Зощенко пьеса свадьба


Свадьба

Свадьба

Конечно, Володька Завитушкин немного поторопился. Был такой грешок.

      Володька, можно сказать, толком и не разглядел своей невесты. Он, по совести говоря, без шляпки и без пальто ее никогда даже и не видел. Потому все главные события на улице развернулись.

Конечно, Володька Завитушкин немного поторопился. Был такой грешок.     

Володька, можно сказать, толком и не разглядел своей невесты. Он, по совести говоря, без шляпки и без пальто ее никогда даже и не видел. Потому все главные события на улице развернулись. 

А что перед самой свадьбой Володька Завитушкин заходил со своей невестой к ее мамаше представляться, так он не раздеваясь представлялся. В прихожей. Так сказать, на ходу.

А познакомился Володя Завитушкин со своей невестой в трамвае. Дней за пять до брака. Сидит он в трамвае и вдруг видит,- перед ним этакая барышня вырисовывается. Такая ничего себе барышня, аккуратненькая. В зимнем пальто.

И стоит эта самая барышня в зимнем своем пальто перед Володькой и за ремешок рукой держится, чтоб пассажиры ее не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо.

Вот Володька ее и пожалел.

- Присаживайтесь, говорит, ко мне на одно колено, все легче ехать.

- Да нет, говорит, мерси. 

- Ну, так, говорит, давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять.

Нет, видит, и пакета не отдает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что.

Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел. "Господи, думает, какие миловидные барышни в трамваях ездиют".

Едут так они две остановки. Три. Четыре. Наконец видит Завитушкин,- барышня к выходу тискается. Тоже и Володька встал. Тут у выхода, значит, у них знакомство и состоялось.

Познакомились. Пошли вместе. И так у них все это быстро и без затрат обернулось, что через два дня Володька Завитушкин и предложенье ей сделал.

Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались. Записались они в загсе, а после записи и развернулись главные события.

После записи пошли молодые на квартиру к мамаше. Там, конечно, полная суматоха. Стол накрывают. Гостей много. И вообще семейное торжество - молодых ждут.

И какие-то разные барышни и кавалеры по комнате суетятся, приборы ставят и пробки открывают.

А свою молодую супругу Володька Завитушкин еще в прихожей потерял из виду.

Сразу его, как на грех, обступили разные мамаши и родственники, начали его поздравлять и в комнату тащить. Привели его в комнату, разговаривают, руки жмут, расспрашивают, в каком, дескать, союзе находится.

Только видит Володька - не разобрать ему, где его молодая жена. Девиц в комнате много. Все вертятся, все мотаются, ну, прямо с улицы, со свету, хоть убей не разобрать.

"Господи,- думает Володька,- никогда ничего подобного со мной не происходило. Какая же из них моя молодая супруга?"

Стал он по комнате ходить между девиц. То к одной толкнется, то к другой. А те довольно неохотно держатся и особой радости не выказывают.

Тут Володька немного даже испугался.

"Вот, думает, на чем засыпался,- жену уж не могу найти".

А тут еще родственники начали коситься - чего это молодой ходит, как ненормальный, и на всех девиц бросается. Стал Володька к двери и стоит в полном упадке.

"Ну, спасибо, думает, если сейчас за стол садиться будут. Тогда, может, что-нибудь определится. Которая со мной сядет, та, значит, и есть. Хотя бы, думает, вот эта белобрысенькая села. А то, ей-богу, подсунут какое-нибудь дерьмо, потом живи с ним".

В это время гости начали за стол садиться.

Мамаша Христом-богом просит обождать еще немного, не садиться. Но на гостей прямо удержу нету, прямо кидаются на жратву и на выпивку.

Тут Володю Завитушкина волокут на почетное место. И рядом с ним с одного боку сажают девицу.

Поглядел на нее Володька, и отлегло у него на сердце.

"Ишь ты, думает, какая. Прямо, думает, недур-ненькая. Без всякой шляпки ей даже лучше. Нос не так уж просится наружу".

От полноты чувств Володя Завитушкин нацедил себе и ей вина и полез поздравлять и целоваться.

Но тут и развернулись главные события.

Начали раздаваться крики и разные вопли.

- Это, кричат, какой-то ненормальный, сукин сын. На всех девиц кидается. Молодая супруга еще к столу не вышедши - прибирается, а он с другой начал упражняться.

Тут произошла абсолютная дрянь и неразбериха.

Володьке бы, конечно, в шутку все превратить. А он очень обиделся. Его в суматохе какой-то родственник бутылкой тиснул по затылку.

Володька кричит:

- А пес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся.

Тут невеста в белом балахоне является. И цветы сбоку.

Ах так, говорит, ну, так это вам выйдет боком.

И опять, конечно, вопли, крики и истерика. Начали, конечно, родственники выгонять Володьку из квартиры. Володька говорит:

- Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители.

Но родственники поднажали и ссыпали Володьку на лестницу.

На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.

Там даже не удивились.

- Это, говорят, ничего, бывает. Так и развели. 

www.zoshenko.ru

rrulibs.com : Проза : Советская классическая проза : Свадьба : Михаил Зощенко : читать онлайн : читать бесплатно

Свадьба

Конечно, Володька Завитушкин немного поторопился. Был такой грешок.

Володька, можно сказать, толком и не разглядел своей невесты. Он, по совести говоря, без шляпки и без пальто ее никогда даже и не видел. Потому, все главные события на улице развернулись.

А что перед самой свадьбой Володька Завитушкин заходил со своей невестой к ее мамаше представляться, так он не раздеваясь представился. В прихожей. Так сказать, на ходу.

А познакомился Володя Завитушкин со своей невестой в трамвае.

Сидит он в трамвае и вдруг видит — перед ним этакая барышня вырисовывается. Такая ничего себе барышня, аккуратненькая. В зимнем пальто.

И стоит эта самая барышня в зимнем своем пальто перед Володькой и за ремешок рукой держится, чтоб пассажиры ее не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо. Вот Володька ее и пожалел.

— Присаживайтесь, — говорит, — ко мне на одно колено, все легче ехать.

— Да нет, — говорит, — мерси.

— Ну, так, — говорит, — давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять.

Нет, видит, и пакета не дает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что.

Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел.

«Господи, — думает, — какие миловидные барышни в трамваях ездиют».

Едут так они две остановки. Три. Четыре. Наконец, видит Завитушкин — барышня к выходу тискается. Тоже и Володька встал. Тут у выхода, значит, у них знакомство и состоялось.

Познакомились. Пошли вместе. И так у них все это быстро и без затрат обернулось, что через два дня Володька Завитушкин и предложенье ей сделал.

Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались.

Записались они в ЗАГСе, а после записи и развернулись главные события.

После записи пошли молодые на квартиру к мамаше. Там, конечно, полная суматоха. Стол накрывают. Гостей много. И, вообще, семейное торжество — молодых ждут.

И какие-то разные барышни и кавалеры по комнате суетятся, приборы ставят и пробки открывают.

А свою молодую супругу Володька Завитушкин еще в прихожей потерял из виду.

Сразу его, как на грех, обступили разные мамаши и родственники, начали его поздравлять и в комнату тащить.

Привели его в комнату, разговаривают, руку жмут, расспрашивают, в каком, дескать, союзе находится.

Только видит Володька — не разобрать ему, где его молодая жена. Девиц в комнате много. Все вертятся, все мотаются, ну, прямо с улицы, со свету, хоть убей, не разобрать.

«Господи, — думает Володька, — никогда ничего подобного со мной не происходило. Какая же из них моя молодая супруга?»

Стал он по комнате ходить между девиц. То к одной толкнется, то к другой толкнется. А те довольно неохотно держатся и особой радости не выказывают.

Тут Володька немного даже испугался.

«Вот, — думает, — на чем засыпался — жену уж не могу найти».

А тут еще родственники начали коситься — чего это молодой ходит, как ненормальный, и на всех девиц бросается.

Стал Володька к двери и стоит в полном упадке.

«Ну, спасибо, — думает, — если сейчас за стол садиться будут. Тогда, может, что-нибудь определится. Которая со мной сядет, та, значит, и есть. Хотя бы, — думает, — вот эта белобрысенькая села. А то, ей-богу, подсунут какое-нибудь дерьмо, потом живи с ним».

В это время гости начали за стол садиться.

Мамаша христом-богом просит обождать еще немного, не садиться. Но на гостей прямо удержу нету, прямо кидаются на жратву и на выпивку.

Тут Володю Завитушкина волокут на почетное место. И рядом с ним с одного боку сажают девицу.

Поглядел на нее Володька, и отлегло у него на сердце.

«Ишь ты, — думает, — какая. Прямо, — думает, — недурненькая. Без всякой шляпки ей даже лучше. Нос не так уж просится наружу».

От полноты чувств Володя Завитушкин нацедил себе и ей вина и полез поздравлять и целоваться.

Но тут и развернулись главные события. Начали раздаваться крики и разные вопли.

— Это, — кричат, — какой-то ненормальный, сукин сын. На всех девиц кидается. Молодая супруга еще к столу не вышедши — прибирается, а он с другой начал упражняться.

Тут произошла абсолютная дрянь и неразбериха. Володьке бы, конечно, в шутку все превратить. А он очень обиделся. Его в суматохе какой-то родственник бутылкой тиснул по затылку.

Володька кричит:

— А пес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся.

Тут невеста в белом балахоне является. И цветы сбоку.

— Ах, так, — говорит, — ну так это вам выйдет боком.

И опять, конечно, вопли, крики и истерика.

Начали, конечно, родственники выгонять Володьку из квартиры.

Володька говорит:

— Дайте хоть пожрать. С утра, — говорит, — не жравши по такой канители.

Но родственники поднажали и ссыпали Володьку на лестницу.

На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.

Там даже не удивились.

— Это, — говорят, — ничего, бывает. Нынче, — говорят, — редко случаются более продолжительные браки.

Так и развели.

rulibs.com

Зощенко Свадьба!

М. Зощенко

СВАДЬБА

Комедия в одном действии

Действующие лица:

Отец

Мать

Дочь

Жених

Приятель жениха

Жена гостя

Мещанская комната. Три двери. В углу накрытый стол. У стола Отец пьёт рюмку водки. Левая Дверь открыта. Там гости танцуют под гармонь. Входит Мать - нестарая молодящаяся женщина в шёлковом платке.

1

Мать. Ну что ж это такое? И пирог сейчас будет готов. И гости собравшись. А наших молодых ещё нет...

Отец. А пущай хоть совсем не являются... Вот моё родительское слово: я стою против таких браков. Три дня знакомы, и вдруг—здравствуйте, пожалуйста,— муж и жена. Примите поздравление. Кушайте пироги. Бис и ура.

Мать. Где бы радоваться, что дочка замуж вышла, а он... Да ты что, обалдел - водку-то лакаешь, гостей не дождавшись!

Отец. «Лакаешь». Ну, пропустил одну баночку. Для равновесия. Тем более я, может, против таких скороспелых браков. Меня, может, такие браки не удовлетворя­ют... Три дня знакомы.

Мать. И не три, а неделю.

Отец. Ну, неделю. Может, жених толком ещё и не разглядел свою супругу? Может, он придёт сейчас и от неё откажется? Эва, скажет, я думал, что она такая, а она без шляпки и без пальто вон какая. Что вы, скажет, такую муру выдаёте...

Мать. А ну тебя к лешему! Надрался" уж... А по-моему, очень хорошо. Ты у меня, никак, семь лет был женихом, а что толку-то? Эка, сидит какая зюзя! И нос синий.

Отец. У тебя голубой! Ты лучше не тронь моё самосознание.

Звонок.

Эвон никак припёрлись.

Входит Дочь в пальто и в шляпе.

2

Дочь. Платье готово?

Мать. Ну, а твой-то где? Жених-то.

Дочь (снимает пальто). Он в парикмахерскую зашёл за своим приятелем. И заодно причесаться. Сейчас придёт. Дайте мне скорей переодеваться.

Отец (издеваясь). Очень мило. Невеста одна является. Молодой в парикмахерскую зашёдши. Не мог заранее оболваниться. Очень мило. Очень современный брак. Да я, чёрт возьми, может, за месяц готовился к таинству брака! Может, я за полгода сходил в баню и в парикмахерскую!

Дочь. Ага, надрались уже. Поздравляю.

Отец. «Надрались»! Грубый век. Грубые нравы. Ро­мантизму нету - человеку спокойно выпить не дают - задёргивают.

Дочь. А ну вас к чёрту! Не мешайте мне переодеваться.

Звонок.

Ах, кажется, он... Дайте сюда платье. (Убегает в правую дверь.)

Входят гости — мужчина и женщина.

3

Мать. А, милости просим,— заходите. Уже все собрались.

Отец. Только молодой в парикмахерской шевелюру завивает.

Мать. Здесь польта кладите.

Гость. Примите наше поздравление. Очень рады....

Жена гостя. Так неожиданно. Быстро. А правда, говорят, они в трамвае познакомились?

Мать. И вовсе нет. Не в трамвае.

Гость. А нам говорили — в трамвае.

Мать. Нет, они увиделись в трамвае. А познакомились они, кажется, потом.

Отец. Ха! Три дня...

Жена гостя. Прямо феерично...

Голос Дочери: «Мать, а мать, да пойдите же сюда. Помогите мне

причесаться»..

Звонок.

Мать. Ну, прямо, мне не разорваться. Сейчас, сейчас.

(Гостям.) Пройдите сюда к гостям.

Входят Жених и Приятель.

4

Приятель. Да сюда ли мы зашли? Жених, а не знаешь, куда идти.

Жених. Кажись, сюда. Или нет. Нет, погоди — какие-то незнакомые хари.

Приятель. Сюда, что ли?.. Жениху-то.

Мать. Ах, боже мой... Это ж молодой. Извиняюсь, я вас сразу не признала.

Приятель. Да что вы, помилуйте... Это они — женихи... А я ихний приятель.

Мать. Ах, извиняюсь... Я сразу не признала...

Жених. Я жених, я... Где же признать - мельком виделись. Мамаша? Очень рад.

Голос Дочери: «Мать, а мать, да пойдите же сюда».

Мать. Извините. Сейчас. Иду. Кладите польта сюда. (Мужу.) Займись с ними. Побеседуй. Проводи к гостям. У, зюзя! (Уходит в правую дверь.)

Отец. Очень рад. Не желаете ли трахнуть по маленькой? Присаживайтесь. А к гостям завсегда успеете выйти.

Жених. Мерси-с.

Приятель. Это никогда не помешает.

Отец. Ах, господа, господа! Романтизму нету— выпить спокойно не дают. Нет прежней красоты. В прежнее время невеста в ногах бы у меня валялась. А сейчас: «Ах, надрались». (Кричит.) В прежнее время жених у меня бы в пыли лежал!

Приятель бежит одеваться.

Жених. Ну уж, знаете, вы, папаша, слишком загибаете. Я в пыли не согласен лежать.

Приятель. Ах, нет, это они так—фигурально выражаются. Ваше здоровье.

Отец. Кушайте на здоровье.

Жених. А к примеру — где же моя молодая супруга? (Ломится в дверь.)

Отец. Она прибирается.

Голоса: «Нельзя, нельзя».

Да вы плюньте на неё. Знаете чего: вы мне очень понравились. Я желаю с вами выпить на брудершафт.(Шепчет.) Там у меня бутылка шампанского в ванной комнате. Знаете, от гостей припрятал. Пойдёмте её поскорей раздавим... А приятель пущай к гостям, пройдёт. На всех не напасёшься. (Уходят в среднюю дверь.)

5

Приятель (один). Какой сволочной старикан. Нет того, чтоб и приятеля пригласить. Ну, погоди, я им тут наверну. (Озираясь, пьёт и закусывает.)

Правая дверь открывается. Показываются Мать с Дочкой. Приятель женихи шмыгает в левую дверь, к гостям.

6

Дочь. Ай, да не нервируйте меня, мамаша! Человек в первый раз будет меня видеть без пальто, а платье как из помойки вынутое...

Мать. Платьице очень изумительное.

Дочь. Где же изумительное! Простая дерюга.

Мать. Ну что ж, и дерюгой можно любоваться.

Дочь. «Любоваться»!

Мать. Тогда накинь мой платок сверху. Вот оно и не

будет видать.

Дочь. Дайте хотя платок. (Набрасывает на плечи платок.)

Мать. Ну вот, сейчас совсем изумительно.

Дочь. «Изумительно»! Теперь платья почти не видать.

Мать. А ну тебя. Фигуряешь. Лучше пойди погляди - не готов ли пирог. У меня ноги трясутся от усталости.

Уходит в левую дверь. В среднюю дверь входят Жених и

Отец.

Вслед за ними Приятель.

7

Отец (жениху). Шурик, ну дай я тебя поцелую. И в другой раз, Шурик, не женись быстро. От этого романтизм теряется.

Жених. Да уж ладно. Чего там. Полно вам врать.

Отец. Ну, а уж если женился - пущай хоть сейчас всё будет по-старому. Прими сейчас невесту под руку и веди ее торжественно к столу. Как только пирог принесут.

Жених. Да ладно, ладно. А к примеру — где же она-то?.. Моя молодая супруга... Ах, приоделась и ушла. (Идёт в левую дверь.)

Отец. Возьми её под руку и веди. А за тобой пущай целая вереница гостей. Музыка играет. Бис и ура. А мы тем временем с приятелем пофилософствуем - не желаете ли ещё по одной?

Приятель. Я, папа, на вас прямо удивляюсь. Вы очень здоровы пить.

Отец (пьянеет). В прежнее время я свободно четверть мог выкушать. Ну, конечно, романтизм был, закуска. Да и сейчас - пью, пью, и всё ни в одном глазу.

Быстро входит Жених.

8

Жених.«Папаня, вы не видели ли мою- молодую супругу?

Отец. А плюнь на неё.

Жених. Нет, папаня, я интересуюсь, где моя невеста. Я прямо не могу её найти.

Отец. Да вон она ходит среди гостей.

Жених. Разве? (Мнётся у дверей, смотрит.) Гриша, Гриша, пойди сюда.

Приятель. Ну?

Жених. Прямо, знаешь, я в полной панике. Не могу признать, где моя новая супруга.

Приятель. Ну как же так, что ты, ей-богу...

Жених. Чёрт её знает... Главное, Гриша, без шляпки и без пальто я её сроду никогда и не видел. А там, гляди, баб чёртова уйма. Все вертятся, мотаются. Прямо не знаешь, к кому подойти. К одной подошёл — они отстраняется.

Приятель (хохочет). Да ты что же, узнавать её не можешь?

Жених. Нет, я могу её узнавать... Вот её и пальто. Но только мне её к столу сейчас вести. Прямо первый раз со мной такое — не могу невесту отыскать.

Входит домработница.

9

Приятель. Шурик, не эта?

Жених (раздражённо). Да нет. Моя служащая была, интеллигентка... И сейчас мне её к столу надо вести.

Приятель. Это тогда плохо. Да вот папа сидит. Ты расспроси поскорей у папы, какая она. Пока, он, кажется, 'ещё говорить может.

Жених. Ну как же я спрошу? Мне, как жениху, неловко спросить про такие интимные вещи. Спроси его осторожненько. Главное, скажи, что жених без шляпки её никогда не видел.

Приятель. Папаня, вот тут жених интересуется - где его молодая супруга? Он чегой-то с ветру её узнавать перестал.

Жених. То есть я, папаня, её узнаю... Но только... Благодаря же вашим словам... Мне её надо торжественно к столу вести. А я её совершенно не узнаю.

Приятель. Папа, вы говорить можете? Будьте любезны, скажите им, где ихняя супруга. Они крайне интересуются.

Отец. Ну, знаете, это мне, как отцу, прямо оскорбительно слышать. (хохочет). Вот, я говорил. Я говорил тебе – не женись, Шурик быстро. Видишь – теперь узнавать ее не можешь.

Приятель. Нет, они могут узнавать. Только они согласны вместе с пальтом её узнавать.

Отец (хохочет). Вот три дня! Вот тебе плоды просвещёнья!

Жених. Не три дня, но только мы, папаня, завсегда на улице встречались. Естественно, теперь, без шапочки, без пальто - я имею право растеряться.

Входит Гость с Женой.

10

Отец (хохочет, подмигивает Приятелю). Да вон она идёт. Вот. Подходит. Гляди - за ней какая-то собака волочится. (Подмигивает Приятелю.)

Жених (подходя к женщине.) А я вас всюду ищу. (Оторопело на неё смотрит:) Ах, вы очень интересны в этом платье. Так без шапочки вам идёт - ну, прямо, другое лицо. И я теперь от вас не в себе.

Жена гостя. Позвольте,.. Что вы...

Жених. Только теперь, при полном электрическом свете, я вижу, какая вы есть полнейшая красавица. И я весь горю. (Обнимает её.)

Гость. Ну, знаете… Что же вы смеете? Нахал! (Ударяет его по лицу.)

Отец (хохочет). Вот тебе три дня!

Гость. Это нахальство. Обнимать мою жену… Это даже я себе не дозволяю. Лиза, идем. (Быстро уходят).

Жених. То-то я гляжу... Ясно, что не она...

11

Приятель. Чего ты, действительно, сунулся... Видишь, папаня пошутили.

Жених. Ну, папаня, спасибо. Из-за вас я сейчас по морде съел... (Приятелю.) Нет, я жалею, что это не она. Эта мне очень понравилась. Теперь подсунут какое-нибудь дерьмо - потом живи с ним.

Приятель. Да ты войди в комнату и скажи - мол, прошу к столу, прошу подойти ко мне мою супругу. Ясно, она и подойдёт.

Жених (мнётся у двери). Прямо, не знаю. Не вышло бы опять чего.

Выходит из средней двери Дочь - молодая супруга в платке.

Задерживается у входа – разговаривает с гостем.

12

Приятель. Или погоди... Вон, гляди, её мамаша идёт. Возьми и спроси. А я с папой подремлю.

Жених. Разве это мамаша? По-моему, это не мамаша.

Приятель. Ясно, мамаша. Я её по платку узнаю. Подойди и прямо руби с плеча - так и так. Или скажи, что у тебя куриная слепота — не можешь

рельефно людей видеть. Пущай она тебе сама невесту подведёт. Скажи — ослеп.

Жених (смеётся). Ей-богу, скажу её мамаше, что ослеп. Пущай сама подведёт.

Дочь (жениху). А я вас ищу. Что же это вы зашли к гостям и сразу выскочили?

Жених. Да как-то, знаете. Взял и вышел. Тут как-то спокойней. Посижу, думаю, тут - поговорю с мамой на разные темы... Захлопотались, мамуля? Дозвольте уж мне теперь вас мамулечкой называть на родственных началах?

Дочь. Нет, мамулечка как-то нехорошо. Лучше вы меня киса называйте.

Жених. Киса? Ну как же так, мамуля? Я прямо не осмеливаюсь вас кисой называть. Я вас очень уважаю, но киса вам, ей-богу, затрудняюсь и говорить. Я прямо не знаю.

Дочь. Ну, тогда,— как меня в детстве называли - чижик.

Жених (растерянно). То есть, как это, помилуйте, чижик. (Грозит пальцем.) Захлопотались, мамулечка... Устали . Пироги... Угар... Конечно... Естественно.

Дочь. Мне хочется, чтоб вы меня называли как-нибудь нежно, любовно. Ну там — киса, птичка, рыбка...

Жених. Что вы, мамуля! Не могу же я в вашем возрасте... как же, помилуйте, рыбка. Какая же вы рыбка..

Дочь. Александр, я не понимаю вас... Я свои года не скрываю. Вы как-то странно себя ведёте. Поцелуйте меня.

Жених (косится на отца). Ну, нет, знаете... Я уж за это сейчас схлопотал от одной... Извольте, ручку поцелую. И вообще, мамуля, я вам хотел сказать про одну вещь. Я, знаете, очень забывчив на людей. Ну, память зрительная, конечно. Я в детстве куриной слепотой хворал. К вечеру плохо вижу... Вот я вас почти и не вижу... Мамуля, где вы?.. Вот я вас, одним словом, хотел спросить — где ваша дочь?..

Дочь (растерянно). До-дочь? М-моя дочка? Откуда вы знаете?

Жених. Пардон, мамуля, я вас что-то не понимаю. Нет, я говорю — где дочка?

Дочь. Её здесь нет.

Жених. Ах, нет! То-то я, знаете, хожу, как дурак, по комнатам. И вижу - её нету. А где же она?

Дочь. Она... она в деревне...

Жених. Кто в деревне? Нет, я, мамулечка, говорю: дочка где? Ваша дочка. Ну вот, где она тут?.. Дочка...

Дочь. Александр, я не хотела пока вас расстраивать. Но если вы всё знаете... Она в деревне. Они вам ничего не будет стоить.

Жених. То есть как в деревне? А на чём же я, тогда сейчас жени... Позвольте, я чего-то не понимаю. Кто в деревне?

Дочь. Ну, дочка. Я туда её отправила...

Жених. Мамуля, тут кто-то из нас, знаете, того... свихнулся. Я говорю — до-очка-а... где-е?.. Не та, вторая, а эта. Ну?

Дочь. Какая вторая? Второй у меня не было. Ах да, действительно, я была в положении... ожидала, но когда... одним словом...

Жених. Мамуля, вы меня пугаете. Я говорю не та, которая поехала в деревню, и не эта, которой не было, а вот которая тут. Ну?

Дочь. Нет, тут её никогда не было. Ах тут! Нет, это был мальчик. Сын,..

Жених. Сын?!

Дочь. Он сейчас у бабушки. Он тоже вам ничего не будет стоить.

Жених. Мальчик? Мамуля. (Дует ей в лицо.) Киса... Успокойтесь. (Приятелю.) Гриша! (Показывает жестами, что собеседница свихнулась.)

Дочь. Вы ревнуете? Забудьте это.

Жених. Да я уж и забыл, мамуля. Мамуля... Агу... Забыл... Где дочка? Ну, покажи мне её — какая она из себя, и всё, И иди по своим делам. Приляг, отдохни.

Дочь. Ну, хорошо, если вы настаиваете, я могу показать её карточку.

Жених. Нет, зачем же мне её карточку? Вы мне наглядно её покажите. Во весь рост.

Дочь. Нет, она очень маленькая, любительская. Трудно разглядеть.

Жених. Нет, вы меня не поняли, мамуля, - я в детстве хворал куриной слепотой. А сейчас-то я разгляжу. Вы только покажите.

Дочь. Да и пожелтела она.

Жених. Что ж она, захворала?

Дочь. Нет, она здорова... Ну, хорошо, я сейчас покажу. (Уходит.)

13

Жених. (Приятелю.) Гриша, Гриша! Да ну, проснись же, чёрт! Тут, брат, чего-то происходит - я в толк не возьму. Мамуля прямо нехороша. Я не понимаю, чего её держат среди здоровых. Не предупреждают. За столом она же может в кого-нибудь вилкой ткнуть.

Приятель (равнодушно). А что они — свихнувшись?.. Да ты плюй на них. В крайнем случае возьмем и уедем — делов на копейку.

Жених. Это я понимаю. Мне бы только минут пять на высоте продержаться.

Приятель. Плюй на них. Тут у стола разберутся, кого с женихом сажать.

Жених. Мне бы только до стола продержаться. Я очень скандалов не люблю. Сразу драться полезут! Я этот дом отлично понимаю...

14

Мать. Прошу всех к столу. (Мужу.) Да встань ты, олух. Гляди, слюни распустил.

Отец. Все к столу. Парами, парами. Жених, ведите вашу невесту. Музыка, играй! Бис! Ура!..

Мать. Где же молодая?

Жених. Я, знаете, сам её... ищу... Мамуля сказала... Сейчас её... стало быть... приведёт... Какая-то желтизна у ней выступила, что ли... Наверное, припудривается...

Входят гости и Дочь с гостьей. Дочь бледна и взволнованна. Опирается на подругу, весьма некрасивую девицу.

Жених. Да вот они. (Испуганно смотрит на подругу, которую он принимает за невесту.) Не может быть...

15

Дочь (подруге). Нет, ты понимаешь, какие подлецы — в первый же день ему рассказали, что у меня дети. (Жениху.) Александр, пойдите сюда. Вот она... (Протягивает карточку.)

Жених. Что же это такое... Вот эта рыжая - моя невеста?! Не может быть...

Приятель. Отчего же не может быть? Раз её мать привела - значит, так и есть. (Смеётся.) А еще говорил – женился на хорошенькой. Где ж у тебя, дурака, глаза-то были? Гляди, какую оторвал.

Отец. Все к столу. Молодой, возьмите под руку невесту. И всё так благородно, элегантно.

Жених. Это обман, жульничество! Моя интересней была. Что ж вы мне, действительно, подсовываете.

Мать. Садитесь, садитесь!

Отец. Молодой, целуйте вашу супругу. Ведите ее к столу. И все так чинно, благородно. Бис, ура!

Жених. Да как же это так! По-моему, это не та.

Мать. Не скандальничайте, молодой человек. Довольно стыдно крики поднимать из-за пустяков.

Жених. Какие же, помилуйте, пустяки! Это подлог! .Не то подсовывают. Я не настолько выпивши, чтоб не разбираться.

Дочь. Ради бога... Я надеюсь на ваше благородство... Не разглашайте.

Приятель. Папаня, разрешите сомненья. Жених в своей невесте сомневается.

Отец. Музыка, играй! Й всё так благородно, романтично. Молодой, целуйте её в губы. Горько, горько!..

Жених. Да уж я и не знаю, что подумать. (Целует Подругу Жены) Пойдёмте, что ли...

Дочь. Александр!

Отец. Это какой-то ненормальный!

Жена гостя. Он на всех кидается.

Мать. Он пьяный, что ли?..

Приятель. Он на глазах жены с другой упражняется.

Жених. Я скандалов не люблю. Но мы после поговорим.

Дочь. Александр...

Жених. А, уйдите, мамуля. Прямо не до вас... Уберите от меня эту психическую.

Дочь. Что же это такое?..

Мать. Что вы безобразничаете, молодой человек!.. Гоните свою невесту.

Приятель. Шурик, гляди - вон твоя невеста. А это — мама.

Жених. Ай, да не смешите меня. Уберите, говорю, психическую, а то жениться перестану. Ах, эта моя невеста! У которой мальчик и три девочки.

Гости. Это черт знает что такое!

Отец. И всё так чинно, благородно, по-старому. (На цыпочках подкрадывается к жениху и накрывает его пальто - делает «тёмную».)

Жених (вырывается). Гриша! Наших бьют!

Приятель. Держись, Шурик, до моего прихода. А ну, разойдись!

Гости кидаются на Жениха и Приятеля, который спешно бросился одеваться. Происходит драка и потасовка. Мать спасает пирог. Гости окружают Жениха, хватают его

Жених. Ну ладно, я уйду. Только дайте хоть пожрать-то - с утра не евши по такой канители. ...

Гости несут Жениха к выходу.

Жених. Ну ладно... Хорошо... Я согласен...

Приятель. Он согласен. Не ломайте ему руки...

Мать. Отпустите молодого - он согласен.

Дочь. Александр!

Отец. Все к столу. Парами, парами. И всё так чинно, благородно, элегантно.

Гости. Горько! Горько!

Растерзанный Жених целует Мать своей невесты, приняв её за

невесту. Шум и крики гостей.

Приятель. Да нет, Шурик. Это её мама, а вон твоя невеста.

Гости. Горько! Горько!

Жених целует невесту. Танцы.

1933—1935

8

studfile.net

7 свадеб из русской классики

Лев Толстой писал в своем дневнике: «…описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам». Мы собрали самые яркие описания свадеб из русской классики. Читайте, как женились герои Толстого и Чехова, Горького и Зощенко.

Древнерусская свадьба

Алексей Корзухин. Девичник. 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Некоторые свадебные обычаи упомянуты еще в Повести временных лет, созданной в начале XII века. В ней монах-летописец перечислял брачные традиции славянских племен дохристианского периода:

Поляне имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем… и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.

Подробные литературные описания русской свадьбы появились лишь в XV–XVI веках, когда распространились сборники правил на все случаи жизни. В середине XVI столетия один из них — «Домострой» — составил для царя Ивана Грозного его духовный наставник протопоп Сильвестр.

О заключении брака рассказывал особый раздел — «Свадебный чин». В нем были расписаны все этапы — от предварительного сговора родственников до «фруктового стола» на второй день после венчания. Уточнялось, как оформить место свадебного пира, как рассаживать гостей по чину и чем угощать. «Домострой» уделял большое внимание имущественным вопросам. Например, приданое передавали на второй день свадьбы, подписывая «рядные» документы в отсутствие женщин:

И как время наступит, боярыни пойдут в свои комнаты, и тут-то после сладкого начнут разбираться в приданом и рядные подписывают. А возникнет в чем спор, откладывают от другого дня. Потом же садятся за стол порознь: бояре особо, а боярыни в других комнатах. И после застолья тесть благословляет зятя образами и дарами: кубками и бархатом, и камками, и соболями, и лошадями в нарядах, и доспехами, — поздравляет… Потом теща благословляет зятя образами, платьем, сосудами да дочь свою благословляет и одаривает нарядами и платьем. И потом поедут к себе тем же порядком и в нарядах, в остальные дни съезжаются и пируют, как пожелают.

Дворянская свадьба

Орест Верейский. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина» (фрагмент). Изображение: illustrators.ru

Герой романа Льва Толстого «Анна Каренина» помещик Константин Лёвин не сразу добился взаимности княжны Кити Щербацкой. И все же их брак стал браком по любви. Описание свадьбы в романе — еще и ценное свидетельство эпохи. Например, молодоженам предложили после свадьбы поехать в Европу, как это было принято среди аристократов, но невеста решила отправиться к мужу в деревню. Поступок казался странным для урожденной княжны, но современникам он давал лучше понять характер героини. Большое внимание уделил Толстой и хозяйственным деталям.

Читайте также:

…Когда Левин потребовал одеваться, Кузьма, старый слуга Левина, принес фрак, жилет и все, что нужно было.
— А рубашка! — вскрикнул Левин.
— Рубашка на вас, — с спокойной улыбкой ответил Кузьма.
Рубашки чистой Кузьма не догадался оставить, и, получив приказанье все уложить и свезти к Щербацким, от которых в нынешний же вечер уезжали молодые, он так и сделал, уложив все, кроме фрачной пары. Рубашка, надетая с утра, была измята и невозможна с открытой модой жилетов. Посылать к Щербацким было далеко. Послали купить рубашку. Лакей вернулся: все заперто — воскресенье. Послали к Степану Аркадьичу. Жениха ждали в церкви, а он, как запертый в клетке зверь, ходил по комнате, выглядывая в коридор и с ужасом и отчаянием вспоминая, что он наговорил Кити и что она может теперь думать.
— Приехали! — Вот он! — Который? — Помоложе-то, что ль? — а она-то, матушка, ни жива ни мертва! — заговорили в толпе, когда Левин, встретив невесту у подъезда, с нею вместе вошел в церковь.

Мещанская свадьба

Кадр из художественного фильма Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961)

В 1875 году украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий написал комедию «На Кожумяках». Автор высмеивал нравы киевских горожан, которые стремились к красивой, «хранцюзской» жизни. В 1883 году пьесу обработал Михаил Старицкий. По договоренности с Нечуй-Левицким комедия получила название «Панська губа, та зубів нема», а в подзаголовке значилось «За двумя зайцами». Премьера прошла в том же 1883 году в киевском Театре Бергонье.

С украинского языка на русский пьесу перевел Александр Островский, автор «Грозы» и «Бесприданницы». Пьеса не сходит с российских подмостков вот уже более 130 лет. А в 1961 году режиссер Виктор Иванов снял фильм, в котором главного героя — парикмахера и прохвоста Свирида Голохвостого — сыграл Олег Борисов.

И хотя свадьба главного героя с богатой, но некрасивой Проней в конце концов расстроилась, комедия дала нам представление о том, как готовились к бракосочетанию во второй половине XIX века зажиточные мещане.

Проня (входит в белом подвенечном платье, в белых цветах, увешана побрякушками). Не опомнюся от радости, что дождалась-таки, славу богу, своего дня! А какой же красавчик жених! Сидела, сидела, так зато ж высидела! Образованный, модный, душка, чисто огурчик! Как я влюблена, аж горит у меня все в середке, а сердце только — тех, тех! Не знаю уж, доживу ли до вечера... Как я обниму его, как... Ой-ой, только подумаю... Скорей бы уже! (Закрывает глаза рукой.) То-то все будут завидовать! А так под руку с ним да на них только: фе-фе-фе! А шлейфом — шелесь-шелесь-шелесь! На Крещатике барыней заживу, да все по-модному, по-хранцюзскому... (Прошлась по комнате и остановилась перед зеркалом.) Не окоротил ли он мне шлейфа? Ей-богу, окоротил, украл! И говорила я маме, чтоб отдали на Крещатике, так разве ж с этой простотой столкуешься? Ой, несчастье, и это ж не по-модному! Кто же так высоко талию делает? Ни плеч, ни груди! А по моде все должно быть наружу! Пойти еще по двору пройтись, пускай смотрят да губы кусают!

Свадьба мелкого служащего

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Свадьба» (1944)

В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» вышел рассказ Антона Чехова «Свадьба с генералом». Обычай приглашать на свадьбу значительное лицо «в чинах» действительно существовал в купеческой среде. Чехов высмеял попытку мелкого служащего — оценщика ссудной кассы — следовать купеческой моде.

В 11 часов Нюнин заехал за дядюшкой. Ревунов-Караулов надел свой мундир и штаны с золотыми лампасами, нацепил ордена — и они поехали. Свадебный ужин уже начался, когда взятый из трактира напрокат лакей снимал с адмирала пальто с капюшоном, и мать жениха, г-жа Любимская, встречая его в передней, щурила на него глаза.
— Генерал? — вздыхала она, вопросительно глядя на Андрюшу, снимавшего пальто, и кланяясь. — Очень приятно, ваше превосходительство… Но какие неосанистые… завалященькие… Гм… Никакой строгости в виде и даже еполетов нету… Гм… Ну, всё равно, не ворочаться же, какого бог дал… Так и быть, пожалуйте, ваше превосходительство! Слава богу, хоть орденов много…

В 1889 году Чехов использовал этот сюжет в одноактной пьесе «Свадьба». Водевиль сразу взяли в репертуар многие любительские труппы. Об одном из таких представлений в 1900 году писала актриса Ольга Книппер: «На днях был Толстой на «Чеховском вечере» и смеялся, говорят, до упаду, и ему очень понравилось». В 1902 году «Свадьбу» наконец поставили на профессиональной сцене — в Александринском театре. В 1944 году по произведениям Чехова сняли фильм «Свадьба», главные роли в котором исполнили Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова и Алексей Грибов. А выражение «свадебный генерал» стало нарицательным.

Капиталистическая свадьба

Сергей Герасимов. Фронтиспис к роману Максима Горького «Дело Артамоновых» (фрагмент). 1937. Издательство «Советский художник», Москва

Максим Горький написал роман «Дело Артамоновых» о семье провинциальных промышленников в 1925 году, но действие происходит в дореволюционное время. Свадьба Петра Артамонова и Натальи — яркий пример «разрыва поколений», когда патриархальные традиции молодежь стала воспринимать как дремучие предрассудки.

Когда Пётр вошёл вслед за ней в комнату Натальи, где была приготовлена пышная постель, старуха тяжело села посреди комнаты на стул.
— Слушай, да — не забудь! — торжественно говорила она. — Вот тебе две полтины, положи их в сапоги, под пятку; придет Наталья, встанет на колени, захочет с тебя сапоги снять, — ты ей не давай...
— Зачем это? — угрюмо спросил Пётр.
— Не твое дело. Три раза — не дашь, а в четвертый — разреши, и тут она тебя трижды поцелует, а полтинники ты дай ей, скажи: дарю тебе, раба моя, судьба моя! Помни! Ну, разденешься и ляг спиной к ней, а она тебя просить будет: пусти ночевать! Так ты — молчи, только в третий раз протяни ей руку — понял? Ну, потом...
Пётр изумленно взглянул в темное, широкое лицо наставницы, раздувая ноздри, облизывая губы, она отирала платком жирный подбородок, шею и властно, четко выговаривала грубые, бесстыдные слова, повторив на прощанье:
— Крику — не верь, слезам — не верь. — Она, пошатываясь, вылезла из комнаты, оставив за собою пьяный запах, а Петром овладел припадок гнева — сорвав с ног сапоги, он метнул их под кровать…

Пролетарская свадьба

Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Не может быть!» (новелла «Свадебное происшествие») (1975)

В 1933 году ленинградский Мюзик-холл представил одноактный водевиль Михаила Зощенко «Свадьба». Двумя годами позже писатель выпустил сборник рассказов «Голубая книга», куда вошла новелла «Свадебное происшествие». И рассказ, и пьеса высмеивали легкомысленное отношение советской молодежи к гражданскому (нецерковному) браку: хочу — «запишусь», хочу — разведусь. Главный герой не мог узнать на собственной свадьбе невесту — малознакомую девушку — и по ошибке поцеловал другую.

Володька кричит:
— А пес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся.
Тут невеста в белом балахоне является. И цветы в ручках держит.
— Ах, так, — говорит, — ну, так это вам выйдет боком.
И опять, конечно, вопли, крики и истерика. Начали, конечно, родственники выгонять Володьку из квартиры.
Володька говорит:
— Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители.
Но родственники поднажали и ссыпали Володьку на лестницу.
На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.

В 1975 году режиссер Леонид Гайдай снял по рассказам Михаила Зощенко сборник киноновелл «Не может быть!». Главных героев из «Свадебного происшествия» блестяще сыграли Леонид Куравлев и Валентина Теличкина.

Казачья свадьба

Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957)

Михаил Шолохов закончил роман «Тихий Дон» в 1940 году, а в 1965-м получил за него Нобелевскую премию. Алексей Толстой оценивал роман как «эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества». Картины сватовства Григория Мелехова к Наталье, подготовки к свадьбе, венчания и гуляний Шолохов действительно взял из народного быта. Например, сваты украли в доме невесты веник, чтобы «не получить отказа». Невеста связала перед свадьбой «традиционный шарф из козьего дымчатого пуха и пуховые перчатки». Семья жениха, в свою очередь, приготовила «кладку» из одежды — выкуп за невесту. В день венчания жених пребывал в растерянности, его поддерживал брат Петро — на этой свадьбе он дружка, или распорядитель.

— Потеснитесь, гостечки! — упрашивал Петро, толкая разопревшие от пляса бабьи животы.
Григорий, оживившись, мигнул Наталье.
— Петро зараз казачка урежет, гляди.
— С кем это он?
— Не видишь? С матерью твоей.
Лукинична уперла руки в боки, в левой — утирка.
— Ходи, ну, а то я!..
Петро, мелко перебирая ногами, прошел до нее, сделал чудеснейшее коленце, вернулся к месту. Лукинична подобрала подол, будто собираясь через лужу шагать, — выбила дробь носком, пошла, под гул одобрения, выбрасывая ноги по-мужски.
Гармонист пустил на нижних ладах мельчайшей дробью, смыла эта дробь Петра с места, и, ухнув, ударился он вприсядку, щелкая ладонями о голенища сапог, закусив углом рта кончик уса.

Свадебные песни и танцы казаков вошли в легендарную экранизацию «Тихого Дона», которую снял в 1958 году Сергей Герасимов.

Автор: Екатерина Гудкова

www.culture.ru

rrulibs.com : Проза : Советская классическая проза : Свадебное происшествие : Михаил Зощенко : читать онлайн : читать бесплатно

Свадебное происшествие

Конечно, Володька Завитушкин немного поторопился. Был такой грешок.

Володька, можно сказать, толком и не разглядел своей невесты. Он, по совести говоря, без шляпки и без пальто ее никогда даже и не видел. Потому все главные события на улице развернулись.

А что перед самой свадьбой Володька Завитушкин заходил со своей невестой к ее мамаше представляться, так он не раздеваясь представился. В прихожей. Так сказать, на ходу.

А познакомился Володя Завитушкин со своей невестой в трамвае. Дней за пять до брака.

Сидит он в трамвае и вдруг видит, перед ним этакая барышня вырисовывается. Такая ничего себе барышня, аккуратненькая. В зимнем пальто.

И стоит эта самая барышня в зимнем своем пальто перед Володькой и за ремешок рукой держится, чтоб пассажиры ее не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо.

Вот Володька ее и пожалел.

— Присаживайтесь, — говорит, — ко мне на одно колено, все легче ехать.

— Да нет, — говорит, — мерси.

— Ну, так, — говорит, — давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять.

Нет, видит, и пакета не отдает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что. Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел. «Господи, — думает, — какие бывают миловидные барышни в трамваях».

Едут так они две остановки. Три. Четыре. Наконец, видит Завитушкин — барышня к выходу тискается. Тоже и Володька встал. Тут у выхода, значит, у них знакомство и состоялось.

Познакомились. Пошли вместе. И так у них все это быстро и без затрат обернулось, что через два дня Володька Завитушкин и предложение ей сделал.

Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались. Записались они в загсе, а после записи и развернулись главные события.

После записи пошли молодые на квартиру к мамаше. Там, конечно, полная суматоха. Стол накрывают. Гостей много. И вообще семейное торжество — молодых ждут.

И какие-то разные барышни и кавалеры по комнате суетятся, приборы ставят и пробки открывают.

А свою молодую супругу Володька Завитушкин еще в прихожей потерял из виду.

Сразу его, как на грех, обступили разные мамаши и родственники, начали его поздравлять и в комнату тащить. Привели его в комнату, разговаривают, руки жмут, расспрашивают, в каком, дескать, союзе находится.

Только видит Володька — не разобрать ему, где его молодая жена. Девиц в комнате много. Все вертятся, все мотаются, ну, прямо с улицы, со свету, хоть убей, не разобрать.

«Господи, — думает Володька, — никогда ничего подобного со мной не происходило. Какая же из них моя молодая супруга?»

Стал он по комнате ходить между девиц. То к одной толкнется, то к другой. А те довольно неохотно держатся и особой радости не выказывают.

Тут Володька немного даже испугался.

«Вот, — думает, — на чем засыпался — жену уж не могу найти».

А тут еще родственники начали коситься — чего это молодой ходит как ненормальный и на всех девиц бросается. Стал Володька к двери и стоит в полном упадке.

«Ну, спасибо, — думает, — если сейчас за стол садиться будут. Тогда, может, что-нибудь определится. Которая со мной сядет, та, значит, и есть. Хотя бы, думает, вот эта бело-брысенькая села. А то, ей-богу, подсунут какое-нибудь дерьмо, потом живи с ним».

В это время гости начали за стол садиться.

Мамаша христом-богом просит обождать еще немного, не садиться. Но на гостей прямо удержу нету, прямо кидаются на жратву и на выпивку.

Тут Володю Завитушкина волокут на почетное место. И рядом с ним с одного боку сажают девицу.

Поглядел на нее Володька, и отлегло у него на сердце.

«Ишь ты, — думает, — какая. Прямо, — думает, — недурненькая. Без всякой шляпки ей даже лучше. Нос не так уж просится наружу».

От полноты чувств Володя Завитушкин нацедил себе и ей вина и полез поздравлять и целоваться.

Но тут и развернулись главные события.

Начали раздаваться крики и разные вопли.

— Это, — кричат, — какой-то ненормальный, сукин сын. На всех девиц кидается. Молодая супруга еще к столу не вышедши — прибирается, а он с другой начал упражняться.

Тут произошла абсолютная дрянь и неразбериха.

Володьке бы, конечно, в шутку все превратить. А он очень обиделся. Его в суматохе какой-то родственник бутылкой тиснул по затылку.

Володька кричит:

— А пес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся.

Тут невеста в белом балахоне является. И цветы в ручках держит.

— Ах, так, — говорит, — ну, так это вам выйдет боком.

И опять, конечно, вопли, крики и истерика. Начали, конечно, родственники выгонять Володьку из квартиры.

Володька говорит:

— Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители.

Но родственники поднажали и ссыпали Володьку на лестницу.

На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.

Там ему сказали несколько кислых слов.

— Хотя, — говорят, — иной раз бывают такие легкомысленные браки. Но впредь этого не делайте. А то под суд попадете.

И тут же сразу развели.

Так что он теперь холостой и снова может жениться на желающих.

Но чего хорошего в браке и зачем к этому стремятся — это прямо трудно понять.

Обыкновенно жены изменяют, и загадочная подробность — всегда вместо мужа любят кого-нибудь другого. Так что не знаю, как вы, а я гляжу против такого брака. Хотя если говорить о браке, то я стою за крепкий и твердый брак. Тем не менее не закрываю себе глаза на это и знаю, что это такое.

В общем, вот чего однажды приключилось на любовном фронте.

rulibs.com

Новелла М.Зощенко "Свадебное происшествие"

        Новелла М.Зощенко "Свадебное происшествие"
Пятница, 12 октября 2018 г.
Рубрика: Разное
Метки: жених, свадьба, невеста
Автор статьи: grizman
Главный герой зощенской новеллы случайно встречает девушку в автобусе в зимнюю пору. Она ему очень нравится, ей так сильно идет пальто и шапочка, что Владимир даже предлагает стройной девушке, так как больше мест нет, присесть к нему на колено. Она присела, и Владимиру это понравилось еще больше, поэтому он предлагает ей встретиться. Было назначено свидание, но оно прошло на улице и молодые люди решают, что они так сильно влюблены друг в друга, что им обязательно нужно пожениться и официально оформить отношения. Девушку об этом сообщает своим родителям, которые решают отпраздновать это событие, и приглашают большое количество гостей.
И вот молодые люди отправляются в ЗАГС и уже там скрепляют свой союз, но и там помещение плохо отапливалось и невеста с женихом не снимали верхнюю одежду. После росписи молодая невеста отправилась домой, чтобы нарядиться перед приходом гостей, а Завитушкин с другом решил зайти в парикмахерскую и подстричься. Но когда они отправились домой к невесте, то заплутали и долго искали дом девушки, так как Владимир только издалека видел, где она живет, и ему все дома на этой улице казались похожи один на другой. Поэтому приключения начались уже здесь, так как в одном из домов, Владимира муж одной из хозяйки дома просто выбрасывает его в сугроб. И вот, наконец, они добираются до дома, где их действительно ждут.
В доме уже собрались гости, а невеста никак не может определиться с платьем, так как недели подготовки не хватило времени на то, чтобы купить или пошить новое платье. Поэтому она одевает одно из своих нарядных платьев, а сверху, послушав совета матери, решает накинуть пестрый платок матери. Но, выйдя к гостям, она заметила, что ее жених совсем не обращает внимания на нее. А Владимир уже стал переживать, пытаясь найти среди всех приглашенных свою невесту. Но это ему никак не удавалось, и каждый раз, подходя к симпатичной и милой женщине, он обнаруживал, что она не одна, а с мужчиной.
Тогда друг советует Владимиру спросить совета у отца, но когда Завитушкин обращается к отцу невесты, то мужчина, который уже подвыпил, решает обидеться и не собирается помогать жениху, считая, что этот брак слишком поспешный. Тогда друг вспомнил платок мамы и, видя, как та заходит в комнату, подсылает туда и жениха, чтобы он спросил, где же ее дочь - невеста. Но это сама невеста и была! В результате получается, что Владимир, разговаривая со своей же женой, не только ее не узнает, что еще и называет мамулей и интересуется ее дочкой. И приходится невесте рассказать, что в деревни ее дети и что их у нее несколько: несколько девочек и один мальчик. Шокированный главный герой думает, что его теща приболела, и ее рассудок помутился. Но, когда их сажают за стол, то он целует совсем другую девушку, которая накрывала на стол. Когда же раскрывается вся правда, то его удерживают за столом уже силой, хотя ему совсем не нравится невеста, да еще у нее и детей много, о которых он ничего не знал. И только на следующий день, возвращаясь после работы, он смог развестись.


  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи

gfom.ru

Вышел первый сборник пьес Михаила Зощенко – Журнал Театр.

Санкт-петербургское издательство «Родник» выпустило книгу, примечательную не только тем, что это в принципе первое собрание зощенковских пьес, в том числе ранее не опубликованных. Зощенко-драматург известен главным образом по своим одноактным пьесам, которые входили в некоторые издания его сочинений. Зощенковские одноактовки известны и широкой публике — прежде всего, по фильму Леонида Гайдая «Не может быть!»; наиболее популярная пьеса Зощенко «Свадьба» нередко ставится и сегодня — в частности, недавно она стала одной из составляющих одноимённого спектакля Егора Перегудова в московском «Современнике». Однако сборник «Театр Зощенко» состоит из десяти многоактных пьес Зощенко, в том числе написанных им в соавторстве.

Книга дополнена воспоминаниями вдовы писателя Веры Зощенко «История нападок на Зощенко» из архива Пушкинского Дома, а также развёрнутым предисловием составителя — филолога и публикатора произведений Зощенко Вячеслава Муромцева (и, разумеется, комментариями). В обоих текстах рассматривается судьба драматургии Зощенко, в том числе сценическая — последняя в большей мере состоит из не состоявшихся постановок. В частности, пьесу «Уважаемый товарищ» в начале тридцатых годов собирался ставить Мейерхольд — главную роль должен был играть Игорь Ильинский. Вместе с «Самоубийцей» Николая Эрдмана «Уважаемый товарищ» был запрещён Главреперткомом, постановки обеих пьес в Театре Мейерхольда не состоялись.

В числе вошедших в сборник пьес — поставленные и не поставленные при жизни писателя, опубликованные в различных посмертных собраниях (после известного постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года, а также постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», вышедшего двумя месяцами позже, рассчитывать на публикацию зощенковской драматургии не приходилось), специализированных журналах и публикуемые впервые. В частности, впервые была опубликована в журнале ТЕАТР. в 1987 году пьеса «Под липами Берлина», написанная в соавторстве с Евгением Шварцем по заказу Николая Акимова. Летом 1941 года соавторы, воспринявшие акимовский запрос как личный патриотический долг, написали гротесковую комедию о Гитлере и его окружении (Гитлер появился в литературе и театре здесь впервые с начала войны), спектакль вышел в Театре комедии, однако резко диссонировал с тогдашним настроением, трагической ситуацией реальной угрозы и вскоре был снят.

Ещё одна пьеса, «Дело о разводе», предназначалась для Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова — изначально сам Образцов обращался к драматургу с запросом на новую пьесу для его театра. Однако комедия «Дело о разводе», как и почти вся послевоенная драматургия Зощенко, сцены не увидела.

«Зощенко-драматург напоминает сегодня некий неопознанный объект: наличие его признаётся, но представление о нём ещё не приобрело достаточно ясных очертаний, — пишет в предисловии к „Театру Зощенко“ Вячеслав Муромский. — (…) Драматургическое наследие Зощенко не только мало изучено, но даже и не собрано. (…) Между тем известно, что Зощенко является автором около двадцати драматургических произведений, не считая либретто и эстрадных сценок-миниатюр».

Фото: kino-teatr.ru.

oteatre.info


Смотрите также

© 2011- Интернет-журнал Vfate.ru.
Карта сайта, XML.
Разработка интернет-магазинов, веб-сайтов