны жениха с подарками и приданным. Стоит отметить, что особым почетом пользуется свекровь. В то время как мужчины усаживаются за стол, дамы раскрывают и вручают друг другу подарки. Дары распаковываются и дарятся в присутствии женщин старшего поколения, после чего все присутствующие угощаются сладким вином и сладостями.

Сторона мужчины должна отблагодарить семью невесты застольем с национальными песнями и музыкой. В современном мире традиция видоизменилась, и подарки вручаются в арендованных банкетных залах, куда приезжает ранее упомянутая делегация невесты. Вся церемония проводится в отсутствие виновников торжества.

Далее выводят во двор готовую и наряженную невесту. Минут 10-15 молодежи дается на то, чтобы повидаться с ней и станцевать во дворе несколько танцев. Далее она садится в лимузин в сопровождении гармониста и женщин со стороны жениха. Он сам едет в другой машине, ведь он не должен показываться до ЗАГСа на глаза.

Если есть машина получше лимузина, для невесты выбирают ее. Но среднестатистические семьи чаще всего делают выбор в пользу проверенного варианта. Затем, на довольно большой скорости, кортеж едет в сторону места регистрации брака.

Процедура регистрации брака

Отличий свадьбы в ЗАГСе от русского варианта особенно не наблюдается. Единственное существенное отличие-отсутствие привычных поцелуев молодоженов. Жених уже присутствует на данном этапе торжества. После регистрации, на выходе, молодежь танцует традиционный танец под национальный манер. Затем начинается процедура катания на автомобилях, которая может продолжаться до самой ночи.

Молодые могут поехать как в аул бабушки невесты, так и в аул где родился молодо человек. Путешествие пара совершает в отдельных машинах. Семьи в отсутствие молодых знакомятся и празднуют торжество в своем кругу. если торжество празднуется в банкетном зале, то там к этому времени присутствуют музыканты с собственными инструментами.

В то время катания молодых продолжаются, и если путь лежит мимо дома невесты, он может не останавливаться, а проехать на небольшой скорости. Тем самым давая родителям шанс полюбоваться на дочь. По желанию молодых кортеж может заехать в мечеть и послушать проповеди эфенди.

После завершения церемонии катания на машинах финальной точкой становится дом жениха. Там брат невесты может не дать молодой выйти из машины, пока не получит выкуп. Это могут быть конфеты, деньги или алкогольные напитки для старших членов семьи. Сторона жениха может поторговаться, пока не придет к согласию. После чего брат уезжает в другой машине вместе со всем выкупом в неизвестном направлении.

Церемония застолья: традиции и нюансы

После того, как дорога для девушки свободна, ее покрывают покрывалом до дома, желательно, зеленого оттенка. Далее девушку благословляет старший член семьи с мужской стороны и после этого ее провожают в новый дом. Далее, самая старшая женщина в роду, пользующаяся почетом, повязывает на голову молодой девушки символический платок.

Такой ритуал показывает ее принятие как матери и дочери в новую семью. Далее, невеста выходит из комнаты с поклоном, не имея возможности повернуться к собравшимся спиной – это знак неуважения. Ей могут помочь выйти присутствующие дамы.

После соблюдения основных обычаев молодые могут отправиться к застолью. Отличается оно от прочих возможностью слова в адрес молодых у каждого значимого гостя. К поздравлениям присоединяются приглашенные артисты танцами и пением. Обязательно наличие тамады, руководящего торжеством. Сегодня, под влиянием европейских традиций, на большинстве свадеб присутствует торт и фейверк.

Традиции второго дня свадьбы

На второй день после торжества невесту вводят в так называемый «большой дом» или комнату родителей жениха. Невесте прикрывают лицо и голову шарфом, а помогают ей две родственницы, держа девушку под руки. У порога комнаты невесту должна встретить родственница со стороны жениха. Приподняв шарф с ее лица, она мажет губы девушки топленым маслом и медом. Это-символ благополучия и счастья в новом доме.

После знакомства со снохой дамы усаживаются за стол. Старшая из присутствующих произносит речь, в которой желает молодой семье процветания, счастья и взаимопонимания. Интересно, что невеста обязана выслушать пожелания стоя. Несмотря на то, что за стол ее не сажают, после ритуала она может спокойно посещать комнату родителей жениха тогда, когда захочет на правах члена семьи.

После завершения свадебного торжества родителям невесты угощения в знак принятия девушки в новую семью. Через 3-4 недели молодая отправляется в гости к родителям на несколько дней. Раньше промежуток составлял 8 недель с момента торжества. При этом с собой она привозит подарки для всей родни от своей новой семьи.

Если принять во внимание то, что черкесская семья порой представляет собой целый клан, то можно представить себе финансовые расходы. Свадьба в Карачаево-Черкессии предполагает дарение подарков в виде одежды и прочих предметов, которые могут пригодиться семье в хозяйстве.

Учитывая габариты даров, невесте оказывают помощь в поездке дополнительно 20 человек. Муж также может сопровождать девушку, но нередко в путешествии невесту сопровождают старшие мужчины семьи жениха.

В доме молодой невесты происходит знакомство с зятем. Сопровождает процедуру знакомства семей обряд застолья и угощений. После этого момента зятя ведут в комнату, где собрались гости. После этого ритуала он получает право на посещение родни жены в любое время. После возвращения к супругу невеста увозит из дома не только дополнительные подарки, но и приданное, которое собрали для нее родители за все время.

Особенности и черкесской свадьбы

У черкесского торжества нюансы есть свои особенности. Да, музыки и танцев на ней много, как и на любом другом торжестве. Участвуют в веселье, в основном, мужчины. К веселью подпускаются родственницы родителей жениха. Обслуживают черкесскую свадьбу музыканты, которые в обязательном порядке должны владеть игрой на народных национальных инструментах. К таковым относят духовые, струнные и щипковые варианты. Однако, с недавнего времени в ходу у черкесов и русская гармонь.

Труд музыкантов, которые обслуживают свадебное тождество, оплачивает пригласившая семья. Помимо основной платы им полагается дополнительное вознаграждение за исполнение народных танцев, особенно при выкупе танцующих из круга гостей. Если принять во внимание тот факт, что свадьба может длиться до нескольких дней, дополнительное вознаграждение за объем работы вполне оправдывает себя.

Положение молодой невесты в семье мужа

Несмотря на пышное торжество, жизнь молодой невесты в новой семье не покажется русскому человеку такой безоблачной. Поскольку она окружена запретами и традициями. Например, ей не разрешалось находиться с мужем в общественных местах рядом, ласково обращаться с детьми и брать их на руки в присутствии старших членов семьи мужчины, вести разговор со свёкрами и обращаться к ним по имени также запрещалось. Для русской женщины молодая невеста в семье черкесов – словно бесправный ребенок.

Вес в семье супруга женщина приобретала после рождения первенца, особенно, мужского пола. Несмотря на отсутствие прав у девушки, к ней относились всегда с почтением. У многих семей было принято рыцарство и защита женщин и их чести.

По местным обычаям, не позволялось бить или оскорблять женщину. Грубые разговоры и взаимные оскорбления в присутствии женского пола в черкесском обществе были немыслимы. В присутствии женщин даже к лошадям не применялись плети во избежание грубостей. При переезде их сажали таким образом, чтобы они не видели основных грубых действий по отношению к животным со стороны мужчин.

Черкесская свадьба могла продолжаться вплоть до нескольких недель и сопровождалась играми, танцами и весельем. Стоит отметить, что столы для женского и мужского пола накрывались в разных помещениях. А молодой невесте доступа даже к женскому столу не было предусмотрено.

Во время торжества ей приносили еду в комнату, при этом супруга она видеть не могла. Его самого дома обычно в такие моменты не было, он коротал время у друзей или дальних родственников. Традиция не изжила себя и соблюдается до сих пор в некоторых черкесских поселениях.

psvadba.ru

Карачаевская свадьба - обряды, традиции и обычаи, особенности

Карачаевская свадьба богата на традиции и имеет свои особенности в обрядах и обычаях. Рассмотрим их подробнее в этой статье.

Содержание статьи

Знакомство

В жизни человека свадьба является ярким и запоминающимся событием, которое целиком изменяет его внутреннее состояние. Свадьбы на Северном Кавказе отмечаются с соблюдением обрядов и традиций. Не стала исключением и Карачаево-Черкесия.

В тему статьи: особенности мусульманской свадьбы

Сегодня здесь уже не крадут невест. Исключения, конечно, бывают. Но происходит это только с согласия невесты, только в том случае, если родители против свадьбы, а сама девушка испытывает симпатию к избраннику и хочет стать его женой. Это раньше родители подыскивали для своего сына кандидатку в жены, которая подходила ему как по статусу, так и материальному состоянию. Сегодня же карачаевцы женятся по взаимной любви, однако свадебные традиции при этом они не забывают. Если по улице проехал свадебный кортеж из машин, украшенных красивыми коврами − это карачаевская свадьба.

Раньше основным местом знакомства молодых людей были свадебные торжества. Сегодня же у молодежи возможности расширились. Знакомство может произойти в институте, на работе, при посещении различных культурных мероприятий. В сельской местности проявление своих чувств не приветствуется, здесь общение более сдержанное. Ухаживания завуалированы, обычаи не допускают, чтобы молодая девушка оставалась наедине с молодыми парнями. Непозволительно здесь и свидание молодых людей наедине друг с другом.

Сватовство

Интересный обряд, связанный со сватовством, всегда был популярен среди карачаевцев. Сватовство поднимало статус девушки независимо от того, кто к ней сватался. Очень сильным позором считалось для семьи юноши, если избранница ему отказывала. Поэтому даже при неофициальном визите в родительский дом девушки, сваты делали все возможное, чтобы во время второго официального приема довелось услышать положительный ответ и получить согласие на брак.

Первый визит происходит как бы случайно. Родня со стороны жениха приходила к невесте, но не с пустыми руками. Они несли подарки: сладости, барана, деньги, которые уже давно не воспринимаются в качестве калыма. Сам же виновник торжества на сватовстве отсутствовал.

Важное значение в этом мероприятии всегда отводилось свахам. От их умений, коммуникативных способностей зависел исход дела. Если же вопрос о браке молодые люди решили самостоятельно, сватовство носило намного упрощенный характер.

Приданое

Карачаевские девушки готовят приданное чуть ли не с самого рождения. Приданое должно быть богатым, поэтому на нем не принято экономить. Если у девушки нет приданного, над ней смеялись, упрекали ее. Приданное состоит из постельных принадлежностей, подушек, ковров, занавесок, одеял, скатертей. Состоятельные невесты могут позволить себе хорошую мебель, дорогую бытовую технику и даже автомобиль.

Раньше самыми лучшими невестами считались те, которые могли своими руками приготовить большую часть приданого. Сегодня же все необходимое приобретается в магазине. Карачаевская свадьба − недешевое мероприятие для невесты, ведь кроме приданого необходимо потратиться еще и на подарки для родственников жениха. Сегодня многие девушки предпочитают одеваться на свадьбу в национальный костюм, который стоит намного дороже обычного классического свадебного платья.

Свадьба

В древности за невестой отправлялась повозка, которую сопровождали отважные всадники. Во время движения они пели национальные песни, стреляли из ружья. Зрелище было просто великолепное. Сегодня же за невестой приезжают на красивых машинах, украшенных коврами, лентами. Ковры, после того, как девушку доставляли в назначенное место, оставались у хозяина автомобиля.

Родственников жениха в доме невесты усаживают за стол, как самых почетных гостей. Застолье продолжается недолго, после чего невесту забирают и свадебный кортеж увозит ее в дом жениха. Девушку сопровождает брат жениха и кто-то из женщин.

Во время свадебного торжества в первый день жених находится со своими друзьями в одном доме, а невеста с родней своего будущего мужа в другом. Карачаевская свадьба не допускает нахождения за одним столом мужчин и женщин. Если торжество происходит в летнее время года, то столы устанавливаются на улице и за ними рассаживаются мужчины. Женщины же отмечают праздник в доме вместе с невестой. Шелковые платки украшают голову виновницы торжества, снимает она их после того, как переступает порог дома родителей своего суженого.

На свадьбе главным лицом и массовиком-затейником является тамада. С его позволения произносятся тосты, начинаются танцы. Только с его разрешения можно выйти из-за стола. Свадебный стол очень расточительный и богатый, ведь в противном случае он не смог бы удовлетворить такое огромное количество гостей, какими могут похвастаться карачаевские свадьбы.

Чтобы приготовить мясные блюда забивается молодой бык, несколько овец. Кроме мясных блюд выпекается огромное количество пирогов, закупаются различные кондитерские изделия (торты, пирожные), фрукты. Для торжества масло заготавливается килограммами, а сахар и мука приобретается мешками. Карачаевская свадьба − это веселье, традиции и богатый свадебный стол.

xwedding.ru

Свадебные традиции Карачаево-Черкесии: freedom — LiveJournal

В прошлом году я делал пост про традицию Карачаево-Черкесии вешать ковры на крышах машин во время свадеб.
http://ik.livejournal.com/86627.html
Пост наделал много шума. И я подумал, что следует разобраться в вопросе!

Мой друг и товарищ Макс Поперёкгорлов, автор снимка машин с коврами, организовал встречу с заслуженным артистом Карачаево-Черкесской республики — Рафаэлем Мукаевым. Пятиминутное общение с которым, переросло в многочасовое интервью и вот что получилось!

на фото Рафаэль Мукаев

-Вопрос по поводу этих ковров…

Ну, вообще, с чего возник этот конфликт? Наверное, человек не со зла поставил фотографию на которой изображены автомобили с коврами на крыше – это карачаевская свадьба – со своими обычаями и национальным колоритом! Если человек смотрит, нравится ему фотография, он берёт и пишет: Да, мне нравится фотография. Кому не нравится – может ничего не писать. Это в лучшем случае. Кто-то не со зла, вероятней всего, захотел пошутить. Но оскорблять традиции народа – никто не имеет права!
Откуда возникло такое понятие, как ковры? Как такового понятия «ковры» не существовало. Например, в древние времена, собиралась группа людей-всадников их могло быть 5-10 и более и ехали в другое селение. Вот ты видишь издалека, едет горстка всадников как понять воевать они едут или с добрыми намерениями?

Опознавательные знаки были?

Р.М. Ну, естественно. Поэтому когда ехали на праздник, например ехали за невестой, то украшали лошадей разноцветными платками и тканями, которые называются флагами (Байракъ). Впереди везли настоящие флаги с изображением тамги (фамильный герб) рода жениха и рода невесты. Потерять их считалось большим позором. Джигиты, сопровождающие невесту в дом жениха гарцевали на лошадях,  пели песни, стреляли из ружей, то есть, максимально давали понять, что едут на радость, на свадьбу. Один из знаменосцев "ал атлы" отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни "Орайда". Он оповещал о скором прибытии невесты. С этого как бы всё и начиналось. А в результате, на сегодняшний день украшают автомобили коврами. Но при этом и цветами, конечно же.

- Насколько я понимаю, такая традиция – свадьба богатая. Её принято показывать. Не принято скрывать достаток, и поэтому это просто одна из традиций, как, например, после свадьбы дарить ковры гостям?

Р.М. Да, это такая традиция, которую мы сохранили. Чем больше машин – тем богаче считается свадьба. Каждый ковёр остаётся у владельца автомобиля на который он крепился. На самой красивой машине везут невесту и на этой машине самый яркий и дорогой ковер. И если раньше всадники сопровождающие невесту гарцевали на лошадях и пели песни, то сейчас друзья и родственники жениха также гарцуют на автомобилях под рев клаксонов, и зажигательной музыки. Это преобразование традиций. Как вот например: сейчас невеста одевает диадему, а раньше на Руси одевали кокошник.

- Это и фата по сути.

Р.М. Да, фата появилась 2000 лет назад в Риме. И её на Руси приняли только 150 лет назад.

01.

02.

03.

04.

-Хотелось бы узнать про самые красивые и самые древние традиции.

Р.М. Ну вот опять же, если говорить о коврах как о свадебных опознавательных знаках то необходимо сказать и о, так называемом, знамени. На карачаевском языке это БАЙРАКЪ. Да, слово «байракъ» вообще имеет несколько значений. То есть его можно использовать в разных значениях. Но если, предположим, как я вам говорил, всадники едут, держат палку и на ней висит «байракъ», то по ней определяют с какой целью едут. Или вот например сидят старики на сходе старейшин, как определить, кто из них старше? На папаху самого старшего повязывали зеленую ленточку. Это говорило о том, что среди них он главный.

- Можете рассказать ещё про свадебные традиции?

Р.М. Когда забирают невесту и начинает выезжать кортеж со двора невесты, то путь его преграждают поставив полное ведро воды. После того как возьмут выкуп освобождают дорогу кортежу при этом выливая воду на землю и желая новой семье жизни полной счастья. Также пока кортеж едет в дом жениха, то на всем протяжении движения кортеж останавливают люди становясь поперёк либо ставят поперек автомобиль. Вот человек выбежал и преграждает путь потому что это игра. Сказать: ребята, я попрошу за вас и за счастье молодых, а вы меня чем-нибудь одарите. Раньше калач или конфету давали. Сегодня дают деньги, кто-то бутылки даёт, кто во что горазд. Бывает едут два кортежа навстречу друг другу, и более дерзкие ребята, успевают из своего кортежа выскочить, и перегородить другому кортежу дорогу, взять у них деньги или подарки. Есть и такие удальцы.

Или вот, например, едет свадебный кортеж. Машины украшены коврами. А впереди скачут всадники в национальных костюмах на украшенных лошадях. Когда я играл свою свадьбу, ко мне приехали мои друзья из Москвы, которые до этого никогда не были на Кавказе. Я хотел показать им настоящую карачаевскую свадьбу и мы постарались так и сделать. Всем понравилось, многие после уже не раз побывали на Кавказе. И это приятно.

Или вот еще очень красивый обычай: в момент когда невесту представляют родственникам жениха ее голову покрывают платками. Звучит зажигательная лезгинка и ребята, чаще всего это профессиональные танцоры двигаясь в ритме этой зажигательной музыки вокруг невесты снимают один за другим платки, постепенно открывая невесту. После того как снимают последний платок и невеста остается в фате к ней один за другим подходят пожилые родственники жениха приветствуют ее в новом доме, обнимают и говорят пожелания. До этого невесту родители жениха не должны видеть, также как и родители невесты не видят до свадьбы жениха.

- Ну, людям просто действительно нужно научиться уважать традиции других народов.

Р.М. Все дело в воспитании. Воспитанный человек себе никогда не позволит оскорблять традиции других народов. А человек который себя, ну извините за выражение – распустил, ему не нужны ни традиции, ни своя история, не говоря уже об истории других народов. Мой педагог, Юрий Михайлович Авшаров, народный артист Российской Федерации, покойный ныне, говорил мне: Рафаэль, зритель, приходя к тебе на спектакль должен расти над собой, дотягиваясь, до уровня драматурга. Он говорил, что должна существовать планка, чтобы воспитывать, чтобы повышать уровень сознания.
В данном случае, я считаю, что людям стоит научится уважать незнакомые традиции.
Но когда начинают переходить эту грань, говорить, о том что вы знаете, вы есть такая национальность, ну вы дебилы, вот меня это начинает задевать. У меня есть мой мир, я же никому не навязываю его. Я не бегу не привязываю этот ковёр на твою машину. Вот например: матч – болельщики. Одни прыгают на своих машинах, флаги вешают. Ну, увидев человека, который подпрыгивает на Audi, забегает на крышу, что можно сказать? Неандерталец, питекантроп. Но этого никто не говорит – это его машина, что хочет, то и делает.

-И не оскорбляй других людей.

Р.М. Ну да, не надо оскорблять другие национальности. Это не говорит, что вот ты такой великолепный, а все остальные, понимаете…
Вот для меня есть чёткое понимание «В чужой монастырь со своим уставом не лезь». Если человек или группа молодых людей ведут себя по хамски, не как подобает, не как положено себя вести в Москве, нарушают общественный порядок – значит сотрудники полиции должны задержать, оштрафовать, посадить. Всё.

-У нас почему-то так не делают.

Р.М. Поэтому в данном случае, я ещё раз говорю, не надо видеть в людях врагов и так далее. Ищи позитив, негатив тебя всегда найдёт. Надо стараться создавать. От плохого бежать. Плохое само догонит, поверь. Жизнь она слишком коротка, чтобы тратить свои нервы на разбирательства, на скандалы и так далее. Я понимаю, все мы не идеальны. Ребята, создавайте, любите, уважайте. Надо научиться уважать друг друга.

- Ну, вообще да, я не буду спорить, я вообще считаю, что люди должны уважать друг друга, независимо от национальности.


Спасибо Рафаэлю, за возможность приоткрыть тайны традиций Кавказа. И нашему редактору Евгении за помощь с интервью

freedom.livejournal.com

Беженец из Сирии сыграл свадьбу в Карачаево-Черкесии — Российская газета

Обручальные кольца из белого золота, лимузин с цветами, задорная лезгинка под гармошку, зурну, бубен и барабан, белое свадебное платье невесты. Слова поздравления на русском, арабском и черкесском. Так в ауле Хабез Карачаево-Черкесии прошла первая в России свадьба сирийского беженца Нихьада Мустафы и местной девушки Марианны.

А начиналось все полгода назад, когда в Хабезский район различными путями из Сирии, транзитом через различные страны, приехали шесть семей черкесов, чьи предки еще два века тому назад покинули Россию. Всего вместе с детьми 28 человек. Среди прибывших был молодой хирург Нихьад Мустафа, а также его мать и две сестры.

- Мои предки были выходцами с Северного Кавказа и отец, когда был жив, мечтал вернуться в Россию. Наша фамилия по-адыгски звучит Балоков, но в Сирии нам всем дали новую фамилию Мустафа. Когда началась гражданская война, я решил исполнить его волю, тем более, что на медика я учился в Ивано-Франковске и неплохо говорю и читаю на русском, - рассказывает Нихьад. - Сначала жил в Нальчике, а потом вместе с родными переехал в Карачаево-Черкесию. Из вещей у нас было только несколько сумок. Мы благодарны местным жителям и главе районной администрации Рауфу Арашукову, которые встретили нас как родных. Нам предоставили жилье, помогают продуктами, с оформлением документов и трудоустройством. Я вот, например, сейчас прохожу интернатуру в Черкесском госуниверситете и потом, надеюсь, буду работать хирургом общей практики в районной больнице.

Жениться сначала Мустафа не собирался. Встреча произошла неожиданно. Врач ехал на машине из аула в Черкесск и увидел на дороге Марианну и ее отца, которые хотели уехать в город.

- Все проезжали мимо, а я решил подвезти. И едва ее увидел, я сразу решил - она будет моей женой, - рассказывает Нихьад Мустафа.

По словам новобрачной, вежливый водитель ей тоже сразу приглянулся. Однако, как истинная горянка она не стала проявлять свои чувства. Тем более, что два года назад Марианна пережила трагедию - в автомобильной аварии разбился ее первый супруг и молодая девушка осталась вдовой с тремя маленькими сыновьями - Шамилем, Бесланом и Тимуром.

- Первое, что мне понравилось в Нихьаде, - это его глаза. Они буквально светились добротой. В первый же день нашего знакомства он предложил мне выйти за него замуж. Я, естественно, отказалась, но он оказался настойчивым, - вспоминает Марианна.

Сватать невесту ездили все мужчины из маленькой адыго-сирийской диаспоры Хабеза и родители дали согласие. Свадьбу справляли по всем правилам и обычаям. По кавказским меркам, гуляли скромно. Тем не менее на свадебный пир собрались около 70 человек.

- Я встретил свою половину, у меня уже трое сыновей, и даст бог, будут еще дети, а теперь я мечтаю только об одном - получить вид на жительство или российское гражданство, чтобы своими делами и трудом отблагодарить мою новую Родину, - сказал Нихьад Мустафа.

rg.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов