Театр моссовета свадьба кречинского


"Была игра!.." / "Свадьба Кречинского" (театр им. Моссовета)

Выпуск № 5-145/2012, Премьеры Москвы

Всем известно, что свою первую пьесу «Свадьба Кречинского» один из самых загадочных и далеко не до конца постигнутых драматургов ХIХ столетия Александр Васильевич Сухово-Кобылин начал писать почти в шутку - зашел за обедом спор о современной драматургии, упрекнул Сухово-Кобылин свою сестру, известную писательницу Евгению Тур, в том, что при своем несомненном таланте не пишет она для сцены, и - слово за слово - решили написать пьесу. Присутствовавший на том обеде офицер Сорочинский, не лишенный, по отзывам современников, литературного дара, тоже включился в игру. И на следующий день Сухово-Кобылин, увлеченный идеей создания пьесы втроем, набросал план.

«В следующую субботу План был готов и одна Сцена, - писал он спустя 40 лет в адресованной сыну Е.Тур, писателю Евгению Салиасу, записке, озаглавленной «1895 год. 40-летие Свадьбы Кречинского», - которую я, увлеченный Планом, тут же и набросал. Я прочел План и Сцену, которая поморила со смеху всю Компанию. Сцена эта и теперь жива - это второе явление второго действия, т.е. Entr?e Расплюева и его Слова: «Была игра», которая впоследствии была литографирована».

У Евгении Тур и Сорочинского дело не пошло - то ли почувствовали, что тон уже задан и продолжать надо именно Александру Васильевичу, то ли просто не настолько увлеклись идеей... Так или иначе, но «Свадьба Кречинского» была написана и стала первой пьесой Трилогии - фактически, всего литературного наследия Сухово-Кобылина, теснейшим образом связанного с его жизнью.

Премьера спектакля «Свадьба Кречинского» в Театре им. Моссовета (постановка Павла Хомского, сценография Марии Рыбасовой, музыкальное оформление Александра Чевского, костюмы Виктории Севрюковой, художник по свету Алексей Попов) необычна, в первую очередь, «перевернутой» композицией, которая, с одной стороны, полностью соответствует первоначальному замыслу писателя, начавшего писать с самого главного для себя - мотива игры, который в данном случае значительно шире просто карточной игры, а становится стержнем существования человека на свете. С другой же, давно знакомая пьеса предстает в каком-то новом, неожиданном освещении; эффект зрительского присутствия одновременно в двух домах, в каждом из которых исподволь подготовляют важное и значительное событие - свадьбу. Состояться которой не судьба...

Художник Мария Рыбасова создает для спектакля, казалось бы, простейшее, но очень интересное и смысловое оформление - вся сцена «одета» рукописными листами пьесы, и появление персонажей как будто со страниц рукописи воспринимается многогранно: да, перед нами «Картины прошедшего», но как же много запечатлено в них из нашего настоящего и, вероятно, будущего, насколько неизменными остались чувства человеческие и характеры человеческие...

Действие пьесы, по идее Павла Хомского, начинается в доме Михайлы Васильевича Кречинского - в комнате, где по углам высятся пальмы в кадках и прочие экзотические растения, но где нет и быть не может никаких следов быта, тепла, присутствия человека. Потому и начинает действие камердинер Кречинского Федор (очень хорошая работа Евгения Ратькова), тщетно пытающийся разрубить на дрова пальмовую ветвь и между делом рассказывающий нам историю своего барина, в которой перемешаны самые разные его черты, но превалирует главная - страсть к игре, к авантюре, к тому, что мы сегодня назвали бы «русской рулеткой».

А затем появляется ободранный, маленький и жалкий Расплюев, произносящий главные для драматурга слова, слова-замысел, слова-идею: «Была игра...». Ивана Антоновича Расплюева играет Александр Леньков, и, надо сказать, трудно оторваться от его зоркого, умного и какого-то очень недоброго взгляда, в котором читается и затаенное чувство собственного достоинства, и глубина оскорблений, и вынужденная необходимость служить этому страшному, но гипнотизирующему его человеку, Кречинскому. Да, этот Расплюев только играет в ничтожество - он, в сущности, такой же жестокий и расчетливый игрок; он только на время, на какое-то время прибился к Кречинскому, как малое судно прибивается к большому кораблю, но его, Расплюева, час еще придет. И в пространстве Трилогии он развернется в полную силу и, окончательно растоптав чувство собственного достоинства, поняв, что оно лишнее в этой реальности, станет жестоким и беспринципным хозяйчиком жизни - полицейским надзирателем.

Но пока... пока его колючий взгляд пригашен, чувство человеческой гордости запрятано глубоко, смирив себя, опустив глаза, чтобы никто не догадался, каково ему выслушивать наставления и упреки Кречинского, он встает перед ним на колени и жалобным голоском повествует о своих страданиях и неумении сделать так, как угодно Михайле Васильевичу...

А тем временем в доме Муромских идет своя жизнь. Тетка Анна Антоновна (блистательная работа Валентины Талызиной!) не просто строит планы выдачи племянницы Лидочки (Лилия Волкова почти до самого финала играет, к сожалению, лишь недалекую кисейную барышню, в которой трудно предположить какую бы то ни было решимость) замуж за Кречинского, но почти силой толкает их друг к другу, демонстрируя незаурядную ловкость в плетении интриги и расчетливость опытного игрока. Сам же Муромский (Евгений Стеблов) предстает в «Свадьбе Кречинского» человеком слабым, безвольным. Он способен еще спорить с Анной Антоновной, но перед обожаемой дочерью Лидочкой пасует. Подобную трактовку легко понять и оправдать - в первой пьесе Сухово-Кобылина перед нами, фактически, предстает лишь набросок, экспозиция того характера, который развернется в полную силу во второй пьесе, «Дело», но в финале «Свадьбы Кречинского» персонажу все же недостает чувства глубокого оскорбления, охватившего Муромского в момент, когда он окончательно понимает, в какой сети запутался...

В сущности, по идее Павла Хомского, очень интересной и чрезвычайно современной, все они в той или иной степени являются игроками. Но - в основном, по мелочи: выдать замуж племянницу, как Атуева, понадеяться на вечный «авось», как Муромский, безнадежно поставить все на кон, пытаясь найти правду, как Нелькин (Дмитрий Попов в этой вечно обреченной лишь на резонерство роли обретает живые человеческие черты), всеми правдами и неправдами выколотить из должника свои деньги, как купец Щебнев (Леонид Фомин предстает перед нами как лондонский денди - ничего купеческого, сплошной лоск, и это, к слову сказать, очень точно акцентирует отношение «лютейшего аристократа» Сухово-Кобылина к презираемому им, все более и более крепнущему сословию, очень сегодняшнему по своей сути).

Но пришло время сказать и о главном герое - Кречинском, сыгранном Анатолием Васильевым мощно, темпераментно, ярко, так, что дух захватывает от его пылающей страсти к игре. Жизни как игре, потому что только так воспринимает он свое назначение на земле.

Кажется, его мозг не знает отдыха - постоянные расчеты, математическая выверенность каждого шага, умение опытного шахматиста просчитать несколько ходов вперед. Ни одному его слову невозможно верить (даже в том, как Кречинский-Васильев произносит, что мать его была урожденная Колховская, слышится некий подвох, обман), но гипнотизм его поистине страшен. В рассуждениях Кречинского о том, чем влечет его жизнь в деревне, запутываешься, словно муха в чашке с медом; в его приказах Расплюеву ощущаешь недюжинную силу этого человека; в его мимической игре с поддельной булавкой испытываешь завороженность, словно в гипнотическом сеансе... И даже его протяжное, но не жалобное и не раскаянное «сорвал-о-о-сь...» в финале воспринимается не как конец, а как начало какой-то неведомой нам, но непременно жестокой и страшной игры.

Поединка с Жизнью.

Именно так - не случайно, следуя нормам немецкого языка, Сухово-Кобылин писал всегда существительные с заглавной буквы.

Своим спектаклем «Свадьба Кречинского» Павел Хомский написал заглавными буквами слова Жизнь и Игра, сопоставив и противопоставив их, чтобы мы смогли если не понять до конца, то хотя бы задуматься над гипнотическим и жестоким смыслом этого сопоставления...

Фото Михаила Гутермана

 

Старосельская Наталья

Фотогалерея

www.strast10.ru

Свадьба Кречинского в Москве - отзывы и рецензии

В Театре Моссовета наказывают за любовь к деньгам.

«Свадьба Кречинс. Источник: «Свадьба Кречинс. Автор: «Свадьба Кречинс

Новый спектакль 86-летнего худрука Театра МоссоветаПавла Хомского — пример классической костюмной постановки. В ней никто и ничего не додумывал и никуда место действия не переносил, вся соль — блестящие монологи-диалоги всенародно любимых актеров и сценография, в хорошем смысле старомодная.

Комедию Сухова-Кобылина ставил всегда и по-разному, в свое время она даже была мюзиклом. В Театре Моссовета счастливо избежали крайностей, предоставив актерам редкий случай проявить себя. Те зрители, которые по старой советской привычке пойдут «на Талазину или Стеблова», не ошибутся. Оба артиста идеально вжились в свои роли, они играют так азартно, что их даже становится немного жаль. Талантливым артистам вредно долго ждать интересных ролей. Персонажи Сухово-Кобылина, конечно, хороши и остры, но и Стеблов, и Талызина могут сыграть гораздо более значительных героев. Впрочем, как и обаятельный Александр Леньков (Расплюев), и Леонид Фомин (Щебнев) и все прочие артисты, задействованные в спектакле. Но вернемся к премьере.

Действие классической русской комедии вертится вокруг светского фата и карточного шулера Кречинского (блестящая работа Анатолия Васильева). Разорившийся герой-любовник задумал женитьбу на глупой, но богатой Лидочке. Против отец невесты помещик Муромский (Стеблов), на его стороне тайно влюбленная в него тетя Лидочки Анна Антоновна (Валентина Талызина).

Кречинский, как может, пытается схватить удачу за хвост, а Лидочку за бриллиантовую брошь, но ближе к финалу его аферу раскрывают, и свадьба срывается. К предсказуемому выводу «не все решают деньги» зрителя подводят постепенно, чтобы он успел увидеть все самые сладкие нюансы актерской игры и полюбоваться костюмами. Костюмы, кстати, заслуживают отдельного упоминания. Ладно скроенные костюмы-тойки на мужчинах и пышные кринолины на дамах, кажется, достали из тайников Малого театра. Все так добротно, качественно, что с трудом верится, что сшито сегодня.

Также совсем несовременна сценография, но она вызывает неподдельный интерес. На сцене установлены гигантские рамы, в которых виднеются черновики Сухово-Кобылина. Такой театр остался в Союзе, и если отбросить заказные идеологические бредни, что-что, а классику там ставить умели. И если Вы по такому театру соскучились, сегодня «Свадьба Кречинского» — однозначно самый интересный спектакль в московском репертуаре.

www.vashdosug.ru

Свою версию "Свадьбы Кречинского" представит театр им. Моссовета

Острая критическая направленность этих драматургических произведений Сухово-Кобылина послужила поводом для их долгого преследования и запрета на публикацию и постановку. Впервые опубликована трилогия была в журнале "Современник" в 1856 году, а сценический дебют "Свадьбы Кречинского" состоялся в Малом театре.

Сегодня трилогия, и особенно "Свадьба Кречинского", ставится широко по России и за рубежом. Что касается театра имени Моссовета, то там впервые комедия Сухово-Кобылина увидела свет в 1949 году с участием таких известных актеров, как Василий Ванин, Ольга Викландт, Михаил Названов.

В главной роли в нынешней версии пьесы занят народный артист России Анатолий Васильев, а в роли Лидочки Муромской выступает молодая актриса театра Лилия Волкова. В этой постановке также играют такие звезды театра и кино, как Валентина Талызина, Евгений Стеблов, Александр Леньков и другие.

"Когда я задумывал эту работу, то, конечно, прикидывал наши возможности, - сказал в интервью РИА Новости Павел Хомский. - У нас сильная труппа, одна из лучших в Москве, так что выбрать исполнителей, а это всегда не просто, вполне решаемая задача. И на этот раз, мне кажется выбор, удачен".

Режиссер отметил, что пьесы "Свадьба Кречинского" вполне актуальна и сегодня.

"Нынче такое время, когда герои типа Кречинского - они вокруг нас, - отметил Хомский. - Я задумывал этот спектакль, как историю авантюриста. А если мы оглянемся вокруг на наших политиков и деловых людей - среди них целое скопище подобных авантюристов. Это талантливые, обаятельные люди, но расходуется этот талант не во благо, и во зло. Это разрушительное и страшное действо, способное погубить целое поколение".

Часто режиссеры создавали музыкальные версии этой пьесы Сухово-Кобылина, но в театре им. Моссовета, по словам Хомского, это настоящий драматический спектакль с использованием музыки. А действие происходит в то время, когда произведение написано автором.

"Мы не переодевали своих героев в современные костюмы. В этом нет необходимости, - считает режиссер. - Это стало уже тривиальностью - берут классическое произведение, переодевают персонажей по нынешней моде и считают, что дело решено. Но персонажи Сухово-Кобылина живут в иную эпоху, разговаривают другим языком. И если переодевать героев, то надо и переписывать текст. Такой необходимости нет и производить изменения в одной из лучших классических произведений русской драматургии не надо".

Первый показ на публику, в театре он называется "для пап и мам", прошел успешно. Так что, есть надежда, как сказал Павел Хомский, что зрителя постановка не разочарует.

ria.ru

Театр им. Моссовета. "Свадьба Кречинского" и юбилей Валентины Талызиной

 
Очень хочется поделиться!))
Мы вчера провели чудесный вечер в театре им. Моссовета.

Я очень люблю пьесу А.Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". Обожаю! Знаю наизусть)). У меня есть записи разных постановок. К огромному моему сожалению, сейчас ее очень редко ставят. Поэтому сходить с Димой на постановку "Свадьбы Кречинского" театра им. Моссовета с великолепным составом (Анатолий Васильев, Валентина Талызина, Евгений Стеблов, Валерий Яременко) было моей задачей)). 


Месяц назад мы купили билеты на 22 января. И только вчера (то есть именно 22 января) я узнала из теленовостей, что как раз в этот день  свой день рождения отмечает Валентина Талызина. Юбилей она отмечает именно на сцене, а после окончания пьесы состоится чествование Валентины Талызиной. У нее в этом году ЮБИЛЕЙ.
Девочки, как она замечательно выглядит! Какая она энергичная, молодая, красивая! Могу утверждать это, так как мы сидели во 2 ряду партера и видели актеров на расстоянии вытянутой руки. Мне очень повезло, что я купила в театральной кассе билеты на эти места. Зал был полон. Мы сидели среди ее друзей, родственников (к примеру, на нашем ряду сидели дочь и внучка Талызиной), приглашенных на празднование людей. Как мы попали в такую приятную компанию? Случайно! Но это было так приятно. Все были с цветами, корзинками, подарками, настроение было у всех восторженное.

 О самом спектакле - постановка замечательная! Сходите! Там такой Васильев - Кречинский, там такой Яременко - Расплюев, там такой Стеблов - Муромский, а какая там Анна Антоновна - Талызина!!! Чудо! И молодежь там играет замечательно.
После окончания спектакля начались поздравления. Вышла сама юбилярша в великолепном платье. И началась вторая часть вечера.

Мы просто наслаждались праздником. Поздравить актрису пришли многие. Родственники, друзья, режиссеры, актеры, приехали представители Союза театральных деятелей, Союза кинематографистов, прислали цветы и поздравления от Путина, Медведева, Медынского, Михалкова (он сам не смог приехать, так репетировал сегодняшнюю церемонию открытия "Золотого орла"). Такие красивые корзины с цветами прислали!


Я просто покажу вам фотографии.
Актеры, занятые в спектакле - Лилия Волкова (играла Лидочку в спектакле), Валерий Яременко (в гриме Расплюева), Валентина Талызина.
Игорь Золотовицкий и Александр Васильев.


Талызина выглядела великолепно! Королева!!! Александр Васильев обращался к Талызиной:"Дорогая тетя Валя!")) Все рыдали от хохота! А он весело рассказывал о том, что все его детство прошло за кулисами этого театра, где его отец по приглашению Юрия Завадского работал главным художником. А Валентина Талызина работает в этом театре с 1958 г. Так что он знает "тетю Валю" с детства)). Актеры, занятые в спектакле оставались на сцене все время пока шло чествование.

Все было очень трогательно, по-домашнему.

Андрей Житинкин поздравляет Валентину Талызину.

Огромным сюрпризом был выход на сцену Инны Макаровой - легенды нашего кино. Она сначала немного стеснялась и не хотела выходить.
Стояла в кулисах.
А потом ее все-таки  уговорили и она вышла.

Маленькая, хрупкая женщина. Я шептала Димке:"Смотри! Запоминай!"


Королева! Вы видите какую корзину цветов прислал Михалков!

Вот они - герои сегодняшнего спектакля - Анатолий Васильев и Евгений Стеблов. Как хорошо они играли спектакль!


Талызиной говорили много хороших слов. Видно, что ее очень любят коллеги. Все подтрунивали над тем, что у нее ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ характер и они его обожают! Потому что она очень честный человек и ее очень любят.
А потом на сцену просто "впорхнул" Андрей Малахов.  Вот он ничуть не мой герой, но как же он мне вчера понравился. Он был такой естественный и такой чуткий.
Было очень много поздравляющих, но вот эту женщину Талызина выделила особо. Она помогает, как сказала Талызина, многим нашим актрисам выжить.  Замечательно платье для юбилея подарила актрисе именно эта женщина. Никто не покидал зал. Те, кто уже поздравил оставались в кулисах и наблюдали за этим действием.

Андрей все снимал на телефон.

Вышел хор, с которым Валентина Талызина в декабре этого года подготовила программу стихов. 


Она исполнила нам часть программы.
А потом хор исполнил ей "Многая лета". Вот так красиво закончился вчера для нас этот вечер.
Так что вот! Долгие лета вам, Валентина Илларионовна! Здоровья и счастья Вам и Вашим близким!
Спасибо, что вчера позволили нам прикоснуться к Вашему торжеству.

moskvalubvimoey.blogspot.com

"Свадьбой Кречинского" откроет юбилейный сезон Театр им. Моссовета

По словам худрука театра, в Москве премьера "Трех сестер" состоится 6 октября, а до этого 24-25 сентября спектакль побывает на гастролях в столице Латвии. Автор сценографии к "Трем сестрам" - известный художник Рустам Хамдамов, в ролях: Лариса Кузнецова, Юлия Высоцкая, Галина Боб, Александр Домогаров.

Продолжит свое сотрудничество с театром им. Моссовета режиссер Юрий Еремин, который в этом сезоне планирует завершить работу над сценическим воплощением романа Достоевского "Преступление и наказание". Премьера планируется на конец года. Роль Раскольникова сыграет недавно принятый в труппу театра актер Алексей Трофимов, а образ Порфирия создаст Виктор Сухоруков.

 

"Я в этом сезоне приступаю к репетициям музыкального спектакля "Опасные связи" по одноименному роману Шодерло де Лакло вместе с композитором Глебом Матвейчуком, - сообщил Хомский. - Я очень люблю музыку, которая в соединении с драмой усиливает эмоциональное воздействие спектакля на зрителей".

По словам худрука, продолжится активная работа на сцене "Под крышей", где пробует свои силы молодая режиссура. Андрей Шляпин представит спектакль "Дон Жуан. Версия". Это фантазия по мотивам произведений Пушкина, Мольера, Гофмана, Бальмонта, Моцарта. Премьера состоится уже 11 сентября. Свои постановки в рамках молодежного проекта на сцене "Под крышей" покажут в этом сезоне режиссеры Александр Суворов и Алексей Кузьмин-Тарасов.

Известнейший российский актер и режиссер Сергей Юрский работает над пьесой "Шагал", посвященной жизни и творчеству знаменитого художника.

"Как всегда, мы стараемся пополнять свою труппу новыми молодыми талантами, - сказал Хомский.- И в этом году артистами нашего театра стали выпускники театрального института имени Щепкина, ученики Виктора Коршунова - Нил Кропалов и Виталий Семенов".

Запланированы гастроли театра в Латвии, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге.

9 спектаклей ушедшего сезона, которые нужно увидеть >>

У театра имени Моссовета богатая история, на этой сцене работали такие известные люди, как Юрий Завадский, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт. Свое 90-летие театр будет отмечать весной.

"Точно еще не решили, в какой форме будет это юбилейное представление, но постараемся, чтобы это действо, где будет занята и наша театральная молодежь, было бы не длинным, не скучным и остроумным", - сказал Хомский.

ria.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов