В чем вывозили жениха и невесту перед свадьбой из бани


​Баня в русских свадебных обрядах Часть I.

Мы уже не раз писали о том, что баня у наших предков являлась своеобразным святилищем, через которое проходили накануне всех самых важных событий в жизни. Свадебная баня на Руси была одним из основных традиционных этапов перехода молодых к новому статусу во время брачных мероприятий, такое же обязательное, как само венчание. О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана и воз накрыт». А молодым велели: «Жена мужа почитай, как предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Первой в череде свадебных банных обрядов была подвенечная баня невесты.

Подготовка бани

Именно с бани начинался девичник или прощание с молодостью, свободной девичьей жизнью и девичьей красотой, которое устраивали накануне свадьбы. Считалось, что подвенечная баня предохраняет ритуальную чистоту невесты от негативных воздействий, колдовства и влияет на ее будущую семейную жизнь.

Поскольку с момента помолвки невеста была подвержена порче, ей запрещалось что-либо делать самостоятельно, а все необходимое до самой свадьбы за нее совершалось подругами - поневестицами. Согласно традиции, именно они вместе с матерью невесты и другими родственницами топили для молодой баню. Все действия сопровождались оплакиванием невесты, как «умирающей», а общение с ней представляло собой причитания: ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду, чтобы возродиться мужней женой в мужнином.

Свадебную баню тщательно мыли и украшали. Во время растопки по звукам опускаемых в воду раскаленных камней гадали о характере жениха и его родни. Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Кстати, о других предсказательных традициях можно прочесть в статье Русская баня и рождественские гадания.

Когда баня была готова, начинался ритуал расплетения косы невесты, символизирующий превращение ее в молодицу. При этом невеста сидела на «посаде» - накрытой кожухом деже -воплощении плодородной силы. Лента из косы доставалась незамужней подруге, чтобы она могла найти себе жениха.

Веник для парения невесты передавал жених, его наряжали цветами и лентами, после чего повязывали платок и возили по деревне. Веник этот был ритуальным символом, к которому во время парения переходила красота невесты. Также по этому венику смотрели о предстоящем замужестве.

Ритуалы прощания

В баню невесту вела целая процессия во главе с братом жениха или колдуном. Второй шла близкая подруга или крестная мать, которая «расчищала дорожку». По дороге девушку сопровождали сварливые слова: «Пошла смывать свои гульбы, прохладушки», сама же невеста причитала по воле и прощалась с девичеством. Перед входом в баню она кланялась на четыре стороны, молилась, после чего ее вносили через порог на руках.

После этого колдун перевязывал своим поясом правую руку, ногу и грудь невесты, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, грудина к грудине на восток». Тем самым после «утери» красоты она предстает разъятой на части. Задача колдуна – сложить заново ее тело, подготовив к супружеской жизни. В ряде деревень колдун опоясывал невесту рыболовной сетью, заговаривал воду и парил березовым веником, говоря: «Как на этом березовом венике никогда листьям не опасть, так и у молодой муж бы никогда от нее не ушел!» Затем с тела невесты сырой рыбой стирал пот. Рыбу эту готовили и угощали ею жениха.

В некоторых деревнях невеста парилась с матерью жениха, чтобы та могла убедиться, насколько здорова будущая невестка. В литературе любят приводить такой отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!»

Далее невеста парилась с подругами. Девушкам разрешалось преподнести в последний раз браги, как символ веселой жизни. Считалось, кого невеста первый раз ударит веником, та выйдет замуж раньше всех. Лежа на полке, молодая впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани было неприличным.

Мытье невесты заканчивалось тем, что ее трижды окатывали ключевой водой из трех разных мест, «чтобы смыть всю девическую шалость». После бани невесты сохраняли воду, в которой она мылась, чтобы подмешать ее в пищу жениха и его родни для любви с их стороны. Потом начинался ритуал прощания с родителями, все обменивались подарками и в самом конце совершали обряд плетения кос.

Омовения перед свадьбой были обязательными и для жениха. Молодого человека в бане сопровождали его друзья и дружка, который обливал жениха наговоренной водой из трех разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи.

Сегодня, как и в старину, современные бани и сауны Волгограда и других городов приглашают устраивать девичники и мальчишники, чем с удовольствием пользуются будущие молодожены. И, хотя, такие банные мероприятия уже лишены ритуальных действий, они по-прежнему выполняют функцию веселого и незабываемого прощания с молодостью и беззаботной жизнью.

Оксана Смирнова

Теги: свадебная баня, свадебные ритуалы

www.vsaunu.ru

Как невесты на Руси выходили замуж из бани

К выездным свадьбам уже все смогли привыкнуть. В наше время многие молодые скрепляют свойбрачный союз везде, это может происходить в городской ратуше, в старинном замке и даже на палубе корабля. Неужелимогут проводить свадьбу в бане? 

Проводить свадьбу в бане могут позволить себе только самые настоящие фанаты. Однако на второй день свадьбуможно провести в парной, это будет более разумное решение. И вот почему.


Во-первых, день бракосочетания довольно регламентированная процедура, это ЗАГС, ресторан и другие мероприятия, в вот второй день можно назвать просто праздником молодежи. В связи с тем, что все формальности будут соблюдены в первый день и не будет большого отхода от ритуалов. Поэтому первый день считается основным праздником, а второй это праздник для молодежи. Второй день можно позволить более вольно провести свадебное мероприятие, даже с посещением парной.

Свадебный праздник можно продолжить в кабинетах парной и там же пройти спа – процедуры. Это даст возможность хорошо расслабиться и привести себя в порядок после первого дня проведенного за обильным столом.

В том случае, когда вы сомневаетесь, удобно ли посещать баню в такой праздник или не знаете, как к этому отнесутся другие родственники и гости, то должны знать, что на Руси все значительные праздники по традиции тесно связаны с различными банными ритуалами. Поэтому молодых всегда отмывали в бане, но только на второй день. А вот дорогу к бане всегда старались вымести вениками.


Следует отметить, согласно ритуалу, который в то время строго соблюдали,жена,и муж шли в баню порознь, так же из нее и возвращались.

После бани муж направлялся к теще и благодарил ее за то, что она вырастила такую хорошую дочку, а молодая жена шла к источнику с водой и оставляла около него кусочек свадебного каравая и небольшое количество монеток.

Необходимо отметить, что эта традиция сохранилась в настоящее время только в деревнях. В городах,мало слышали о таких ритуалах, остались только слабые отголоски о том, что второй день можно праздновать в бане.
В том случае, когда вы решитесь провести второй день свадьбы именно так, то следует позаботиться о том, чтобы банный комплекс был в вашем распоряжении на весь день, когда свадьбу продолжите праздновать в бане. Всем известно, что, практически все свадьбы празднуют по субботам, и только иногда в пятницу.

Следует учитывать, что в выходные дни в банях отдыхает большое количество людей, больше чем в обычные дни. Поэтому следует заранее позаботиться о том, что бы выбрать и договориться с ее руководством, что бы ни кто не мешал. Поэтому можно снять баню не только полностью, но и ее часть, в расчете на количество гостей, но часто пользуются VIP -банями и отлично проводят второй день в таких прекрасных условиях и получают от этого удовольствие.

www.dedilya.ru

Старинные банные ритуалы - свадебная баня

С незапамятных давних времён наша русская банька имела не только бытовое назначение. В бане очень часто совершались различные ритуалы.

Сложно представить, но топили баню даже для умерших предков. Делали это перед большими церковными праздниками и пригашали души умерших помыться и попариться.

Именно в бане стригли волосы и ногти, которые никогда не выбрасывали куда попало (ведь ими могли воспользоваться колдуны и ворожеи для недобрых дел). Существовал даже особый ритуал сожжения волос и ногтей, которые собирали в специально сшитый холщовый мешочек.

После мытья нельзя выплёскивать грязную воду себе под ноги. Существовала такая примета, что случайно вступив в неё обязательно заболеешь…

В старину баня была панацеей от всего: сюда несли больных и немощных. Баня помогала справиться с физической болью, лечила душевные страдания, поддерживала в любых начинаниях. В старину ни одна свадьба не могла обойтись без специального банного обряда.

Оглавление статьи

Свадебная баня

Обряд свадебной бани особенный, каждая мелочь имела свой тайный смысл и объяснение. Баню топили и готовили два дня. В первый день парили и мыли невесту, а уже на второй день молодожёны шли в баню вместе. Скрепляя таким образом таинство первой ночи.

Но и тут одинаковых ритуалов не существовало. Иногда муж и жена парились вместе, а иногда по одиночке.

Для того, что бы брак был крепким, а отношения между супругами были полны страстью, требовалось единения небесных и земных сил. Достигали такого единения огнём. Для топки печи использовали только дерево в которое ударила молния.

На каменку плескали пиво или квас, воду никогда в свадебной бане для этих целей не использовали… Считалось, что хлебный аромат прямым образом влияет на деторождение и у молодожёнов будет много детишек.

Мытьё невесты

Посещение бани для невесты было первым испытанием перед началом семейной жизни. Есть сведения, что в некоторых областях невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. Они внимательно рассматривали её и судили о её здоровье, физической силе. В те времена девушки должны были быть сильными, способными справляться с трудной работой.

В других областях невеста шла в баню с подружками и свадебный банный ритуал был совершенно иным…

Подружки баню топили жарко, старались не разбивать оставшиеся головёшки в печи, считалось, что муж не будет бить жену. Затем печь и баню вычищали, скоблили стены до бела и украшали. Часто во время топки баньки подруженьки гадали на будущего мужа и его родных. Раскалённые камни опускали в холодную воду и по их шипению узнавали о том, каков нрав у жениха и его родни.

После того, как свадебная баня была готова, можно было приступать к торжественному тайному действию. Первым к бане шёл брат невесты, за ним шла её крёстная мать или близкая подруженька. Невеста же шла причитая и прощаясь с девичьей жизнью.

В те времена считалось, что торжественный банный ритуал смоет с невесты прежнюю, девичью жизнь, можно сказать – похоронит её. В новой, замужней жизни не должно быть места прежним привычкам. Свадебная банная церемония давала новую ритуальную чистоту, защищала от возможного колдовства.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны, произносила слова молитвы. Через порог её переносили на руках, затем подруженьки расплетали девичью косу. Весь свадебный ритуал проходил под пение и причитание – невеста прощалась с прежней жизнью.

Старинные банные привороты

Часто подруженьки собирали в маленький пузырёк пот невесты. Затем невеста подмешивала его в еду жениху, считалось, что так она привораживает его к себе.

Для приворота любимого использовали и простой веник – выдёргивали из него прутик, прятали под порог дома. Когда суженный переступал этот порог – тайком доставали прутик и бежали в баню. Пристраивали веточку высоко – в самом жарком месте. Зазноба верила, что чем дольше будет сохнуть веточка, тем сильней милый будет сохнуть по возлюбленной.

Ну, а подробнее про гадание на Рождество в бане можете прочитать в отдельной статье, перейдя по ссылке.

Баня для русского человека особый ритуал. Мир стремительно меняется, какие то вещи навсегда уходят из нашей повседневной жизни. А вот банная традиция, культура не исчезает. Мы любим нашу баню всей широтой своей русской души, она для нас не просто помывочное отделение.

Это какое то особое место, здесь отдыхаешь душой и телом. Здесь легко дышится, вкусно пахнет свежими вениками, хлебным квасом и ароматными травами. Наша баня даёт нам как физические, так и духовные силы.

Особенность русской бани в её вениках, царице печке, таинственном баннике, традиционных гаданиях и старинных банных ритуалах, которых нет ни у одной нации на Земле.

blogobane.ru

Зачем на Руси перед свадьбой вели невесту в баню, а знахарка собирала пот девушки

Свадьба, как и сегодня, так и в древние времена, всегда важнейшее событие в жизни любой девушки. К нему готовятся с особой тщательностью, с волнением и переживаниями. Тем более что раньше брак был, как правило, единственным на всю жизнь.

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Переход к другой жизни

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

Веник и мыло из дома жениха

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Банная процессия

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Гадания и приметы

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

Пот как средство для заговора

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

Баня. Традиции русской народной свадьбы

Во многих регионах во время девичника или утром перед свадьбой девушки посещали баню, но этот обычай (вопреки распространённому мнению) нельзя назвать обязательным. Ибо в южных и центральных российских землях баню обычно заменяло обливание.

При мытье невесте нужно было употреблять веник, принесённый из дома жениха, или подаренное им мыло. Либо баню топили на дровах, взятых из дома жениха.

Для невесты парную устраивали её подруги. Помещение тщательно вычищали, старались отскоблить набело. Воду нужно было принести от трёх разных чистых источников (в т. ч. колодцев), камни взять с трёх полей, поленья и веточки для украшения – от трёх хороших берёз, либо из дома жениха. Всё это отражено в многочисленных песнях, вот одна из них:

Ты топись-ка, топись, баенка,

Да разгорися, нова каменка,

Да разгоритесь, сыры дрова,

Да что сыры дрова берёзовые!

Мы носили серы камешки,

Что со трёх полев со чистыих.

Мы носили студену воду,

Что со трёх ключей кипучиих.

Мы ломали шёлков веничек,

Что со трёх берёз кудрявыих.

Девушки также готовили вички – маленькие берёзовые веточки (из которых состоят веники). Вички повязывали лоскутами ткани и лентами, развешивали в бане, а также втыкали по бокам дорожки, ведущей к бане.

Когда всё готово, девушки подходили к сидящей в избе невесте и приглашали её пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Напомню, Калинов мост – это раскалённый мост через реку Смородину в сказках и былинах, последний рубеж перед миром мёртвых.

Девичник». А. И. Корзухин, 1889 г. Невеста выходит из бани. Вокруг неё три женщины с помощью хозяйственных предметов производят шум, отгоняющий нечисть. Одна девушка разметает дорогу невесте метлой, другая подняла вверх девичий головной убор – ей достался невестин венец. Виден контраст между невестой, которая обязана быть грустной, и всеми радостными замужними женщинами (как сопровождающими невесту, так и сидящими за столом). Из бани вслед невесте смотрит то ли подружка, то ли само её девичество – красота.

«Во многих областях России невеста перед посещением бани просила на это благословения родителей, как будто и правда отправлялась в путешествие в «мир иной».

Часто невеста шла в баню не сама, её вели девушки. А возглавлял шествие дружка, читающий обережные заклинания и ударяющий дорогу плетью, чтобы отпугнуть нечистых. Если не было дружки, впереди шла женщина, разметающая дорогу метлой. (Точно по таким же правилам невеста шла из бани домой).

Прежде чем войти в баню, невеста кланялась на четыре стороны (взаимодействие со стихиями). Подружки просили у банника (духа бани) разрешения войти. Иногда невесту вносили на руках.

Существовал запрет в бане – не бить головешку в каменке, чтобы не накликать рукоприкладство со стороны будущего мужа. В бане на каменку лили мёд, пиво или квас, бросали хмель и хлеб. По звукам гадали, какой характер у будущего мужа.

Девушки парили невесту берёзовым веником с ветками фруктовых деревьев и ягодных кустов (чтобы усилить детородные качества будущей жены). В ответ невеста тоже парила подружек. Была примета: первой выйдет замуж та девушка, которую невеста хлестнёт раньше всех. Подружки или присутствующая знахарка старались собрать пот, который образовывался на теле невесты, чтобы потом подмешать в напиток жениху – это ворожба на влюблённость (когда подмешивали, читали специальный заговор).

Покидая баню, невеста, как правило, была обязана поблагодарить её.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

В чём ввозили жениха и невесту из бани перед свадьбой?

4

В чём ввозили жениха и невесту из бани перед свадьбой?

(6 букв)

10 ответов:

2

Я всегда интересовалась историей и обычаями России, хоть сама я не из России, но живу в стране очень на неё похожую в то же время совершенно другую. Так вот я где-то читала что жениха и невесту из бани вывозили в корыте.

Ответ отмечен как лучший!

7

Дело в том, что в старину и корыта были другие и берегли их как символ чистоты. Ведь любая семья всегда первым делом имела корыто. Да и не так давно молодоженам дарили на новоселье корыто хотя они уже были и металлические. Так что это было и практично и символично перед свадьбой молодоженов прокатить из бани в корыте. Так что правильный ответ конечно КОРЫТО.

6

Эта ёмкость известна на Руси еще с Х века, и именно ее использовали в различных обрядах. Применяли ее и для стирки, и для засолки, и в пивоварении, но чаще всего ее использовали для нагрева воды и вымачивания посуды.

Корыто - так называется эта бытовая емкость, которая часто использовалась и при проведении свадебных обрядов. Так, в корыте возили "нечестную" невесту для принародного осуждения, а также возили и пустое корыто в том случае, если девушка выходила замуж в соседнее село. Именно в корыте жениха и невесту вывозили из бани перед свадебным торжеством, что еще раз подчеркивает многофункциональность обыкновенного корыта.

Ответ: корыто.

3

Нужно заметить, что в свадебных обрядах (а их было много, все они были со значение и их следовало неукоснительно соблюдать) немалое место занимает КОРЫТО. В нем вывозили жениха с невестой из бани, в нем катали тестя.

А в баню перед свадьбой нужно было сходить обязательно, чтобы войти в новую часть жизни чистым, омытым. Жених, кстати, парился в бане, используя веник с тазиком, которые ему теща будущая привозила специально.

3

Очень необычное для нашего времени средство, раньше использовали для перевозки молодожен. Хотя в те годы оно выполняло очень много функций. Например, там можно было что-то засолить или сварить пиво. А еще там стирали и просто грели воду.

Правильный ответ: корыто

3

Правильным ответом на вопрос игры Поле Чудес будет КОРЫТО. Вот так вот совсем не романтично!

На самом деле есть такая традиция на казачьей свадьбе - вывозить тещу в корыте. В некоторых южных деревнях в корыте на свадебных гуляньях возили тестя.

3

Из бани жениха и невесту возили в корыте, это было одно из обрядов, которое сохранились и по сей день в некоторых народах. В баню жених и невеста шли по отдельности и смывали с себя все, что бы в новую жизнь войти чистым.

2

Множество обычаев и традиций связано на Руси с гаданиями и различными обрядами. В данном вопросе затронут один старинный обычай, чистых вымытых жениха и невесту из бани везли в корыте. Символично, ведь корыто это символ чистоты, странно и не очень нам понятно.

Ответ - корыто.

2

Наши старинные свадебные традиции отличались разнообразием. То жених должен на руках перенести невесту через мост, то их двоих должны вывезти из бани. Причем последнее действие делается при помощи корыта. Ответ КОРЫТО.

0

Конечно в корыте, просто из всех банных принадлежностей больше невчем. Такие обряды придумываются относительно просто и спонтанно, а потом становятся притчей во языцех. Просто все буквальное мытье переносят на духовное, хотя оно ведь ничего не меняет.

otvet.ws

Какими обрядами соединяли невесту и жениха?. Традиции русской народной свадьбы

Какими обрядами соединяли невесту и жениха?

Обряд соединения – важное событие на свадьбе. Жених и невеста связывают воедино свои жизни, становятся супругами. Фактически, это домашнее бракосочетание жениха и невесты, сохранившееся с дохристианских времён как у русских, так и у других славян.

В народе ритуалы соединения называли «своды» и «сведение».

Этнография знает несколько вариантов обрядов соединения.

Связывание новобрачных

На пиру часто проводили связывание рук новобрачных рушником. Обычно соединяли левую руку жениха и правую руку невесты, затем заматывали рушником или платком и завязывали узел.

Это древний, исполненный глубокого смысла ритуал. Проводил его почитаемый обществом человек, либо старший и уважаемый мужчина из рода жениха. Часто это был представитель «посаженной четы». Иногда просили священника.

Другой вариант: мать связывала руки новобрачных рушником, а сваха развязывала и опоясывала им себя (брала себе в подарок).

Способ, бытовавший в западных губерниях России: жениха и невесту, стоявших лицом друг к другу, заматывали рушником от шеи до ног. В Рязанской и Тамбовской губерниях их связывали кушаком (широким поясом). В некоторых деревнях Поозерья (граница Смоленской области) жениха и невесту связывали платком, причём говорили, что чем длинней платок, тем длинней будет супружеская жизнь.

Обычно во время связывания одним рушником пара стояла ногами на другом рушнике (подножнике).

В некоторых деревнях Калужской области сваха связывала молодых рушником по поясу, пока они сидели за столом, и развязывала, как только они собирались выйти из-за стола.

В этнографии известны случаи, когда дружко связывал рушником ноги новобрачных, после того как они легли на брачное ложе. В Олонецкой губернии ноги новобрачных в постели связывали рыбацкой сетью25.

Обряды с волосами, головами новобрачных и т. п.

В Калужской и Курской губерниях на пиру девушка снимала ленту со свадебного пирога «Рощи» и ею обвязывала головы молодым.

В Калужской губернии бытовал и другой вариант: после венчания мать соединяла головы новобрачных (т. е. заставляла их прислониться друг к другу), разламывала над ними хлеб и давала поцеловать по половине каждому из них.

Вариант другого региона (Кокшеньга, Русский Север): после того, как свёкор снимал фату с невесты, она с женихом склоняли друг к другу головы, и свёкор обводил трижды посолонь фатой вокруг них. Затем клал фату в шапку новобрачного.

На западнорусской свадьбе (обычно уже после удачного сватовства) мать невесты связывала жениха и невесту за шеи.

В некоторых регионах сваха три раза обводила «громничной»26 свечой посолонь вокруг головы жениха, потом – невесты, брала от них несколько волосинок, скручивала их в пучок и поджигала данной свечой.

Также к данному виду обрядов может относиться рассмотренный ранее обычай накрывать головы жениху и невесте одним плащом на двоих.

Обвод вокруг стола

Этот обряд проводился во время застолья в доме невесты, после посада, либо в доме жениха, на свадебном пиру.

Уважаемый обществом человек соединял руки парня и девушки (как правило, правую – невесты и левую – жениха), три раза обводил вокруг стола и сажал на почётное место. Верили, что, пройдя этот путь, молодожёны теперь всю жизнь будут идти вместе.

Здесь стол с большим караваем и малыми круглыми хлебами мог означать небесное пространство, а также Ось Мира – в любом случае, святое место. На этот счёт есть несколько пословиц: «Хлеб на стол – так и стол престол», «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога». Получается, молодую пару представляют Богу, а обводя вокруг мировой оси, включают в состав мира. Сравним: с такой же целью на крестинном обеде повитуха обносит новорожденного вокруг стола.

Обвод новобрачных вокруг стола обычно совмещался со связыванием их рук рушником: их вели, держа за рушник.

Обвод вокруг дерева

Похожий обряд могли проводить не в доме, а на природе: молодую пару обводили вокруг дерева. Известны случаи, когда выбирали дуб (русские Воронежской и Витебской губернии, казаки) или берёзу (казаки). Это могла быть ива (как в былине о Дунае), которую в народе называли «ракита». Отсюда и пошла поговорка «обручается, вокруг ракитного куста венчается». Второе народное название ивы – верба (оно относится к большинству видов ив).

Этот древний обряд соединения отсылает нас к той далёкой эпохе, когда природа воспринималась как храм, поэтому возле деревьев проводились жизненно важные обряды. Верба, как и некоторые другие деревья, почиталась как образ Мирового древа, например, это видно в севернорусских свадебных песнях: «На горе высокой… Выросла верба золотая… Посередке золотой вербы… Пречистая Божья Матерь Богородица».

Что касается других деревьев, известны слова из предания о Степане Разине: «Свадьбы вокруг берёзы водите, как велят старинные обычаи».

Дерево во многих культурах было образом семьи испокон веков и по сей день, вспомните хотя бы обычай изображения генеалогического древа. В песнях, чествующих новобрачных, дерево выступает символом брака27.

Есть аналоги этого обряда, когда новобрачных обводят вокруг колодца и когда они объезжают озеро.

Каждый из этих способов, будь то обряд связывания или обвод, считался достаточным для соединения пары, но, как правило, совмещали сразу несколько. На большинстве известных в этнографии свадеб прослеживаются хотя бы два типа обрядов.

Перед проведением любого обряда соединения тот, кто его проводит, сначала кланялся на все четыре стороны, затем испрашивал благословления у родителей новобрачных.

Обычно ведущий обряда говорил такие слова: «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды» или «Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!».

Такие зачины обряда часто исполнялись около печного столба.

Во время самого обряда проводящий его человек тихо проговаривал заговоры. Например, девушка, обвязывая молодых лентой, взятой от пирога «Рощи», говорила: «Как роща стояла – не расходилась, так чтобы молодые не расходились».

Во время совершения обряда, либо после его завершения, гости пели песню о соединении молодых. Например, с такими строками: «Золото с золотом свивалося, жемчуг с жемчугом сокаталися, да Федор с Оксеньей сходилися, за единый стол становилися».

В момент завязывания узла часто говорили: «Не вяжется узел, но вяжется слово».

В завершение обряда молодых обычно осыпали хмелем и зерном.

Обряды соединения являются важными в структуре русской народной свадьбы. На протяжении всей истории Руси после них юношу и девушку начинают воспринимать как взрослых мужчину и женщину, как супружескую пару. После соединения на пиру свадьба перестаёт быть печальной, наступает пора весёлых песен и величания молодых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов