Зачем бьют невесту по голове на дагестанской свадьбе


Ударить невесту по голове – свадебный обычай узбеков на юге Казахстана

Корреспондент HOLA News Динара Бекболаева побывала на свадьбе у узбекских молодоженов.

В Сайрамском районе Туркестанской области в поселке Карабулак второго августа прошла пышная узбекская свадьба. Местный депутат районного маслихата Мухиддин Сиддиков женил старшего сына Гиёсиддина. Нам удалось побывать на одной из свадебных церемоний.

Дело в том, что свадьба у узбеков обычно длится три дня. В первый день – свадьбу играют в доме невесты. На второй день утром девушку, теперь уже замужнюю, забирают в дом к мужу. И вечером того же дня – празднуется свадьба со стороны жениха. На третий день новобрачные идут в гости к родителям невесты.

Тут стоит отметить, что обычаи узбеков, живущих на территории Казахстана, отличаются от тех, что соблюдают в самом Узбекистане. Свадебные «правила» сайрамских узбеков претерпели некоторые изменения, но все равно тои у них яркое и запоминающее событие. 

Мы побывали на церемонии проводов невесты из родного дома в дом мужа. Так как парень и девушка (Гиёсиддин и Назима) жили по соседству, никакого транспорта для переезда не понадобилось. Невеста всю дорогу шла пешком в сопровождении свиты из снох. За руку ее вел жених, обоих накрыли широким белым платком. Это, чтобы лицо келинки никто не видел и, не дай бог, не сглазил.

На пути молодоженов постелили длинную белую материю, символизирующую открытую дорогу и белую полосу в жизни.

В какой-то момент в эту торжественную процессию вмешивается толпа мужчин. Друзья Гиёсиддина под громкое улюлюканье «берут в плен» новоявленных супругов и требуют откуп. Снохи, естественно, к такому готовы и дарят парням вышитые руками невесты платки с узором. Свадебные «разбойники» добреют и отступают, но провожают пару под шумные крики, оповещая всех соседей, что тут празднуют свадьбу.

Когда жених и невеста подходят к воротам дома, новоявленный муж покидает жену, оставив ее на попечении снох. Парень не имеет права появляться на публике во время церемонии принятия девушки в новую семью, и поэтому проводит время в кругу друзей где-нибудь за домом.

Жених появится чуть позже, чтобы ударить по голове невесту. Таков обычай. Но сейчас не об этом. Сначала петух, которого выбросят с крыши тоже на голову невесты.

Как только новоявленная узбекская келин заходит во двор дома, на нее с крыши сбрасывают петуха. Птицу кидают, конечно, не для того, чтобы поранить кого-то. Это вариация на тему свадебного букета, которые принято бросать на наших свадьбах, только вместо цветов – петух, а ловить его должны парни. Тот, кто отвоюет «птицу счастья» у соперников, тот, значит, красавчик. Это сигнал для местных девушек, чтобы лучше присмотрелись к парню.

После того, как обычай с петухов выполнен, невеста отходит на второй план. В буквальном смысле. Ее вместе со свитой, которая держит над ней платок-шатер, ставят в угол двора, а в это время тут же начинаются песни и пляски.

Причем, участвуют во всем этом веселье исключительно женщины. Мужчины сиротливо наблюдают за радостным действием с улицы. Им нельзя заходить. Вообще у узбеков свадьба празднуется порознь: женщины веселятся на одной стороне, мужчины – на другой.

Пока музыканты бойко играют узбекские песни на национальных инструментах: сурнае (флейта) и доире (обтянутый кожей круг), гости продолжают прибывать, а уже прибывшие танцуют и получают в подарок за танец красочные платки. Каждая уважающая себя узбекская гостья обязательно приносит с собой целую кастрюлю (шара) разной снеди. Кто во что горазд. Неудивительно, что стол на свадьбе просто ломится от различных блюд.

Когда танцы и пляски подходят к концу, вновь наступает очередь невесты. Ее «обрабатывают» дымом адраспана, а затем девушка готовится получить по голове.

Обычай ударить по голове - совершенно безболезненная процедура. Над головой невесты снохи держат свои руки, чтобы удар пришелся по ним.

Жених подходит сзади и со всего маху бьет по шатру, которым накрыта невеста. Затем то же самое проделывает его друг.

Этот обычай объясняют так: чтобы келин легко прижилась в новой семье. Правда, по секрету мне шепнули, что это делается для того, чтобы молодая супруга не смела перечить мужу и вообще вела себя скромно.

Самое веселое на этом заканчивается. Далее всех приглашают к столу, а невесту на некоторое время ставят в угол перед гостями.

Затем ей позволяется сесть за стол, только в отдельной комнате.Девушка успевает поменять несколько раз свои наряды. Это не обычай, а скорее девичья прихоть. 

Гиёсиддин и Назима впервые познакомились друг с другом, когда родители решили поженить их. Парень давно приметил девушку, но она не подпускала его к себе даже на расстояние пушечного выстрела. А в WhatsUp-е и вовсе заблокировала, когда будущий муж пытался завязать знакомство.

Тогда Гиёс решил подключить родителей. Его мама одобрила выбор сына и пошла свататься. После этого только состоялось первое свидание пары, правда, в окружении родственников.

- Я очень волновалась, а сейчас счастлива, - признается 20-летняя Назима. – Жених мне нравится. Решение родителей я не оспаривала. Даже не думала. О том, что я выхожу замуж, сообщила мне моя мама. Она сказала, что мне уже пора, и я согласилась.

Назима закончила в этом году третий курс педагогического университета в Шымкенте, но продолжать учебу она будет заочно. Потому что она теперь – жена. Ее мужу Гиёсиддину – 23 года, он получает второе образование (медицинское) в Шымкенте. Парень в отличие от своей жены бросать учебу не будет.

Обычно на узбекских свадьбах калым за невест не дают. Но не у казахстанских узбеков. Родственники жениха сообщили по секрету, что за Назиму отдали 500 тысяч тенге. Это большие по меркам Карабулака деньги.

Но Назиму аулчане считают счастливицей. Она попала в семью районного депутата. Ее свекр построил для молодоженов двухэтажный дом. Такое не каждой суждено.

Holanews.kz

holanews.kz

25 удивительно странных свадебных традиций со всего мира: ibigdan — LiveJournal

Все культуры, страны и нации разные, у каждого народа свои традиции и обычаи. Но одно остается общим — свадьба! Каким бы «нецивилизованным» и изолированным ни было то или иное сообщество, рано или поздно вы увидите в нем нечто более-менее похожее на свадьбу. Однако от страны к стране свадебные традиции очень разнятся, а порой среди них встречаются такие, которые могут удивить или даже шокировать. Предлагаем вашему внимаю список самых странных свадебных традиций со всего мира.

Очернение невесты.

Шотландцы в некоторых частях страны издавна организуют подобный весьма неприятный ритуал. Друзья или родственники обрученных крадут будущую невесту и обливают ее жидкостью, которая может включать в себя черную патоку, муку, помои и даже экскременты животных. После того как невесту очернили, ее ведут по городу всем напоказ или привязывают к дереву. Шотландцы считают, что такое унижение готовит невесту к суровым реалиям семейной жизни.

Соленая свадебная песня.

Хотя свадьба во многих культурах мира часто сопровождается слезами, невесты и другие женщины народа туцзя в Китае подняли эту «традицию» на новый уровень. Начиная за месяц до свадьбы невеста плачет по одному часу в день. Через 10 дней к ней присоединяется мама, а еще через 10 дней — бабушка. К концу месяца каждая женщина семьи плачет вместе с невестой. Почему? Что ж, это вроде как выражение радости, потому что женщины плачут в разной тональности, поэтому их плач напоминает что-то вроде песни… очень соленой и мокрой песни.

Цыплячья печень из Китая.

Во Внутренней Монголии живут дауры. Для того чтобы назначить ту или иную дату свадьбы, жениху и невесте этой народности нужно убить цыпленка, держа нож вместе. Затем его необходимо распотрошить и внимательно осмотреть печень. Если печень хорошая, молодым разрешают выбрать день свадьбы. Если нет, они будут повторять процесс, пока не найдут хорошую печень.

Свадьба с деревом.

В некоторых частях Индии существует препятствие для вступления в брак — «мангал доши» (астрологическая комбинация, когда Марс и Сатурн соединяются в 7-м доме). Людей, родившихся в дни «мангал доши» называют «манглик», они считаются проклятыми и могут навлечь на своего супруга преждевременную смерть. Чтобы избавиться от проклятья, их нужно сначала символически поженить на дереве. После этого дерево срубают, и проклятье считается разрушенным. Бедное дерево!

Держать все в себе.

Молодожены в индонезийской общине тидонг, живущие в северной части Борнео, три дня и три ночи после свадьбы сидят взаперти дома и даже не имеют права ходить в туалет. Отличное время для брачной ночи, правда? В течение этих трех дней за молодыми супругами приглядывают несколько человек, которые дают новобрачным минимальное количество еды и воды. Считается, что такой «медовый месяц», проведенный под домашним арестом, способствует счастливому браку и зачатию здоровых детей.

Пей до дна!

Раньше во Франции, когда свадебная церемония подходила к концу, гости собирали остатки еды с праздничного стола и перемешивали их в ночном горшке. Затем они врывались в комнату новобрачных, чтобы заставить молодых съесть содержимое горшка. Делалось это для того, чтобы жених и невеста набирались сил перед первой брачной ночью. Сегодня, к счастью, объедки со стола заменяют шоколадом и шампанским.

Дайте два!

У племени нуэр в Южном Судане брак не считается состоявшимся, пока женщина не родит своему мужу двух детей. Если ей это не удается, мужчина вправе потребовать развод.

Тьфу на вас!

На свадьбе представителей племени масаи в Кении часто можно увидеть, как отец невесты, прежде чем та покинет деревню со своим новым мужем, благословляет дочь, плюя ей на голову и грудь.

Вечеринка с поцелуями.

В Швеции каждый раз, когда невеста или жених покидают праздничный стол, чтобы сходить в туалет, его партнера/партнершу… расцеловывают. Если уходит жених, каждый мужчина в зале может поцеловать невесту, и наоборот.

Баба-мужик.

В спартанской культуре невеста должна была побриться налысо и одеться как мужчина, а жених — наоборот, надеть женское платье. Как видите, некоторые современные женихи и невесты тоже иногда следуют древним спартанским традициям.

Палкой по пяткам.

Согласно корейской свадебной традиции, перед первой брачной ночью жениха бьют по пяткам палкой или рыбой — только так он вступит в права женатого мужчины. Кроме того, таким образом проверяется сила и стойкость характера будущего мужа. Ритуал может быть несколько болезненным, но в основном проводится ради смеха, а не для проявления жестокости.

Феи-похитители.

В Ирландии, когда молодожены танцуют, ноги невесты не должны отрываться от земли. Ирландцы верят, что, если молодая оторвет ноги от пола, ее унесут злые феи. Где же здесь логика? Злые феи любят все красивое. Невеста красивая. Но феи могут унести новобрачную, только если она не касается пола.

Кроткая чеченская невеста.

В Чеченской Республике полагают, что жена должна быть скромной и выдержанной. Традиционно во время свадьбы невеста стоит в углу, подальше от взоров гостей. Традиции заставляют ее весь день провести на ногах, нельзя разговаривать с родственниками мужа, пока те не обратятся к ней сами. Сдержанность невесты даже проверяется. Каждый из родственников поочередно просит девушку поднести стакан воды, а когда она делает это, то пробуют ее разговорить. Для этого есть несколько проверенных способов: можно подшутить над внешностью невесты, похвалить, а можно и обсудить жениха. Если девушка не выдерживает и отвечает на колкость, то это будет свидетельствовать о ее несдержанности и глупости. Все, что ей дозволяется сказать: «Пейте на здоровье!»

Целься точней!

В культуре уйгуров (этническое меньшинство, проживающее в Китае) жених трижды стреляет в свою невесту из лука… Ладно-ладно, на стрелах нет наконечников, но это все равно что стрелять резиновыми пулями. После церемонии жених собирает стрелы и ломает их, таким образом обещая, что и любовь будет вечной. Напоминает сказку о царевне-лягушке!

Человеческий коврик.

На островах Маруесас Французской Полинезии после окончания официальной церемонии родственники невесты ложатся рядом друг с другом в грязь лицом вниз, а молодожены должны пройтись по ним, как по коврику.

Кража обуви.

В некоторых частях Индии жених, прежде чем подойти к свадебному алтарю, должен снять обувь. Как только он разуется, все родственники невесты пытаются выкрасть ее, а родственники жениха — охранять. Если родне невесты удастся выкрасть обувь, они не отдадут ее, пока не получат выкуп.

Полтергейст.

В некоторых странах гости дарят невесте и жениху новые тарелки. В Германии гости делают то же самое… а потом разбивают их. Считается, что грохот и звон отпугнет злых духов от новой семьи.

Братья наши меньшие.

Хотя ни одна страна мира не признает брака между человеком и животным, подобные союзы практикуются во многих странах, например в Индии, чтобы отпугнуть злых духов. В частности, считается, что призраки владеют девочками, которые уже рождаются с молочным зубом, прорезавшимся сквозь десну, или теми, кто родился с уродствами и изъянами на лице. Обычно брак заключается с козлом или собакой. Конечно же, от девушки не ожидают сексуальных отношений с животным, а в дальнейшем она может выйти замуж за мужчину, но в случае, если призраки ушли из своей жертвы.

Материнская помощь.

В некоторых деревнях Африки старшая женщина должна сопровождать молодоженов в спальню в их первую брачную ночь, чтобы «ввести в курс дела». Хотя обычно это старейшина деревни, порой это может быть мать невесты. А вы думали, ваша теща слишком назойливая…

Не до смеха.

В Конго брак — это настолько серьезно, что жениху и невесте запрещено улыбаться всю церемонию.

Похищение невесты.

Практикуется во многих странах Африки и Азии. Если жениху удастся убеждением или обманом похитить девушку и оставить ее в своем доме на 2-3 дня, ее официально объявят его женой. Но во многих странах это может привести к тому, что женщину изнасилуют и/или заставят выйти замуж насильно.

Шаривари.

Во Франции друзья и родственники собираются у дома молодоженов в первую брачную ночь и начинают бить в горшки и сковородки, кричать и шуметь. Мало того, что это портит всю романтику, молодожены еще должны выйти к ним и угостить закусками и напитками!

Пилите, Шура, пилите…

В Германии существует свадебная традиция, заключающаяся в том, что жених и невеста на свадьбе должны распилить полено, используя совместные усилия. Эта традиция символизирует то, что отношения — это работа, и нужно прикладывать усилия, чтобы сохранить их в будущем такими, какие они есть.

Проверочка.

В Прибалтике все ждут, когда во время танца жених вскрикнет от боли. Ведь это свидетельство того, что невеста соблюла давнюю традицию. Девушка просто что есть силы наступает мужу на ногу, чтобы убедиться, что перед ней не черт с копытами.

Мавританские пышечки.

В Мавритании существует свадебная традиция, согласно которой невесту перед свадьбой направляют на откармливание, чтобы она набрала вес. Считается, что пышные формы невесты свидетельствуют о достатке и благосостоянии ее родителей.

источник

ibigdan.livejournal.com

в Дагестане напали на местную девушку за брак с эфиопом

Молодую невесту обвиняют в неуважении к культуре и измене родине [видео]

В Дагестане обсуждают свадьбу местной девушки с эфиопомФото: СОЦСЕТИ

Изменить размер текста:AA

В дагестанских группах в соцсетях обсуждают свадьбу местной жительницы с африканцем. Первые кадры с торжества появились еще до Нового года, но дискуссии в интернете не утихают до сих пор.

Как уверяют пользователи сети, невеста по национальности - лезгинка, а жених - эфиоп. Сама свадьба прошла без курьезов: играла как кавказская, так и эфиопская музыка. Судя по кадрам, которые появились в сети, молодожены и приглашенные гости (с обеих сторон) веселились под все мотивы.

Свадьба, однако, расколола Дагестан пополам. Первая группа обвиняла лезгинку в неуважении к предкам, которые боролись за самобытность нации. Некоторые критиковали тенденцию, когда местные девушки выходят замуж за иностранцев или иноверцев. В качестве примера они вспоминают какого-то индийца, который, как только закончил учебу в Дагестане, уехал домой, бросив дагестанскую супругу с детьми.

- Куда мир катится? Потом же сама пожалеет! - писали в комментариях и смеялись над чужеземными культурными обычаями. - И вот она по кругу ходит. Это типа танец свадебный? Не, вообще не наше.

Невеста танцует с гостями свадьбы. Видео: Instagram.

Вторая группа не стала акцентировать внимание на темной коже жениха. Она защищала молодоженов и радовалась их счастью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пляски, крики, врачи в шоке: языческий ритуал в дагестанской больнице сняли на видео

Студенты из Африки по-своему "спасали" землячку от туберкулеза [видео]

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Происшествия: Дагестан»

www.stav.kp.ru

Владимирские езиды на свадьбе кидаются яблоком в невесту и бьют жениха подушкой

Вы знаете, что во Владимирской области среди 29 разных национальностей живет около 700 езидов? Представителей этой уникальной малой народности сумели сохранить свои обряды и традиции даже в современном мире. А их у езидов немало. Есть и довольно забавные.

Езиды - одна из древнейших народностей. Их прародина - древняя Месопотамия, территория нынешнего Ирака. Езиды исповедуют довольно редкую религию - шарфадин, а их традиции уходят корнями вглубь тысячелетий.

Дай мне, девица, воды напиться!

В третью пятницу февраля езиды отмечают айд Хыдыр Наби — так у них называется Пасха. А в ночь перед ней молодые незамужние девушки и холостые парни гадают на будущую семейную жизнь. Для этого девочка, причем обязательно еще не достигшая половозрелости, готовит для них по особому рецепту очень-очень соленое тесто, которое девушки и юноши должны съесть, переде тем, как лечь спать. Но самое главное правило — не выпить после этого ни капли воды! Разумеется, после такого «ужина» человеку ужасно захочется пить, поэтому тот, кто во сне подаст воды, тот и будет твоей второй половинкой. Конечно, это может быть и близкий родственник, но тогда, значит, время для любви еще не пришло и придется ждать еще целый год!

Яблоком по невесте - пли!

У езидов принято жениться и выходить замуж за своих. И имеется у них одна любопытная свадебная традиция: жених должен трижды (!) бросить в невесту яблоком. Причем, лучше всего попасть прямо по голове!

Делается это так. У езидов не принято, чтобы жених сам приезжал за невестой. Он и его мать ждут пока девушку из отчего дома в мужний привезут друзья и родственники. Когда невеста с гостями уже на пороге, жених вместе с лихими друзьями-свидетелями должен подняться на возвышенность, ну или хотя бы выйти на балкон, и запулить яблоком в голову невесты. Причем, яблочко должно быть не какое-нибудь там малюсенькое с дикой яблони, а обычное, чем больше — тем лучше. Конечно, старшие женщины, сопровождающие невесту к жениху знают об этом обычае и на подходе к дому стараются прикрыть голову невесты руками, чтобы ей не сильно досталось.

Зачем это надо? Считается, что женщина согрешила в Раю, вкусив сама и предложив мужчине запретный плод, то самое яблоко! Поэтому, кинув в нее яблоком трижды на свадьбе, жених «выбивает» из будущей жены «дурь» и она будет послушной и ласковой.

Кстати, достается на свадьбе не только невесте, но и жениху. Накануне торжества мать невесты своими руками шьют большую подушку для молодоженов и передает ее друзьям жениха, которые должны трижды ударить ей счастливого новобрачного. Делается это на долгую и счастливую совместную жизнь, чтобы до конца своих дней супруги жили дружно и, образно говоря, спали на одной подушке в мире и согласии.

Ищите копытце в муке!

Новый год, а точнее «последнюю среду уходящего года» езиды празднуют в третью среду марта. С этим праздником связано несколько необычных традиций и самая интересная из них — искать наутро после праздника отпечаток копыт коня одного из двух главных святых езидов: Хыдыр Наби и Хыдыр Айлаз. Делают это так. В доме каждого езида есть особое святое место — стер.

Он представляет из себя гору шерстяных одеял и подушек, сложенных друг на друга. Предназначается стер для гостей, чтобы они могли взять себе столько постельных принадлежностей, сколько необходимо. В ночь последней среды уходящего года хозяйка дома посыпает большую круглую тарелку или поднос мукой и ставит ее на ночь на стер, предварительно накрыв платком. А утром она торопится заглянуть под платок. Считается, что на муке может отпечататься след от копыта коня святого, спустившегося благословить дом и помочь осуществить самые заветные мечты хозяев. И многие езиды уверяют, что не раз отчетливо видели след от копытца. Кто знает, может удача после этого и впрямь посещает дом?

Поделиться видео </>

Свадьба владимирских езидов.! ИЗ АРХИВА ГЕРОЯ ПУБЛИКАЦИИ

www.vladimir.kp.ru

Свадьбы в Дагестане: традиции утрачены, стрельба наводит на подозрения

Винегрет вместо свадьбы

"Современная дагестанская свадьба - это какой-то винегрет, смешение псевдоевропейских обычаев с разрезанием торта, бросанием букета невесты", - рассказал РИА Новости дагестанский историк Сергей Манышев.

Он отметил, что в современной свадьбе можно найти в очень измененной форме только отголоски каких-то обрядов и обычаев, свойственных дагестанским свадебным торжествам XIX века.

"Так, например, на рубеже XIX - XX веков известный дагестанский просветитель Гасан-Эфенди Алкадари писал, что "при женитьбе сыновей тратят все средства, делают большие угощения и расходы и остаются впав в долги и в бедность". Чем данная фраза не проецируется на нашу современность?", - отметил Манышев, подчеркнул, что свадьба в дагестанской культуре - событие архиважное.

© РИА Новости. Валерий Мельников

Свадебный обряд в дагестанском поселке Кубачи

Существующие сегодня крайности, которые выражаются во всякого рода "безалкогольных" свадьбах совсем не свойственное для Дагестана действо, подчеркивает собеседник.

"Все авторы XIX века в унисон пишут об обильном употреблении спиртного во время свадьбы, о гулянках на широкую ногу с музыкантами и задорными танцами. Причем, эта традиция свадебного веселья настолько своими корнями уходит в глубь столетий, что даже во время установления шариата в период имамата Шамиля ее не удалось пресечь", - отмечает историк.

Говоря об исторических особенностях, собеседник отметил, что например, у лезгинов (один из наиболее многочисленных народов в Дагестане, доля около 13%) распространены были обменные браки, то есть девушка бралась в замужество с обязательством выдать взамен ее другую девушку.

"Это объяснялось соображениями экономического порядка - стороны старались сократить расходы на свадебные подарки и застолье", - пояснил собеседник агентства.

Он добавил, что у даргинцев (доля около 17%) кульминацией свадьбы был перевод невесты из отцовского дома в дом жениха.

"Невесту везли в дом жениха поздно вечером или ночью, до этого туда же отправлялось ее приданое: ковры, паласы, медные тазы, сундук, постельные принадлежности, водоносные кувшины. При этом невесте на протяжении пути запрещалось оглядываться назад, чтобы не вернулась в отчий дом", - уточнил собеседник.

Манышев рассказывает, что у аварцев (наиболее многочисленный народ в Дагестане, доля около 30%) после выбора подходящей кандидатуры в невесты, семья жениха посылала в ее дом сватов. Если предложение было принято, то семья жениха посылала в дом девушки пироги, причем это фиксировалось обычным правом.

"Если же девушка выходила замуж за другого, то это считалось большим позором для обрученного, и он должен был обрезать девушке косы, снять ее головной платок или же убить того, кто на ней женился", - отмечает собеседник.

Стрельба как повод задуматься

Манышев отмечает, что у кумыков (доля около 15%) муж стрелял в окно из ружья или пистолета, оповещая тем самым "публику" о том, что его постигло разочарование и супруга не была целомудренной до свадьбы. "Поэтому у меня лично вызывает недоумение пальба на свадьбе, так как это можно трактовать двусмысленно", - подчеркивает историк.

В то же время заместитель директора института истории, археологи и этнографии дагестанского научного центра РАН, зам по научной работе, кандидат исторических наук Магомед- Расул Ибрагимов считает, что стрельба - это традиционный элемент, который был характерен не только для свадеб в Дагестане, а всего Северного Кавказа и Закавказья.

"Она имела магический смысл и прежде всего, это было действие для того, чтобы оградить молодых от плохих джинов, нечистых сил, шайтанов, которые могли повредить молодой семье, ну и, в частности, навредить жениху, как бы препятствовать созданию семьи", - сказал Ибрагимов РИА Новости.

Однако он отметил, что стрельба на свадьбе в Москве является искаженным вариантом принятых раньше обычаев.

"Раньше стрельба непосредственно была перед входом невесты в дом жениха, и далее продолжалась во дворе самого жениха. Это делалось, чтобы продемонстрировать охранные магические мероприятия, с другой стороны, - радость", - пояснил собеседник.

© РИА Новости. Владимир Вяткин

Невеста перезжает в дом жениха. Свадьба в селении Верхний Джалган Республики Дагестан.

В свою очередь, старший научный сотрудник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Майсарат Мусаева отметила, что стрельба хоть и являлась для Дагестана обычным явлением, но "нельзя все традиции переносить на современную почву".

"У аварцев стреляли, когда невесту везли, шла процессия на лошадях и вестник должен был сообщить о том, что невеста едет или приехала, он стрелял, чтобы оповестить всех, что невеста прибыла по месту назначения", - рассказала Мусаева.

Она отметила еще несколько отличий в свадебных обычаях. "У каждого села есть свои нюансы, у лезгин, я знаю, вешали на зеркало простыню, у народов западного Дагестана после сватовства допускались достаточно близкие взаимоотношения, даже до свадьбы, то есть жених мог прийти к ней в гости и это никого не смущало", - уточнила собеседница агентства.

В свою очередь, исполнительный редактор дагестанского журнала "Свадебная легенда" Наида Устарова пояснила, что сегодня стрельба на свадьбах является просто данью моде и не имеет отношения к традициям. "Стреляют, чтобы привлечь внимание к торжеству и похвастаться", - отметила Устарова.

Она отвергла мнение о том, что стрелять на свадьбе могут для того, чтобы сообщить о том, что невеста не девственница.

"Если невеста не девственница, то развод происходит через два месяца, ее отдают обратно, и если они разводятся через два месяца, то все уже понимают, почему, и это считается большим позором", - пояснила Устарова.

ria.ru

Если честная невеста – били с утра посуду. Как в старину играли свадьбы? | ПОДРОБНОСТИ | ОБЩЕСТВО

С Крещения до Масленицы – пора свадеб.  По словам доктора исторических наук, главного научного сотрудника Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Александра Черных, все святочные игрища и гадания – это не только стремление заглянуть в будущее, но и обеспечение скорого замужества. Почему и гадали в Святки всё больше на женихов. 
В материале  «АиФ-Прикамье» - как играли свадьбы в старину. 

Сваты должны быть профессионалами

Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Александр Васильевич, когда наши предки играли свадьбы?

Александр Черных: Сейчас очень любят свадьбы играть летом: на свежем воздухе да в прекрасную погоду. Но в прежние времена свадьбы летом – в пик сельскохозяйственных работ – не делали. По этому поводу обычно говорили, мол, летом свадьбу только ленивый играет.  В посты – нельзя. Оставались два периода: с Крещения до Масленицы (с 19 января до 1 марта, когда ещё не все запасы урожая закончились) и с Покрова до рождественского поста (с 14 октября до 28 ноября, когда урожай убран и было что подать на свадебный стол). Очень чётко можно было проследить и статистику рождаемости. Плюс девять месяцев к этим периодам – всплеск рождаемости.
 

– Как играли свадьбы?

–  Свадьбы бедных и богатых отличались только размахом. Свадебная обрядность для русских Пермского края  – это целая народная драма и даже народная опера. Это большой и чёткий сценарий и много действующих лиц: жених, невеста, свахи, большие бояре, дружки, поддружье, повозники, постельные свахи, тысяцкие и т. д. Какие-то черты свадебного ритуала наша современная свадьба сохранила. Но многое ушло с середины XX века.

– Давайте поэтапно. Сначала – сватовство?

– Сегодня сватовство - это поставить родителей перед фактом, что молодые вступают в брак. Раньше, как правило, решение о свадьбе принимали не молодые, а родители. Но дети всё же могли соглашаться или нет. Вначале засылали сватов, чтобы уговорить родителей невесты. И это должны были быть профессионалы, ведь от них во многом зависело, быть свадьбе или нет. Затем следовала договорённость о свадьбе (взглядышки, рукобитие), когда уже обратного хода нет. Обсудили свадьбу, приданое – и после рукобития начинали готовиться  к свадьбе. Вначале следовал девичник.

Какой мальчишник? Его не было!

– Как проходил девичник?

– Девичник – это один из главных подготовительных этапов свадьбы. Длился он до месяца.

– Почему так долго?

– Это не только ритуальная подготовка, когда собираются девушки, репетируют ход свадьбы, спеваются – поют свадебные песни. В первую очередь – это  материальная подготовка.  Во время девичника девушки  готовят приданое. Невеста должна сшить жениху рубаху, штаны, плюс одежду свёкру, свекрови. В дом жениха она должна принести скатерти, полотенца, подушки, одеяла, занавески. Готовясь к замужеству девушка выткала много холстов, но шить это она с подружками будет накануне свадьбы.  Она же до этого не знала -  какой размер будет у жениха, какой длины ему надо шить штаны.  Поэтому на девичнике много дел. Вышивали, кроили, шили. Девчонок, кстати, вообще собственно на свадьбу не приглашали, девичник отвели, в день свадьбы жених приехал, выкупил и увёз невесту, а девушки остались в доме невесты, родители невесты покормили девчонок, а на большую свадьбу они уже не идут. За неделю до свадьбы иногда устраивали пропивки, пропивушки, «пропивали невесту». Иногда этот период свадебного обряда совпадал с обрученъем.

Кое-где ставили поганое ведро (из-под умывальника) на стол со свадебным венком, если невеста нечестная. Если честная – били с утра посуду.

– А на мальчишнике что делали жених с дружками?

– Мальчишников в пермских традициях не было. Потому что им особо готовиться к свадьбе не надо было. На девичник мог прийти жених – с гостинцами на вечеринку. А последний день перед свадьбой обычно проходило обручение, на котором присутствовали жених, невеста и близкие родственники.

Свадебные плетки дружек, Тюинск Октябрьского района. Фото: Александр Черных

А я милую узнаю по причёске

– Как можно было отличить  девушку от замужней женщины?

– Раньше статус женщины легко можно было узнать по укладке волос и головному убору. Накануне свадьбы девушки шли в баню и в последний раз невесте заплетали девичью косу. В Куединском районе, к примеру, в бане невеста обязательно должна была бросить мыло, либо брызнуть водой «взад себя». Считалось, что та девушка, на которую попала вода или мыло, следующей выйдет замуж.  Девушка могла носить одну косу, замужняя женщина заплетала волосы в две косы и укладывала вокруг головы. И больше никогда не показывала волосы посторонним. Головные уборы в Прикамье – кокошники, шамшуры, повойники, сборники, сороки, одевались, смотря в каком районе, игралась свадьба. Разведённых называли «разження», у них могла быть и другая причёска: волосы, убранные в култышку. Это уже и не девушка, и не замужняя. 
В последнюю косу заплетают много цветных лент, которые невеста потом раздает свои подругам – они ей уже не будут нужны. На следующий день собственно свадьба и приезд жениха.

– Какова роль жениха на свадьбе?

– Жених приезжал на лошади за невестой. У него и невесты были достаточно пассивные роли: куда поставят, куда отведут – там и стоят. Главные распорядители на свадьбе – друзья жениха, дружки, а также тысяцкий. Они выкупают невесту. А затем вся свадебная процессия переезжает в дом жениха – их ждёт так называемый «большой стол». И собственно начинается свадьба. Пуховые свахи привозят приданое невесты – всё это показывают гостям.

Коми-пермяцкая свадьба, Соликамский уезд. 1910 г. Фото: Пермский краеведческий музей

– Какие были наряды?

– На юношах – любая праздничная одежда. На девушках – цветные сарафаны. Самое сложное в свадебном наряде – это головной убор невесты. Он мог быть один на всю деревню. Богато украшенный – цветными куриными перьями, перламутром, жемчугом, бисером.  Позже появились венки с восковыми цветами. Он дожили до советских времен.

– Самих традиций ещё на свадьбе миллион...

–  Кто первый откусил хлеб при встрече в доме жениха, тот и будет верховодить. Когда молодая заходит в дом жениха, следит – теплом или холодом повеяло: так будут относиться к ней родные жениха. Какая сваха вперёд косу заплетёт: если со стороны невесты  - девочка родится, со стороны жениха – мальчик. Это лишь некоторые.

– Простыни не вывешивали после брачной ночи?

– Кое-где ставили поганое ведро (из-под умывальника) на стол со свадебным венком, если невеста нечестная.  Если честная – били с утра посуду.

– Сколько продолжалась сама свадьба?

– Русское свадебное застолье и сегодня длится не меньше двух дней, а в прошлом растягивалось на три дня. А ещё существовали «отхлебины» – все, кто был на свадьбе должны пригласить молодых на ужин. Молодожёны могли около месяца столоваться у гостей, которые дарили подарки – посуду, постельное бельё, овец, телят.  Завершается свадебная обрядность этого первого свадебного периода в Масленицу. В Масленицу молодые показываются в самых своих лучших одеждах. На масленицу молодые, те кто женился и вышел замуж в этом году, часто становятся центром всех праздничных обычаев. Знаменитые «тёщины блины» - это тоже из масленичных и послесвадебных ритуалов. 

– А чем кормили гостей? Были какие-то особенные свадебные блюда?

– Главный свадебный стол во многих традициях назывался «большие столы». Некоторые блюда, которые завершали свадьбу, выделялись.

Среди интересных свадебных обычаев застолья – разгонная каша. В селе Курашам Пермского района застолье в доме невесты, когда жених приезжал за ней  со свадебным поездом, заканчивалось тогда, когда на стол подавалась каша, в которую дружки ставили свои ложки. До завершения застолья кашу прятали, так как, если участники свадьбы со стороны жениха находили кашу раньше времени и ставили в неё ложки, застолье считалось завершённым и невесту забирали к венцу без исполнения величальных песен, без дарения подарков и выкупа. В северном Прикамье часто последними подавали пряники – которые также часто назывались разгонными.

– Свадьба – это некая форма регистрации брака…

– Прежде никого не интересовало, есть ли у вас штамп в паспорте, главное, чтобы  вся деревня видела, что вы гуляли свадьбу. Кстати, на празднестве кроме гостей были ещё глядельщики, они же пучеглазники. Их не приглашали, но их нельзя было выгнать. Все почётные гости за столом, а они у стенок – смотрят, как проходит свадьба, какое приданое у невесты. Нереально в крестьянский дом усадить за стол сто гостей.

–  Венчание – обязательно?

–  Раньше - да. Невеста приносила в церковь с собой -  полотенце, скатерть, мыло, а затем увозила домой и хранила долгое время. Считалось, что они будут обладать сакральными свойствами, и можно потом ими лечить детей.

Свадебная фотография начала ХХ века. Красноуфимский уезд. Фото: Пермский краеведческий музей

Женой может стать лишь через несколько  лет

– Финно-угорская свадьба отличается от русской?

– Свадебный фольклор у коми-пермяков в целом почти весь русский. Кроме, пожалуй, плача, который исполняется на коми-пермяцком языке. В Пермском крае обряды соответствовали северно-русским свадебным обрядам. Наша русская свадьба отличается от южно-русской больше, чем от коми-пермяцкой. А свадьбы удмуртов и марийцев не похожи на русскую. К примеру, на марийскую свадьбу приглашают и приходят только парами. И столы праздничные накрываются в каждом доме того, кто пришёл на свадьбу. Свадьба – событие не одной семьи, а целого рода.

У удмуртов нередко между первыми и последним этапом свадебного обряда проходило несколько лет. В конце ХIХ века Николай Тезяков (русский врач, общественный деятель – Ред.) пишет: «Засватав невесту, жених, пока не уплатит калыма,  свободно входит на правах мужа в дом своей невесты. Нередко невеста успеет родить одного-двух детей, пока её жених уплачивает калым». Только после выплаты выкупа, жених мог перевезти невесту в дом своих родителей.   

– Татарская ещё больше имеет отличий?
– Среди свадебных обычаев пермских татар – гостевание жениха в доме невесты, прежде чем она переезжала в дом жениха. В гостевании активно принимали участие и друзья жениха. Для приезда молодого стелилась постель, на которую укладывали столько перин, сколько ночей мог ночевать молодой в доме невесты. После каждой ночи убиралась одна из перин.

– Какие свадебные традиции сейчас соблюдаются?

– Свадебные традиции и сегодня есть. Какие-то идут из глубокой древности, какие-то мы восприняли совсем недавно.  Конечно, без культуры, без традиций и обычаев невозможно представить жизнь общества. В прошлом, конечно, не обсуждалось, надо их соблюдать или нет – по-другому было невозможно. Сегодня мы более индивидуальны и выбираем сами как играть свадьбу. 

Александр Черных – родился 9 декабря 1973 г. в с. Бедряж Чернушинского района Пермской области. С отличием окончил исторический факультет Пермского государственного университета. С 1999 г. – старший преподаватель, доцент, профессор ПГНИУ, с 2003 г. с момента создания Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН – ведущий научный сотрудник. Сейчас зав. сектором этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. В 2015 г. избран профессором РАН, в 2016 г. – членом-корреспондентом РАН.

perm.aif.ru


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов